Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место детской литературы в воспитании детей.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Место детской литературы в воспитании детей. Художественная литература - часть культуры, созданной обществом. В процессе развития русская литература всегда стремилась формировать мировоззрение молодого поколения, быть наставнической. Литература формирует нравственный и эстетический облик человека, развивает в нем чувство красоты, понимания жизненных сложностей, создает богатый духовный мир. Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы - русской и переводной, без древних и новых произведений устного народного творчества. Детская литература является одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения, поэтому она занимает важное место в жизни ребенка. В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Ведь книги для дошкольников служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представления о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают малышу активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. И сегодняшняя детская книга независимо от жанра учит ребенка любить свой дом, близких, дорожить словом, чтить святые для Отечества имена, уважать человеческое достоинство в себе и в других. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения Н.Н.Носова 1) Рассказ-новелла, «Белый гусь». 2 ) Основная идея: любовь ко всему живому, самопожертвование ради других. 3) характеристика героев: Белый Гусь – смелая и гордая птица, заботившаяся о малышах погибшей гусыни. Он стал им и матерью, и отцом. Спасая двенадцать «одуванчиков» во время внезапно налетевшего ливня и града, он терпеливо и мужественно принял удар на себя.Белый Гусь погиб, но спас своих гусят, оставшись до конца храбрым и стойким. 4) содержание: Случилось несчастье: погибла гусыня, и Белый гусь сам стал заботиться о малышах, став для них и матерью, и отцом. Неожиданно налетевший ливень и град показали, сколько в нем самоотверженности и любви к детям. Инстинкт самосохранения движет им, а вполне осмысленные человеческие чувства. Градины, одна больше другой, бьют его по голове, а он сидит неподвижно и терпеливо, спасая под своими крыльями детей. Грустью проникнуты строки, описывающие его гибель. Он погиб, но все двенадцать «одуванчиков» остались целы и невредимы. 6) возрастной адресат: рекомендована к чтению в старшем дошкольном возрасте. Билет 2 Вопрос 1: Общее понятие о фольклоре. Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. " ФОЛЬКЛОР " - от английского слова, которое в буквальном переводе означает: «народная мудрость» народное значение Изучением фольклора занимается наука - Фольклористика.
Фольклор или устное народное творчество - это поэтические произведения, создаваемые народом и бытующие в широких народных массах, наряду с фольклором музыкальным и танцевальным. Область, в которой проявилось творчество народа, необычайно обширна. В литературах всех народов мира фольклор был той почвой, на которой возникло и продолжает обогащаться профессиональное творчество (темами, образами, идеями). Фольклор и Литература - это два вида словесного искусства. Однако, Фольклор - это не только искусство слова, но и составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами; и в этом существенное различие между фольклором и литературой. Основные черты любого Фольклорного произведения: Коллективность, Анонимность, Устность, Вариативность, Традиционность. Детский фольклор – это специфическая область народного творчества, которая является частью народной педагогики. Он имеет свои формы существования, своих носителей и его жанры основаны на учете физических и психических особенностей детей разного возраста. Его структура полностью совпадает со структурой круга ДЧ. Роль устного народного творчества в формировании личности ребенка. Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полно -ценной личности просто невозможно. Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Коллективная нравственная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывали национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения С.В.Михалкова Название: Бараны Жанр: Сказка о животных Основная идея: Упёртость плохое качество, которое приводит в плохому концу. Характеристика главных героев: Два барана: глупые, упёртые существа, не желавшие пойти на уступки, и поплатившиеся за это жизнью, утонув в реке. Художественные особенности: четырёхстрочная рифма, легко запоминаемая. Воспитательное значение: в любой ситуации нужно искать компромисс, и уметь договариваться. Возростной адресат: вторая младшая, средняя группа Билет 3 Вопрос 1: Ая половина XVII века. В это время появляются школы разных типов: частные, общественные, монастырские, государственные. В 1687 г. в Москве открывается первое Высшее учебное заведение - СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ в ней готовили переводчиков, учителей и справщиков для типографий. Происходит Формирование основных видов и жанров детской литературы. "СИНОПСИС " - краткое обозрение русской истории. Появляется предшественница литературы для маленьких детей лубочная литература. ЛУБКИ - это печатные гравюры с картинками и текстом, которые соединяли в себе качества газеты и плаката, картины и книги; темы были самые разные. Большой вклад в детскую литературу внесло творчество писателя и поэта Кариона Истомина, который считается первым детским писателем. Особого внимания заслуживает ЛИЦЕВОЙ БУКВАРЬ в основе которого лежит принцип занимательности и наглядности. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения К.И.Чуковского Билет 7 Вопрос 1: Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало», переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского. В XVIII в. среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем Индийским». Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа. Вторая половина XVIII века начинается широкое развитие детской литературы. В создании ее принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи, научно-популярная литература. Вопрос 2: Название: четыре желания. Жанр: Бытовой рассказ. Основная идея: Все времена года хороши. Характеристика главных героев: Папа Мити: умный и хитрый по доброму мужчина. Митя: жизнерадостный мальчик. Содержание: Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!- Запиши твоё желание в мою карманную книжку,— сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:- Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. Художественные особенности: рассуждения мальчика о каждом времени года. Воспитательное значение: рассказ показывает насколько прекрасно каждое время года, и как можно заниматься многим разным и интересным в каждый погодный сезон. Возрастной адресат: вторая младшая группа. Билет 8 Вопрос 1: III ЭПОХА: РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА XIX век называют золотым веком русской литературы. Впитав в себя лучшие достижения предшествующих эпох, продолжая и развивая их в новых условиях, детская литература XIX века становится высоким искусством. 1. 1-ая половина XIX века В начале века сложилась система высшего, среднего и начального образования, просуществовавшая вплоть до 1917 года. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Быстро увеличивался спрос на книгу, газету, журнал - все это формировало читательскую среду. Стал появляться интерес к собиранию книг; формировались домашние библиотеки. Чтение входит в быт, в привычку, становится своеобразной модой. Именно в 1-ой половине XIX века был заложен фундамент той детской литературы, что сохраняет свою значимость доныне. Смешение различных тенденций классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма дало необыкновенно богатую палитру как во взрослой, так и в детской литературе. Рассказы для детей соединяли в себе познавательность и нравоучительность; постепенно становились все более реалистичными. Много выходило книг и статей религиозного содержания. Делали первые робкие шаги лирика и драматургия для детей. Огромным достижением можно считать появление теории и критики детской литературы - в статьях ведущего критика этого периода В.Г.Белинского. Выходит уже 12 детских журналов. Многие издатели пытались подражать Н.И.Новикову, но этот опыт был неудачным. В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С.Глинка, А. Июимова, А.Зонтаг, В.Бурьянов, П.Фурман, Б.Федоров и другие. Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и литературной одаренности. Они внесли достаточно ценный вклад в популяризацию знаний среди детей и в нравственное воспитание подрастающего поколения. Кроме того, при активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые формы и жанры. Например, С.Глинка использовал форму " рассказ из истории "; В.Бурьянов - прием " чтение как прогулка Ведущей темой детской литературы становится История Отечест ва. Крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень быстро входили в круг детского чтения. Учебно-познавательная литература сделала большой шаг вперед по сравнению с XVIII веком. Большинство таких изданий осуществлялось с участием ученых и талантливых популяризаторов, поэтому в них сочеталась строгая научность и занимательность изложения. Особенно популярными становятся детские энциклопедии. При чем, энциклопедическая направленность детских книг была в тот период настолько сильна, что даже буквари и азбуки приобретали всеохватывающий характер. В детскую книгу приходят крупные художники, которые закладывают традиции иллюстрирования детских изданий. Среди детских книг этого периода можно выделить: - азбука " Подарок русским детям на память об Отечественной вой -не 1812 года " М.И.Теребенева; - стихи А.С.Шишкова; - " История государства Российского в назидание юношества Покровского; - " Русская история для первоначального чтения " Н.Полевого; - История России в рассказах для детей А.Ишимовой; - п Русская летопись для первоначального чтения "; С.Соловьева; - повесть «Серый армяк» Львова и многие другие. 2. 11-ая половина XIX века В этот период детская литература прошла этап своего окончательного утверждения в русской культуре. Творчество для детей стало восприниматься как почетное и ответственное дело. Расцвет реалистического искусства оказал решающее влияние на детскую литературу, качественно изменив прозу и поэзию для детей (не дав, впрочем, заметного толчка детской драматургии). В теории и критике детской литературы дело было продолжено после Белинского Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым. В детской поэзии выделяется пейзажная лирика; получает широкое распространение гражданская лирика; в нее проникает сатира. Более прочные позиции в детской прозе занимает теперь жанр рассказа. Появляются социально-бытовые, героико-приключенческие и исторические рассказы; отдельно выделяются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках. Тема Детства - становится ведущей. Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей; они проводят в своих произведениях подробнейший анализ возрастной психологии детей. Так формируется литература о детях, обращенная к родителям и педагогам. Журналы сыграли большую роль в развитии детской литературы этого периода - вплоть до конца века они были средоточием литературной жизни, пропагандировали то или иное направление, новых авторов и новые произведения. Именно журнальные публикации формировали круг чтения, развивали интерес к литературе, потребность в чтении. 3. В теории и критике важным было показать как, кому и зачем нужно писать для детей; что в детской литературе хорошо, а что -нет. В.Г.Белинский (1811-1848) - родоначальник научно обоснованной литературной критики. Им было доказано, что детская литература есть высокое искусство, к которому приложены строгие критерии народности, гуманизма, образности; что детская книга должна служить не только предметом развлечения или обучения, но важным средством духовного развития ребенка. Он провозгласил лозунг литературы для маленьких читателей: " Минуя разум, через сердце ". Указал признаки, по которым узнается псевдо литература, и описал вред, наносимый ею ребенку. Например, его статьи: - Подарок на Новый Год. Две сказки Гофмана для больших и маленьких. Детские сказки дедушки Иринея (наиболее проблемная); - 0 детских книгах "; - " Несколько слов о чтении романов н; - " Библиотека детских повестей и рассказов "; - " Басни Ивана Крылова и другие. Н.Г.Чернышевский (1828-1889) и Н.А.Добролюбов (1836-1861) - последователи Белинского в отношении к детской литературе и ее воспитательной роли. Их взгляды на художественную и научно-просветительскую литературу в главном совпадали. Однако, статьи, их книги, написанные специально для детей, несут на себе от -печаток творческой индивидуальности каждого. Итак, теория и критика литературы в России подняла детскую книгу на достаточный уровень. Видные деятели литературы не только ставили перед детской литературой актуальные задачи, но и сами принимали участие в разработке ее теоретических основ; пробовали писать для детей, и тем самым развивали и укрепляли наиболее прогрессивное направление в ней. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения К.И.Чуковского Билет 9 Вопрос 1: ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ как "детский" поэт Крылов принадлежит XIX веку: басни, прочно вошедшие в круг детского чтения, он стал писать во второй половине жизни. Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен. Своим сюжетом они напоминают сказку: действующими лицами чаще всего являются животные и птицы, которые разговаривают. События разворачиваются очень быстро. Содержание любой басни легко можно пересказать, инсценировать или просто читать по ролям. Басни остроумны и ироничны. Дети, читая и слушая их, развивают наблюдательность; учатся подмечать смешное и комичное в людях и их отношениях. Басни Крылова вполне можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Басня - это краткий аллегорический рассказ, содержащий нравоучение. Басня относится к сатирическому жанру, истоки которого уходят своими корнями в глубокую древность. Тогда басня представляла собой маленький нравоучительный рассказ или притчу, в которой обычно действовали наделенные человеческими чертами животные, реже сами люди. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение русской народной сказки о животных Билет 10 Вопрос 1: В. А. Жуковский (1783-1852) открыл в человеке способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций, чем способствовал развитию в России сентиментализма. В романтических балладах и стихотворных сказках всегда происходит что-то необычное. Сюжеты сказок узорчаты, действие у Жуковского происходит в условном пространстве, необычность которого, как правило, многократно усилена: в заколдованном лесу, в объятом снов княжеском дворце, в волшебном (райском) саду. Сказка, по мнению поэта, должна быть чистой, т.е. не иметь иной цели, кроме непорочного занятия фантазией. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами ее переживаний. «Сущность и идея стиля Жуковского, его поэзия в целом — это идея романтической личности. Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую...» (Г. А, Гуковский). Все это было развито Пушкиным, а также другими русскими поэтами: Лермонтовым, Некрасовым, Тютчевым, Блоком. Внимательно перечитывая стихи Жуковского, понимаешь высокую художественную ценность его поэзии и то, как велико значение этого поэта не только для русского романтизма, но и для всей русской литературы. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение сказки мирового фольклора Билет 11 Вопрос 1: АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН Творчество величайшего русского поэта необычайно расширило круг детского чтения и оказало огромное влияние на детскую литературу. Сказки Пушкина - это вершина в развитии стихотворной литературной сказки в России XIX века. В 20-ые годы, он записывал народные песни, пословицы, поговорки и, сказки, которые рассказывала ему няня. Для Пушкина фольклор - это средство познания народности и форма выражения народности. А сказки - как ответ на эту проблему; в них он видел синтез всех элементов фольклора. Знаменитый пролог к поэме " Руслан и Людмила " - появился в 1828 году, во втором издании поэмы. Воспринимается читателями как пролог ко всем пушкинским сказкам. Представляет собой вполне самостоятельное произведение. Главная его отличительная черта - это мозаичность. Сказка-баллада " Жених " - опубликовано в 1827 году; явилось как бы первым обращением поэта к жанру сказки. В его основу положена русская народная сказка о женихе, который оказался разбойником. Здесь Пушкин создает образы, следуя фольклорным традициям. ° В 1830 году Пушкин начинает работу над сказкой " Как весенней теплою порою " о медведихе, которая так и осталась незавершенной. Творческие искания Пушкина завершились в 30-ые годы созданием пяти стихотворных сказок. В сентябре 1834 года Пушкин набросал план издания цикла сказок, в котором расположил их не по хронологии, а согласно основным идеям:«Жених» «0 царе Салтане»,«0 мертвой царевне»- «0 Балде» 0 рыбке», «0 петушке».Пушкинские сказки делятся на две группы: - сказки-поэмы (0 царе Салтане,0 мертвой царевне)они заканчиваются счастливо; в них - добро и зло однозначно, а положительные и отрицательные герои не вызывают сомнений. - сказки-новеллы (0 Балде, О рыбке, 0 петушке) они заканчиваются справедливо, но несчастливо; в них отрицательные герои побеждаются силами, несущими то добро, то зло. И каждая сказка - неповторима; у каждой - свой стих, свои образы и свое настроение. Вопрос 2: (см. билет 1) Билет 12 Вопрос 1: ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ (1815 - 1869) Ершова часто называют «человеком одной книги»: так велика была слава его сказки «Конек-Горбунок», заслонившая все написанное этим талантливым человеком. А ОН был автором многих лирических стихотворений, рассказов, пьес (наиболее известная «Суворов»и «станционный смотритель»), поэмы «Сузге» (о драматическом эпизоде из времен покорения Сибири Ермаком). Под влиянием пушкинских сказок, которые появились в студенческие годы Ершова, он решил испытать свои поэтические силы и написать стихотворную сказку. Так возникла сказка «Конек-Горбунок» Опубликована сказка была в 1834 году (в IV издание (1856) Ершов внес много исправлений; а в V издание (1861) была внесена последняя правка). Сказка представляет произведение уникальное в русской детской литературе. Она объединяет в себе ряд центральных сказочных тем русского фольклора; одна из главных ее отличительных черт -сочетание трех основных типов народного произведения: волшебной, сатирико-бытовой и сказки о животных. Но, Ершов не просто соединил куски из отдельных сказок, а создал совершенно новое, цельное и законченное произведение. Поэт использует и чисто литературные приемы: эпиграфы; многоплановый сюжет; развернутые описания; лирические отступления; прямые обращения к читателю. Сказка отличается строгостью и логической последовательностью в развитии событий, спаянностью отдельных частей в одно целое. Она делится на три равных части: сюжет каждой представляет собой законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время здесь уплотнено до предела, а пространство - безгранично. В каждой части есть центральное, главное событие, которое наиболее полно выявляет характеры героев и предопределяет дальнейшие события. Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: победой главного героя, свадьбой и пиром на весь мир. Таким образом, вслед за Пушкиным Ершов утвердил жанр литературной сказки в России XIX века; выступил продолжателем Пушкинских традиций в сказочном жанре. Ершов выразил в своей сказке взгляды передового человека своего времени. Здесь, в значительно большей степени, чем в других русских литературных сказках, присутствует реалистическая достоверность: широко отражен русский быт; социальная жизнь России; такие стороны действительности, к которым народная сказка почти не обращается. И хотя она адресована взрослым, считается классикой детского чтения и детской литературы. Вопрос 2: (см. билет 1) Билет 13 Вопрос 1: РУССКИЕ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ XIX ВЕКА В процессе дальнейшего развития русской литературы, утверждения в ней принципов реализма, видоизменяется и сама литературная сказка. Она сохраняет связь с фольклорными источниками и на родным мировоззрением, но связи ее с реальной действительностью становятся все более прочными. Возникает литературная сказка, специально предназначенная для детей. В одних случаях детская сказка продолжала предшествующую традицию и представляла собой литературную обработку народ ной сказки. В других случаях писатели стремились на современном бытовом и жизненном материале воспитать в ребенке добрые чувства и высокие нравственные принципы. АНТОНИИ ПОГОРЕЛЬСКИЙ (1787 - 1836)(АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ) Писал стихи, статьи о литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление Гоголя, стоял у истоков фантастического направления в отечественной литературе. Для его произведений характерно соединение таинственного, мистического с реалистическим изображением быта, нравов российской жизни. Живая, остроумная, ироничная манера повествования делает его произведения привлекательными. Последние годы жизни писатель провел в своем маленьком мало российском имении Погорельцы (отсюда его псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши -впоследствии известного писателя А.К.Толстого. Ему и была рассказана история, легшая в основу повести-сказки. В 1822 году увидела свет фантастическая повесть-сказка «Черная курица, или Подземные жители» Эта сказка была единственным его произведением для детей, но именно она принесла ему славу выдающегося детского писателя. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести-сказки Погорельского сделали ее выдающимся произведением литературы XIX века. Оно открывает собой историю русской художественной детской прозы, историю автобиографической прозы о детстве. ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ (1803 - 1862) Философ, писатель-сказочник, автор мистических повестей и рассказов, талантливый музыкант - таков еще не полный перечень его дарований и направлений деятельности. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель великолепных «Сказок дедушки Иринея», заслуживших широкую популярность у юных читателей. Нравственные и педагогические идеи писателя, воплощенные в его сказках, всегда конкретны и наглядны, расширяют представления читателя о действительности. ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ (1801 - 1872) Посвятил всю свою жизнь изучению и собиранию произведений устного народного творчества. В.И.Даль широко известен как автор " Толкового словаря живого великорусского языка " (1863-1866). Художественное его творчество в основном осталось предметом исследования литературоведов за исключением сказок. Даль писал очерки (под псевдонимом "Казак Луганский"), был собирателем пословиц и поговорок, сочинял сказки по мотивам и сюжетам фольклора. Вопрос 2: (см. билет 2) Билет 14 Вопрос 1: Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878). Вопрос 2: Название: Баба-Яга. Жанр: Русская народная волшебная сказка. Основная идея: Победа добра над злом. Характеристика главных героев: Мачеха – злая женщина, хочет сгубить свою падчерицу. Падчерица – наивная, исполнительная, сообразительная девочка. Баба Яга – старая злобная карга с костяной ногой, желающая только живой плоти. Тётушка – советчица и подсказчик девочки, спасала своими идеями из трудных ситуаций Содержание: Мачеха посылает девочку к бабе яге за ниткой и иголкой для платья, девчонка по дороге заходит к тётке и всё рассказывает, та её даёт ленту для веток берёзы, масло для скрипучих ворот, хлеб для собак, мясо для кота.Девочка пришла к Яге, попала в западню, та заставила её пясти пряжу, а сама пошла мыться в баню, пока старуха мылась девочка ускользнула от неё, применив имеющийся арсенал от тётки. Пришла к отцу, тот её выслушал, выгнал мачеху, и стали они мирно поживать да добра наживать. Художественные особенности: очеловечивание животных, волшебные помощники девочки. Воспитательное значение: победа добра над злом, несправедливость раскрыта. Возрастной адресат: вторая младшая группа прочтение по частям, средняя группа чтение по ролям, инсценировка, чтение по частям друг за другом (вступает один ребёнок, середину читает другой, концовку третий) Билет 15 Вопрос 1: Картины родной природы в творчестве поэтов XIX века: Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). Кольцов опоэтизировал земледельческий труд, тем самым продолжив народную традицию. Его «Песня пахаря» включалась во все сборники и хрестоматии, предназначенные для детского чтения. «Косарь», «Урожай», «Крестьянская пирушка», «Лес» и др. – часто включаются в детские сборники. Родная природа, одухотворенная содружеством человека, живо и ярко представала в его стихах. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение русской народной бытовой сказки Билет 16 Вопрос 1: Вопрос 2: (см. билет 10) Билет 17 Вопрос 1: Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Крупнейший мыслитель, писатель-реалист. Главная идея Толстого – нравственное совершенствование человека. Дети – одни из главных героев произведений. Сюжеты многих произведений драматичны: герой-ребенок должен преодолеть себя, решиться на поступок. В детское чтение перешли первые же произведения писателя. «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы» выходили в изданиях для детей. «Детство» (1852) – ярчайший образец реалистической повести о детстве, где Толстой показал зарождение духовных способностей ребенка, психологические черты возраста, тонкость и чуткость в восприятии мира. Вопрос 2 (см. билет 5) Билет 18 Вопрос 1: Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения А.Л.Барто Билет 19 Вопрос 1: Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение сказки В.И.Даля Билет 20 <
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.197 (0.018 с.) |