Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место детской литературы в воспитании детей.

Поиск

Место детской литературы в воспитании детей.

Художественная литература - часть культуры, созданной обществом. В процессе развития русская литература всегда стремилась формировать мировоззрение молодого поколения, быть наставнической. Литература формирует нравственный и эстетический облик чело­века, развивает в нем чувство красоты, понимания жизненных сложностей, создает богатый духовный мир.

Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы - русской и переводной, без древних и новых произведений устного народного творчества. Детская литература является одним из действенных средств во­спитания подрастающего поколения, поэтому она занимает важное мес­то в жизни ребенка. В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Ведь книги для дошкольников служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представления о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают малышу активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. И сегодняшняя детская книга независимо от жанра учит ребенка любить свой дом, близких, дорожить словом, чтить святые для Отечества имена, уважать человеческое достоинство в себе и в других.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения Н.Н.Носова

1) Рассказ-новелла, «Белый гусь».

2 ) Основная идея: любовь ко всему живому, самопожертвование ради других.

3) характеристика героев:

Белый Гусь – смелая и гордая птица, заботившаяся о малышах погибшей гусыни. Он стал им и матерью, и отцом. Спасая двенадцать «одуванчиков» во время внезапно налетевшего ливня и града, он терпеливо и мужественно принял удар на себя.Белый Гусь погиб, но спас своих гусят, оставшись до конца храбрым и стойким.

4) содержание: Случилось несчастье: погибла гусыня, и Белый гусь сам стал заботиться о малышах, став для них и матерью, и отцом. Неожиданно налетевший ливень и град показали, сколько в нем самоотверженности и любви к детям. Инстинкт самосохранения движет им, а вполне осмысленные человеческие чувства. Градины, одна больше другой, бьют его по голове, а он сидит неподвижно и терпеливо, спасая под своими крыльями детей. Грустью проникнуты строки, описывающие его гибель. Он погиб, но все двенадцать «одуванчиков» остались целы и невредимы.
5) худ. Особенности: рассказ Е. Носова необычен тем, что в нем описана история не человека, а птицы. Автор на примере животного мира даёт нам возможность разглядеть и домыслить реальную ситуацию.
воспит. Значение: Умный и тонкий рассказ Е. Носова учит нас любить и лучше понимать природу, видеть в ней не обычных птиц и зверей, а существ, близких и дорогих нам.

6) возрастной адресат: рекомендована к чтению в старшем дошкольном возрасте.

Билет 2

Вопрос 1:

Общее понятие о фольклоре.

Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.

" ФОЛЬКЛОР " - от английского слова, которое в буквальном переводе означает: «народная мудрость» народное значение

Изучением фольклора занимается наука - Фольклористика.

Литература: Фольклор:
1. Индивид. творчество. 2. Есть автор, даже если он неизвестен. 3. Письменный текст. 4. Единственный закрепленный текст. 5. Индивидуальные средства худо­ж. выразительности (авторский стиль). 6. На первом плане - новаторство; установка на индивидуальность (герой такой один, и в этом его ценность). 7. Только искусство слова. 1. Коллект. творчество. 2. Отсутствие конкретного авто­ра. 3. Устный текст. 4. Разные варианты текста. 5.Постоянные,повторяющиеся средства худож. Выразительности. 6. На первом плане - традиции; установка на обобщенность. 7. Использование несловесных форм (танец, пение).

Фольклор или устное народное творчество - это поэтические произведения, создаваемые народом и бытующие в широких народных массах, наряду с фольклором музыкальным и танцевальным. Область, в которой проявилось творчество народа, необычайно обширна. В литературах всех народов мира фольклор был той почвой, на которой возникло и продолжает обогащаться профессиональное творчество (темами, образами, идеями). Фольклор и Литература - это два вида словесного искусства. Однако, Фольклор - это не только искусство слова, но и составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элемен­тами; и в этом существенное различие между фольклором и литерату­рой.

Основные черты любого Фольклорного произведения: Коллективность, Анонимность, Устность, Вариативность, Традиционность.

Детский фольклор – это специфическая область народного творчества, которая является частью народной педагогики. Он имеет свои формы существования, своих носителей и его жанры основаны на учете физических и психических особенностей детей разного возраста. Его структура полностью совпадает со структурой круга ДЧ.

Роль устного народного творчества в формировании личности ребенка. Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полно -ценной личности просто невозможно. Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Коллективная нравственная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывали национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения С.В.Михалкова

Название: Бараны Жанр: Сказка о животных

Основная идея: Упёртость плохое качество, которое приводит в плохому концу.

Характеристика главных героев: Два барана: глупые, упёртые существа, не желавшие пойти на уступки, и поплатившиеся за это жизнью, утонув в реке.

Художественные особенности: четырёхстрочная рифма, легко запоминаемая.

Воспитательное значение: в любой ситуации нужно искать компромисс, и уметь договариваться.

Возростной адресат: вторая младшая, средняя группа

Билет 3

Вопрос 1:

Ая половина XVII века.

В это время появляются школы разных типов: частные, общест­венные, монастырские, государственные.

В 1687 г. в Москве открывается первое Высшее учебное заведе­ние - СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ в ней готовили переводчиков, учителей и справщиков для типографий.

Происходит Формирование основных видов и жанров детской литературы.

"СИНОПСИС " - краткое обозрение русской истории.

Появляется предшественница литературы для маленьких детей лубочная литература. ЛУБКИ - это печатные гравюры с картинками и текстом, которые соединяли в себе качества газеты и плаката, картины и книги; темы были самые разные. Большой вклад в детскую литературу внесло творчество писате­ля и поэта Кариона Истомина, который считается первым детским писателем. Особого внимания заслуживает ЛИЦЕВОЙ БУКВАРЬ в основе которого лежит принцип занимательности и наглядности.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения К.И.Чуковского

Билет 7

Вопрос 1:

Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало», переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского. В XVIII в. среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем Индийским». Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа.

Вторая половина XVIII века начинается широкое развитие детской литературы. В создании ее принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи, научно-популярная литература.

Вопрос 2:

Название: четыре желания. Жанр: Бытовой рассказ.

Основная идея: Все времена года хороши. Характеристика главных героев:

Папа Мити: умный и хитрый по доброму мужчина. Митя: жизнерадостный мальчик.

Содержание: Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!- Запиши твоё желание в мою карманную книжку,— сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:- Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. Художественные особенности: рассуждения мальчика о каждом времени года. Воспитательное значение: рассказ показывает насколько прекрасно каждое время года, и как можно заниматься многим разным и интересным в каждый погодный сезон. Возрастной адресат: вторая младшая группа.

Билет 8

Вопрос 1:

III ЭПОХА: РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

XIX век называют золотым веком русской литературы.

Впитав в себя лучшие достижения предшествующих эпох, продол­жая и развивая их в новых условиях, детская литература XIX века становится высоким искусством.

1. 1-ая половина XIX века

В начале века сложилась система высшего, среднего и начального образования, просуществовавшая вплоть до 1917 года.

В 1802 году было создано Министерство народного просвещения.

Быстро увеличивался спрос на книгу, газету, журнал - все это формировало читательскую среду. Стал появляться интерес к собира­нию книг; формировались домашние библиотеки. Чтение входит в быт, в привычку, становится своеобразной модой.

Именно в 1-ой половине XIX века был заложен фундамент той детской литературы, что сохраняет свою значимость доныне.

Смешение различных тенденций классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма дало необыкновенно богатую палитру как во взрослой, так и в детской литературе.

Рассказы для детей соединяли в себе познавательность и нравоучительность; постепенно становились все более реалистичными.

Много выходило книг и статей религиозного содержания.

Делали первые робкие шаги лирика и драматургия для детей.

Огромным достижением можно считать появление теории и критики детской литературы - в статьях ведущего критика этого перио­да В.Г.Белинского.

Выходит уже 12 детских журналов. Многие издатели пытались подражать Н.И.Новикову, но этот опыт был неудачным.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С.Глинка, А. Июимова, А.Зонтаг, В.Бурьянов, П.Фурман, Б.Федоров и другие. Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и литературной одаренности.

Они внесли достаточно ценный вклад в популяризацию знаний среди детей и в нравственное воспитание подрастающего поколения.

Кроме того, при активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые формы и жанры. Например, С.Глинка использовал форму " рассказ из истории "; В.Бурьянов - прием " чтение как прогулка

Ведущей темой детской литературы становится История Отечест­ ва.

Крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень быстро входили в круг детского чтения.

Учебно-познавательная литература сделала большой шаг вперед по сравнению с XVIII веком. Большинство таких изданий осуществля­лось с участием ученых и талантливых популяризаторов, поэтому в них сочеталась строгая научность и занимательность изложения.

Особенно популярными становятся детские энциклопедии. При чем, энциклопедическая направленность детских книг была в тот пе­риод настолько сильна, что даже буквари и азбуки приобретали все­охватывающий характер.

В детскую книгу приходят крупные художники, которые заклады­вают традиции иллюстрирования детских изданий.

Среди детских книг этого периода можно выделить:

- азбука " Подарок русским детям на память об Отечественной вой -не 1812 года " М.И.Теребенева;

- стихи А.С.Шишкова;

- " История государства Российского в назидание юношества Покровского;

- " Русская история для первоначального чтения " Н.Полевого;

- История России в рассказах для детей А.Ишимовой;

- п Русская летопись для первоначального чтения "; С.Соловьева;

- повесть «Серый армяк» Львова и многие другие.

2. 11-ая половина XIX века

В этот период детская литература прошла этап своего окончательного утверждения в русской культуре. Творчество для детей стало восприниматься как почетное и ответственное дело.

Расцвет реалистического искусства оказал решающее влияние на детскую литературу, качественно изменив прозу и поэзию для детей (не дав, впрочем, заметного толчка детской драматургии).

В теории и критике детской литературы дело было продолжено после Белинского Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым.

В детской поэзии выделяется пейзажная лирика; получает широ­кое распространение гражданская лирика; в нее проникает сатира.

Более прочные позиции в детской прозе занимает теперь жанр рассказа. Появляются социально-бытовые, героико-приключенческие и исторические рассказы; отдельно выделяются рассказы о детях-сиро­тах, бедняках, маленьких тружениках.

Тема Детства - становится ведущей.

Привлекают внимание писателей и психологические проблемы де­тей; они проводят в своих произведениях подробнейший анализ возрастной психологии детей. Так формируется литература о детях, об­ращенная к родителям и педагогам.

Журналы сыграли большую роль в развитии детской литературы этого периода - вплоть до конца века они были средоточием литературной жизни, пропагандировали то или иное направление, новых авторов и новые произведения. Именно журнальные публикации формировали круг чтения, развивали интерес к литературе, потребность в чтении.

3. В теории и критике важным было показать как, кому и зачем нужно писать для детей; что в детской литературе хорошо, а что -нет.

В.Г.Белинский (1811-1848) - родоначальник научно обоснованной литературной критики.

Им было доказано, что детская литература есть высокое искус­ство, к которому приложены строгие критерии народности, гуманизма, образности; что детская книга должна служить не только предметом развлечения или обучения, но важным средством духовного развития ребенка. Он провозгласил лозунг литературы для маленьких читателей: " Минуя разум, через сердце ". Указал признаки, по которым узнается псевдо литература, и описал вред, наносимый ею ребенку.

Например, его статьи:

- Подарок на Новый Год. Две сказки Гофмана для больших и маленьких. Детские сказки дедушки Иринея (наиболее проблемная);

- 0 детских книгах ";

- " Несколько слов о чтении романов н;

- " Библиотека детских повестей и рассказов ";

- " Басни Ивана Крылова и другие.

Н.Г.Чернышевский (1828-1889) и Н.А.Добролюбов (1836-1861) - последователи Белинского в отношении к детской литерату­ре и ее воспитательной роли. Их взгляды на художественную и науч­но-просветительскую литературу в главном совпадали. Однако, статьи, их книги, написанные специально для детей, несут на себе от -печаток творческой индивидуальности каждого.

Итак, теория и критика литературы в России подняла детскую книгу на достаточный уровень. Видные деятели литературы не только ставили перед детской литературой актуальные задачи, но и сами принимали участие в разработке ее теоретических основ; пробовали писать для детей, и тем самым развивали и укрепляли наиболее про­грессивное направление в ней.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения К.И.Чуковского

Билет 9

Вопрос 1:

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ как "детский" поэт Крылов принадлежит XIX веку: басни, прочно вошедшие в круг детского чтения, он стал писать во второй половине жизни. Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен. Своим сюжетом они напоминают сказку: действующими лицами чаще всего являются животные и птицы, которые разговаривают. События разворачиваются очень быстро. Содержание любой басни легко можно пересказать, инсценировать или просто читать по ролям. Басни остроумны и ироничны. Дети, читая и слушая их, развивают наблюдательность; учатся подмечать смешное и комичное в людях и их отношениях. Басни Крылова вполне можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Басня - это краткий аллегорический рассказ, содержащий нравоучение. Басня относится к сатирическому жанру, истоки которого уходят своими корнями в глубокую древность. Тогда басня представляла собой маленький нравоучительный рассказ или притчу, в которой обыч­но действовали наделенные человеческими чертами животные, реже сами люди.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение русской народной сказки о животных

Билет 10

Вопрос 1:

В. А. Жуковский (1783-1852) открыл в человеке способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций, чем способствовал развитию в России сентиментализма. В романтических балладах и стихотворных сказках всегда происходит что-то необычное. Сюжеты сказок узорчаты, действие у Жуковского происходит в условном пространстве, необычность которого, как правило, многократно усилена: в заколдованном лесу, в объятом снов княжеском дворце, в волшебном (райском) саду. Сказка, по мнению поэта, должна быть чистой, т.е. не иметь иной цели, кроме непорочного занятия фантазией. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами ее переживаний. «Сущность и идея стиля Жуковского, его поэзия в целом — это идея романтической личности. Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую...» (Г. А, Гуковский). Все это было развито Пушкиным, а также другими русскими поэтами: Лермонтовым, Некрасовым, Тютчевым, Блоком. Внимательно перечитывая стихи Жуковского, понимаешь высокую художественную ценность его поэзии и то, как велико значение этого поэта не только для русского романтизма, но и для всей русской литературы.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение сказки мирового фольклора

Билет 11

Вопрос 1:

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Творчество величайшего русского поэта необычайно расширило круг детского чтения и оказало огромное влияние на детскую литературу. Сказки Пушкина - это вершина в развитии стихотворной лите­ратурной сказки в России XIX века. В 20-ые годы, он записывал народные песни, пословицы, поговорки и, сказки, которые рассказы­вала ему няня. Для Пушкина фольклор - это средство познания народности и форма выражения народности. А сказки - как ответ на эту проблему; в них он видел синтез всех элементов фольклора. Знаменитый пролог к поэме " Руслан и Людмила " - появился в 1828 году, во втором издании поэмы. Воспринимается читателями как пролог ко всем пушкинским сказкам. Представляет собой вполне самостоятельное произведение. Главная его отличительная черта - это мозаичность. Сказка-баллада " Жених " - опубликовано в 1827 году; явилось как бы первым обращением поэта к жанру сказки. В его основу поло­жена русская народная сказка о женихе, который оказался разбойни­ком. Здесь Пушкин создает образы, следуя фольклорным традициям. ° В 1830 году Пушкин начинает работу над сказкой " Как весенней теплою порою " о медведихе, которая так и осталась незавершенной. Творческие искания Пушкина завершились в 30-ые годы создани­ем пяти стихотворных сказок. В сентябре 1834 года Пушкин набросал план издания цикла ска­зок, в котором расположил их не по хронологии, а согласно основным идеям:«Жених» «0 царе Салтане»,«0 мертвой царевне»-

«0 Балде» 0 рыбке», «0 петушке».Пушкинские сказки делятся на две группы:

- сказки-поэмы (0 царе Салтане,0 мертвой царевне)они заканчиваются счастливо; в них - добро и зло однозначно, а положительные и отрицательные герои не вызывают сомнений.

- сказки-новеллы (0 Балде, О рыбке, 0 петушке) они заканчиваются справедливо, но несчастливо; в них отрицательные герои побеждаются силами, несущими то добро, то зло.

И каждая сказка - неповторима; у каждой - свой стих, свои образы и свое настроение.

Вопрос 2: (см. билет 1)

Билет 12

Вопрос 1:

ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ (1815 - 1869)

Ершова часто называют «человеком одной книги»: так велика была слава его сказки «Конек-Горбунок», заслонившая все написанное этим талантливым человеком.

А ОН был автором многих лирических стихотворений, рассказов, пьес (наиболее известная «Суворов»и «станционный смотритель»), поэмы «Сузге» (о драматическом эпизоде из времен покорения Си­бири Ермаком).

Под влиянием пушкинских сказок, которые появились в студенческие годы Ершова, он решил испытать свои поэтические силы и на­писать стихотворную сказку. Так возникла сказка «Конек-Горбунок» Опубликована сказка была в 1834 году (в IV издание (1856) Ершов внес много исправлений; а в V издание (1861) была внесена последняя правка). Сказка представляет произведение уникальное в русской детской литературе. Она объединяет в себе ряд центральных сказочных тем русского фольклора; одна из главных ее отличительных черт -сочетание трех основных типов народного произведения: волшебной, сатирико-бытовой и сказки о животных. Но, Ершов не просто соединил куски из отдельных сказок, а создал совершенно новое, цельное и законченное произведение. Поэт использует и чисто литературные приемы: эпиграфы; мно­гоплановый сюжет; развернутые описания; лирические отступления; прямые обращения к читателю.

Сказка отличается строгостью и логической последовательностью в развитии событий, спаянностью отдельных частей в одно целое. Она делится на три равных части: сюжет каждой представляет собой законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время здесь уплотнено до предела, а пространство - безгранично. В каждой части есть центральное, главное событие, которое наиболее полно выявляет характеры героев и предопределяет дальнейшие собы­тия. Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: по­бедой главного героя, свадьбой и пиром на весь мир.

Таким образом, вслед за Пушкиным Ершов утвердил жанр литера­турной сказки в России XIX века; выступил продолжателем Пушкинских традиций в сказочном жанре. Ершов выразил в своей сказке взгляды передового человека своего времени. Здесь, в значительно большей степени, чем в других русских литературных сказках, присутствует реалистическая до­стоверность: широко отражен русский быт; социальная жизнь России; такие стороны действительности, к которым народная сказка почти не обращается.

И хотя она адресована взрослым, считается классикой детского чтения и детской литературы.

Вопрос 2: (см. билет 1)

Билет 13

Вопрос 1:

РУССКИЕ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ XIX ВЕКА

В процессе дальнейшего развития русской литературы, утверждения в ней принципов реализма, видоизменяется и сама литературная сказка. Она сохраняет связь с фольклорными источниками и на родным мировоззрением, но связи ее с реальной действительностью становятся все более прочными. Возникает литературная сказка, специально предназначенная для детей. В одних случаях детская сказка продолжала предшествующую традицию и представляла собой литературную обработку народ ной сказки. В других случаях писатели стремились на современном бытовом и жизненном материале воспитать в ребенке добрые чувства и высокие нравственные принципы.

АНТОНИИ ПОГОРЕЛЬСКИЙ (1787 - 1836)(АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ)

Писал стихи, статьи о литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление Гоголя, стоял у истоков фантастического направления в отечественной литературе.

Для его произведений характерно соединение таинственного, мистического с реалистическим изображением быта, нравов российской жизни. Живая, остроумная, ироничная манера повествования делает его произведения привлекательными.

Последние годы жизни писатель провел в своем маленьком мало российском имении Погорельцы (отсюда его псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши -впоследствии известного писателя А.К.Толстого. Ему и была рассказана история, легшая в основу повести-сказки. В 1822 году увидела свет фантастическая повесть-сказка «Черная курица, или Подземные жители» Эта сказка была единственным его произведением для детей, но именно она принесла ему славу выдающегося детского писателя. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести-сказки Погорельского сделали ее выдающимся произведением литературы XIX века. Оно открывает собой историю русской художественной детской прозы, историю автобиографической прозы о детстве.

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ (1803 - 1862)

Философ, писатель-сказочник, автор мистических повестей и рассказов, талантливый музыкант - таков еще не полный перечень его дарований и направлений деятельности. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель великолепных «Сказок дедушки Иринея», заслуживших широкую популярность у юных читателей. Нравственные и педагогические идеи писателя, воплощенные в его сказках, всегда конкретны и наглядны, расширяют представления читателя о действительности.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ (1801 - 1872)

Посвятил всю свою жизнь изучению и собиранию произведений устного народного творчества.

В.И.Даль широко известен как автор " Толкового словаря живого великорусского языка " (1863-1866). Художественное его твор­чество в основном осталось предметом исследования литературоведов за исключением сказок. Даль писал очерки (под псевдонимом "Казак Луганский"), был собирателем пословиц и поговорок, сочинял сказки по мотивам и сю­жетам фольклора.

Вопрос 2: (см. билет 2)

Билет 14

Вопрос 1:

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878).
Творчество Некрасова в области поэзии для детей – новый этап в ее развитии. Стихам поэт придал новую, никем до него не разработанную форму, близкую к разговорной крестьянской речи. В детскую поэзию он ввел выразительный народный язык.
Главная отличительная особенность – демократизм.
Тема детства проходит через все творчество Некрасова. Мир детства привлекает поэта и тем, что оно в его понимании - идеальная пора человеческой жизни. Отношением к ребенку, к детству измеряет поэт значимость личности, состоятельность взрослого героя.
Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Некрасов – согреты горячей любовью автора.
Для детей в 60-х г.г. XIX в. был создан Н.А.Некрасовым цикл стихотворений. Полный сборник стихотворений «Русским детям» был выпущен в 1881 году сестрой поэта.
В детскую литературу перешли созданные Некрасовым образы, олицетворяющие русскую природу («Мороз, Красный нос», «Зеленый шум»).
Поэма «Крестьянские дети» - маленький шедевр. Настоящий гимн деревенскому детству.
«Дедушка Мазай и зайцы» - произведение, которое вполне доступно детям дошкольного возраста. Оно написано на основе охотничьих анекдотов реально существующего персонажа – Деда Мазая, который действительно жил в деревне Малые Вежи. Дед Мазай – образ русского крестьянина (по мнению критиков, самый реалистичный образ народного героя в дореволюционной поэзии для детей). Достоверность рассказу придает точное и образное описание природы.

Вопрос 2:

Название: Баба-Яга. Жанр: Русская народная волшебная сказка.

Основная идея: Победа добра над злом.

Характеристика главных героев:

Мачеха – злая женщина, хочет сгубить свою падчерицу.

Падчерица – наивная, исполнительная, сообразительная девочка. Баба Яга – старая злобная карга с костяной ногой, желающая только живой плоти.

Тётушка – советчица и подсказчик девочки, спасала своими идеями из трудных ситуаций

Содержание: Мачеха посылает девочку к бабе яге за ниткой и иголкой для платья, девчонка по дороге заходит к тётке и всё рассказывает, та её даёт ленту для веток берёзы, масло для скрипучих ворот, хлеб для собак, мясо для кота.Девочка пришла к Яге, попала в западню, та заставила её пясти пряжу, а сама пошла мыться в баню, пока старуха мылась девочка ускользнула от неё, применив имеющийся арсенал от тётки. Пришла к отцу, тот её выслушал, выгнал мачеху, и стали они мирно поживать да добра наживать. Художественные особенности: очеловечивание животных, волшебные помощники девочки.

Воспитательное значение: победа добра над злом, несправедливость раскрыта.

Возрастной адресат: вторая младшая группа прочтение по частям, средняя группа чтение по ролям, инсценировка, чтение по частям друг за другом (вступает один ребёнок, середину читает другой, концовку третий)

Билет 15

Вопрос 1:

Картины родной природы в творчестве поэтов XIX века:

Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). Кольцов опоэтизировал земледельческий труд, тем самым продолжив народную традицию. Его «Песня пахаря» включалась во все сборники и хрестоматии, предназначенные для детского чтения. «Косарь», «Урожай», «Крестьянская пирушка», «Лес» и др. – часто включаются в детские сборники. Родная природа, одухотворенная содружеством человека, живо и ярко представала в его стихах.
Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Жизнь природы у поэта предстает драматично, порой в яростном столкновении стихийных сил, а порой лишь как угроза бури. Иными словами, поэт всегда показывает природу в движении, в непрерывной смене явлений. Характерная примета – пейзажи. Они яркие и выразительные. Умение передать «душу природы» с удивительной теплотой и вниманием приближает стихи Тютчева к детскому восприятию. Олицетворение природы иногда становится у него сказочным.
Афанасий Афанасьевич Фет(1820-1892). Для него характерно чувство слитности с природой. В его поэзии передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею. Стихи Фета входят в детские хрестоматии и сборники: именно малышам свойственно чувства радостного постижения мира.
Аполлон Николаевич Майков (1821-1897). Радостный и гармоничный мир природы. В детское чтение вошли те стихи, которые отмечены благотворной печатью простоты и рисуют «пластические, благоуханные, грациозные образы».
А так же: Алексей Николаевич Плещеев, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков,Алексей Константинович Толстой, Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение русской народной бытовой сказки

Билет 16

Вопрос 1:

Вопрос 2: (см. билет 10)

Билет 17

Вопрос 1:

Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Крупнейший мыслитель, писатель-реалист. Главная идея Толстого – нравственное совершенствование человека. Дети – одни из главных героев произведений. Сюжеты многих произведений драматичны: герой-ребенок должен преодолеть себя, решиться на поступок. В детское чтение перешли первые же произведения писателя. «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы» выходили в изданиях для детей. «Детство» (1852) – ярчайший образец реалистической повести о детстве, где Толстой показал зарождение духовных способностей ребенка, психологические черты возраста, тонкость и чуткость в восприятии мира.
Л.Н.Толстой категорически отвергал насилие как средство воспитания; подавление воли; унижение человеческого достоинства. Самым лучшим видом воспитания он называет – домашнее (материнское). Развитие педагогической деятельности Л. Толстого проходит в 1859-1862 г.г. Первые опыты обучения крестьянских детей относятся к 40-ым годам XIX в., а в 1849 г. в Ясной поляне впервые им была открыта школа для крестьянских детей). Писатель организовал, так называемый, «университет в лаптях» - учительскую семинарию для подготовки из крестьян учителей народных школ. Л.Н.Толстой выработал собственную педагогическую систему, которая противостояла официальной школе (где процветала зубрежка, шаблон и подавление личности ребенка, го индивидуальных способностей). Л.Н.Толстой, изучив современную ему отечественную и зарубежную литературу по обучению детей грамоте. Он убеждается в том, что в большинстве своем учебники далеки от реальности. Поэтому при создании собственных учебных книг писатель, прежде всего, обращает внимание на их содержание, целевую направленность и связь с жизнью. Огромная заслуга его в том, что учебную литературу (азбуку), которая традиционно носила прикладной, функциональных характер, Толстой поднял до уровня настоящего искусства. Азбука (1872). Работа над ней велась с 1859 г. одновременно с созданием романа «Война и мир». Но она так и не была рекомендована для народных школ, поэтому Толстой переработал ее и выпустил «Новую азбуку» (1875). В этом же году были отдельно изданы «Русские книги для чтения» (в 4-ех частях). «Новая азбука» включала: азбука и грамматический материал; произведения для чтения; арифметику и руководство для учителя. По «Новой Азбуке» действительно много лет учились и дети, и даже взрослые.
Л.Н.Толстой написал для детей около 629 произведений разных жанров: рассказы, были, сказки, басни, притчи, очерки, научно-популярные произведения, деловая статья.

Вопрос 2 (см. билет 5)

Билет 18

Вопрос 1:

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения А.Л.Барто

Билет 19

Вопрос 1:

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение сказки В.И.Даля

Билет 20

<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.197 (0.018 с.)