Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Серебряный век» в детской поэзииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начало XX века открыло поэзии совершенно новые имена: И.Ф.Анненского, В.И.Иванова, К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова, А.А.Блока, Андрея Белого (псевдоним Б.Н.Бугаева), А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, М.И.Цветаевой. С именами этих поэтов в начале века чаще всего связывалось литературное направление, получившее название «символизм». Постепенно в поисках новых решений возникали и другие поэтические школы: акмеизм, футуризм, кубофутуризм. Идеологом мировоззрения символизма стал поэт и философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900). Его главная идея выросла из учения древнегреческого философа Платона: непосредственно воспринимаемая человеком действительность является лишь отражением другого, идеального, мира. Соловьев верил в способность человека общаться с трансцендентным (потусторонним) миром. Это дано не каждому человеку, а только глубоко верующему, и чаще всего поэту. В учении Соловьева возникало представление о божестве, в котором он видел женское начало (Das Ewig-Weibliche), или образ «Жена, облеченная в солнце». Это представление полнее всего выразил Александр Александрович Блок (1880—1921) в первом томе «Стихов о Прекрасной Даме». В поэзии Блока и его последователей возникло множество условных обозначений, определенная система символов: — заря, звезда, солнце, белый цвет — это синонимы Прекрасной Дамы; — ветер — знак ее приближения; — утро, весна — время надежды на встречу; — зима, ночь — разлука и торжество злого начала; — синие, лиловые миры символизируют крушение идеала; — болото указывает на обыденную жизнь; — жолтые фонари, жолтая заря (орфография Блока) — на пошлость повседневности; — чорный (орфография Блока) — символ чего-то грозного, опасного. В творчестве А. А. Блока стихи для детей и размышления о детской литературе, о потребностях детства занимают особое место. В журнале «Тропинка» имеются первые публикации его стихотворений, в «Записных книжках» (1901 — 1920) рассыпаны его мысли о воспитании и о детских книгах, в последние годы жизни он написал немало рецензий на постановки детских сказок и высказал там интересные соображения о специфике детского восприятия. Блок составил две книги для детей: «Круглый год: Стихотворения для детей» (1913) и «Сказки. Стихи для детей» (1913). Разнообразные «твари» — зайчик, ворона, полюбившиеся нам персонажи — дедушки, бабушки и, конечно, веселая ватага играющих детей населяют «Круглый год». Каждое время года отличается своими неповторимыми особенностями: весна открывается радующим детей Вербным воскресеньем (стихотворение «Весна»):
Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой...
Весна угадывается и по другим приметам, которые надо увидеть, угадать, почувствовать (стихотворение «На лугу»):
Леса вдали виднее, Синее небеса, Заметней и чернее На пашне полоса, И детские звончее Над лугом голоса.
Свои прекрасные приметы несет лето, где «хорошо, как в чудном сне», а осень навсегда запоминается теми бедами, которые ждут маленького зайчика (стихотворение «Зайчик»):
Хмурая, дождливая Наступила осень, Всю капусту сняли, Нечего украсть. Бедный зайчик прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть...
Зима («Так морозно, светло и бело!») не только приносит много радостей ребятишкам («Прочь от дома на снежный простор»), но и вызывает щемящее чувство при виде ветхой избушки, бабушки-старушки, которая может поглядеть на окружающее только из крошечного окна. Но для всех год кончается светлым праздником Рождества. В стихотворении «Рождество» Блок с особенной любовью нарисовал девочку, идущую с мамой покупать игрушки:
Как тонка ты в красной шубке, С бантиком в косице! Засмеешься — вздрогнут губки, Задрожат ресницы...
Веселая, добрая, она всем — и братьям и сестрам — готова купить игрушки, а ей самой ничего не надо, потому что в ней заключены радость и счастье детства. Из второй книжки привлекает своей музыкальностью, своим пониманием особенностей детского мира «Колыбельная песня», где, как в сказке, брат и сестра сменяют друг друга («Братний в золоте кафтан, / В серебре мой сарафан»), и где так много сказочного, доброго, и все для того, чтобы кончить пожеланием («Спите, спите, спать пора. / Детям спится до утра...»). И второе стихотворение «Сны», где во сне у мальчика переплетаются явь и сон, его игрушечная лошадка превращается в настоящего коня, а он — конник в латах — освобождает из плена прекрасную царевну. Стихотворение необычайно поэтично передает детскую грезу, способность ребенка примерять на себя роль сказочного героя.
Мы обращаемся к детской литературе, и здесь надо сказать о необыкновенном чуде. В отличие от реалистической поэзии, так прочно связанной со стихами для детей, творческая практика символистов в гораздо меньшей степени повлияла на поэзию, обращенную к детям. Напротив, как раз именно детство чаще всего возвращало поэта из надземных потусторонних сфер на землю, заставляя его убеждаться в ее реальном существовании. Поэзия символистов словно посмотрела на действительность с высоты ребенка, и ей открылось совершенно другое пространство. Окружающее предстало близким, ощутимым, бесконечно разнообразным и интересным, как, например, в стихотворении «Детский мир» Константина Дмитриевича Бальмонта (1867— 1942):
Белки, зайки, мышки, крыски, Землеройки и кроты, Как вы вновь мне стали близки. Снова детские цветы... Вплоть до самой малой мошки Близок стал мне мир живых, И змеистые дорожки Повели к кустам мой стих...
Дорожка ведет к таким обыденным предметам, как брусника, еж, ежевика, черника, и все это связано с детьми, а дети сродни природе: «Маше, Оле, Ане, Пете / Травки — сестры. Травки — дети» («Травки»). Бальмонт написал для детей множество стихотворений и чаще всего он печатался в журнале «Тропинка». Но главная его книга, обращенная и к детям, и к взрослым, получила название «Фейные сказки» (1905). Примечательно, что впервые «Фейные сказки» были опубликованы в журнале «Детское чтение». В этой книге он выделил цикл «Детский мир», и здесь все для детей — и «Сказочки», и стихотворение «Смешной старик»: поэт вместе с детьми посмеивается над ученым стариком, главное занятие которого читать книги. А у детей совсем другое желание:
Книги пусть читает он И сидит в шкафах, Мы же любим небосклон, Вольных смехов светлый звон, Сад в живых цветах.
В этом же цикле есть стихотворение «Заинька», написанное спустя пятьдесят лет после стихотворения Ф. Б. Миллера «Раз-два-три-четыре-пять...». Конечно, создавая свое стихотворение, Бальмонт помнил о том зайчике, который после слов «пиф-паф» умирает. В стихотворении Бальмонта зайчика, живого озорного воришку, опустошающего огороды, не может поймать «амка», сторож из ружья в него не попадет. Для Бальмонта заинька должен быть всегда вечно живым. На его защиту встает вся природа:
Заиньку белого вьюга бережет, Заиньку полночь в обиду не дает. Заиньку белого ежели убьют, Что же нам песенки веселые споют?
Бальмонт придумал удивительную Фею («Фейные сказки»). Конечно, она может пользоваться в каких-то случаях своими чарами, но чаще всего она оказывается озорной, веселой, способной на бесконечные шалости девочкой. Да и окружающий ее мир — детский. Сад, куда она приходит и где каждый цветок предлагает ей свою дружбу, как будто состоит из цветов-детей, живущих строго по часам:
А когда придет закат, Все цветы проговорят: — В росах умываться, Спать приготовляться.
Фея катается на коньках («Фея и снежинки»), дружит с жуком («Фея и бронзовка»):
Вместе по дикой рябинке В час приходили урочный. Вместе вкушали росинки, С пылью мешая цветочной.
В этой книге сказок Бальмонт ведет своего читателя в увлекательный мир, знакомый ребенку, но переданный по-своему, с другими сюжетными подробностями («У чудищ», «Кошкин дом», «Гномы»). А рядом со сказочным миром возникает в стихах поэта совсем привычное: «За грибами» («Вот мы дружною семьей — / За грибами в лес. // Я, да ты, да он со мной, // Старый лес воскрес»), «Осень» («Поспевает брусника, // Стали дни холоднее...»), «К зиме» («Лес совсем уж стал сквозистый, // Редки в нем листы. // Скоро будет снег пушистый // Падать с высоты...»). Конечно, и в «Фейных сказках» и других стихотворениях, напечатанных в детских журналах, встретятся сложные метафоры и ассоциации («Осенняя радость»; «Посвист»; «Облачная лестница»; «От птицы к птице»), но при внимательном чтении мы увидим и поймем те краски, к которым прибегает поэт, рисуя приход весны («Праздник весны», «Солнышко-ведрышко») и другие события в жизни природы и в жизни ребенка. Неслучайно Бальмонт написал несколько колыбельных песен.
Литературная жизнь Саши Черного (псевдоним Александра Михайловича Гликберга, 1880— 1932) делилась на две части. Постоянный участник сатирических журналов «Зритель», «Сатирикон», он прославился как мастер политической сатиры, направленной на представителей власти, на реакцию, царившую в обществе, и на тех «нищих духом» людей, что готовы примириться с унылым существованием. Но был и совсем другой Саша Черный, который печатался в разных журналах для детей, издавал эти стихотворения отдельными книжками («Тук-тук. Стихи для детей», 1913; «Живая азбука», 1914; «Жар-Птица», 1912; и др.). Для общения с детьми ему не надо было преодолевать никаких дистанций (посвящение к сб. «Жар-Птица»):
Тук! Я новенькая книжка. Что глядишь во все глаза? Здравствуй, мальчик, стрижка-брижка, И шалунья егоза!
Тот Саша Черный, который был известен как автор мрачноватых и горьких стихов, совершенно преображался, обращаясь к детям с безоглядной щедростью, с самым светлым чувством. Он был одним из тех поэтов, который, по выражению А. Блока, «сохранял в себе вечное детство». Это про себя писал он так (стихотворение «Детям»):
Он хоть взрослый, но совсем такой, как вы: Любит сказки, солнце, елки, — То прилежнее он пчелки, То ленивее совы.
Создавая свой портрет, делясь «тайнами мастерства», он признается, что весь свой дар, все, что ему дано, он несет детям:
Ну так вот, такой поэт примчался к вам: Это ваш слуга покорный, Он зовется «Саша Черный»... Почему? Не знаю сам.
Уже находясь в эмиграции, в Берлине, поэт издал книгу «Детский остров» (1921). В нее вошли стихи, написанные в России, и новые, созданные за рубежом. Он заново пересмотрел все издания своих стихов и расположил их в соответствии с определенной системой, по циклам. Самый большой цикл получил название «Веселые глазки». Каждый день и каждый час героев этого цикла заняты до отказа, дети затевают полные фантазии игры: «Третий звонок. // Дон-дон-дон! Пассажиры, кошки и куклы, в вагон!..» («Поезд»), они устраивают необыкновенный костер («Давайте руки — / И будем прыгать вкруг огня. // Нет лучше шутки — / Зажечь огонь средь бела дня...» («Костер»), им никогда не бывает скучно. Оставшись одна, Катюша устраивает грандиозную стирку, и в результате:
От окна до самой печки, Словно белые овечки На веревочках висят Вряд: Лошадкина жилетка, Мишкина салфетка, Собачьи чулочки, Куклины сорочки, Пеленка Куклиного ребенка, Коровьи штанишки И две бархатные мышки.
С какой любовью изображает поэт эту маленькую «прачку», которая, покончив со стиркой, сразу же ищет себе новое увлекательное и озорное занятие («Про Катюшу»). Все у Саши Черного звучит по-особенному: сколько до него и в стихах, и в прозе было написано о четырех временах года, но ни у кого это не звучало с таким упоением, с такой радостью:
Зимою всего веселей Сесть к печке у красных углей. Весною всего веселей Кричать средь зеленых полей. А летом всего веселей
Вишневый обкусывать клей. А осень еще веселей! То сливы сбиваешь с ветвей...
Здесь не нужны зрительные образы или наблюдения: каждое время года как будто взрывается и поселяется со всеми своими чудесами не извне, а внутри озорного мальчишки, который ощущает природу всем своим нутром, как некое чудо, как сплошной праздник. Каждый герой у Саши Черного неповторим: поэт охотно смеется над мальчишкой, который кормит свою лошадку шоколадками, и, к великому удивлению кошки, все таракашки «растолстели как барашки»; он очень точно обозначает человечка, из которого, не переставая, сыпятся вопросы. Это «Приставалка», и на все его бесконечные «Почему?» появляется резонный, но так дружелюбно звучащий ответ: «Оттого, что у моего сыночка // Рот без замочка». Ответ этот варьируется: «Оттого, что у моей дочки // Рот без замочка». Герои Саши Черного шалят, они большие озорники, но поэт любит их, потому что они — все без исключения — добры. Стоит вспомнить стихотворение «Снежная баба» о мальчике, который вскочил ночью, чтобы укутать снежную бабу — ведь она могла замерзнуть! Так же щедро и разнообразно насыщен цикл «Зверюшки». Он начинается с забавного стихотворения, в котором не человечки оценивают зверюшек, а зверюшки с удивлением смотрят на человечков (стихотворение «Что кому нравится»):
Чижик клюв раскрыл в волненье, Чижик полон удивленья: «Аи, какая детвора! Ноги — длинные болталки, Вместо крылышек — две палки, Нет ни пуха, ни пера!»
Дети вступают с животными и птицами (тут и попугай, и индюк, и теленок, и жеребенок) в самые разные отношения — трогательные («Слон», «Воробей»), теребят их — и это автору не нравится («Что ты тискаешь утенка?»), удивляются их повадкам. Все вызывает любопытство, интерес, мир открывается с еще одной стороны.
Как будто совсем другой Саша Черный в цикле «Песенки». Полна нежности «Мамина песня», сверкает всеми красками «Песня солнечного луча», и самое главное, что все эти чудеса обращены здесь к ленивому мальчишке, который не хочет проснуться. Как любовно, перечисляя все радости, которые ждут лентяя, заканчивает стихотворение поэт: «Ну, вставай же, егоза!». Всю неугомонность, всю энергию детства передает «Песня ветра». И прекрасная последняя песенка, обещающая всем удивительные сны, звучит в «Вечернем хороводе»:
А девочкам, дин-дон, Пусть приснится сон-сон, Полный красненьких цветов И зелененьких жучков!
«Детский остров» начинался с стихотворения «Детям», конец которого тоже обращен к его любимым героям. В завершающем книгу стихотворении «Дети» поэт высказывает самую заветную свою мечту: собрать детей всей планеты вместе — «Верст на двести // Растянулся б хоровод...». Но ведь он и сделал это в.своем «Детском острове». Он собрал здесь детей и разрешил им жить на этом отдельном острове веселой, счастливой, полной свободы и независимости жизнью. Саша Черный писал не только стихи, у него есть несколько серьезных рассказов, и среди них выделяется написанная в свойственной писателю юмористической манере повесть «Дневник фокса Микки». Литература для детей знает много прекрасных рассказов о собаках, достаточно назвать «Каштанку» А.П.Чехова, «Белого пуделя» А.И.Куприна, «Кусаку» Л.Н.Андреева. В этих рассказах герои-собаки думают, мысленно разговаривают, многое понимают. Но первой собакой, которая умудрилась вести дневник, т.е. делать записи, причем очень последовательные (на то это и дневник), оказался герой Саши Черного — фокс по имени Микки. Конечно, Микки — необыкновенное существо: ведь надо было додуматься, как и чем писать! И Микки додумался писать карандашом, взяв его в пасть. Сколько же смешного, поучительного и весьма назидательного прочтет читатель на страничках этого дневника. С одной стороны, Микки сродни ребенку: вот Зинин дядя сказал, что у него «глаза на лоб полезли», и уж как старался Микки сам в этом убедиться, но убедился только в том, что дядя говорит глупости; вот деревья молодеют каждую весну, а люди и взрослые собаки — никогда. Отчего? Почему корова должна кормить весь дом молоком и для этого целый день жевать траву, ведь кошка, например, кормит только своих котят? Зачем наш сосед пашет землю и сеет хлеб, когда рядом с его усадьбой есть булочная? Однако его вопросы далеко не всегда так наивны, из своих наблюдений за поведением людей он приходит часто к весьма нелестным для взрослых выводам. Он замечает, как много, как бесконечно долго едят люди и как немыслимо много они разговаривают! И почему дамы все переодеваются и переодеваются. Потом раздеваются, потом опять переодеваются? Но, конечно, главное — он сам, в его поисках доброго и красивого, в его, можно сказать, поэтическом взгляде на мир. Как он тонко он чувствует изменения в природе: повеяло теплом, и «небо станет как вымытая Зинина голубая юбка, и на черных палках покажутся зеленые комочки. Потом они лопнут, развернутся, зацветут... Ох, хорошо! Это называется — весна». Он любит, когда Зина читает стихи и замечает в ее чтении какую-то закономерность: «точно котлетки рубит... А на конце каждой строчки — ухо у меня тонкое — похожие друг на друга кусочки звучат: "дети — отца, сети — мертвеца"». И Микки догадывается, что это и есть стихи. И конечно, его (как некогда гофмановского кота Мурра) обуревает желание попробовать себя в этом деле, и он сочиняет первый в своей жизни стишок, очень даже неплохой:
По веранде ветер дикий Гонит листья все быстрей. Я веселый фоксик Микки, Самый умный из зверей!
Гордость переполняет его, и он оставляет в дневнике чрезвычайно лестную для себя запись: «Фокс Микки, // Собака-поэт, // Умнее которой в мире нет...». Нет, не всегда он говорит о себе в таком тоне: в каких-то обстоятельствах он пишет о себе как об «одиноком, несчастном, холодном и голодном фоксе Микки». Самооценки себя появляются самые противоположные, и это свидетельствует о том, что Микки задумывается и над жизнью, и над самим собой. Да, он умеет наблюдать — удивительны его впечатления от зоосада: как смешно и как тонко все звери выглядят в его собачьих глазах. Но, конечно, самое главное — его отношения с Зиной. Ее он любит больше всех, потому что, кажется ему, между ними много общего: она тоже визжит, прыгает, ловит руками мяч и грызет сахар, как собачонка. И его одолевает мысль: нет ли у нее хвостика? Он прощает Зине все ее шалости, все штучки, которые она проделывает с ним: то маникюр ему сделает, то красит нос губной помадой, то вообще бросает его надолго, и тогда на него нападает такая тоска! Конечно, мысли и впечатления Микки все же не человеческие, а собачьи. Подшучивая над своим героем, автор явно любит его, согласен со многими его оценками и рассуждениями. Поддерживает его рассуждения о несправедливости, о неравенстве условий человеческих и собачьих. С полным сочувствием прислушивается он к жалобе Микки о «самом гнусном человеческом изобретении — ошейнике», разделяет недоумение собаки: его за маленькую лужицу на полу тычут в нее носом, а когда это же сделает малыш, «пеленку вешают на веревочку, а его целуют в пятку...». И разочарованием заканчиваются его мысли о хвостике: на пляже, где сидели голенькие малыши, он, наконец, сумел подсмотреть. Увы, никаких хвостиков у детей нет. В этой повести Саша Черный еще раз дает оценку человеческому существованию, глядя на него чистым и наивным взглядом собаки. Взгляд этот дополняет наше представление об окружающем мире.
Вопросы и задания 1. Кого напоминает, на кого похожа в своих прогулках, в своих проказах Фея в «Фейных сказках» К.Д.Бальмонта? 2. Какие стихотворения поэта говорят о его любви к ставшему ему близким «миру живых»? 3. Какие книги для детей написал А. А. Блок? 4. В каких стихотворениях особенно проявилась его любовь к «тварям» (его любимое обозначение животного мира)? 5. В каком стихотворении Блока ярко проявляются фольклорные мотивы? 6. Сопоставьте зимний цикл Блока со стихотворениями поэтов XIX века А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова. 7. Как вы понимаете название книги Саши Черного «Детский остров»? Какими «жителями» населяет поэт свой «остров»? 8. Какими неожиданными способностями наделяется писателем его герой — фокс Микки? 9. Найдите в «Дневнике фокса Микки» точные характеристики, отличающие детей от взрослых. Глава 7. Русская детская литература первой половины XX века
7.1. Детская литература и эпоха 1920—1930-х годов К.И.Чуковский назвал эти первые два десятилетия «ренессансом детской литературы». Да, действительно, в эти годы в литературу для детей буквально хлынул поток новых молодых имен, происходило открытие еще небывалой поэзии и прозы — достаточно назвать имена К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, В.В.Маяковского, Б.С.Житкова, А.П.Гайдара, Л.Пантелеева и Г.Г.Белых, В.В.Бианки, а немного позднее А.Л.Барто, Е.А.Благининой, С.В.Михалкова, Е.Л.Шварца, К.Г.Паустовского, М.М.Зощенко, М.М.Пришвина... В эти годы возникли новые журналы: «Барабан» (1923), направление которого выразилось в лозунге «всех будить и призывать к творческой работе». Одновременно появились три журнала (1924): «Мурзилка», призванный поначалу отразить «ребячье житье-бытье и природу» и очень быстро ставший одним из самых любимых. В нем несколько позднее печатались Маршак, Чуковский, Барто, Бианки, Михалков. Не менее широкую популярность завоевали художественно-публицистический, ставший по существу центральным, журнал «Пионер», на страницах которого печатались все лучшие произведения литературы для детей; журнал «Искорка», определивший свою задачу как издания информационного, знакомящего детей с событиями, происходящими в стране. Однако литературный процесс развивался совсем не просто, шли споры о том, какой должна быть литература для нового пролетарского ребенка? Возникало убеждение, что вся дореволюционная детская литература должна быть вычеркнута, изъята из обращения как мещанская, сентиментально-монархическая, религиозная. Вероятно, в связи с отношением к прошлой литературе встал и вопрос о сказке. Самой длительной и острой стала дискуссия «Нужна ли сказка пролетарскому ребенку?». В рассуждениях педагогов-педантов проявлялся некоторый парадокс. Они предлагали изъять сказку из детского чтения именно потому, что дети любят сказку, увлечены ее фантастическим и нравственным содержанием. Противники сказки видели в этом увлечении угрозу, преследующую цель отвлечь ребенка от реальной действительности, вернуть маленького читателя к идеологии буржуазного мира. Сказка, казалось им, с ее чудесами, волшебными помощниками могла оказать отрицательное влияние на развитие материалистического воспитания ребенка. Вызывали возмущение и «счастливые» концы, когда крестьянский сын становился царем, а трудящаяся Золушка выходила замуж за принца. Дискуссия о сказке, о разговаривающем в ней животном мире, перекинулась на дискуссию об антропоморфизме. И здесь утверждалось примерно то же самое: прием очеловечения животных и окружающих ребенка реалий предметного мира дезориентирует ребенка в его реальном опыте, тормозит утверждение ребенка в реальной действительности. На страницах журналов и газет решался также вопрос: нужна ли вообще современному ребенку развлекательная книжка? Нужны ли ему сегодня всякие истории про глупых мышат, про муху-цокотуху, про чудо-дерево и всяких мойдодыров? Нужны ли вообще какие-то специальные заповеди для детских поэтов? Или ребенку нужна книга деловая, серьезная, вводящая его в мир современных событий? Весомое слово в ходе всех этих споров прозвучало в статьях Максима Горького «Человек, уши которого заткнуты ватой (к дискуссии о детской книге)» и «О безответственных людях и детской книге наших дней». Статьи сыграли большую роль в истории детской литературы и в разработке ее теоретических основ. Они прозвучали как живой отклик на возникшие теоретические разногласия. Горький сумел уловить самую суть разногласий, сумел, вероятно, глубже, чем сами участники дискуссии, сформулировать их суть и придать этим спорам серьезное теоретическое звучание. Горький теоретически обосновал право детской литературы на шутку, развлечение, на тенденцию «позабавить» ребенка, который по своим возрастным особенностям «требует забав, и требование его биологически законно». По его мнению, игра применительно к детскому возрасту является наиболее эффективным средством познания окружающего мира, средством познания языка, его тонкостей, его музыки, того, что филологи называют «духом языка». Умело и увлекательно построенная книга может помочь ребенку разобраться в явлениях окружающей его жизни. Горький подчеркивает: «Было бы вредно и даже преступно втискивать детей в "серьезное", слишком грубо насилуя их неорганизованную и податливую волю». Такую же весомую роль сыграла его статья в защиту сказки. К этой теме он возвращался много раз и, разрабатывая программу развития и воспитания ребенка, в список отобранных книг включал сказки Киплинга, «Конька-Горбунка» Ершова, все сказки Пушкина, Андерсена, сказки Чуковского и Маршака.
Вопросы и задания 1. В чем заключается суть полемики «Нужна ли сказка пролетарскому ребенку»? 2. Почему разгорелась дискуссия вокруг понятия «антропоморфизм»? 3. Какие аргументы использовались группой педагогов в литературной критике против «развлекательной книжки»? 4. Какую роль сыграли статьи Горького в ходе этих дискуссий? 5. Выявите главные положения в статьях Горького «Человек, уши которого заткнуты ватой» и «О безответственных людях и детской книге наших дней». 6. Какие новые темы, сюжеты, черты вошли в поэзию для детей 1920-х годов? 7. В каких стихотворениях 1930-х годов поэзия открыла характерные для времени черты современного ребенка? 8. Назовите имена запомнившихся вам героев в стихотворениях этого периода. Определите, что нового открыла поэзия в представлении об окружающем мире.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 2819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.02 с.) |