Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пейзажная лирика в детском чтении

Поиск

Первая треть XIX века была временем блистательного развития поэзии, достаточно назвать имена А. С. Пушкина, В.А.Жуковского, К.А.Батюшкова, Е.А.Баратынского, М.Ю.Лермонтова. Однако это время почти не оказало влияния на поэзию для детей. Лишь где-то, понемногу, в детских журналах стали появляться отдельные стихотворения, подхваченные детьми, такие как «Завтра! завтра! не сегодня — // Так ленивцы говорят...» Б.М.Федорова; «Вечер был; // Сверкали звезды; // На дворе мороз трещал;...» («Сирот­ка» К. А. Петерсона); «А, попалась, птичка, стой! // Не уйдешь из сети...» («Птичка» А. А. Пчельниковой); «Раз-два-три-четыре-пять» Ф. Б. Миллера. Эти стихи легко запоминались, в них играли, они становились считалками. Однако они не могли стать для детей открытием окружающего их мира. С начала 40-х годов XIX века в поэзию для детей один за другим стали приходить большие поэты.

Первое стихотворение, которым поэт вошел в мир детства и показал ребенка в его обстановке, с его игрушками, принадлежа­ло Афанасию Афанасьевичу Фету (1820—1892; настоящая фами­лия Шеншин). Стихотворение «Кот поет, глаза прищуря» было написано совсем молодым, двадцатилетним человеком и вместе с тем положило начало огромной традиции, стало открытием мира природы во всем его разнообразии и очаровании. В этих двенадца­ти строчках вообще много открытий: и кот, не сказочный кот Баюн, а настоящий, который в отличие от мальчика может спать в любое время, когда ему захочется.

В первом критическом отзыве известный критик Ап. Григорьев писал: «Боже мой, какой счастливый этот кот и какой несчастный мальчик!» Здесь и первая картина, отделяющая уютный мир ребен­ка от окружающей дом стихии: «На дворе играет буря, Ветер сви­щет на дворе...». Этот контраст между уютным, а в других случаях неуютным миром и не ведающими ни о чем снегами, метелями, ветрами станет характерным для многих детских стихотворений.

Прошли долгие десятилетия, почти пятьдесят лет, и Фет на­писал еще одно стихотворение о ребенке, но когда читаешь его, кажется, не десятилетия прошли, а только одна ночь. И мальчик тоже тот же самый, который был в первом стихотворении. Встав утром, он увидел, как все после метели преобразилось, оказалось необычайно красивым, как будто кто-то «щедрый», «тороватый» убрал весь двор, все деревья, все кусты: «Мама! глянь-ка из окош­ка — // Знать, вчера недаром кошка // Умывала нос...» (1887). И это чудо, которое чуть ли не на глазах мальчика сотворила при­рода, уже не уйдет из сердца поэта, а будет постоянно вызывать множество самых разнообразных картин: зимних, весенних, лет­них, утренних, вечерних, пленяющих его сердце и сердце читателя.

Мы часто произносим ставшее уже столь привычным словосо­четание «пейзажная лирика». Что значит это для художника, чем насыщается это понятие? Пейзаж для поэта — не просто описа­ние природы, это выражение чувств самого поэта, его настрое­ние, его раздумья о жизни, о ее истоках. Это, очень часто, ощу­щение красоты и счастья, но и трагедий земного существования, это размышления о том, что дарит человеку земля.

В самой природе поэт ищет ответы на многие вопросы, разгад­ку многих тайн, которыми она полна. Удивительно сказал об этом Ф.И.Тютчев:

 

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

 

Читая эти строчки Тютчева, мы ощущаем, что природа каждо­му поэту может помочь выразить во всей полноте свои чувства:

...Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой...

 

Каждая строчка стихотворения Фета убеждает нас: все это про­буждение происходит одновременно и в природе, и в душе поэта (стихотворение «Я пришел к тебе с приветом»).

 

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова.

 

Неслучайно Л.Н.Толстой писал А.А.Фету:

 

Я свежее и сильнее Вас не знаю человека <...> От этого-то мы и любим друг друга, что одинаково думаем умом сердца, как Вы называете.

 

У природы брал поэт уроки терпенья:

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Читая Фета, мы ощущаем цвет воздуха, игру теней, прозрач­ность каждой капли ручья:

 

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист...

 

Или другая картина:

 

А там по нивам на просторе

Река раскинулась, как море,

Стального зеркала светлей,

И речка к ней на середину

За льдинкой выпускает льдину,

Как будто стаю лебедей.

 

И уже, кажется, видишь эту созданную волшебным вообра­жением поэта стаю лебедей! Поэзии Фета было присуще особое уменье — на это указывали многие исследователи — «ловить не­уловимое, давать образ и название мимолетным ощущением души человеческой», и опять на помощь приходит природа: «И грезит пруд, и дремлет тополь сонный».

Давно уже полюбились детям стихи: «Ласточки пропали», «Зреет ночь над жаркой нивой», «Печальная береза».

К ребенку обращено стихотворение «Мотылек мальчику», пе­редающее мимолетное, но такое прекрасное ощущение жизни мотыльком: ведь его жизнь длится только один день, но этот день дарит ему и дружеское приветствие цветов, «И манит куст души­стой веткой», и пусть лишь одно есть у него мгновение, но и оно одно дает ему возможность «жизнию упиться». Одно «мимолетное мгновенье» запечатлено в стихотворении «Бабочка»:

 

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот — дышу.

 

И это мгновенье тоже наполнено жизнью, дыханьем, полетом. К ребенку обращено и стихотворение «Рыбка». С каким восхи­щенным чувством, с каким любованьем описал ее Фет:

 

Голубоглазая спина,

Сама как серебро,

Глаза — бурмитских два зерна,

Багряное перо...

 

Как радуется поэт, что опять обманул рыбака «лукавый глаз».

Какой благодарностью звучит стихотворение «К жаворонку», который поет всем, но как будто несет что-то особенное поэту.

Собрание стихотворений Фета содержит сотни названий, но, казалось, в этом стихотворении он собрал все лучшее, все самое прекрасное, яркое, безбрежное:

 

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Этот говор вод...

Это все весна.

 

В стихотворении всего три строфы, восемнадцать строк. Но в этом и заключается тайна поэзии: восемнадцать строк — и весь мир перед тобой.

Давно уже хрестоматийными стали стихотворения Аполлона Николаевича Майкова (1821 — 1897). Интерес к литературе возник у него еще в детстве. В доме отца, академика живописи Н. А. Майкова, царила атмосфера любви к искусству, театру, музыке, из­давался рукописный журнал «Подснежник», а позднее журнал под таким же названием стал выходить (1858—1862) под редак­цией брата поэта, Владимира Майкова. Там печатались известные писатели, были опубликованы и многие стихи А. Н. Майкова. Сти­хотворения Майкова близки детскому восприятию: в них все круп­но, ярко, все в движении. Если летний дождь — то ослепитель­ный, заражающий своей красотой.

 

Золото, золото падает с неба! —

Дети кричат и бегут за дождем...

 

Если весна, то приходит она как герой-победитель, и в этой победе тоже участвуют дети: достаточно прочесть первую строчку стихотворения «Весна»: «Уходи, зима седая!», чтобы сразу же по­чувствовать детскую интонацию. И во всем преображении приро­ды тоже как будто участвует ребенок:

 

А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья и пенья!..

Уходи себе скорей!

 

Стихотворение это поэт посвятил мальчику Коле, крестнику брата поэта, «Вербную неделю» — «маленькой К-и». Так и кажет­ся, что они среди тех, кто участвует в этом торжественном праз­днике прихода весны:

 

Сдернута с неба завеса туманов,

По небу блеск, на земле торжество!

Машут знаменами малые дети,

Лица сияют, смеются уста!

 

В стихотворениях Майкова пейзаж часто связан с картинами деревенской жизни, особенно осенней, и все тоже выглядит яр­ким и праздничным:

 

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные спят...

 

В этот пейзаж врываются совсем другие звуки — шум мельницы и дороги, по которой выезжает тяжелый воз, — и снова детство!

 

Старик, а на возу — дитя,

И деда страхом тешит внучка...

 

И наконец, впервые появляется персонаж, который навсегда войдет в литературу для детей: «Вкруг с лаем суетится жучка». От нее звон, от нее «веселый лай идет кругом» («Пейзаж»).

И еще одно стихотворение, как бы завершающее пору осенних работ, — «Сенокос», передающее размах и ширь крестьянских ра­бот, идущих под одуряющий запах ароматного, прогретого солн­цем сена. Бабы, мужики, растущий, как дом, воз, ожидающий своего часа конь и, конечно, участвующая во всем «жучка удалая».

В цикле стихов, обращенных к детям, есть и другие темы у Май­кова: это редкое по красоте стихотворение «Мать», апофеоз мате­ринской любви, отвоевывающей заболевшего мальчика от смерти:

Отклони удар, уйди,

Смерть с своей косою!

Мать дитя с своей груди

Не отдаст без бою!

 

И быть может, в первый раз в поэзии для детей (стихотворение «Мать и дети») звучит тема смерти. Казалось бы, «В лучшем мире наша Зоя», но все доводы про тот, лучший мир, не могут оспо­рить главного довода матери:

 

Ах! у бедной нет там мамы,

Кто смотрел бы из окна,

Как с цветами, с мотыльками

В поле резвится она.

 

Так в поэзию Майкова впервые с такой силой входит новая тема матери с ее безмерной любовью к ребенку. Майков был авто­ром многих исторических произведений.

Имя Алексея Константиновича Толстого (1817—1875) хорошо знакомо всякому, кто знает сказку «Черная курица, или Подзем­ные жители». Это для него, когда он был еще маленьким Алешей, эту сказку рассказывал, а потом записал его дядя, писатель Анто­ний Погорельский. Мальчик, с детства одаренный литературными способностями, стал известным поэтом (назовем несколько сти­хов: «Коль любить, так без рассудку», «Ты не спрашивай, не рас­пытывай», «Средь шумного бала, случайно», «То было раннею весной...», «Не ветер вея с высоты»), драматургом (до сих пор не сходят со сцены его пьесы «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»), прозаиком (роман «Князь Серебря­ный»). И еще об одной стороне творчества Толстого нельзя не сказать: вместе со своими двоюродными братьями Алексеем, Вла­димиром и Александром Жемчужниковыми он создал пародий­ный литературный портрет под именем Козьмы Пруткова.

Толстой никогда не писал стихов для детей, и даже упомина­ний о детстве в его лирике нет. Но многие его стихи входят в наше сознание с детства, обогащая чувства, представления о мире:

 

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

 

Каждая подробность здесь кажется такой зримой, ощутимой, что не может не вызвать и соответствующего настроения, о кото­ром говорится в конце стихотворения. Поэтому весело и горько смотреть на эту еще трогающую сердце красоту, прощание с ко­торой болезненно отзывается в его душе.

Прямую связь между расцветом природы и приливом новых сил и надежд передает одно из красивейших стихотворений:

 

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

 

Это стихотворение кажется особенным: все мирозданье охватил, объял поэт единым чувством. Ощущение единства мира и своего слияния с ним проходит через многие стихотворения А.К.Тол­стого: «Все ежедневные картины // Поля и села, и равнины //...И звон косы в лугу росистом». Поэт шлет свое благословенье всему, что его окружает и дает ему этот мир (стихотворение «Иоанн Дамаскин»):

 

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса.

 

Каждая строчка здесь расширяет представление о мире и соот­ношении между мирозданьем и человеком. Может быть, не слу­чайно стихотворение, уводящее нас в глубь истории (тема очень близкая творчеству Толстого, достаточно назвать поэмы «Илья Муромец», «Василий Шибанов», «Песня о Гаральде и Ярослав­не»), начинается с таких простых, почти детских строк:

 

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня.

Темно-голубые?

 

Имя Федора Ивановича Тютчева (1803—1873) как поэта появи­лось только в 1836 году, хотя первые его стихотворные опыты были опубликованы в 1817 году. Окончив в 1822 году Московский уни­верситет, он оказался на дипломатической службе в Мюнхене. Вес­ной 1836 года со стихами Тютчева познакомились Пушкин, Жу­ковский, Вяземский. Пушкин встретил эти первые двадцать четыре стихотворения с «изумлением», с «восторгом», и «Стихотворения, присланные из Германии, с подписью "Ф.Т."» напечатал в своем журнале «Современник». Так Пушкин стал крестным отцом «Ф.Т». Памяти великого поэта Тютчев посвятил незабываемые строки:

 

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет.

 

Полное имя еще долго не раскрывалось, но стихи таинствен­ного «Ф.Т.» многим полюбились.

Историки литературы отмечали в поэзии Тютчева особенную способность проникать в тайны природы, мироздания и души че­ловеческой. В его стихах находили отражение те противоборства, противостояния различных сил природы, где стихия, хаос находи­лись на одной стороне, а примирение, гармония — на другой. Ночь и день у Тютчева — два различных состояния и в природе, и в человеке. Приведем несколько строчек из стихотворения «Видение»:

 

Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья...

Тогда густеет ночь, как хаос на водах,

Беспамятство, как Атлас, давит сушу...

 

И из стихотворения «День и ночь»:

 

...День — сей блистательный покров —

День, земнородных оживленье...

Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена...

 

Как бы два разных мира открывает поэт, и многие стихотворе­ния Тютчева передают ликование жизненных сил природы, побе­ды весны над зимою, победы гармонии над хаосом.

Каким покоем, какой чистотой дышит стихотворение «Есть в осени первоначальной...». Его хочется процитировать целиком, так прекрасно, с такой теплотой и вместе с тем с такой точностью передана здесь каждая подробность.

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора, —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

 

Здесь изображена крестьянская осень, а строчки «Лишь паути­ны тонкий волос // Блестит на праздной борозде» особенно вос­хищали Л.Н.Толстого; вообще же, по признанию самого писате­ля: «Когда-то Тургенев, Некрасов и К" едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». Стихотворение передало «душу» осени, кончились крестьянские работы, и трудовая борозда от­дыхает. Но какая наполненная теплотой подробность: «Лишь пау­тины тонкий волос...» — это все, что осталось на поле и что вызы­вает благодарное воспоминание о былом. Не менее важны строч­ки «Но далеко еще до первых зимних бурь...». Да, это еще покой в природе, это еще «теплая лазурь». Еще далеко до противоборства, которое со всей силой возникнет в стихотворении «Зима недаром злится». Каким страшным, вызывающим испуг существом прояв­ляет себя зима в этой отчаянной вражде: «Взбесилась ведьма злая...». И каким эпитетом награждает поэт весну: она «прекрасное дитя», от своей трудной победы «И лишь румяней стала / Наперекор врагу». Весна в стихотворениях Тютчева торопится скорей ото­греть землю, разбудить все спящие ее силы, она как долгождан­ный вестник, (стихотворение «Весенние воды») отправляет во все концы своих гонцов с ликующим кличем: «Весна идет, весна идет!».

Апофеозом всех чувств, связанных с приходом весны, стало стихотворение «Весенняя гроза». Оно привлекло особенное вни­мание многих исследователей: ну как можно любить грозу? Ведь слово «гроза» несет в себе такие представления, как «грозить», «угроза». Но Тютчев пишет о первой, весенней грозе и потому все, что звучит дальше, когда- гром, играя, грохочет, когда гре­мят раскаты молодые — во всех этих «гро-гра-гро-гре» ощущает­ся игра, озорство, молодая удаль. Гром здесь похож на ребенка, он грохочет, «резвяся и играя», и «дождик у него — совсем ма­ленький, новый, новорожденный»1. Е.Г.Эткинд обращает внима­ние на целую симфонию звуков в этом стихотворении, на плени­тельную игру гласных и согласных, на цветовой ряд («Повисли перлы дождевые, / И солнце нити золотит»). Для исследователя очень важно вернуть стихотворению ее последнюю строфу, часто отсутствующую в изданиях Тютчева для детей:

 

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

 

В этой строфе заключен важный смысл. В первых трех строфах поэт говорит о хаотической, живой природе — «в последней строфе природный хаос организован художественным воображением че­ловека», силой искусства превращенный в гармонию. По-разному прочитали стихотворение любители поэзии Тютчева, и для мно­гих из них «Весенняя гроза» стала развернутой метафорой, оли­цетворением молодости, вдохновения, гармонией света и радости.

Творчество Ивана Алексеевича Бунина (1870—1953) приходится, в большей своей части, на начало XX века. Но многие свои стихи он напечатал впервые в журнале «Детское чтение» в 1887 — 1888 годах.

По воспоминаниям современников, Бунин обладал особенными, отличающимися от нормы, зрением, слухом и обонянием. Он ви­дел в цветовой гамме такие тона, которые были ведомы только ему. Точно таким же удивительным было то, что он слышал и ощущал в природе. В романе «Жизнь Арсеньева» (1930) автор пишет о себе:

 

Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слу­хом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша, мог отличить запах росистого лопуха от запаха сырой травы...

 

Бунин многое сказал о детстве скорее в прозе, но и в его сти­хах возникают образ детства, воспоминания о нем, и всегда в этих воспоминаниях огромную роль играют картины природы. Стихот­ворение «Помню долгий зимний вечер» передает настроение боль­ного мальчика, утешением для которого становятся лишь навеян­ные матерью грезы о колосьях ржи, о шелесте берез, о радостях, которые скоро принесет весна. Стихотворение «Мать» приоткры­вает завесу над теми превратностями, которые так изменили ког­да-то большое, богатое и шумное поместье. Теперь здесь горит лишь одна свеча, хозяйничают бураны и снега:

 

Они врывались в мертвый дом —

И стекла в рамах дребезжали,

И снег сухой в старинной зале

Кружился в сумраке ночном.

 

В стихотворениях «В селе», «Вечерний полумрак мне навевает грезы», «Ангел» любая встреча с природой вызывала ощущение детского очарованного состояния души. И стихотворение «Дет­ство», написанное, когда Бунину было уже далеко за тридцать, в который раз возвращает к этому ощущению:

 

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

 

Первым своим учителем Бунин считает Фета: он помог начи­нающему поэту «осознать чувство единства человека с приро­дой» и ощутить, что «нет никакой отдельной от нас природы, что каждое движение воздуха есть движение нашей собственной жизни». Поэтому рядом с многокрасочным миром природы у Бунина всегда ощущается присутствие человека. В поэме «Листо­пад» (1900), пронизанной образами русских сказок, народных поверий и преданий, рядом с ощущением торжественной лес­ной тишины, «воздушной серебряной паутины», и всего леса, который «точно терем расписной, // лиловый, золотой, багря­ный», все время ощущается это единство человека с природой. Это все время подтверждается такими, к примеру, строчками: «Сегодня целый день играет // В дворе последний мотылек...», «Теперь уж тишина другая: // Прислушайся — она растет», «Не жди: наутро не проглянет // На небе солнце...»; «Прости же, лес! Прости, прощай...». Эта ранняя поэма будто сконцентрировала в себе красоту и богатство образов многих последующих стихотво­рений поэта. Каждое явление природы обретает у Бунина особый аромат, свою цветовую гамму, точную художественную деталь: «Свежо и сладко пахнет можжевельник» («Апрель»); «Туча рас­таяла. Влажным теплом // Веет весенняя ночь над селом... В ти­хом саду замолчал соловей; // Падают капли во мраке с ветвей» («Пахнет черемухой...»); «Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи, // На солнце бархатом пшеницы отливают» («Как дымкой даль полей закрыв на полчаса»); «Не видно птиц. Покорно чах­нет // Лес, опустевший и больной».

На все явления находит отклик поэзия Бунина — и на первый снег, и первые бурные приметы весны («Бушует полая вода»), переходящей в сладостный для всего голос летнего дождя («Круп­ный дождь в лесу зеленом...»). Красоту мира и неутолимую жаж­ду жизни воплощал он и в птицах и животных. Какая сила, какое стремление к жизни в строчках, посвященных оленю, преследу­емому охотниками (стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги»):

 

О, как легко он уходил долиной.

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил.

 

Радуга, солнце, небо, зреющий хлеб, золотые колосья ржи — вот из чего слагается то простое человеческое счастье, которым дорожит поэт. Об этом он сказал в удивительных стихах:

 

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти

Полевые цветы меж колосьев и трав —

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

 

Стихотворение это написано в 1918 году, оно уже одно из по­следних в его лирике, это итог, отчет поэта за все главное, что он сказал своими стихами. Бунин был первым русским писателем — лауреатом Нобелевской премии.

Вопросы и задания

1. Дайте определение пейзажной лирике.

2. Расскажите о творчестве А. А. Фета. Сделайте анализ нескольких сти­хов поэта.

3. Какие темы затрагивает в своих стихотворениях А. Н. Майков?

4. О каких контрастах в мире природы говорит поэт Ф.И.Тютчев? Подкрепите свой ответ примерами.

5. Какие из стихотворений А.К.Толстого вошли в детское чтение? Как вы думаете, почему?

6. Какие традиции русской поэзии продолжает в своем творчестве И. А. Бунин? Приведите примеры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 3034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.018 с.)