Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
У истоков русской детской литературыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начать рассказ об истории детской литературы нельзя, не назвав хотя бы некоторые имена, книги, произведения, бывшие у истоков литературного искусства. И прежде всего следует упомянуть создателей славянской письменности. Славянские первоучители братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий родились в 20-е годы IX века в греческом городе Салоники, по-старославянски — Солуни (поэтому их называют солунскими братьями). В Солуни и ее окрестностях жили кроме греков славяне, говорившие на одном из диалектов, родственных позднейшему болгарскому языку. Не исключено, что братья с детства владели как греческим, так и славянским языками. Мефодий, старший из братьев, рано выбрал военно-административную карьеру, затем постригся в монахи. Кирилл же с раннего отрочества обучался при дворе императора Михаила II и вошел в кружок патриарха Фотия — важнейший интеллектуальный центр Византии. В «Житии Кирилла» говорится о его замечательных успехах во многих науках, особенно в изучении различных языков. В 863 году император Византии направил братьев к моравскому князю Ростиславу. Их основной задачей была проповедь христианства среди славян. Для того чтобы решить эту задачу, надо было перевести на славянский язык основные богослужебные книги, а следовательно, и создать письменность, пригодную для этих переводов и адекватную звуковому составу славянского языка. Обе эти задачи были решены самым замечательным образом. Но братья сделали больше: на основе знакомого им с детства солунского диалекта они создали особый богослужебный язык, часто называемый церковнославянским. После смерти в 869 году Кирилла Мефодий еще в течение полутора с лишним десятилетий продолжал переводить на славянский язык библейские тексты и распространять — иногда с опасностью для жизни — славяноязычное богослужение в Моравии и Паннонии. Кирилл создал алфавит, приспособленный для передачи звуков славянского языка. Однако от IX века до нас дошли две азбуки, которые по традиции называются кириллицей и глаголицей. Анализ источников показывает, что первой была создана глаголица, а кириллица появилась позднее. На основе кириллицы в России при Петре I был создан гражданский шрифт, который с некоторыми изменениями используется и сейчас для ряда языков. Алфавитная письменность, пришедшая на Русь вместе с ее крещением, способствовала возникновению литературы. И первое имя, которое следует назвать, — Нестора-летописца (ок. 1005 — начало XII века). Почти всю жизнь он провел в Киево-Печерском монастыре, который был известен как центр книжной культуры. Продолжив дело летописца Никона, Нестор, по существу, был «первым историком, попытавшимся ответить на два сложнейших вопроса: о происхождении русского народа и о возникновении Русского государства». Он создал необыкновенную книгу «Повесть временных лет» («Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть»). Обладая редким даром историка-летописца, Нестор был одновременно и писателем: «Повесть...» насыщена самым разнообразным материалом — есть там и исторические повести, и новеллы, сказки, легенды; летописец широко черпал из устного предания. Его перу принадлежит «Житие Бориса и Глеба». Нестор, по мнению исследователя, «остается для нас самым полным и самым ценным историческим источником Древней Руси». Начиная с «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина о сей день этот источник питает работы исследователей самых Разных интересов. Огромное место занимают жития святых, посвященные людям, прославившим себя или ратными подвигами (Георгий Победоносец, Дмитрий Донской, Александр Невский), или ставшим мерилом веры и нравственности, таким как братья Борис и Глеб я Сергий Радонежский. Жития подчас заключали в себе увлекательный материал для чтения: там могли быть и путешествия, и сражения, и фантастические приключения, и драматические переживания. История первых святых мучеников Бориса и Глеба стала первым Житием у Нестора. Житие о братьях создает образ двух отроков, получивших в отличие от всех своих братьев, других сыновей великого князя Владимира Святославича, особое воспитание. Они не могли и не хотели участвовать в междоусобице старших братьев в борьбе за право на верховенство. Для их чистых и благородных натур было свято понятие о послушании старшим братьям, они поступили согласно христианской заповеди любви и приняли мученическую смерть ради нее, явив образец смирения, непротивления, покорности. Два юных князя — Борис и Глеб — стали первыми (по времени канонизации) русскими святыми, а в своей посмертной судьбе оказались чудотворцами. С их именами связано множество легенд, они являлись на помощь в трудные для Отечества времена и поддерживали в войнах и Александра Невского, и Дмитрия Донского. В их честь построено немало храмов и монастырей, создано множество фресок и икон. Среди многих имен святых особое внимание привлекает образ Сергия Радонежского: он не участвовал в ратных подвигах и не принял мученическую смерть. Но сама жизнь его (1313/1332 — 1392), человека, далекого от суетных дел, полная высоких духовных исканий, стала образцом для множества людей. Построив свою келью в глухом лесу и возведя лишь маленький огородик, Сергий постепенно становился легендой, к нему стали приходить люди и строить рядом свои кельи. Вскоре пустыня превратилась в монастырь, существовавший своими самыми разнообразными и необходимыми трудами. Сам Сергий, уже став игуменом нового Троице-Сергиева монастыря, не изменил своего образа жизни. Главное для него было, как пишет о нем его летописец, Епифаний Премудрый, в напряженной работе ума и сердца, в нравственном соблюдении «телесной и душевной чистоты». Вокруг личности Сергия создавалась атмосфера высокого почитания, складывался образ подвижника, чудотворца, хотя сам Сергий запрещал рассказывать о творимых им чудесах. Множество легенд, сохраненных автором Жития, говорят о том, что Сергий обладал таинственными душевными качествами и особым даром, позволявшим ему видеть то, что было недоступно окружающим. Легенда рассказывает о том, что накануне битвы на Куликовом поле князь Дмитрий отправился в Троицев монастырь за благословением Сергия, и уже накануне битвы Дмитрий получил от Сергия просфору и грамотку со словами: «Чтобы ты, господине, так и пошел, а поможет тебе Бог и Троица». Среди выдающихся произведений Древней Руси надо назвать «Слово о полку Игореве» (XII век), поэтическую загадку которого до сих пор разгадывают десятки ученых. Из множества повестей этого времени выделяется своей красотой «Повесть о Петре и Февронии» (XV век), о любящих, которых не смогла разъединить даже смерть. Переходя к истории древнерусской детской литературы, надо сказать еще о «Поучении Владимира Мономаха». Внук Ярослава Мудрого, князь Владимир Мономах (1053 — 1125) большую часть жизни проводил в походах и стяжал себе славу мудрого, щедрого и справедливого правителя. Он много сделал для Руси, но, может быть, самым замечательным подвигом явилось его «Поучение», обращенное к его детям «или к иным, кто прочтет». Да не только его дети, но множество «иных» стало читателями и почитателями этого прекрасного, по существу, памятника. Советы «Поучения» проникнуты высоким гуманизмом: они учат защищать слабого, помогать сиротам, убогим и вдовам, неустанно трудиться всю жизнь. Автор делится своим жизненным опытом — отца, государственного деятеля, страстного охотника, человека, глубоко воспринимавшего красоту окружающего мира. Этим «Поучением» Владимир Мономах заложил основы всей нравственной направленности детской литературы, мы и сегодня готовы подписаться под каждым его словом. Можно многое бы сказать о непревзойденном искусстве древнерусской иконописи: секрет мастерства иконописцев тех далеких времен до сих пор не разгадан, их стиль — неповторим. Но одну икону обойти молчанием нельзя — «Троицу» Андрея Рублева (ок. 1379— 1430). Главный мотив картины — изображение Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Автор сделал подлинной темой иконы величайший момент в истории человечества, когда решалась судьба Христа: готовность Отца принести Сына в жертву ради искупления грехов всех людей и готовность Сына следовать этому решению. Пересказать картину нельзя, но те, кто стоял перед ней в Третьяковской галерее или видел ее в репродукциях, понимают всю бессмертную красоту этого творения. Остается добавить, что Рублев написал свою «Троицу» в «похвалу отцу Сергию Радонежскому».
Вопросы и задания 1. Как появилась на Руси алфавитная письменность? 2. Какую роль в развитии древнерусской литературы сыграла «Повесть временных лет»? 3. В чем заключается особенное значение «Поучения Владимира Мономаха»? 4. Назовите первые жития, кому они посвящены, чем отличается их содержание. 5. Определите, какие нравственные ценности заложены в литературе древней Руси.
Буквари и азбуковники Как учили детей в далеком XV веке? При монастырях образовывались небольшие церковно-приходские школы, программа обучения в которых была самой примитивной и все же трудно постигаемой детьми. Первая, пока еще рукописная, книга была создана переводчиком Дмитрием Герасимовым (род. в 1465 году), служившим в книжной мастерской архиепископа Новгородского, а затем вызванным в Москву для переводческой работы. Дмитрий знал много языков, бывал в разных странах Европы. Владея хорошо латинским языком, он решил перевести грамматику этого языка на русский, с тем чтобы она была понятна детям. Свою грамматику он написал в форме вопросов и ответов и разделил ее не на главы, а на беседы. Учебник Герасимова стал называться «Донатус». Первой печатной детской книгой стала азбука Ивана Федорова (1574). Предназначенная для учебных целей, она, согласно уже установившейся традиции, состояла из нескольких частей. Обычно в первой части помещались азбука (алфавит) и упражнения для чтения. Вторая часть давала сведения грамматического содержания. Наибольший интерес представляла третья, хрестоматийная, часть, где автор наряду с молитвами давал рассчитанные именно на чтение детей и вирши, и прозаические тексты, адресованные детям и их родителям. Слово к детям начинается с прекрасного обращения: «Сын мой, приклони ухо твое и послушай словес мудрых и приложи сердце к научению моему, понеже украсит тебя». Первый печатный букварь (1634) принадлежал мастеру книжного азбучного печатного дела Василию Бурцеву, жившему в середине XVII века. В подзаголовке букваря стояло: «Начальное учение человеком, хотящим разумети Божественного писания». Букварь содержал буквы и склады, числа, знаки препинания, образцы склонений и спряжений. Затем следовали азбука толковая, нравоучительные изречения, заповеди, притчи, наставления. Главной книгой, которой должен был овладеть ученик, был Псалтырь. Сейчас очень трудно разобраться в том, как выглядел Псалтырь при обучении отроков, едва владевших буквами и складами. Как часть Ветхого Завета Псалтырь состоит из Псалмов Давида — гимнов, обращенных к Богу, которые поются во время богослужения (в переводах Ветхого Завета их текст выглядит как прозаический). Псалтырь как учебная книга содержал также молитвы и некоторые истории из Ветхого Завета. В энциклопедическом словаре «Христианство» указывается, что Псалтырь сделался главной учебной книгой Древней Руси, «заключительной книгой в древнем русском образовании». Изучивший ее считался грамотным и книжным человеком. Тексты поражают своей красотой: «Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня» (17, 36), «Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои...» (17, 37). В XVIII и XIX веках делались поэтические переложения псалмов (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Н.М.Языков и др.). Посмотрим, каким было начало «Букваря» Бурцева:
Сия зримая малая книжица, По реченному алфавитица, Напечатана бысть по царскому велению Вам, младым детем, к научению.
Автор «Букваря» предлагает детям уразуметь всю пользу учения:
И тако достигнешь мудрых совета И будешь истинный сын света. ...Аще научишь себя во младости, То будет ти покой и честь во старости. ...И тем творца своего и Бога воспрославивши И душу свою честну перед ним предпоставивши.
Ф. И. Сетин высказывает предположение, что начальные строчки «Букваря» Бурцева принадлежали другому, тоже известному автору книг для детей, Савватию (даты рождения и смерти неизвестны). Савватий служил справщиком в Книжной справе (палате) Московского печатного двора, участвовал в составлении многих книг для детей и был крупнейшим деятелем просвещения. Приведем отрывок из «Наставления ученику»:
...Того ради достоит сие поучение почасту прочитати, чтобы ко учению крепостне прилежати и леность и нерадение от себя отревати...
В ряду писателей, обращавшихся к детям, стоит имя Симеона Полоцкого (1629— 1680). Из множества его произведений особенное внимание привлекает огромная стихотворная энциклопедия «Вертоград многоцветный». Будучи учителем детей царя Алексея Михайловича, Алексея, Федора и Софьи, Симеон Полоцкий многие годы занимался педагогической деятельностью: в братской (монастырской) школе Полоцка обучал молодых подьячих латыни, грамматике, поэтике, риторике. Приведем несколько строк из «Увещания»:
Хощещи, чадо, благ разум стяжати — тщися во трудех выну пребывати.
В «Вертограде многоцветном» он пишет о пользе учения в детстве, о необходимости сурового наказания за непослушание в Учебе, но и о том, как хорош прошедший обучение:
Яко же любезни суть прекрасния цвети, тако научении всем приятны дети.
Мотив наказания как чуть ли не главного стимула обучения присутствует во всех книгах. В «Вертограде многоцветном» есть отдельный раздел под названием «Розга». Но этому разделу можно противопоставить слова, неизвестный автор которых смягчает суровость наказания, как бы утешая ученика тем, что на каждый возраст приходится своя доля страдания, говоря о том, что молодому человеку розги необходимы для учения, как старцу нужна палка для ходьбы. Уже тогда поэзия находила слова, создававшие редкое по красоте образное представление о пользе учения:
Сад новый аще водами поится, цветет, и овощ от него родится; учения корень горек есть, плоды же его суть сладки.
Уже самый процесс обучения выражался и закреплялся в образной метафоре: учиться — «Аки сладкую реку пити...». Да и безымянный отрок приобретал уже понятие сына. В «Виршевом Домострое» (автор неизвестен, первая половина XVII века) удивительное обращение: «Наказание от некоего отца своему сыну, дабы он подвизался о добрых делех выну». В наставлениях отца — любовь («Тебе, свету возлюбленному, моему чаду, Аки цветущему винограду») и забота о душевном и телесном здоровье сына. Жизнь выдвигала новых авторов, с новыми понятиями об отношении к ученику. В этом смысле особенное место занимает имя Кариона Истомина (середина XVI — 1717 или 1722), который выдвинул совершенно другой стимул: «Забавляя, обучай». Проповедник, переводчик, историограф, в последнее десятилетие XVII века он выделился в Москве на поэтическом и педагогическом поприще. Самой его большой книгой для детей стал «Лицевой букварь». «Лицевой» — т.е. иллюстрированный. Букварь строился так: каждой букве отводилась отдельная страница, в верхней части ее шло причудливое изображение заглавной буквы на разных языках. Под буквой шли рисунки, изображавшие разные предметы, названия их начинались с буквы, которой была посвящена страница. Глядя на картинку, ученик легко угадывал букву. Под картинками шли стихи, рассказывающие о разных свойствах и назначении изображенных на картинках предметов. Приведем в пример несколько строк с буквой «К»:
Киты суть в морях, кипарис на суше, юный, отверзай в разум твоя уши. В колесницу сядь, копием борися, конем поезжай, ключем отоприся...
«Лицевой букварь» положил основу всем последующим букварям для детей вплоть до сегодняшнего дня. Переходя от буквы к букве, ученик усваивал не только азбуку, но вместе с ней множество понятий познавательного и нравственного характера, букварь становился своеобразной поэтической энциклопедией. В своем поэтическом «Домострое» Карион обращается не только к мальчикам, но и к девочкам. Он заменяет привычное уже физическое наказание на поклоны: число поклонов зависит от провинности отрока или отроковицы. В «Домострое» Карион многому учит детей: и как вести себя с родителями, и необходимости ежедневно учиться; он прекрасно понимает потребности возраста ученика и пишет о хороших играх, исключая дурные. Здесь ученик получал и первые уроки этикета:
Еще и сие юнии да знают: шапкою носа да не отирают...
Очи, нос, уста отирати платом, в посмех не молвити с отцем и братом.
Много еще чего мудрого узнают «юнии» от прекрасного наставника Кариона Истомина, которого по праву мы называем первым русским писателем для детей.
Вопросы и задания 1. Как и чему учили первые буквари и азбуковники? 2. Каким образом менялось отношение к обучению от первых букварей до «Лицевого букваря»? 3. Назовите известных вам создателей первых букварей. 4. В чем новизна «Букваря» Кариона Истомина? 5. Что нового внес Карион Истомин в самый принцип обучения? 6. Почему мы называем Кариона Истомина первым детским писателем? 7. Укажите те нововведения, которые отличают «Лицевой букварь» и «Домострой» Кариона Истомина от прежних учебных книг.
Первые детские писатели Век XVIII заложил традиции русского просветительства. Большое место в русском классицизме занимали драматические произведения, стихотворные жанры: героическая поэма, ода, басня, сатира. Этот век был прославлен творчеством крупнейших поэтов и Драматургов — В. К.Тредиаковского, М. В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина, Я.Б.Княжнина, Г.Р.Державина. В литературе и воспитании детей особую роль сыграла «ученая дружина», объединившая людей, ратующих о просвещении, о раннем обучении детей, поддерживающих идеи серьезного образования российского юношества. Среди них — Феофан Прокопович, В. Н.Татищев, А.Д.Кантемир. В их прозе главное место занимают «завещательные поучения», «Разговоры», «Письма», «Гистории», сатирическая поэзия (сатиры Кантемира). Особенный интерес представляла собой книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717). В каком-то смысле книга напоминала букварь XVII века, но в большей своей части «Зерцало» давало первые примеры светского воспитания юноши и девушки. Книга учила молодежь различным нормам поведения. Молодые люди должны были знать, как надо вести себя с родителями, со слугами, но больше всего она учила культуре общения с посторонними людьми, в том числе со сверстниками обоего пола. Быть может, впервые возникали такие понятия, как вежливость, умение слушать других и вести себя достойно, без похвалы самому себе, но и без унижения себя. Речь шла и о вреде праздности, о необходимости трудолюбия: «...младый отрок должен быть бодр, трудолюбив и беспокоен, подобно как в часах маятник». Конечно, читая сейчас главу «Како младый отрок должен поступать, когда оный в беседе с другими сидит», мы невольно удивляемся прямолинейности данных в ней указаний, но с них начиналось культурное поведение не только этого, но и последующих поколений, закладывалось представление об элементарных правилах поведения: «В первых обрежь свои ногти, да не явится, яко бы оные бархатом обшиты... сиди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свинья... не сопи егда яси...». И все же «Юности честное зерцало» позволило юному поколению посмотреть на себя, увидеть, как еще очень многому ему надо учиться, чтобы вырасти достойными людьми. В русской литературе для детей наряду с учебно-прикладными книгами большое распространение получила переводная литература. У читателей XVIII века популярностью пользовались «Александрия» (полуфантастическая история жизни и подвигов Александра Македонского) и «История Иудейской войны» Иосифа Флавия; в XVIII веке появились переводы византийских и западноевропейских рыцарских романов: «Бова-королевич», «Петр — златые ключи». В круг детского чтения входили басни Эзопа, «Дон Кихот» Сервантеса, сказки Шарля Перро, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. Популярными становились книги, написанные в форме беседы наставника с учеником, отца с сыном. Начало здесь положил перевод политико-нравоучительного романа Франсуа Фенелона (1661 — 1715) «Приключения Телемаха, сына Улиссова». Странствия Телемаха и его старшего друга, воспитателя Ментора, чье имя стало нарицательным, их беседы вовлекали читателя в круг разнообразных знаний о многих странах и явлениях окружающего мира. В России примечательным явлением стала книга Андрея Тимофеевича Болотова (1738—1833) «Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одной госпожой и ее детьми». «Разговоры» подчас приобретают форму рассказов с главной темой о мире и населяющих его вещах, о том, что такое благополучие и как могут дети его достигнуть. Известность приобрела его пьеса «Несчастные сироты» (1789), построенная в традициях драматургии XVIII века, с назывными характеристиками (среди действующих лиц Злосердов, Благонравов) и характерным конфликтом: помещик Злосердов хочет женить своего сына на прекрасной девушке, сироте Серафиме, а ее брата отравить. В дело вмешивается покоренный красотой Серафимы граф Благонравов, и все кончается благополучно. Это была одна из первых пьес о детях и для детей и написана она талантливой рукой. Необычайным по художественной силе авторского изображения стал Митрофанушка, герой пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781). В этой пьесе автор отразил то время, когда невежество, необразованность и самодурство еще были довольно характерными для определенных слоев дворянства. Яркий образ Митрофанушки, считавшего, например, что дверь — имя прилагательное, потому что она прилагается, сделал имя главного героя нарицательным. С начала 70-х годов XVIII бека в русской литературе получает развитие новое направление — сентиментализм. На место культа разума, характерного для классицизма, приходит культ «естественного человека», происходит открытие человеческой души, эмоциональной жизни, возникает небывалый доселе культ природы, связанной с судьбой человека. В свете этих новых веяний время детства стало привлекать особое внимание. Именно ребенок с его невинными радостями, с его чистотой стал мерилом утрачиваемых с возрастом ценностей. Поэзия любуется детством, как в произведении М.М.Хераскова «К дитяти»: Ты мил мне, мил, дитя среди своих утех; Весенняя роса твой плач. Аврора — смех.
Поэзия начинает приближаться к быту ребенка, к его играм; в атмосферу детской комнаты, детских забав вводит стихотворение Г. А. Хованского «Послание к детям Николушке и Грушеньке», все чаще появляются стихотворения типа «К моему маленькому другу». Ребенок наделяется способностью сильно и глубоко чувствовать:
Покинутый тобой, всего лишился я; Ты, маменька, была вселенная моя.
Заметную роль в литературе конца XVIII века сыграла книжка А.С.Шишкова «Детская библиотека» (1783—1785). Это был перевод одноименной книги немецкого писателя-педагога И. Г. Кампе. Менее всего интересна здесь проза, представляющая, чаще всего, назидательные рассказы о хороших и плохих детях. Но многие стихи звучали не как переводы, а как полновесная и яркая поэзия, передающая живые характеры и подлинные истории из жизни не придуманных, а настоящих детей. В чисто детскую игровую ситуацию вводит «Колыбельная песенка, которую поет Анюта, укачивая свою куклу». Полными веселья, готовыми на любые шалости предстают дети в стихотворениях «Песенка на купанье» и «Николашина похвала зимним утехам». Какой радостью, какой отвагой звучит голос героя «Песенки на купанье»:
По самые груди Иду в глубину, Эй, добрые люди, Прощайте, нырну. Какое приволье Купаться в реке! Раздолье, раздолье В таком холодке...
Своеобразным открытием внутреннего мира ребенка представляется стихотворение «Добросердечная Наташа». Это как бы маленькая пьеска, создающая два живых, но совершенно противоположных характера — неугомонного, нетерпеливого во всем Петруши и спокойной, тихой Наташи. Но еще важнее — то движение в сюжете, которое приводит Петрушу, страшно обидевшего сестру, к душевному перелому.
И вместо гневного движенья Явились слезы сожаленья. Упал он к сестриным ногам.
Он просит о прощении, он готов вынести от сестры любое наказание. Кульминацией всего стихотворения становятся слова добросердечной Наташи: «Раскаянья твово довольно...». Слова эти не только оказались значительными для детской литературы, но стали для многих последующих произведений предметом духовных исканий их героев. «Детская библиотека» пользовалась большим успехом. Восхищенным ее читателем был пяти-шестилетний Сережа Аксаков. Уже через многие десятилетия, в пору создания повести «Детские годы Багрова-внука», он посчитал «Детскую библиотеку» лучшей детской книгой и снова перечислил ряд любимых стихотворений, которые «помнил и теперь наизусть». Императрица Екатерина Великая, создательница Смольного института благородных девиц, большое внимание уделяла воспитанию детей. Она и сама писала для детей. Из многих сочинений Екатерины, обращенных к детям, выделяется ее «Сказка о царевиче Хлоре». Полная аллегорий сказка, однако, очень ясно отражает замысел автора. Царевич Хлор должен найти розу без шипов, и вряд ли ему удалось бы это сделать, если бы не пришла на помощь дочь хана киргизского Фелица. Именно она указала маленькому царевичу, по какому пути ему следовало идти и какого пути избегать. Правильный путь привел царевича сначала к встрече с юным сыном Фелицы, Рассудком, а затем с двумя другими старыми людьми, имя одного из них было Честность, имя другой — Правда. Из книг, сыгравших заметную роль в образовании детей, следует назвать «Письмовник» Николая Гавриловича Курганова (1725—1796). Этой книгой автор решал наиважнейшую задачу: разработать круг детского чтения. Образованный человек, блестящий педагог, Курганов видел свою цель в распространении просвещения среди народа. В 1769 году Курганов выпустил «Грамматику российскую универсальную», превратившуюся потом в «Письмовник». На первом месте стояла грамматика, но ее изучение сопровождалось самым разнообразным материалом для чтения. Он включал шутки, изречения, народные песни, сказки, басни, нравоучения, разговоры. Подбор материала указывает юному читателю на главные добродетели, которыми считались мужество, справедливость, скромность, щедрость. Поражает своим размахом количество сведений (на высоком для того времени уровне), которое предлагал в «Письмовнике» его автор: здесь и вопросы религии, и философии, и точных наук, и медицины, и искусств, и общественных обязанностей человека, и попытка объяснить различные явления природы. По существу материал этот складывался в краткую энциклопедию. Однако Курганов не забывал и о сведениях из мифологии и поэзии. Особенно привлекательной для читателя и было сочетание в «Письмовнике» задач научно-познавательных с развлекательными, с желанием приобщить детей к русскому фольклору. Высокую оценку дал «Письмовнику» В.Г.Белинский: «То была книга не для низших собственно классов, а для всего полуграмотного мира, заключающего в себе и дворян, и чиновников, и купцов, и мещан...»
Вопросы и задания 1. Чем примечательна книга «Юности честное зерцало»? Какие нравственные уроки получали из нее молодые люди? 2. Какими великими произведениями мировой литературы обогатилось чтение юношества в XVIII веке? 3. Какое новое направление возникло в литературе конца XVIII века? Какую роль оно сыграло в открытии душевного мира ребенка? 4. Какие книги создал Н. Г. Курганов? Почему они пользовались огромным успехом у юного читателя?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 3712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.015 с.) |