Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказы для детей А. И. Куприна
Многие произведения Александра Ивановича Куприна (1870 — 1938), который, начиная с 1897 года, пишет для детей, рассказывают о животных и об их отношениях с детьми. Так, например, «Барбос и Жулька» (1897) — это рассказ о том, как трогательно привязаны друг к другу два дворовых пса; рассказ «Ю-ю» (1927) — история про удивительную и ласковую кошку; «Сапсан» (1921) — повествование о большой, могучей собаке, которая в момент опасности загораживает своим телом маленькую дочку хозяина. Рассказ «Белый пудель» (1904) строится на противопоставлении. С одной стороны, маленькая труппа бродячих артистов — двенадцатилетний мальчик Сергей, дедушка Мартын Лодыжкин и белый пудель Арто. Они зарабатывают на жизнь, давая представления: мальчик-акробат делает упражнения, а собака танцует под аккомпанемент шарманки старика. С другой стороны — капризная барыня, в доме которой они выступают, и ее избалованный мальчик Трилли. В мире барыни все измеряется деньгами, она недоумевает, когда старик отказывается продать собаку, которую хочет иметь в качестве игрушки Трилли:
— Собаками не торгую-с <...> А этот пес, сударыня, можно сказать, нас двоих <...> кормит, поит и одевает.
На это дама отвечает: — Нет вещи, которая бы не продавалась...
Однако невозможно продать дружбу и преданность, привязанность и верность, ведь собака не только помогает прокормиться; она — равная людям в той жизни, которую они проживают. Не соблазняется старик тремя сотенными (а в то время это были большие деньги!), однако по приказу барыни дворник крадет Арто. И мальчик приходит собаке на помощь, освобождая ее из каменного подвала. Они бегут вместе — человек и животное, не разбирая дороги, бегут на свободу, и в этом стремлении они уравнены автором, включены в естественный мир природы:
Мальчик пришел в себя только у источника... Припавши вместе ртами к холодному водоему, собака и человек долго и жадно глотали свежую, вкусную воду.
Рассказ «В недрах земли» (1899) основан на личных впечатлениях писателя, который в 1896 году в качестве корреспондента «Киевской газеты» побывал на донецких угольных шахтах, разговаривал с рабочими. Положение детей было страшнее и безнадежнее, чем положение взрослых рабочих. Шахта, подобно чудовищу, проглатывает их, чтобы никогда не вернуть к жизни. Васю Ломакина, героя рассказа, привезли в город, на шахту, из деревни, из мира, который находится в жестоком противоречии с укладом, встреченном Васькой в шахте. Неслучайно рассказ начинается противопоставлением природы и шахты. Звукам, которыми полна степь, противостоят свисток шахты и протяжный грохот цепей. Груба и дика среда шахтеров, ставшая семьей деревенского мальчонки. Непосильный труд, уродливый, ничем не скрашенный быт, ужас бессмысленного существования развращали и ожесточали людей. Но даже и здесь в их душах живет нежность к ребенку, и перед читателем предстает шахтер Грек, который оказывает ребенку «нечто похожее на заботу, или вернее, внимание...».
Весь рассказ — это подготовка к маленькому по объему, но чрезвычайно драматическому эпизоду — обвалу в шахте. Васька не бросает в осыпающемся забое Грека, и это окончательно связывает их узами братства. Испытание героев на прочность вполне в манере А.И.Куприна: так же, как и в «Белом пуделе» автор показывает, как в драматических эпизодах, требующих короткого, но предельного напряжения всех сил ребенка, определяется его человеческая личность, его возможное поведение в будущем.
Вопросы и задания 1. Как ведут себя люди и животные в рассказах А.Куприна? Как в их поведении обнаруживается противопоставление естественного и неестественного в мире людей? 2. Как проявляется принцип противопоставления при характеристике Сережи и Трилли в рассказе «Белый пудель»? 3. Охарактеризуйте мир людей и мир природы в рассказе «В недрах земли».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.004 с.) |