Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Происхождение фольклора. Мифологические рассказыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Письменность и вместе с нею литература появляются у народа вместе с государством. Этому предшествует длительный период родового общества. Как показывает история первобытных народов, фольклор у них уже сложился, и «дофольклорных» народов на земле нет. Первобытный фольклор включает в себя разнообразные обряды, повествовательные произведения, песни. Элементарные представления о мире и человеческом обществе выражались в мифах, которые могли иметь форму песни или рассказа, воплощались в обрядах. В основе мифологических представлений лежит своеобразная логика первобытного человека. Мир казался полным опасностей, и выжить в нем можно было только путем соблюдения многочисленных обрядов. В их основе и лежали мифологические верования. Явлениям окружающего мира придавались не свойственные им качества. Так, все казалось живым: земля почиталась всеобщей матерью, солнце и луна были братом и сестрой, силы природы представлялись в облике страшных чудовищ. Обряды как раз и призваны были обезопасить жизнь первобытного человека. Во время исполнения обрядов их участники возвращались в воображении к тем временам, когда был установлен миропорядок. В наиболее древних мифах это приписывалось первопредкам, так называемым культурным героям (создателям человеческой культуры). У народов, стоявших на грани между первобытным обществом и государством, устроение мира принадлежало богам. Об устройстве мира и его судьбах рассказывается в мифах, лучше всего сохранившихся в Древней Греции и Древней Скандинавии. Своя система богов была и у древних славян. Правда, древнеславянские мифы не сохранились, но по свидетельствам нашей древней письменности мы знаем, что одним из верховных славянских богов был громовержец Перун. Солнечным богом был Даждьбог. Ветрами заведовал Стрибог. Повелителем скотины был Велес. Известны и другие имена древнеславянских божеств, но ничего определенного мы о них не знаем. Но если до нас не дошли древнеславянские мифологические рассказы, то следы мифологических представлений сохранились в языке и фольклоре. Как о живых существах говорим мы о солнце («солнце встало», «солнце село») и временах года («зима пришла»). Мифологические представления сохранились в суевериях («встать с левой ноги — плохо») и многих обычаях. В русском фольклоре осталось выражение «мать сыра земля», осталось представление о реке Смородине как реке смерти, а сама смерть рисуется костлявой старухой с косой. Герои сказок и былин сражаются с чудовищами. Все это говорит о том, что русский фольклор развился на древней мифологической основе. Но на эту основу легли и серьезно ее видоизменили более поздние представления, рожденные историей и бытом русского народа. Мифология продолжала жить и развиваться после того, как ушло в прошлое язычество — религия первобытного общества. Русские приняли христианство, но в их сознании жило убеждение, будто человека со всех сторон окружают неведомые, враждебные ему, силы. Убеждение это отразилось во множестве рассказов, многие из которых можно услышать и сегодня. Неведомые существа — это нечистая сила, обитающая как в прямом соседстве с человеком, так и в природе. К людям нечистая сила относится по-разному: некоторые существа — носители зла, с другими можно жить в мире. Природные духи связаны с лесом, водой, полем. В лесу обитал леший. Если он желал показаться людям, то являлся либо в облике великана ростом с дерево, либо старичка с мохнатыми руками, либо обыкновенного человека, но без пояса или шапки (а надевать их прежде было обязательным). Если человек заблудился в лесу, то это злая проделка лешего. Леший мог и просто попугать: страшно захохотать, сбить с толку. Встреча с лешим не смертельна, но ничего хорошего не обещает. Гораздо страшнее лешего был водяной. Его обиталище — глубокие омуты и водовороты. Он представлялся голым стариком, облепленным тиной и водорослями. Любил зло подшутить: топил неосторожных купальщиков и вообще был зол и недружелюбен. Поэтому люди, постоянно связанные с водой (например, работавшие на мельницах), приносили водяному небольшие жертвы: сыпали хлебные крошки, табачок. С водой были связаны и русалки — водяные красавицы в венках из водорослей и осоки. Их было много, и они водили хороводы не только по берегам рек и озер, но и резвились в полях, качались на ветвях старых деревьев. Опасность они представляли в основном для мужчин: неземная красота русалок могла увлечь кого угодно, и соблазненный ее красотой становился жертвой русалки. Среди домашних духов главным был домовой. Жил он где-то в доме: под печкой, в чулане, под порогом, на чердаке. Он был покровителем семьи и хозяйства, дружил с кошками и собаками. К людям он относился в общем хорошо, но в плохом настроении мог устроить возню на чердаке или навалиться на спящего и душить его. В хорошем настроении он любил шутить: возьмет какую-нибудь вещь и спрячет, так что ее найти не могут. Чтобы он не гневался, для него оставляли кашу, хлеб, табак. При переезде в новый дом нужно было забрать с собой и «своего» домового. Его приносили в горшке с углями или вместе с кошкой, которую первой впускали в новое жилище. Был домашний дух и женского рода — кикимора. От нее добра не ждали: кикимора обожала мелкие пакости. Если у женщины перепутана пряжа, нитки оборваны — это дело рук кикиморы. Главную опасность для человека представляли злые духи. Их обычно звали чертями, бесами, но поминать имя черта не рекомендовалось. Они принимали облик человека, но были лысыми и остроголовыми, прихрамывали, у них были хвосты и рожки. Черт мог явиться и в образе животного — черной кошки или черной собаки. Селились черти в «нечистых» местах: болотах, трясинах, омутах. Все ошибки и несчастья русский человек объяснял вмешательством черта («бес попутал», «нелегкая понесла»). Бесы лишали человека разума (отсюда слова «беситься», «бешеный»). Опасность исходила не только от нечистой силы, но и от людей. Носителями злого начала были колдуны. В их распоряжении была вредоносная магия: чтобы причинить зло, они произносили и особые заговоры, и окуривали серой, и производили колдовские действия с помощью змеиной кожи. От колдовских заклятий можно было заболеть, лишиться удачи. Очень любили колдуны расстраивать свадьбы, и приход колдуна на свадьбу не сулил ничего хорошего. Средствами защиты от колдунов были лук, чеснок, разные травки. Колдовством занимались и ведьмы. В разных областях России они представлялись по-разному. Севернорусская ведьма — страшная костлявая старуха, а на юге России — молодая красавица. От людей ведьму мог отличать небольшой хвостик. Колдуны мрачны и нелюдимы. Ведьмы любят общество себе подобных и собираются на шабаши, куда они прилетают на метлах. Кроме того, ведьмы обладают даром оборотничества, превращаясь чаще всего в кошек и сорок. Ведьмы вредили не только отдельным людям. Моры, пожары, неурожаи были результатом их происков. Поэтому в старину с ведьмами жестоко расправлялись, а в Западной Европе сжигали на кострах. Необыкновенные способности приписывались и покойникам. Считалось, что они могут вернуться в нашу жизнь, а порой — и вредить живым. Поэтому мертвых боялись. Встречи с нечистой силой были опасными и нежелательными. Существовало множество рассказов о таких встречах — и везде результаты столкновения с нечистой силой были печальны. Слушая их, удивляются и пугаются ребятишки в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг». Большинство мифологических рассказов принадлежит прошлому. Но есть еще суеверные люди, для которых леший, водяной, домовой — это реальность. И в наши дни рассказывают о полтергейстах, о таинственных инопланетянах-пришельцах, так что мифологическая проза остается частью традиционной культуры. Вопросы и задания 1. Какие народные представления отразились в мифологических рассказах? 2. Назовите героев русских мифологических рассказов.
Обрядовый фольклор На мифологической почве возникли обряды, сохранявшиеся в быту русского народа вплоть до XX века. У нас они зафиксированы лишь начиная с XVIII века и поэтому не могут служить точным отражением обрядов первобытных: многое привнесено в них христианством и современным бытом. Однако традиция цепко удерживала бытование обрядов, без которых не обходилось ни одно значительное событие в жизни человека. Обрядами обставлялась как трудовая деятельность человека, так и его семейная жизнь. Поэтому обряды обычно делят на две группы — связанные с земледельческим календарем и семейные. Календарными обряды зовут еще и потому, что они проводились по строго определенным дням календаря. Только в эти дни разыгрывались целые представления, сопровождаемые песнями и плясками. Обряды преследовали практические цели: принести в дом здоровье, богатство и благополучие, сопутствовать успеху в труде. Но обряды, как думали наши предки, закрепляли еще раз и навсегда установленный миропорядок. В календарной обрядности особое значение придавалось встрече Нового года. От первого дня зависело благополучие человека в течение всего года. Поэтому новый год сопровождался обрядами, смысл которых — расставание со старым и обеспечение благополучия на грядущий год. Русские новогодние обряды включали в себя колядование, святочные игрища и разнообразные гадания. В обряде встречи Коляды (колядовании) участвовала деревенская молодежь. В вечер накануне Рождества (25 декабря по старому стилю) группки молодых людей обходили избы и пели небольшие песенки, в которых желали хозяевам благополучия в наступающем году. Песни эти назывались колядками, потому что молодые люди представлялись посланцами некоего мифологического существа — Коляды. Это давало им право требовать угощения, — и их всегда одаривали. Таким образом, благополучие хозяев ставилось в зависимость от таинственной Коляды. В колядках же хозяевам желали сказочно богатого урожая, достатка в дому:
Пришла коляда Накануне Рождества. Дайте коровку, Масляну головку! (обрядовое печенье. — Е. К.) А дай Бог тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста! (которую хорошо жать. — Е. К.) Ему с колосу осьмина (сорок восемь пудов. — Е. К.), Из зерна ему коврига, Из полузерна пирог. Наделил бы вас Господь И житьем и бытьем И богатством, И создай вам, Господи, Еще лучше того!
Считалось, что такие благопожелания волшебным образом (магически) сбудутся. Колядование давно превратилось из мрачноватого обряда в веселую игру. Молодежь с шутками и смехом шла по ночному селу, как это описано Н. В. Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством». Хозяев славила не только молодежь, но и детвора. В праздник Рождества Христова (26 декабря) дети обходили дома с рождественской звездой в руках. Но пели они не о коляде, а о Христе, рождение которого несет людям надежду и счастье. Такие рождественские песенки также звались колядками. Время от Рождества до Крещения (6 января) называлось святками. На святках устраивались многочисленные игрища, в которых принимали участие не только молодежь, но и взрослые люди. Участники игрищ надевали маски и разыгрывали забавные сценки, в которых выступали ряженые. В святочные вечера девушки гадали, что ждет их в наступающем году: замужество, разлука, богатство. Некоторые виды русских народных гаданий описаны В. А. Жуковским в балладе «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.
Носок башмачка указывал, в какую сторону девушку отдадут замуж, на снегу должен остаться след будущего мужа, в подблюдных песенках предсказывалась девичья судьба и т. д. С проводами зимы был связан один из самых веселых русских народных праздников — Масленица. В отличие от других праздников Масленица не строго приурочена к определенному дню календаря. Она проводится за семь недель до Пасхи, а главный христианский праздник выпадает на разные весенние дни. Масленицу, как и сейчас, отмечали целую неделю. Было много игр и забав (катание на санях, взятие снежного городка). Масленица славилась обильным угощением, причем главное место в обрядовой еде занимали блины. Наши предки были убеждены, что весну приносят птицы. Призывая весну, пекли обрядовое печенье («жаворонки»). Дети забирались повыше, на крыши и на деревья, подбрасывали это печенье и песенками «закликали» весну и призывали лето:
Жаворонки, Жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам Лето теплое! Унесите от нас Зиму холодную! Нам холодная зима Надоскучила, Руки, ноги Отморозила!
Позже, в Троицкую неделю (названную так по христианскому празднику Троицы) девушки украшали молодые березки ленточками, водили вокруг них хороводы, надев на головы венки. По древним поверьям, этот праздник весенней растительности способствовал росту растений и плодов. С почитанием природы был связан праздник, приходившийся на летнее солнцестояние, — день Ивана Купалы. Молодежь не только купалась, но и прыгала через костры. Растения в купальскую ночь открывали свои волшебные свойства. Считалось, что только в эту ночь расцветает папоротник, цветок которого может открыть тайну клада. Следующий цикл календарных обрядов приходился на осень и был связан с уборкой урожая. Особенно украшался последний сноп, и его почитание должно было благотворно сказаться на судьбе будущего урожая. Семейные обряды сопровождали создание новой семьи и похороны. Старинная свадьба была сложным обрядом, занимавшим несколько дней. Он и закреплял союз молодых (т.е. имел юридическое значение), и означал общественное признание новой семьи, и был, конечно, праздником. Поэтому в свадьбе участвовали десятки людей, и у каждого из участников была особая роль. Начинался свадебный обряд со сватовства. В дом будущей невесты являлись сваты — представители жениха — люди пожилые и уважаемые. Просватанная девушка оплакивала свою судьбу, расставание с родным домом — она покидала его навсегда. Такие песни-плачи называются причитаниями невесты. В последний вечер девичьей жизни — девишник — девушка прощалась с подругами своей юности. Подружки расплетали ее косу надвое (замужние женщины носили две косы). При этом пелись грустные песни. В тот день, который мы и называем собственно свадьбой, жених заезжал за невестой со свадебным поездом, и молодые отправлялись в церковь. После венчания молодожены ехали в дом мужа, где и устраивался свадебный пир. Молодым полагалось быть молчаливыми, они мало пили и ели — это делали за них гости. На свадебном пиру звучало много песен — как величальных, восхвалявших молодых, так и шутливых «корильных», высмеивавших то молодого мужа, то сваху. В старинной русской свадьбе соединились особенности архаических обрядов с обрядами христианскими. По древним понятиям обряд должен был обезопасить молодых от воздействия невидимых враждебных сил и обеспечить их семейное благополучие. Но «браки совершаются на небесах», и союз молодых благословляли иконой и закрепляли церковным венчанием. В наши дни от древнего обряда сохранились лишь отдельные элементы, и свадьба превратилась в веселый праздник. Много обрядов было связано с проводами человека в последний путь. С покойным прощались не только родные, но и все общество, к которому он принадлежал. Поэтому похороны, как и свадьба, были социальным обрядом. Но, разумеется, здесь не было веселых песен — покойного провожали похоронными причитаниями. Вопросы и задания 1. Какие обряды называют календарными? 2. Какие обряды сопровождали семейную жизнь человека?
Былины Особое место в русском фольклоре занимали былины, народный героический эпос. Его предмет — историческое прошлое народа. Эпос выражает национальное самосознание, отвечая на вопросы: кто мы такие, каковы наши корни, какое прошлое за нами стоит. И ответы на них не могут сводиться к фотографическому отражению былого. Прошлое в наших былинах идеализировано. Оно предстает не реальным, а таким, каким должно быть — с народной точки зрения. Эпическая история полна побед над врагами родной земли — не столько реальных, сколько вымышленных. События прошлого связаны в былинах с двумя древними нашими городами — Киевом и Новгородом. Киевская Русь в эпосе — время князя Владимира, и любое событие в киевских былинах отнесено к этому эпическому времени. Мир былин далек от исторической реальности, это идеальное героическое прошлое. Князь Владимир — не реальный киевский князь, а могучий государь, на службе у которого находится дружина выдающихся героев — богатырей. Она способна противостоять любому врагу. О подвигах киевских богатырей и рассказывается в былинах. Конечно, такое представление об идеальной Киевской Руси сложилось много позже времени князя Владимира, когда Киевская Русь уже перестала существовать. Итак, прошлое в киевских былинах предстает в героическом свете. Дело защиты родной земли поручено богатырям. В их дружине выделяются три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. У них разное социальное происхождение: первый — крестьянский сын, второй — дворянский, у третьего имя выделено в прозвище, но все они несут одинаковую службу. И это характерно: защита родины — общенародное дело независимо от классов и сословий. Главными врагами Киева оказываются чаще всего не исторические враги — печенеги, половцы или татары, — а мифологические чудовища. Архаическое наследие было использовано в новых целях: чудовища угрожают не просто человеческому существованию, а Киевскому государству. И одолеть их могут только богатыри. Так, Илья Муромец побеждает чудовищную птицу Соловья-разбойника и Идолище поганое. Соловей засел на дороге между Киевом и Черниговом. Сила его — в ужасном свисте:
Как засвищет Соловей по-соловьиному, Закричит, собака, по-звериному, Зашипит, проклятый, по-змеиному, Так все травушки-муравы заплетаются, Темны лесушки к земле все приклоняются, Все лазоревы цветочки осыпаются, А что есть людей, все мертвы лежат.
Но Илья Муромец подбивает Соловья стрелой и привозит его в Киев, очищая русскую землю от чудища. Главный подвиг Добрыни Никитича — победа над змеем. Древний мифологический враг рода человеческого, змей в былине не только связан с грозными силами природы, не только олицетворяет темные силы прошлого, но и летает на Русь, похищая пленников. Добрыня побеждает и страшное чудовище, и врага Русской земли. Алеша Попович тоже вызывает змея на поединок. Крылатый Тугарин Змеевич не летает на Русь — он засел в Киеве и ведет себя, как хозяин, как победитель, похваляясь своим могуществом и угрожая киевлянам (в былинах такие враги называются нахвальщиками). Отрубив ему голову, Алеша приносит свободу родной земле. Появляется в былинах и другой образ врага — громадное войско, чаще всего называемое татарами (реже — литвой), заставляющее вспоминать ордынское нашествие:
А от пару было от конного, А и месяц-солнце померкнуло, Не видеть луча света белого, А от духу татарского Неможно крещеным нам живым быть.
Но и с этим войском богатырь расправляется легко: правой рукой махнет — улочка среди врагов, левой — переулочек. Былинные защитники Русской земли — это люди исключительные, богатыри, т.е. люди необычной физической силы. Они способны биться-рубиться по трое суток и в бою орудуют не только мечами, но и девяностопудовыми палицами. У богатырей необычные кони. Они мудры и понимают человеческую речь, а в критические минуты предупреждают своих хозяев о грозящей им опасности. У таких коней нет крыльев, но богатырская скачка подобна полету: чудесный конь поднимается повыше леса стоячего, пониже облака ходячего. Но все богатырские деяния имеют одну цель — служение родной земле. Перед этим главным делом жизни богатырей отступают все обиды, все личные заботы. У них нет дома, нет семейной жизни (хотя Добрыня Никитич женат) и стоят они обычно на заставе богатырской. В эпосе создается единый художественный тип богатыря. Но присмотритесь к известной картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» — перед вами люди разные. Прям и непоколебим крестьянский сын Илья Муромец. Своим обликом он как бы выражает непобедимость народа, и былина говорит о нем: «Илье смерть в бою не писана». Это предназначение получил он от святых старцев. Покидая родной дом, Илья получил от отца завет, которому твердо следует:
Не помысли злом на татарина, Не убей в чистом поле христианина.
Это значит, что любой человек, независимо от его национальности и религии, неприкосновенен, если он не выступает с оружием в руках. У нашего богатыря нет ни дома, ни семьи, и единственное дело, которому служит «старый казак Илья Муромец», — защита Родины. На лице у Добрыни Никитича словно написана какая-то дума. Действительно, это богатырь размышляющий, никогда не бросающийся в бой очертя голову. Добрыня — человек высокой культуры, живущий рассудком. А вот Алеша Попович никогда ничего не взвешивает — он смел до безрассудства. Он моложе своих братьев по общему делу, а молодости бывает свойственна безоглядность. Он к тому же лукав и язвителен, этот хитрец и проказник. Ведь и Тугарина он одолел с помощью хитрости. Былины называют героическим эпосом, но они воспроизводят не только картины сражений с врагами русской земли, но и социальную жизнь Древней Руси. Действие в былинах происходит как в Киеве, так и в другом центре нашего средневекового государства — Новгороде. Новгородские герои необычны: богатырских подвигов они не совершают, но все их поступки широки, и они обладают эпической натурой. Один из них, Садко, был обыкновенным бедным гусляром, но за свою прекрасную игру получил от морского царя сказочное богатство. Превратившись в одночасье в богатого гостя (т.е. купца, который мог торговать с заморскими странами), Садко бросает вызов не кому-нибудь, а всему Новгороду. Когда корабли Садко встали на море, ему пришлось отправиться на дно к морскому царю. В награду за его игру царь предлагает Садко выбрать одну из морских красавиц. Но он не соблазнился подводными сокровищами и вернулся в родной Новгород. И снова речь идет о верности родной земле, но в новгородской былине эта тема звучит иначе: на смену богатырю пришел земной герой — плоть от плоти Древнего Новгорода — свободного торгового города. Мы читаем былины в книжках, и они выглядят не совсем складными стихотворениями. Но в реальности былины — это песни, исполнявшиеся речитативом, и исполнителей их называли сказителями. Былинное повествование велось неторопливо, с подробными описаниями. Так, подробно рассказывалось о пире у князя Владимира, еще подробнее — о сборах богатыря в поход и седлании его боевого коня. При этом такие картины были однотипными и переходили из одной былины в другую. Поэтому их называли общими местами, или формулами. Формула — это устойчивое словосочетание, объем которого составляет как выражение из двух слов (предмет плюс прикрепленный к нему эпитет: «богатырь святорусский», «столы белодубовые», «поле чистое»), так и большой фрагмент повествования: пир у князя Владимира, сборы богатыря в поход... Сражение с огромным вражеским войском описывается обычно так:
И он пустил коня да богатырского По тому раздольицу чисту полю Во ту во силушку великую, Стал конем топтать да копьем колоть, И он бьет-то силу, как траву косит.
И это говорится о любом богатыре, вступающем в бой с любым войском. Обычно в былинах каждый предмет сопровождается определением — эпитетом, причем эпитеты эти бывают постоянными: конь здесь всегда богатырский, а его хозяин — богатырь святорусский, князь Владимир — ласковый, Красно Солнышко, руки — белые, дорога — прямоезжая, море — синее. Такие эпитеты указывают на самый существенный признак предмета и дают ему оценку. Язык былин необычен. Это особый поэтический язык, складывавшийся веками. В нем много осколков старинных речений, уже вышедших из употребления, и в то же время это язык той области, где жил сказитель: в северных былинах и звучит северный говор. Но это язык поэтический, и многие его особенности определяются художественными закономерностями и ритмической организацией эпического стиха. Ритм заставлял менять обычные ударения: «богатырь» вместо «богатырь». Сказительское искусство ценилось очень высоко, и выдающихся сказителей знали далеко за пределами их сел и деревень. Наиболее яркие в художественном отношении былины были записаны во второй половине XIX века на Русском Севере: в Заонежье, на берегах Белого моря, в Архангельской губернии. Вопросы и задания 1. Как в былинах изображается историческое прошлое? 2. Кто такие богатыри и какие народные представления они воплощают? 3. Как можно охарактеризовать поэтический язык былин?
Сказки
Сказками называют рассказы о выдуманном и невозможном. Так воспринимают их и сказочники, и их слушатели. Сказками забавлялись на досуге, рассказывая их ради развлечения. Это не значит, что они лишены серьезного смысла: события, в сказках происходящие, получают нравственную оценку. Сказки не только развлекали, но и воспитывали, отвечая мечтам и устремлениям человека. По содержанию своему сказки очень разнообразны. Сказками называют и рассказы о проделках животных, и занимательные повествования о чудесных приключениях, и полные юмора народные новеллы о торжестве людей хитрых и находчивых. Поэтому сказки делят обыкновенно на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые. Корнями своими сказочные сюжеты уходят в далекое прошлое и связаны с мифологией. Однако сказки давно ушли от первобытных верований, и мифологические мотивы подчинены в них художественным целям: сказка тем интереснее, чем свободнее играет она с мифологическими темами. Русские сказки имеют много общего со сказками других народов, живущих на огромной территории от Индии до Ирландии. Большинство сказочных сюжетов сложилось в древних цивилизациях (в Индии, Древнем Египте, на Ближнем Востоке). Но возникшие у разных народов сказочные сюжеты в процессе их культурного взаимодействия становились общим достоянием. Вот почему одинаково побеждают змея-дракона и древнегреческий герой Персей, и герои русских, французских и персидских сказок, и святой Георгий Победоносец. Уходя из дома, построенного в лесу, коза наказывает своим семи козлятам никому не отпирать дверей. Но коварный волк сумел-таки проникнуть в дом и расправиться с козлятами. Помог ему изменить голос некий кузнец. Так рассказывают сказку о козе и семи козлятах французы, немцы, русские, персы и многие другие. Но каждый народ добавляет к этому всеобщему, древнему по происхождению сюжету свои особенности, связанные с национальным бытом, национальными представлениями. Наибольшей популярностью пользовались сказки волшебные (чудесные). Чудеса в сказках — вовсе не плод воображения: они рождены первобытным мировоззрением, мифологией. Здесь отразились и магия (многие предметы имеют в сказках необычные свойства: яблоки возвращают молодость, живая вода — жизнь, кольцо бывает волшебным, слова обладают силой колдовского заговора), и вера в единство человеческого и животного миров — тотемизм (с животными в сказках вступают в брак, как в «Царевне-лягушке», от них получают чудесную помощь). В основе волшебных сказок лежат не только многие мифологические представления, но и древние обряды. Особое место занимали среди них переходные обряды. Люди в первобытном обществе делились не только на разные роды и племена, но и на различные половозрастные группы. Любой переход из одной социальной группы в другую сопровождался обрядом. Главным переходным обрядом было посвящение (инициация): юноша, достигший зрелости, переводился в группу взрослых мужчин и получал все права полноценного члена общества. Считалось, что посвящаемый временно умирает и возрождается в новом качестве. Посвящаемых подвергали довольно мучительным испытаниям: увозили в лес, где держали впроголодь, наносили разные увечья. В волшебных сказках не только нашли отражение обряды посвящения, но и сама композиция волшебной сказки часто как бы следует порядку этих обрядов. В сказках встречаются и лесной дом, и лесной учитель, а главное — обязательное посещение царства мертвых. В русских сказках это тридевятое царство. Попасть туда можно не иначе, как через сторожевую заставу — избушку на курьих ножках, обнесенную частоколом, на котором торчат человеческие черепа. Тридевятое царство может быть ограничено не только непроходимым лесом, но и огненной рекой. Но все препятствия герою удается преодолеть, и для волшебных сказок характерна счастливая развязка. Действие здесь строится по одной и той же схеме. Законы композиции волшебных сказок установил в конце 20-х годов XX века русский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп (книга его называется «Морфология сказки»). Он показал, что в сказочное действие вовлекается ограниченный круг героев, совершающих определенные поступки в одной и той же последовательности. Начинается сказка с беды или недостачи. Избыть эту беду призван герой. Ось сказки — путешествие в иной мир, где герою предстоит решить трудную задачу. Делает он это благодаря чудесному помощнику (или волшебному средству). Вернувшись домой, герой становится царем и празднует свадьбу. Действие в волшебных сказках происходит в двух мирах — «нашем» и «не нашем». «Наш» мир — это земля, в которой обитают живые люди. Это не русская земля, а «некоторое царство, некоторое государство». Но в сказках каждого народа отражаются реалии родного быта. Так, Емеля-дурак разъезжает по этому «некоторому Царству» на русской печке, а царевна сидит в высоком тереме. Иной мир — это «тридевятое царство», расположенное очень далеко, нередко за морем-океаном, и добираться туда нужно несколько лет. Два мира разделены дремучим лесом, где находится сторожевая застава бабы яги — постоянно вращающаяся избушка на курьих ножках. Границей может служит и огненная река, через которую перекинут калиновый (т.е. раскаленный) мост. У этого моста и происходит битва героя со змеем. В некоторых сказках иной мир находится глубоко под землей, и герой попадает туда либо через колодец, либо входя в пещеру. Чудеса, о которых сообщается в сказках, — самые разные, но рассказывают волшебные сказки, по сути дела, об одном и том же. Выдержав ряд испытаний, юноша (девушка) обретает свою суженую, и финал сказки — счастливый брак. Испытания в волшебной сказке всегда связаны с посещением иного мира — «тридевятого царства». На своем пути герой обязательно получает волшебную помощь. Он встречается с чудесным помощником. В роли таких помощников могут выступать различные существа — от людей со сверхъестественными свойствами (Опивало, Объедало, Скороход и т.п.) до животных (Серый Волк) и даже насекомых или чудесных предметов. Чаще всего герою помогает волшебный конь — Сивка-Бурка. Далее на пути героя оказывается волшебный противник. Он либо побежден в поединке, либо герой спасается с помощью чудес. Вернувшись в свой мир, герой устраивает свадебный пир. Волшебные сказки выросли на обрядово-мифологической основе, но со временем вскормившая их мифология перестала быть предметом веры и стала почвой для фантазирования. Произошло это уже за пределами первобытнообщинного строя, когда появилось социальное неравенство. Сказка взяла под защиту бедных и обездоленных, и любимыми ее героями стали невинно гонимые, сиротки, младшие братья и сестры, над которыми стоят старшие в семье. Они были обижены в жизни, но вознаграждены в сказке. Так волшебная сказка встает на защиту угнетенных, помогает им и устанавливает справедливость, которой не хватает в реальной жизни. Так рождаются из древних мифологических рассказов волшебные сказки, причем содержание их связывается с идеей справедливости. При относительном единстве композиции волшебные сказки распадаются на несколько тематических групп. Есть сказки волшебно-героические, где герой вступает в поединок с чудовищем и побеждает его. Всемирно известен сюжет о победителе змея: герой освобождает царевну, которая предназначена в жертву змею (в западноевропейских сказках — дракону). В другой сказке (сюжет «Бой на калиновом мосту») герой, младший из трех братьев, трижды побеждает многоголовых змеев и избегает опасностей, которые исходили от матери-змеихи. Противником героя может быть и Кощей Бессмертный. Герой обычно не сражается с ним, а достает яйцо, в котором находится смерть Кощея. Много есть сказок о чудесных супругах. Один из замечательных сюжетов — «Красавица и чудовище». Он попал и в литературу — это сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Чудесный супруг может быть не только отвратительным чудовищем (так он заколдован), но животным или птицей. В сказке «Финист Ясный Сокол» он легко превращается из сокола в человека и обратно. Стержень повествования в этой сказке составляют поиски исчезнувшего супруга. По собственной ли вине (она нарушает запрет) или по вине злокозненных старших сестер муж покидает свою жену. Она отправляется за ним в тридевятое царство. В развязке сказки они воссоединяются. Этот сюжет был известен уже в Древнем Риме (сказка об Амуре и Психее). Животный облик может иметь не только муж, но и жена. Самая известная русская сказка на эту тему — «Царевна-лягушка». И ее сердцевину составляют поиски исчезнувшей супруги, но перед героем стоят более тяжкие испытания, чем перед девушкой, возвращающей исчезнувшего мужа. Во многих сказках рассказывается о бедной падчерице, которая находит свое счастье с волшебной помощью и удачно выходит замуж. Всемирную известность получила сказка французского писателя Шарля Перро «Золушка». Рядом с терпеливой и скромной девушкой появляются обычно ее сводные сестры. Достоинствами падчерицы они не обладают и наказаны за свою грубость и черствость. В роли того, кто награждает и испытывает, могут выступать Мороз-ко, яга, покойная мать («Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка»). История Золушки или героини сказки «Морозко» — это рассказ о брачных испытаниях, выдержав их, девушка выходит замуж. Брачным испытаниям посвящено и много других сказок. Герой отправляется в тридевятое царство, где находит Василису Премудрую, Марью Моревну или Елену Прекрасную, пройдя через многие приключения. В сказке «Сивка-Бурка» после выполнения трудных задач герою пришлось выкупаться в кипящем молоке, чтобы получить в жены царевну. Достать красавицу — последняя из трудных задач, решаемых героем (а до этого были и жар-пти-ца, и молодильные яблоки, и живая вода). Герой притворяется дурачком (сказка «Незнайка»), он всеми презираем, но именно он достает диковинки и побеждает вражеское войско, чего не могут сделать его зятья. Не меньше испытаний выпадает на долю героини. У нее есть злая соперница, ведьма или ее дочь, которая временно занимает место законной жены, но в конце концов истина отк
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 2484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.93 (0.017 с.) |