Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стихи В. В. Маяковского для детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Казалось бы, что поэзия Владимира Владимировича Маяковского (1893—1930) — поэта-трибуна, голос которого собирал огромные аудитории в Московском политехническом институте; поэта, с именем которого связано создание таких форм в поэзии, как марш, лозунг, плакат, нового поэтического словаря, открывавшего слово «весомое, грубое, зримое», — по существу своему должна была быть далека от детской поэзии. Интерес Маяковского к работе художника (он окончил сначала Строгановское художественное училище в Москве, готовящее прикладных художников, декораторов, граверов, а позднее — «Школу зодчества, ваяния и живописи») и непреходящее его участие в политической жизни страны тоже свидетельствовали об устремлении поэта к событиям сегодняшнего дня. Но когда позади были уже такие поэмы, как «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», работа в «Окнах РОСТА» (Российское телеграфное агентство), а впереди кроме множества злободневных стихов шла работа над поэмами «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», неожиданно в его планах на 1925 год появился раздел «Для детков». Правда, было еще гораздо более раннее «обращение» к «деткам», и не где-нибудь, а в насквозь пронизанных антивоенными, актуально-политическими лозунгами и плакатами «Окнах РОСТА» — «Лучше сосок не было и нет! Готов сосать до старости лет», «От игр этих стихают дети. Без этих игр ребенок — тигр...». Маяковский написал для детей за пять лет 14 стихотворений и, по словам Маршака, решил этими стихотворениями 14 задач. Он создал для детей сказку, несколько книжек-картинок («Гуляем», «Что ни страница — то слон, то львица», «Конь-огонь»); предложил детям большое стихотворение — игру в разные профессии («Кем быть?»), книжку-путешествие вокруг света («Прочти и катай в Париж и Китай»), ввел в поэзию для детей темы сегодняшнего дня, носящие открыто публицистический характер («Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Песня-молния», «Возьмем винтовки новые», «Майская песенка»). «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» была написана в начале 20-х годов (вышла в 1925) и должна была помочь ребенку-читателю разобраться в сложных, еще только складывающихся представлениях о современной жизни, о многих особенностях окружающего ребенка быта. Маяковский построил сказку на резком, контрастном противопоставлении двух типов детей и для этого противопоставления прибег к известному в литературе и в народной сказке приему гиперболы, не боясь для характеристики отрицательного персонажа Пети слов, звучащих «грубо, прямо, зримо».
Необычайно интересно, однако, что окончательная характеристика плохому Пете и идеально хорошему Симе, который умеет трудиться, готов защищать всех слабых, «храбрый, добрый, сильный, смелый», исходит из мира звериного: «Ясно / даже и ежу — / этот Петя / был буржуй»; «Птицы с песней пролетали, / Пели: / "Сима — пролетарий"». Судя по сказке, Маяковский хорошо знал детский фольклор, ее первые строчки — типичная детская считалка:
Жили были Сима с Петей. Сима с Петей были дети. Пете 5, а Симе 7 — И двенадцать вместе всем.
На сказочном мотиве строится и конфликт и завязка действия: пожалев кусочек пончика маленькому щенку, Петя проявил не только жадность, но и жестокость: «Нос / и четверо колен / об земь в кровь расквасил щен». И как в каждой сказке, обиженный щенок обращается с просьбой о справедливости ко всему звериному миру: «Выйди, зверь и птичка! / Накажи обидчика!» Как и всякая сказка, эта кончается пиром. Предводительствуемая Симой, пятерка октябрят весело поглощает все, что принадлежало Пете. Возникает такой характерный для любой сказки конец сюжета: «Кончен пир — / конец и сказке». Многие исследователи «детского Маяковского» замечали: обращаясь к детям, Маяковский видел в них будущих взрослых и поэтому предлагал им расти (это понятие одно из самых повторяемых) как можно скорее: «Я расту кавалеристом» («Конь-огонь»), «Вырастешь — будь таким!» («Гуляем»), «— Дети, / будьте как маяк!» («Эта книжечка моя про моря и про маяк»), «У меня растут года — / будет мне семнадцать...» («Кем быть?»). Такое явное и даже страстное обращение к детям, конечно, вызвано мыслью о том, что сегодняшний ребенок — гражданин нового будущего, и к этому будущему он должен готовиться уже сегодня. В этой подготовке Маяковский видит свою роль поэта: уже сегодня он делает все, чтобы постепенно открывать ребенку путь в завтра. В стихотворении «Конь-огонь» он увлеченно открывает юному читателю тайны ремесла. С какой радостью и с каким умением, оказывается, трудятся мастера, чтобы лошадка для мальчика была такой прекрасной! И на глазах маленького «заказчика» возникает чудо:
Что за лошадь, что за конь — горячее, чем огонь!
Но ведь мальчик не только наблюдатель, он и сам «заражен», он уже и сам участник сотворения этого чуда. Совсем другая история, полная романтики, возникает в стихотворении «Эта книжечка моя про моря и про маяк». Там «Дуют ветры яростные», там «плавать в море трудно очень / все покрыто скалами, / скалами немалыми», там «бьется в стены шторм и вой», там «Закружит волна кружение, / вот / и кораблекрушение». Какой опасной, но необходимой для всех — и для пароходов, и для взрослых и для детей («детям сухо, дети дома») — оказывается труд рабочего на маяке! Разве может эта романтика не увлечь ребенка, и, конечно, призыв «Дети, будьте как маяк» уже сегодня должен найти горячий отклик. Поэт открывает детям возможность увлеченно поиграть в разные профессии, сделать выбор в увлекательной игре — в стихотворении «Кем быть!». И оказывается, все интересно, все заманчиво: я сначала начерчу дом такой, какой хочу. План готов, и вокруг сто работ на тыщу рук …
А можно поиграть не в инженера, а в доктора:
Я приеду к Пете, я приеду к Поле. — Здравствуйте, дети! Кто у вас болен? Как живете, как животик?
Сколько удовольствия приносит эта игра и «доктору» и «заболевшим» участникам игры. Но еще заманчивее быть кондуктором (катайся в трамвае, сколько душе угодно!). А как замечательно быть столяром и плотником, а может быть, шофером, а еще лучше летчиком, а может, интереснее матросом? Самое привлекательное в этом стихотворении — ощущение, что поэт как бы сам перепробовал все работы: так мастерски, так прямо-таки профессионально, с таким увлечением и задором он пишет о каждой профессии — и снова открывает перед читателем его будущий мир. И все же поэт понимает: будущий мир для ребенка пока еще связан не с профессиональными интересами, а, что важнее, с этическими нормами, с самыми главными понятиями, выраженными в, пожалуй, лучшем стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо!». В этом стихотворении поэт открылся в своем отношении к детству с наибольшей полнотой (даже лексика здесь особенная: «детишки», «крошка-сын», «кроха»). В нем звучит самый открытый разговор, решается почти глобальная задача. Общеизвестно, что как-то легче, проще выявить плохое и гораздо труднее обозначить хорошее. Мы знаем много попыток в литературе XIX века выстроить ряд по принципу лобового противопоставления: ленивый — трудолюбивый, злой — добрый. Маяковский идет от жизни, от реальных поступков, представлений, примеров и почти нигде, за небольшим исключением, не делает прямых утверждений. Ведь даже в явлениях природы все может быть относительно:
Если ветер крыши рвет, если град загрохал, каждый знает — это вот для прогулок плохо.
Поэтому кажутся такими закономерными отнюдь не категоричные оценки: «плоховатый мальчик», или: «ясно, // это // плохо очень // для ребячьей кожицы». Или: «этот мальчик // очень милый, // поступает хорошо», «он // хотя и маленький, // но вполне хороший». В этих оценках нет, конечно, ни особого осуждения, ни особой похвалы: скорее здесь подспудно звучат забота, добрая усмешка.
В других местах автор четко обрисовывает проблему. Без всякой пощады пишет он о трусости — «это очень плохо», еще более непримирим он к «дрянному драчуну», который бьет более слабого, и, следуя строчкам стихотворения «я такого // не хочу // даже // вставить в книжку», в любом издании книги вместо лица — заштрихованное пространство (это замечательная придумка художника — ну не рисовать же маленького злодея?). Закономерно возникает прямой и очень важный контраст к «заштрихованному» мальчишке:
Этот вот кричит: — не трожь тех, кто меньше ростом! — Этот мальчик так хорош, загляденье просто!
Да, автор не скрывает своего восхищения перед таким малышом. Поэту надо сказать обо всем хорошем и плохом сегодня, сразу же, не откладывая, чтобы не упустить время. А категория времени и в этом стихотворении — наиважнейшая, потому что здесь тоже речь идет о вступлении человека в новую эпоху, даже если этот человек на данный момент всего только «крошка-сын». Поэтому так по-маяковски звучит финал:
Мальчик радостный пошел, и решила кроха: «Буду делать хорошо и не буду — плохо».
Стихотворение это не потускнело от многих десятилетий, оно и сегодня остается программным, важным, необходимым.
Вопросы и задания 1. Какие задачи решал своими стихотворениями В.В.Маяковский? 2. Чем вы объясняете резкий контраст в характерах героев его «Сказки о Пете и Симе»? 3. Укажите, какие приемы «Сказки о Пете и Симе» соотносятся с фольклором для детей? 4. Какие моральные ценности несет в себе разговор папы с сыном в стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо?» 5. Просмотрите стихотворения поэта: где и как проявляется его отношение к детям как будущим взрослым.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.31 (0.013 с.) |