Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказы и повести Ю. И. КоваляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На тонкой грани лирического и комического повествования находится проза Юрия Иосифовича Коваля (1938—1995), одного из самых талантливых писателей детской литературы 1970— 1980-х годов. У Коваля не было какой-либо одной формы повествования: он писал остросюжетные повести («Приключения Васи Куролесова», 1971; «Пять похищенных монахов», 1977; «Недопесок», 1975), рассказы («Алый», 1969), лирические миниатюры. Произведения малых жанров писатель часто объединял в циклы («Чистый Дор», 1970; «Листобой», 1972). «Сюжеты моих книг напрямую связаны с моей биографией», — говорил Коваль, имея в виду автобиографическую канву своих произведений. Но ощутимое присутствие автора в повествовании связано не только с биографическими фактами. Важнее другое: за событийным рядом в произведениях Коваля всегда есть ряд эмоциональный, отражающий чувства и настроение писателя. Такой субъективно-личностной манере писатель остается верен в произведениях самой разной тематики. В цикле рассказов «Чистый Дор» Коваль ищет ответ на очень непростой вопрос: в чем заключается своеобразие русской национальной жизни? Художественным ответом на него стал рассказ о жизни в маленькой деревушке под названием Чистый Дор (в подобной деревушке, расположенной в вологодской области, писатель действительно прожил около года). Деревня в изображении Коваля — это модель русского мира, и такое изображение деревни в традициях русской литературы. Рассказчик в «Чистом Доре» близок к самому автору, писателю и художнику Юрию Ковалю, в то же время он — обычный городской житель. Случайная встреча в лесу с деревенской старушкой открывает ему дорогу в незнакомый мир. В этом мире все кажется чудесным, даже такой обыденный предмет, как топор: «топор блеснул в тени под кустами, как глубинная рыба» (рассказ «По лесной дорожке»). Такое поэтическое сравнение символично—в глубину ведет героя лесная дорожка, к чистым истокам народной жизни. Об этом говорит и само название деревни Чистый Дор, где слово «дор» через словесную игру отсылает к слову «род», а определение «чистый» свидетельствует о естественности и простоте. Ласковое обращение «батюшка племянник», услышанное от незнакомой старушки, напомнило рассказчику о том родственном отношении к человеку, про которое давно забыли жители большого города. По-родственному относятся чистодорцы не только к людям, но и к окружающей их природе (в этом слове тоже слышится корень род). Деревенские дети «пекут» из листьев березы и ягод пирожки («Березовый пирожок»), а за грибами жители деревни ходят босиком («Лесовик»). Тесно связана жизнь чистодорцев со всяким зверьем, лесным и деревенским. Так, в стогу за околицей поселился медведь («Стожок»), а по деревне разгуливает фиолетовая курица («Фиолетовая курица»). Жители деревни гордятся своими животными, поэтому быку Буньке чистодорцы не дали отпилить рога, объясняя это так: «Хоть и злой бык, зато настоящий. Чистодорский. Уважамый» («Бунькины рога»). Живет в чистодорцах и бескорыстное отношение ко всему живому, даже если это хищник. В рассказе «Выстрел» маленький Витька, охранявший от ястреба кроликов, случайным выстрелом убил хищную птицу. Девочка Нюрка не спешит восторгаться удачным выстрелом — ей до слез жалко распростертого на траве ястреба. И хотя ребята доказывают, что Витька прав («Ястреб нападал — Витька защищался»), последнее молчаливое слово в этом споре писатель оставляет за девочкой. Жители Чистого Дора сохраняют верность мифологическим представлениям и исторической памяти. Рассказчик то иронизирует над простодушием деревенских жителей, то искренне разделяет их наивную веру. Комично описаны его страхи при встрече с лесовиком («Лесовик»), зато когда из-под земли послышались звуки военного оркестра, то сердце рассказчика отозвалось болью на память прошедшей войны («Под соснами»). Мир Чистого Дора представлен как единый, но каждый из его обитателей — неповторимая личность: добрый и сердечный дядя Зуй, гостеприимная Пантелеевна, справедливая Нюрка. Все они симпатичны писателю, каждый по-своему. В рассказе «Кепка с карасями» дядя Зуй чистосердечно нахваливает своего кума, называя его «золотым человеком». Но не прижимистый кум, а сам дядя Зуй, видящий в каждом только хорошее, — по-настоящему золотой человек. Односельчан дядя Зуй считает родными, поэтому на день рождения к его внучке собирается вся деревня («Нюрка»). Рассказчик в «Чистом Доре» — не сторонний наблюдатель, а непременный участник всех деревенских событий, будь то хождение в лес за ягодами или детский день рождения. В его поведении есть что-то детское, простодушное, роднящее с деревенскими жителями. Об этом же свидетельствует наивная манера рассказа («Нюрка»):
Нюрке дядизуевой было шесть лет. Долго ей было шесть лет. Целый год. А как раз в августе стало Нюрке семь лет.
В то же время деревенская жизнь увидена глазами художника и поэта. Все описания в «Чистом Доре» поэтичны и живописны, а речь музыкальна. Так, рассказ «Лесовик» начинается удивительной по звукописи фразой: «Я плыл по Ялме». Картины природы в рассказах Коваля сияют красками:
Гляжу — на рябине птица сидит. Хохлатая, грудь оранжевая, на крыльях голубые зеркала.
Но не только художник смотрит на мир, но и поэт, мыслящий метафорами и сравнениями. О ягодах земляники сказано так (рассказ «Березовый пирожок»):
Снял ягоду со стебля, положил в рот и понял, что и вкус у нее особенный. У простой земляники — солнечный вкус, а тут — лесной, болотный, сумрачный.
Такое поэтическое видение придает самым обыденным предметам особый философский смысл. Даже в простой картошке, испеченной на костре, есть этот смысл («Картофельный смысл»). В рассказе «Вода с закрытыми глазами» вода из осеннего ручья напоминает о краткости человеческой жизни (ее образ — затухающий осенний день с прощальным теплом). Но вода — это и символ вечной жизни. Прикосновение к вечности ощущают взрослый и ребенок, когда, закрывая глаза, пьют из ручья студеную воду. Как в «Чистом Доре», так и в других рассказах Коваля, главным героем оказывается сам автор. Его лирический мир открывается в общении с «собеседниками» из мира природы. В рассказе «Белозубка» мыши помогли человеку скоротать одиночество в заброшенной среди тайги избушке. В своем воображении он разыграл веселый праздник, который устраивают на прощание землеройки. В рассказе «Картофельная собака» автор обрел неожиданного друга в большом бездомном псе, пугающем всех окружающих. И хотя от «картофельной собаки» одни неприятности, расставаться с четвероногим другом он не хочет. В рассказе «Капитан Клюквин» спасает от одиночества маленький клест, вместе с которым рассказчик проводит длинные вечера, играя на гитаре и слушая пение птицы. И хоть автор иронизирует над своим времяпрепровождением («корявая игра на гитаре сопровождалась кривоносым пением»), видно, что расставание с клестом вызывает у него глубокую печаль. Такое сочетание шутливой иронии по отношению к самому себе и лирической грусти — характерная особенность рассказов Коваля. Общение с животным в его произведениях выглядит как трогательная дружба, в которой человек находит для себя опору. В цикле рассказов о пограничниках «Алый», с которого Коваль начал свой путь детского прозаика, описана история дружбы пограничника и его собаки. Не только пограничник (автор дал ему имя Кошкин, чтобы подчеркнуть мягкость характера и доброту) печется о своем воспитаннике, но и пес по кличке Алый заботится о воспитавшем его человеке. Такое равенство человека и животного выглядит слегка комично, зато позволяет осознать всю глубину дружбы, связывающей пограничника и его собаку. По-новому зазвучал под пером Коваля и жанр детектива в повестях «Приключения Васи Куролесова» и «Пять похищенных монахов». Писатель использует традиционные для этого жанра приемы организации сюжета: его завязка — таинственное преступление, раскрытию которого посвящено основное повествование, а в конце повести преступник найден, и все тайны раскрыты. Но писатель все время опровергает эту детективную схему, внося в нее несвойственное детективу содержание. Вместо опытных сыщиков — простодушный Вася Куролесов (имя говорит само за себя) или обычные московские подростки. Да и преступления, которые им приходится раскрывать, из разряда незначительных. Комичной выглядит идеализация бесстрашных милиционеров или карикатурные портреты преступников. И все-таки перед нами не пародия, а самый настоящий детектив, да к тому же с психологической прорисовкой характеров. Не только главные, но и второстепенные персонажи у Коваля — люди со своими характерами (есть среди них и одинокие мечтатели, и романтики, что совсем не свойственно детективу). Действие происходит в мире, реально обозначенном (Москва, провинциальный городок), но реальность все время соседствует с фантастикой. Это единство рождается из самого повествования с развернутыми метафорами и неожиданными сравнениями, которые реализуются на наших глазах. Коваль все время играет со словом — так рождаются шутки и каламбуры, фантастические надписи и объявления. Например, «монахи» в повести «Пять похищенных монахов» — это и порода украденных голубей, и банда переодетых в монахи преступников. В повести «Недопесок» детективная интрига только намечена— со зверофермы бежал молодой песец (недопесок), которого предстоит поймать. Но недопесок не беглый преступник, а пленник, рвущийся к свободе. Поэтому и зовут его Наполеон III, как французского императора, и мех его достоин стать императорской мантией. О человеческом значении образа недопеска напоминают многие детали. Например, когда песец лизнул снег, то он показался ему сладким (вспоминается известное выражение «это сладкое слово свобода»). Все персонажи в повести противопоставлены по принципу свободы и несвободы. На одном полюсе оказывается рвущийся на волю зверь, а на другом — властные директора, один из которых возглавляет звероферму, а другой — школу. Особое место занимают дети, которые, с одной стороны, сочувствуют недопеску, а с другой — оказываются слабыми перед посулами и угрозами. Лишь один герой в повести оказывается равен Наполеону в его в свободолюбивом порыве — это дошкольник Серпокрылов, который безуспешно пытается помочь беглецу. Но неслучайно на протяжении всей повести Коваль описывает созвездие Ориона, преследующего созвездие Тельца. Небесному стрельцу не удастся догнать свою жертву, а преследователям остановить рвущегося на волю недопеска. Образно-метафорический язык повести превращает историю о сбежавшем песце в притчу о несгибаемом стремлении человека к свободе. Образы культуры в произведениях Коваля (имена, скрытые и явные цитаты) встречаются довольно часто, но они не навязываются читателю, культурный багаж которого еще не велик. Они могут служить и поводом для остроумной игры, и источником широких смысловых ассоциаций, постепенно открывающихся читателю. Прозой Юрия Коваля завершается большой период отечественной детской литературы второй половины XX века и начинается ее новый этап. Рассказы и повести конца XX — начала XXI века отличаются союзом юмора и лирики, реализма и фантастики. Все эти особенности характерны для произведений М.Л.Москвиной. В цикле ее рассказов «Моя собака любит джаз» (1992), написанных от лица ребенка, речь идет о неожиданных происшествиях в семье, герои которых сам рассказчик, его родители и любимая собака. Реальность незаметно переходит в фантастику, а непосредственный детский рассказ в остроумный монолог взрослого. В потоке словесной и стилистической игры, отличающей прозу М.Москвиной, писательница никогда не теряет из поля зрения главного — душевного мира своих героев, их тяги к любви и взаимопониманию. В одном из рассказов, где речь идет о семейной ссоре, есть такие слова: «Давайте договоримся: если кто-нибудь из нас от нас уйдет, пусть возьмет нас с собой» («Наш мокрый Иван»). Герои М.Москвиной, несмотря на эксцентричность своего поведения, всегда остаются верны этому жизненному правилу. Яркая страница в современной детской литературе — творчество О. Ф. Кургузова (самый полный сборник писателя — «Мой кот — инопланетянин», 2003). Герои рассказов Кургузова — мальчик и его родители. Все события, о которых идет речь, относятся к разряду будничных домашних происшествий, но рассказано о них с комическим и фантастическим преувеличением. В такой манере писатель преподносит читателю очень важную мысль — трудности и неурядицы ежедневного существования преодолеваются любовью, связывающей всех членов семьи (к ним относится даже домашний кот). Обращенность к чувствам придает рассказам Кургузова особый лирический характер, даже если это шутливая история. Одна из них имеет очень длинное название, комично противопоставленное последующему короткому рассказу: «Самая короткая история про любовь, пришедшая на ум маленькому мальчику после изучения на уроке природоведения круговорота воды в природе».
В школе на уроке природоведения мы изучали процесс круговорота воды в природе. А после урока я подумал вот что: «мама любит папу, папа любит меня, я люблю маму. Вот и получается круговорот любви в природе.
Лирический юмор в прозе современных писателей говорит о стремлении стать ближе к миру ребенка, и это свидетельствует о продолжении традиций отечественной детской литературы второй половины XX века. Вопросы и задания 1.О каких особенностях русского национального характера и быта рассказывается в «Чистом Доре»? 2. Каким человеком предстает рассказчик в произведениях Ю. Коваля? 2. В чем особенность детского детектива в творчестве Ю. Коваля? 4. Как «свободолюбивая» тематика повести «Недопесок» отражается в ее системе персонажей и образно-символическом языке? 5. Покажите своеобразие современного рассказа для детей на примере произведений М.Москвиной и О.Кургузова. Какова роль фантастики и комических преувеличений в их рассказах?
8.2. Сказочно-фантастическая литература для детей во второй половине XX века
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 2898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.218 (0.014 с.) |