Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказы и повести Ю. И. КоваляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На тонкой грани лирического и комического повествования находится проза Юрия Иосифовича Коваля (1938—1995), одного из самых талантливых писателей детской литературы 1970— 1980-х годов. У Коваля не было какой-либо одной формы повествования: он писал остросюжетные повести («Приключения Васи Куролесова», 1971; «Пять похищенных монахов», 1977; «Недопесок», 1975), рассказы («Алый», 1969), лирические миниатюры. Произведения малых жанров писатель часто объединял в циклы («Чистый Дор», 1970; «Листобой», 1972). «Сюжеты моих книг напрямую связаны с моей биографией», — говорил Коваль, имея в виду автобиографическую канву своих произведений. Но ощутимое присутствие автора в повествовании связано не только с биографическими фактами. Важнее другое: за событийным рядом в произведениях Коваля всегда есть ряд эмоциональный, отражающий чувства и настроение писателя. Такой субъективно-личностной манере писатель остается верен в произведениях самой разной тематики. В цикле рассказов «Чистый Дор» Коваль ищет ответ на очень непростой вопрос: в чем заключается своеобразие русской национальной жизни? Художественным ответом на него стал рассказ о жизни в маленькой деревушке под названием Чистый Дор (в подобной деревушке, расположенной в вологодской области, писатель действительно прожил около года). Деревня в изображении Коваля — это модель русского мира, и такое изображение деревни в традициях русской литературы. Рассказчик в «Чистом Доре» близок к самому автору, писателю и художнику Юрию Ковалю, в то же время он — обычный городской житель. Случайная встреча в лесу с деревенской старушкой открывает ему дорогу в незнакомый мир. В этом мире все кажется чудесным, даже такой обыденный предмет, как топор: «топор блеснул в тени под кустами, как глубинная рыба» (рассказ «По лесной дорожке»). Такое поэтическое сравнение символично—в глубину ведет героя лесная дорожка, к чистым истокам народной жизни. Об этом говорит и само название деревни Чистый Дор, где слово «дор» через словесную игру отсылает к слову «род», а определение «чистый» свидетельствует о естественности и простоте. Ласковое обращение «батюшка племянник», услышанное от незнакомой старушки, напомнило рассказчику о том родственном отношении к человеку, про которое давно забыли жители большого города. По-родственному относятся чистодорцы не только к людям, но и к окружающей их природе (в этом слове тоже слышится корень род). Деревенские дети «пекут» из листьев березы и ягод пирожки («Березовый пирожок»), а за грибами жители деревни ходят босиком («Лесовик»). Тесно связана жизнь чистодорцев со всяким зверьем, лесным и деревенским. Так, в стогу за околицей поселился медведь («Стожок»), а по деревне разгуливает фиолетовая курица («Фиолетовая курица»). Жители деревни гордятся своими животными, поэтому быку Буньке чистодорцы не дали отпилить рога, объясняя это так: «Хоть и злой бык, зато настоящий. Чистодорский. Уважамый» («Бунькины рога»). Живет в чистодорцах и бескорыстное отношение ко всему живому, даже если это хищник. В рассказе «Выстрел» маленький Витька, охранявший от ястреба кроликов, случайным выстрелом убил хищную птицу. Девочка Нюрка не спешит восторгаться удачным выстрелом — ей до слез жалко распростертого на траве ястреба. И хотя ребята доказывают, что Витька прав («Ястреб нападал — Витька защищался»), последнее молчаливое слово в этом споре писатель оставляет за девочкой. Жители Чистого Дора сохраняют верность мифологическим представлениям и исторической памяти. Рассказчик то иронизирует над простодушием деревенских жителей, то искренне разделяет их наивную веру. Комично описаны его страхи при встрече с лесовиком («Лесовик»), зато когда из-под земли послышались звуки военного оркестра, то сердце рассказчика отозвалось болью на память прошедшей войны («Под соснами»). Мир Чистого Дора представлен как единый, но каждый из его обитателей — неповторимая личность: добрый и сердечный дядя Зуй, гостеприимная Пантелеевна, справедливая Нюрка. Все они симпатичны писателю, каждый по-своему. В рассказе «Кепка с карасями» дядя Зуй чистосердечно нахваливает своего кума, называя его «золотым человеком». Но не прижимистый кум, а сам дядя Зуй, видящий в каждом только хорошее, — по-настоящему золотой человек. Односельчан дядя Зуй считает родными, поэтому на день рождения к его внучке собирается вся деревня («Нюрка»). Рассказчик в «Чистом Доре» — не сторонний наблюдатель, а непременный участник всех деревенских событий, будь то хождение в лес за ягодами или детский день рождения. В его поведении есть что-то детское, простодушное, роднящее с деревенскими жителями. Об этом же свидетельствует наивная манера рассказа («Нюрка»):
Нюрке дядизуевой было шесть лет. Долго ей было шесть лет. Целый год. А как раз в августе стало Нюрке семь лет.
В то же время деревенская жизнь увидена глазами художника и поэта. Все описания в «Чистом Доре» поэтичны и живописны, а речь музыкальна. Так, рассказ «Лесовик» начинается удивительной по звукописи фразой: «Я плыл по Ялме». Картины природы в рассказах Коваля сияют красками:
Гляжу — на рябине птица сидит. Хохлатая, грудь оранжевая, на крыльях голубые зеркала.
Но не только художник смотрит на мир, но и поэт, мыслящий метафорами и сравнениями. О ягодах земляники сказано так (рассказ «Березовый пирожок»):
Снял ягоду со стебля, положил в рот и понял, что и вкус у нее особенный. У простой земляники — солнечный вкус, а тут — лесной, болотный, сумрачный.
Такое поэтическое видение придает самым обыденным предметам особый философский смысл. Даже в простой картошке, испеченной на костре, есть этот смысл («Картофельный смысл»). В рассказе «Вода с закрытыми глазами» вода из осеннего ручья напоминает о краткости человеческой жизни (ее образ — затухающий осенний день с прощальным теплом). Но вода — это и символ вечной жизни. Прикосновение к вечности ощущают взрослый и ребенок, когда, закрывая глаза, пьют из ручья студеную воду. Как в «Чистом Доре», так и в других рассказах Коваля, главным героем оказывается сам автор. Его лирический мир открывается в общении с «собеседниками» из мира природы. В рассказе «Белозубка» мыши помогли человеку скоротать одиночество в заброшенной среди тайги избушке. В своем воображении он разыграл веселый праздник, который устраивают на прощание землеройки. В рассказе «Картофельная собака» автор обрел неожиданного друга в большом бездомном псе, пугающем всех окружающих. И хотя от «картофельной собаки» одни неприятности, расставаться с четвероногим другом он не хочет. В рассказе «Капитан Клюквин» спасает от одиночества маленький клест, вместе с которым рассказчик проводит длинные вечера, играя на гитаре и слушая пение птицы. И хоть автор иронизирует над своим времяпрепровождением («корявая игра на гитаре сопровождалась кривоносым пением»), видно, что расставание с клестом вызывает у него глубокую печаль. Такое сочетание шутливой иронии по отношению к самому себе и лирической грусти — характерная особенность рассказов Коваля. Общение с животным в его произведениях выглядит как трогательная дружба, в которой человек находит для себя опору. В цикле рассказов о пограничниках «Алый», с которого Коваль начал свой путь детского прозаика, описана история дружбы пограничника и его собаки. Не только пограничник (автор дал ему имя Кошкин, чтобы подчеркнуть мягкость характера и доброту) печется о своем воспитаннике, но и пес по кличке Алый заботится о воспитавшем его человеке. Такое равенство человека и животного выглядит слегка комично, зато позволяет осознать всю глубину дружбы, связывающей пограничника и его собаку. По-новому зазвучал под пером Коваля и жанр детектива в повестях «Приключения Васи Куролесова» и «Пять похищенных монахов». Писатель использует традиционные для этого жанра приемы организации сюжета: его завязка — таинственное преступление, раскрытию которого посвящено основное повествование, а в конце повести преступник найден, и все тайны раскрыты. Но писатель все время опровергает эту детективную схему, внося в нее несвойственное детективу содержание. Вместо опытных сыщиков — простодушный Вася Куролесов (имя говорит само за себя) или обычные московские подростки. Да и преступления, которые им приходится раскрывать, из разряда незначительных. Комичной выглядит идеализация бесстрашных милиционеров или карикатурные портреты преступников. И все-таки перед нами не пародия, а самый настоящий детектив, да к тому же с психологической прорисовкой характеров. Не только главные, но и второстепенные персонажи у Коваля — люди со своими характерами (есть среди них и одинокие мечтатели, и романтики, что совсем не свойственно детективу). Действие происходит в мире, реально обозначенном (Москва, провинциальный городок), но реальность все время соседствует с фантастикой. Это единство рождается из самого повествования с развернутыми метафорами и неожиданными сравнениями, которые реализуются на наших глазах. Коваль все время играет со словом — так рождаются шутки и каламбуры, фантастические надписи и объявления. Например, «монахи» в повести «Пять похищенных монахов» — это и порода украденных голубей, и банда переодетых в монахи преступников. В повести «Недопесок» детективная интрига только намечена— со зверофермы бежал молодой песец (недопесок), которого предстоит поймать. Но недопесок не беглый преступник, а пленник, рвущийся к свободе. Поэтому и зовут его Наполеон III, как французского императора, и мех его достоин стать императорской мантией. О человеческом значении образа недопеска напоминают многие детали. Например, когда песец лизнул снег, то он показался ему сладким (вспоминается известное выражение «это сладкое слово свобода»). Все персонажи в повести противопоставлены по принципу свободы и несвободы. На одном полюсе оказывается рвущийся на волю зверь, а на другом — властные директора, один из которых возглавляет звероферму, а другой — школу. Особое место занимают дети, которые, с одной стороны, сочувствуют недопеску, а с другой — оказываются слабыми перед посулами и угрозами. Лишь один герой в повести оказывается равен Наполеону в его в свободолюбивом порыве — это дошкольник Серпокрылов, который безуспешно пытается помочь беглецу. Но неслучайно на протяжении всей повести Коваль описывает созвездие Ориона, преследующего созвездие Тельца. Небесному стрельцу не удастся догнать свою жертву, а преследователям остановить рвущегося на волю недопеска. Образно-метафорический язык повести превращает историю о сбежавшем песце в притчу о несгибаемом стремлении человека к свободе. Образы культуры в произведениях Коваля (имена, скрытые и явные цитаты) встречаются довольно часто, но они не навязываются читателю, культурный багаж которого еще не велик. Они могут служить и поводом для остроумной игры, и источником широких смысловых ассоциаций, постепенно открывающихся читателю. Прозой Юрия Коваля завершается большой период отечественной детской литературы второй половины XX века и начинается ее новый этап. Рассказы и повести конца XX — начала XXI века отличаются союзом юмора и лирики, реализма и фантастики. Все эти особенности характерны для произведений М.Л.Москвиной. В цикле ее рассказов «Моя собака любит джаз» (1992), написанных от лица ребенка, речь идет о неожиданных происшествиях в семье, герои которых сам рассказчик, его родители и любимая собака. Реальность незаметно переходит в фантастику, а непосредственный детский рассказ в остроумный монолог взрослого. В потоке словесной и стилистической игры, отличающей прозу М.Москвиной, писательница никогда не теряет из поля зрения главного — душевного мира своих героев, их тяги к любви и взаимопониманию. В одном из рассказов, где речь идет о семейной ссоре, есть такие слова: «Давайте договоримся: если кто-нибудь из нас от нас уйдет, пусть возьмет нас с собой» («Наш мокрый Иван»). Герои М.Москвиной, несмотря на эксцентричность своего поведения, всегда остаются верны этому жизненному правилу. Яркая страница в современной детской литературе — творчество О. Ф. Кургузова (самый полный сборник писателя — «Мой кот — инопланетянин», 2003). Герои рассказов Кургузова — мальчик и его родители. Все события, о которых идет речь, относятся к разряду будничных домашних происшествий, но рассказано о них с комическим и фантастическим преувеличением. В такой манере писатель преподносит читателю очень важную мысль — трудности и неурядицы ежедневного существования преодолеваются любовью, связывающей всех членов семьи (к ним относится даже домашний кот). Обращенность к чувствам придает рассказам Кургузова особый лирический характер, даже если это шутливая история. Одна из них имеет очень длинное название, комично противопоставленное последующему короткому рассказу: «Самая короткая история про любовь, пришедшая на ум маленькому мальчику после изучения на уроке природоведения круговорота воды в природе».
В школе на уроке природоведения мы изучали процесс круговорота воды в природе. А после урока я подумал вот что: «мама любит папу, папа любит меня, я люблю маму. Вот и получается круговорот любви в природе.
Лирический юмор в прозе современных писателей говорит о стремлении стать ближе к миру ребенка, и это свидетельствует о продолжении традиций отечественной детской литературы второй половины XX века. Вопросы и задания 1.О каких особенностях русского национального характера и быта рассказывается в «Чистом Доре»? 2. Каким человеком предстает рассказчик в произведениях Ю. Коваля? 2. В чем особенность детского детектива в творчестве Ю. Коваля? 4. Как «свободолюбивая» тематика повести «Недопесок» отражается в ее системе персонажей и образно-символическом языке? 5. Покажите своеобразие современного рассказа для детей на примере произведений М.Москвиной и О.Кургузова. Какова роль фантастики и комических преувеличений в их рассказах?
8.2. Сказочно-фантастическая литература для детей во второй половине XX века
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 3129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.012 с.) |