Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказы о детях Л.ПантелееваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Биография Л.Пантелеева (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев, 1908— 1987) совпала с бурным временем начала XX века. Первые 10 лет он прожил в состоятельной семье, с гувернерами, гувернантками. В 1918 году началась другая жизнь Алеши. В годы Первой мировой и Гражданской войн тысячи детей, потерявших родителей и кров, скитались по дорогам России. Их называли беспризорниками. Жизнь Алеши Еремеева сложилась так, что он тоже оказался среди этой неуправляемой братии, и только в 1921 году вернулся в родной Петроград и отыскал мать. Однако жизнь беспризорника настолько втянула Алешу в свое течение, что ему было трудно да и не хотелось возвращаться к голодной жизни города, к необходимости работать и учиться, и на каком-то очередном «деле» он попал в отделение милиции. Осенью 1920 года в Петрограде открылась Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского. Сюда и был направлен Алеша Еремеев, здесь началась его новая жизнь, здесь его имя поменяли на прозвище, и он стал Ленькой Пантелеевым. В этой школе он пробыл немногим более двух лет и ушел оттуда вместе с другом Гришей Белых совсем другим человеком. Оба они были талантливы, оба уже в школе писали большие детективные романы, создавали Шкидкино. Они задумали написать об этой школе книгу «Республика Шкид». Книга вышла в 1927 году и имела ошеломляющий успех. «Преоригинальной, веселой, жуткой» назвал повесть восхищенный ею Максим Горький. Конечно, молодые авторы, еще не остывшие от буйного ритма жизни школы, успели за два месяца работы передать все самое горячее, интересное, значительное. В книге нет последовательного сюжета. Каждая глава идет как бы по кругу, описывая какое-то событие от начала до его завершения. Вот захватила ребят газетная лихорадка, и кто бы мог поверить, что во время разрухи в Петрограде, где ценился каждый клочок бумаги, в дефективной «республике» выходило ежедневно шестьдесят газет — ровно столько, сколько было ребят: каждый хотел быть издателем. Постепенно лихорадка кончилась, но сколько интересного, нового принесла она воспитанникам Шкиды. Или история с «паучком» Слаеновым, когда в Шкиде незаметно появился маленький человечек и сумел постепенно опутать хлебными долгами всю Шкиду. Три отделения отдавали ежедневно свой хлеб ставшему хлебным королем Слаенову, а четвертому, состоящему из самых сильных и интересных ребят, этот «паучок» ежедневно устраивал роскошные, неслыханные по тем временам пиршества. Но вот наступил день, когда все три отделения отказались расстаться со своим хлебом, и зажравшийся человечек призвал на помощь, казалось, преданных ему ребят. Как поступят они? Выберут ли они сытую, роскошную жизнь и отдадут на растерзание измученных голодом своих же товарищей? Каким счастливым становится тот момент, когда ребята всех отделений объединяются вместе и наступает конец этой жуткой истории. Каждая глава (а их в повести 32) дает представление о ритме и содержании жизни Шкиды, о ее поражениях и победах, о том, как постепенно менялись представления и характеры ребят, как многое получали они, занимаясь чуть ли не по 12 часов в день. Особенно удался молодым писателям «монументальный» образ заведующего школой Викниксора, прекрасного и мудрого педагога, хотя и здесь авторы весело и дружески поведали о многих его ошибках, о тех головоломках, которые приходилось ему постоянно решать, имея столь непростых и умудренных неоднозначным жизненным опытом воспитанников. Тема беспризорника нашла отражение еще в ряде произведений Пантелеева, в частности в повести «Часы» (1928) — одной из лучших в литературе тех лет. С украденными золотыми часиками Петька Валет связывает самые прекрасные мечты о роскошной жизни. Но так получается, что часики приходится закопать в землю во дворе детского дома, куда он был отправлен. Ровно год пролежал драгоценный предмет в земле, но когда он оказался снова в Петькиной руке, какими ненужными показались ему его прежние мечты, его прежние представления о счастливой жизни. Огромную известность получил рассказ Пантелеева «Пакет» (1932) о неунывающем бойце, попадающем в самые трагические и комические ситуации. Разбирая этот рассказ, весь облик Пети Трофимова, его сочную, грубоватую лексику, где перепутались самые разные нормы языка, Корней Чуковский увидел и угадал «мускулатуру таланта» Пантелеева. Составляя свое собрание сочинений, Пантелеев в отдельный раздел выделил «Рассказы о детях». В этот раздел вошли рассказы о Белочке и Тамарочке, двух сестрах, из которых одна, Тамарочка, обладала характером более властным и даже немного коварным: она умела подбить младшую, Белочку, на какую-нибудь недозволенную проказу, и она же оказывалась невиноватой. Особенно интересным кажется рассказ «Большая стирка» (1940): здесь Пантелеев сосредоточивает внимание на маме этих двух девочек. Увидев новую скатерть, сначала залитую чернилами (Тамарочкой), а потом ужасно постиранную и запрятанную под диван, мама хочет, чтобы девочки поняли, в чем же была их главная вина. Постепенно сестры выясняют, что главная вина их была не в том, что скатерть была залита чернилами, что ее пытались отстирать, а потом запихнули под диван, а в том, что они струсили перед необходимостью первого признания. Подобного рода важный и ценный урок можно найти в любом рассказе писателя — веселом, смешном, забавном. Из рассказов о детях особенно выделяется «Буква "ты"». Рассказ этот автобиографический — это он, Алексей Иванович, никак не мог справиться с трудной задачей: объяснить Иринушке существование буквы «я». Как бережно вводит автор читателя в мир детства! Как тонко постигает он психологию ребенка. Вот умучившийся учитель предлагает девочке своеобразную помощь: он советует Иринушке сказать эту букву «как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь». Кажется, что может быть понятней? Но у Иринушки своя логика, и происходит невероятная вещь: она шепотом, про себя говорит «ты». Но разве она неправа, разве не могла она понять просьбу учителя именно так: про себя — значит тихо-тихо. Рассказ заставляет задуматься о многом: и о том, как сложен и многообразен язык, сколько в нем скрыто возможностей, и о том, каким неожиданным образом, с какой непосредственностью воспринимается он ребенком. Перед самой войной Пантелеев написал рассказ «Честное слово» (1941), вызвавший огромную дискуссию: нужно ли было мальчику, давшему честное слово стоять «часовым» в игре, выполнить его, в то время как все игравшие давно убежали? Пантелеев не только поддерживает этого «часового», но верит в него — сегодняшнего и будущего. Несколько рассказов Пантелеев посвятил теме «Дети и война». В рассказах «На ялике» (1943), «Долорес» (1943), «Главный инженер» (1943) он написал о детях, разделивших военную судьбу блокадного города, сумевших внести немалую лепту в трудную победу. Из этих рассказов выделяется своей лирической напряженностью рассказ «Маринка» (1943) — он не только о девочке, а еще и о нем самом, о том, как переплелись судьбы людей — взрослых и маленьких. Первые месяцы войны Маринка еще жила своим детским мирком. Немца она боялась, как боятся чудища из сказки, и вопрос взрослого, что стала бы она делать, если бы в комнату вошел немец, она воспринимает лишь как момент увлекательной словесной игры: «Я бы его стулом...» — «А если стул сломается?» — «Тогда я бы его зонтиком... лампой... калошей». Но проходят четыре месяца, и как много говорят подробности о совсем другой Маринке, жизнь которой едва теплится под грудой одеял. Ее старший друг снова хочет вовлечь ее в прежнюю игру, и теперь Маринка задумывается над ответом: теперь она рассчитывает свои силы. Стула ей не поднять, до лампы не дотянуться, и все-таки она отвечает на заданный вопрос. Нет, она бы не сдалась: «Я его укушу», — и сказано это было так, что
честное слово, я не позавидовал бы тому немцу, который отважился бы войти в эту холодную и закопченную, как вигвам, комнату.
Отдельную книгу «Наша Маша» (1966) Пантелеев написал о своей дочери. Книга и для детей, и для родителей. Открыто, горячо и откровенно писатель рассказал о самом трудном своем «романе», о том, как он сам в течение пяти лет участвовал в воспитании, в росте девочки, которую с самого начала, чуть ли не с первых месяцев воспринимал как личность. Пантелеев написал еще много книг, огромный том дневниковых записей («Из старых записных книжек»), много очерков о людях, с которыми его связывала большая дружба (С.Я. Маршак, Е. Л. Шварц), о встречах с Максимом Горьким, художником Н.А.Тырсой, со всеми теми, кто оставил незабываемый след в его жизни. Как-то у Пантелеева спросили, есть ли в его творчестве самая главная для него тема.
Я думаю, — ответил он, — что такая тема есть — только не знаю, как точнее ее обозначить. Скорее всего, это тема совести.
Писатель очень точно обозначил то особенное внутреннее чувство, которое определяет каждую его книгу.
Вопросы и задания 1. Когда и где Алеша Еремеев получил прозвище «Ленька Пантелеев»? 2. Как правильно пишется псевдоним писателя? 3. В чем увидел К. И.Чуковский «мускулатуру таланта» автора «Пакета»? 4.Определите, чем отличаются характеры, поведение детских героев довоенных лет и времени Великой Отечественной войны. 5. Проанализируйте рассказ «Честное слово».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.73 (0.009 с.) |