Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказы М.М.Зощенко для детей

Поиск

До того как Михаил Михайлович Зощенко (1895—1958) стал писателем, он прошел большой путь: воевал и вернулся с Геор­гиевским крестом, полученным за храбрость. Потом стал думать, кем ему быть, потому что никакой профессии у него не было. Трудно даже перечислить, куда судьба забрасывала будущего пи­сателя: то он был пограничником, то агентом уголовного розыс­ка, потом неожиданно стал сапожником, затем столяром, а пос­ле даже помощником бухгалтера. Он так много успел повидать за годы своих скитаний, стольких разных людей встретить, что захо­телось ему изложить свои впечатления на бумаге. И оказалось, что он наделен редким литературным даром — писать смешные рас­сказы со свойственной только ему интонацией, в которых гово­рилось о серьезных вещах. Наибольшая известность Зощенко при­шлась на 20— 30-е годы XX века. Тогда же он написал несколько рассказов для журнала «Чиж». Но еще прежде он выступил со ста­тьей «Дети и литература» (1940). В этой статье писатель выразил уверенность, что ребенок обладает настоящим чувством юмора и способен на тонкое и умное прочтение вещи.

В первой книге «Умные животные» (1940) писатель ведет ре­бенка к большим и важным открытиям: он приглашает читателя не в экзотические страны, а к путешествию близкому. Неслучай­но рассказы называются «Умный гусь», «Глупый вор и умный поросенок», «Умная кура». Эти крошечные рассказы-миниатюры характерны не только изобретательным сюжетом, в них нашли выражение те стилистические приемы, по которым мы без труда угадываем особенности писательской манеры Зощенко. Вот, к примеру, реплика незадачливого вора, которого перехитрил по­росенок. Вор говорит:

 

Ах, какая свинья этот хитрый поросенок. Наверно, он нарочно при­творился мертвым, чтобы я его выпустил...

 

В другой книжке — «Хитрые и умные» (1940) автор убеждает читателя в том, что маленький может победить большого. Осо­бенно выделяется сказка «Попалась, которая кусалась». Перед нами мирная прогулка семейства мышек, и вдруг на пути «такая страшная змея, что ужас». Вступив в хитроумную борьбу со змеей, мама-мышь ее побеждает, и даже самая маленькая мышка имеет смелость крикнуть запутавшейся змее: «Попалась, которая куса­лась!».

С книгами «Смешные рассказы» (1937) и «Самое главное» (1940) в творчество Зощенко вошел новый герой — современный ребе­нок. Писатель одобряет его стремление к самостоятельности («По­казательный ребенок»), подшучивает над родителями, которые слишком опекали своего «не такого уж маленького» четырехлет­него сына («Глупая история»), радуется находчивости девочки, которая нашла способ выручить запертую кошку («Умная Тама­ра»), делает смешной историю с мальчиком, испугавшимся из-за пустяка («Трусишка Вася»). Но как стать по-настоящему хорошим, храбрым, находчивым? Писатель заставляет задуматься над этими непростыми задачами в рассказе «Самое главное».

На многие из этих вопросов Зощенко ответил в цикле лучших своих рассказов «Леля и Минька» (1939). Рассказы эти могут пока­заться дидактичными, но от менторства их отделает то, что они необычайно интересны и занимательны. О чем бы ни шла речь у Зощенко, о том ли, как сестра и брат еще до прихода гостей разорили елку, или о том, как Леля, зная привычку родителей дарить заболевшим детям подарки, сделала вид, что проглотила бильярдный шарик, а он случайно выпал из ее передника, рас­сказы держат читателя искусно завязанной сюжетной интригой, внутренней напряженностью конфликта. Идея о том, что многие представления существуют не в застывшей, а в живой форме, и человеку всякий раз надо думать, определять главное в своих по­ступках, все время будет находить подтверждение в рассказах. Воз­мущенный ложью детей папа кричит: «Что может быть хуже вра­нья!». Но узнав, что дети продали тряпичнику чужие галоши, он говорит: «Хуже вранья — это то, что вы сделали». В другом случае, не разделяя восторгов бабушки в адрес Миньки, папа создает свое представление о хорошем сыне: «Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы сестренке несколько монеток, видя, что у нее ничего нету». Но услышав, что Минька требует теперь громоглас­ного одобрения, папа меняет свое прежнее представление: конечно, лучший мальчик тот, который сделает что-то хорошее «и после об этом не будет хвастаться».

В рассказе «Не надо врать», где маленькое вранье обрастает целой историей (герой пытается скрыть от отца полученные «еди­ницы» и избавляется от двух дневников), раскрытие истины про­исходит в два этапа: сперва отец узнает о единице, а затем ему приносят один из дневников сына. «Не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья оставалось неизвестным», — говорит он сыну. Получив этот урок, герой во всем сознается. К его изумлению, отец обрадован: у него появилась надежда, что сын больше не будет врать. И когда в доме появляется учитель со вторым дневни­ком героя, в словах отца чувствуется и любовь, и глубоко запря­танная отцовская гордость:

 

Об этом дневнике я уже слышал лично от моего сына. Он сам при­знался в этом поступке.

 

Урок получен героем на всю жизнь: он дает себе слово всегда говорить правду. Легко и ненавязчиво звучит последняя фраза:

 

Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно.

 

В каждом рассказе мы слышим голос автора, которому больно видеть разобщенность, царящую в семье, неравную любовь ба­бушки к детям (и мы сочувствуем нескладной некрасивой Лелище, которую балуют куда меньше, чем хорошенького Миньку). Каждая из всех этих детских справедливых и несправедливых ис­торий, даже и не понятая в детстве, оборачивается нравственным уроком для взрослого героя-рассказчика. Этот жизненный опыт автор и пытается передать читателю.

 

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и не ударил того, кто слабее меня.

 

Или:

 

И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по дет­ской привычке, думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли я, не надул ли кого-нибудь».

 

Десятилетия спустя задумывается герой-рассказчик о том, по­чему его сестра в детстве пыталась обмануть родителей («Через тридцать лет»), и едет через всю страну, чтобы загладить не­справедливость, которую ей приходилось терпеть. Брат и сестра, вечно ссорившиеся в детстве, осознают, как сильно они любят друг друга. И это позднее признание тоже очень важно для его сегодняшнего опыта. Не в этих ли рассуждениях Зощенко подхо­дит к важнейшей своей мысли, когда он начинает понимать, что путь к «самому главному» продолжается всю жизнь, что стать хо­рошим очень трудно, но к этому надо всегда стремиться.

Доброе и грустное звучание этих рассуждений точно уловил С.Я.Маршак. Он увидел здесь сходство с Хансом Кристианом Андерсеном, «мастером поэтической морали и моральной поэзии».

Давно уже кануло в лету постановление Центрального комите­та партии о журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 года, которым два писателя — Анна Ахматова и Михаил Зощенко — были отлу­чены от литературы как несоветские писатели. Но историю забы­вать нельзя, и в знак особого уважения к литератору, отличающе­муся чистотой нравственного чувства, прочтите его рассказ «При­ключения обезьяны» (1943), давший повод для травли замечатель­ного писателя М. М. Зощенко.

 

Вопросы и задания

1. В чем различие книг М. М.Зощенко «Умные животные» и «Хитрые и умные»?

2. Какими рассказами подводит Зощенко читателя к пониманию «са­мого главного» в жизни человека?

3. Какие разные характеры детей возникают в «Смешных рассказах»?

4. Объясните смысл названия «Золотое слово» из цикла «Леля и Минь­ка». Попробуйте определить, в чем заключается дидактичность рассказов из этого цикла и почему она легко воспринимается читателем.

 

Глава 8. Русская детская литература второй половины XX века

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.007 с.)