Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказы М.М.Зощенко для детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
До того как Михаил Михайлович Зощенко (1895—1958) стал писателем, он прошел большой путь: воевал и вернулся с Георгиевским крестом, полученным за храбрость. Потом стал думать, кем ему быть, потому что никакой профессии у него не было. Трудно даже перечислить, куда судьба забрасывала будущего писателя: то он был пограничником, то агентом уголовного розыска, потом неожиданно стал сапожником, затем столяром, а после даже помощником бухгалтера. Он так много успел повидать за годы своих скитаний, стольких разных людей встретить, что захотелось ему изложить свои впечатления на бумаге. И оказалось, что он наделен редким литературным даром — писать смешные рассказы со свойственной только ему интонацией, в которых говорилось о серьезных вещах. Наибольшая известность Зощенко пришлась на 20— 30-е годы XX века. Тогда же он написал несколько рассказов для журнала «Чиж». Но еще прежде он выступил со статьей «Дети и литература» (1940). В этой статье писатель выразил уверенность, что ребенок обладает настоящим чувством юмора и способен на тонкое и умное прочтение вещи. В первой книге «Умные животные» (1940) писатель ведет ребенка к большим и важным открытиям: он приглашает читателя не в экзотические страны, а к путешествию близкому. Неслучайно рассказы называются «Умный гусь», «Глупый вор и умный поросенок», «Умная кура». Эти крошечные рассказы-миниатюры характерны не только изобретательным сюжетом, в них нашли выражение те стилистические приемы, по которым мы без труда угадываем особенности писательской манеры Зощенко. Вот, к примеру, реплика незадачливого вора, которого перехитрил поросенок. Вор говорит:
Ах, какая свинья этот хитрый поросенок. Наверно, он нарочно притворился мертвым, чтобы я его выпустил...
В другой книжке — «Хитрые и умные» (1940) автор убеждает читателя в том, что маленький может победить большого. Особенно выделяется сказка «Попалась, которая кусалась». Перед нами мирная прогулка семейства мышек, и вдруг на пути «такая страшная змея, что ужас». Вступив в хитроумную борьбу со змеей, мама-мышь ее побеждает, и даже самая маленькая мышка имеет смелость крикнуть запутавшейся змее: «Попалась, которая кусалась!». С книгами «Смешные рассказы» (1937) и «Самое главное» (1940) в творчество Зощенко вошел новый герой — современный ребенок. Писатель одобряет его стремление к самостоятельности («Показательный ребенок»), подшучивает над родителями, которые слишком опекали своего «не такого уж маленького» четырехлетнего сына («Глупая история»), радуется находчивости девочки, которая нашла способ выручить запертую кошку («Умная Тамара»), делает смешной историю с мальчиком, испугавшимся из-за пустяка («Трусишка Вася»). Но как стать по-настоящему хорошим, храбрым, находчивым? Писатель заставляет задуматься над этими непростыми задачами в рассказе «Самое главное». На многие из этих вопросов Зощенко ответил в цикле лучших своих рассказов «Леля и Минька» (1939). Рассказы эти могут показаться дидактичными, но от менторства их отделает то, что они необычайно интересны и занимательны. О чем бы ни шла речь у Зощенко, о том ли, как сестра и брат еще до прихода гостей разорили елку, или о том, как Леля, зная привычку родителей дарить заболевшим детям подарки, сделала вид, что проглотила бильярдный шарик, а он случайно выпал из ее передника, рассказы держат читателя искусно завязанной сюжетной интригой, внутренней напряженностью конфликта. Идея о том, что многие представления существуют не в застывшей, а в живой форме, и человеку всякий раз надо думать, определять главное в своих поступках, все время будет находить подтверждение в рассказах. Возмущенный ложью детей папа кричит: «Что может быть хуже вранья!». Но узнав, что дети продали тряпичнику чужие галоши, он говорит: «Хуже вранья — это то, что вы сделали». В другом случае, не разделяя восторгов бабушки в адрес Миньки, папа создает свое представление о хорошем сыне: «Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы сестренке несколько монеток, видя, что у нее ничего нету». Но услышав, что Минька требует теперь громогласного одобрения, папа меняет свое прежнее представление: конечно, лучший мальчик тот, который сделает что-то хорошее «и после об этом не будет хвастаться». В рассказе «Не надо врать», где маленькое вранье обрастает целой историей (герой пытается скрыть от отца полученные «единицы» и избавляется от двух дневников), раскрытие истины происходит в два этапа: сперва отец узнает о единице, а затем ему приносят один из дневников сына. «Не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья оставалось неизвестным», — говорит он сыну. Получив этот урок, герой во всем сознается. К его изумлению, отец обрадован: у него появилась надежда, что сын больше не будет врать. И когда в доме появляется учитель со вторым дневником героя, в словах отца чувствуется и любовь, и глубоко запрятанная отцовская гордость:
Об этом дневнике я уже слышал лично от моего сына. Он сам признался в этом поступке.
Урок получен героем на всю жизнь: он дает себе слово всегда говорить правду. Легко и ненавязчиво звучит последняя фраза:
Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно.
В каждом рассказе мы слышим голос автора, которому больно видеть разобщенность, царящую в семье, неравную любовь бабушки к детям (и мы сочувствуем нескладной некрасивой Лелище, которую балуют куда меньше, чем хорошенького Миньку). Каждая из всех этих детских справедливых и несправедливых историй, даже и не понятая в детстве, оборачивается нравственным уроком для взрослого героя-рассказчика. Этот жизненный опыт автор и пытается передать читателю.
И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и не ударил того, кто слабее меня.
Или:
И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской привычке, думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли я, не надул ли кого-нибудь».
Десятилетия спустя задумывается герой-рассказчик о том, почему его сестра в детстве пыталась обмануть родителей («Через тридцать лет»), и едет через всю страну, чтобы загладить несправедливость, которую ей приходилось терпеть. Брат и сестра, вечно ссорившиеся в детстве, осознают, как сильно они любят друг друга. И это позднее признание тоже очень важно для его сегодняшнего опыта. Не в этих ли рассуждениях Зощенко подходит к важнейшей своей мысли, когда он начинает понимать, что путь к «самому главному» продолжается всю жизнь, что стать хорошим очень трудно, но к этому надо всегда стремиться. Доброе и грустное звучание этих рассуждений точно уловил С.Я.Маршак. Он увидел здесь сходство с Хансом Кристианом Андерсеном, «мастером поэтической морали и моральной поэзии». Давно уже кануло в лету постановление Центрального комитета партии о журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 года, которым два писателя — Анна Ахматова и Михаил Зощенко — были отлучены от литературы как несоветские писатели. Но историю забывать нельзя, и в знак особого уважения к литератору, отличающемуся чистотой нравственного чувства, прочтите его рассказ «Приключения обезьяны» (1943), давший повод для травли замечательного писателя М. М. Зощенко.
Вопросы и задания 1. В чем различие книг М. М.Зощенко «Умные животные» и «Хитрые и умные»? 2. Какими рассказами подводит Зощенко читателя к пониманию «самого главного» в жизни человека? 3. Какие разные характеры детей возникают в «Смешных рассказах»? 4. Объясните смысл названия «Золотое слово» из цикла «Леля и Минька». Попробуйте определить, в чем заключается дидактичность рассказов из этого цикла и почему она легко воспринимается читателем.
Глава 8. Русская детская литература второй половины XX века
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.007 с.) |