Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Черная курица, или Подземные жители» Антония ПогорельскогоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В истории русской словесности место писателя Антония Погорельского (Алексея Алексеевича Перовского, 1787— 1836) по праву определено как первое во многих областях. Он был автором первой в русской литературе фантастической повести, создателем первой в отечественной литературной классике прозаической сказки для детей, первым в России популяризатором творчества немецкого романтика Гофмана. Самое известное произведение писателя — «Черная курица, или Подземные жители. Волшебная повесть для детей» (1829) — появилось в России тогда, когда не было еще сказок А.С.Пушкина, В.А.Жуковского и А.П.Зонтаг, не писал для детей и юношества В.Ф.Одоевский, не размышлял о детских книгах и детских писателях В.Г.Белинский. Погорельский дал первый в национальной литературе образец повести о Детях и для детей, написанной простым русским языком. В мир сказочной повести вошел быт современного города, дома, семьи, судьба реального ребенка — воспитанника пансиона, неукрашенно-точное воссоздание его переживаний и поступков. Серьезное событие реальной жизни самого Перовского — пребывание в Московском университете. Писатель получил образование за два года и два месяца, окончив знаменитое учебное заведение с двумя научными степенями — доктора философских наук и доктора словесных наук (1807). До этого он — побочный сын графа А.К.Разумовского, министра народного просвещения, внук К. Г. Разумовского — президента петербургской академии наук — получил блестящее домашнее образование. На трех языках Перовский прочел три лекции, посвященные естественнонаучным проблемам: сказочный успех был добыт напряженнейшим трудом ума. «Не для того вам дан ум, чтобы вы во зло его употребили», — любил повторять писатель и следовал этому принципу всю свою жизнь. Занимаясь воспитанием маленького сына своей сестры, будущего известного русского поэта А.К.Толстого, которому была посвящена «Черная курица», проявлял строгость, но справедливость. В начале 30-х годов XIX века помог юноше опубликовать первое стихотворение, но рядом поместил объективную критику на него. В 1825 году был назначен попечителем Харьковского учебного округа, в 1826 году стал членом комитета по устройству учебных заведений Петербурга. Подготовил записку «О народном просвещении в России» и написал сказочную повесть о мальчике, который совершил серьезную ошибку, трудному учению предпочтя готовое знание.
Ум для писателя не означал чрезмерный интеллект и излишнюю серьезность. В искусстве и литературном быту Погорельского отличала склонность к мистификациям — намеренному введению в обман и заблуждение. Тяга ко всему чудесному, выходящему из обыкновенного порядка, его не пугала: с легкой руки Погорельского появился в отечественной прозе такой персонаж, как двойник («Двойник, или Мои вечера в Малороссии»). Писатель отыскал этот образ, как и само понятие (доппель), в творчестве Гофмана, но перетолковал свободно. Фантастика не вносит в повести Погорельского ни стихию хаоса, ни атмосферу карнавала. Четкие границы между действительностью и реальностью в них не потеряны. Добро и зло, грешное и праведное ясно различимы во внутреннем мире произведений писателя, а финалы соотносимы с концовками волшебных фольклорных сказок («Лафертовская маковница»). Странное и важное в этом случае приравнивается к обычному и незначительному («Черная курица, или Подземные жители»), зло исчезает как наваждение или сон, и у читателя «русского Гофмана» остается ощущение доброго чуда. Сюжетные чудеса в «Черной курице» изображаются так, как их может себе вообразить ребенок. Бурная реакция десятилетнего мальчика на историю со спасением курицы Чернушки сменяется полузабытьем Алеши. В чуткой грезе персонажа повести пережитые события и знакомые лица предстают в фантастическом освещении. Подземные путешествия герой совершает во сне, и открывшийся ему сказочный мир можно воспринимать как сновидение. Но граница волшебных снов и реальной яви автором внезапно нарушается. Появляется сказочный предмет, переходящий в мир действительности и при этом сохраняющий свои волшебные свойства. Подарок короля гномов — конопляное семечко — способно творить чудеса в повседневном школьном быту: благодаря ему Алеша получает возможность всегда знать уроки, не уча их. Так рождается своеобразный вариант романтического двоемирия, в котором смешение реального с чудесным не ставит под сомнение ценности идеального порядка. Писатель отстаивает безусловную значимость доброты, скромности, благородства, самоотверженной верности дружбе и мечте. Рассказанная им история вполне могла бы развернуться без содействия сказочной фантастики. Но свою художественную мистификацию на основе видения (чего-то, возникшего в воображении) Погорельский хорошо приспосабливает к детскому восприятию. Ведь только душевная чистота ребенка открывает доступ в мир сказки, в мир идеала.
Когда же звучат прощальные слова Чернушки и сказка на наших глазах разрушается, постигается громадность утраты, побудившая романтиков называть детство потерянным раем. Гофманиану Погорельский открывает как плодотворную литературную традицию, приближенную к домашнему обычаю «сказывания» на ночь, бытовавшему на Руси с древнейших времен, а маленькому человеку его «пользу» показывает не путем нравоучений, но «принятым» для него способом: без излишнего дидактизма, характерного для ранней русской детской литературы. Герой «Черной курицы» «умненький, миленький» Алеша — образ явно автобиографический. Со знанием дела пишет в произведении Погорельский о том, что родители Алеши, «жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед». Мальчика здесь любят и ласкают. Но от взгляда всезнающего автора не укрывается, как Алеше «часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно». Одинокими вечерами герой повести увлекается чтением волшебно-рыцарских романов, интерес к которым порожден не только недостатком общения со сверстниками, но и нормальной потребностью любого ребенка, даже благополучного, в идеале — в чем-то чудесном, героическом, захватывающем. Прочитав несколько таких книг, главным средством разрешения жизненных несоответствий Алеша начинает считать волшебство, а спасительницей от одиночества — фею. Вот как представляется мальчику роль доброй волшебницы в его судьбе: она «явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия». На границе подземного царства, по представлению мальчика, должны стоять именно рыцари. В повести Погорельского они выполняют функцию, какую в волшебной фольклорной сказке несут в себе Баба-яга и Кощей Бессмертный: охраняют, стерегут проход в тридесятое царство, в мифологии — царство мертвых. «Кощей» («Кащей») в переводе с тюркского означает «пленник». Поначалу Алеше кажется, что, избавившись от скучных учебных обязанностей, он добьется успеха. На поверку герой попадает в плен собственной неразумности. Владение чудесным предметом не приносит ему истинной пользы: ни знаний у него не прибавляется, ни характер не улучшается. А когда семечко пропадает, Алеше и вовсе приходится туго. Ему грозит наказание, если он не признается, как ему удается в короткое время наизусть зазубривать по двадцать страниц. Традиционное сказочное испытание оборачивается экзаменом на нравственную зрелость. И герой не выдерживает проверки: совершает предательство, выдавая чужую тайну. Король со своим подземным народом вынужден отныне переселиться далеко от здешних мест. Курица-министр Чернушка осужден носить золотые цепи, сковавшие его руки. И все это по вине Алеши.
Повесть заключает в себе нравственный урок: с юности, с детства каждый человек несет ответственность за свои поступки. Ребенок должен научиться осознавать последствия своих действий, избегая поступать дурно, необдуманно. Однако в процессе взросления ребенку нужен руководитель, и не воображаемый, а реальный. И общими усилиями, быть может, придется пережить настоящую жизненную драму, чтобы понять: жизнь сложнее сказки, и нужно начинать с исправления самого себя. Прощаясь с Алешей навсегда, министр говорит:
Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде.
Свои сочинения Перовский считал педагогическими. В каждом из его произведений герой поставлен в ситуацию нравственного выбора. Писателю хотелось, чтобы родители читали детям его книги и обсуждали их, беседовали с детьми о мире, в котором живут.
Вопросы и задания 1. Почему свои произведения Погорельский считал педагогическими? 2. В чем смысл названия сказочной повести Погорельского?
Сказки В.Ф.Одоевского Для развития специальной детской литературы, в особенности сказочной, много сделано крупнейшим прозаиком XIX века Владимиром Федоровичем Одоевским (1803— 1869). В начале своей деятельности князь Одоевский был близок к декабристским кругам, но после поражения восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года вынужден был бежать из Петербурга, уничтожив бумаги, компрометирующие единомышленников. Друг А.С.Пушкина, он публиковался в журнале «Современник». Совместно с декабристом В. К. Кюхельбекером издавал альманах, названный по имени древнегреческой богини памяти «Мнемозина». Будучи человеком разносторонних интересов, пропагандировал гуманистические идеалы просвещения, достижения науки и общественной жизни, и в историю отечественной культуры вошел как писатель, как философ, теоретик музыки, ученый-экспериментатор. В княжеском особняке на Миллионной улице он устроил специальный кабинет для химических и физических опытов, в которых принимали участие его друзья. Крупный государственный и общественный деятель, Одоевский одним из первых осознал необходимость филантропии. Его авторитет покровителя нуждающимся укрепился благодаря организации детских приютов, больниц и училищ для бедных, организации издания первого русского журнала для крестьян. Вклад писателя-педагога в детскую словесность трудно переоценить. Свою книгу «Наука до наук» Одоевский посвятил основным принципам детского воспитания. В педагогическом трактате писатель с восторгом отзывается об особенностях «свежего, не испорченного никакой схоластикой детского ума», называя детей своими лучшими воспитателями. Настоящим открытием писателя является утверждение, разительно отличающее педагогическую концепцию Одоевского от большинства господствовавших тогда в России теорий: «Дитя — отъявленный энциклопедист, подавайте ему лошадь всю, как она есть, не дробя предмета искусственно, но представляя его в живой цельности, — в том вся задача педагогики». В ребенке Одоевский стремится видеть прежде всего человека и в этом следует за В. Г. Белинским. В качестве главной задачи детской литературы писатель ставит необходимость вызвать к жизни любопытство детей, привести в движение орудие их мышления, мыслить «любовно».
Этим даром Одоевский обладал и сам, видимо, унаследовав его от родителей. Отец, князь из рода Рюриковичей, и мать, крепостная крестьянка, состояли в браке не равном, но сказочно счастливом. Возможно, поэтому основным жанром литературного творчества Одоевского для детей стала сказка. Русским детям он был известен под псевдонимом «дедушка Ириней» и полуфантастическим именем «Ь, Ъ, Й», представляющим конечные буквы его полного титула в дореволюционной орфографии: князь Владимиръ Одоевский. Самые известные — «Пестрые сказки» — Одоевского целостным сборником были опубликованы в 1833—1834 годах. Нашу романтическую литературу тогда охватила «эпидемия сложения сказок». Книга писателя стала одним из первых циклов сказочных произведений, появившихся в отечественной словесности, к тому же прозаических, а не стихотворных. Образ повествователя «Пестрых сказок» — Иринея Модестовича Гомозейки — опирается на традиции Пушкина и Гоголя. В творчестве Одоевского эта литературная маска приобрела принципиальное художественное значение: автору необходим персонаж, выступающий посредником между ребенком и взрослым. В 1838 году писатель издает «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», а в 1847 году выходит в печати «Сборник детских песен дедушки Иринея». Оригинальные сказки Одоевского скорее соответствуют пониманию жанра в литературной теории и практике, современной писателю, чем нынешнему толкованию термина. Это произведения малой повествовательной формы фантастического или философского содержания, близкие к сказу. На самом деле в их круг у Одоевского попадают произведения с различными жанровыми основами. Во-первых, собственно сказки — эпические литературные тексты, написанные на фольклорный сюжет: «Мороз Иванович», «Разбитый кувшин», «Сказка о четырех глухих». Фантастика как необычное с бытовой точки зрения содержание необходима в них для тех или иных идейно-художественных целей автора. Во-вторых, это новые модификации жанра — сказки философские и научно-художественные: «Городок в табакерке», «Червячок», «Анекдоты о муравьях», «Два дерева». В популярной форме в этих произведениях дается строгая научная информация о мире. В-третьих, это рассказы и повести с элементами неправдоподобия: «Бедный Гнедко», «Сиротинка», «Отрывки из журнала Маши», «Серебряный рубль».
В изображении ситуации и событий здесь проглядывает стремление Одоевского-просветителя доказать пользу знания («Столяр») и милосердия к ближнему («Шарманщик»). И самую большую часть прозаического сказочного наследия Одоевского составляют сказки-притчи, т.е. иносказательные рассказы с нравоучениями: «Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту», «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем», «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в Светлое Воскресенье поздравить своих начальников с праздником», «Житель Афонской горы», «Необойденный дом». Творческая манера Одоевского как детского автора сложилась на основе глубоких теоретических изысканий писателя в области психологии. Важным свойством детского возраста прозаик считал способность воображения ребенка «отлетать» от действительности в мир мечты, грезы, фантазии. Потому неотъемлемый элемент его фантастической прозы — сон. В романтических повестях той поры и рассказах для взрослых прием грезы был типичен. Одним из первых Одоевский стал широко использовать его в произведениях о детях и для детей, узаконив в качестве жанрообразующего приема детской сказки. В грезах героев его произведений часто реализуются самые потаенные потребности души и сердца («Серебряный рубль»), разворачивается игра с внешним миром, устанавливающая творческую власть над ним («Игоша», «Реторта»). В предисловии к детским сказкам, сохранившемся в бумагах писателя, Одоевский писал о своем особенном понимании задач сказки. По его мнению, сказки пишутся главным образом для того, чтобы возбуждать внимание и любопытство детей. Всех детей Одоевский делит на «проснувшихся» и «непроснувшихся». «Непроснувшиеся более, чем спят, ничто таких детей не интересует. Дело воспитателя найти средство, которое могло бы отвратить их ум от грез к какому бы то ни было предмету действительного мира». Чтобы ненароком перевести ум ребенка на другое, надо начинать с его грез. Уходя от пустого мечтательства, дитя тогда исподволь вовлекается в серьезное познание окружающего мира, и по форме это знание может оставаться грезой, а по сути становиться исследованием, например устройства механизма музыкальной шкатулки («Городок в табакерке»). Лучшим литературным материалом для этого Одоевский считал сказки Гофмана: они с интересом читаются даже «непроснувшимися» детьми. «Проснувшиеся» — это дети, полные интереса. Так как же сделать интерес первых устойчивым, а интерес вторых расширить? Одоевский пытался найти ответы на эти вопросы. Самым известным произведением Одоевского для детей является сказка «Городок в табакерке». Она начинается с того, что мальчику Мише папа подарил музыкальную шкатулку в виде маленькой коробочки — табакерки. Когда пружинка была взведена, городок под названием «Динь-Динь» оживал: по небу шло солнце, а когда оно скрывалось, ставни затворялись и вспыхивали звезды. При этом играла музыка. Мише так понравился подарок, что он захотел войти в этот городок и узнать его устройство. Это Мише, конечно же, удается сделать во сне. Там он знакомится с обитателями городка: колокольчиками, молоточками, пружинкой. Однако любопытный мальчик ненароком ломает чудесное устройство... Как хорошо, что это всего лишь сон, и, проснувшись, можно вновь любоваться городком в табакерке. Неисповедимых путей передачи полезного знания художественным образом искал сам писатель в научно-популярных сказочных Произведениях для детей и юношества, приучающих растущего человека приобретать житейский опыт, т.е. смотреть, проверять, анализировать.
Вопросы и задания 1. В чем состояло новаторство Одоевского в развитии традиций сказочного жанра? 2. Какие особенности внешнего облика и поведения персонажей «Городка в табакерке» соответствуют месту каждого в сказочном мире технического механизма, творящего музыку? 3. По какому признаку В.Ф.Одоевский делил детей на «проснувшихся» и «непроснувшихся»?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 2424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.151 (0.018 с.) |