Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэзия для детей середины XX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С начала 60-х годов XX века возник необычайный интерес к поэзии для детей. Поэзия сделала много: она открыла страну Вообразилию, она продолжала убеждаться в безграничных возможностях Слова, она все больше приближалась к авангарду, шутке, нонсенсу, перевертышу. Прежде чем отправиться в страну Вообразилию, Б.В.Заходера, биолога по профессии, конечно, тянет показать многих и многих обитателей земли, и в первую очередь неугомонную веселую жизнь школы: ей он посвятил цикл стихотворений «На задней парте». Герои этого цикла, два друга, Вова и Петя, как и многие их сверстники, не всегда учат уроки. А если, скажем, Петька и выучил урок, «сделал, не жалея сил!», увы, именно в этот день его и не спросят («Не везет»). А может быть и так: в самый разгар игры «Морской бой», во время урока, когда уже так близка победа одного, когда вот-вот на дно пойдет линкор другого, вдруг раздается:
— Курс на доску, адмиралы!..
И полный юмора конец стихотворения:
Часто терпит пораженье Самый храбрый адмирал, Если место для сраженья Неудачно он избрал!
Заходер удивительно точно угадал заветные желания многих девочек и мальчиков («Петя мечтает»), мечтающих, чтобы каким-то волшебным образом все делалось само собой:
...Если б мыло Приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло — Хорошо бы это было!
Поэт любил придумывать самые разнообразные азбуки. Первой из многочисленных его азбук стала «Буква "Я"». Уже в этом своеобразном стихотворении проявилось его мастерство в игре буквами, слогами, гласными, согласными. Вся эта грамматика, каждый звук, каждая буква приобретали свои особенности, свой характер:
— Тише, буквы! Стыдно, знаки! — Закричали Гласные. — Не хватало только драки! А еще Согласные!
Выслушав нелепые претензии буквы «Я», «Буквы тут переглянулись, все — буквально — улыбнулись». Как будто бы назидательное по характеру, но построенное на веселой игре (его можно разыгрывать как маленький спектакль) стихотворение достигает своей цели, убеждает растущего человека в том, как необходимо быть скромным и как смешно выглядит желающий видеть себя на первом месте. Его другое стихотворение об азбуке — «Мохнатая азбука» — отличается тем, что поэта не так уж интересует внешний «портрет» героя, ему больше хочется сказать, какие разные все в этом «мохнатом» царстве. Необыкновенным, очень симпатичным покажется нам нрав жирафа, которого боятся даже львы:
Но не вскружил такой успех Жирафу головы...
А вот совсем иное существо, и о нем автор пишет без всякого снисхождения:
Давно я не встречал ГАДЮКИ. И что-то не скучал В разлуке!
Со всей горячностью он защищает безобидную зверюшку, которой просто не повезло с наружностью:
Люди бедняжку назвали — «ЕХИДНА». Люди, одумайтесь! Как вам не стыдно?!
И о каждом поэт скажет свое, подчеркивая в первую очередь «человеческие» особенности своего героя. Сколько нового открыл Заходер своими прекрасными переводами книг А. Милна «Винни-Пух и Все-Все-Все» и Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Как много говорит его «Песня игрушек»! Поэт уверен, что не только дети любят игрушки, но и игрушки любят детей. Все дело в том, что дети не замечают обид, которые они наносят игрушкам, а вот игрушки все прощают детям.
Оттого-то, наверно, НЕ ВСЕ замечают, Как игрушки страдают, Тоскуют, Скучают... Оттого что не знают (И знать не хотят!) Как мы верно и преданно любим ребят.
И наконец, мы попадаем в страну Вообразилию, которая не обозначена ни на одной географической карте и о ней ничего не сказано даже в книгах знаменитых ученых и путешественников. А между тем
В моей Вообразилии, В моей Вообразилии Болтают с нами запросто Настурции и лилии; Умеют львы косматые Скакать верхом на палочке, А мраморные статуи Сыграют с вами в салочки!
В этой стране еще и не такие чудеса и приключения случаются, но как добраться туда? Оказывается, попасть в эту страну совсем несложно:
Она ведь исключительно Удобно расположена!
Путь туда открыт каждому, кто наделен воображением и фантазией, кто умеет мечтать. Также близко находятся «Леса-чудеса» Г.Сапгира (1928— 1999). Лес кажется нам знакомым, но есть в нем что-то совсем необычное:
Там чащу хвостом Подметает лиса, Чтоб чистыми были Леса-чудеса.
Леса эти окутаны особым теплом и светом, и поэтому, чтобы сохранить этот добрый мир, тем, кто идет туда с «пистолетами, рогатками и пушками»,
Вход в эту сказку Закрыт навсегда!
Сапгир играет, шутит со словом: он берет одно слово и делит его на два слога — каждый слог ничего не значит, но сложенные вместе, они создают ощущение неожиданного чуда:
Что за ЛИ? Что за МОН? В звуках нету смысла. Но едва шепнут: «ЛИ-МОН», Сразу станет кисло.
Примером замечательного перевертыша стало его стихотворение «Людоед и принцесса, или Все наоборот». Людоед страшно хочет скушать принцессу, но это ему никак не удается: то принцесса слишком прекрасная, а погода невозможно ужасная, то все наоборот: так и кончается легенда ничем для бедного людоеда. Поэзия конца XX века проявляла все больший интерес к обогащению словаря читателя. Здесь можно говорить об особой роли, которую сыграл А.А.Шибаев (1923— 1979). Совершенно обойденный вниманием, не указанный ни в одном учебнике, ни в одной хрестоматии, он должен быть возвращен всем тем, кто учит детей языку. Он создал книгу «Язык родной, дружи со мной», состоящую из многих разделов: «Точка, точка, запятая», «Взялись за руки друзья», «Ох уж эта грамматика», «Озорные буквы». По существу, он сочинял стихи 6 родной грамматике и учил детей обыкновенной русской речи посредством речи поэтической.
Точки, палочки, крючки — Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения.
Вот, к примеру, как объясняет он разницу между запятой и точкой. Запятая
Выйдет на дорожку — всем подставит ножку!
Иначе ведет себя точка:
Загораживает путь, предлагает отдохнуть.
Так же изобретательно и весело автор дает представление о том, что мы встречаем в каждой книге: вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, тире, скобки. К примеру, кавычки: Всегда подслушать норовят то, что другие говорят...
Поэт напоминает нам:
Язык — и стар и вечно нов! И это так прекрасно — В огромном море — море слов — Купаться ежечасно!
Особенную независимость завоевала себе словесная игра в поэзии И.П.Токмаковой (род. 1929). Слово у нее вырывается на свободу, творит свой мир, уходит от привычных понятий. Понятны назначения ложки, тряпки, шапки. И вдруг возникает новое слово «плим», завоевывая себе сразу огромную популярность:
Вот прыгает и скачет Плим, плим, плим! И ничего не значит Плим, плим, плим.
Токмакова играет словом разнообразно, а подчас и в целях назидания. Ее стихотворения это не только игра в звуковую путаницу: «На помощь! В большой водопад / Упал молодой леопад!», и хотя все здесь не выходит «впопард», мы не забываем о первой строчке и другого стихотворения — «Крокодилы»: «Прошу вас, не надо съезжать / по перилам! // Вы можете в зубы попасть / крокодилам». Все дети точно знают, что гномов нет, но автор будет продолжать игру, и каким скучным покажется день, если гном не придет и не напомнит о том, что надо мыть уши! Токмакова зовет слушать голоса природы. С помощью поэтического «маг-нитофончика» она передает то, о чем говорят листья, травы, цветы («Разговоры»). Очень часто в явлениях природы у нее возникают интереснейшие сопоставления разных миров — мира природы и мира человека:
Дуб дождя и ветра Вовсе не боится, Кто сказал, что дубу Страшно простудиться?
Строчки о выносливости, о закаленности дуба, конечно, вызывают ассоциацию, связь с характером человека («Дуб»). Столь же и поэтичны, и характерны строчки («Сенокос»):
Сенокос, сенокос, Луг остался без волос!.. Как прическа эта Хороша для лета!
В ее стихах возникает этическая тема: мальчик ждет обещавшего прийти и обманувшего друга. Какой отчаянный аргумент выдвигает мальчик: «Но он же совсем взрослый — / Не мог он неправду сказать!». Еще более сильно этическая позиция звучит в полных негодования словах: «Я ненавижу Тарасова: / Он застрелил лосиху...». Книга «Весело и грустно» создает обаятельный образ героя. Лирической интонацией наполнена поэзия Я.Акима (род. 1923). Его «Песенка у окна» — свидетельство того, как нужны людям стихи, музыка, радость. Песенка собирает массу слушателей:
Погляди-ка: толпа у окна — Видно, музыка наша слышна, Люди с ней остаются и не расстаются, Им песенка тоже нужна.
Так же увлекательны и его «Улица», и «Пишу тебе письмо», и «Весело мне». Как много могут выразить всего четыре строчки, но сказанные с такой доверительной детской интонацией:
Мама! Так тебя люблю, Что не знаю прямо! Я большому кораблю Дам названье «МАМА».
Добрый теплый мир открывается в стихотворениях Эммы Мошковской (1926— 1981). Ее «Дедушка Дерево» обладает такими волшебными руками, что готов протянуть их всем бесчисленным обитателям леса. Ее герои — маленькая речка, воробышек, смелый путешественник — проявляют отвагу и мужество:
Ямы пойдут, овраги, камни пойдут, коряги, может и зверь случиться!
Как удивительно звучит ответ речки:
Я ему дам напиться!
Полнее всего суть поэзии Мошковской выражена, вероятно, в стихотворении «Жил на свете один человечек». Человечек хотел построить себе домик, но у него было мало для этого материала. Зато какую щедрую помощь он получил от природы: «Небо крышу ему подарило, / стеной оказался лесок...». Его маленький домик открыт для всех: для солнца, для птиц и зверей, и Мошковская доброй шуткой кончает стихотворение: «Хорошо, что на крепкие двери, / Не хватило на двери досок!». Свои неповторимые сюжеты находит в поэзии для детей Юнна Мориц (1937). Ее «Резиновый ежик» приобрел огромную популярность потому, что свою доброту, свое хорошее настроение: «Небо лучистое, / Облако чистое...» он готов передать всему окружающему миру:
...Божьей коровке, Цветочной головке Вежливо кланялся еж.
Для ее стихотворений характерен прием перевертыша, который, как писал Корней Чуковский, задает ребенку мыслительную работу:
Вышел месяц молодой, Небо кажется водой, Туча кажется волной, Месяц — лодкой деревянной.
Эти удивительные чудесные перемещения, когда все меняется местами, но остается знакомым, заставляют ребенка задуматься: «До чего же всё похоже! // Значит, я, наверно, тоже / На кого-нибудь похож!». Сколько же в результате возникает ассоциаций! («Что на что похоже»). Ее стихотворение «Дом гнома, гном — дома» создает атмосферу доброго, гостеприимного дома, но всю прелесть ему придает то, что попеременно верх становится низом, а низ верхом. Ю. Мориц не устает шутить: заразительно буйное озорство Веселой лягушки: «Вверх дном ее избушка / Стояла, бре-ке-ке». Это озорство отделяет ее от ее сверстниц, Унылых лягушек, и сколько бы ни прошло лет «Как вспомнит, что с ней было, — / Хохочет, бре-ке-ке!» («Веселая лягушка»). Автор приглашает к общему безудержному веселью всех на свете зверюшек в стихотворении «Попрыгать-поиграть». Ее мастерство словесной игры проявляется и в «Малиновой кошке», и в «Букете котов», в истории про избалованного мальчишку, который ни за что не хочет засыпать (стихотворение «Это — да! Это — нет!»):
Кататься верхом на слоне — это да! Слоняться верхом на коте — Это да! Верхаться на слонокоте — Это да! Но спаться уже никогду не пойда!
Мастерством перевертыша, словесной игры отличаются стихи Эдуарда Успенского (род. 1937): в его «Смешном слоненке» никак не поймешь, кто же герой — то ли слоненок, то ли крокодильчик, никак не найдешь ни его улицу, ни его дом, и все события кажутся такими эфемерными! Весь построен на игре его «Птичий рынок», где папа с сыном сделали массу покупок, но одним решением «не пускать» мама перевернула такое прочное построение из покупок папы и сына. Но самый смешной перевертыш — в его стихотворении «Про объявления». Стоило наборщику выронить набор, «Смешались в объявлениях / Слова и предложения. // И в этих где, когда, зачем / Произошел сыр-бор». Фантазия Успенского в этом «сыр-боре» безгранична. Автором блестящих перевертышей и словесной игры, заключенной чаще всего в миниатюре, был Валентин Берестов (1928 — 1998). Вот, например, его стихотворение «Картинки в лужах»:
В лужах картинки! На первой — дом, Как настоящий, Только вверх дном.
Вверх дном и небо, и ветки, и дерево. Все это кажется ребенку настолько настоящим, что он доверчиво устремляется навстречу чудесам. Тем более неожиданным, забавным выглядит конец его «путешествия»:
А на четвертой Картинке Я промочил Ботинки.
Его миниатюры «Снегопад», «Петушки» и «Мяч» стали классическими:
Бьют его, а он не злится, Он поет и веселится, Потому что без битья Нет для мячика житья.
Поэзия конца века говорила и о вещах серьезных. Пренебрежительное отношение, непонимание каких-то явлений природы в ответ на ее щедрость к людям так выразительно звучат в «Лопухах» Новеллы Матвеевой (род. 1934). В стихотворении «Пони» автор всматривается в детство и убеждается, что в мальчике, бьющем пони, угадывается будущий взрослый человек — жестокий и безжалостный. Ее слова полны боли и отчаяния:
— Мальчик, не смей! — кричу я. — Мальчик не бей, — кричу я, Мальчика, бьющего пони, Остановить хочу я.
В поэзию конца XX — начала XXI века вошла плеяда новых авторов — О.Григорьев, М.Яснов, С.Махотин, В.Лунин, Тим Собакин, А.Шевченко, М.Бородицкая, Гр.Кружков, А.Усачев. Продолжая веселую карнавальную шутку, Андрей Усачев (род. 1958) втягивает в веселую игру заодно бабушек и дедушек («Эй, бабушки и дедушки!»), и происходят чудеса:
В сугроб ныряет бабушка Вся скрюченная, с палочкой, Обратно скачет бабушка, Как внучка, со скакалочкой.
Словесная игра, неудержимая фантазия, стремление проникнуть в неведомый таинственный мир слова, обозначающего предмет, — все это «спрятано» в «Шкатулке» Усачева. Сколько возможностей открывает автор в одном только названии стихотворения! Что спрятано в ней? Шкатулка становится хранительницей несметных сокровищ, она вырастает в целую шкатульную страну, внутри которой устраивается и сам поэт:
Захлопнул крышку и стучит, Не покладая рук: Шкатулка — это штукалка... Тук-тук-...тук-тук...тук-тук.
Поэзия Тима Собакина предлагает другие устремления: сблизиться с природой, постичь ее тайны, «пожить красивой Ромашкой, дружить со слабой букашкой» («Желание»), быть понятым Гусем, Скворцом. Он сам, Тим Собакин, ведет переписку с Коровой и урок любви к Родине получает от животных. Но если у Берестова «петух петушится», у М.Д.Яснова (род. 1946) возникает законный вопрос: выходит, «лягушка лягается»? Загадок язык задает так много, что это дает повод поэту для бесконечной игры. Страсть обыгрывать слово проявляется во многих его стихотворениях: оказывается, маленьким удодиком быть «удоднее всего». Словесная игра, озорство проявляются в стихотворении «Про мамонтов», где все оборачивается увлекательной игрой, где мамонты предстают симпатичным семейством: налицо и мамонт, и папонт, и бабонт, и дедонт, и внучонт. В озорном мире Яснова есть и считалки, и дразнилки, и приставалки, и докучные стихи, где действительно много «удодовольствия», но главное — во всех его шутках царит слово. Поэт забавляется и играет, он водит дружбу с предметами на своем пути, с теми, кто идет по его дороге («Чудетство»):
Спешит Торопинка под каждым окном, Зовет нас глядеть-наглядеться: Что там за окошком? Чу!.. Детство!
Вопросы и задания 1. Где находится и чем отличается страна «Вообразилия», и как можно в нее попасть? 2. Назовите удивительные существа, которыми населена страна «Вообразилия». 3. В стихотворениях каких поэтов особенно ярко проявляют себя приемы нонсенса, шутки, перевертыша? 4. В стихотворениях каких поэтов главным приемом становится игра? 5. Обратите внимание на книги поэта, где оказываются связанными между собой поэзия и грамматика. Глава 9. Зарубежная детская литература конца XIX — XX века
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.63 (0.011 с.) |