Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дети и время в произведениях А.П.ГайдараСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Крупным явлением в детской литературе 20 — 30-х годов XX века стала проза Аркадия Петровича Гайдара (настоящая фамилия Голиков) (1904— 1941). Начиная с первой повести для детей «РВС» (1926) и кончая сценарием «Клятва Тимура» (1941), каждой повестью, рассказом, очерком Гайдар откликался на события сегодняшнего дня. По-существу его творчество стало летописью этих двух десятилетий. Первые повести Гайдара посвящены гражданской войне: он был ее участником, оказавшись на фронте, когда ему было всего 14 лет. Война многому его научила, сделала взрослым бойцом, но первые, почти детские впечатления, тоже остались навсегда в сознании. Характерно звучит его признание:
Вероятно, потому что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно все начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел все же немало.
Да, Гайдар с неиссякаемым интересом следил за жизнью страны, за тем, как она менялась. Гайдар доверяет своему читателю: писатель уверен в том, что с детьми можно говорить открыто на самые серьезные, казалось бы, не детские темы. Такой повестью стала «Голубая чашка» (1936) — самая лирическая книга писателя. Очень верно сказал о ней писатель Лев Кассиль. В этой повести он заметил «как бы несколько разных слоев глубины. Чем взрослее читатель, тем дальше и глубже может он заглянуть в замысел гайдаровского рассказа». Для маленького читателя откроется лишь зеркальная поверхность картины «пленительных странствий отца и дочки Светланы». Более старший читатель «сквозь хрустальное строение рассказа разглядит его до дна, уловит его подводное течение...». «Пленительные странствия» папы и дочки длятся всего один день, но как много они успевают увидеть, сколько встретить людей. Они разбирают чужую ссору, и Светлане удается рассудить всех по справедливости. Перед ними открывается разнообразная большая трудовая жизнь людей. Они попадают на чудесную поляну, где Светлана сочиняет песню, которая так хороша, что ее «молча и торжественно выслушали... высокие цветы и тихо закивали Светлане своими пышными головками». Неожиданно они попадают в глубокое болото, и папе приходится не на шутку испугаться за Светлану. Но вот трудности позади, приходит пора отдыха и серьезных разговоров: вопросов Светланы и ответов папы. А спросить у Светланы есть о чем. Ведь все путешествие началось с того, что дочка и папа обиделись на маму Марусю, и причина для обиды у каждого своя и для каждого очень настоящая. Светлану обвинили в том, что она разбила любимую мамину голубую чашку, да еще велели идти спать, когда они с папой прикрепляли вертушку на крышу. Разве это не повод для обиды? Но у папы совсем другая причина для обиды на маму. Вместо того чтобы проводить время на даче вместе, втроем, мама уезжала в город, потом к ней приходил знакомый летчик, и она как будто совсем забыла о своих близких. Грустные чувства поселяются в душе у папы, ему кажется, что Маруся о нем не думает, а может, даже и разлюбила. Разве это не повод уйти из дома и, как кажется папе, уйти навсегда! Конечно, первой о том, что пора вернуться домой, задумывается Светлана, и именно ей, шестилетней девочке, писатель доверяет так же тонко, как в ссоре играющих детей, разобраться в душевном состоянии папы. Она уже давно не сердится на маму, и ей давно кажется, что оттуда, из дома, идут какие-то сигналы, зовущие их вернуться. Неожиданно на ветку около них спускается серый чиж и словно для них что-то зачирикал. У Светланы нет сомнения: «Это знакомый чиж», это он за ними прилетел. Но папа никак не хочет с этим согласиться: он хочет убедить девочку в том, что «у того чижа на хвосте не хватает перьев» и что тот чиж потолще и чирикает он совсем другим голосом. Конечно, папа это говорит сгоряча, и в ответ на его несправедливые слова «сердито чирикнул серый чиж», и ни один цветок не качнулся и не кивнул головой. Проходит время, и неожиданно над ними промчался самолет. И опять Светлана убеждена: это тот самый летчик улетел. И опять папа возражает дочке, и тогда маленькая Светлана своим чутким сердцем начинает понимать, что надо найти какие-то более убедительные для папы доводы. Путь ее ведет к разговору самому сокровенному, к вопросам о том, как и когда началась дружба папы и мамы. И по ходу трагического и одновременно лирического рассказа папы становится ясно им обоим, что не может из-за каких-то пустяков уйти, разрушиться такая большая любовь. И теперь Светлана находит такие доводы о том, что мама по-прежнему любит папу, против которых он никак не может возразить. Но ведь кто-то разбил голубую чашку? Что-то произошло, что вызвало такую обиду, боль и даже ревность у папы? В этой удивительной повести Гайдар пишет о том, о чем в современной детской литературе никогда не писали. Повесть говорит о том, что жизнь далеко не проста, в ней бывают и страдания, обиды и горе, но все нужно определять по самому главному для человека. В ходе повествования Гайдар лишь мельком пишет о Марусе (хотя ее сильный и прекрасный облик раскрывается в рассказе папы), подробнее он говорит о папе. Но главная героиня «Голубой чашки», конечно, Светлана. В ее ясном, человечном облике есть что-то от песни, что-то от сказки, но она реальная маленькая девочка с очень тонким и справедливым отношением к людям и событиям, и мир во всем его многообразии открыт ее душе, ее сердцу. Если путешествие Светланы с папой длилось один лишь день, то путешествие двух маленьких братьев оказалось совсем другим (рассказ «Чук и Гек»,1939). Жили Чук и Гек с мамой в Москве, а их папа работал очень далеко от города. И так случилось, что папа приехать к ним на Новый год не смог, а вызывал их к себе, а ехать туда надо было тысячи и тысячи километров поездом, а потом еще в санях, через тайгу. Это известие только радует мальчиков: «им ничего не страшно. Они храбрые». Длинный путь братьев оказался необычайно интересным, полным самых разных событий: как много увидели они, сколько происшествий произошло в дороге! Снова Гайдар рисует маленькую семью и, пожалуй, нигде так пристально он не вглядывается в характеры своих героев. Чук и Гек растут вместе, но какие они, оказывается, разные! И если Чук практичен, предусмотрителен, успевает все приготовить для дальнего пути, то Гек, напротив, про все нужное забывает, но зато способен сочинять и петь песни, в душе он поэт. Особенно интересным, даже странным характером наделяет писатель маму: если братья успевали поссориться или подраться, она
не ругалась за драку, не кричала, а просто разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе. А в одном часе — тик да так — целых шестьдесят минут. А в двух часах и того больше.
Гайдар очень удачно придумал сюжетный ход для путешествия мамы с сыновьями: на самом деле папа прислал телеграмму о том, что ехать к нему не нужно, потому что их лагерь переезжает на новое место. Но в том-то и дело, что во время страшной драки братья эту телеграмму выбросили, не думая о последствиях, и мама, конечно, вообще об этой телеграмме ничего не узнала. А у братьев есть отличное оправдание: ничего не зная про телеграмму, мама, естественно, о ней ничего и не спросит, значит им даже врать не придется! Рассказ этот Гайдар, видимо, писал с особым удовольствием, потому что для него он был «светлый, как жемчужина». Все здесь складывается счастливо, и даже неожиданный для папы приезд его семьи тоже оборачивается и для него, и для его друзей, и для маленьких братьев особым праздником. В творчестве Гайдара рассказ этот стоит особняком. В нем писатель собрал все самое светлое, о чем ему так важно было сказать в то трудное время, в конце 30-х годов XX века.
Вопросы и задания 1. Что послужило причиной начала путешествия Светланы и папы в «Голубой чашке»? 2. Какими чертами наделяет автор маленькую Светлану? Почему именно ей писатель доверяет разобраться в семейном конфликте? 3. Какими разными чертами характера наделяет Гайдар двух братьев — Чука и Гека? 4. Что послужило причиной дальнего пути мамы и ее сыновей? 5. Сопоставьте дорогу, которую проходят герои «Голубой чашки», с дорогой героев «Чука и Гека». Попробуйте определить, почему Гайдар любит отправлять своих героев в путешествие.
Рассказы Б.С.Житкова Сложилась традиция сопровождать книги Бориса Степановича Житкова (1882—1938) краткой биографией писателя. Это неслучайно — образ человека, многое повидавшего в жизни, вызывал у читателей особое доверие. Некоторые факты из биографии писателя особенно интересны детям. Например, то, что еще гимназистом Житков ходил в дальние морские походы на яхте, построенной своими рукам, позднее совершил два кругосветных путешествия в должности штурмана дальнего плавания, водил самолеты. Романтика путешествий и тяга к дальним странствиям привлекали Житкова наравне с техникой инженерного и строительного дела, и такое разнообразие интересов впоследствии сказалось на тематике его книг. За их создание Житков взялся по совету своего бывшего однокашника Корнея Чуковского в 1923 году. Первый рассказ Житкова «Над водой» был отдан на суд С.Я.Маршака, который стоял во главе детского отдела государственного издательства в Ленинграде. Рассказ был с восторгом принят. Маршак нашел в лице Житкова свой идеал нового детского писателя — «бывалого человека», который может наполнить детскую книгу «поэзией реального знания». Житков становится постоянным автором лучших детских журналов «Чиж» и «Еж». Один за другим выходят его сборники «Морские истории» (1926), «Рассказы про животных» (1935). Уже после смерти писателя вышли знаменитые книги «Что бывало» (1939) и «Помощь идет» (1939). Стиль рассказов Житкова для детей необычен — это остросюжетные новеллы, написанные в виде «случая из жизни», как правило, драматического. Их герои — мужественные люди, совершающие подвиг («Над водой», «Наводнение»). Другие рассказы посвящены происшествиям из жизни ребенка («Как я ловил человечков», «Джарылгач», «Пудя»). И отдельная группа — это рассказы о животных; здесь речь идет об отношениях между человеком и животным («Про слона», «Про обезьянку», «Мангуста»). Среди написанного Житковым для детей заметное место отведено познавательным книгам, самая знаменитая из которых — энциклопедия «Что я видел» (1938). Установка на достоверность, драматизм ситуаций, глубина характеров — отличительные черты всех произведений Житкова. В сборнике рассказов «Что бывало» («Пожар в море», «На льдине», «Обвал», «Почта») речь идет о происшествиях, принадлежащих к числу экстремальных. В то же время все они из разряда «что бывало»: разлив реки, пожар на корабле, обвал в горах, снежная буря в тундре. Люди оказываются в плену разыгравшейся стихии и, казалось бы, обречены на гибель. Однако герои Житкова не торопятся сложить руки: в тяжелейших условиях они продолжают выполнять свой долг. Их поступки — истинный подвиг. Тема подвига в рассказах Житкова тесно связана с идеей взаимопомощи, которая помогает, людям противостоять беде. Слова «Помощь идет!» можно поставить эпиграфом ко многим рассказам Житкова. Взаимопомощь связывает знакомых и незнакомых людей. Капитан баржи (рассказ «Наводнение»)самоотверженно спасал людей от угрозы наводнения в то время, как угроза нависала над его домом. Но близкие капитана оказались спасены — о них позаботились тоже чужие люди. Благополучное разрешение драматической ситуации — не случайность, а закон жизни («Вот здесь вы помогали нашим, а там товарищи спасли ваших»). Каждый может быть уверен: помощь идет — таков основной смысл рассказов Житкова. И раскрывается он в кратком, почти информативном описании поступков героев, итог которым подводится в афористичных высказываниях. В иной манере написаны рассказы о детях. Рассказчик в них очень близок к герою-ребенку, но отделен от него некоторой возрастной дистанцией, необходимой для оценки случившегося. В рассказе «Пудя» описан драматический эпизод из раннего детства рассказчика: дети оторвали кусочек меха от шубы важного гостя и боятся признаться в содеянном. Положение осложняется тем, что есть свидетель их проступка — соседский мальчишка, который грубо пользуется своей властью. Серьезным испытанием для детей стало наказание собаки, которую отец считает виновницей происшествия. Чтобы спасти бедное животное, дети должны во всем признаться. Налицо традиционная для детской литературы проблема нравственного выбора между ложью и правдой. Однако Житков значительно усложнил ее: дело в том, что герои Житкова скрывают правду не только из-за малодушия. Оторванный от шубы хвостик в детских руках стал живой собачкой по имени Пудя. Описанию игры с Пудей в рассказе отводится значительное место. Именно такое место занимает игра в реальной жизни детей. Она преображает окружающий мир, одушевляет самые обычные предметы. Но взрослые не могут этого понять. Вот почему дети медлят с признанием, которое дается им в итоге ценой тяжелых переживаний. Признание исчерпывает нравственную проблему, но не психологическую: мир детской игры остается закрытым для взрослых. Рассказ «Как я ловил человечков» (1934) тоже написан от лица ребенка. События в нем развиваются в двух планах — реальном и воображаемом. В реальном мире над мальчиком висит бабушкин запрет: нельзя трогать модель пароходика, которая считается семейной реликвией. В мире воображаемом пароходик становится настоящим кораблем с живой командой.
Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтобы лучше видеть. И все больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И наверно, в нем живут человечки, маленькие, как раз по росту пароходика.
Ребенок полностью захвачен преследованием воображаемых человечков. Он изобретает разные способы, чтобы захватить их врасплох, и когда это не удается, в азарте игры ломает пароходик. Чувство глубокого разочарования отягощается сознанием непоправимой вины. И это вызывает сочувствие к герою несмотря на то, что речь идет о серьезном проступке. Отказываясь от морализаторства, Житков показывает, что в детской игре раскрываются ценные качества личности ребенка: активность, упорство, смекалка, любознательность. Действие в обоих рассказах протекает динамично и напряженно. Жизнь ребенка изображается как сплошной поток переживаний и событий. По образному выражению писателя, «детское время идет плотнее, чем в шекспировской драме», и повествование в рассказах Житкова движется в ритме «детского времени». От лица ребенка написана познавательная книга для дошкольников «Что я видел». Она предваряется авторским пояснением:
Эта книга — о вещах. Писал я ее, имея в виду возраст от трех до шести лет. Читать ее надо ребенку по одной-две главы на раз. Пусть ребенок листает книгу, пусть рассматривает, изучает рисунки. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живет в ней и вырастает.
Самой трудной для писателя была задача выстроить повествование от лица четырехлетнего мальчика. Хорошо понимая условность такой формы, Житков видел в ней залог доступности для детского восприятия.
Как это держало меня в масштабе возраста! Всякое чужое возрасту, слово торчало и требовало замены. Язык соответствовал кругу понятий и, выходя из языка, я, следовательно, выходил из этого круга. Тут я мог корректировать себя прямо на слуху.
С «масштабом возраста» Житков соизмерял весь познавательный материал, будь то реалии деревенской и городской жизни, факты материальной культуры и техники. Форма детского сказа позволяла писателю переводить все новое и неизвестное на язык знакомых ребенку понятий. Но доступность — это лишь одно из достоинств такого повествования. Речь маленького Алеши богата яркими сравнениями, неожиданными сопоставлениями. Вот как, к примеру описывается радиобашня:
А совсем далеко — башня. Только она как из тесемочек сделана. Все насквозь видно.
Про холл в гостинице сказано:
Комната большая-большая. Пол блестит, как лед. И очень скользкий. И коврики на полу, как дорожки в саду.
Литературный эксперимент Житкова удался, и по образцу его книги про Алешу Почемучку стали создаваться другие познавательные произведения для маленьких. Манера детского сказа напоминает о себе и там, где рассказчик — человек взрослый. Историю «Про слона» рассказывает моряк дальнего плавания, совершивший на корабле поездку в Индию. Несмотря на то что основное место в рассказе занимает слон, важная роль принадлежит фигуре рассказчика. Хотя он человек взрослый и много повидавший, его восприятие оказывается близким к детскому. Подобно ребенку, он сгорает от нетерпения, ожидая встречи с экзотическим животным («как если бы мне в детстве целый ящик игрушек принесли. И только завтра можно его раскупорить»). По-детски радуется рассказчик осуществлению своей мечты. Встреча со слоном начинается с описания того, что слон катает маленьких детей. Восторг вызывает то, как бережно и осторожно обращается великан с малышами, как разумно он помогает индусам в тяжелых работах и домашнем хозяйстве. Невольно возникает мысль, что «не индус тут хозяин, а слон, слон тут самый главный». Рассказ завершается эпизодом, в котором труд слонов описан как изнуряющая, непосильная работа. Такое отношение к животному вызывает тягостное чувство, омрачающее радость встречи. Не экзотика, а человечность выступает в рассказе Житкова на первый план. То же происходит в рассказе «Мангуста». Повадки необычного зверька описываются как веселая игра, в которую, как ребенок, включается взрослый. При этом рассказчик остается внимательным наблюдателем, который знает, что общение с животными требует от человека терпения. Поэтому он снисходительно относится ко всем проделкам животных. Усмешка сменяется уважением, когда речь заходит о ловкости и бесстрашии мангуст при столкновении со змеей. Когда же мангусты одолели опасного противника, любовь рассказчика к бесстрашным зверькам разделили все члены команды. Последний эпизод рассказа — мнимая гибель одной из мангуст. Ее возвращение к жизни вызывает у окружающих откровенную радостью.
Как я радовался! Я все ее к лицу прижимал и гладил. И тут все стали приходить ко мне, все радовались и гладили мангусту — так ее любили.
Такое завершение рассказа говорит о торжестве человеколюбия. Делая акцент на гуманном отношении человека к животному, писатель не торопился очеловечивать своих четвероногих персонажей — все звери в рассказах Житкова отличаются свойственным животным нравом и повадками. И это вовсе не радует людей, которые предпочли бы видеть в звере игрушку. В рассказе «Про обезьянку» гимназист принес в дом маленькую обезьянку по имени Яшка. Поначалу экзотическое животное вызывало у окружающих умиление из-за его сходства с ребенком. Сшитая для обезьянки одежда это сходство еще больше подчеркивала. Однако Яшка вскоре показал свой истинный характер.
Я стал гладить лапку и думал: «Совсем как ребеночек» — и пощекотал ему ладошку, а ребеночек-то как дернет лапку — раз, и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Вот и ребеночек!
Умиление взрослых сменилось раздражением против обезьянки. Между тем проказник Яшка демонстрирует находчивость: он умеет ловко отомстить обидчикам, может постоять за себя. Но по настоянию взрослых от обезьянки пришлось избавиться, хотя потом домашние стали скучать по ловкому и сообразительному зверьку. Простота и ясность повествования сочетаются в рассказах Б.Житкова с глубиной изображаемых характеров и ситуаций — и в этом отличительная черта его произведений.
Вопросы и задания 1.Как название сборника «Что бывало» отражает его идейно-художественное содержание? 2. Какие речевые приемы создают иллюзию детского сказа в книге «Что я видел»? 3. Какое место занимает в рассказах «Пудя» и «Как я ловил человечков» описание детской игры? Какие стороны детского характера раскрываются в игре? 4. Какие черты личности рассказчика проявляются в рассказах Б.Житкова про животных?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 2765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.013 с.) |