Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказы Н. Сладкова, С. Сахарнова, Г. Снегирева, Н. Романовой↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиция природоведческих сказок и рассказов Бианки нашла свое продолжение в творчестве писателя-натуралиста Николая Сладкова (1920—1996). Об ученичестве у Бианки Сладков говорил так:
Виталий Валентинович Бианки — мой старший товарищ — научил разбираться в писательской технике. Я его легко понимал, души наши были родственными.
Родственными были не только души, но и творческие установки: рассказывать о природе в образах художественной литературы. Именно поэтому Бианки называл Сладкова своим наследником в литературе, который будет «средствами словесного искусства призывать людей (равнодушных) стучаться в "природы замкнутую дверь"». Сказка — один из способов эту дверь отомкнуть и дать слово бессловесным существам природы. Поэтому так много в сказках Сладкова разговоров — между животными и растениями, между зверем и человеком. Человеку свойственно относиться к природе свысока, и за это он наказан. Сказка Сладкова «Загадочный зверь» (1957) начинается с утверждения, обыгрывающего известную пословицу: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Руководствуясь этой истиной, рассказчик пытается угадать, кто его таинственный «собеседник», но каждый раз ошибается. Разговор превращается в поединок между человеком и зверем, в результате которого высмеиваются человеческое всезнайство и самоуверенность. Таинственным зверьком оказывается в итоге обыкновенная лесная белка. Но сказочный спор неопровержимо доказывает, что в природе нет ничего обыкновенного, и всякое суждение о ней требует основательных знаний. Иначе выглядит конфликт в разговорах между самими представителями природного мира, растениями и животными. В коротких сказочных диалогах писатель сталкивает разные оценки одного и того же явления. В сказке «Яблоня и воробей» яблоня хочет узнать у воробья, хищный ли зверь заяц. Воробей смеется над такой наивностью: «Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами только кору глодать». Зато яблоне не до смеха, для нее заяц — «хищник свирепый», опасный «злодей». Утверждение «заяц — хищник» абсурдно, но оно обретает смысл в мире природы и не противоречит законам сказки. В сказке «Почему ноябрь пегий» (1957) разговаривают между собой снежная туча и лесные звери: одни просят тучу поспешить со снегом, другие умоляют ее повременить. Каждая просьба вполне аргументирована: ведь все животные по-разному готовятся к появлению снежного покрова. Но объяснение ноябрьской погоды вновь возвращает нас в сказку:
Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля черная.
Это напоминает мифологические рассказы о происхождении мира и его явлений, но превращается в остроумную игру, характерную для «природоведческих» сказок. Рассказы Н. Сладкова — это небольшие по объему новеллы, которые сам писатель объединял в циклы и сборники. Таких сборников у Сладкова вышло немало: «Краешком глаза» (1960), «В лесах счастливой охоты» (1964), «Сорочьи тараторки» (1974), «Иду я по лесу» (1984) и многие другие. Материалом для них служит животный и растительный мир дикой природы — лесов и степей, гор и пустынь, увиденный очевидцем. Сладков был топографом (составлял карты) и за время службы объездил всю страну, работал в самых труднодоступных районах. Там он, по словам писателя, впрямую столкнулся с непревзойденным совершенством и красотой нетронутой земли, с ее неповторимым многообразием и мощью воздействия на духовный мир человека. Об этом необходимо было рассказать другим.
Многое из увиденного легло в основу рассказов Сладкова, документальных по своей природе. Но это документ художественный, своего рода лирический дневник писателя. Личностное начало М.Пришвин считал главным достоинством природоведческой литературы и отмечал его в произведениях Сладкова (отзыв о книге «Серебряный хвост», 1959):
Главное, что отличает автора этих рассказов о природе, — это, прежде всего, свой глаз, открывающий новое что-то в природе и как бы еще не бывалое.
На сюжетном уровне идея открытия воплощается в образе рассказчика, который сталкивается с загадками из мира природы и неутомимо берется за их разрешение. Загаданная природой загадка — двигатель сюжета, отгадка — его кульминация, радость открытия — эмоциональный итог. Так замыкается сюжетный круг, обозначенный в заголовке произведений: «Под шапкой-невидимкой», «Тайны скворечника», «Птенцы-хитрецы».
Но восприятие природы как тайны — это не просто литературный прием, придуманный, чтобы увлечь читателя. Увлечен в первую очередь сам автор («Мои книги — это плоды моих увлечений»). Это он сам, как и его рассказчик, без страха и усталости исследует тайны природы. Это он влюблен в ее красоту и разнообразие. Такое чувство любви Сладкое считал началом природоведческой деятельности.
Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав, невозможно не полюбить. В этом я считаю смысл своей работы.
Поэтому правы те критики, которые называли природоведческие книги Сладкова поэтическими географиями и поэтическими зоологиями. Окружающий мир является преображенным под пером художника-натуралиста. Неожиданные сравнения, метафорические образы, звукопись — характерные особенности стиля Сладкова. Рассказ «Певица» начинается с утверждения:
Тем хорош лес, что сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное. А увидишь, услышишь — и опять пойдешь.
Таким чудом в этом рассказе стало пение лесной мыши. Не сразу нашел рассказчик отгадку удивительному пению, а найдя, восхитился и придал поющему зверьку поэтический облик — мышь поет в таинственном полумраке, озаренная голубым светом гнилушек. Рассказ завершается абсурдным, но в то же время достоверным утверждением: «Слышишь? Это поет мышь». Игра в небывальщину, свойственная сказкам Бианки, продолжается в рассказах Сладкова. Еще одна певица описана в рассказе «Песенки подо льдом» (1957). Сюжет завязывается в самых первых словах, которые тоже относятся к области небывальщины: «Это случилось зимой: у меня запели лыжи!». Описание таинственного пения лыж («Хорошо пели, как птицы») выглядит комично и интригующе. Комичен и рассказчик, когда пытается заглянуть под лед, чтобы разгадать тайну пения. И первое по значимости открытие, которое он делает, — это красота подледного мира («Лед навис над водой, как лазоревый потолок»), из которого является чудо-птица. Подводной певуньей оказалась птица оляпка. И рассказчику кажется, что она поет потому, что тоже восхищается красотой ледяного царства. Рассказ завершается восторженными словами: «Чего бы оляпке не петь! А нам чего бы не послушать!» Незначительное происшествие — встреча с мышью или птицей — становится в рассказах Сладкова событием значительным. Через эту встречу приоткрывается нечто большее, чем видит глаз: сквозь обыденность проглядывает великое. Поэтому так уместна поэтизация всех тех существ, которые это великое представляют. В рассказе «Голубая гадюка» (1958) описана встреча человека с «диковинной голубой змеей». Рассказ начинается со слов:
В солнечном весеннем ольшанике наткнулся я на... голубую гадюку!
Разговорное слово «наткнулся» передает впечатление от неожиданной встречи, многоточие указывает на необычность находки, а восклицательная интонация — на радость открытия. Основная часть рассказа посвящена своеобразному поединку, который завязывается между человеком и таинственной змеей: рассказчик хочет рассмотреть чудо природы, а змея стремится остаться незамеченной. Во время этого соревнования каждый из героев показывает свой характер. Человек терпелив и вынослив, змея же хитра и осторожна. Победа остается за змеей, и в эпилоге рассказа звучит искреннее изумление автора:
Никогда и нигде не встречал я больше такой голубой гадюки. Но она где-то есть, голубая, как незабудка.
Такое неожиданное сравнение — не портретного, а эмоционального свойства. Эмоционально-поэтическое видение природы — отличительная черта рассказов Сладкова. Достигается это и «скрытыми» сравнениями, где писатель находит сходство между поведением людей и зверей. В рассказе «Медвежья горка» (1957) охотнику выпала «редкая удача» увидеть «зверя непуганым, за его домашними делами». Пока медведица дремала на солнышке (рассказчик занимался тем же самым), медвежата стали кататься со снежной горки, визжа от восторга, как маленькие дети. Эту безоблачную картину омрачает тот факт, что рассказчик — охотник, который видит зверя «через прицел ружья». Поэтому он то смеется над медвежьей забавой, то хватается за ружье. Побеждает чувство симпатии к животным: «Кому же придет в голову стрелять в этих неслухов, что штаны себе на горке протирают!». Чтобы сходство между человеческим и звериным поведением было полным, Сладкое описывает, как его герой тоже решает скатиться с горки. Такая юмористическая концовка имеет глубокий смысл: человек — тоже дитя природы. В начале рассказа «Лесные тайнички» (1956), как всегда, Н. Сладков интригует читателя:
Лес густой, зеленый и полон шорохов, писков, песен. Но вот вошел в него охотник — и мигом все спряталось и насторожилось.
Завязка сюжета — попытка открыть одну из лесных тайн, птицу сплюшку. В атмосферу загадочности вводит уже ее странное имя, а также сравнение с лесными часами («Сплю! Сплю! Сплю! Сплю! — будто лесные часы тикают: Тик! Так! Тик! Так!»). Лесные тайнички и укромные звериные норы раскрываются чудесным образом, в духе кумулятивной сказки: события выстраиваются в цепочку стремительных открытий, завершающуюся неожиданным явлением:
А оттуда — фык! — маленький дупляной чертик! Ушки на макушке, что рожки. Глаза круглые, желтые... Конечно, не чертик это, а Сплюшка — ночные часы!
Играя в сказку, Сладков придерживается жизненного правила:
Хочешь увидеть — стань невидим. Хочешь услышать — стань неслышим. Хочешь узнать — затаись.
Загадочность и таинственность происходящего в рассказах Слад-кова — свидетельство особой мудрости природы, и наивность рассказчика эту мудрость только подчеркивает. Обмануть человека в природе может даже птенец. Поэтому попытка человека в рассказе «Птенцы-хитрецы» (1955) взять на воспитание птичьего «несмышленыша» кончается неудачей. Даже самый маленький птенец в силах за себя постоять и не нуждается в помощи «воспитателя».
Рассказы Святослава Сахарнова написаны знатоком морского дела, капитаном дальнего плавания. Поэтому его герои — не только обитатели морских глубин, но и те, кто работает в море, — моряки, водолазы, рыбаки. В их работе важна для писателя не столько морская романтика, сколько верность делу (традиция такого изображения идет еще от «Морских историй» Бориса Житкова). Рассказ «Самый лучший пароход» (1974) о таких людях. Узнав, что папа плавает на «самом лучшем пароходе», сын вначале думает, что это — роскошный многопалубный корабль, но когда увидел, что в море он выходит на маленьком грузовом пароходике, понял, какой пароход — самый лучший. В таких рассказах Сахарнова звучит гордость за тружеников моря. Совсем иная тональность в тех произведениях, которые написаны от первого лица. Это несколько циклов рассказов, объединенных общим сюжетом и одним рассказчиком («Безногие головоногие», «Дельфиний остров», «Разноцветное море»). Рассказчик в них изображается с юмором, и выглядит он часто простоватым и наивным. Это позволяет автору выдвинуть на первый план не человека, а обитателей моря, которые оказываются существами на удивление разумными. В цикле рассказов «Безногие головоногие» (1968) рассказчик отправляется на берег океана фотографировать головоногих. Названия глав говорят о том, с какими трудностями пришлось столкнуться незадачливому фотографу («Где кальмары?», «Как убегал осьминог?»). Самое парадоксальное то, что убегают от человека безногие существа. Комическое удивление легко переходит в восторг перед мудростью природы. «Морские сказки» (1974) С. Сахарнова посвящены обитателям моря. Все в море по-другому, утверждает писатель, не так, как в сухопутной жизни. «Говорят, на суше любопытному нос прищемили. А в море с любопытными вот что было» — начинается сказка «Любопытные наваги», и повествует она о том, как проглотила большая рыба зазевавшихся наваг: ведь «любопытным в море головы не сносить». Зато тому, кто знает морские законы, враги нипочем. Маленький краб сумел спасти от волков выброшенного на сушу кита («Как краб кита из беды выручил»): ведь в отличие от кита он знал об особенностях морских приливов. Герой сказки — хитрец (это типично для народных сказок о животных), его сказочный антипод — простак, неразумно ищущий лучшей жизни, не считаясь с законами природы. Заносчивый персонаж сказки «Крабишкин дом» недоволен своим жилищем: оно, мол, «жесткое, да темное, да тесное» — и отправляется на поиски более удобного. Подобно бианковской ласточке Береговушке он убеждается в том, что природа для каждого существа создала свой «дом», где жить безопасно и удобно. У обитателей моря в сказках Сахарнова нет постоянных характеристик, удобных для аллегорий. Краб то сказочный хитрец, способный дать мудрый совет, то сам он нуждается в уроке, который ему преподносит сказка.
Рассказы Геннадия Снегирева — это циклы небольших миниатюр («Про оленей», «Чембулак», «Про пингвинов»). Материалом для них послужили странствия писателя по труднодоступным уголкам нашей страны (Снегирев предпочитал кабинетной работе биолога исследования в «поле»). В основе каждого рассказа — случай из жизни путешественника, человека неопытного, но любопытного и внимательного к окружающему. В цикле рассказов «Про оленей» он мечтает увидеть таинственных животных, которые «без тропы по болоту бегом бегут и не вязнут и реки переплывают не останавливаясь». Но, увидев оленей, не сразу узнал их — оленьи рога показались «лесом обгорелых кустов». Так загадки следуют одна за другой. Вот ночью к чуму приходил медведь, а старый охотник ругает бурундуков. Причем тут бурундуки? Оказывается, эти зверьки поели все орехи, вот и ходят голодные медведи вокруг человеческого жилья. Многие секреты раскрывают путешественнику живущие в тех краях охотники и звероловы. Они не столько объясняют новичку премудрости охоты, сколько учат его видеть. Один из рассказов так и называется — «Я учусь видеть». Урок понимания природы могут дать приезжему даже дети. В рассказе «Черничное варенье» вооруженный охотник опасается встречи с медведем, в то время как маленькая девочка одна в лесу спокойно варит черничное варенье. Для рассказов Снегирева характерно поэтическое, одухотворенное изображение животных. Поэтому писатель часто описывает их глаза: «глаза у оленей добрые и печальные», а у соболя «зеленые и глубокие, как таежное озеро, на берегу которого жил соболь». Некоторым животным он придает черты романтических «героев». Например, белый олень в рассказе «Князек»: «Он гордый, как настоящий князь. И рога у него на голове растут как корона». Князек гибнет во время своих одиноких прогулок к горным вершинам, и эта гибель неизбежна для такого гордого существа. Рядом с романтическими персонажами Снегирев описывает наивных или просто маленьких: медвежонок, который сосет пуговицу охотника, или бурундук, забравшийся к человеку на плечо. Встреча с ними — всегда эмоциональное переживание и поиск взаимопонимания. В рассказе «Домик осьминога» все решил неожиданный жест человека — он погладил мрачное с виду существо, и оказалось, что «осьминог — зверь умный, любит, чтобы его погладили, приласкали». Не раз приходится человеку поражаться поведению птиц и зверей: удивляет хозяйственность и бесстрашие бурундука, который сделал свою кладовку в жилище человека («Хитрый бурундук»), восхищает упорство маленького рачка, которому предстоит пережить много штормов («Рачок-мореход»). А в рассказе «Маленькое чудовище» сочувствие вызывает китенок, который принял пароход за свою мать. «Тут даже и я вздохнул — найдет ли это маленькое чудовище свою маму?» И таким эмоциональным порывом завершается каждый рассказ Г. Снегирева. Произведения писательницы Натальи Романовой (по образованию она биолог) — это остросюжетные сказочные повести. Романова считала такую форму идеальной для детской литературы.
Если для взрослых или для детей старшего возраста допустим внутренний сюжет, так сказать, не явный, скрытый, вплоть до эссе, где все держится на ритме, на размышлении, на красоте описания, то для маленького ребенка необходим явный сюжет. Сюжет, который захватил бы и заставил читать.
Поэтому писательница обращается к проверенным законам сюжетостроения с завязкой, обилием происшествий, неожиданной развязкой и счастливым эпилогом. Есть у нее и рассказчик, умеющий заинтриговать читателя с первых же слов рассказа. И обязательно есть благородный герой, добрый и мужественный. Судьба такого героя всегда вызывает интерес читателя, тем более что на его долю выпадают необыкновенные приключения. Правда, поначалу может показаться, что речь в сказках Романовой идет о существах ничтожных: это муравьи, тли, дождевые червяки — какие из них герои? Но писательница рассказывает о любых представителях животного мира с подобающим для биолога и знатока природы уважением. Это уважение начинает разделять и читатель, когда узнает о жизни невзрачного с виду существа. «Мне очень хочется рассказать вам про одного муравья» — начинается сказка «Муравей Красная Точка» (1972). Необычное имя героя объясняется просто — автор поставила на муравье кисточкой красную точку, чтобы было удобно наблюдать за ним. И читатель включается в процесс наблюдения, не замечая, как стираются границы реальности, а наблюдение становится вымыслом. Повествование в сказках Романовой очень эмоционально: ко всему живому она относится сочувственно и по-детски непосредственно: «Очень жаль муравья!» или «Я очень рада за Красную Точку». И также по-детски писательница хочет помочь «несчастным», только сделать этого нельзя — природа не терпит вмешательства. Попытки это сделать приводят к беде. Так, спасая муравья во время дождя, рассказчица чуть не погубила его:
Зачем я это сделала? <...> Красная Точка был муравьем молодым, умным, наверное, он бы нашел какой-нибудь способ уберечься от дождя.
Восхваление «ума» героя лишено какой-либо иронии и является, по сути дела, гимном природе, которая позаботилась о каждом из своих детей и в каждом из них нуждается. Поэтому не торопится писательница разделить свои персонажи на хороших и плохих, даже если некоторые из них не вызывают у нее симпатии. Каждого в природе нужно понять и пожалеть, не разделяя на больших и малых, красивых и уродливых. Об этом Романова пишет во всех своих сказках, находя смысл в жизни каждого созданного природой существа. В сказке «Подземный путешественник» усомнился в этом дождевой червяк, наивно сожалея, что «всю жизнь будет бессмысленно рыться в земле». Но старый опытный червяк открывает ему истинное назначение червей. Оказывается, для того, чтобы вся земля покрылась цветами, чтобы бабочки летали от цветка к цветку, чтобы бегали по тропинкам муравьи и пчелы звенели в воздухе, нужны скромные труженики — дождевые червяки, и в этом смысл их жизни. «Мир маленьких и больших одинаково великолепен!» — утверждает Н. Романова, и эти слова можно поставить эпиграфом ко всем произведениям природоведческой литературы. Рассказы и сказки о животных обладают значительным художественным потенциалом, далеко выходящим за пределы познавательной литературы. Они способны отразить эмоциональный и лирический мир человека, а также вместить глубокое нравственное содержание. Вопросы и задания 1. Какова роль загадок и открытий в рассказах Н.Сладкова? 2. Каким предстает море и его обитатели в рассказах и сказках С. Сахарнова? 3. Каким предстает мир природы в рассказах Г. Снегирева? 4. В чем своеобразие сказочных приключений Н. Романовой?
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Детская литература продолжает создаваться на наших глазах: появляются новые имена, выпускаются новые книги. Живой литературный процесс служит залогом неисчерпаемых возможностей для развития детской литературы. Рамки учебника не позволяют охватить этот процесс. Задача, которая стояла перед авторами, была другой: научить студентов ориентироваться в прошлом и настоящем детской литературы, помочь им в работе с детской книгой. Иными словами — способствовать их профессиональному развитию. Авторы учебника надеются на диалог с читателями.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники и справочная литература Зарубежная литература для детей и юношества: в 2 ч. / под ред. Н. К. Мещеряковой, И.С.Чернявской. — М., 1989. Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь: в 3 ч. — М., 1998-1999. Русские детские писатели XX века: биобиблиографический словарь / под ред. А. В.Терновского. — М., 1997.
Исследования Бегак Б. А. Правда сказки: Беседа о сказках русских советских писателей. - М., 1989. Брауде Л.Ю. Сказки скандинавских писателей. — Л., 1990. Кудрявцева Л. С. Художники детской книги. — М., 1998. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. — М., 1987. Петровский М. С. Книги нашего детства. — М., 1986. Путилова Е. О. Детское чтение — для сердца и разума: Очерки по истории детской литературы. — СПб., 2005. Русская поэзия детям: в 2 т. / сост. и вступ. ст. Е. О. Путиловой. — СПб., 1997.-Т. 1-2. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т. С. Детская книга и детское чтение. — М., 1999. Тимофеева И. И. 100 книг вашему ребенку. — М., 1987. [1] Н. В. Гоголь писал: «У Пушкина... сказки русские народные — не то что Руслан и Людмила, но совершенно русские. Одна писана даже без размера, только с рифмами, и прелесть невообразимая. У Жуковского тоже русские народные сказки, одни гекзаметрами, другие просто четырехстопными стихами, и, чудное дело! — Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт и уже чисто русский. Ничего германского и прежнего». [2] Возникшая тема — соотношение живого и мертвого, механического — получит развитие и в творчестве самого Гофмана, и в мировой литературе. Всякий раз она будет рассматриваться по-разному. В фантазии «Песочный человек» Гофман представит куда более сложный механизм, чем замечательная музыкальная шкатулка: это будет прекрасная дева Олимпия, которая не только городскими обывателями, но и романтичнейшим юношей будет восприниматься как воплощение идеала Жизни и женственности. Но сконструирована-то она будет неким жутким Песочным человеком, едва ли не самим дьяволом. Трагическая эта история — показатель меры ослепления и омертвения нас и нашего бытия. Совершенно по-другому а тема будет разработана В.Ф.Одоевским в его сказке для детей «Городок в табакерке», где как раз работа механизма, так остроумно придуманного, и будет Представлять главный интерес и восхищение: ах, как же все это ловко устроено!
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 3512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.68 (0.013 с.) |