Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказочно-юмористическая прозаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По-своему разговаривала с читателем юмористическая сказочная повесть, очень популярная в детской литературе 1950— 1970-х годов. В ней тоже говорится о человеке и свойствах его характера, но предпочтение отдается не миру человеческих чувств и переживаний, а поступкам (положительным или отрицательным), которые писатель оценивает с юмором. Эти поступки совершают персонажи типические — ленивый школьник, плохая ученица (соотнесенность с положительным типом очень много значила в детской литературе середины XX века). Остросюжетные приключения и комические ситуации искупают некоторую скудость содержания, ограниченного элементарными воспитательными задачами. Популярная в свое время сказочная повесть В. Губарева «Королевство кривых зеркал» (1951) рассказывает о девочке, которая отличалась дурным характером и привычкой часами проводить время у зеркала. В наказание она очутилась в «зазеркальном» мире, где стала участницей борьбы с жестокими правителями. В «Стране невыученных уроков» (1971) Л. Гераскиной двоечник попадает в волшебную страну, где он встречается с собственными ошибками (особенно страшны полтора землекопа и плотоядная корова). Спасаясь от «обиженных» им сказочных существ, лентяй проявляет немалую сообразительность, а после получает важные для себя нравственные уроки. Эти уроки иногда сочетаются с познавательными задачами из области начальных школьных знаний. Но подобное знание в литературной сказке всегда носит особый, игровой характер. Предметом литературной игры могут быть сказочные путешествия по учебным книгам — букварю или арифметике. Фантастическому путешествию в азбуку посвящена сказочная повесть И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"» (1967). Выучиться азбуке по этой сказке нельзя, а поиграть с буквами и звуками можно. И писательница придумывает остроумные словесные игры, которые не столько «обучают», сколько демонстрируют художественные возможности языка. Этой цели служат песенки и стишки-скороговорки, загадки и словесные путаницы. Есть в сказке Токмаковой и традиционный злодей (чернильная клякса) и добрая спасительница — маленькая школьница. От нее требуется выполнение языковых заданий (угадать, написать, нарисовать), но для литературы куда важнее «грамотное» поведение героев — они добры и готовы помочь друзьям. Эти же качества демонстрируют герои в «математической» сказке Токмаковой «Может, нуль не виноват?». Познавательные игры и задания есть в сказках других писателей (например, в «Школе клоунов» Эдуарда Успенского), но от этого их сказки не становятся учебной литературой, сохраняя интерес к главному — человеку и свойствам его характера. В сказке юмористической писатель гротескно заостряет отдельные черты характера персонажа, отчего тот выглядит карикатурно смешным. Но детская сказка редко становится злой сатирой — ведь в ней говорится о детях. Более того, как настоящие искатели приключений юные герои привлекательны своей активностью и склонностью к авантюрным поступкам. В этом причина популярности персонажей сказочной повести Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954). Все они видом и нравом похожи на детей, но вот их деятельность в сказке довольно точно повторяет взрослую — коротышки трудятся, ведут хозяйство, водят машины, работают в больнице, пишут стихи и рисуют картины. Все это выглядит очень комично, тем более что герои повести, несмотря на свою серьезность, остаются детьми — ссорятся, обижаются, дерутся. В некоторых случаях портреты коротышек похожи на довольно злые карикатуры, что дало современникам право оценивать сказочную прозу Носова как сатирическую. Но сатирическая злободневность со временем ушла, а обаяние созданного писателем сказочного мира сохранилось. Его своеобразие в том, что описывается настоящая республика детей, в которой нет преград для детской самостоятельности. Все хозяйственные дела и заботы коротышек описываются обстоятельно и подробно (от хитроумных способов сбора фруктов до создания воздушного шара), а это особенно интересно для ребенка, который только начинает открывать материальный мир. В изображении героев писатель придерживается определенного правила — каждый персонаж «сделан» из одной черты характера, которой все подчинено (умный Знайка имеет «ученый» вид и соответствующее имя). Вообще, все имена у героев Носова значащие: доктор Пилюлькин, мастера Винтик и Шпунтик, любители вкусно поесть Пончик и Сиропчик... В таких именах и характеристика персонажа, и шутливая игра. Главный герой сказочной повести — лентяй и хитрец Незнайка. Тип вруна хорошо знаком литературе, и с таким героем открываются возможности для безбрежной фантазии и выдумки. В носовском Незнайке много детского, непосредственного, отчего все его проделки кажутся забавными и извинительными. И есть еще одно ценное, с точки зрения писателя, качество — неистощимая энергия. Широко использует Носов все возможности юмористической литературы: смешны не только проделки героев, но и их разговоры, пересыпанные шутками, каламбурами, комическими ошибками и путаницами. Нетрудно заметить, что смешным часто оказывается тот персонаж, который не прав; так сказочник выступает в роли моралиста.
Вопросы и задания 1. Как изображается мир маленьких человечков в сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»? 2. Как школьные знания становятся материалом для сказочных приключений?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.106.23 (0.01 с.) |