Сказочно-юмористическая проза



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказочно-юмористическая проза



 

По-своему разговаривала с читателем юмористическая сказоч­ная повесть, очень популярная в детской литературе 1950— 1970-х годов. В ней тоже говорится о человеке и свойствах его характера, но предпочтение отдается не миру человеческих чувств и пережи­ваний, а поступкам (положительным или отрицательным), кото­рые писатель оценивает с юмором. Эти поступки совершают пер­сонажи типические — ленивый школьник, плохая ученица (соот­несенность с положительным типом очень много значила в дет­ской литературе середины XX века). Остросюжетные приключе­ния и комические ситуации искупают некоторую скудость содер­жания, ограниченного элементарными воспитательными задачами.

Популярная в свое время сказочная повесть В. Губарева «Коро­левство кривых зеркал» (1951) рассказывает о девочке, которая отличалась дурным характером и привычкой часами проводить время у зеркала. В наказание она очутилась в «зазеркальном» мире, где стала участницей борьбы с жестокими правителями. В «Стране невыученных уроков» (1971) Л. Гераскиной двоечник попадает в волшебную страну, где он встречается с собственными ошибками (особенно страшны полтора землекопа и плотоядная корова). Спа­саясь от «обиженных» им сказочных существ, лентяй проявляет немалую сообразительность, а после получает важные для себя нравственные уроки.

Эти уроки иногда сочетаются с познавательными задачами из области начальных школьных знаний. Но подобное знание в лите­ратурной сказке всегда носит особый, игровой характер. Предметом литературной игры могут быть сказочные путешествия по учеб­ным книгам — букварю или арифметике. Фантастическому путе­шествию в азбуку посвящена сказочная повесть И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"» (1967). Выучиться азбуке по этой сказ­ке нельзя, а поиграть с буквами и звуками можно. И писательни­ца придумывает остроумные словесные игры, которые не столько «обучают», сколько демонстрируют художественные возможно­сти языка. Этой цели служат песенки и стишки-скороговорки, загадки и словесные путаницы.

Есть в сказке Токмаковой и традиционный злодей (чернильная клякса) и добрая спасительница — маленькая школьница. От нее требуется выполнение языковых заданий (угадать, написать, на­рисовать), но для литературы куда важнее «грамотное» поведение героев — они добры и готовы помочь друзьям. Эти же качества демонстрируют герои в «математической» сказке Токмаковой «Может, нуль не виноват?». Познавательные игры и задания есть в сказках других писателей (например, в «Школе клоунов» Эдуарда Успенского), но от этого их сказки не становятся учебной литера­турой, сохраняя интерес к главному — человеку и свойствам его характера.

В сказке юмористической писатель гротескно заостряет отдель­ные черты характера персонажа, отчего тот выглядит карикатур­но смешным. Но детская сказка редко становится злой сатирой — ведь в ней говорится о детях. Более того, как настоящие искатели приключений юные герои привлекательны своей активностью и склонностью к авантюрным поступкам. В этом причина популяр­ности персонажей сказочной повести Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954). Все они видом и нравом похожи на детей, но вот их деятельность в сказке довольно точно повторяет взрослую — коротышки трудятся, ведут хозяйство, водят маши­ны, работают в больнице, пишут стихи и рисуют картины. Все это выглядит очень комично, тем более что герои повести, несмотря на свою серьезность, остаются детьми — ссорятся, обижаются, дерутся. В некоторых случаях портреты коротышек похожи на до­вольно злые карикатуры, что дало современникам право оцени­вать сказочную прозу Носова как сатирическую. Но сатирическая злободневность со временем ушла, а обаяние созданного писате­лем сказочного мира сохранилось. Его своеобразие в том, что опи­сывается настоящая республика детей, в которой нет преград для детской самостоятельности. Все хозяйственные дела и заботы ко­ротышек описываются обстоятельно и подробно (от хитроумных способов сбора фруктов до создания воздушного шара), а это осо­бенно интересно для ребенка, который только начинает откры­вать материальный мир.

В изображении героев писатель придерживается определенного правила — каждый персонаж «сделан» из одной черты характера, которой все подчинено (умный Знайка имеет «ученый» вид и со­ответствующее имя). Вообще, все имена у героев Носова знача­щие: доктор Пилюлькин, мастера Винтик и Шпунтик, любители вкусно поесть Пончик и Сиропчик... В таких именах и характери­стика персонажа, и шутливая игра.

Главный герой сказочной повести — лентяй и хитрец Незнай­ка. Тип вруна хорошо знаком литературе, и с таким героем от­крываются возможности для безбрежной фантазии и выдумки. В носовском Незнайке много детского, непосредственного, отчего все его проделки кажутся забавными и извинительными. И есть еще одно ценное, с точки зрения писателя, качество — неистощимая энергия. Широко использует Носов все возможности юмористи­ческой литературы: смешны не только проделки героев, но и их разговоры, пересыпанные шутками, каламбурами, комическими ошибками и путаницами. Нетрудно заметить, что смешным часто оказывается тот персонаж, который не прав; так сказочник вы­ступает в роли моралиста.

 

Вопросы и задания

1. Как изображается мир маленьких человечков в сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»?

2. Как школьные знания становятся материалом для сказочных при­ключений?

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.011 с.)