Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребенок в поэзии А. Л. Барто и Е.А.БлагининойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стремительно вошла в мир детской поэзии Агния Львовна Барто (1906—1981). Ее первые же книжки — «Дом переехал», «Игрушки», «Наш сосед Иван Петрович» принесли ей широкую известность. Барто мастерски владеет приемами комического, с легкостью использует характерный для фольклора прием гиперболы. Ее стихи полны нестандартных поворотов сюжета. Способность и готовность Гани-ревушки («Девочка-ревушка») плакать по каждому пустяку доводится до гротескного преувеличения:
Что за вой? Что за рев? Там не стадо ли коров?
Барто создает тип девочки, которой ничем не угодишь, которой ничто не нравится, и чтобы сделать ее портрет еще более характерным, Барто каждую реплику девочки снабжает рефреном: «Уу-уу-у!» или «Оо-оо-о!». Так возник первый выразительный портрет: «девочка-ревелочка, / хныкалка-сопелочка!». От этого еще в какой-то мере обобщенного портрета Барто удачно шла к открытию характера современного ребенка, чаще всего прибегая к иронии. Зазвучала детская речь, возникли характерные житейские ситуации, взятые из жизни школы, дома, улицы. В галерее образов, созданных Барто, каждый «портрет» написан точно, четко, колоритно, со свойственными современности подробностями. Вот, например, гротескное изображение девочки Лиды, которая имеет слишком много увлечений (стихотворение «Болтунья»):
Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали.
Уже давно стали афоризмом ее слова:
А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда.
Это стихотворение блестяще переложено на музыку С. С. Прокофьевым. Персонажи стихотворения «Мы с Тамарой» — две девочки, два совершенно разных характера — один деятельный, активный, а другой прилепившийся, никчемный и живущий лишь славой и делами подруги, — стали нарицательными. Столь же ярким стал портрет «Леночки с букетом», Танюши: «Вот у Тани сколько дела: / Таня ела, чай пила, / Села, с мамой посидела, / Встала, к бабушке пошла...» («Помощница»). Сразу же стало популярным стихотворение «Любочка» о девочке, такой очаровательной, когда она на виду у всех, и такой несимпатичной в других ситуациях. И здесь очень точно звучит обобщение, своеобразный урок:
Случается, что девочки Бывают очень грубыми, Хотя необязательно. Они зовутся Любами.
Барто многое сумела сказать о прелести, чуде человеческого общения. Оказавшись один в пустой квартире, мальчишка приходит в полный восторг: он может творить все что хочет, никто ему не сделает замечания, как ему вроде бы сейчас замечательно: «Спасибо этому ключу. / Но почему-то я молчу, один в пустой квартире» («В пустой квартире»). Необычайной удачей стал цикл «Игрушки». Изящные, лаконичные, легкие и веселые стихи цикла гармонично объединяли два мира — живой и игрушечный. Полнее всего выражена любовь к игрушке: «Все равно его не брошу — / потому что он хороший» («Мишка»), «Я люблю свою лошадку...» («Лошадка»), и любовь эта — деятельная, проявляющаяся в заботе об игрушке. Какой полет фантазии открывает игрушка-самолет. Собственно, самолета пока еще нет, но можно его построить, тогда игра становится особенно увлекательной:
Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.
Для самого маленького игрушка вдруг открывается в неизвестном ее свойстве. Плачущая Танечка узнает: «Не утонет в речке мяч». Бывает к игрушке и небрежное отношение, об этом одно из лучших стихотворений — «Зайка»:
Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.
Самое загадочное стихотворение «Снегирь» каждый трактует по-своему. Два характера сталкиваются в стихотворении — Сережин и мамин: на любые просьбы сына она выставляет свои требования, которым подчиняться очень трудно. Но одержимый желанием иметь снегиря, Сережа готов пойти на все:
Было сухо, но галоши Я послушно надевал. До того я был хорошим — Сам себя не узнавал.
На какие только ни шел он мученья: говорил «спасибо», не дрался с девчонками. И наконец за все эти мучения долгожданная награда: «У меня снегирь живой!». Замечательное это стихотворение заставляет задуматься над очень важным вопросом: кто же этот Сережа — лицемер? Стал ли Сережа, пройдя через испытания, лучше, приобрел ли что-нибудь хорошее? Последний вопрос Сережи, обращенный им к самому себе:
Значит, снова можно драться Завтра утром во дворе? —
содержит одновременно утверждение и какое-то сомнение, какую-то явную неуверенность. Над этим стихотворением хочется думать, так ведь настоящая литература и не должна давать буквальных ответов! С конца 20-х годов XX века в литературе для детей появилось имя Елены Александровны Благининой (1903—1989), особенно отмеченное С.Я. Маршаком. Ее стихи появлялись в журналах «Мурзилка», «Затейник», «Сверчок», а потом выходили и отдельными изданиями: «Осень», «Сорока-белобока», «Вот какая мама!», «Посидим в тишине». Благинина по-новому передала прелесть дома, уюта, тишины. Все, что связано с природой, одухотворено в ее стихах любовью — и к рябине за окном, и к двум березкам, которые тянутся друг к дружке «точно две подружки» («Песенка-бес-конеченка»). В основе ее стихотворений лежит фольклорное начало, оно проявляет себя и в стихотворении «Журавушка»:
Прилетел журавушка На старые места: Травушка- муравушка Густым-густа.
А рядом с журавушкой — ивушка и, конечно, она «грустным-грустна!». Может быть, именно в стихах Благининой впервые вернулась в детскую поэзию утраченная было задушевность, интерес к неброским, но таким дорогим чувствам и переживаниям: «Улетают, улетели / улетели журавли...». С особой теплотой Благинина говорит об отношениях дочери и мамы: «Вот какая мама — / Золотая прямо!». Девочка умеет отплатить маме нежностью и заботой. Так хочется побегать, песенку спеть, посмеяться, но со всем этим можно подождать, и подождать ради мамы: «Мама спит, она устала... / Ну и я играть не стала!» (стихотворение «Посидим в тишине»).
Вопросы и задания 1. К каким возрастным категориям обращается А.Л.Барто в своей поэзии? 2. Как связаны игрушки в ее поэзии с жизнью ребенка? 3. Какие характеры детей возникают в стихах Барто? 4. Обратите внимание на конец стихотворения «Снегирь». Остался ли Сережа лицемером или что-то изменилось в нем? 5. Определите, в чем заключается острая характерность героинь Барто. 6. Какие черты появились в детской поэзии благодаря творчеству Е.А.Благининой? Стихи С.В.Михалкова Расширил социальную сферу в поэзии для детей Сергей Владимирович Михалков (род. в 1913). Своим творчеством он продолжил традицию старших современников, работая сразу в нескольких жанрах: он сатирик, переводчик, публицист, драматург. Его стихи для детей стали печататься с 1933 года в журналах «Мурзилка», «Пионер», в газетах «Известия», «Комсомольская правда», в толстых журналах. Уже первые выступления были отмечены в печати. Интересные мысли о том, что внес Михалков в литературу для детей, высказал А.А.Фадеев. Особенность Михалкова Фадеев увидел в «естественности голоса» молодого поэта, в отсутствии какой бы то ни было назидательности. Вместе с тем речь идет о возможностях расширения границ детской поэзии, о введении в стихи для детей социального содержания, и говорится об этом искренне и серьезно. Лучшими стихами Михалкова стали те, где он нашел заветный ключ к живому детскому миру, и хотя стихотворение «А что у вас?» отражает прошедшее уже время, далекую от нынешних детей эпоху, но детские голоса звучат, несмотря на это, так же весело, их неугомонное нетерпение, постоянная готовность удивляться, удивлять и радоваться вызывают отклик и сегодня. Вечным останется стремление к привязанности, к приручению, к поискам друга и друзей и горечь разлуки — все это вызывает горячее сочувствие к героям стихотворения «Мы с приятелем». По-прежнему актуально стихотворение «Одна рифма», построенное на неожиданном поэтическом ходе. Вся оригинальность этого стихотворения состоит в том, что строчки в нем не рифмуются, как будто автору просто жаль тратить поэтическое слово на людей невежливых, невоспитанных, а заодно и скучных. И все-таки оказывается, что рифма нужна, необходима даже, когда надо, чтобы обращение поэта ко всем предыдущим персонажам (и таким же, как они) прозвучало призывно и ярко:
Этот случай про старушку Можно дальше продолжать, Но давайте скажем в рифму: Старость надо уважать!
Не теряет своего обаяния, не перестает радовать детей «Дядя Степа» (1935). Тогда, когда поэма только появилась, этот добрый великан оказался прописанным в одном районе и был как бы «районным великаном». За те семьдесят с лишним лет, которые прошли со времени публикации поэмы, он уже перешагнул границы не только своего района, но даже границы нашей страны, стал принадлежать всем районам, всем городам, всем детям, ибо потребность в сказочном добром великане, мечта о нем всегда будут жить в детском сердце.
Вопросы и задания 1. Какие приметы времени 1930-х годов раскрыл в своих стихотворениях С. В. Михалков? 2. Как вы считаете, что преобладает в стихотворениях поэта — юмор или сатира? 3. Чем объясняется непреходящий интерес к поэме «Дядя Степа»?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 3530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.012 с.) |