Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказочные повести Э.Н.УспенскогоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сказочные повести Эдуарда Николаевича Успенского написаны на неожиданном для детской литературы материале — это современная жизнь с ее социальными проблемами. Она изображается в духе анекдота с характерной для него поэтикой абсурда и небывальщины. Сочетание анекдотического с традиционно сказочным (вроде говорящих животных) придает сказочной фантастике Успенского необычный для детской литературы вид. Столь же необычна тематика его сказок — актуальная, а порой даже и злободневная («Крокодил Гена и его друзья», 1966; «Вниз по волшебной реке», 1972; «Дядя Федор, пес и кот», 1974; «Гарантийные человечки», 1975). Подобная злободневность заметно возросла в сказках Успенского 80—90-х годов («Школа клоунов», 1983; «Меховой интернат», 1984; «Тетя дяди Федора», 1995). Сказочные герои Успенского изображаются как определенные социальные типы, из которых можно составить целую государственную систему, — это администраторы, учителя, военные, чиновники. В поведении каждого из них важны не индивидуальные черты, а социально типичные. Так, в правилах чиновника Ивана Ивановича («Крокодил Гена и его друзья») было «все делать на половину», а в правилах «опытной» учительницы Василисы Потаповны из «Школы клоунов» — скучно и властно преподавать. Такой чиновник и такая учительница — вполне типичны, и их поведение воспринимается как общественная норма. Другой ряд составляют персонажи, которые этой норме не соответствуют. Это своеобразные аутсайдеры, выпадающие из системы. Так, Чебурашка — непонятного вида зверь. Дядя Федор — мальчик, не похожий на других детей в детском саду. Его мама жалуется:
...все дети как дети — сидят себе в углу и из желудей человечков делают. Посмотришь, и сердце радуется.
При взгляде на героев Успенского «сердце не радуется», потому что ведут они себя не как все. Сказочные персонажи существуют в мире, полном абсурдных ситуаций порой вовсе несказочного характера. Известно, что абсурд может довольно точно отражать реальную картину жизни. Так и произошло в сказках Успенского, читатели которых узнавали в перипетиях сказочных персонажей современные проблемы. Доставлял удовольствие не только юмор, с каким о них рассказывалось, но и та сказочная легкость, с какой эти проблемы разрешались. Когда для строительства дома дружбы кладовщик предложил гнутые гвозди, то Чебурашка попросил у него гнутый молоток — так остроумно разрешилась экономическая проблема. Когда обитатели деревни Простоквашино занялись сельским хозяйством, они написали на завод письмо и получили маленький трактор.
Не чудо и не волшебство помогают героям, а здравый смысл. Он особенно присущ детям, которым в сказках Успенского отводится главная роль в улучшении жизни. Они рассуждают серьезно и держатся солидно (что не исключает комических ситуаций). О подобной взрослости свидетельствует уже имя мальчика дядя Федор, и такого уважительного обращения герой Успенского вполне заслуживает. Когда родители не разрешили сыну оставить дома четвероногого друга, то дядя Федор принимает решение уехать с котом жить в заброшенную деревню. В письме родителям он их успокаивает: «Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать и буду вам писать». И это не только слова — дядя Федор и его друзья все время показаны в деле:
Весь день они так трудились. И морковь пропололи, и капусту. Ведь они сюда жить приехали, а не в игрушки играть.
Так ребенок решает нравственные и хозяйственно-бытовые проблемы. Не раз в сказках Успенского дети находят самое неожиданное, но вполне разумное решение «взрослых» вопросов из различных областей жизни. Юная учительница из сказки «Меховой интернат», не углубляясь в проблемы педагогики и реформы школы, нашла путь к сердцам своих мохнатых учеников. Смогли герои Успенского справиться и с другой проблемой — для всех тех, кто не имеет друзей, они создают дом дружбы, в котором каждый найдет себе близкого друга (оказалось, что лучше всего это делать в совместной работе). Герои Успенского не хотят жить серединка на половинку. «Мы будем жить счастливо», — говорит дядя Федор, и такой оптимизм отличает всех деятельных персонажей сказок Успенского. Желанию жить счастливо постоянно мешают силы зла, за которыми стоят враждебные человеку социальные явления. Правда, выглядят эти силы вполне мирно, без традиционного сказочного антуража. Вот, например, почтальон Печкин из сказки «Дядя Федор, пес и кот», который «с виду был добренький, а сам вредный был и любопытный». Печкин во всем строго следует инструкциям, не принимая в расчет жизненные обстоятельства. Например, когда не отдает почтовую посылку, требуя документы от кота и собаки («Только я к вам теперь каждый день приходить буду. Принесу посылку, спрошу документы и обратно унесу»). Это абсурдное поведение граничит с жестокостью. Но не злой нрав Печкина, а правила, доведенные до абсурда, стоят за поведением деревенского почтальона.
В сказке «Гарантийные человечки» сталкиваются две разные общественные системы. Это военизированное мышиное государство, где все «как один» бездумно выполняют приказы: «А наш солдат не думает: он у нас выполняет обычай веков. Таков наш серый герой». Психология «серого героя» основывается на презрении к человеку, которое прикрыто лозунгами об общественном благе. Эти «мышиные лозунги» действуют и на некоторых из гарантийных человечков. Работящие мастера привыкли руководствоваться не лозунгами, а трудом, но однажды и они оказались перед трудным выбором: стоит ли всем подвергать себя опасности ради одного гарантийного мастера. Все важнее одного, — говорят одни. Но другие им мудро возражают:
Сначала вы считаете, что все важнее одного. Потом считаете, что половина всех важнее половины всех. <... > А если одни привыкли считать себя главнее других, они так и будут считать себя главнее, даже если их станет меньше. И в конце концов у вас выйдет, что не все важнее одного, а один, самый важный, важнее всех остальных.
Так сказка Успенского объясняла детям непростой механизм тоталитарной власти. Этот же механизм остроумно показан в сказке «Вниз по волшебной реке». Здесь есть и бездарный царь, и ленивые бояре, и правитель Кощей. Рассуждают сказочные персонажи вполне современно, и в их поведении нетрудно узнать распространенные типы государственных деятелей. Есть у писателя и свое объяснение общественных бед — не плохой царь и не жестокий Кощей, а Лихо Одноглазое (т.е. лень и бесхозяйственность) оказываются самой страшной бедой сказочного государства. В последующих сказках Успенского общественное зло все больше конкретизировалось и приобретало черты откровенной политической сатиры. Но в большей части своих произведений писатель не теряет юмористического тона и доброжелательного отношения к своим героям. Это возможно потому, что в каждом из них (несмотря на солидный вид и возраст) живет детская непосредственность. Не в этом ли главная причина неувядающего успеха сказок Успенского у детей! Почтальон Печкин простодушно говорит: «Я почему нехороший был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну». Много детского в старухе Шапокляк, которая «собирает злы», чтобы прославиться. Ведет она себя при этом как сорванец-мальчишка — стреляет из рогатки, лазает по деревьям. Бояре в сказке «Вниз по волшебной реке», будто нерадивые школьники, готовы убежать от решения государственных дел на речку. Соединение взрослого и детского — неисчерпаемый источник комического в сказках Эдуарда Успенского. В стиле Успенского остроумная игра со словами. Так, хороший характер человека пес Шарик называет «колбасно-угошательным», а плохой — «венико-выгонятельным». Играет писатель и со звуками. Шапокляк, у которой набит рот, пытается рассказать доктору о своей беде. Но на невнятное «шубу-шубу-шу» доктор отвечает: «Шуб я не шью». Из испорченного радиоприемника доносится: «Передаем, хрю-фью, старинные вальсы».
Особенность сказок Успенского — пародийная стихия, в которой предметом комической игры могут быть деловые бумаги, официальные документы, письма, лозунги и даже классические тексты детской литературы. Все общепринятое и формальное получает новое значение. Например, в письме дяди Федора родителям царит комическая путаница:
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась...
Пародией может стать даже адрес на письме, написанный ребенком:
Москва, институт Физики Солнца, отдел Восходов и Заходов, ученому у окна, в халате без пуговиц. У которого разные носки.
Играет писатель и с формой объявления («Молодой кракодил пятидесяти лет хочет зависти себе друзей»), лозунга («Каждому ребенку дайте по котенку»), названием детского кружка («Умелые ноги») и даже прогнозом погоды («Местами снег, местами град, местами кислый виноград»). В сказках Успенского много смешных ситуаций в духе цирковой клоунады: герои ведут себя, как сумасшедшие или пьяные. От молока коровы, объевшейся хмелем, все пьянеют и начинают комично буянить. Разыгрывает писатель и сценки из анекдотов (про галчонка и почтальона Печкина, повторяющего одно и то же). Такая близость к стихии детского юмора привела к тому, что и герои сказок Успенского сами стали героями детских анекдотов. Поэтика абсурда и словесной игры характерна и для сказок Г.Остера. Это юмористические произведения, в которых рассказывается о невероятных происшествиях. Некоторые сказки связаны общими героями и объединяются в циклы, и таких циклов у Остера несколько: «Зарядка для хвоста» (1982), «Легенды и мифы Лаврового переулка» (1980), «Петька-микроб» (1979). Особенность сказок Остера в том, что они представляют собой сценки-диалоги, и это открыло им прямой путь в мультипликацию (некоторые, наоборот, родились из сценариев). В сказочных диалогах герои часто не понимают друг друга. Причиной комического непонимания служит словесная путаница — наивные персонажи путают значение словесных выражений. В сказке «Привет мартышке» переполох вызван тем, что вежливую фразу «передай привет» мартышка понимает буквально — в виде какого-то предмета и очень разочаровывается, не получив его. И дело не только в плохом знании языка, но и в этическом непонимании: по-детски эгоистичной мартышке радость доставляют только материальные подарки. Мудрый удав объясняет истинное значение формул вежливости: «Когда я передаю тебе привет, я делюсь с тобой хорошим настроением». Урок родного языка становится уроком вежливости и доброты, во время которого простодушная мартышка учится разделять чужую радость.
Дети в сказках Остера самостоятельны и разумны. Поэтому писатель называет малышей шутливо-уважительно: «люди дошкольного возраста». Они не теряются в большом городе, крепко держась за руки («Гирлянда из малышей»), учат правильной речи взрослого человека («Человек с детским акцентом»). Сталкиваясь с фактами науки, дети доходят до истины опытным путем. Комическими недоразумениями сопровождается попытка измерить длину удава в сказке «Это я ползу», прежде чем герои поймут, что все зависит от единицы измерения. Смешна их попытка закрыть закон всемирного тяготения («Великое закрытие»). Но не менее смешны взрослые в своих занятиях наукой. Ученые смотрят в микроскоп и видят там микробы, а микробы в это время с интересом разглядывают ученых. Среди микробов есть дети, как и среди ученых тоже (писатель комически обыгрывает выражение «младший научный сотрудник»). Правда, ученым не всегда хватает здравого смысла, и Петька-микроб без труда побеждает в научном споре «теоретика» («Портфель с теорией»). Вопросы и задания 1. Какова роль современной жизни и ее представителей в сказочных повестях Э.Успенского? 2. Приведите примеры различных пародий из произведений Э.Успенского. 3. В чем своеобразие сказок Г. Остера?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 2733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.31 (0.013 с.) |