Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. «Сказочный концертный зал»

Поиск

– В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и петухи, и волки, и коты. Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петуха:

«Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку».
А вот петушок спасает котика-братика:

«Стрень, грень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!»

– Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название.
Итак, первый номер нашей концертной программы.

«Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса, нехитро уйти!»
(Колобок. Русская народная сказка «Колобок»)

«Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Я коза, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную».
(Коза. Русская народная сказка «Волк и лиса»).

«Сестрица моя, Алёнушка,
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезать!»
(Козленочек, братец Иванушка).

Кто и в какой сказке «при честном, при всем народе» поет песню «Во саду ли, в огороде». (Белка. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

– Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот я и решила: объявляется обеденный перерыв. Но перерыв не простой – обед-то будет сказочный.

V. «Пир на весь мир»

– Наш вопрос: кто, кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой обед – пир сказочный?

«Наварила манной каши и размазала по тарелке…
– Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»
(Лиса журавля. Русская народная сказка «Лиса и журавль»).

«Съешь моего ржаного пирожка…
– Не стану я ржаной пирог есть!
У моего батюшки и пшеничные не едаются!»
(Печка, девочка. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).

«Испекла каравай – рыхлый да мягкий,
Изукрасила каравай разными узорами мудреными.
По бокам города с дворцами,
Садами, да башнями – сверху птицы летучие,
Снизу – звери рыскучие».
(Василиса-Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка»).

«Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле». (Старуха – старику. Русская народная сказка «Колобок»).

«Приготовил он окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает». (Журавль – лису. Русская народная сказка «Лиса и журавль»).

VI. «Кто в теремочке живёт?»

Вот мы с вами побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, он ушел с пира несолоно хлебавши!
Ведь мы здесь ещё больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь: кто и в какой сказке живет по этому адресу?
Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в этом доме?

«Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми тесовыми вороты».
(Изба жадной старухи. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

«Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквями,
С теремами да садами.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом…»
(Остров Буян, княжество Гвидона. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

– Наше путешествие в сказку закончено, но сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

 

Экскурсия «Лес — наш друг»

Цель экскурсии: Расширить пред­ставление о лесе; воспитывать бережное отношение к лесу; организовать отдых учащихся.

Время проведения: период золотой осени.

Вступительная беседа начи­нается сообщением темы экскурсии. Затем он говорит:

— Мы живем с вами в лесной зоне. Наш долг — хорошо знать жизнь леса и учиться охранять его. Кто из вас бывал в лесу? Чем он вам нравится? Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему в лесу нельзя сорить? Почему в лесу надо стараться хо­дить по тропинкам или дорожкам? Как мы поступим, если нам встретится в лесу маленький зайчонок? Сегодня мы узнаем много интересного о лесе.

После того как ребята оденутся и построят­ся, воспитатель проверяет общее количество учащихся, инструктирует их о правилах по­ведения в дороге, в лесу.

Подойдя к опушке леса, экскурсовод читает стихотворение С. Погореловского «Лес»:

Здравствуй, лес,

дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты о чем: шумишь листвою

ночью темной, грозовою,

что нам шепчешь на заре

весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

ты же видишь, мы свои.

— Ребята, внимательно посмотрите на лес и скажите, как он выглядит в своем осен­нем наряде. (Лес очень нарядный, величест­венный, пестрый, он напоминает расписной терем.) Русские писатели любовно назы­вали леса лесными хоромами. Что же пред­ставляет собой лес?

— Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения, пти­цы, звери, насекомые. Все они тесно взаимо­связаны между собой и с окружающим ми­ром. Так, например, под землей находится много корней трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различ­ных деревьев сплетаются с нитями грибни­цы, они взаимно помогают друг другу раз­виваться. Под землей находятся дома у мы­шей, барсуков, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся также зем­ляные черви. Они рыхлят почву, перемещают перегной и делают ее более плодородной.

— На поверхности земли растет мох и травянистые растения. Здесь лесное населе­ние более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнезда соловьи, строят свои до­мики муравьи, ящерицы, ежи, устраивают берлоги медведи, роют норы лисы и другие звери и насекомые.

— На следующем этаже растут кустарни­ки. Здесь вьют свои гнезда дрозды. Еще выше находятся различной формы и высоты кроны деревьев. В стволах деревьев делают дупла (домики) белки, дятлы, синички, еще выше — совы. На самых верхних этажах размещены гнезда хищных птиц, ястребов, орлов. В летний период все этажи леса сильно заселены.

Затем здесь же — на Опушке леса или на поляне — предлагаем детям по­играть.

Дети встают в круг, взрослый — в центр круга. Когда взрослый назовет какое-ни­будь дерево нашего леса (например, березу), дети должны бежать по кругу с распростер­тыми руками. Когда назовет кустарник (на­пример, шиповник), дети должны приседать, назовет травянистое растение (например, кислицу), дети должны подниматься на паль­чики и хлопать в ладоши.

Пере­числяем: липа, дуб, шиповник, осина, кисли­ца, береза, ель, подорожник, сосна, пихта, ка­лина, кипрей, клен, ива, черемуха, грушай­ка, кедр, зверобой и т. д

Во время прогулки по тропинкам леса сле­дует фронтальное наблюдение за деревьями, кустарниками, травами, птицами, насекомы­ми. Дети загадывают загадки.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Лиственное дерево.)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

(Хвойное дерево.)

Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки, Опадают те иголки. (Лиственница.)

Стоит Алена, Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан.

(Береза.)

Что за дерево стоит — Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина.)

Я на розу похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

(Шиповник.)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает.

Зимой согревает.

(Лес.)

— Объясните эту загадку.

— Весной лес радует всех своим наря­дом, свежей листвой деревьев, трав, цветов, веселым Пением птиц. Летом в жаркую пого­ду человек найдет в лесу тень, прохладу. Осенью лес дарит людям грибы, орехи и ягоды (клюкву, рябину, плоды шиповника). Зимой на открытой местности, в поле, очень холодно, а в лесу за деревьями значительно теплее. Кроме того, большинство домов в сельской местности отапливаются зимой дро­вами.

— Какое еще значение имеет лес? Обобщаем и дополняем ответы детей,

— Лес — это наш зеленый друг, эта наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому пионер­ские лагеря, дома отдыха, санатории, строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настрое­ние. А еще лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва. Он обере­гает реки от обмеления, поля от засухи.

Каждый день мы соприкасаемся с изде­лиями, изготовленными из древесины. Это тетради, книга, парты, столы и множество других предметов. На них расходуется очень много древесины, а лес растет медленно. Требуется не менее ста лет для его роста.

Поэтому уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес. Какую посильную работу по охране леса мы можем осуществить?

Ответы учащихся обобщаем:

— учиться культурно вести себя в природе;

— принимать посильное участие в уборке валежника, мусора;

— организовать сбор семян деревьев и кустарников, чтобы засевать пустыри, склоны и дно оврагов;

— продолжать сбор макулатуры.

Подводя итоги, говорим:

— В каком лесу мы сегодня побывали (смешанном, хвойном, лиственном)? Какие растения встретили в лесу? Почему лес на­зывают нашим зеленым другом?

Детям дается задание оформить альбом на тему «Леса нашего края».

Завершая экскурсию в лес, оцениваем поведение детей в природе, бла­годарим их за помощь в работе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.007 с.)