Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественное своеобразие произведений сказочных жанровСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Границы сказочной литературы второй половины XX века очень широки — это и сказки всевозможных типов, и сказочные повести, и близкие к ним произведения фантастического характера (фантастические рассказы и повести, фэнтези). Непременное условие любого сказочного жанра — фантастика и волшебство, выходящие за рамки жизненного правдоподобия. Поскольку в сказке повествование выходит за границы реального мира, то у читателя складывается впечатление, что сказочник совершенно свободен от законов этого мира. Между тем подобная свобода относительна, и реальность в сказке обязательно присутствует. В первую очередь это касается изображения человеческих характеров, в каких бы фантастических обличьях ни являлись персонажи. Многие герои литературных сказок обладают выразительными характерами. Крокодил Гена из сказочной повести Эдуарда Успенского отличается душевной чуткостью, воспитанностью и культурным поведением, что делает его похожим на интеллигентного человека. Зато в характере кота Матроскина из другой сказки писателя видны черты обстоятельного и слегка прижимистого хозяина—и такой тип человека тоже часто встречается в жизни. Узнаваемость реальных человеческих характеров усиливает интерес к судьбе сказочных героев. Особенно тогда, когда в их поведении есть некоторое сходство с детьми — ребенок всегда отзывается на судьбу тех персонажей, которые близки к миру детства. Поэтому так много среди героев сказок всевозможных зверюшек, игрушек и маленьких человечков (от коротышек из сказки Николая Носова до гарантийных человечков из сказки Успенского). Не безразличен сказочник и к реальным обстоятельствам, в которых живут герои его сказок. Действие многих литературных сказок протекает в пространстве реального города или деревни, да и время в литературной сказке обозначено зачастую вполне конкретно. На значение реального в сказке указывают различные жанровые определения, которые писатели дают своим произведениям: «повесть-сказка», «быль-сказка», «сказочная повесть». Писатели постоянно вводят в сказку «несказочные» детали и образы, расширяя представление о возможностях сказочного жанра. Так, в сказках Константина Паустовского много подробностей из быта человека и жизни природы, а в повестях-сказках Эдуарда Успенского интерес вызывает социальная сторона жизни людей, проблемы современного общества. В то же время чудесное обязательно присутствует в литературной сказке, как и особая сказочная атмосфера. Чтобы создать ее, писатели часто обращаются к мотивам и персонажам традиционного сказочного фольклора. Оттуда пришли в литературную сказку говорящие животные, чудесные предметы, одушевленные силы природы. Основополагающими остаются мотивы сказочных испытаний и сказочных путешествий, во время которых герой посещает фантастический мир. Часто встречаются в сказках чудесные превращения — один из древнейших мифологических мотивов. Обращаются современные писатели и непосредственно к героям народных сказок, а также к персонажам русских суеверий. Но их характеры в литературной сказке обрисованы совершенно иначе, чем в фольклорной. Баба-яга, избаловавшая домовенка в сказке Татьяны Александровой «Кузька», мало похожа на бабу-ягу народной сказки, хотя свою зловещую роль неумелая воспитательница все-таки исполняет. Но и это не обязательно: «темные силы» традиционной сказки могут оказаться в современной сказке вполне добродушными существами. Вообще современные писатели не озабочены сохранением канона народной сказки. Скорее они предпочитают остроумную игру с образами русского фольклора. Границы этой игры очень широки — они захватывают и такой экзотический для детской литературы материал, как страшилки из детского фольклора (их пересказывают с юмором авторы современных «страшных» сказок). Охотно обращаются детские писатели к миру западноевропейских легенд и сказок. Образы фей и магов, королей и рыцарей создают в отечественной литературной сказке особую романтическую атмосферу. Легендарное прошлое легло в основу популярного в последние годы жанра фэнтези, в котором оживают герои эпических сказаний и средневековых книг. Отечественные авторы используют в своих фэнтези не только европейский, но и славянский материал. Чудесное в современной сказке может являться не из прошлого, а из будущего и иметь «научное» обоснование. Герои сказочно-фантастической литературы, вооруженные новейшими достижениями науки и техники, преодолевают пределы пространства и времени, попадают в далекие космические галактики. Но и там они часто встречаются с персонажами сказочного фольклора. В фантастических повестях Кира Булычева ученые будущего «оживляют» героев сказок и легенд и бережно сохраняют их в «заповеднике сказок». Близость к сказке — характерная особенность детской фантастической литературы. Источником фантастического для писателя часто служат детские мечты и фантазии. Они услышаны у детей или продолжают жить в глубинах сознания самого писателя. В созданной им сказке герою предоставляется счастливая возможность осуществить заветные мечты детства — полетать на ковре-самолете, получить волшебную палочку, научиться языку птиц и зверей. И конечно, воплощается в сказке мечта каждого ребенка о «празднике непослушания», на котором дети могут жить без оглядки на взрослых и их запреты. В сказке дети всегда большие и сильные, и они способны изменить жизнь вокруг себя. Мир, устроенный детьми, имеет ярко выраженный характер утопии. В ее основании — представления писателя о чистоте и неиспорченности детской души. Правда, не редкость в детской литературе разрушение такой утопии: сказка показывает неразумность детских желаний, когда обладание волшебными предметами приносит герою одни неприятности. Тем самым подчеркивается значение самой действительности, в которой ребенку предстоит жить. Но новейшая сказочная литература не делает и этого, она изображает ребенка во власти магии или колдовства и не настаивает на торжестве реальности. Фантастическое в сказочном жанре не ограничивает писателя в выборе тем, они могут быть самыми разнообразными, как и содержание сказки (нравственно-философское, социально-критическое, дидактическое). Нравственная проблематика наиболее характерна для жанра литературной сказки. Абстрактные понятия добра и зла в сказках становятся живыми и конкретными, и противостояние между ними развертывается как борьба темных и светлых сил. Чудесное разрешение всех противоречий, завершающее сказку, вселяет уверенность в разумное и гуманное устройство мира, и это еще одна из причин любви детей к сказочной литературе. Некоторые авторы понимали нравственную проблематику прямолинейно, сочиняя сказки «про плохих учеников», впоследствии исправлявшихся. Но не менее важно для литературы придать вопросам морали глубокий нравственный смысл, и тогда сказка уподобляется притче, где на конкретном примере повествуется об универсальных ценностях человеческого бытия. Близость сказки к притче — ее характерная особенность, и подобных сказок немало в детской отечественной литературе. Не чужда современной литературной сказке и социально-критическая проблематика. Она была знакома русской литературе еще со сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, нашла продолжение у Е. К. Шварца и В. А. Каверина. В детской литературе последних десятилетий появились сказочные произведения, в которых писатели иронизируют над тем, что происходит в обществе, и такие юмористические сказки социальной тематики популярны как у детей, так и у взрослых. Очень важен для сказочника возраст читателя, а он у любителей этого жанра разный — от самых маленьких детей до подростков. Сказки для малышей — это незамысловатые истории о говорящих зверюшках или игрушках (как в сказках-картинках В. Сутеева), а в сказочных повестях для подростков описываются фантастические приключения и романтические подвиги (сказочно-фантастические повести В. Крапивина). Но бывает и так, что определить предполагаемого адресата сказки непросто. Для кого написаны сказки С. Козлова или Р. Погодина? Их произведения универсальны, и объясняется это спецификой метафорического и иносказательного языка, который позволяет говорить о глубоких идеях и сложных понятиях в образах простых и доступных. Вопросы и задания 1.В чем своеобразие сказочных жанров? 2.Как сочетается в них чудесное и реальное?
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.008 с.) |