Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественное своеобразие произведений сказочных жанровСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Границы сказочной литературы второй половины XX века очень широки — это и сказки всевозможных типов, и сказочные повести, и близкие к ним произведения фантастического характера (фантастические рассказы и повести, фэнтези). Непременное условие любого сказочного жанра — фантастика и волшебство, выходящие за рамки жизненного правдоподобия. Поскольку в сказке повествование выходит за границы реального мира, то у читателя складывается впечатление, что сказочник совершенно свободен от законов этого мира. Между тем подобная свобода относительна, и реальность в сказке обязательно присутствует. В первую очередь это касается изображения человеческих характеров, в каких бы фантастических обличьях ни являлись персонажи. Многие герои литературных сказок обладают выразительными характерами. Крокодил Гена из сказочной повести Эдуарда Успенского отличается душевной чуткостью, воспитанностью и культурным поведением, что делает его похожим на интеллигентного человека. Зато в характере кота Матроскина из другой сказки писателя видны черты обстоятельного и слегка прижимистого хозяина—и такой тип человека тоже часто встречается в жизни. Узнаваемость реальных человеческих характеров усиливает интерес к судьбе сказочных героев. Особенно тогда, когда в их поведении есть некоторое сходство с детьми — ребенок всегда отзывается на судьбу тех персонажей, которые близки к миру детства. Поэтому так много среди героев сказок всевозможных зверюшек, игрушек и маленьких человечков (от коротышек из сказки Николая Носова до гарантийных человечков из сказки Успенского). Не безразличен сказочник и к реальным обстоятельствам, в которых живут герои его сказок. Действие многих литературных сказок протекает в пространстве реального города или деревни, да и время в литературной сказке обозначено зачастую вполне конкретно. На значение реального в сказке указывают различные жанровые определения, которые писатели дают своим произведениям: «повесть-сказка», «быль-сказка», «сказочная повесть». Писатели постоянно вводят в сказку «несказочные» детали и образы, расширяя представление о возможностях сказочного жанра. Так, в сказках Константина Паустовского много подробностей из быта человека и жизни природы, а в повестях-сказках Эдуарда Успенского интерес вызывает социальная сторона жизни людей, проблемы современного общества. В то же время чудесное обязательно присутствует в литературной сказке, как и особая сказочная атмосфера. Чтобы создать ее, писатели часто обращаются к мотивам и персонажам традиционного сказочного фольклора. Оттуда пришли в литературную сказку говорящие животные, чудесные предметы, одушевленные силы природы. Основополагающими остаются мотивы сказочных испытаний и сказочных путешествий, во время которых герой посещает фантастический мир. Часто встречаются в сказках чудесные превращения — один из древнейших мифологических мотивов. Обращаются современные писатели и непосредственно к героям народных сказок, а также к персонажам русских суеверий. Но их характеры в литературной сказке обрисованы совершенно иначе, чем в фольклорной. Баба-яга, избаловавшая домовенка в сказке Татьяны Александровой «Кузька», мало похожа на бабу-ягу народной сказки, хотя свою зловещую роль неумелая воспитательница все-таки исполняет. Но и это не обязательно: «темные силы» традиционной сказки могут оказаться в современной сказке вполне добродушными существами. Вообще современные писатели не озабочены сохранением канона народной сказки. Скорее они предпочитают остроумную игру с образами русского фольклора. Границы этой игры очень широки — они захватывают и такой экзотический для детской литературы материал, как страшилки из детского фольклора (их пересказывают с юмором авторы современных «страшных» сказок). Охотно обращаются детские писатели к миру западноевропейских легенд и сказок. Образы фей и магов, королей и рыцарей создают в отечественной литературной сказке особую романтическую атмосферу. Легендарное прошлое легло в основу популярного в последние годы жанра фэнтези, в котором оживают герои эпических сказаний и средневековых книг. Отечественные авторы используют в своих фэнтези не только европейский, но и славянский материал. Чудесное в современной сказке может являться не из прошлого, а из будущего и иметь «научное» обоснование. Герои сказочно-фантастической литературы, вооруженные новейшими достижениями науки и техники, преодолевают пределы пространства и времени, попадают в далекие космические галактики. Но и там они часто встречаются с персонажами сказочного фольклора. В фантастических повестях Кира Булычева ученые будущего «оживляют» героев сказок и легенд и бережно сохраняют их в «заповеднике сказок». Близость к сказке — характерная особенность детской фантастической литературы. Источником фантастического для писателя часто служат детские мечты и фантазии. Они услышаны у детей или продолжают жить в глубинах сознания самого писателя. В созданной им сказке герою предоставляется счастливая возможность осуществить заветные мечты детства — полетать на ковре-самолете, получить волшебную палочку, научиться языку птиц и зверей. И конечно, воплощается в сказке мечта каждого ребенка о «празднике непослушания», на котором дети могут жить без оглядки на взрослых и их запреты. В сказке дети всегда большие и сильные, и они способны изменить жизнь вокруг себя. Мир, устроенный детьми, имеет ярко выраженный характер утопии. В ее основании — представления писателя о чистоте и неиспорченности детской души. Правда, не редкость в детской литературе разрушение такой утопии: сказка показывает неразумность детских желаний, когда обладание волшебными предметами приносит герою одни неприятности. Тем самым подчеркивается значение самой действительности, в которой ребенку предстоит жить. Но новейшая сказочная литература не делает и этого, она изображает ребенка во власти магии или колдовства и не настаивает на торжестве реальности. Фантастическое в сказочном жанре не ограничивает писателя в выборе тем, они могут быть самыми разнообразными, как и содержание сказки (нравственно-философское, социально-критическое, дидактическое). Нравственная проблематика наиболее характерна для жанра литературной сказки. Абстрактные понятия добра и зла в сказках становятся живыми и конкретными, и противостояние между ними развертывается как борьба темных и светлых сил. Чудесное разрешение всех противоречий, завершающее сказку, вселяет уверенность в разумное и гуманное устройство мира, и это еще одна из причин любви детей к сказочной литературе. Некоторые авторы понимали нравственную проблематику прямолинейно, сочиняя сказки «про плохих учеников», впоследствии исправлявшихся. Но не менее важно для литературы придать вопросам морали глубокий нравственный смысл, и тогда сказка уподобляется притче, где на конкретном примере повествуется об универсальных ценностях человеческого бытия. Близость сказки к притче — ее характерная особенность, и подобных сказок немало в детской отечественной литературе. Не чужда современной литературной сказке и социально-критическая проблематика. Она была знакома русской литературе еще со сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, нашла продолжение у Е. К. Шварца и В. А. Каверина. В детской литературе последних десятилетий появились сказочные произведения, в которых писатели иронизируют над тем, что происходит в обществе, и такие юмористические сказки социальной тематики популярны как у детей, так и у взрослых. Очень важен для сказочника возраст читателя, а он у любителей этого жанра разный — от самых маленьких детей до подростков. Сказки для малышей — это незамысловатые истории о говорящих зверюшках или игрушках (как в сказках-картинках В. Сутеева), а в сказочных повестях для подростков описываются фантастические приключения и романтические подвиги (сказочно-фантастические повести В. Крапивина). Но бывает и так, что определить предполагаемого адресата сказки непросто. Для кого написаны сказки С. Козлова или Р. Погодина? Их произведения универсальны, и объясняется это спецификой метафорического и иносказательного языка, который позволяет говорить о глубоких идеях и сложных понятиях в образах простых и доступных. Вопросы и задания 1.В чем своеобразие сказочных жанров? 2.Как сочетается в них чудесное и реальное?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.01 с.) |