Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественное своеобразие произведений сказочных жанров

Поиск

Границы сказочной литературы второй половины XX века очень широки — это и сказки всевозможных типов, и сказочные пове­сти, и близкие к ним произведения фантастического характера (фантастические рассказы и повести, фэнтези).

Непременное условие любого сказочного жанра — фантастика и волшебство, выходящие за рамки жизненного правдоподобия. Поскольку в сказке повествование выходит за границы реального мира, то у читателя складывается впечатление, что сказочник со­вершенно свободен от законов этого мира. Между тем подобная свобода относительна, и реальность в сказке обязательно присут­ствует. В первую очередь это касается изображения человеческих характеров, в каких бы фантастических обличьях ни являлись пер­сонажи. Многие герои литературных сказок обладают выразитель­ными характерами.

Крокодил Гена из сказочной повести Эдуарда Успенского от­личается душевной чуткостью, воспитанностью и культурным поведением, что делает его похожим на интеллигентного чело­века. Зато в характере кота Матроскина из другой сказки писа­теля видны черты обстоятельного и слегка прижимистого хозяи­на—и такой тип человека тоже часто встречается в жизни. Узна­ваемость реальных человеческих характеров усиливает интерес к судьбе сказочных героев. Особенно тогда, когда в их поведении есть некоторое сходство с детьми — ребенок всегда отзывается на судьбу тех персонажей, которые близки к миру детства. По­этому так много среди героев сказок всевозможных зверюшек, игрушек и маленьких человечков (от коротышек из сказки Николая Носова до гарантийных человечков из сказки Успен­ского).

Не безразличен сказочник и к реальным обстоятельствам, в которых живут герои его сказок. Действие многих литературных сказок протекает в пространстве реального города или деревни, да и время в литературной сказке обозначено зачастую вполне конкретно. На значение реального в сказке указывают различные жанровые определения, которые писатели дают своим произве­дениям: «повесть-сказка», «быль-сказка», «сказочная повесть». Писатели постоянно вводят в сказку «несказочные» детали и об­разы, расширяя представление о возможностях сказочного жанра. Так, в сказках Константина Паустовского много подробностей из быта человека и жизни природы, а в повестях-сказках Эдуарда Успенского интерес вызывает социальная сторона жизни людей, проблемы современного общества.

В то же время чудесное обязательно присутствует в литератур­ной сказке, как и особая сказочная атмосфера. Чтобы создать ее, писатели часто обращаются к мотивам и персонажам традицион­ного сказочного фольклора. Оттуда пришли в литературную сказ­ку говорящие животные, чудесные предметы, одушевленные силы природы. Основополагающими остаются мотивы сказочных испы­таний и сказочных путешествий, во время которых герой посеща­ет фантастический мир. Часто встречаются в сказках чудесные превращения — один из древнейших мифологических мотивов. Обращаются современные писатели и непосредственно к героям народных сказок, а также к персонажам русских суеверий. Но их характеры в литературной сказке обрисованы совершенно иначе, чем в фольклорной.

Баба-яга, избаловавшая домовенка в сказке Татьяны Александ­ровой «Кузька», мало похожа на бабу-ягу народной сказки, хотя свою зловещую роль неумелая воспитательница все-таки исполня­ет. Но и это не обязательно: «темные силы» традиционной сказки могут оказаться в современной сказке вполне добродушными су­ществами. Вообще современные писатели не озабочены сохранени­ем канона народной сказки. Скорее они предпочитают остроумную игру с образами русского фольклора. Границы этой игры очень широки — они захватывают и такой экзотический для детской ли­тературы материал, как страшилки из детского фольклора (их пе­ресказывают с юмором авторы современных «страшных» сказок).

Охотно обращаются детские писатели к миру западноевропей­ских легенд и сказок. Образы фей и магов, королей и рыцарей создают в отечественной литературной сказке особую романти­ческую атмосферу. Легендарное прошлое легло в основу популяр­ного в последние годы жанра фэнтези, в котором оживают герои эпических сказаний и средневековых книг. Отечественные авторы используют в своих фэнтези не только европейский, но и славян­ский материал.

Чудесное в современной сказке может являться не из прошло­го, а из будущего и иметь «научное» обоснование. Герои сказоч­но-фантастической литературы, вооруженные новейшими дости­жениями науки и техники, преодолевают пределы пространства и времени, попадают в далекие космические галактики. Но и там они часто встречаются с персонажами сказочного фольклора. В фан­тастических повестях Кира Булычева ученые будущего «оживля­ют» героев сказок и легенд и бережно сохраняют их в «заповедни­ке сказок». Близость к сказке — характерная особенность детской фантастической литературы.

Источником фантастического для писателя часто служат дет­ские мечты и фантазии. Они услышаны у детей или продолжают жить в глубинах сознания самого писателя. В созданной им сказке герою предоставляется счастливая возможность осуществить за­ветные мечты детства — полетать на ковре-самолете, получить волшебную палочку, научиться языку птиц и зверей. И конечно, воплощается в сказке мечта каждого ребенка о «празднике непо­слушания», на котором дети могут жить без оглядки на взрослых и их запреты. В сказке дети всегда большие и сильные, и они спо­собны изменить жизнь вокруг себя. Мир, устроенный детьми, имеет ярко выраженный характер утопии. В ее основании — представле­ния писателя о чистоте и неиспорченности детской души. Правда, не редкость в детской литературе разрушение такой утопии: сказ­ка показывает неразумность детских желаний, когда обладание волшебными предметами приносит герою одни неприятности. Тем самым подчеркивается значение самой действительности, в кото­рой ребенку предстоит жить. Но новейшая сказочная литература не делает и этого, она изображает ребенка во власти магии или колдовства и не настаивает на торжестве реальности.

Фантастическое в сказочном жанре не ограничивает писателя в выборе тем, они могут быть самыми разнообразными, как и содержание сказки (нравственно-философское, социально-кри­тическое, дидактическое). Нравственная проблематика наиболее характерна для жанра литературной сказки. Абстрактные понятия добра и зла в сказках становятся живыми и конкретными, и про­тивостояние между ними развертывается как борьба темных и свет­лых сил. Чудесное разрешение всех противоречий, завершающее сказку, вселяет уверенность в разумное и гуманное устройство мира, и это еще одна из причин любви детей к сказочной литера­туре.

Некоторые авторы понимали нравственную проблематику пря­молинейно, сочиняя сказки «про плохих учеников», впоследствии исправлявшихся. Но не менее важно для литературы придать во­просам морали глубокий нравственный смысл, и тогда сказка упо­добляется притче, где на конкретном примере повествуется об универсальных ценностях человеческого бытия. Близость сказки к притче — ее характерная особенность, и подобных сказок немало в детской отечественной литературе.

Не чужда современной литературной сказке и социально-кри­тическая проблематика. Она была знакома русской литературе еще со сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, нашла продолжение у Е. К. Шварца и В. А. Каверина. В детской литературе последних де­сятилетий появились сказочные произведения, в которых писате­ли иронизируют над тем, что происходит в обществе, и такие юмористические сказки социальной тематики популярны как у детей, так и у взрослых.

Очень важен для сказочника возраст читателя, а он у любите­лей этого жанра разный — от самых маленьких детей до подростков. Сказки для малышей — это незамысловатые истории о гово­рящих зверюшках или игрушках (как в сказках-картинках В. Суте­ева), а в сказочных повестях для подростков описываются фанта­стические приключения и романтические подвиги (сказочно-фан­тастические повести В. Крапивина). Но бывает и так, что опреде­лить предполагаемого адресата сказки непросто. Для кого написа­ны сказки С. Козлова или Р. Погодина? Их произведения универ­сальны, и объясняется это спецификой метафорического и ино­сказательного языка, который позволяет говорить о глубоких иде­ях и сложных понятиях в образах простых и доступных.

Вопросы и задания

1.В чем своеобразие сказочных жанров?

2.Как сочетается в них чудесное и реальное?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.01 с.)