Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лирическая и философская сказочная прозаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Литературная сказка второй половины XX века открывается сказками Константина Георгиевича Паустовского (1892—1968). Действие его сказок протекает в конкретном времени и пространстве. Это послевоенная советская деревня («Теплый хлеб», 1945; «Стальное колечко», 1948), Москва военного времени («Растрепанный воробей», 1948), красноармейский полк времен Великой Отечественной войны («Похождения жука-носорога», 1945). Обилие бытовых деталей делает сказки Паустовского похожими на новеллы, да и сказочная фантастика в них укладывается в рамки «возможного». Например, чудесное участие природы в жизни людей проявляется вполне естественным образом — через изменение погоды или череду времен года. Лишь изредка природа предстает в образе сказочного существа, как, например, золотоволосая красавица-осень в сказке «Артельные мужички» (1949). Природный и человеческий миры в сказках Паустовского тесно связаны между собой, и из этой связи рождаются сказочные сюжеты. Так, в сказке «Теплый хлеб» на людей обрушились суровые морозы, потому что среди них появился человек с «холодным сердцем». Метафорический образ «холодного сердца» пришел из одноименной сказки немецкого сказочника Вильгельма Гауфа, есть он и в «Снежной королеве» Андерсена, и в сказке Евгения Шварца «Два брата». И везде сердечный холод подобен смерти, будь то бездушный камень в груди человека или лед в его сердце. В сказке Паустовского «охлаждением сердца» страдает деревенский мальчишка, жестоко обидевший старого коня (небрежно бросил ему корку черствого хлеба). Тем самым Филька оскорбил не только несчастное животное, но и проявил небрежение к человеческому труду, воплощением которого является хлеб. Наступившие вслед за этим поступком холода грозят гибелью всем жителям деревни. Но не в природе сокрыто зло, а в самом человеке, природа лишь мстит ему за равнодушие и жестокость. Спасти мир от холода может только теплота человеческих сердец. Она согревает мир вокруг, о чем свидетельствуют наступившая весна, бегущие ручьи и вновь заработавшая мельница. Единство природного и человеческого воплощает испеченный хлеб, который вобрал в себя не только тепло огня, но и теплоту человеческих сердец. Родная природа в сказках Паустовского помогает человеку преодолеть житейские трудности и делает его жизнь счастливой. Это главная идея сказки «Стальное колечко». В ней описана история деревенской девочки, чье детство выпало на тяжелые военные годы. Лишь однажды Варюшке было даровано чудо — стальное колечко, во власти которого перенести его обладательницу в далекие края. Но главным чудом оказалось не кольцо, а весеннее преображение природы, когда
по лесам, по лугам, по оврагам, сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели, запестрели тысячи тысяч цветов.
Мир вокруг стал так прекрасен, что покидать родные места девочке не захотелось, и волшебная сила кольца оказалась не нужной. Сказка «Растрепанный воробей» — это лирическая новелла о любви, рассказанная в виде происшествия из жизни маленькой девочки и ее мамы. О чувствах героев в произведениях Паустовского часто говорят бытовые мелочи и предметы. В сказке «Растрепанный воробей» таким предметом является хрустальный букетик цветов — прощальный подарок отца, уходящего на фронт. Скромное украшение воспринимается как бесценный талисман любви, поэтому так тяжело переживает мама его пропажу. Ничего сказочного в такой пропаже нет — блестящий предмет стащила ворона. И все-таки история, рассказанная писателем, это сказка — образы из реально-бытового мира имеют аналогии в сказочном. Ворона — это не только птица-воровка, но и традиционный образ враждебных человеку сил. Им противостоит городской воробей, привычный обитатель московских дворов. В скромной птичке есть что-то от сказочного простака, побеждающего сильного противника ловкостью и смекалкой (не потому ли воробья писатель называет «растрепанным», тем самым намечая сходство с человеком). Возникает еще одна сказочная ассоциация — с благодарными животными, помогающими своим спасителям (замерзающего воробья спасла девочка, а он вернул украшение). В кульминации сказки происходит настоящее чудо: в театр влетает воробей, держа в клюве сверкающий хрустальный букет. Завершается сказочная новелла описанием падающего за окном снега, и эта картина символически связывает земное и небесное, преходящее и вечное. Со сказок Паустовского в детской литературе начинается традиция лирической сказочной прозы, расцвет которой относится к 60 —70-м годам XX века. Лирическая сказка с ее эмоциональностью и поэтической образностью, по сути дела, открывала душевный мир человека. Значение такой литературы не ограничивается определенной эпохой: ведь лирическая сказка говорит о непреходящей ценности человеческих чувств. О том, как они важны для человека любого возраста, рассказывает сказочная повесть Я.Л.Акима «Учитель Так-Так и его разноцветная школа» (1968). В ней описана необыкновенная школа, в которой учат детей доброму и чуткому отношению к человеку — самой главной науке. Чтобы этому научить, сама школа и учитель должны быть особенными. Поэтому школа сложена из разноцветных кирпичиков и расположена на цветущей полянке, а учитель Так-Так похож на доброго волшебника. Похож он и на самого Я.Акима, который придал своему герою биографические черты. Уроки доброты в разноцветной школе начинаются с воспитания умения быть чутким к природе. Поэтому учитель ведет своих учеников смотреть на звездное небо и утренний рассвет. Когда дети научатся слушать тишину и видеть красоту, они смогут понять непростые правила человеческих отношений. О главном из них писатель говорит словами учителя:
Запомните: каждый человек говорит по-своему. Научиться слушать и откликаться — это и значит быть другом.
В природе видят авторы лирической сказки лучшего воспитателя для ребенка. Природа является в их произведениях сказочно опоэтизированной (неслучайно так любят лирическую сказку поэты). В повести-сказке И.П.Токмаковой «Счастливо, Ивушкин» (1983) описана сказочная страна под названием Нигде-и-Никогда. Туда уходит из дома обиженный на родителей мальчик. Он попадает в мир, где разговаривают деревья и травы. Этот идиллический мир не свободен от зла (его творят темные силы, изображающие распространенные человеческие грехи). Свойственное людям легкомыслие воплощено в образе прохладного ветерка, постоянно меняющего свое направление. Человеческая грубость и ее последствия тоже имеют зримый облик — грубые слова оставляют на белоснежных облаках грязные пятна, которые «отстирывает» прачка-енот. Как и во всяком сказочном путешествии, герой Токмаковой проходит испытания на доброту и человечность. Цель пути Ивушкина и его верного друга лошади Луши — встреча с мудрой девой Летницей. Летница — сказочное воплощение красоты природы, подобное
летнему деревенскому утру, когда легкий туман плывет над озером, травы стоят в росе неподвижно, а на опушке леса проснулась лазоревка и звонкими капельками роняет свои песенки в росу.
Именно Летница преподносит мальчику урок доброты. Она рассказывает ему о солнечном зайчике, которого нужно уметь увидеть в душе каждого человека, и тогда «всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь». Лирическая атмосфера и поэтическая образность могут быть отличительной чертой как сказочной новеллы, так и сказочной повести. Но нетрудно заметить, что для сказочной повести большее значение имеет сюжет, построенный по законам приключенческой литературы, в то время как сказка может довольствоваться минимумом событий, заключенных в диалоге или короткой истории. Подобная краткость может быть очень содержательной. На лирические миниатюры похожи коротенькие сказки Г.Цыферова. Их герои — зверюшки и игрушки, которые кажутся взятыми из мира детской игры. За простоватой внешностью скрываются глубокий внутренний мир и душевная чуткость. В сказке «Град» ослик распахивает над своим маленьким домом зонтик, чтобы защитить его от ударов непогоды. Подобная чувствительность кажется окружающим чудачеством, да и сам автор называет своих героев чудаками («Про чудака лягушонка», 1969). Но за поступками сказочных чудаков стоит мудрое понимание того, что составляет истинную ценность человеческой жизни. Маленький паровозик («Паровозик») совершает, с обыденной точки зрения, неразумный поступок — он останавливается в лесу, чтобы пассажиры могли услышать пение соловья и полюбоваться закатом. Герой Цыферова убежден, что не замечая природы, можно опоздать на всю жизнь. Прекрасное и нравственное тесно связаны между собой, поэтому сказочник призывает:
Если видишь красивое, если видишь хорошее — остановись.
Об истинном значении прекрасного в жизни человека написаны сказки С. Г. Козлова. Их сюжеты не богаты событиями, и главное содержание составляют разговоры, в которых сталкиваются разные точки зрения или, напротив, обнаруживается взаимопонимание. Герои сказок Козлова — традиционные сказочные зверюшки (ежик, медвежонок, заяц), а вот темы их бесед непривычны для детской литературы: речь идет о красоте и ее восприятии, об одиночестве и краткости жизни. В сказке «Радуга» предметом спора стала радуга, появившаяся на небе после дождя. Труженик Муравей — сторонник практического отношения к жизни, он полагает, что не следует отвлекаться на пустяки (таким пустяком он считает радугу после дождя). А для Медвежонка наслаждение красотой — не бесцельное времяпрепровождение: ведь увидеть и оценить красоту — это тоже труд. В знаменитой сказке С. Козлова «Ежик в тумане» (1978) герой заворожен красотой вечернего тумана, в котором все предметы становятся таинственными и меняют свои очертания.
«Расскажу — не поверят!» — подумал Ежик и стал смотреть еще внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту.
Двигаясь в тумане, ежик теряет из вида путь. Но чувство беспомощности вскоре проходит — оказывается, что мир полон добрыми существами, готовыми прийти на помощь. О том, как много значит понимание друзей, написаны многие сказки Козлова. С друзьями преодолевается тоска одиночества («Мы будем приходить и дышать»), острее чувствуется красота («Как оттенить тишину»), уходят страхи («Как Ёжик с Медвежонком приснились Зайцу»). Чувства героев этих сказок не только детские — они свойственны человеку в любом возрасте. Вот почему сказки этого писателя воспринимаются как своеобразные притчи, смысл которых можно понимать обобщенно. Но такая многозначность не мешает непосредственному детскому восприятию сказок С. Козлова. Животные в литературных сказках имеют мало звериного — ведь речь в них идет о людях и их поступках. Своеобразие сказок Б.Заходера (1918 — 200) в том, что в его сказочных героях «звериное» сохраняется. Писатель остроумно и свободно играет с природоведческой действительностью, рассказывая при этом об отношениях между людьми. Сказка «Ма-тари-кари» начинается со слов «Жил-был крокодил», причем тут же уточняется, что речь идет не о сказочном крокодиле, а о «самом настоящем Крокодиле», который жил «в самой настоящей Африке», и «все у него было страшное». Многократно повторяя слово «страшный», писатель добивается обратного — комического эффекта. Игра со словом продолжается и тогда, когда автор обыгрывает выражение «крокодильи слезы», — крокодил рыдает, а его слезам не верит никто. Лишь добрая птичка Тари пожалела беднягу и помогла ему избавиться от зубной боли. Забавно то, что подобную помощь она оказывает крокодилу и в природе, служа ему своеобразным санитаром, но Заходеру реальный факт нужен лишь для того, чтобы доказать нравственную истину — доброе отношение может изменить даже крокодила. Герои Заходера отличаются добрым сердцем, но окружающим они кажутся мягкотелыми и бесхарактерными. В сказке «Отшельник и роза» (1968) незащищенность главного героя рака-отшельника выражается буквально — у него нет панциря. В отсутствии жесткой защиты окружающие видят страшный порок и стараются обидеть того, кто не похож на остальных. Вот и приходится раку стать Отшельником. Из-за одиночества синее море кажется Отшельнику серым, и чтобы спастись от этого серого одиночества, Отшельник отправляется на поиски друга. Вместе с ним странствует морская Роза, перебираясь на спине рака-отшельника (содружество актинии и рака — факт биологический). Совместное путешествие помогло героям стать друзьями. И тогда они впервые увидели море синим, а жизнь — радужной. В таких красочных образах передает Заходер радость взаимопонимания и дружеского общения. Героиня сказки Заходера «Серая звездочка» (1968) — жаба, обитающая в саду. Некрасивая внешность жабы не должна заслонять полезных достоинств этого существа, защитника растений от вредителей. Поэтому все цветы в сказке любят жабу и зовут ее красивым именем — Серая звездочка. Только герой с «говорящим» именем Очень Глупый Мальчишка считает жабу уродливой и бросает в нее камень. Смысл рассказанной истории очень глубок и не сводится к идее полезности. Речь идет о том, как важно видеть в человеке его внутреннюю красоту, не сводимую к внешней привлекательности. Об этом писали сказочники со времен Андерсена, и «Серая звездочка» Бориса Заходера продолжает эту вечную тему. Тематика лирико-философской сказки второй половины XX века очень широка и всегда серьезна, поскольку касается важных мировоззренческих и нравственных проблем. Герой такой сказки оказывается пред трудным выбором жизненного пути, и этим он похож на сказочного витязя, стоящего на распутье. Все события и происшествия, о которых рассказывает автор, носят характер испытаний, что также свойственно народной сказке. В сказочных повестях Р. Погодина герои часто оказываются на жизненном распутье. Сами повести довольно большие по объему, но легко делятся на отдельные истории-притчи с внутренне законченной темой. Погодин писал для читателя младшего возраста, поэтому стремился к афористичности и законченности. В то же время писатель был склонен к созданию широкой панорамы представлений о счастье, лежащих в основе всякой этики и нравственной философии. Поэтому так много в сказках Погодина персонажей и эпизодов, из которых эта панорама складывается. Сказка «Где ты, Гдетыгдеты?» (1985) имеет подзаголовок «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей». Судьба красоты, как природной, так и рукотворной, созданной человеком, — главная тема сказки Погодина. Неслучайно ее действие происходит в городе Новгороде, богатом памятниками древнерусской культуры и народного творчества. Проблема восприятия и сохранения прекрасного имела для Погодина особое значение — сам писатель увлеченно занимался живописью. Но чувство прекрасного нужно не только художнику, но и каждому человеку, только тогда он будет бережно относиться к природе и произведениям искусства. Герой сказки с «говорящим» именем Попугаев Вовка (подобно птице бездумно повторяет чужие глупости) не привык задумываться о последствиях своих поступков (например, когда покрывает краской живую листву деревьев). Его «детские забавы» совсем небезобидны и наносят непоправимый вред природе и культуре. Например, из своего игрушечного ружья убил Вовка сказочного зверя Индрика. Как печальный афоризм звучат слова писателя о детской бездумности, которая продолжает жить часто и во взрослом человеке: «Спасать еще не умеешь, а стрелять уже научился...» (говорит эти слова маленький мормыш — сказочный обитатель новгородской земли). Красота беззащитна на земле — утверждает сказочник. Поэтому в эпилоге сказки превращается в облако и покидает мир маленький мамонт по имени Гдетыгдеты, чье имя звучит как вечный призыв человека к далекому и прекрасному. Сказочная повесть «Книжка про Гришку» (1974) имеет подзаголовок «Повесть про становую ось и гайку, которая внутри». Становая ось и гайка — это метафорические обозначения тех нравственных качеств, которые определяют характер и мировоззрение человека. Чтобы их укрепить в своем сыне, родители отправляют мальчика в деревню с символическим названием Коржи. Как хлеб необходим для человека, так необходима ему близость к родной земле. Деревня в сказке Погодина необычна — в ней говорят и философствуют не только люди, но и птицы, звери, а также «нереальные существа» (они похожи на персонажи русских суеверий). Из высказываний и поступков сказочных персонажей складывается пестрая картина представлений о счастье и о том пути, что ведет к нему. Маленький Гришка делает для себя важное открытие: оказывается, что счастье у каждого свое, и путей, к нему ведущих, много. Воробью Мухолову с гордым именем Аполлон нужна слава, а драчливому козлу Розенкранцу сила, Пестряков Валерий мечтает об «ударе без промаха», а девочка Лиза не мыслит себе счастья без говорящей собаки. В подобных представлениях есть нечто общее, и связано оно с эгоистичным желанием человека возвыситься над другими людьми. Иначе мыслит себе жизнь герой по имени дядя Федя, устами которого говорит сам писатель. Он советует мальчику не искать легких путей, а переходить речку вброд, ощущая каждый камушек и выдерживая все удары судьбы. Каждое событие в сказке становится проверкой готовности Гришки следовать выбранному пути. Например, когда девочка Лиза решила отказаться от своего четвероногого друга ради породистой собаки, Гришка без колебаний высказал свое отношение к такому поступку:
Если друг, то не собственность. Если собственность, то унижение. Если унижение, то в дружбе измена. Если измена, то предательство. А предательство маленьким не бывает.
Так пробует Гришка «переходить речку вброд», ошибаясь порой, но вновь возвращаясь к нужному пути. В награду за это мальчику открывается дорога в сверкающую яркими красками Весеннюю землю. Это метафорический образ родного края, необыкновенная красота которого является далеко не каждому.
Гришка шел по котловине, и возникало в его душе ощущение цвета и звука, света и тени, сливаясь в простое слово — Родная Земля. И как бы заново нарождались в Гришкиной голове слова, такие, как «радость», «щедрость», «великодушие». А такие слова, как «слава», «триумф», «непреклонность», перед которыми Гришка раньше робел, как бы растушевывались, теряли четкие очертания.
В сказках Погодина много образов из мира культуры. Они не всегда просты для понимания, как, например, имя Розенкранц — так звали подлого приятеля Гамлета в трагедии Шекспира. Готов на любую подлость и козел в сказке Погодина. Понимание культурного значения не обязательно для юного читателя сказки. Важнее для него резкое звучание согласных в имени героя. Культурные символы и образы в сказках Радия Погодина разговаривают с ребенком разными способами, постепенно раскрывая перед ним подлинную глубину смысла. Таинственные шныри и мормыши в сказках Погодина призваны напомнить об истоках народной мудрости и народной жизни. С этой же целью детские писатели обращаются к персонажам русских народных суеверий. Одной из первых это сделала Т.Александрова в сказочной повести «Кузька». В ней рассказывается о встрече городской девочки с маленьким домовым. Он познакомил ее со старинными русскими обычаями и традициями. Особенно поразила девочку речь домовенка, разукрашенная пословицами и поговорками.
Охти мне, батюшки! Охти мне, матушки! Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая! И в кого такая уродилась? Ну да ладно! А я на что? Ум хорошо, а два лучше того!
Старинные русские слова соединяются в ритмичные скороговорки, да и сам домовой ведет себя как заправский скоморох, забавно притопывая и прихлопывая. Но среди шуток и прибауток то и дело звучат мудрые наставления: «Дома и стены помогают», «Дом-то хорош, да хозяин не гож», — смысл сказанного не совсем понятен современной девочке (она с удивлением смотрит на стены, которые «помогают»). Удивляет ее также желание домового собрать на новоселье всех своих знакомых: Афоньку, Адоньку, Вуколочку, Лутонюшку (перечень старинных имен — опять скороговорка). Но за игрой словами открывается народное представление о родственной связи между людьми, про которую забывает подчас современный житель городской квартиры. Писательница напоминает об этом ребенку, не забывая развлечь и потешить его. Иной предстает сказочная повесть в творчестве С.Л.Прокофьевой. Юмор в ее сказках сочетается с романтикой и интересом к внутреннему миру человека. Разделяет писательница и популярную идею о том, что волшебные силы меркнут перед реальными возможностями самого человека. В сказке «Приключения желтого чемоданчика» (1965) дети надеются излечиться от страхов и капризов с помощью чудодейственных лекарств. Необходимость в них отпала после того, как герои пережили ряд серьезных жизненных испытаний и вышли из них с честью. Итог сказки таков:
Когда сама жизнь делает человека смелым, это действует гораздо сильнее, чем любые лекарства.
Оглядка на реальную жизнь не мешает игре в фантастику и небывальщину. В этой сказке много комических недоразумений (чудесные лекарства попадают не по назначению, что приводит к неожиданным последствиям). Неразбериха усиливается от того, что невероятные события происходят в обстановке современного города. Писательница не раз делала его местом сказочного действия: по городским улицам несется оживший плюшевый тигр («Неизвестный с хвостом», 1963), бредет обиженный на маму ребенок («Не буду просить прощения», 1980). В творчестве С. Прокофьевой встречается и другой тип литературной сказки — романтической. В экзотическом мире Средневековья разыгрывается борьба между жестокими правителями и жителями сказочного королевства («Лоскутик и облако», 1972; «Глазастик и ключ-невидимка», 1986). Но дружба, связывающая добрых и честных людей, приводит к ниспровержению сил зла и победе добра. В таких историях заметно влияние сказки Ю. Олеши «Три толстяка», но отличительная черта Прокофьевой в том, что писательница внимательна к чувствам своих героев. Герои сказок Прокофьевой отличаются особым душевным складом. Это мечтатели и фантазеры, художники и музыканты. В их портретах выделяются в первую очередь глаза (литература традиционно считает их «зеркалом души»). Одну из сказочных героинь так и зовут Глазастик — чуткость и доброта светятся в ее взгляде, а нищенские одежды не могут скрыть ее душевных достоинств. Возвышенность души писательница не боится сочетать с приземленной или даже вовсе комической внешностью. Крикливая и суровая на вид королевская повариха со смешным именем Барбацуца в сказке «Лоскутик и облако» — добрая и чувствительная натура, как и жаба Розитта, за отталкивающей внешностью которой кроются внутренняя красота и одухотворенность. Многие герои Прокофьевой — дети или существа, похожие на них. Маленькое облако в сказке «Лоскутик и облако» постоянно меняет облик и настроение:
Не могу долго быть одним и тем же. Мне все время хочется меняться, превращаться.
В этих словах проявляется не столько природа сказочного существа, сколько живой характер ребенка, всегда готового к игре и фантазиям. Любит сказочница поиграть словами на детский манер. Вообще, детям в ее сказках отводится главная роль в спасении и преображении мира, к ним тянутся все силы добра. Как говорит облако словами самой писательницы:
Насколько проще с детьми. Всему верят. Понимают с полуслова. Вопросы и задания 1. Как связаны в сказках К. Паустовского мир природы и человека? 2.Часто говорят об «уроках сказки». Приведите примеры таких уроков из произведений Б.Заходера, Я.Акима, И.Токмаковой, Р.Погодина. 3. Как в сказках Г. Цыферова и С. Козлова передается глубина человеческих взаимоотношений? 4. В чем своеобразие сказочных героев Т.Александровой и С.Прокофьевой?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.02 с.) |