Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лирическая и философская сказочная проза

Поиск

Литературная сказка второй половины XX века открывается сказками Константина Георгиевича Паустовского (1892—1968). Дей­ствие его сказок протекает в конкретном времени и пространстве. Это послевоенная советская деревня («Теплый хлеб», 1945; «Сталь­ное колечко», 1948), Москва военного времени («Растрепанный воробей», 1948), красноармейский полк времен Великой Отече­ственной войны («Похождения жука-носорога», 1945). Обилие бытовых деталей делает сказки Паустовского похожими на новел­лы, да и сказочная фантастика в них укладывается в рамки «воз­можного». Например, чудесное участие природы в жизни людей проявляется вполне естественным образом — через изменение погоды или череду времен года. Лишь изредка природа предстает в образе сказочного существа, как, например, золотоволосая кра­савица-осень в сказке «Артельные мужички» (1949).

Природный и человеческий миры в сказках Паустовского тес­но связаны между собой, и из этой связи рождаются сказочные сюжеты. Так, в сказке «Теплый хлеб» на людей обрушились суро­вые морозы, потому что среди них появился человек с «холодным сердцем». Метафорический образ «холодного сердца» пришел из одноименной сказки немецкого сказочника Вильгельма Гауфа, есть он и в «Снежной королеве» Андерсена, и в сказке Евгения Шварца «Два брата». И везде сердечный холод подобен смерти, будь то бездушный камень в груди человека или лед в его сердце.

В сказке Паустовского «охлаждением сердца» страдает деревен­ский мальчишка, жестоко обидевший старого коня (небрежно бросил ему корку черствого хлеба). Тем самым Филька оскорбил не только несчастное животное, но и проявил небрежение к человеческому труду, воплощением которого является хлеб. Насту­пившие вслед за этим поступком холода грозят гибелью всем жи­телям деревни. Но не в природе сокрыто зло, а в самом человеке, природа лишь мстит ему за равнодушие и жестокость. Спасти мир от холода может только теплота человеческих сердец. Она согрева­ет мир вокруг, о чем свидетельствуют наступившая весна, бегу­щие ручьи и вновь заработавшая мельница. Единство природного и человеческого воплощает испеченный хлеб, который вобрал в себя не только тепло огня, но и теплоту человеческих сердец.

Родная природа в сказках Паустовского помогает человеку пре­одолеть житейские трудности и делает его жизнь счастливой. Это главная идея сказки «Стальное колечко». В ней описана история деревенской девочки, чье детство выпало на тяжелые военные годы. Лишь однажды Варюшке было даровано чудо — стальное колечко, во власти которого перенести его обладательницу в да­лекие края. Но главным чудом оказалось не кольцо, а весеннее преображение природы, когда

 

по лесам, по лугам, по оврагам, сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели, запестрели тысячи тысяч цветов.

 

Мир вокруг стал так прекрасен, что покидать родные места де­вочке не захотелось, и волшебная сила кольца оказалась не нужной.

Сказка «Растрепанный воробей» — это лирическая новелла о любви, рассказанная в виде происшествия из жизни маленькой девочки и ее мамы. О чувствах героев в произведениях Паустовско­го часто говорят бытовые мелочи и предметы. В сказке «Растрепан­ный воробей» таким предметом является хрустальный букетик цве­тов — прощальный подарок отца, уходящего на фронт. Скромное украшение воспринимается как бесценный талисман любви, по­этому так тяжело переживает мама его пропажу. Ничего сказочного в такой пропаже нет — блестящий предмет стащила ворона. И все-таки история, рассказанная писателем, это сказка — образы из реально-бытового мира имеют аналогии в сказочном. Ворона — это не только птица-воровка, но и традиционный образ враждебных человеку сил. Им противостоит городской воробей, привычный обитатель московских дворов. В скромной птичке есть что-то от сказочного простака, побеждающего сильного противника лов­костью и смекалкой (не потому ли воробья писатель называет «ра­стрепанным», тем самым намечая сходство с человеком). Возни­кает еще одна сказочная ассоциация — с благодарными живот­ными, помогающими своим спасителям (замерзающего воробья спасла девочка, а он вернул украшение). В кульминации сказки происходит настоящее чудо: в театр влетает воробей, держа в клюве сверкающий хрустальный букет. Завершается сказочная новелла описанием падающего за окном снега, и эта картина символиче­ски связывает земное и небесное, преходящее и вечное.

Со сказок Паустовского в детской литературе начинается тра­диция лирической сказочной прозы, расцвет которой относится к 60 —70-м годам XX века. Лирическая сказка с ее эмоционально­стью и поэтической образностью, по сути дела, открывала ду­шевный мир человека. Значение такой литературы не ограничива­ется определенной эпохой: ведь лирическая сказка говорит о не­преходящей ценности человеческих чувств. О том, как они важны для человека любого возраста, рассказывает сказочная повесть Я.Л.Акима «Учитель Так-Так и его разноцветная школа» (1968). В ней описана необыкновенная школа, в которой учат детей до­брому и чуткому отношению к человеку — самой главной науке. Чтобы этому научить, сама школа и учитель должны быть особен­ными. Поэтому школа сложена из разноцветных кирпичиков и расположена на цветущей полянке, а учитель Так-Так похож на доброго волшебника. Похож он и на самого Я.Акима, который при­дал своему герою биографические черты. Уроки доброты в разно­цветной школе начинаются с воспитания умения быть чутким к природе. Поэтому учитель ведет своих учеников смотреть на звезд­ное небо и утренний рассвет. Когда дети научатся слушать тишину и видеть красоту, они смогут понять непростые правила человеческих отношений. О главном из них писатель говорит словами учителя:

 

Запомните: каждый человек говорит по-своему. Научиться слушать и откликаться — это и значит быть другом.

 

В природе видят авторы лирической сказки лучшего воспитате­ля для ребенка. Природа является в их произведениях сказочно опоэтизированной (неслучайно так любят лирическую сказку по­эты). В повести-сказке И.П.Токмаковой «Счастливо, Ивушкин» (1983) описана сказочная страна под названием Нигде-и-Никогда. Туда уходит из дома обиженный на родителей мальчик. Он попадает в мир, где разговаривают деревья и травы. Этот идилличе­ский мир не свободен от зла (его творят темные силы, изобража­ющие распространенные человеческие грехи). Свойственное лю­дям легкомыслие воплощено в образе прохладного ветерка, по­стоянно меняющего свое направление. Человеческая грубость и ее последствия тоже имеют зримый облик — грубые слова оставляют на белоснежных облаках грязные пятна, которые «отстирывает» прачка-енот. Как и во всяком сказочном путешествии, герой Ток­маковой проходит испытания на доброту и человечность. Цель пути Ивушкина и его верного друга лошади Луши — встреча с мудрой девой Летницей. Летница — сказочное воплощение красоты при­роды, подобное

 

летнему деревенскому утру, когда легкий туман плывет над озером, травы стоят в росе неподвижно, а на опушке леса проснулась лазоревка и звонкими капельками роняет свои песенки в росу.

 

Именно Летница преподносит мальчику урок доброты. Она рассказывает ему о солнечном зайчике, которого нужно уметь увидеть в душе каждого человека, и тогда «всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь».

Лирическая атмосфера и поэтическая образность могут быть отличительной чертой как сказочной новеллы, так и сказочной повести. Но нетрудно заметить, что для сказочной повести боль­шее значение имеет сюжет, построенный по законам приключен­ческой литературы, в то время как сказка может довольствоваться минимумом событий, заключенных в диалоге или короткой исто­рии. Подобная краткость может быть очень содержательной. На лирические миниатюры похожи коротенькие сказки Г.Цыферова. Их герои — зверюшки и игрушки, которые кажутся взятыми из мира детской игры. За простоватой внешностью скрываются глу­бокий внутренний мир и душевная чуткость.

В сказке «Град» ослик распахивает над своим маленьким домом зонтик, чтобы защитить его от ударов непогоды. Подобная чув­ствительность кажется окружающим чудачеством, да и сам автор называет своих героев чудаками («Про чудака лягушонка», 1969). Но за поступками сказочных чудаков стоит мудрое понимание того, что составляет истинную ценность человеческой жизни. Маленький паровозик («Паровозик») совершает, с обыденной точки зрения, неразумный поступок — он останавливается в лесу, чтобы пассажиры могли услышать пение соловья и полюбоваться закатом. Герой Цыферова убежден, что не замечая природы, мож­но опоздать на всю жизнь. Прекрасное и нравственное тесно свя­заны между собой, поэтому сказочник призывает:

 

Если видишь красивое, если видишь хорошее — остановись.

 

Об истинном значении прекрасного в жизни человека написа­ны сказки С. Г. Козлова. Их сюжеты не богаты событиями, и глав­ное содержание составляют разговоры, в которых сталкиваются разные точки зрения или, напротив, обнаруживается взаимопо­нимание. Герои сказок Козлова — традиционные сказочные зве­рюшки (ежик, медвежонок, заяц), а вот темы их бесед непривыч­ны для детской литературы: речь идет о красоте и ее восприятии, об одиночестве и краткости жизни. В сказке «Радуга» предметом спора стала радуга, появившаяся на небе после дождя. Труженик Муравей — сторонник практического отношения к жизни, он полагает, что не следует отвлекаться на пустяки (таким пустяком он считает радугу после дождя). А для Медвежонка наслаждение красотой — не бесцельное времяпрепровождение: ведь увидеть и оценить красоту — это тоже труд. В знаменитой сказке С. Козлова «Ежик в тумане» (1978) герой заворожен красотой вечернего ту­мана, в котором все предметы становятся таинственными и ме­няют свои очертания.

 

«Расскажу — не поверят!» — подумал Ежик и стал смотреть еще вни­мательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту.

 

Двигаясь в тумане, ежик теряет из вида путь. Но чувство беспо­мощности вскоре проходит — оказывается, что мир полон до­брыми существами, готовыми прийти на помощь.

О том, как много значит понимание друзей, написаны многие сказки Козлова. С друзьями преодолевается тоска одиночества («Мы будем приходить и дышать»), острее чувствуется красота («Как оттенить тишину»), уходят страхи («Как Ёжик с Медвежонком приснились Зайцу»). Чувства героев этих сказок не только дет­ские — они свойственны человеку в любом возрасте. Вот почему сказки этого писателя воспринимаются как своеобразные прит­чи, смысл которых можно понимать обобщенно. Но такая много­значность не мешает непосредственному детскому восприятию сказок С. Козлова.

Животные в литературных сказках имеют мало звериного — ведь речь в них идет о людях и их поступках. Своеобразие сказок Б.Заходера (1918 — 200) в том, что в его сказочных героях «звери­ное» сохраняется. Писатель остроумно и свободно играет с приро­доведческой действительностью, рассказывая при этом об отно­шениях между людьми. Сказка «Ма-тари-кари» начинается со слов «Жил-был крокодил», причем тут же уточняется, что речь идет не о сказочном крокодиле, а о «самом настоящем Крокодиле», который жил «в самой настоящей Африке», и «все у него было страшное». Многократно повторяя слово «страшный», писатель добивается обратного — комического эффекта. Игра со словом продолжается и тогда, когда автор обыгрывает выражение «кро­кодильи слезы», — крокодил рыдает, а его слезам не верит никто. Лишь добрая птичка Тари пожалела беднягу и помогла ему изба­виться от зубной боли. Забавно то, что подобную помощь она ока­зывает крокодилу и в природе, служа ему своеобразным санита­ром, но Заходеру реальный факт нужен лишь для того, чтобы доказать нравственную истину — доброе отношение может изме­нить даже крокодила.

Герои Заходера отличаются добрым сердцем, но окружающим они кажутся мягкотелыми и бесхарактерными. В сказке «Отшель­ник и роза» (1968) незащищенность главного героя рака-отшель­ника выражается буквально — у него нет панциря. В отсутствии жесткой защиты окружающие видят страшный порок и стараются обидеть того, кто не похож на остальных. Вот и приходится раку стать Отшельником. Из-за одиночества синее море кажется От­шельнику серым, и чтобы спастись от этого серого одиночества, Отшельник отправляется на поиски друга. Вместе с ним стран­ствует морская Роза, перебираясь на спине рака-отшельника (со­дружество актинии и рака — факт биологический). Совместное путешествие помогло героям стать друзьями. И тогда они впервые увидели море синим, а жизнь — радужной. В таких красочных об­разах передает Заходер радость взаимопонимания и дружеского общения.

Героиня сказки Заходера «Серая звездочка» (1968) — жаба, обитающая в саду. Некрасивая внешность жабы не должна засло­нять полезных достоинств этого существа, защитника растений от вредителей. Поэтому все цветы в сказке любят жабу и зовут ее красивым именем — Серая звездочка. Только герой с «говоря­щим» именем Очень Глупый Мальчишка считает жабу уродливой и бросает в нее камень. Смысл рассказанной истории очень глу­бок и не сводится к идее полезности. Речь идет о том, как важно видеть в человеке его внутреннюю красоту, не сводимую к внеш­ней привлекательности. Об этом писали сказочники со времен Андерсена, и «Серая звездочка» Бориса Заходера продолжает эту вечную тему.

Тематика лирико-философской сказки второй половины XX ве­ка очень широка и всегда серьезна, поскольку касается важных мировоззренческих и нравственных проблем. Герой такой сказки оказывается пред трудным выбором жизненного пути, и этим он похож на сказочного витязя, стоящего на распутье. Все события и происшествия, о которых рассказывает автор, носят характер ис­пытаний, что также свойственно народной сказке.

В сказочных повестях Р. Погодина герои часто оказываются на жизненном распутье. Сами повести довольно большие по объему, но легко делятся на отдельные истории-притчи с внутренне за­конченной темой. Погодин писал для читателя младшего возрас­та, поэтому стремился к афористичности и законченности. В то же время писатель был склонен к созданию широкой панорамы пред­ставлений о счастье, лежащих в основе всякой этики и нравствен­ной философии. Поэтому так много в сказках Погодина персона­жей и эпизодов, из которых эта панорама складывается.

Сказка «Где ты, Гдетыгдеты?» (1985) имеет подзаголовок «Сказка про жеребенка Мишу и его друзей». Судьба красоты, как природной, так и рукотворной, созданной человеком, — главная тема сказки Погодина. Неслучайно ее действие происходит в го­роде Новгороде, богатом памятниками древнерусской культуры и народного творчества. Проблема восприятия и сохранения пре­красного имела для Погодина особое значение — сам писатель увлеченно занимался живописью. Но чувство прекрасного нужно не только художнику, но и каждому человеку, только тогда он будет бережно относиться к природе и произведениям искусства. Герой сказки с «говорящим» именем Попугаев Вовка (подобно птице бездумно повторяет чужие глупости) не привык задумы­ваться о последствиях своих поступков (например, когда покры­вает краской живую листву деревьев). Его «детские забавы» совсем небезобидны и наносят непоправимый вред природе и культуре. Например, из своего игрушечного ружья убил Вовка сказочного зверя Индрика. Как печальный афоризм звучат слова писателя о детской бездумности, которая продолжает жить часто и во взрос­лом человеке: «Спасать еще не умеешь, а стрелять уже научил­ся...» (говорит эти слова маленький мормыш — сказочный обита­тель новгородской земли). Красота беззащитна на земле — утвер­ждает сказочник. Поэтому в эпилоге сказки превращается в обла­ко и покидает мир маленький мамонт по имени Гдетыгдеты, чье имя звучит как вечный призыв человека к далекому и прекрасному.

Сказочная повесть «Книжка про Гришку» (1974) имеет подза­головок «Повесть про становую ось и гайку, которая внутри». Становая ось и гайка — это метафорические обозначения тех нравственных качеств, которые определяют характер и мировоз­зрение человека. Чтобы их укрепить в своем сыне, родители от­правляют мальчика в деревню с символическим названием Кор­жи. Как хлеб необходим для человека, так необходима ему бли­зость к родной земле. Деревня в сказке Погодина необычна — в ней говорят и философствуют не только люди, но и птицы, зве­ри, а также «нереальные существа» (они похожи на персонажи русских суеверий).

Из высказываний и поступков сказочных персонажей склады­вается пестрая картина представлений о счастье и о том пути, что ведет к нему. Маленький Гришка делает для себя важное откры­тие: оказывается, что счастье у каждого свое, и путей, к нему ведущих, много. Воробью Мухолову с гордым именем Аполлон нужна слава, а драчливому козлу Розенкранцу сила, Пестряков Валерий мечтает об «ударе без промаха», а девочка Лиза не мыс­лит себе счастья без говорящей собаки. В подобных представлени­ях есть нечто общее, и связано оно с эгоистичным желанием че­ловека возвыситься над другими людьми.

Иначе мыслит себе жизнь герой по имени дядя Федя, устами которого говорит сам писатель. Он советует мальчику не искать легких путей, а переходить речку вброд, ощущая каждый каму­шек и выдерживая все удары судьбы. Каждое событие в сказке становится проверкой готовности Гришки следовать выбранному пути. Например, когда девочка Лиза решила отказаться от своего четвероногого друга ради породистой собаки, Гришка без колеба­ний высказал свое отношение к такому поступку:

 

Если друг, то не собственность. Если собственность, то унижение. Если унижение, то в дружбе измена. Если измена, то предательство. А пре­дательство маленьким не бывает.

 

Так пробует Гришка «переходить речку вброд», ошибаясь порой, но вновь возвращаясь к нужному пути. В награду за это маль­чику открывается дорога в сверкающую яркими красками Весеннюю землю. Это метафорический образ родного края, необыкно­венная красота которого является далеко не каждому.

 

Гришка шел по котловине, и возникало в его душе ощущение цвета и звука, света и тени, сливаясь в простое слово — Родная Земля. И как бы заново нарождались в Гришкиной голове слова, такие, как «радость», «щедрость», «великодушие». А такие слова, как «слава», «триумф», «не­преклонность», перед которыми Гришка раньше робел, как бы растуше­вывались, теряли четкие очертания.

 

В сказках Погодина много образов из мира культуры. Они не всегда просты для понимания, как, например, имя Розенкранц — так звали подлого приятеля Гамлета в трагедии Шекспира. Готов на любую подлость и козел в сказке Погодина. Понимание куль­турного значения не обязательно для юного читателя сказки. Важ­нее для него резкое звучание согласных в имени героя. Культур­ные символы и образы в сказках Радия Погодина разговаривают с ребенком разными способами, постепенно раскрывая перед ним подлинную глубину смысла.

Таинственные шныри и мормыши в сказках Погодина призва­ны напомнить об истоках народной мудрости и народной жизни. С этой же целью детские писатели обращаются к персонажам рус­ских народных суеверий.

Одной из первых это сделала Т.Александрова в сказочной по­вести «Кузька». В ней рассказывается о встрече городской девочки с маленьким домовым. Он познакомил ее со старинными русски­ми обычаями и традициями. Особенно поразила девочку речь домовенка, разукрашенная пословицами и поговорками.

 

Охти мне, батюшки! Охти мне, матушки! Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая! И в кого такая уродилась? Ну да ладно! А я на что? Ум хорошо, а два лучше того!

 

Старинные русские слова соединяются в ритмичные скорого­ворки, да и сам домовой ведет себя как заправский скоморох, забавно притопывая и прихлопывая. Но среди шуток и прибауток то и дело звучат мудрые наставления: «Дома и стены помогают», «Дом-то хорош, да хозяин не гож», — смысл сказанного не со­всем понятен современной девочке (она с удивлением смотрит на стены, которые «помогают»).

Удивляет ее также желание домового собрать на новоселье всех своих знакомых: Афоньку, Адоньку, Вуколочку, Лутонюшку (пе­речень старинных имен — опять скороговорка). Но за игрой слова­ми открывается народное представление о родственной связи между людьми, про которую забывает подчас современный житель го­родской квартиры. Писательница напоминает об этом ребенку, не забывая развлечь и потешить его.

Иной предстает сказочная повесть в творчестве С.Л.Прокофье­вой. Юмор в ее сказках сочетается с романтикой и интересом к внутреннему миру человека. Разделяет писательница и популяр­ную идею о том, что волшебные силы меркнут перед реальными возможностями самого человека. В сказке «Приключения желтого чемоданчика» (1965) дети надеются излечиться от страхов и кап­ризов с помощью чудодейственных лекарств. Необходимость в них отпала после того, как герои пережили ряд серьезных жизненных испытаний и вышли из них с честью. Итог сказки таков:

 

Когда сама жизнь делает человека смелым, это действует гораздо силь­нее, чем любые лекарства.

 

Оглядка на реальную жизнь не мешает игре в фантастику и небывальщину. В этой сказке много комических недоразумений (чудесные лекарства попадают не по назначению, что приводит к неожиданным последствиям). Неразбериха усиливается от того, что невероятные события происходят в обстановке современного города. Писательница не раз делала его местом сказочного дей­ствия: по городским улицам несется оживший плюшевый тигр («Неизвестный с хвостом», 1963), бредет обиженный на маму ре­бенок («Не буду просить прощения», 1980).

В творчестве С. Прокофьевой встречается и другой тип литера­турной сказки — романтической. В экзотическом мире Средневе­ковья разыгрывается борьба между жестокими правителями и жителями сказочного королевства («Лоскутик и облако», 1972; «Глазастик и ключ-невидимка», 1986). Но дружба, связывающая добрых и честных людей, приводит к ниспровержению сил зла и победе добра. В таких историях заметно влияние сказки Ю. Олеши «Три толстяка», но отличительная черта Прокофьевой в том, что писательница внимательна к чувствам своих героев.

Герои сказок Прокофьевой отличаются особым душевным складом. Это мечтатели и фантазеры, художники и музыканты. В их портретах выделяются в первую очередь глаза (литература традиционно считает их «зеркалом души»). Одну из сказочных героинь так и зовут Глазастик — чуткость и доброта светятся в ее взгляде, а нищенские одежды не могут скрыть ее душевных достоинств. Возвышенность души писательница не боится соче­тать с приземленной или даже вовсе комической внешностью. Крикливая и суровая на вид королевская повариха со смешным именем Барбацуца в сказке «Лоскутик и облако» — добрая и чувствительная натура, как и жаба Розитта, за отталкивающей внешностью которой кроются внутренняя красота и одухотво­ренность.

Многие герои Прокофьевой — дети или существа, похожие на них. Маленькое облако в сказке «Лоскутик и облако» постоянно меняет облик и настроение:

 

Не могу долго быть одним и тем же. Мне все время хочется меняться, превращаться.

 

В этих словах проявляется не столько природа сказочного су­щества, сколько живой характер ребенка, всегда готового к игре и фантазиям. Любит сказочница поиграть словами на детский ма­нер. Вообще, детям в ее сказках отводится главная роль в спасении и преображении мира, к ним тянутся все силы добра. Как говорит облако словами самой писательницы:

 

Насколько проще с детьми. Всему верят. Понимают с полуслова.

Вопросы и задания

1. Как связаны в сказках К. Паустовского мир природы и человека?

2.Часто говорят об «уроках сказки». Приведите примеры таких уроков из произведений Б.Заходера, Я.Акима, И.Токмаковой, Р.Погодина.

3. Как в сказках Г. Цыферова и С. Козлова передается глубина челове­ческих взаимоотношений?

4. В чем своеобразие сказочных героев Т.Александровой и С.Проко­фьевой?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.02 с.)