Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обработки русских сказок для детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В большинстве своем народные сказки созданы не для детей и не детям рассказывались. Они должны быть приспособлены к детской аудитории — и в языковом отношении, и в манере изложения. Классическими стали обработки, выполненные Ольгой Капицей, Михаилом Булатовым и Алексеем Толстым. В их работе возобладал принцип соединения разных вариантов. Наиболее последовательно проводил его Толстой. О методике своей работы он говорил: «Из многочисленных вариантов народной сказки выбираю наиболее интересный, коренной, и обогащаю его из других вариантов яркими языковыми оборотами и сюжетными подробностями». В результате получались сводные сказки, каких не было, но какие могли быть в реальности, потому что собственных добавлений Толстой не делал. Поэтому до сих пор его обработки наиболее популярны у детей. Переадресовка (только детям!!) и новая жизнь сказки (не в устной традиции, а в книге) резко меняют ее облик. Самые очевидные потери — в языке сказок. Выбирая самые «народные» мотивы и выражения, Толстой создавал слишком чистые сказки. Реальные сказки можно уподобить ручью: вода в нем чистая, но ручей несет немало песчинок, и мелкого мусора. То же и в сказках: тут и диалектизмы, и слова старинные и книжные. Очищая сказки, Толстой создавал произведения, лишенные тех шероховатостей, от которых не свободна реальная народная сказка. Вот живые интонации русской народной сказки из собрания А.Н.Афанасьева:
Наступило время младшему брату стерегчи идти сад. Как пошел Иван-царевич, меньший брат, сад отцов сстерегчи, и даже боится присясти, не то что прилягте. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, не ложится, все пасет сад. Половина ночи, так что ему чудится, в его саду освещается что-то. Все светлее, светлее становится.
И вот как звучит это в обработке Алексея Толстого:
Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило.
Детские обработки сказок нег сводятся только к «переводу» их на литературный русский язык. Редактируются сказочные сюжеты. Такова судьба знаменитой «Курочки рябы». Не всякому знакомы ее народные варианты. Ее знают по пересказу Константина Дмитриевича Ушинского. Курочка ряба обещает деду и бабке снести яичко не золотое, а простое — и делу конец. В народной же сказке последствия, вызванные разбитым яичком, катастрофичны: «Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает. Девочка-внучка с горя удавилась». Дело пошло и дальше: дьячок колокола перебил, поп все книги изорвал. Ушинский, а за ним и современные пересказчики превратили тему «много шума из ничего» в забавное происшествие.
Ушинский, собственно, не пересказывал народные сказки, а создавал свои собственные, авторские. Но талантливый педагог не был писателем, и о художественном своеобразии его сказок говорить не приходится. Не прорисовывается авторская индивидуальность и в сказках, обработанных А. Толстым, хотя он и следовал определенной методике. Писателем, сумевшим сохранить свою индивидуальность в сказках, сюжеты которых не перекраивались, а заимствовались непосредственно из русского фольклора, был Андрей Платонов. Платонов пересказал семь народных сказок, составивших сборник «Волшебное кольцо» (1950). Не отступив от буквы фольклорного сюжета, он ввел в повествование много деталей, сделавших сказочных героев похожими на типичных платоновских персонажей. Так, о героях сказки «Волшебное кольцо» Платонов пишет:
Жили они бедно: спали на соломе, одежонка на них старая, латаная, и в рот им положить нечего. Жили они давно; тогда земли у крестьян было мало, а что и была, так неродящая была земля: что и посеет крестьянин, то вымерзнет, а не вымерзнет, так от засухи посохнет, а не посохнет, так вымокнет, а не вымокнет, так саранча пожрет.
Таковы же и многие персонажи его оригинального творчества: они живут на грани человеческого существования, лишенные всего, находясь между жизнью и смертью. Цари же у Платонова, напротив, «люди ложные и лукавые», достойные лишь насмешки. Когда они пьют чай, то дуют на блюдца, и Платонов ядовито замечает: «Из блюдец брызги летят, чай проливается на скатерть, а чай с сахаром. Царь, а чай пить не умеет!» Так Платонов создает точный психологический рисунок: рачительная крестьянка не может допустить, чтобы чай с сахаром проливался на скатерть. Глядя на кошку с собакой, выкупленных сыном за последнюю копейку, она подумала: «Ишь, только спят да едят! Какая от них польза!» В народных сказках герои так не рассуждают, и Платонов вышивает по фольклорной канве сказку собственную, с характерными для этого писателя интонациями.
Удалось Платонову и другое: сказочная реальность представлена в восприятии простого мужика. Поэтому если рисуется царь, то он пьет чай с сахаром и носит золотые парчовые штаны, а кирпичи на хрустальном мосту тщательно проверяет: не подделка ли? Остается Платонов верен и принципам своего художественного языка. Он находит неожиданные образы: «А тут захолодало, потемнело, лето состарилось, к зиме пошло». Лето «состарилось» — так мог сказать только Платонов (в его прозе «старуха устала долго жить»). А в сказке «Безручка» «Старый садовник стал томиться и тосковать, а однажды лег спать и вовсе не проснулся — он умер во сне от своей печали». Платонов обратился к сказкам неслучайно: он увидел в них выражение народной морали. Мало того, он моралистическое звучание сказки усиливает, то вводя народную пословицу, то создавая собственную на фольклорный лад: «Честных и горе красит, а бесчестным и красота не к лицу». И делает это Платонов очень тактично, не навязывая моральный урок, а как бы извлекая его из сказки. Так и завершается «Безручка»: «Несчастье хоть и живет на свете, да нечаянно, а счастье должно жить постоянно». Среди писателей-сказочников в XX веке преобладают те, что сочиняли сказки собственные, но ориентированные на русский фольклор. Таковы произведения Бориса Шергина, Степана Писа-хова, Павла Бажова. Борис Шергин от фольклора ушел в литературу, став профессиональным писателем. Родом из архангельских поморов, много повидавший, скоморох по натуре (он рассказывал народные сказки, как настоящий лицедей), Шергин оставался сказочником: он писал так, будто проговаривал написанное. Многие сказки Шергина имеют в основе реальные фольклорные сюжеты. Некоторые из них («Золоченые лбы») рассчитаны на взрослых читателей, другие (сказки о Шише) — универсальны: их с удовольствием читают и взрослые, и дети. Шергин был мастером бытовых картинок. Вот рассказывает он о Шише — с народными прибаутками (дом стоял на гладком месте, как на бороне), но тут же появляются вовсе нефольклорные «толстые, как пузыри», жадные и скупые барин с барыней («Наш пострел везде поспел»). В другой сказке, тоже названной по известной пословице («Доход не живет без хлопот»), Шиш повторяет проделки шута — и снова Шергин вводит бытовые картины собственного сочинения: скупые старшие братья оставляют без доли не только младшего, Шиша, но и пускают по миру старика-отца. Жадную старуху заменила жадная трактирщица («Шиш и трактирщица») — и соответственно рисуется сцена в трактире. Порой Шергин строго следует фольклорному сюжету («Шиш показывает барину нужду»), порою кладет в основу собственной сказки анекдотическую ситуацию («Рифмы»). При этом сохраняется суть фольклорного персонажа: Шиш не только других оставляет в дураках, но и сам временами делается жертвой собственных проделок. Он вздумал посмеяться над мужичком, который согласился его подвезти, но тот «переговорил» его прибаутками. Сказки Степана Писахова — это, собственно, не сказки, а авторские фантазии на сказочные темы. В них больше от литературы, чем от фольклора. Можно говорить лишь об отдельных фольклорных приемах в сочинениях Писахова. Сюжеты его сказок не поражают оригинальностью и мастерством повествования, но нехитрые истории Писахов рассказывает затейливо, все время играя словом, народными выражениями, причудливо переосмысляя их (так называемая «народная этимология»). Если писатель говорит о печатных пряниках, то они оказываются подозрительными для царя как печатное слово. Обезьяна называется «облизьяной». Писахов с удовольствием пользуется приемом реализации метафоры, т.е. толкует выражение не в переносном, а в прямом смысле. Рассказчика «бросило в жар», и от этого закипела у него в кармане бутылка с водой, а в другом случае этим жаром он истопил баню.
Если Писахов и обращается к фольклорному сюжетному фонду, то предпочитает анекдот и небылицу («Не любо — не слушай», «На треске гуляли», «Белые медведи», «Налим Малиныч»), а в сказке «Морожены песни» хорошо проглядывает известный анекдот о бароне Мюнхгаузене, у которого замерзли, а потом растаяли мелодии в рожке. Ветры собираются на гулянку и резвятся, как юные шалуны. Одного ветра-подростка рассказчик засунул себе за пазуху, а потом привязал его к парусу — и судно ходило быстрее любого парохода («Ветер про запас»). За автором у Писахова стоит забавник-скоморох (писатель придумал для него имя Малина). Он сыплет прибаутками — народными и собственными (в деревне ели «редьку с квасом, редьку с маслом, редьку мочену, редьку сушену» — словом, всякую). Он не только забавляется словесной игрой, но и умеет найти яркую, сочную деталь. Особенно «повезло» в его сказках царям и королям — они показаны как обыкновенные мужики и мещане. Желая попасть на концерт, «король и королева ночь не спали, спозаранку задним ходом в театр забрались, чтобы хороши места захватить. Их знакома сторожиха пропустила» («Морожены песни»). Собираясь в северную деревню, царь надевает ватный пиджак с «царскими знаками» и валенки со шпорами, запрягает в розвальни тройку лошадей и паровоз. В отличие от Писахова Павел Бажов, автор книги «Малахитовая шкатулка» (1950), не пользовался фигурой рассказчика-балагура, потешающего слушателей своими байками. Истории Бажова восходят к горняцким сказам, и устные интонации в них слышны, но нигде автор не объявляет себя участником и свидетелем происшедших событий. «Говорят», «сказывают» — вот его позиция, и он не стремится выдать свое повествование за безусловную правду: может, говорят и пустое.
И образ рассказчика, и его истории — творческое создание писателя. Нередко его труд представляли упрощенно: он записывал горняцкие сказы, а на их основании сочинял свои рассказы. Но сказы Бажова — не записи устных рассказов, это художественный вымысел писателя. И чудесный козлик с серебряным копытцем, и голубая змейка, оставляющая золотой след, и Хозяйка Медной горы — плод его воображения. Бажов был искусным стилизатором, т.е. создавал впечатление, что он просто записал народные сказы. Прекрасный знаток народного языка, Бажов умело расцвечивал острыми словечками свое повествование, но никогда этим не злоупотреблял. Он создавал психологически точные портреты: девочки-сиротки Дарёнки и старика-охотника Коковани («Серебряное копытце»), парнишек-сорванцов Ланко и Лейко («Голубая змейка»), мастера Данилы («Каменный цветок»). Решающая роль авторского вымысла особенно заметна в изображении сверхъестественной силы, с которой сталкиваются герои Бажова. По народным поверьям, встреча с горными духами — нечистой силой — не сулит человеку ничего хорошего. И у Бажова это грозная сила: Хозяйка Медной горы уводит к себе мастера, разлучая его с невестой, о голубой змейке не разрешено упоминать, потому что ее появление влечет за собой драки и убийства, даже козлик Серебряное копытце уводит с собой любимую кошку. Но у Бажова в конечном счете эта потусторонняя сила одаряет простого человека золотом, драгоценными камнями, трудовым мастерством. Торжество рабочего человека, мастера своего дела является главной темой сказов Бажова. Их идея — слава труду, и в этом смысл жизни. Эту мысль неоднократно высказывают его герои, а один из его рассказов завершается поучением: «Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то». Шергин, Писахов, Бажов создали особый жанр сказки, где не потеряна народная основа. Это фольклорно-литературная сказка, сохранившая и увлекательность устного повествования, и актуальные основы народной морали.
Вопросы и задания 1. Расскажите об особенностях народных сказок в обработке В.Даля, А. Толстого и А. Платонова. 2. Как живет народная традиция в сказках Б. Шергина, С. Писахова и П.Бажова?
Глава 2. Литература Древней Руси и эпохи Просвещения в детском чтении
Литература Древней Руси в ее многообразии жанров была проникнута глубоким интересом к внутреннему миру человека. «Поразительные по своеобразию характеристики <...> воздействовали на всю историческую литературу последующего времени», — писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Именно в древнерусской литературе берет начало традиция духовных и нравственных исканий, свойственная русской литературе Нового времени. Просветительский и назидательный характер многих жанров древнерусской литературы делает этот период особенно важным для дальнейшего развития литературы для детей.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 3535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.014 с.) |