Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественное своеобразие рассказов и повестей для детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проза для детей второй половины XX века — яркое явление отечественной литературы. Ее содержание во многом определила эпоха 60 —70-х годов с ее попыткой осмысления происходящего в стране и жизни. Литература должна учить искать истину, а не навязывать готовые понятия и догмы, — такая позиция объединяла писателей различных художественных установок и идейных взглядов. Виктор Голявкин, один из самых талантливых прозаиков 60 — 70-х годов XX века, так определял назначение детского писателя: Постоянно слышишь и читаешь, что детская литература должна воспитывать. По сути дела, всякое удачное литературное произведение хорошо воспитывает. Но писатель видит свою задачу шире и объемнее. Литературные произведения нужны для выяснения жизненной истины, а истина вовсе не однозначна. На страницах своих книг искали жизненную истину такие замечательные детские писатели, как В.Ю.Драгунский, Р.П.Погодин, В.К.Железников, А.Г.Алексин, В.П.Крапивин, Ю.Я.Яковлев, Ю. И. Коваль и другие. Интерес к миру детства разделяли авторы «взрослых» книг. Детское восприятие, свободное от фальши, служило в их произведениях критерием оценки людей и жизненных явлений. Одним из первых советских писателей, посмотревших на окружающий мир глазами ребенка, была В.Ф.Панова. Ее повесть «Сережа» (1955) посвящена описанию жизни «очень маленького мальчика». Пятилетний возраст главного героя выбран писательницей неслучайно: он служил гарантией искренности и непосредственности. Глазами Сережи мы видим будничные происшествия в жизни детей и взрослых, и все привычное и безусловное начинает осмысляться по-новому. Так, мальчик замечает, что его проступки оцениваются строже, чем те же проступки, совершенные взрослыми. Замечает Сережа и то, как много «ненужных слов у взрослых» (ведь и без этих слов ребенку многое понятно). Удивляется мальчик и тому, как часто расходятся у взрослых их слова и поступки. Детство в изображении В. Пановой оказывается временем напряженных открытий и неисчерпаемых вопросов. Рассказывая о них, писательница внимательно прислушивается к голосу и мыслям своего героя. Они звучат и в авторском повествовании, стиль которого напоминает иногда манеру детского рассказа. Детский голос прочно завоевал себе место в прозе этого времени. Многие рассказы (и даже повести) написаны от лица ребенка. Такая форма, по словам В. В. Голявкина,
позволяет ближе подойти к человеку, к самому «маленькому» или самому «большому», исследовать характер изнутри до подсознательных глубин и интуитивных возможностей.
Интерес к человеку и его характеру — отличительная черта рассказов и повестей для детей этого времени. Утверждение жизненной истины всегда связано с проблемой положительного героя. В детской литературе 50—80-х годов XX века было найдено принципиально новое решение этой проблемы. Писатели замечали «героев своего времени» не среди идеальных девочек и мальчиков, а среди тех, кого называли «трудными детьми» или «плохими учениками» (они — главные герои в произведениях Ю.Я.Яковлева и В.К.Железникова). И если в юмористическом рассказе подобные персонажи — предмет шуток, то в рассказе психологическом сомнение вызывают сами критерии оценки личности, часто формальные или бездушные. В рассказе Ю.М.Нагибина «Зимний дуб» (1953) молодая учительница должна была признать, что не разглядела многих достоинств в нелюбимом ученике Савушкине, постоянно опаздывавшем на уроки. Во время прогулки по зимнему лесу «плохой ученик» вдруг раскрылся перед учительницей с неожиданной стороны — он оказался знатоком и ценителем лесной природы (ее воплощением в рассказе служит образ лесного великана — зимнего дуба). Только тогда учительница поняла истинную причину опозданий мальчика, который не мог проходить равнодушно мимо окружавшей его красоты. Поэтичный язык рассказа Нагибина передает душевный мир ребенка, любителя природы и гражданина своей земли. Рядом с такими героями в детской литературе второй половины XX века много социально активных персонажей. Традиция их изображения началась с произведений Аркадия Гайдара и продолжилась в литературе времен Великой Отечественной войны. Произведения о детях-героях утверждали идеал человека, гражданские добродетели которого раскрываются в годы национальных бедствий. Далеко не вся литература военной тематики оказалась долговечной (слишком часто писатели искажали правду о войне в угоду героической идеализации), зато произведения, от такой идеализации свободные, продолжали жить. Среди них повесть Л. ф. Воронковой «Девочка из города» (1943). В ней рассказана история ребенка, вырванного войной из привычного мира. Трагедия пережитого сказывается в поведении и переживаниях девочки из блокадного города. Так, когда Валентинка начинает играть в игрушки, то ей кажется, что поломанные куклы, как и она, убежали из города и попали под вражеский обстрел. Новую семью маленькой ленинградке предстоит обрести в чужой для нее крестьянской семье. Процесс врастания в новую семью оказывается очень непростым, но благополучный конец книги Воронко-вой давал надежду на счастливое возвращение маленьких жертв войны к жизни. В повести В.П.Катаева «Сын полка» (1945) семьей для ребенка-сироты стал военный полк. Писатель изобразил в своем герое не жертву войны, а юного воина, удивлявшего опытных солдат своей ловкостью и мужеством. Оптимистические ноты в имени героя (Ваня Солнцев), как и его жизнеутверждающий характер, должны были свидетельствовать о силе народного характера, не сломленного войной. Подобного оптимизма не было в книгах писателей, создававших реалистическую литературу о войне. В повести В.О.Богомолова «Иван» (1958) юный герой — это не только бесстрашный разведчик, но и нервный подросток, в котором военные испытания убили детство. Поэтому даже имя мальчика звучит по-взрослому — Иван, а трагическая развязка исключает возвращение героя войны к нормальной человеческой жизни. Но подобное изображение ребенка на войне находилось за пределами детской литературы. «Героем» детской литературы 60 —80-х годов XX века оказывается не только ребенок, но и мир детства в его своеобразии. Детские годы изображаются как время серьезных поступков, определяющих личность человека. Подобное видение детства разделял Радий Погодин, справедливо считая, что ребенок как личность формируется в раннем детстве. По словам писателя, ребенок «живет в неделенном мире, в мире, не взятом еще под сомнение». Этот мир начинает разрушаться, когда ребенок пытается подделаться под требования взрослых и вступает в разногласие с самим собой. Предпочтение писатель отдавал героям цельным, «неразрушенным». При этом Погодин избегал свойственной многим авторам героизации, предпочитая ситуации из будничной жизни. Они легли в основу рассказов из цикла «Кирпичные острова» (1958), объединенных образом главного героя — Кешки. Характер мальчика раскрывается в житейских ситуациях, подобных той, которая описана в рассказе «Как я с ним познакомился» (маленький Кешка, сдерживая слезы, терпит ушную боль). Будничность происходящего не умаляет мужества ребенка. Чтобы это подчеркнуть, автор вспоминает эпизод из военных лет, когда он сам оказался в госпитале с больным ухом. И такая параллель с событиями военных лет вполне уместна. Основное содержание рассказов Погодина — отношения мальчика с окружающими людьми: сверстниками, мамой, соседями по квартире. Именно в этих отношениях заложены противоречия, вызванные сложностью самой жизни. Ребята невзлюбили новенького, считая его «подлизой». Но мужественное поведение мальчика во время драки заставило их изменить свое мнение (рассказ «Сима из 4 номера»). Зато попытка разговора с соседской девочкой кончается взаимной неприязнью — девочки несправедливы и всегда готовы пожаловаться взрослым (рассказ «Неприятностей не оберешься»). Непросто складываются отношения и с самими взрослыми. В рассказе «Снежинка» соседи по квартире с неприязнью отнеслись к белой крысе, которую Кешка назвал красивым именем Снежинка. Отказывая детям в праве иметь друзей-животных, взрослые демонстрируют полное пренебрежение к ребенку. Такое несовпадение взглядов и интересов нередко встречается в реальной жизни. Тем дороже взаимопонимание, возникающее между взрослыми и детьми. В рассказе «Кирпичные острова» старый моряк и мальчик, пускающий кораблики в весенней луже, отнеслись друг к другу с взаимным уважением — между «островами» детской и взрослой жизни перекинулся мостик взаимопонимания. Процесс понимания, как и процесс взросления, всегда не прост, и Погодин не торопится «выпрямлять» его. Поэтому его герои часто совершают неприглядные поступки — это естественные этапы духовного роста. В рассказе «Что у Сеньки было» (1969) пятилетний Сенька решает уйти из дома, когда у него появилась новорожденная сестра. Мальчику кажется, что эта «нахалка» заняла его место в мире и отняла любовь окружающих. Но когда Сенька поднялся на холм, оказавшийся на его пути, он увидел не только родную деревню, но и прекрасный «огромадный» мир за ее пределами. Открытие этого мира стало возможным для мальчика благодаря появлению младшей сестры. Ух-ты, — подумал он, — куда от такой земли уйдешь, если она моя! И мамка моя, и отец, и сестренка, и все люди-соседи, и птицы пролетные, и птицы оседлые — все мои. Рассказ Погодина близок к притче, повествующей о духовном взрослении человека. Обретение зрелости связывается писателем с осознанием принадлежности к родной земле и зарождением чувства любви к ней. В рассказах писателя В.И.Астафьева ребенок изображен в тесной связи с традиционным укладом национальной жизни. В произведениях Астафьева это, как правило, жизнь сибиряков (писатель сам родом из Красноярского края). Маленький Васютка в рассказе «Васюткино озеро» (1956) заблудился в тайге, но не погиб в таежном лесу, а сумел после нескольких дней странствий найти дорогу домой. Помогли ребенку сибирский характер и хорошее знание таежных законов, которым обучили мальчика отец и мать. Когда Васютка отказывался следовать принятым среди сибиряков правилам, то мать строго говорила сыну: «Мал еще таежные законы переиначивать». Странствия мальчика по тайге полны драматических испытаний, но в каждом из них раскрывается твердый характер человека, выросшего на сибирской земле. При этом писатель внимателен ко всем подробностям жизни в тайге: как мальчик охотился, готовил еду и устраивал ночевку. Эти детали из области практической жизни привлекательны для ребенка-читателя и создают ощущение достоверности происходящего. Национальный уклад жизни, важный для становления личности человека, лучше всего сохраняется среди простых деревенских людей, — утверждает писатель. Детские годы, проведенные в деревне, описываются им как время важнейших жизненных уроков. Они связаны с образом бабушки, настоящей сибирской крестьянки. В рассказе «Конь с розовой гривой» (1965) описан один поучительный эпизод из деревенского детства: бабушка посылает внука собирать землянику, чтобы на вырученные деньги купить ему пряник в форме коня с розовой гривой. Поддавшись на уговоры приятелей, мальчик не стал собирать ягоды, а вместо ягод положил в туесок травы. Наступившая развязка стала для ребенка важнейшим жизненным уроком. Мальчика потрясли не справедливые упреки бабушки, а ее всепрощающая доброта. Несмотря на нанесенную обиду, бабушка привезла внуку из города долгожданный пряник.
Уж столько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! Давно нет на свете бабушки, нет и дедушки. А я все не могу забыть того коня с розовой гривой.
Поэтический образ коня с розовой гривой стал в рассказе символом доброты и сердечности. В деревенской жизни люди и животные оказываются близки друг к другу, но жестокость и необдуманность человека по отношению к животным приводят к драматическим последствиям. Безжалостный поступок, совершенный в детстве, тяжелым воспоминанием отзывается в душе взрослого человека (рассказ «Зачем я убил коростеля?»). Бессердечие людей вызывает ответную жестокость со стороны животного. В рассказе «Белогрудка» описана история куницы, которая мстит людям за своих погубленных детенышей. Куница названа писателем по имени — один из распространенных приемов очеловечивания персонажа из мира животных. Этой же цели служит соотнесенность страданий зверя с переживаниями матери, потерявшей своих детей. Драматизм иного рода в рассказе «Стрижонок Скрип» (1965). История стрижонка полна тревог и переживаний, но сам рассказ заканчивается благополучно — осенью стрижи улетают, чтобы весной вернуться на родину. Образ маленькой птички писатель связывает со счастливыми годами детства, проведенными на родной земле. Особую группу в детской литературе составляют юмористические рассказы из детской жизни. У каждого писателя свое представление о комическом и его месте в художественном произведении. В рассказах Н. Н. Носова, Ю. В.Сотника и В. В. Медведева юмор близок к карикатуре, а иногда и к сатире, в юмористических рассказах В.Ю.Драгунского немало лирических эпизодов, а комические миниатюры В. В.Голявкина близки к юмору абсурда. В советской детской литературе середины XX века образцом юмора считалась проза Н.Н.Носова. Этот популярный писатель был автором не только смешных рассказов, но и юмористических повестей. Правда, юмор в них особый. Дело в том, что комические происшествия в произведениях Носова часто совершаются под лозунгом серьезного дела: школьники устраивают инкубатор («Веселая семейка», 1949), сооружают каток («Наш каток», 1951), вскапывают огород («Огородники», 1945). Практические умения и коллективная работа широко пропагандировались в детской литературе, и проблематика рассказов Носова отвечала запросам своего времени. Это отразилось и в характере персонажей — детей активных и вполне серьезных, несмотря на комизм ситуаций, в которых они оказываются. При таком серьезном восприятии детства Носов изобретателен на остроумные шутки и смешные положения. Лучше всего удавались писателю комические диалоги, в которых путаются слова, искажается их смысл или заменяется звуковой игрой (такая остроумная игра есть в рассказе «Телефон», где дети безуспешно пытаются договориться по испорченному телефону).
— Слушаю! А из трубки в ответ: — Ты чего хрюкаешь? — Как это — хрюкаю? Я не хрюкаю, — говорю я. — Брось хрюкать! Говори по-человечески! — кричит Мишка. — Я и говорю по-человечески. Зачем хрюкать? — Ну, довольно тебе баловаться! Все равно я не поверю, что ты поросенка в комнату притащил.
Забавны многие сценки, похожие на эстрадные номера юмористов. Так, Мишка в рассказе «Дружок» не к месту читает стихи, стараясь отвлечь внимание пассажиров от визга спрятанного щенка. В основе сюжетов носовских рассказов — комические ситуации, которые сопровождаются непредвиденными происшествиями и завершаются неожиданными развязками. Например, страшный разбойник, напугавший детей в рассказе «Тук-тук-тук», оказался вороной, клевавшей на крыльце ягоды. И в каждом таком случае есть много преувеличенного и карикатурного, привносящего в юмористический рассказ нечто фантастическое. Так, каша, которую варит Мишка, чудесным образом пухнет и лезет из кастрюли, как в народной сказке («Мишкина каша»), шляпа, под которой укрылся котенок, в глазах детей становится живой и ползет («Живая шляпа»), а из самодельных бенгальских огней получается фантастический фейерверк («Бенгальские огни»). Фантастическая история разыгрывается в остроумном рассказе «Бобик в гостях у Барбоса», в котором животные, подобно басенным персонажам, комично подражают людям. Простота ситуаций и характеров, а также наглядность жизненных уроков сделали рассказы Носова популярными в детском чтении («Ступеньки», «На горке» и др.). Предметом насмешки в юмористических рассказах служат распространенные детские недостатки — лень, трусость, желание прихвастнуть и нежелание учиться. Именно они приводят к плачевному для героя результату. Но, как правило, детские писатели предпочитают героев, наделенных не только недостатками, но и достоинствами, главное из которых — деятельная активность. Таким персонажам не свойственны раздумья и переживания, зато они переполнены идеями и планами (комические проблемы возникают при их осуществлении). Подобный тип героя мы находим в рассказах Ю. В. Сотника. Показательно звучит название одного из них — «Как я был самостоятельным» (1957), в котором последствия такой самостоятельности изображаются в преувеличенно разрушительном виде. Жаждой самостоятельной деятельности охвачен Вовка Грушин, изобретатель подводного аппарата. Но проплыть на нем новому Архимеду так и не удалось — великий изобретатель не посещал уроков физики, поэтому его подводная лодка оказалась на дне реки («Архимед Вовки Грушина»). Но жажда открытия оказывается сильнее возможных последствий и захватывает даже взрослых (как в рассказе «Изобретатели», где учитель, подобно своим ученикам, решил исследовать незнакомое помещение и оказался в неловкой для себя роли пленника). Необыкновенные случаи Сотник описывает со всеми подробностями действительных происшествий. Значительно больше комических преувеличений в рассказах В.В.Медведева. Название его книги «Капитан Совриголова» (1974) говорит само за себя: ее главный герой — неисправимый врун и выдумщик, попадающий в самые неожиданные положения. Обычно в юмористических рассказах речь идет о героях-мальчиках. Своеобразие рассказов И. М. Пивоваровой в том, что написаны они от лица девочки («Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», 1979). Писательница остроумно обыгрывает мысли и круг интересов маленькой школьницы с ее повышенной эмоциональностью (восторги сменяются обидами, а радость отчаянием). Героиня Пивоваровой иногда ленится, иногда хитрит — развязки подобных историй всегда оказываются неожиданными. Так, после сочинения на тему «Я помогаю маме», где Люся приписала себе великие трудовые подвиги, ей пришлось совершать их наяву (рассказ «Сочинение»). Но значительное место в рассказах девочки (рассказ «Весенний дождь») занимают чувства и переживания иного характера — это отношения с подругой и с мальчиками из класса и родного двора. Проявления чувств девочки трогательны и комичны одновременно. Так, получив от неизвестного мальчика записку, Люся пытается найти ее автора, тем самым выдавая его тайну. Об эмоциях героини говорит ее меняющееся настроение. Пока Люся тосковала, дождь ей казался ужасным:
И судьба моя такая плохая, такая плохая, что хуже не бывает! Так и буду сидеть здесь до ночи. И ночью буду сидеть. Одна в темном классе, одна во всей темной школе. Так мне и надо.
Но стоило девочке увидеть мальчика, как все изменилось:
На улице шел замечательный, лучший в мире весенний дождь!!!
Вопросы и задания 1. В чем своеобразие рассказов Ю.Нагибина, Р.Погодина и Ю.Астафьева? Какие детали в портрете героя, его поступках и словах свидетельствуют о психологической глубине в изображении детского характера? 2. Какую роль в рассказах Николая Носова играет комическое преувеличение? Какие еще приемы комического характерны для рассказов этого писателя? 3. Каких героев предпочитают авторы юмористических рассказов и почему?
Рассказы В.Ю. Драгунского По-новому возможности юмористического жанра раскрылись под пером Виктора Юзефовича Драгунского (1913— 1972). Его рассказы о Дениске появились в самом начале 60-х годов XX века (первый сборник вышел в 1961 году под названием «Он живой и светится...») и продолжали создаваться писателем в течение нескольких лет. Свои рассказы В. Драгунский не объединял в цикл, но сюжетные и тематические связи между ними есть. Ощущение единства создает образ центрального персонажа — Дениски Кораблева (поэтому все произведения Драгунского часто объединяют одним названием «Денискины рассказы»). Не только Дениска, но и другие персонажи переходят из рассказа в рассказ — это папа и мама Дениски, его друзья, знакомые, учителя. Ощущение единства в «Денискиных рассказах» поддерживается также формой повествования, которое ведется от лица самого Дениски. Возраст героя в рассказах остается неизменным — это младший школьник, и «взрослеть» своему герою писатель не дает. Драгунский остроумно воссоздает характерные особенности детской речи, ее эмоциональность и своеобразную логику. Но в то же время он не ставит перед собой задачу воспроизвести речь и мышление ребенка определенного возраста — писателя больше занимает внутренний мир мальчика, не сводимый к возрастным особенностям. Зато принципиальны «общедетские» доверчивость и непосредственность, задающие тон всему повествованию. Дениска в рассказах Драгунского высказывается всегда очень искренне и свободно, без оглядки на взрослую, «чужую» для него точку зрения. Это касается как самой манеры разговора, так и его содержания. «Чего я люблю» и «...И чего не люблю!» — два знаменитых рассказа Драгунского, в названии которых на первое место выдвинуто собственное мнение ребенка (а в «отрицательном» случае оно еще и подчеркнуто восклицательным знаком). Это утверждается в перечислении того, что любит и чего не любит Дениска.
Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.
Денискины «люблю» — «не люблю» часто полемичны по отношению к предписаниям взрослых («Когда я бегаю по коридору, то люблю изо всех сил топать ногами» или «Очень не люблю, что по радио мальчишки и девчонки говорят старушечьими голосами»), но герой Драгунского словно не догадывается об этом, простодушно делясь с читателем. В образе Дениски много типично детского: это наивность, склонность к выдумке и фантазии, иногда простодушный эгоизм. Свойственные детскому возрасту «промахи» оказываются предметом юмора и шуток, как всегда бывает в юмористическом рассказе. С другой стороны, в герое Драгунского есть черты, которые свидетельствуют о вполне сложившейся личности — Дениска решительно противится всякой фальши, он восприимчив к красоте, ценит доброту. Это дало право критикам увидеть в образе главного героя автобиографические черты самого Драгунского. Но в данном случае важно не сходство героя с конкретным человеком — Дениска близок к идеальному представлению писателя о человеческой личности, духовной и тонко чувствующей. И такие качества раскрываются в эпизодах лирического или драматического характера. Сочетание лирического и комического — главная особенность рассказов В.Драгунского о Дениске. Содержание «Денискиных рассказов» связано с происшествиями из обычной жизни ребенка — это случаи на уроках, домашние заботы, игры с друзьями во дворе, походы в театр и цирк. Но их обычность только кажущаяся — комическое преувеличение обязательно присутствует в рассказе. Драгунский — мастер создания самых невероятных ситуаций на материале житейском, даже обыденном. Основанием для них служат часто парадоксальная логика детей и их неисчерпаемая фантазия. Дениска и Мишка, опоздав на урок, приписывают себе невероятные подвиги («Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах»), но оттого, что каждый фантазирует по-своему, следует неизбежное разоблачение. Мальчишки увлеченно строят во дворе ракету, при запуске которой Дениска улетает не в космос, а в окно домоуправления («Удивительный день»). Дети в отсутствие маляров решают помочь им красить, но в самый разгар игры обливают краской управдома («Сверху вниз, наискосок!»). Дениска не хочет есть манную кашу и выбрасывает ее за окно, которая попадает на шляпу случайного прохожего («Тайное становится явным»). Все эти немыслимые совпадения и происшествия иногда просто смешны, иногда предполагают моральную оценку, иногда рассчитаны на эмоциональное сопереживание. Но каждый раз герой Драгунского поступает естественно и простодушно. Первоклассники устроили стрельбу из игрушечных пистолетов в кинотеатре; детская логика неопровержимо свидетельствует об искренности детей:
Мы хотели во что бы то ни стало помочь красным. Я все время палил в одного толстого фашиста... я истратил на него, наверно, сто пистонов, но он даже не посмотрел в мою сторону.
О чистоте детских помыслов должно говорить и само название рассказа «Сражение у Чистой речки». Парадоксальная логика, которой руководствуются герои Драгунского, не только предмет шуток, но и путь к пониманию ребенка. В рассказе «Зеленчатые леопарды» дети комично рассуждают о всевозможных болезнях, находя в каждой из них достоинства и выгоды («болеть хорошо! когда болеешь, всегда что-нибудь дарят»). За, казалось бы, абсурдными рассуждениями детей о болезнях стоит трогательная просьба о любви: «когда болеешь, все тебя больше любят». Ради такой любви ребенок готов даже заболеть. Детская иерархия ценностей кажется писателю глубоко человечной. В рассказе «Он живой и светится...» Драгунский словами ребенка утверждает важную истину: ценности духовные выше материальных. Предметным воплощением этих понятий в рассказе являются железная игрушка, обладающая материальной ценностью, и светлячок, способный излучать свет (символ мечты и любви одновременно). Дениска совершил неравноценный с взрослой точки зрения обмен: он променял большой самосвал на маленького светлячка. Рассказу об этом предшествует описание длинного вечера, во время которого Дениска ожидает маму. Вот тогда-то мальчик в полной мере ощутил мрак одиночества, из которого его спасла «бледно-зеленая звездочка» в спичечном коробке. Поэтому на вопрос мамы, «как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка», Дениска отвечает: «Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..». В рассказе «Друг детства» речь идет не только о верности старым друзьям, как это следует из названия рассказа, но и о верности детским чувствам, на смену которым приходит часто взрослая грубость. Дениска решил заняться боксом, «чтобы всех побивать». Силу удара он собирается тренировать на старой игрушке. Но плюшевый медвежонок напомнил мальчику то время, когда Дениска любил своего игрушечного друга:
Я его спать с собой укладывал, и укачивал его как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его твердые бархатные ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
Чтобы сохранить верность самому себе, герой Драгунского отказывается стать боксером. Зато взрослые в рассказах Драгунского выступают иногда с позиции грубой силы. В рассказе «Старый мореход» эту силу воплощает бестактная гостья, небрежно относящаяся к обещаниям, данным ребенку. Столь распространенная в быту манера вызывает в рассказе целую драму Денискиных ожиданий и разочарований. Труднее всего мальчику понять бессмысленность обмана, истинная причина которого — нечуткость и душевная глухота. Намек на эти качества есть уже в портрете Марьи Петровны: «Она вся такая полная, платье на нее натянуто тесно, как наволочка на подушку». Но, как говорится в рассказе, «Ничего изменить нельзя», отношения детей и взрослых будут всегда строиться по одному и тому же сценарию, в котором сталкиваются взрослая неискренность и детская незащищенность. В рассказе «На Садовой большое движение» совершается обман другого рода: взрослый парень выпрашивает у ребят велосипед якобы для того, чтобы съездить за лекарством для больной бабушки. И опять ребенок оказывается доверчивой жертвой, но не потому, что глуп и не может отличить ложь от правды, а потому, что близко принимает к сердцу чужое горе. Даже в конце рассказа Дениска отказывается верить в обман: он убежден, что парень не смог вернуть велосипед, потому что «на Садовой большое движение». Такое детское «непонимание» является на самом деле решительным неприятием жестокости и обмана. Это неприятие выражается по-детски, как, например, нелюбовь детей к книгам с плохими концами, но писатель придает каждому такому чувству особое толкование — дети не желают мириться со злом. Именно поэтому Дениска решает переделать знаменитый стишок про зайчика, погибающего от пули злого охотника («Не пиф, не паф!»). В переделке Дениски печальный конец стишка звучит совсем по-другому:
Не пиф! Не паф! Не ой-ой-ой! Не умирает зайчик мой!!!
Теперь спасенный зайчик «опять будет играть по утрам на росистой полянке, будет скакать и прыгать и колотить лапками в старый трухлявый пень». А Дениска с этого момента принимает решение: не плакать при виде «ужасных несправедливостей», а вовремя сказать: «Не пиф, не паф!». Героя Драгунского отличает обостренное неприятие несправедливости, поэтому он так торопится отпустить воздушный шар, рвущийся в голубое небо («Красный шарик в синем небе»). Нитка с шаром в руках Дениски звенит и натягивается, и мальчику кажется, что шар просит о свободе.
И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я держу его на привязи, и я взял и выпустил его.
Радостное чувство свободы разделяет также маленькая подруга Дениски, готовая отдать еще один шарик, чтобы Дениска его выпустил. Очень значительный персонаж в «Денискиных рассказах» — папа, близкий и верный друг своего сына, умный воспитатель. В рассказе «Арбузный переулок» мальчик капризничает за столом, отказываясь от еды. И тогда отец рассказывает сыну один эпизод из своего военного детства. Этот сдержанный, но очень трагический рассказ переворачивает мальчику душу. С образом отца связан один из самых драматических рассказов Драгунского «Человек с голубым лицом». Денискин папа соглашается отвезти на своей машине важного начальника, но по дороге происходит страшная авария — чтобы сохранить жизнь девочке, перебегающей дорогу, отец резко сворачивает машину, рискуя жизнью собственного сына. Рабочий, бывший свидетелем этот подвига, говорит очень важные для Дениски слова:
Выходит, душа у человека геройская, огневая. Большая, значит, душа...
Жизненные ситуации и человеческие характеры, описанные Драгунским, порой очень непросты. Поскольку о них рассказывает ребенок, то смысл всего происходящего помогают понять отдельные детали, а они в «Денискиных рассказах» очень важны. В рассказе «Рабочие дробят камень» Дениска хвастается тем, что сможет прыгнуть с водной вышки. Снизу ему кажется, что сделать это «легче легкого». Но на самом верху у мальчика от страха захватывает дух, и он начинает искать оправдания для своей трусости. Борьба со страхом происходит на фоне неумолкаемого звука отбойного молотка — там внизу рабочие дробят камень при строительстве дороги. Казалось бы, эта деталь мало связана с происходящим, но на самом деле она убеждает в необходимости упорства, перед которым отступает даже камень. Так же отступила трусость перед твердым решением Дениски совершить прыжок. Во всех своих рассказах, даже там, где речь идет о ситуациях драматических, Драгунский остается верен юмористической манере. Смешными и забавными кажутся многие высказывания Дениски: «Федька к нам приехал по делу — чай пить» («Мотогонки по отвесной стене») или «Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской» («Синий кинжал»). Но часто детская речь (с оговорками, ей свойственными) звучит очень трогательно: «Очень люблю лошадей, у них красивые и добрые лица» («Что я люблю») или «Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно...» («Друг детства»). Сочетание грустного и комичного в прозе Драгунского напоминает нам клоунаду, когда за смешным и нелепым видом клоуна скрывается его доброе сердце. Неслучайно так любит Драгунский мир цирка и театра (это было связано также с профессиональной деятельностью писателя, который был артистом и выступал в театре и на эстраде). В рассказе «Мой знакомый медведь» описана встреча Дениски с актером, переодетым медведем. Когда медведь снимает маску, то Дениска видит усталые глаза человека с больным сердцем.
Очень красивая была голова, с большими клыками и со свирепо-малинового цвета языком. Лохматая, и глаза блестящие. <...> — Сердце колет. Нельзя мне волноваться. И бегать нельзя. Но надо забавлять детей, поэтому артист вновь надевает маску, и вокруг него начинает раздаваться веселый детский смех.
Вопросы и задания 1. Приведите примеры детской речи и детской логики в рассказах В.Ю.Драгунского. Всегда ли они выполняют задачу рассмешить читателя? 2. В каких рассказах писателя устами ребенка утверждаются важные жизненные ценности? 3. В чем своеобразие юмора в «Денискиных рассказах»?
Рассказы В. В. Голявкина Своеобразное сочетание лирики и юмора мы встречаем в прозе Виктора Владимировича Голявкина (1929 — 2001). Сборники его рассказов и повестей стали выходить в конце 1950-х — начале 1960-х годов (книги «Тетрадки под дождем», 1959, и «Наши с Вовкой разговоры», 1960). Голявкин пришел в литературу со своими представлениями о возможностях юмористического письма. Юмор, по его мнению, не должен ограничиваться карикатурным изображением человека, напротив, задача юмористической манеры — передать сложность и неоднозначность жизни.
Это как бы дополнительное зрение, оно дает возможность увидеть в предмете, в человеке, в событии дополнительные краски, которые могут... усложнить образ или все показать в неожиданном свете.
О том, как юмор «усложняет образ», свидетельствует знаменитая повесть Голявкина «Мой добрый папа» (1964). Ее главный герой — папа, а рассказчик — его сын. Несмотря на свою важную роль родителя, папа часто выглядит смешным и комичным, бесхозяйственным и непрактичным. Поведение папы у многих вызывает осуждение: ведь принято видеть в отце непререкаемый авторитет. Но мы смотрим на папу глазами его сына и видим, что за поступками папы кроется безграничная доброта, и это главное достоинство человека, по мнению его сына. Юмор сделал героя Голявкина по-человечески понятным читателю, поэтому гибель папы на войне принимается читателем так близко к сердцу. Не только повесть, но и короткий юмористический рассказ может быть достаточен, чтобы охватить характер человека и суть жизненной ситуации. Более того, сверхкороткое повествование, к которому стремился Голявкин, особенно выразительно. Оно «дисциплинирует писателя». Речь идет о дисциплине особого рода — писатель должен ограничивать себя в рассуждениях, пусть говорят сами герои. Вот почему так много у Голявкина диалогов. Правда, диалоги эти особые — в них собеседники не могут услышать и понять друг друга. В рассказе «Тетрадки под дождем» два школьника решили сбежать с урока, но успели только спустить за окно портфели, как прозвенел звонок. Тетрадки с выполненным домашним заданием оказались под дождем. Вот как дети обсуждают сложившееся положение:
Марик записку мне пишет: «Пропали наши тетрадки». Я ему отвечаю: «Пропали наши тетрадки». Он мне пишет: «Что делать будем?» Я ему отвечаю: «Что делать будем?»
Ответы повторяют вопросы, усиливая безвыходность ситуации. Эта безвыходность достигает апогея во время разговора с учителем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 2881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.138 (0.017 с.) |