Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жанровое многообразие детской литературы второй половины XIX векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вторая половина XIX века оказалась необыкновенно плодотворной для русской культуры и в частности для детской литературы, которая отражала общие тенденции культурного развития. Однако особенности усвоения знаний ребенком и сама форма восприятия информации его сознанием делали актуальными вполне конкретные, определенные литературные и фольклорные жанры: стихи, сказки, потешки, загадки, басни, поговорки, скороговорки, пословицы, были, рассказы, анекдоты, притчи, былины, повести, малые лирические жанры. В середине XIX века особой популярностью пользовались жанры повести, приключенческой и детективной, путешествия; востребованы были и научно-фантастические сочинения. Интенсивно развивалась научно-познавательная литература: печатались и переиздавались адаптированные для детей переводные книги Брема и Дарвина. Многие книги знакомили юных читателей с родной природой. Их авторы предлагали детям своеобразные зарисовки-наблюдения, например «На досуге. Этюды по естествознанию» А. Н. Острогорского (1864—1865). Окружающий мир представал не только в видовом, но и в пространственном разнообразии. В этом отношении большую ценность представляли созданные в 50 —60-х годах сборники очерков о путешествиях: «Фрегат "Паллада"» И.А.Гончарова, «Корабль "Ретвизан"» Д.В.Григоровича. Успехом пользовались сочинения А.Е.Разина «Путешествие по разным странам мира» (1860) и «Открытие Камчатки, Америки и Алеутских островов» (1860). В этих книгах, отрывки из которых печатались в детских журналах, органично сочетались обширный материал, тонкие наблюдения, красочность изображения и увлекательность повествования. Книги и статьи на исторические темы были одним из очень важных разделов научно-популярной литературы для детей и юношества. И в этой области работали действительно выдающиеся ученые. В частности, известный историк С. М. Соловьев опубликовал в журнале «Новая библиотека для воспитания» «Русскую летопись для первоначального чтения» (она вышла отдельной книгой в 1866 г.). К середине XIX века прочно вошли в детское чтение произведения И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, и в последующие десятилетия почти каждый крупный русский писатель так или иначе принимал участие в дальнейшем развитии литературы для детей. С одной стороны, это были произведения, специально им адресованные: «Генерал Топтыгин», «Дед Мазай и зайцы» Н.А.Некрасова; «Русские книги для чтения» Л.Н.Толстого. С другой — книги, написанные для взрослых, оказывались понятными и интересными маленькому читателю. Одним из наиболее интересных жанров, вошедших в детское чтение, была повесть о детстве. Ребенок с его первыми впечатлениями, столкновения детского и взрослого восприятия мира становятся центральными темами таких произведений. Публикуются сочинения о детстве, принадлежащие перу Л. Н.Толстого (трилогия «Детство. Отрочество. Юность»), С.Т.Аксакова («Детские годы Багрова-внука»), Н.Г.Гарина-Михайловского («Детство Темы»), В.Г.Короленко («В дурном обществе»), А.П.Чехова (повесть «Степь», рассказы «Ванька», «Спать хочется» и др.), А.И.Куприна («Белый пудель»). В круг детского чтения во второй половине XIX века входят произведения Ф.М.Достоевского. В хрестоматии для детей включаются отрывки из таких романов и повестей писателя, как «Неточка Незванова», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Подросток», «Братья Карамазовы». Фрагменты «Дневника писателя» — «Мальчик у Христа на елке», «Мальчик с ручкой» — тоже посвящены детям и неизменно входили в круг их чтения: они были понятны и близки маленьким читателям потому, что в них автор опирался на традиции «рождественского рассказа» и, более широко, — «святочной словесности». Появление термина «святочный рассказ» было связано с публикацией «Святочных рассказов» Н. А. Полевого в декабрьском номере журнала «Московский телеграф» за 1826 год. Несколько десятилетий спустя подобные произведения, ставшие популярными, публиковались регулярно в первых и последних годовых выпусках журналов и в последних декабрьских и первых январских номерах газет. Такие рассказы были календарно приурочены к святцам, которые считались главным праздником годового цикла. В начале и в конце святочных дней — два крупнейших христианских праздника — Рождество и Крещение. У древних славян Коляда (коледа) был праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. При колядовании обходили дворы, пели песни, называемые колядками, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам. На основе устного возник литературный святочный рассказ, расцвет которого наблюдается в последней четверти XIX века. Литературный святочный рассказ имеет много отличий от фольклорного. В первую очередь это касается его композиции. В отличие от фольклорного, который сразу вводил слушателя в описание святочного происшествия, литературный рассказ имел пространную экспозицию, предваряющую воссоздание святочного случая. Особое внимание уделялось описанию чувств, которые овладевали персонажами. В середине XIX века в контексте общего интереса к русской старине, публикаций многочисленных этнографических исследований и материалов, посвященных изучению народных новогодних обычаев и обрядов, святки занимают особое место. К изображению святочного действа обращаются многие писатели, святочные рассказы печатаются в журналах. Так, в «Современнике» публикуются очерки И.И.Панаева, в журнале «Москвитянин» — рассказы Д.В.Григоровича. К святочной теме обращается и Л. Н.Толстой: в 1853 году им была задумана повесть «Святая ночь», а роман «Война и мир» содержит рассказ о святках в доме Ростовых. Тема народных святок из детского чтения, как правило, исключалась, поскольку народные святки с их суеверием, гаданием, ряжением и разнузданным поведением противоречили общепринятым в образованном обществе нормам. В произведениях, адресованных детям, чаще всего описывались лишь некоторые приметы, которые сопровождали встречу Нового года, — катание на санях, игры в фанты, маскарад. Кроме того, святочные игры представали нередко в качестве детских коллективных развлечений. Гораздо более распространенными в детской литературе были рождественские рассказы. Первым детским периодическим изданием, широко ориентированным на календарь, стал журнал А. О. Ишимовой «Звездочка». В произведениях, адресованных детям, рождественская тематика актуализируется произведениями зарубежной литературы: публикуются переводы «Рождественских повестей» (1843—1846) Чарлза Диккенса, ставшие очень популярными в России; в детское чтение входит фрагмент из романа Виктора Гюго «Отверженные» — о счастье, испытанном Козеттой в канун Рождества. В этих произведениях наиболее пронзительно звучит мотив рождественского чуда. Однако в русской литературе, в отличие от зарубежной, чаше всего главным был другой сюжет: несоответствие действительности самой идее праздника — радости и обновлению, чуду добра, которые несло рождение Спасителя. И поэтому центральным оказывался мотив несбыточности чудесного, принципиальной невозможности его осуществления в действительности. Этот мотив представлен в упомянутых фрагментах «Дневника писателя» Ф.М.Достоевского. Ребенок, в понимании писателя, — подобие Христа на земле, луч из рая, который напоминает людям о «золотом веке» — поре их детства. Детство предстает идеалом для грешника. Вот такому человеку — но уже освободившемуся от грехов своих, покаявшемуся — будет открыта будущая жизнь. Детская тема пронизывает почти весь январский выпуск «Дневника писателя» за 1876 год, объединяя материал первых двух глав ощущением трагичности судьбы ребенка в окружающем его жестоком мире. Действие рассказа «Мальчик у Христа на елке» происходит в «ужасный мороз». Читатель узнает о том, что мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале, дыхание изо рта его вылетает белым паром, «и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает». Мальчик дрожал, ему было холодно: «Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали». Мальчику жутко оттого, что одиноко и страшно в темноте, голодно и холодно, и мама никак не откликается. Но одновременно не по себе и читателю, ибо ему за словом «жутко» открывается сиротство мальчика, обездоленность и обреченность, о которых тот не может догадываться в силу своего детского неведения. Мальчик неосознанно ощущает это состояние, движимый скорее страхом перед сырым и холодным подвалом, старухой, которая стонет и ворчит, большой собакой, воющей весь день наверху, на лестнице, у соседских дверей. На уровне же читательского восприятия состояние героя связывается с основным мотивом фрагмента и как бы задает дальнейшее сюжетное развитие, предопределяющее неизбежность трагического исхода. Причем трагизм обнаруживается в соединении несоединимого: детство как начало жизни оказывается обреченным. В подвале мальчик существует между жизнью и смертью, подвал ему враждебен, ибо ребенок жив, а все вокруг него — мертво или в преддверии смерти. Умершей матери мальчика невозможно было выздороветь в сыром и холодном подвале. Мальчик и описывается автором как один, без мамы: «Мерещится мне, был в подвале мальчик... Этот мальчик проснулся утром...». Халатник, другой обитатель подвала, лежит мертвецки пьяный. Стонет от ревматизма «какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика...». Но как ни страшен подвал, а в городе ребенку еще страшнее, лица, на которую он выходит, дана в его звуковых ощущениях. Эти звуки связаны с определенным психологическим состоянием, имеющим негативную эмоциональную окраску:
И какой здесь стук и гром <...> Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть <...> Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут...
Жизнь улицы идет как бы сама по себе, мальчик вне ее, вне жизни города вообще. Ему голодно, холодно, страшно и одиноко. Вокруг все красиво, но не для него. Как за витринами, на которые он любуется. Он трижды пытается пробиться к людям, войти в дом. Причем каждый раз он страдает все больше и больше — и от холода, и оттого, что его гонят. Усиливаются одиночество мальчика и безысходность его положения. Он чувствует холод все больше и больше. Подворотня, куда он забежал в поисках какого-то пристанища, — это пограничное, промежуточное пространство. А состояние, в котором находится мальчик, забежав туда, — замерзание, между жизнью и смертью. Однако семантика слова «ворота» связана со значением «проход», «проходное пространство». Смерть безгрешного мальчика — не просто уход из земного мира, а обозначенный переход в мир другой, светлый мир Христа. В «Мальчике у Христа на елке» справедливость оказывается восстановленной только после смерти героя. И хотя прямого наказания виновных в гибели малыша нет, этот мир уже наказан самой смертью ребенка. По свидетельству А. Г.Достоевской, «Мальчик у Христа на елке» принадлежал к числу тех произведений, которые в конце жизни писатель более всего ценил. Ф.М.Достоевский публично читал «Мальчика у Христа на елке» в пасхальные дни 1879 года на литературных чтениях для детей, на литературных вечерах в гимназиях. После смерти писателя «Мальчик у Христа на елке» неизменно включался в сборники и многократно печатался отдельными изданиями для детского чтения. Так, издательница детского журнала «Игрушечка» А. Н.Пешкова-Толиверова в феврале 1878 года в письме к Достоевскому просила разрешить ей самостоятельный выпуск этого фрагмента «Дневника писателя». Уже в 1901 году в Петербурге вышло двадцать второе отдельное издание для детей с четырьмя рисунками и портретом автора. На формирование детской литературы второй половины XIX века огромное влияние оказывали детские журналы. Особенно много их появилось в 60-е годы XIX века, и это привело к узкой журнальной специализации: одни издания начинали ориентироваться на определенный (детский или юношеский) возраст, а другие приобретали ярко выраженную тематическую или развлекательную направленность. Например, журнал «Семейные вечера» (1864—1890) М.Ф. Ростовской включал два раздела — для младших и старших читателей. Детям в зависимости от возраста предлагались сказки, повести, игры, рассказы, статьи по искусству, географии и истории. Очень популярен был журнал «Подснежник», издававшийся с 1858 по 1862 год под редакцией сотрудника «Современника» В. Н. Майкова при участии И.А.Гончарова, И.С.Тургенева и Н.А.Некрасова; в нем печатались произведения Чарлза Диккенса, Вальтера Скотта, Д. В. Григоровича, сказки А.Н.Афанасьева. В качестве приложения к журналу за 1859 год был выпущен сборник, в который вошли детские произведения русских писателей. В 70-е годы XIX века новые детские журналы возникали редко; продолжает выпускаться журнал «Детское чтение» (1869—1906), но уже в 80-е годы журналистика переживает стремительный расцвет. Из возникших журналов дольше всех издавались «Задушевное слово» (1873 — 1917), «Детский отдых» (1880—1906) и «Родник» (1882— 1917). На страницах этих изданий печатались произведения Редьярда Киплинга, Жюля Верна, Марка Твена. В оценке детской литературы литературная критика той поры во многом опиралась на положения статей В.Г.Белинского, отстаивавшего идею гармонического развития личности и считавшего литературу сильнейшим средством воспитания. Критик, убежденный в том, что литература для детей — это не второсортное занятие, неоднократно подчеркивал, что детским писателем следует «родиться, а не сделаться», что для этого нужен «не только талант, но и своего рода гений». В контексте общего развития литературной критики той поры интересен взгляд на детскую литературу, высказанный в 1862 году Ф. Г.Толлем, — видным педагогом, критиком и библиографом. Он выступал за опору школьного курса в первую очередь на естественные науки, а главным критерием значимости произведения считал его практическую направленность, а не эстетическую ценность. Такой подход во многом отражал положение дел и во взрослой литературе. Реальное направление в искусстве, лишавшее литературу эстетического очарования и значимости, провозглашало безусловной ценностью сиюминутное и во многом утилитарное значение литературных произведений. Однако, с другой стороны, тогда же впервые встал вопрос о том, какое место в детском чтении занимают произведения классической русской прозы и поэзии. Критик Н.А.Добролюбов в рецензии на сборник «Избранные места из современных писателей» (1859) одобрил публикацию для Детей произведений выдающихся современных писателей. Многие сочинения русских писателей и поэтов впервые увидели свет именно в таких сборниках и журналах для детей, где в 60-е годы XIX века было опубликовано, например, много известных, любимых детьми стихотворений о природе И.С. Никитина, А.Н.Плещеева, Я.П.Полонского, А.К.Толстого, А.А.Фета, В. Н.Майкова. В 60 —70-е годы появляются учебные книги, предназначенные для домашнего и учебного чтения. Конечно, они отражали точку зрения на литературу их составителя. Так, барон Н. А. Корф, являясь сторонником «реального чтения», стремился передать детям полезные для жизни сведения, и потому не включил в книгу для чтения «Наш друг» (1871) ни стихов, ни сказок. Но вышедшая в том же году «Книга для первоначального чтения в народных школах», составленная В.И.Водовозовым, содержала отрывки из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. Литература, предназначенная для детей и юношества, во второй половине XIX века шагнула на новую ступень своего развития. С одной стороны, появились произведения, специально написанные для детей и адресованные им. С другой — многие сочинения взрослой литературы перешли в круг детского чтения. Особо следует отметить роль журналов и хрестоматий, издатели и составители которых, опираясь на фольклорные и литературные традиции, знакомили юных читателей с произведениями отечественной и зарубежной литературы.
Вопросы и задания 1. Какие литературные жанры входили в круг детского чтения в середине XIX века? 2. Что такое «святочная словесность»? Определите основные отличия литературного святочного рассказа от народного. 3. Дайте характеристику главному герою рассказа «Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевского. Как раскрывается в произведении русского писателя традиционная тема «рождественского чуда»?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 2996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.179 (0.012 с.) |