![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жанровое многообразие детской литературы второй половины XIX векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вторая половина XIX века оказалась необыкновенно плодотворной для русской культуры и в частности для детской литературы, которая отражала общие тенденции культурного развития. Однако особенности усвоения знаний ребенком и сама форма восприятия информации его сознанием делали актуальными вполне конкретные, определенные литературные и фольклорные жанры: стихи, сказки, потешки, загадки, басни, поговорки, скороговорки, пословицы, были, рассказы, анекдоты, притчи, былины, повести, малые лирические жанры. В середине XIX века особой популярностью пользовались жанры повести, приключенческой и детективной, путешествия; востребованы были и научно-фантастические сочинения. Интенсивно развивалась научно-познавательная литература: печатались и переиздавались адаптированные для детей переводные книги Брема и Дарвина. Многие книги знакомили юных читателей с родной природой. Их авторы предлагали детям своеобразные зарисовки-наблюдения, например «На досуге. Этюды по естествознанию» А. Н. Острогорского (1864—1865). Окружающий мир представал не только в видовом, но и в пространственном разнообразии. В этом отношении большую ценность представляли созданные в 50 —60-х годах сборники очерков о путешествиях: «Фрегат "Паллада"» И.А.Гончарова, «Корабль "Ретвизан"» Д.В.Григоровича. Успехом пользовались сочинения А.Е.Разина «Путешествие по разным странам мира» (1860) и «Открытие Камчатки, Америки и Алеутских островов» (1860). В этих книгах, отрывки из которых печатались в детских журналах, органично сочетались обширный материал, тонкие наблюдения, красочность изображения и увлекательность повествования. Книги и статьи на исторические темы были одним из очень важных разделов научно-популярной литературы для детей и юношества. И в этой области работали действительно выдающиеся ученые. В частности, известный историк С. М. Соловьев опубликовал в журнале «Новая библиотека для воспитания» «Русскую летопись для первоначального чтения» (она вышла отдельной книгой в 1866 г.). К середине XIX века прочно вошли в детское чтение произведения И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, и в последующие десятилетия почти каждый крупный русский писатель так или иначе принимал участие в дальнейшем развитии литературы для детей. С одной стороны, это были произведения, специально им адресованные: «Генерал Топтыгин», «Дед Мазай и зайцы» Н.А.Некрасова; «Русские книги для чтения» Л.Н.Толстого. С другой — книги, написанные для взрослых, оказывались понятными и интересными маленькому читателю.
Одним из наиболее интересных жанров, вошедших в детское чтение, была повесть о детстве. Ребенок с его первыми впечатлениями, столкновения детского и взрослого восприятия мира становятся центральными темами таких произведений. Публикуются сочинения о детстве, принадлежащие перу Л. Н.Толстого (трилогия «Детство. Отрочество. Юность»), С.Т.Аксакова («Детские годы Багрова-внука»), Н.Г.Гарина-Михайловского («Детство Темы»), В.Г.Короленко («В дурном обществе»), А.П.Чехова (повесть «Степь», рассказы «Ванька», «Спать хочется» и др.), А.И.Куприна («Белый пудель»). В круг детского чтения во второй половине XIX века входят произведения Ф.М.Достоевского. В хрестоматии для детей включаются отрывки из таких романов и повестей писателя, как «Неточка Незванова», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Подросток», «Братья Карамазовы». Фрагменты «Дневника писателя» — «Мальчик у Христа на елке», «Мальчик с ручкой» — тоже посвящены детям и неизменно входили в круг их чтения: они были понятны и близки маленьким читателям потому, что в них автор опирался на традиции «рождественского рассказа» и, более широко, — «святочной словесности». Появление термина «святочный рассказ» было связано с публикацией «Святочных рассказов» Н. А. Полевого в декабрьском номере журнала «Московский телеграф» за 1826 год. Несколько десятилетий спустя подобные произведения, ставшие популярными, публиковались регулярно в первых и последних годовых выпусках журналов и в последних декабрьских и первых январских номерах газет. Такие рассказы были календарно приурочены к святцам, которые считались главным праздником годового цикла. В начале и в конце святочных дней — два крупнейших христианских праздника — Рождество и Крещение. У древних славян Коляда (коледа) был праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. При колядовании обходили дворы, пели песни, называемые колядками, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам.
На основе устного возник литературный святочный рассказ, расцвет которого наблюдается в последней четверти XIX века. Литературный святочный рассказ имеет много отличий от фольклорного. В первую очередь это касается его композиции. В отличие от фольклорного, который сразу вводил слушателя в описание святочного происшествия, литературный рассказ имел пространную экспозицию, предваряющую воссоздание святочного случая. Особое внимание уделялось описанию чувств, которые овладевали персонажами. В середине XIX века в контексте общего интереса к русской старине, публикаций многочисленных этнографических исследований и материалов, посвященных изучению народных новогодних обычаев и обрядов, святки занимают особое место. К изображению святочного действа обращаются многие писатели, святочные рассказы печатаются в журналах. Так, в «Современнике» публикуются очерки И.И.Панаева, в журнале «Москвитянин» — рассказы Д.В.Григоровича. К святочной теме обращается и Л. Н.Толстой: в 1853 году им была задумана повесть «Святая ночь», а роман «Война и мир» содержит рассказ о святках в доме Ростовых. Тема народных святок из детского чтения, как правило, исключалась, поскольку народные святки с их суеверием, гаданием, ряжением и разнузданным поведением противоречили общепринятым в образованном обществе нормам. В произведениях, адресованных детям, чаще всего описывались лишь некоторые приметы, которые сопровождали встречу Нового года, — катание на санях, игры в фанты, маскарад. Кроме того, святочные игры представали нередко в качестве детских коллективных развлечений. Гораздо более распространенными в детской литературе были рождественские рассказы. Первым детским периодическим изданием, широко ориентированным на календарь, стал журнал А. О. Ишимовой «Звездочка». В произведениях, адресованных детям, рождественская тематика актуализируется произведениями зарубежной литературы: публикуются переводы «Рождественских повестей» (1843—1846) Чарлза Диккенса, ставшие очень популярными в России; в детское чтение входит фрагмент из романа Виктора Гюго «Отверженные» — о счастье, испытанном Козеттой в канун Рождества. В этих произведениях наиболее пронзительно звучит мотив рождественского чуда. Однако в русской литературе, в отличие от зарубежной, чаше всего главным был другой сюжет: несоответствие действительности самой идее праздника — радости и обновлению, чуду добра, которые несло рождение Спасителя. И поэтому центральным оказывался мотив несбыточности чудесного, принципиальной невозможности его осуществления в действительности. Этот мотив представлен в упомянутых фрагментах «Дневника писателя» Ф.М.Достоевского. Ребенок, в понимании писателя, — подобие Христа на земле, луч из рая, который напоминает людям о «золотом веке» — поре их детства. Детство предстает идеалом для грешника. Вот такому человеку — но уже освободившемуся от грехов своих, покаявшемуся — будет открыта будущая жизнь. Детская тема пронизывает почти весь январский выпуск «Дневника писателя» за 1876 год, объединяя материал первых двух глав ощущением трагичности судьбы ребенка в окружающем его жестоком мире. Действие рассказа «Мальчик у Христа на елке» происходит в «ужасный мороз». Читатель узнает о том, что мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале, дыхание изо рта его вылетает белым паром, «и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает». Мальчик дрожал, ему было холодно: «Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали».
Мальчику жутко оттого, что одиноко и страшно в темноте, голодно и холодно, и мама никак не откликается. Но одновременно не по себе и читателю, ибо ему за словом «жутко» открывается сиротство мальчика, обездоленность и обреченность, о которых тот не может догадываться в силу своего детского неведения. Мальчик неосознанно ощущает это состояние, движимый скорее страхом перед сырым и холодным подвалом, старухой, которая стонет и ворчит, большой собакой, воющей весь день наверху, на лестнице, у соседских дверей. На уровне же читательского восприятия состояние героя связывается с основным мотивом фрагмента и как бы задает дальнейшее сюжетное развитие, предопределяющее неизбежность трагического исхода. Причем трагизм обнаруживается в соединении несоединимого: детство как начало жизни оказывается обреченным. В подвале мальчик существует между жизнью и смертью, подвал ему враждебен, ибо ребенок жив, а все вокруг него — мертво или в преддверии смерти. Умершей матери мальчика невозможно было выздороветь в сыром и холодном подвале. Мальчик и описывается автором как один, без мамы: «Мерещится мне, был в подвале мальчик... Этот мальчик проснулся утром...». Халатник, другой обитатель подвала, лежит мертвецки пьяный. Стонет от ревматизма «какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика...». Но как ни страшен подвал, а в городе ребенку еще страшнее, лица, на которую он выходит, дана в его звуковых ощущениях. Эти звуки связаны с определенным психологическим состоянием, имеющим негативную эмоциональную окраску:
И какой здесь стук и гром <...> Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть <...> Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут...
Жизнь улицы идет как бы сама по себе, мальчик вне ее, вне жизни города вообще. Ему голодно, холодно, страшно и одиноко. Вокруг все красиво, но не для него. Как за витринами, на которые он любуется. Он трижды пытается пробиться к людям, войти в дом. Причем каждый раз он страдает все больше и больше — и от холода, и оттого, что его гонят. Усиливаются одиночество мальчика и безысходность его положения. Он чувствует холод все больше и больше.
Подворотня, куда он забежал в поисках какого-то пристанища, — это пограничное, промежуточное пространство. А состояние, в котором находится мальчик, забежав туда, — замерзание, между жизнью и смертью. Однако семантика слова «ворота» связана со значением «проход», «проходное пространство». Смерть безгрешного мальчика — не просто уход из земного мира, а обозначенный переход в мир другой, светлый мир Христа. В «Мальчике у Христа на елке» справедливость оказывается восстановленной только после смерти героя. И хотя прямого наказания виновных в гибели малыша нет, этот мир уже наказан самой смертью ребенка. По свидетельству А. Г.Достоевской, «Мальчик у Христа на елке» принадлежал к числу тех произведений, которые в конце жизни писатель более всего ценил. Ф.М.Достоевский публично читал «Мальчика у Христа на елке» в пасхальные дни 1879 года на литературных чтениях для детей, на литературных вечерах в гимназиях. После смерти писателя «Мальчик у Христа на елке» неизменно включался в сборники и многократно печатался отдельными изданиями для детского чтения. Так, издательница детского журнала «Игрушечка» А. Н.Пешкова-Толиверова в феврале 1878 года в письме к Достоевскому просила разрешить ей самостоятельный выпуск этого фрагмента «Дневника писателя». Уже в 1901 году в Петербурге вышло двадцать второе отдельное издание для детей с четырьмя рисунками и портретом автора. На формирование детской литературы второй половины XIX века огромное влияние оказывали детские журналы. Особенно много их появилось в 60-е годы XIX века, и это привело к узкой журнальной специализации: одни издания начинали ориентироваться на определенный (детский или юношеский) возраст, а другие приобретали ярко выраженную тематическую или развлекательную направленность. Например, журнал «Семейные вечера» (1864—1890) М.Ф. Ростовской включал два раздела — для младших и старших читателей. Детям в зависимости от возраста предлагались сказки, повести, игры, рассказы, статьи по искусству, географии и истории. Очень популярен был журнал «Подснежник», издававшийся с 1858 по 1862 год под редакцией сотрудника «Современника» В. Н. Майкова при участии И.А.Гончарова, И.С.Тургенева и Н.А.Некрасова; в нем печатались произведения Чарлза Диккенса, Вальтера Скотта, Д. В. Григоровича, сказки А.Н.Афанасьева. В качестве приложения к журналу за 1859 год был выпущен сборник, в который вошли детские произведения русских писателей. В 70-е годы XIX века новые детские журналы возникали редко; продолжает выпускаться журнал «Детское чтение» (1869—1906), но уже в 80-е годы журналистика переживает стремительный расцвет. Из возникших журналов дольше всех издавались «Задушевное слово» (1873 — 1917), «Детский отдых» (1880—1906) и «Родник» (1882— 1917). На страницах этих изданий печатались произведения Редьярда Киплинга, Жюля Верна, Марка Твена.
В оценке детской литературы литературная критика той поры во многом опиралась на положения статей В.Г.Белинского, отстаивавшего идею гармонического развития личности и считавшего литературу сильнейшим средством воспитания. Критик, убежденный в том, что литература для детей — это не второсортное занятие, неоднократно подчеркивал, что детским писателем следует «родиться, а не сделаться», что для этого нужен «не только талант, но и своего рода гений». В контексте общего развития литературной критики той поры интересен взгляд на детскую литературу, высказанный в 1862 году Ф. Г.Толлем, — видным педагогом, критиком и библиографом. Он выступал за опору школьного курса в первую очередь на естественные науки, а главным критерием значимости произведения считал его практическую направленность, а не эстетическую ценность. Такой подход во многом отражал положение дел и во взрослой литературе. Реальное направление в искусстве, лишавшее литературу эстетического очарования и значимости, провозглашало безусловной ценностью сиюминутное и во многом утилитарное значение литературных произведений. Однако, с другой стороны, тогда же впервые встал вопрос о том, какое место в детском чтении занимают произведения классической русской прозы и поэзии. Критик Н.А.Добролюбов в рецензии на сборник «Избранные места из современных писателей» (1859) одобрил публикацию для Детей произведений выдающихся современных писателей. Многие сочинения русских писателей и поэтов впервые увидели свет именно в таких сборниках и журналах для детей, где в 60-е годы XIX века было опубликовано, например, много известных, любимых детьми стихотворений о природе И.С. Никитина, А.Н.Плещеева, Я.П.Полонского, А.К.Толстого, А.А.Фета, В. Н.Майкова. В 60 —70-е годы появляются учебные книги, предназначенные для домашнего и учебного чтения. Конечно, они отражали точку зрения на литературу их составителя. Так, барон Н. А. Корф, являясь сторонником «реального чтения», стремился передать детям полезные для жизни сведения, и потому не включил в книгу для чтения «Наш друг» (1871) ни стихов, ни сказок. Но вышедшая в том же году «Книга для первоначального чтения в народных школах», составленная В.И.Водовозовым, содержала отрывки из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. Литература, предназначенная для детей и юношества, во второй половине XIX века шагнула на новую ступень своего развития. С одной стороны, появились произведения, специально написанные для детей и адресованные им. С другой — многие сочинения взрослой литературы перешли в круг детского чтения. Особо следует отметить роль журналов и хрестоматий, издатели и составители которых, опираясь на фольклорные и литературные традиции, знакомили юных читателей с произведениями отечественной и зарубежной литературы.
Вопросы и задания 1. Какие литературные жанры входили в круг детского чтения в середине XIX века? 2. Что такое «святочная словесность»? Определите основные отличия литературного святочного рассказа от народного. 3. Дайте характеристику главному герою рассказа «Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевского. Как раскрывается в произведении русского писателя традиционная тема «рождественского чуда»?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 3065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.85 (0.016 с.) |