Способы и направления поддержки детской инициативы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы и направления поддержки детской инициативы



 

В нашем дошкольном подразделении создана Детско-взрослая общность. В раннем возрасте воспитатели, педагоги, родители:

-Поддерживают инициативу в разных видах деятельности.

-Предоставляют возможность выбора игрушек, действий, занятий, партнеров по игре и совместным действиям.

-Помогают ребенку осознать собственные цели, предоставляют возможность реализовать задуманное.

-Поощряют стремление ребенка к речевому общению всеми доступными средствами (пение, движение, мимика, жесты, слова) со взрослыми и сверстниками.

-Поддерживают инициативу ребенка в движении, в стремлении преодолевать препятствия.

-Поощряют инициативу в обследовании новых предметов, стремлении освоить действия с ними.

-Поддерживают стремление детей проговаривать свои желания, чувства и мысли.

-Поддерживают и поощряют самостоятельность в действиях с предметами.

-Предоставляют возможность детям проявлять самостоятельность в быту.

-Поддерживают стремление к самостоятельному познанию пространства.

-Предоставляют возможность самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

-Взрослые обеспечивают социальное и эмоциональное развитие детей

-Обучают способам установления положительных контактов со сверстниками (знакомят детей друг с другом, организуют несложные совместные игры, эмоциональные контакты, сближающие детей между собой).

Развивают потребность в самостоятельности («Я сам»), уверенности в себе, в своих силах («Я могу», «Я хороший»).

В дошкольном возрасте воспитатели, педагоги, родители:

-Помогают детям освоить соответствующие их возможностям игровые действия, побуждают брать на себя игровые роли, организуют сюжетные игры с несколькими детьми.

-Поддерживают интерес к окружающим людям (взрослым, детям), желание расширить круг общения.

-Поддерживают желание понять эмоциональные состояния людей, причины, вызвавшие эти состояния в естественно возникающих в группе ситуациях.

-Поддерживают стремление высказывать суждения по поводу своих интересов, предпочтений, вкусов; высказывать свое несогласие делать то, что он считает неправильным.

 

-Поощряют готовность ребенка научить других тому, что умеет сам.

-Поощряют перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в другие условия.

-Поощряют использование в игре предметов-заместителей.

Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно использовать нормы и правила поведения, овладевать социальными навыками:

-Предоставляют возможность самостоятельно следить за своим внешним видом.

-Поощряют проявления детьми элементарных навыков вежливости.

-Предоставляют возможность самостоятельно выбирать партнеров для общения и совместной деятельности.

-Предоставляют возможность самостоятельно регулировать отношения со сверстниками в разных сферах детской деятельности (разрешение конфликтов, умение договариваться, соблюдать очередность и пр.).

-Предоставляют возможность проявлять социальные навыки в разных видах деятельности

Взрослые предоставляют возможность для творческого самовыражения:

-Поощряют импровизации в играх (придумывание сюжетов, введение оригинальных персонажей в традиционные игры, смену и совмещение ролей).

-Предоставляют возможность выражать свое отношение к миру, дружбе, всему живому через гуманные действия, рисунки, поделки, участие в миролюбивых акциях.

- Воспитатели поддерживают активный характер поиска и использования детьми информации

-Поощряют общение друг с другом (рассказы друг друга о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и пр.).

-Поощряют самостоятельно организованную изобразительную, музыкальную, театрализованную и конструктивную деятельность детей.

-Предоставляют детям возможность и право самостоятельно определять цели, средства, технику и результаты творческой деятельности (продуктивной, музыкальной, театрализованной), исходя из их собственных позиций, предпочтений.

Взрослые поощряют творческую инициативу детей:

-Поддерживают стремление проводить свободное время за разнообразной творческой деятельностью.

-Поощряют стремление к свободному выбору сюжета и изобразительных средств.

-Поощряют стремление детей изготавливать недостающие атрибуты и материалы для игр, используя имеющийся художественно-продуктивный опыт.

-Поощряют стремление экспонировать работы, использовать плоды своего творчества для украшения интерьера.

 

Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей в разных видах деятельности:

-Поощряют активность в экспериментировании с цветом, композицией, в освоении и использовании различных изобразительных материалов и техник.

-Поощряют комбинирование известных и придумывание собственных приемов лепки.

-Поощряют возникновение разнообразных игровых замыслов, комбинирование сюжетных эпизодов в новый оригинальный сюжет.

-Поощряют исполнительское и музыкально-двигательное творчество детей (исполнение ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и в свободной деятельности), импровизацию средствами мимики, пантомимы, импровизацию в пении, игре на музыкальных инструментах и пр.

-Поощряют детей в экспериментировании при конструировании по собственному замыслу и из различного материала (природного и бросового).

Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию из разнообразных источников

-Поощряют обмен между детьми информацией творческого характера, поддерживают обращение ребенка к собственному опыту, знаниям и умениям в разных видах творческой деятельности.

-Поддерживают стремление детей получать информацию о творческой жизни детского сада, города, страны (книги, альбомы, телепередачи, слайды, мероприятия и пр.) из разных источников.

-Предоставляют право сомневаться, обращаться за разъяснениями к взрослому и другим детям.

 

 

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Педагогический коллектив структурного подразделения считает, что успешное решение задач воспитания и соблюдения прав ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка.

Родители участвуют в работе совета педагогов, органов самоуправления.

В структурном подразделении выбран родительский комитет, разработано Положение о работе родительского комитета

Родители имеют возможность присутствовать в ГБОУ (на занятиях, в адаптационный период и др.), помогать в организации и проведении мероприятий, режимных моментов:

-Педагоги постоянно организуют работу с коллективом родителей (проводят общие и групповые собрания, беседы, тематические выставки, семинары и прочее)

-Воспитатели и специалисты оказывают индивидуальную педагогическую помощь родителям (проводят консультации, посещение семей на дому).

- В рамках Родительской Гостиной организуются совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей

(тематические вечера, семейные праздники, выставки, концерты и др.)

- Используются различные средства информации для родителей.

-Оформление наглядного материала по вопросам дошкольной педагогики и психологии.

-Оформление фотоальбомов о жизни в детском саду.

-Семейные круглые столы

-Дни и недели открытых дверей

-Создание видеотеки по работе структурного подразделения

В структурном подразделении работает Отцовско-материнская школа, здесь проводятся:

-Консультации, семинары-практикумы для родителей

-Встречи с интересными людьми

-Проведение музыкальных, спортивных, интеллектуальных праздников, досугов, утренников с участием родителей.

-Анкетирование и тестирование родителей

-Индивидуальные консультации.

 

 

Часть 2

Содержание работы по коррекции нарушений развития детей

Содержание коррекционной работы.

Организация воспитательно – образовательного процесса:

Педагогическая и психологическая коррекция нарушений;

Социальная адаптация.

Воспитание навыков самообслуживания;

Развитие основных видов детской деятельности по пяти образовательным областям.

Освоение детьми системы знаний по основным образовательным областям с учетом особенностей развития и специфических образовательных потребностей каждой категории детей.

Образовательный процесс включает в себя:

Гибкое содержание;

Педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно – ориентированное развитие каждого ребенка, коррекцию структуры нарушений.

Основные этапы коррекции:

1. Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании заключения психолого-педагогического обследования окружной ПМПК и рекомендацийспециалистов внутреннего психолого-педагогического консилиума.

2. Разработка механизмов адаптации Программы для детей с ОВЗ, содержания коррекционной организованной образовательной деятельности, выбор формы коррекционной работы (индивидуальная или групповая). Отбор методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия родителей в коррекционной программе.

3. Организация условий осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей. Информирование педагогов о плане проведения коррекционных мероприятий. Обсуждение коррекционной программы с педагогами..

4. Реализация коррекционной программы. Проведение коррекционной организованной образовательной деятельности как индивидуальной, так и групповой с детьми в соответствии с коррекционной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы. Предоставление родителям обратной связи о ходе коррекционной работы.

Информирование родителей о промежуточных результатах коррекции. Внесение необходимых корректив в программу.

5. Оценка целевых ориентиров коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и образованию детей, направленных на закрепление положительных результатов коррекционной работы. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией. В группах со сложной структурой нарушений вся коррекционная работа проводится при помощи и поддержке родителей. Педагоги проводят для родителей «круглые столы» и собеседования с целью корректировки родительской позиции.

 

Особенности работы в разных видах деятельности детей с особыми образовательными потребностями

Формы образовательно-коррекционной деятельности в СП №2 ГБОУ СОШ №170

Образовательная область Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Формы организации
Индивидуальные Подгрупповые Индивидуальные Подгрупповые Групповые Индивидуальные Индивидуальные Подгрупповые
Социально- коммуникативная Объяснение, напоминание, творческие задания, работа с пособиями. Обучение, объяснение, напоминание, творческие задания, рассматривание иллюстраций, работа с пособиями, создание игровых проблемных ситуаций.   Индивидуально-ориентированные дидактические игры. Элементы сюжетно-ролевых игр, продуктивная деятельность. Включение ребенка в деятельность семьи, рассматривание иллюстраций, личный пример, участие в проектной деятельности, тематических досугах. Просмотр видеофильмов, мультфильмов, телепередач. Экскурсии.
Физическое развитие Элементы ЛФК, методы релаксации, упражнения, утренняя гимнастика, объяснение, напоминание, тематические досуги. Личный пример, ЛФК, обучение, упражнения, объяснение, показ образца, напоминание. Игры малой подвижности, организация досугов, создание обучающих ситуаций. Игры малой подвижности, создание игровой ситуации взрослыми для самостоятельной деятельности детей Личный пример, тематические досуги, игры. Участие в соревнованиях.
Познание Объяснение, напоминание, создание проблемной ситуации, игры. Обучение, объяснение, напоминание, творческие задания. Рассматривание иллюстраций, работа с пособиями, создание игровых проблемных ситуаций, элементы тренингов, чтение художественной литературы, тематические досуги, работа с коллекциями, участие в познавательных проектах. Элементы сюжетно-ролевых игр, продуктивная деятельность, дидактические игры.   Рассматривание иллюстраций, экскурсии, просмотр познавательных телепередач, видеофильмов, просмотр мультфильмов. Изучение энциклопедий. Ситуативное обучение. Участие в тематических досугах и конкурсах. Проектная деятельность.
Речевое развитие Игры с водой и песком, личный пример, объяснение, создание речевой развивающей среды, объяснение, напоминание. Создание проблемных ситуаций, игры. Напоминание, объяснение, чтение художественной литературы. Обучение, творческие задания, рассматривание иллюстраций. Элементы сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, театрализованные игры. Рассказывание «крошки-сказки», творческие задания. Личный пример, введение традиции семейного чтения художественной литературы, участите в тематических досугах. Рассматривание иллюстраций, ситуативное обучение.
Художественно-эстетическое развитие Индивидуально-ориентированные дидактические игры, упражнения, личный пример, поддержание эстетической развивающей среды. Рассматривание иллюстраций, объяснение, показ, научение, напоминание, продуктивная деятельность. Выставки работ декоративно-прикладного искусства, изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр.   Продуктивная деятельность, сюжетная, театрализованная игра. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Украшение личных предметов. Создание соответствующей предметно-развивающей среды. Участие в тематических досугах и проектах, выполнение творческих заданий, совместная продуктивная деятельность с ребенком. Создание семейных коллекций. Личный пример, посещение концертов, семейные музыкальные вечера, участие в тематических досугах.
           

Интеграция

Так как основным запросом родителей является социализация «особых» детей в детско-взрослое общество, большое внимание педагоги структурного подразделения уделяют разработке индивидуальных маршрутов развития. Специалистами были разработаны несколько вариантов построения таких маршрутов, при построении которых учитываются:

-Диагноз,

-Индивидуальные особенности и динамика развития ребенка,

-Степень адаптации ребенка к дошкольному учреждению,

-Уровень социализации ребенка в детско-взрослом обществе.

На основании заключения специалистов ПМПК «Ясенево» и внутреннего психолого-медико-педагогического консилиума для детей с особыми образовательными потребностями возможно посещение общеразвивающих групп через различные формы интеграции.

ВАРИАНТ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ

Играя, обучаюсь
  Будущий первоклассник
Группы кратковременного пребывания
Служба ранней помощи
Лекотека
12-часовая группа для детей со сложной структурой нарушения
Общеразвивающие группы 12-часового пребывания

 


В результате постоянной интеграции в нашем структурном подразделении:

-Все воспитанники с особыми образовательными потребностями принимают участие в мероприятиях детского сада: досугах, праздниках, выставках, развлечениях.

-Активно применяются частичная и комбинированная формы интеграции – дети из коррекционных групп и группы комбинированной направленности посещают несколько раз в неделю по несколько часов группы общеразвивающего вида, при этом с ними находится педагог сопровождения (тьютер), который помогает им включаться в совместную игровую деятельность, ориентироваться в режимных моментах, посещать групповые и подгрупповые занятия.

Заключительным этапом социализации ребенка с особыми потребностями в детском обществе становится полная интеграция – это посещение группы на полный день, при этом ребенок уже адаптирован и не нуждается в сопровождении.

В группах детского сада, которые посещают дети с особыми образовательными потребностями, большое внимание было уделено предметно-развивающей среде. При формиро­вании предметно - развивающей среды в этих группах детского сада руководствовались: особенностями развития детей, (зоной ближайшего развития), деятельно - возрастным подходом, рекомендациями ведущих специалистов, интересам воспитанников.

Педагоги структурного подразделения постоянно осуществляют поиск наиболее действенных методов и приемов для социализации детей:

включение детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательно-образовательный процесс массовых групп (по возрасту или фактическому уровню развития).

Привлечение детей старшего дошкольного возраста к участию в совместной художественно-творческой деятельности (утренники, праздники, театрализованные спектакли).

Игры-тренинги, «уроки доброты» со здоровыми детьми групп, в которые интегрируются «особые» дети. Целью таких занятий является: помочь детям понять другого ребенка с физическими и интеллектуальными проблемами и принять его в свой коллектив

Расширение единого образовательного пространства.

Сотрудничество дошкольного структурного подразделения с о всеми подразделениями комплекса- один из основных планов работы по социализации и интеграции. Создание единого образовательного пространства, расширение социальных контактов детей с особыми образовательными потребностями способствует интеграции педагогического взаимодействия дошкольного подразделения с другими институтами социализации личности ребенка.

 

Единое образовательное пространство.

ГБОУ ЦППРиК "Ясенево"
Дошкольное структурное подразделение № 2 - Поликлиника № 81,205  
ГБОУ СОШ № 170
Дошкольное структурное подразделение № 1 - Поликлиника № 81,205  
Дошкольное структурное подразделение № 3 - Поликлиника № 81,205  
Московский государственный психолого-педагогический университет
Муниципалитет Коньково - Поликлиника № 81,205  

 

 

 

 


Взаимодействие дошкольного структурного подразделения с другими воспитательно-образовательными и социальными институтами осуществляется в интересах детей, семей и заключается в привлечении специалистов названных организаций к такому взаимодействию, которое взаимовыгодно и полезно для обеих сторон. По мнению наших специалистов, работа с социумом должна иметь и профилактический характер.

С этой целью в рамках Программы развития нами была разработана модель преемственности различных форм работы с детьми с ОВЗ в условиях дошкольного структурного подразделения № 2.

Социальные связи: оказание информационной и консультативной помощи
  • ЗАГС
  • Женская консультация
  • Центр «Мать и дитя»
  • Детские поликлиники
 
МОДЕЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 

Служба Ранней Помощи
Группы компенсирующей и комбинированной направленности

Группы общеразвивающей направленности
ГКП «Особый ребенок»
Лекотека
Группы кратковременного Пребывания: - Адаптационная группа - Играя, обучаюсь.
ГБОУ СОШ № 170

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.037 с.)