Психолого-педагогические аспекты стимулирования детско-юношеского чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические аспекты стимулирования детско-юношеского чтения



Психолого-педагогические аспекты стимулирования детско-юношеского чтения

Методическое обеспечение дисциплины

Челябинск 2013
Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет документальных коммуникаций и туризма

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

 

Психолого-педагогические аспекты стимулирования детско-юношеского чтения

 

Методическое обеспечение дисциплины

 

по направлению подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

квалификация (степень) выпускника «магистр»

 

 

 

Челябинск 2013


УДК 02 (073)

ББК 78.073я73

П86

 

 

Автор-составитель: А. И. Порошина, канд. филол. наук, преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГАКИ

 

Рецензент: Л. В. Краснова, директор Челябинской областной детской библиотеки им. В. Маяковского

 

Методическое обеспечение дисциплины одобрено на заседании совета факультета документальных коммуникаций и туризма от 16.09.2013 г., протокол № 1.

Б 59
Психолого-педагогические аспекты стимулирования детско-юношеского чтения:
П 86
метод. обеспечение дисциплины по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) выпускника «магистр» / авт.-сост. А. И. Порошина; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 28 с. – (ФГОС ВПО. Учеб.-метод. комплекс).

 

Издание включает: методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

 

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2013


Содержание

 

I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя  
II. Методические указания для студентов  
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации  
3.1. Вопросы для подготовки к экзамену  
3.2. Методические указания по выполнению рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине  
3.3. Планы семинарских занятий  
3.4. Задания для практических занятий  
3.5. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий  
3.6. Темы и задания контрольных работ  
3.7. Задания для выполнения самостоятельной работы  
3.8. Тестовые задания  
3.9. Контрольная работа для студентов заочного отделения и методические рекомендации по ее выполнению  
3.10. Методические указания по выполнению курсовой работы  
3.11. Требования, предъявляемые к студенту для промежуточной аттестации по дисциплине  

I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Характер процесса обучения, способы его осуществления влияют на формирование познавательной самостоятельной творческой активности. Эти задачи решаются в процессе применения активных и интерактивных технологий в интенсификации процесса обучения с помощью различных дидактических приемов и средств, обеспечивающих перевод ученика в позицию субъекта деятельности. Сущность интерактивных технологий – в интенсификации процесса обучения через организацию взаимодействия обучающихся, стимулирующего креативный характер деятельности.

Использование активных и интерактивных технологий в учебном процессе закреплено во всех Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В ФГОС ВПО в пункте 7.3 раздела «Требования к условиям реализации основных образовательных программ» в частности отмечается, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В учебном процессе используются следующие виды активной учебной лекции: лекция-беседа и лекция-дискуссия.

Лекция-беседа является формой активного вовлечения студентов в учебный процесс посредством вопросно-ответной формы беседы с группой, что позволяет привлечь внимание студентов к важным моментам лекции. Вопросы лекции-беседы могут служить для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степень их готовности к восприятию последующего материала и т.д.

Лекция-дискуссия. Свободный обмен мнениями, организуемый преподавателем по ходу освещения отдельных логических разделов лекции, позволяет направлять познавательную активность студентов. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко их обсудить, затем следует краткий анализ и выводы, после чего лекция продолжается.

Социальное проектирование – это совокупность таких приемов и способов обучения, при которых студенты с помощью коллективной или индивидуальной деятельности по отбору, распределению и систематизации материала по определенной теме составляют проект. Результатом этой деятельности всегда должен быть какой-то продукт: программа, сценарий, радиопередача, комплект технической документации, брошюра, альбом и т. д.

Задача преподавателя – с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, их интересов, потребностей, планов на будущее – создать такую рабочую атмосферу, которая бы стимулировала их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность.

В рамках дисциплины «Психолого-педагогические аспекты стимулирования детско-юношеского чтения» учебным планом наряду с лекциями запланированы семинары и практические занятия, часть из которых проходит с использованием активных и интерактивных форм.

 

II. Методические указания для студентов

 

Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Психолого-педагогические аспекты стимулирования детско-юношеского чтения» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в рабочей программе дисциплины; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекций и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»).

Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия.

Для успешной подготовки к семинарским занятиям студенты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Современная библиотека».

Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

 

III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля

Требования к реферату.

Реферат по дисциплине должен быть выполнен в соотвествии с общими требованиями к оформлению студенческих работ на кафедре и в академии. Он выполняется печатным способом с применением компьютера на листах формата А4, отпечатанных с одной стороны. Текст и другие элементы текста выполняются черными отпечатками без ореола и расплывшейся краски, насыщенность окраски букв и знаков – ровная в пределах строки, страницы и всего документа.

Рекомендуемый объем реферата 20-25 страниц. В этом объеме учитываются титульный лист, содержание, введение, заключение и список литературы. Рекомендуемые объемы введения и заключения от 3 до 5 страниц. Приложения в указанный объем не входят.

К тексту реферата предъявляются следующие требования: тип используемого шрифта – Times New Roman; размер шрифта (в Microsoft Word) – 14 пунктов, в таблице – 12 пунктов; межстрочный интервал – 1,5; поля страницы: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 25 мм, правое – 10 мм; абзацный отступ – 0,7 см; нумерация страниц – внизу по центру.

На одной странице сплошного текста размещается 28–30 строк по 65–70 знаков в строке, при этом каждый пробел между словами считается за один знак.

Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются на новой странице прописными буквами без каких-либо выделений, подчеркиваний, в кавычки не заключаются. Точка в конце любого из указанных заголовков не ставится. Записываются наименования с абзацного отступа. Первая буква в наименовании раздела должна быть прописной, а остальные – строчные.

Наименование следующего за уже изложенным раздела (содержание, введение, раздел, заключение и т.д.) печатается на новой странице. Заголовки на новую страницу не выносятся и печатаются на той же странице, где помещено название раздела.

Заголовок не должен быть последней строкой на странице. Точка в конце заголовков разделов не ставится. Перенос слов в заголовках не допускается. Расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком раздела должно равняться 3 межстрочным интервалам.

Расстояние между наименованием раздела и подраздела должно равняться 1,5 межстрочному интервалу, а расстояние от всех заголовков до текста должно равняться 3 межстрочным интервалам.

Все страницы реферата (включая приложения) нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист, но на нем цифра «1» не ставится, а на следующей странице (СОДЕРЖАНИЕ) проставляется цифра «2» и т.д. Порядковый номер печатается в середине нижнего поля страницы не ниже 15 мм от нижнего среза бумаги.

В содержании работы обязательно указываются страницы, на которых помещен материал введения, каждого раздела, заключения, приложений.

Таблицы, рисунки, приложения в работе должны носить тематические названия. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием наверху посередине листа слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (без кавычек). Если приложений несколько, то они обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, кроме букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

В соответствии с государственными и отраслевыми стандартами и принятой в науке символикой во всем отчете должна быть выдержана единая система условных обозначений и терминологии.

Отпечатанный текст работы необходимо тщательно выверить. Сроки сдачи реферата устанавливаются преподавателем в соответствии с календарным планом.

Планы семинарских занятий

Задания для практических занятий

 

Темы рефератов

1. Литературное развитие в библиотеке

2. Изучение современной читательской деятельности детей и подростков

3. Влияние читательской моды на детское чтение

4. Творческие аспекты чтения детей

5. Руководство детским чтением

6. Читатель-подросток: современное состояние изучения читательской деятельности

7. Дошкольное чтение: психолого-педагогический аспект

8. Современный подросток в информационном обществе

9. Электронная книга и традиционное издание: проблемы и перспективы

10. Библиотека – среда читательского развития

 

3.7. Задания для выполнения самостоятельной работы

Наименование раздела (темы) Содержание самостоятельной работы Форма контроля
Раздел 1. Детско-юношеское чтение: психологический аспект изучения
Тема 1. Детско-юношеское чтение как объект научного знания Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка к участию в семинарах «Изучение детско-юношеского чтения: современное состояние», «Современные тенденции детско-юношеского чтения», подготовка к участию в практическом занятии «Исследование детско-юношеского чтения» (см. самостоятельную работу № 1) Степень участия в семинаре, проверка практической работы
Тема 2. Психологические особенности восприятия читателями разных возрастов Работа с основной и дополнительной литературой, конспектирование литературы по теме (см. самостоятельную работу № 2) Проверка конспекта
Тема 3. Стимулирование детско-юношеского чтения: проблемы и перспективы Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка к участию в семинаре «Роль библиотеки в стимулировании детско-юношеского чтения» (см. самостоятельную работу № 3) Степень участия в семинаре
Тема 4. Руководство чтением: в школе и вне школы Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка к участию в семинаре «Внешкольное чтение» (см. самостоятельную работу № 4) Степень участия в семинаре
Тема 5. Семейное чтение как определяющий и стимулирующий фактор Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка к участию в семинаре «Психологические особенности семейного чтения» (см. самостоятельную работу № 5) Степень участия в семинаре
Тема 6. Читательская мода в подростковой среде Работа с основной и дополнительной литературой, конспектирование литературы по теме (см. самостоятельную работу № 6) Проверка конспекта
Раздел 2. Методика стимулирования детско-юношеского чтения
Тема 7. Социальное проектирование в сфере детско-юношеского чтения Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка к участию в практическом занятии «Социальный проект стимулирования детско-юношеского чтения» (см. самостоятельную работу № 7) Проверка практической работы
Тема 8. Исследовательская деятельность читателей – детей и подростков Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка к участию в семинаре «Исследовательская деятельность детей и подростков в библиотеке», подготовка к участию в практическом занятии «Юный читатель – исследователь: методика педагогической работы» (см. самостоятельную работу № 8) Степень участия в семинаре, проверка практической работы
Тема 9. Детско-юношеское чтение в условиях развития мультимедийных технологий Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка к участию в семинаре «Детско-юношеское чтение в мультимедийном пространстве», подготовка к участию в практическом занятии «Возможности Интернета в стимулировании детско-юношеского чтения» (см. самостоятельную работу № 9) Степень участия в семинаре, проверка практической работы
Тема 10. Опыт библиотек по стимулированию детско-юношеского чтения Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка к участию в семинаре «Опыт библиотек по стимулированию детско-юношеского чтения», подготовка к участию в практическом занятии «Создание среды, стимулирующей детско-юношеское чтение» (см. самостоятельную работу № 10) Степень участия в семинаре, проверка практической работы
Тема 11. Формы стимулирования детско-юношеского чтения: литературная игра, литературный праздник, встреча с автором Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка к участию в практических занятиях «Детское литературное творчество», «Литературный праздник: виды, формы», «Литературная игра как способ стимулирования чтения», «Встреча с автором в условиях библиотеки» (см. самостоятельную работу № 11) Проверка практической работы

 

Самостоятельная работа № 1.

Тема 1. Детско-юношеское чтение как объект научного знания

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к семинарам №№ 1, 2, выполнение практического задания № 1. Темы «Изучение детско-юношеского чтения: современное состояние», «Современные тенденции детско-юношеского чтения»; «Исследование детско-юношеского чтения».

Формой контроля выполненной работы являются степень участия в семинаре, проверка практической работы.

Самостоятельная работа № 2.

Тема 2. Психологические особенности восприятия
читателями разных возрастов

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, конспектирование литературы по теме.

Формой контроля выполненной работы является проверка конспекта.

Самостоятельная работа № 3.

Тема 3. Стимулирование детско-юношеского чтения:
проблемы и перспективы

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к семинару № 3. Тема «Роль библиотеки в стимулировании детско-юношеского чтения».

Формой контроля выполненной работы является степень участия в семинаре.

Самостоятельная работа № 4.

Тема 4. Руководство чтением: в школе и вне школы

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, терминологический анализ понятия: «внешкольное чтение»; подготовка к семинару № 4. Тема «Внешкольное чтение».

Формой контроля выполненной работы является степень участия в семинаре.

Самостоятельная работа № 5.

Тема 5. Семейное чтение как определяющий и стимулирующий фактор

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, терминологический анализ основного понятия: «семейное чтение»; подготовка к семинару № 5. Тема «Психологические особенности семейного чтения».

Формой контроля выполненной работы является степень участия в семинаре.

Самостоятельная работа № 6.

Тема 6. Читательская мода в подростковой среде

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, терминологический анализ основных понятий: «мода на чтение», «читательская мода»; конспектирование литературы по теме.

Формой контроля выполненной работы является проверка конспекта.

Самостоятельная работа № 7.

Тема 7. Социальное проектирование в сфере детско-юношеского чтения

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, терминологический анализ основного понятия: «социальное проектирование»; выполнение практической работы № 2. Тема «Социальный проект стимулирования детско-юношеского чтения».

Формой контроля выполненной работы является проверка практической работы.

Самостоятельная работа № 8.

Тема 8. Исследовательская деятельность читателей –
детей и подростков

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к семинару № 6; выполнение практической работы № 3. Темы «Исследовательская деятельность детей и подростков в библиотеке»; «Юный читатель – исследователь: методика педагогической работы».

Формой контроля выполненной работы является степень участия в семинаре, проверка практической работы.

Самостоятельная работа № 9.

Тема 9. Детско-юношеское чтение в условиях развития
мультимедийных технологий

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к семинару № 7, выполнение практической работы № 4. Темы «Детско-юношеское чтение в мультимедийном пространстве»; «Возможности Интернета в стимулировании детско-юношеского чтения».

Формой контроля выполненной работы является степень участия в семинаре, проверка практической работы.

 

Самостоятельная работа № 10.

Тема 10. Опыт библиотек по стимулированию детско-юношеского чтения

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к семинару № 8, выполнение практической работы № 5. Темы «Опыт библиотек по стимулированию детско-юношеского чтения»; «Создание среды, стимулирующей детско-юношеское чтение».

Формой контроля выполненной работы является степень участия в семинаре, проверка практической работы.

Самостоятельная работа № 11.

Тема 11. Формы стимулирования детско-юношеского чтения: литературная игра, литературный праздник, встреча с автором

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, выполнение практических работ №№ 6, 7, 8, 9. Темы «Детское литературное творчество», «Литературный праздник: виды, формы», «Литературная игра как способ стимулирования чтения», «Встреча с автором в условиях библиотеки».

Формой контроля выполненной работы является проверка практических работ.

3.8. Тестовые задания

Тестовые задания по дисциплине учебным планом не предусмотрены.

3.9. Контрольная работа для студентов заочного отделения

и методические рекомендации по ее выполнению

Задание: разработать проект мероприятия, направленного на стимулирование детско-юношеского чтения в условиях библиотеки.

Цель работы: освоить навыки организации мероприятий, направленных на стимулирование детско-юношеского чтения, в рамках профессиональной деятельности с использованием знаний, полученных при изучении курса «Психолого-педагогические аспекты стимулирования детско-юношеского чтения».

Методика выполнения.

1. Определить тему праздника в соответствии с возрастными рамками предполагаемой аудитории, литературно-историческим контекстом, потенциалом библиотеки-организатора, масштабом (внутрибиблиотечный, районный, городской, областной).

2. В соответствии с темой обозначить цель и задачи мероприятия, основанные на знании психолого-педагогических особенностей восприятия и читательской деятельности детей и подростков, с учетом возрастных рамок аудитории мероприятия.

3. Расписать сценарный план праздника, назвать участников, основные сюжетные ходы, применяемые активные и интерактивные формы взаимодействия с аудиторией, дать психолого-педагогическое обоснование их применению с использованием знаний по педагогике, психологии и социологии детско-юношеского чтения.

4. Составить полный сценарий мероприятия.

 

Психолого-педагогические аспекты стимулирования детско-юношеского чтения

Методическое обеспечение дисциплины

Челябинск 2013
Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет документальных коммуникаций и туризма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.071 с.)