Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция детско-юношеского досуга в контексте социализации индивида.

Поиск

Плодотворное использование досуга человеком важная задача общества, ибо когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Причем, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы зависит наполненность всей его дальнейшей жизни, ведь детский возраст представляет собой сензитивный период формирования культурно-досугового потенциала.

Таким образом, проблема досуга общества существенным образом зависит от того, как она будет решена в среде детей, подростков и юношества.

Но, прежде чем ответить на вопрос:"Как организовать досуг подрастающего поколения?" следует определить само понятие "детский досуг", ибо без понятийного аппарата, интегрирующего методологические основы детского досуговедения невозможно построение концепции детского досуга.

Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе детский досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С.Махов, А.Т.Куракин, В.В.Фатьянов и др.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.З.Вульфов, Л.Н.Николаева, М.М.Поташник и др.) и даже с внеучебным временем (Л.К.Балясная, Т.В.Сорокина и др.).

Более того, наиболее часто употребляемые определенны "свободное время детей" методологически как бы вытекает из понятия "свободное время взрослого человека". А социологи под свободным временем взрослого работающего человека понимают ту часть внерабочего времени, которая остается за вычетом времени» связанного с производством, времени, затраченном на дорогу, времени, идущем на домашний труд и другие бытовые нужды и удовлетворение Физиологических потребностей. Таким образом, под свободным временем понимается время, идущее на учебу, самообразование, общественную деятельность, удовлетворение творческих потребностей» чтение газет, слушание радио, просмотр телепередач» посещение кино, театров, спорт, туризм и т.п. (Б.Грушин, Е.Лазуткин и др.) Вслед за исследователями досуга взрослого населения, детские досуговеды, затраченное на производственную деятельность время, заменяют на учебное время, а все дальнейшие рассуждения идут по аналогии с досугом взрослых. Однако, в самом учебном процессе встречаются такие виды деятельности как посещение кинотеатров, занятия спортом и туризмом, которые ребенок выполняет не по обязанности, не в силу долга, а в соответствии с личными склонностями и интересами, добровольно. В самом деле, как в этом смысле оценивать поход старшеклассников с программами ориентации в лесу по кроне деревьев, по звездам и т.п. Это досуг или нет? А художественные и спортивные олимпиады? Да, бесспорно это досуг, но осуществляется эта деятельность в рамках учебной программы таких дисциплин как биология, астрономия, физкультура, история мировой культуры и др. Следовательно, понятие свободное время трудящегося взрослого (устоявшееся в специальной литературе) не применимо к подрастающему поколению. Слишком различны их роли в жизни общества и бесконечно велика разница в самой структуре их свободного времени. Очевидно и другое - экстраполяция понятия свободного времени на жизнедеятельность детей, подростков н юношества является абсурдной. А отвечая на вопрос:"можно ли отождествлять свободное время с досугом?", ответим нет, ибо свободное время имеют все, досугом же обладает не каждый. Но что же такое досуг и отличается ли досуг взрослого человека от досуга ребенка, подростка, юноши?

Существует много интерпретаций слова "досуг". Досугом называется деятельность, отношение, состояние ума. Множество подходов осложняют попытки понять что значит досуг.

Существует множество концепций, рассматривающих досуг в современном обществе. В то время как феномен досуга продолжает претерпевать изменения, крупнейшие теоретики разработали много определений и концепций, которые содержат целый ряд закономерностей.

Определения досуга распадаются на 4 основных группы (см.385, 3851, 392, 394).

1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души, в этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.

2. Досуг как деятельность обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации. Многие профессионалы досуга употребляют здесь термин "восстановление".

3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности, связанной с работой, или не связанной с ней. С этой точки зрения понятия "досуг" и "свободное время" становятся почти взаимозаменяемыми. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

4. Досуг с холистической точки зрения интегрирует три предыдущих, стирает грань между "работой" и "не-работой" и оценивает досуг в терминах, описывающих человеческое поведение. Досуг понимается не просто как деятельность, а включает также понятие времени, отношение к времени. Такой подход включает все возможные интерпретации досуга.

Такой холистический подход связан с изучением всех аспектов личного опыта, а также с изучением разных типов личности. Холистический подход представляет профессионалу досуга более широкое представление о людях, для которых он работает. Кристогер Эджингтон, Дэвид Комптон, Кэрол Хэнсон указывают, что имея концепцию потребностей индивида, включающую все аспекты его жизни, профессионал способен лучше понять и удовлетворить эти потребности.

Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с более общими проблемами работы, семьи, политики.

По мнению Крауса, резкое различие между работой, учебой и досугом в последние годы стирается. Досуг, который когда-то в духе протестантской этики, рассматривался лишь как средство восстановления для последующей работы, учебы теперь понимается как наиболее ценный и влажный аспект существования человека, в то время как интерес к работе и ее значение снизились. Прежнее представление о досуге как о цели (классическое представление, согласно которому досуг это праздник жизни) или как о средстве для достижения цели (досуг как восстановление для последующей работы) сейчас сливаются в холистической концепции досуга.

Норман Миллер и Диана Робинсон в своем определении досуга полагают, что "свободное время становится досугом только тогда, когда человек сознательно проводит его в какой-то деятельности, имеющей определенную ценность и значение. Однако Краус считает, что если принять за основу положение о том, что только свободное время проводится в желательной и духовно-обогащающей личность деятельности, то возникает вопрос: существует ли универсальный критерий для определения того, что является желательным использованием свободного времени. Многие люди занимаются деятельностью, которую общество в целом считает вредной или антиобщественной, например, употребление наркотиков, преступления и др. Понятно, что определить, является ли деятельность желательной, весьма трудно, если опираться при этом на суждения тех, кто занимается этой деятельностью. Также трудно определить это, используя в качестве критерия правила, установленные обществом, очевидно, крайне трудно определить досуг через понятие свободного времени, проводимого в желательной и конструктивной деятельности. Возможно, вернее было бы сказать, что досуг выключает все свободное время и возможность выбора.

Обозначенные выше концепции проливают свет конкретности на проблему досуга, однако вопрос определения детского досуга остается. И несмотря на то, что в последние годы все чаще и увереннее стало выделяться понятие "детский досуг" (А.В.Мудрик, С.Д.Шмаков и др.), его определение, дающее пространственно-временные и качественные характеристики в сущности еще не дано. К тому же при этом почти не учитывается специфика образа жизни ребенка, подростка, юноши, их психология и физиология.

Так досуговое общение не однородно в различных возрастных группах. Если у детей дошкольного возраста преобладает домашнее общение, а уже на второй план выходит общение в детском саду, во дворе и специальных досуговых группах типа школы творчества, то у младших школьников оно перемешивается преимущественно в школу а уже затем идут дом, двор и досуговые общности. А вот у подростков на первое место выходят досуговые общности (формальные и неформальные), то есть пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором), а уже потом идут школа и дом. Что касается юношества, то здесь эпицентр досугового общения перемещается в общественные места от станции метро или остановки автобуса до дискотеки и кате, существенно назад отодвигаются двор, школа, досуговые учреждения и семья.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще нормировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуг свой активности. Досуг в существенной степени ответственней в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей.

Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

В силу своего своеобразия досуг ребенка, подростка, юноши распространяется и на учебную сферу и даже на удовлетворение физиологических потребностей. В самом деле, можно ли назвать досугом мытье в ванной взрослого человека - вопрос по меньшей мере странный, но купание ребенка (наряду с физиологической потребностью омовения тела) можно обустроить как игру в подводное царство, к которому ребенок стремится, в которой он отдыхает, развлекается, познает, творит свободно, добровольно. Но досуг ли это?

А когда на уроке химии подросток делает ракетное топливо, а на других дисциплинах производит расчеты и строит саму ракету, а затем на уроке труда ее запускает. Досуг ли это? И да и нет.

Становится очевидным, что относительно возрастных групп детей, подростков и юношества следует ввести промежуточное понятие между досугом и не досугом полудосуг. Это состояние, когда субъект, с одной стороны, внешне обязан, а с другой стороны внутренне готов добровольно выполнить какое-то дело. Отсюда для одного ребенка пребывание на каком-либо уроке будет досуговым времяпрепровождением (полудосуг), а для другого игра в самодеятельном спектакле будет принудительной деятельностью, выполняемой в силу тех или иных обстоятельств.

Еще одно обстоятельство заставляет отметить своеобразие детского досуга. Ребенка часто принуждают заниматься художественными, техническими, спортивными и т.д. видами деятельности, для взрослых: традиционно относящихся к разряду досуговых. Кроме того, пустые, социально осуждаемые виды деятельности, проводящие к саморазрушению, такие как наркомания, драки или попросту балдеж "дофенистов", могут ли они обозначаться как досуг? Субъективно, в психологическом плане - да, объективно, в социальном - нет. Это противоречие идет от неумения некоторой части детей, подростков и юношества отличать негативное от позитивного, разрушение от созидания. Обозначим общественно полезный досуг как р е а л ь н ы й, а асоциальное, но личностно значимое досуговое поведение как м н и м ы й досуг.

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из повседневных необходимых дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения, время включения в творчество, эксперимент, развлечения, получения удовольствия и восстановления. Мнимый досуг это прежде всего насилие, насилие либо над собой, либо над о6щ.еством и, как результат, разрушение себя и разрушение о6ш.ества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам. Мнимый досуг это когда человек не побеждает, а проигрывает.

Исходя из изложенного выше можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; досуг нормирует и развивает личность;

- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретении полезных для жизни умений и навыков;

- досуг стимулирует творческую инициативу детей;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг детерминирован внутренне и внешне;

- досуг детей выступает как своеобразная "зона ограниченного вмешательства взрослых";

- досуг способствует объективной самооценке детей;

- досуг формирует позитивную Я-концепцию;

- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности;

- досуг нормирует социально значимые потребности личности и нормы повеления в обществе;

- досуг есть активность контрастирующая с полным отдыхом;

- реальный досуг нельзя отождествлять с мнимым досугом;

- природе детского досуга чужда оппозиция "учебное время - досуг (как часть внеучебного времени);

- детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

- детский досуг широк в своем понимании.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей» подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно временной среде, детерминированной внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими повеление).

Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций.

Творческое самоосуществление личности ребенка (подростка, юноши) актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговсе время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский досуг это своеобразная "зона невмешательства" так необходимая для самопроверки, оценке собственного "Я". Досуг для детей, подростков, юношества это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Творческая деятельность есть "родовая сущность человека", реализуя которую он "преобразует мир" (К.Маркс)» Пик творческой деятельности человека приходится на детско-юношеский возраст. Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д. и т.п. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуг свое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети, подростки и юноши (девушки) максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна еще одна функция - творческая.

Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей, подростков и юношества в контактах.

Такие формы досуга как самодеятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и др. - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по самой своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга коммуникативную.

В сфере досуга дети, подростки з юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений. Досуг - это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни и, таким образом, осуществляется мировоззренческая функция.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знаний расширяется художественный кругозоры постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта; повышается эффективность научения всех без исключения школьных предметов; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга - помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: "Кем быть?" в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.

Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Именно во время досуга дети посещают музей, где многие из них находят путь к профессии. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление проформентационной функции.

Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. В процессе занятий техническим и художественным творчеством, спортом и туризмом, коллекционированием и т.п.? именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и гоноши (девушки) получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе балетное "па" или модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким образом заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, у найденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним, в первую очередь, относится принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в стеру деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых: запросов и интересов.

Само по себе наличие досугового времени не является показателем ценности. Досуг может стать н могучим стимулом развития личности и превратиться в разрушительную силу. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о создании благоприятных условии в досуговой сфере для творческого развития подрастающего поколения, для их созидательной деятельности.

Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях детского досуга; от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, подростков и юношества, с одной стороны, и их пооо1.рении, стимулировании организаторами детского досуга, с другой.

Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции, будь то эпизодическое мероприятие или стабильный коллектив.

Принцип систематичности и целенаправленности в организации детского досуга предполагает целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Семья, школа, средства массовой информации, досуговые учреждения и др. должны осуществлять деятельность по организации досуга в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия. При этом важно направлять детей, подростков н юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс органичного превращения человека в общественное существо в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

Принцип преемственности в организации досуга детей, подростков и юношества, в первую очередь, предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу лет-ям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности В другую, из одного социально -воспитательного (формирующего, развивающего) учреждения в другое (например, при переходе ребенка из детского сада в школу).

Принцип занимательности в организации досуга детей, подростков и юношества заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры (со всем ее многообразием) и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.

Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового время препровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.011 с.)