Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространственно-временная структура социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга.

Поиск

Усложнение процесса организации и регуляции общества является закономерностью не только функционирования его как живой самоорганизующейся системы, но и социальной ситуации - пространственно-временной данности в рамках которой происходит формирование социализированной индивидуальности.

Каковы потребности в пространстве для проведения досуга? Ведь некоторые виды досуга требуют наружной среды с наличием специальных источников, таких как вода, леса или холмы, а иные - и специально подготовленных площадок, декораций.

Каково эмоциональное состояние детей при большой скученности в ограниченном пространстве при проведении массового праздника? Каковы временные параметры детского досуга?

Этим и другим вопросам зависимости качества досуга от имеющегося пространства и времени совсем не уделяется внимания. Поэтому необходимо специальное, более детальное изучение этого процесса, позволяющее составить целостное представление как о его специфике, так и о закономерностях, то есть необходимо рассмотрение формирования социализированной индивидуальности в контексте пространства и времени.

Пространство и время являются частями проявлениями и равными сторонами одного и того же неделимого целого, замечает В.И.Вернадский (57), поэтому нельзя делать научные выводы о времени не обращая внимания на пространство. И наоборот, все, что отражается в пространстве, так или иначе отражается во времени. Исходя из этого положения пространство и время социализации подрастающего поколения должны рассматриваться исключительно во взаимосвязи. Вместе с тем следует отметить, что понятия пространства и времени претерпели значительную эволюцию в ходе развития науки. Так, в настоящее время возникла новая научная дисциплина - хронометрия - наука о времени во всех возможных аспектах. (18).

Однако, нас и время, и пространство интересуют не в физическом, астрономическом или каком-либо ином плане, а в связи с социализацией, а именно в аспекте социальном, психологическом и физическом.

Заметим при этом, что имея ввиду взаимозависимость и взаимопроникновение пространства и время в реальной действительности, на теоретическом уровне мы все же прибегнем к их условному расчленению.

Субъективно пространство, в контексте социализации, воспринимается не уровне ощущения. Ощущение пространства это одновременно физиологический, психологический и социальный акт. Когда ребенку показывают игрушку, он не просто смотрит на нее, он тянется к ней, хватает, тащит в рот, ощупывает со всех сторон. Именно физическое действие способствует формированию в мозге целостного образа предмета. Из действий у ребенка складывается и понятие о пространстве. При дотягивании рукой до погремушки в мозге запечатляется и тот путь, который надо было пройти руке, и то место в системе координат пространства, где, игрушка находится (психологический акт).Все это проходит в контакте с родителями, другими людьми (социальный акт).

Так, шаг за шагом, человек осваивает все новые и новые рубежи пространства и “проходя” через детскую комнату, квартиру, двор и т.д. оказывается в огромном социальном пространстве, которое есть часть природного пространства, освоенная в качестве, среды обитания людей.

Социальное пространство отражает структуру жизнедеятельности общества и выражается в способах расселения и типах поселения людей.

Каждое поселение имеет производственные территории, жилые районы, места концентрации общественных услуг и культурных учреждений, свой "центр", где плотность социальных, исторических, культурных связей особенно велика, и свою "периферию".

Для детей, подростков и юношества такими центрами служат, школа, досуговые учреждения, квартиры и, как ни парадоксально, двор, где в существенной степени происходит передача социального опыта от ребенка (подростка, юноши) к ребенку.

Анализируя социализирующее пространство следует выделить прежде всего его протяженность, означающую рядоположенность и сосуществование различных социализирующих элементов системы, возможность либо прибавления, либо уменьшения числа этих элементов, оказывающих качественное влияние на процесс социализации. От сосредоточенности и разноплановости социализирующих элементов зависит эффективность социализации детей, подростков и юношества.

В связи с временными затратами на досуг все более неравноправным становится посещение мест отдыха. Так, если дети, живущие в сельской местности и в новых микрорайонах города, как правило, имеют относительно свободный доступ к лесам, полям и водоемам, то живущие в центральных районах города имеют самые минимальные возможности такого рода.

И наоборот, если вторая группа (хотя бы территориально) имеет свободный доступ к концертный залам, музеям, театрам, то первая имеет известные проблемы связанные с преодолением пространства, разделяющего досуговые учреждения, от места проживания с семьей.

Социализация детей в Череповцах отлична, от социализации в Санкт-Петербурге. Да и в самом Санкт-Петербурге социализация детей, проживающих в центре, где сосредоточены историко-культурные объекты, протекает совершенно иначе, чем на его окраинах. Так, по нашим данным, 10% первоклассников, проживающих в центре не знают, что такое Невский проспект, Зимний дверец, Петропавловская крепость и Исаакиевский собор, в то время, как среди детей, живущих в “спальных районах” таких 40%.

Социально-пространственный аспект предполагает рассматривать процесс социализации индивида в связи с общественными сферами, областями деятельности, в которые включается личность через социальные роли.

Социальное досуговое пространство характеризует упорядоченность и взаимодействие социальных процессов, их охват, насыщенность и плотность. Социальное досуговое пространство имеет многоуровневую структуру.

Существует 4 основных составляющих локализации досуга детей, подростков и юношества: это собственно досуговые учреждения детские дома культуры, клубы, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы и т.п.; система образования - средние учебные заведения общего типа и специализированные (музыкальные, художественные, спортивные и т.п. школы; дом (семья), где преимущественно концентрируются средства массовой коммуникации, а также тиражированные произведения искусства (книги, пластинки, видеокассеты и т.п.); уличная среда обитания двор, улица, площадь, микрорайон, парк и другое.

Досуговая активность детей требует ограниченного пространства, ведь из-за невозможности родителей сопровождать детей к досуговому учреждении, из-за временных затрат и, наконец в связи с дороговизной переездов, многие семьи не могут себе позволить посещать досуговые учреждения, находящиеся вне микрорайона. Таким образом, пространственные характеристики досуга не могут не учитываться при отработке досуговой инфраструктуры населенного пункта, равно как и при разработке регионально-досуговых программ.

Пространство всегда вносит изменения. Люди как приспосабливают пространство, так и сами приспосабливаются к пространству. В баскетбол можно играть на половине корта лишь с одной корзиной. Участников мероприятий можно размещать в небольших помещениях со сдвинутой мебелью и скатанным ковром с целью обеспечения условий для проведения танцев. Дети играют в мяч на улице, используя фонарные столбы в качестве мест старта, а припаркованные машины в качестве естественные преград. Однако, в любом случае, количество и качество имеющегося свободного пространства оказывает влияние на игру, социальное взаимодействие эмоциональное состояние, и на все остальное. Мы можем адаптировать пространство, но пространство также может адаптировать нас. В этой связи исследование пространства в контексте социализации не будет достаточно полным без анализа психологического восприятия пространства.

Известно, что заданное замкнутое пространство может нормировать самые разнообразные психологические состояния от умиротворенности до ярости. Это может быть рекреационная камера, имитирующая на аудиовизуальном уровне южное побережье или средневековая камера пыток. Иное информационно-тематическое пространство способно обучать и воспитывать, например музей-усадьба И.Е.Репина "Пенаты" или панорама Бородинского сражения.

В плане исследования психологического пространства есть немало интересных разработок, но мы обратимся лишь к тем, которые имеют непосредственное отношение к процессу социализации.

Исследуя психологическое пространство человека К.Левин вводит понятие “психологического поля" (122, с. 43-59) и экспериментальным образом доказывает, что конкретное поведение человека является реализацией его возможностей в данном жизненном пространстве. Механизм реализации этих возможностей понимается как психологическая причинность. Именно потому, что поведение человека вытекает из жизненного пространства, в котором человек находится, возможна предсказуемость его поведения. Более того, представляется, что возможна также заданность повеления человека. Так, если подростка оставить в мастерской с верстаками и станками одного на некоторое время, то вскоре ом станет что-то мастерить, а если на какой-то территории постоянно и в больших масштабах демонстрируются технические новшества, то тот же подросток явно будет тяготиться к конструированию и моделированию.

Развивая мысль К.Левина можно, выстроить пространственные барьеры дома, в школе, в досуговом учреждении и т.п., создав одновременное пространстве определенную ситуация, настроение или видовой ряд, задать таким образом определенную направленность в поведении детей. Иначе говоря, создать социализирующее пространство. Так, если в школе все, от наглядной агитации в рекреации до образных сравнений учителя химии (включая специальные виды деятельности), пронизано эстетическим духом, то в такой пространственной среде довольно просто сформировать и развить художественные потребности школьников.

И наоборот, если в определенном пространстве преобладает информация разрушительного свойства (порнография, насилие и т.п.), то создается "психологическое поле" растлевающее субъектов, в него заключенных.

Социализация детей, подростков и юношества, осуществляемая в определенном пространстве одновременно проходит через временные пласты. Различным, формам социализации соответствуют свои специфические формы времени. Принято выделять три формы времени: физиологическую (биологическую), психологическую и социальную.

Любая материальная система существует и развивается по своему собственному времени, находясь при этом в соответствии с внешним временем. Не является а этой связи исключением и человек, в человеческом организме существуют биоритмы различных функциональных подсистем, органов и клеток, зависящие от смены дня и ночи, времени года, циклов солнечной активности и других внешних факторов. Это своеобразное физиологическое (биологическое) время, в связи с этим можно обозначить некоторые закономерности успешной социализации человека в зависимости от времени суток, года и т.п., то есть выделить социализирующее время.

В настоящее время имеются факты, подтверждающие отличие топологических и метрических свойств пространства и времени живых систем от неживых. Например, биологическое время неоднородно и течет неравномерно ввиду беспрерывного изменения организма (рост, старение) и благодаря способности организма накапливать информацию, (101, с. 165). Накопление информации означает замедление времени. В силу этого, время по отношению к информационным процессам замедляется, а потеря информации ведет к ускорению времени, убыстрению его хода.

Следовательно, чем активнее происходит социализация ребенка, основой которой является накопление информации, тем медленнее течет собственное время данного индивида, тем больше он может "взять" от общества и наоборот, пассивное времяпрепровождение, ничегонеделанье, конформизм к социальным процессам ускоряет течение времени человека, темп его жизни оскудевает.

Психологическое время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов, представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих поколений семьи, общества, человечества в целом.

Категория психологического времени является одним из действенных факторов социализации. Об этом ярко свидетельствует идея К.Левина о временной перспективе, включающей будущий и прошлый, реальный и идеальный план жизни в план данного момента, (122, с. 60-64). По утверждению К. Левина, учет субъективного момента восприятия человеком настоящей и будущей ситуации, ее ожидание влияет на его поведение. Иными словами, в срез действия и поведения личности включается характеристика ее будущего, 'идеального" плана.

На основании этого положения можно утверждать, что отдаленные потребности оказывают существенное воздействие на процесс социализации ребенка, подростка, юноши (девушки) без изучения которых невозможно какое-либо воздействие на человека. Анализ противоречий между желательным и реальным использованием времени является важнейшим фактором для выявления сущности отдельной личности, так как человек стремится использовать свое время в зависимости от своих потребностей, интересов, идеалов. Использование времени является своеобразной лакмусовой бумажкой для выявления широты или узости духовной жизни человека.

Идея К.Левина о "временной перспективе", дополненная теорией "перспективных линий" А.С.Макаренко, дает ей качественный окрас, раскрывая содержание близких и дальних целей.

Таким образом, можно констатировать, что нельзя до конца понять человека, и тем более воздействовать на него, если рассматривать человека вне временного плана.

Социальное время - это специфические характеристики времени, в котором существует и развивается общество, социальные общности, индивиды.

Свойства и течение социального времени зависят от форм жизнедеятельности людей и характеризуются своими ритмами, цикличностью, темпами протекания, а также отношением людей к самому социальному времени - переживанием, восприятием.

Время однонаправлено, все изменения в мире проходят от прошлого к будущему. Абсолютное повторение пройденных состояний и циклов изменения систем невозможно. Стало быть невозможен возврат к временной точке X, сензитивной для творческого развития индивида или к точке У, в которой наиболее благоприятна осуществляется формирование мировоззрения человеке. То есть каждый аспект, штрих социализации должен быть сделан (вернее сказать начат, т.к. все без исключения составляющие процесса социализации отрабатываются, шлифуются всю жизнь) в определенное конкретное время, в противном случае то или иное качество, свойство человека окажется не актуализированным, не сформированным.

Социально-временной аспект социализации вытекает из самой сущности социального как саморазвития, т.е. изменяющегося во времени и обусловлен, с одной стороны, социальным опытом, а, с другой, способностью выходит за его пределы - "самодвижение".

С позиций диахронического подхода, процесс социализации детей, подростков и юношества рассматривается как некая раскручивающаяся пружина во временной последовательности от периода раннего детства до юношеского возраста.

Синхронический подход предполагает рассмотрение феномена социализации в определенный, заданный исследователем, момент времени. Момент, выражающий объективно присущее индивиду свойство разнокачественности состояний, этапов, фаз и т.п.

Структура социального времени различных групп обозначается как бюджет времени. Часто можно наблюдать ситуацию, когда юноши бродят по городу в поисках "приключений", подростки сидят у дома на скамейке в сомнамбулическом состоянии, а дети не знают "куда себя деть” на игровой площадке.

Одна из функций социализации заключается в научении планировать и структурировать свое время. Отсутствие такого навыка приводит к ничегонеделанью и, как результат, к эмоциональному голоданию. Физической слабости, духовному обнищанию.

Нередко бюджет времени детей задается родителями принудительно, без соответствия природным, биологическим ритмам. Это может быть одновременное занятие всем: и спорт, и музыка, и техническое творчество, и работа по дому, и, конечно же, школа. Такое неразумное распределение бюджета времени вызывает утомляемость, низкую результативность и отрицательную мотивацию занятий всеми видами деятельности.

Предпочтительно, чтобы темп деятельности детей. подростков, юношества регулировался родителями: совместно с детьми, во-первых, и на основе рекомендаций специалистов, во-вторых.

В контексте социального времени социализацию детей, подростков и юношества следует рассматривать в ситуативном, биографическом и историческом временном ракурсе. В ситуативном ракурсе осуществляется непосредственное восприятие и переживание, коротких временных интервалов, несоизмеримых с продолжительностью человеческой жизни в целом. Именно в этих рамках осуществляется весь процесс социализации детей 3-5 лет, что связано с психологией восприятия детей этого возраста, а также ситуативные акции социализации детей более старшего возраста.

Социализация в биографическом временном ракурсе (ограниченном рождением и смертью), в контексты нашего исследования, может рассматриваться относительно детского возраста и принадлежности к той или иной социальной группе.

Что касается исторического временного масштаба социализации детей, подростков и юношества, то здесь следует рассматривать генеалогическую преемственность рода, а также усвоение индивидом традиций общества, осознания, на этой основе, своего прошлого и будущего.

Социализация - явление конкретно-историческое. Ее содержание, стадии, конкретные механизмы имеют временной исторический характер, существенно варьируются от одного общества к другому, определяются социально-экономической структурой этих обществ. Со сменой эпох, типов социальных систем меняются средства направленного воздействия на индивида, ибо каждое общество использует те средства социализации, которые рассчитаны на выработку определенного поведения, не выходящего за рамки интересов данного общества.

Так, в первобытном обществе, основным средством формирования в человеке необходимые ему черт являлось следование установленному традиционному образцу, не допускающее малейших отклонений.

С усложнением общественной системы, существующие средства социализации усложняются и основываются на механизме ценностных ориентаций, представляющих некие ориентиры, принципы должного поведения, которыми человек руководствуется в своих поступках.

В классовом обществе главным средством социализации становится социальная, правовая, эстетическая и т.п. норма, формирующая определенное общественное требование, но не предусматривающая всех обстоятельств поступка и по сему менее конструктивная, чем традиция.

Эффективность. социализации зависит от социальных условий, характера эпохи, типа социальной системы, вырабатывающей эти способы.

Опыт предшествующих поколений позволяет не тратить время на поиск истин, открытых ранее. Социальный опыт - это итог предшествующего развития общества. В этой связи процесс социализации индивида следует рассматривать в связи с опытом предшествующих поколений (причем не только с ушедшими из жизни, но и с современными).

Опыт предшествующих поколений это не только прошлое, но и настоящее, овеществленное в предметах материальной и духовной культуры: машинах, архитектурных сооружениях, литературных произведениях и т.п.

Таким образом, можно констатировать, что социализация человека есть сложный и противоречивый процесс формирования и развития индивида в определенных пространственно-временных условиях. Сущностное содержание этого процесса раскрывается многоплановой системой институтов социализации, функционирующих во времени и пространстве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.186 (0.011 с.)