Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль среды и наследственности в социализации индивида.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На протяжении всей истории педагогики ведется спор между "экстерналистами" и "интерналистами** относительно главенствующих Факторов воспитания. "Экстерналисты" утверждают, что формирование личности определяется средой, поэтому цели и задачи воспитания и образования необходимо Формировать в контексте общественного развития. "Интерналисты" же считают, что исходным в педагогическом воздействии является не общество, а потребности самого ребенка, роль педагога и общества, в целом, заключается здесь в оказании помощи актуализировать эти потребности. Было бы очень удобно, если бы все или почти все в человеке определяла среда воспитания, тогда бы по заказу общества можно бы было создавать конструкторов и художников, ну и конечно исключительно положительных людей. Но это не так, ибо даже дизиготные близнецы подчас не имеют между собой ничего общего ни по внешним, ни тем более, по поведенческим признакам. Очевидным является и тот факт, что совершенно идентичных людей не существует. Повторение по заключению английского ученого Х.Дженнигса невозможно. Если учесть что мужской организм за свою жизнь производит более 300 биллионов половых клеток, а женский - более 17 тысяч, то шанс, что одинаковая генная комбинация составляет 1 на 5 биллионов. И все же, в какой степени люди могут быть похожи по физиологическому, психологическому и социальному признакам? В какой степени ребенок наследует те или иные признаки своих родителей? На эти вопросы, без которых невозможно дальнейшее исследование данной проблемы, мы и попробуем ответить в этом параграфе. Психологическую основу для изучения проблемы социализации заложили отечественные психологи Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Р.Лурия, А.П.Леонтьев и другие. Они показали, что именно в процессе индивидуального психического развития ребенок (а в последующем подросток, юноша) постоянно "присваивает" себе то, что до него было выработано человечеством, все результаты его социального и культурного прогресса. Родовая специфика заключена как в способности к социализации индивидуальности, так и необходимости ее, филогенетически обусловленной, телесной организацией самих индивидов. Исследование социальной стороны развития индивида продолжили И.С.Кон, Б.Д.Парыгин, В.А.Ядов и другие, показав, что в конечном итоге усвоение социального опыта каждым индивидом и делает его человеком. И, наконец, особое место в разработке этой проблемы принадлежит генетикам и Физиологам, обозначившим роль и место наследственных признаков в социализации человека. В настоящее время, пожалуй, все исследователи — в той или иной степени признают, что биологические (органические, наследственные, врожденные и т.п.) особенности играют определенную роль в психическом развитии человека, и, в частности, в развитии его способностей. Однако, вопрос, в какой же мере наследственные задатки прямо или косвенно воздействуют на социализацию индивида, остается открытым. Работы Гиппократа и И.П.Павлова доказали, что темперамент. являющийся основой центральной нервной системы, есть врожденная черта человека и характеризует динамические особенности психической деятельности индивида. Согласно И.П.Павлову, темперамент детерминируется действием трех основных свойств центральной нервной системы; силой, уравновешенностью подвижностью процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем. сам по себе темперамент не дает возможности судить о содержательной стороне личности и не характеризует ее возможностей, отражая лишь динамическую сторону человеческих поступков. Никакой темперамент не служит препятствием для развития общественно ценных свойств личности, равно как и отрицательных ее свойств. Содержательную сторону личности определяет деятельность мозга. Ответив на вопрос о каком-либо сходстве или различии в этой деятельности, можно будет более внятно говорить о поведенческих наследственных признаках. Взаимосвязь наследственного и приобретенного в развитии человека с наибольшей достоверностью обнаруживается на материале однояйцевых близнецов, которые обладают одинаковой наследственностью. Это единственный случай, когда удается полностью или почти полностью уравнять внутренние, наследственные условия развития двух индивидов в его исходном пункте. Варьирование внешних воздействий, на фоне вначале неизменных наследственных факторов, создает возможность в итоге выяснить их роль в развитии человека. Обратимся к данным исследований по генетике. Одним из проявлений деятельности мозга являются электрические колебания, которые можно зафиксировать на электроэнцефалограммы. Заметим, что по мнению специалистов, электроэнцефалограмма столь же индивидуальна и неповторима, как и кожный узор на пальцах рук. С целью выявления влияния генетических факторов на работу мозга Грей Уолтер обследовал две группы моно- и дизиготных близнецов. В результате выяснилось, что у монозиготных близнецов в 85% случаев имелись почти идентичные электроэнцефалограммы, в то время как у дизиготных они составляли лишь 5%, а в 95% случаев они были различными. (26, с. 18). Приведенные данные являются убедительным доказательством того, что деятельность мозга, пусть в разной степени, но все же наследуема от родителей. Наиболее показательным в плане наследственности функций мозга является исследование интеллектуальных способностей человека. До недавнего времени вопрос о наследовании интеллекта оставался открытым, если не сказать, что был положительно решен в пользу исключительно социальной обусловленности его развития. Однако, в настоящее время, представление о наследственности умственных способностей кардинально изменилось. На основе результатов 52 независимых исследований Эрленмейер-Кимлинг и Ярвик (370, с. 406-407) вычислили среднее значение коэффициентов корреляции по результатам тестов на интеллектуальность у родственников и не состоящих в родстве лиц. У усыновителей и усыновленных этот коэффициент равен 0,20, у родителей и детей, живущих совместно, он равен 0,50, ay монозиготных близнецов он составляет 0,75 относительно воспитывающихся порознь и 0,87 для воспитывающихся вместе. Убедительные данные, свидетельствующие о генетическом сходстве умственного развития привел также Уилсон.(370, с.200-202). Исследуя близнецов с самого рождения до 8-летнего возраста, он пришел к заключению, что при широком диапазоне варьирования домашних условий. Формирование и развитие познавательных способностей осуществляется, в основном, за счет генетической программы. "Индивидуальные различия интеллекта у людей писал Уилсон никогда не будут сглажены, несмотря на все совершенства методов воспитания и энтузиазм воспитателей. Генотипически обусловленные различия имеют слишком глубокие корни, чтобы их могла устранить специальная тренировка. Но максимальная реализация умственных способностей каждого ребенка, цель вполне реальная, и подчиненные ей воспитательные меры должны быть делом первостепенной важности” (370, с. 202). Приведенные данные являются ярким свидетельством того, что интеллектуальные способности в зависимости от степени родства запрограммированы на 50-80%. Многолетние наблюдения показывают, что выполнение всех без исключения массовых видов человеческой деятельности, как-то чтение, счет, конструирование, музицирование и т.п. в известных пределах доступно любому и каждому ребенку, не страдающему органическими дефектами. Однако, с другой стороны. представляется безнадежным делом развитие музыкальных или иных способностей (в смысле доведения их до совершенства) без природных задатков, предрасположенности к данному конкретному виду деятельности. Вероятно, генетически запрограммированы не только физиологические данные и психологические оттенки, но и конкретные поведенческие акты. Многие явления традиционно считавшиеся сериальными в существенной степени также можно отнести к наследственным. Так алкоголизм встречается у 3-4%, лиц в популяции и обнаруживается гораздо чаще у мужчин, чем у женщин. То, что у алкоголиков отцов статистически до 26%, детей страдают алкоголизмом вполне понятно, но не объяснимо в строго научном плане. В этой связи ученые прибегли к эксперименту, заключающемуся в отслеживании детей, помещенных в интернат до исполнения им одного года и взятых на воспитание в другие семьи. По данным исследования Чукита (370, с.3б7-369) при опросе 200 сорокалетних мужчин усыновленных в детстве, был обнаружен следующий процент алкоголиков: * истинный и приемный родители алкоголики - 46% * истинный и приемный родители не алкоголики - 8% * истинный родитель алкоголик, приемный не алкоголик - 50% * истинный родитель не алкоголик, приемный алкоголик - 14%. Заметим, что в эксперименте во внимание принимались лишь достаточно серьезные случаи, когда в связи с алкоголизмом возникали трудности в социальной, трудовой и супружеской сферах, а также имели место нарушения законов. Из приведенных данных становится ясно, что решающее влияние на проявление алкоголизма оказывает биологическая наследственность. Стало быть в повышении или снижении процента заболеваемости алкоголизмом условия воспитания играют значительно меньшую роль, чем наследственность. Как показывают исследования к наследственным поведенческим признакам можно также отнести привычку к курению. Статистические данные показывают, что монозиготные близнецы, как воспитанные вместе, так и раздельно, по этому признаку не отличаются друг от друга. Генетики считают, что это признак в значительной степени обусловлен генетической, а не средовой компонентой. (370,с. 200). Более того, к генетически запрограммированным ученые относят и такое социальное зло как преступность. Речь конечно же идет не о каждом преступлении, а о некоторых типах преступности. Так, генетики Прайс, Уотмор, Левитан, Монтегю, Саттон и другие утверждают, что человек имеет (или не имеет) врожденную предрасположенность к воровству, выражающуюся в генетической памяти у мужчин лишней половой У хромосомой (370, с. 102-104). Мальчики с кариотипом ХУУ в высшей степени безответственны и инфантильны, склонность к преступности у них проявляется в очень раннем возрасте. Причем их поведение нельзя объяснить неблагоприятной обстановкой в семье. Рано вступая в конфликт с законом, они совершают преступные действия, направленные в подавляющем большинстве, против собственности, а насилие над личностью совершается ими лишь в том случае, когда кто-либо пытается воспрепятствовать осуществлению их преступных намерений или расстроить их замыслы. В целом, в популяции таким кариотипом обладает 1 на 1000 мужчин. Все ли они преступники? Конечно нет, но тем не менее в исправительных учреждениях на 1000 заключенных 20 приходится на носителей кариотипа ХУУ, а у детей с таким кариотипом (независимо от социального положения) чаще наблюдаются отклонения в поведении и более слабая, чем у других, способность к обучению. В результате, генетики, занимающиеся данной проблемой, приходят к заключению, что все мальчики с кариотипом ХУУ подвержены большему риску совершить преступление, чем их сверстники с нормальным кариотипом. Наиболее точные данные о наследственности, связанной с поведенческими актами, могут быть получены при сравнении разлученных близнецов. Но, поскольку, ситуации разлучения близнецов, по понятным причинам, исключительно редки, то и исследований с достаточной выборкой существует сегодня всего три. (287,с. 187). Однако результаты этих исследований поражают. Так по данным Дж.Шилдса, исследовавшего 34 разлученные пары в возрасте от 8 до 59 лет пары, коэффициенты внутрипарной корреляции, средние по применявшимся тестам, оказались равными 0,77 у разлученных монозиготных близнецов, 0,76 у монозиготных близнецов из контрольной группы, выросших вместе, и 0,51 у дизиготных близнецов. При этом следует отметить, что при сходных средовых условиях коэффициент внутрипарной корреляции монозиготных близнецов возрастал до 0,99(!), а при разнящихся снижался до 0,66, однако, даже при этом он оставался выше, чем среди дизиготных близнецов. Это исследование является ярким подтверждением того, что генетическое в человеке оказывает на него решающее влияние, самым активным образом сказываясь на процессе "вхождения" человека в социум. Наследственные физиологические и психологические Факторы во многом предопределяют социальное становление и развитие ребенка, "а затем и взрослого. Так, девочки с синдромом Тернера (половая стерильность при женском фенотипе) в поведении проявляют повышенную напряженность, у них (75%) нарушено восприятие пространственных форм. Отличаясь от своих сверстниц низким либидо, они инертны в эмоциональной сфере, уступчивы, Флегматичны, неторопливы, безропотны и безынициативны. Низкорослость и половой инфантилизм вынуждают их прибегать к искусственному, причем гипертрофированному "овзрослению" с помощью внешних признаков (одежда, грим и т.д.) и подчас вызывающего поведения. Все это, конечно же, не лучшим образом сказывается и на отношении к ним окружающих и. вызывая желание обращаться с ними как с детьми, негативно влияет на их самоактуализацию. Аналогичная ситуация происходит и с мальчиками, страдающими синдромом Клайнфельтера (половая стерильность при мужском Фенотипе). Они часто отличаются социально неадекватным поведением, им свойственны пассивность, склонность к подчинению, уход от действительности, ограниченные интересы, импульсивность и неспособность контролировать свои поступки, часто приводящая к нарушению общепринятых правил поведения и совершению антиобщественных поступков. Следует отметить, что количественно это довольно частые явления. Синдромом Тернера страдает 15 девочек, а синдромом Клайнфельтера 27 мальчиков из 10 000 (370, с.98-101). Ряд наследственно передающихся и часто встречающихся психических расстройств также самым активным образом воздействуют на процесс социализации человека. Так, маниакально-депрессивный психоз, встречающийся в разные времена от 0,6 до 1% в популяции (370, с. 389), охватывает существенную часть населения. В различных ее формах наблюдаются такие признаки, как маниакальная экзальтация, повышенное настроение, речевое и двигательное возбуждение, которые резко переходят в' депрессивную Фазу, что представляет собой опасные крайности эмоционального состояния, связанного с резкими и глубокими колебаниями настроения. Причем это не клинические случаи, это то, что среди нас, это то, что может быть в нас, это то, что ставит свой оттиск на процесс социализации. Нетрудно представить как могут относиться сверстники к 15-летнему подростку-дислектику, читающему по слогам. Подобного рода обстоятельство явно отягощает его общение с окружающими. А ведь дислексия, равно как и заикание, заячья губа, несращенное небо и другие патологические признаки, связанные с нарушением речи, являются наследственными. В настоящее время имеются сведения о 2811 мутантных признаках, встречающихся у человека и в той или иной степени изменяющие его поведение (102,с. 43). В основном это разного рода аномалии в виде наследственных отрицательных изменений организма. Многие отрицательные мутации нарушают развитие нервной системы и, в частности, мозга, в результате чего 3% людей рождаются с наследственно обусловленной умственной отсталостью, будучи неспособными усвоить даже начальную программу. Среди часто встречающихся мутаций брахидактильная нистагмо-мозжечковая атаксия, вызывающая нистагм, умственную отсталость, косоглазие; семейная каротинемия, вызывающая куриную слепоту; аргининоянтарная ацидурия, вызывающая отставание в умственном развитии, судороги, переодическую потерю сознания; синдром Крома, выражающийся в эпилептических припадках, умственной отсталости, маленьком росте и многие, многие другие генетически обусловленные физиологические и психологические отклонения, которые просто не могут не ставить человека в особое, как правило, менее благоприятное, по сравнению с другими людьми, положение, негативно влияющее на его социализацию. И все же, можно ли с полной уверенностью и категорично резюмировать, что наследственные признаки срабатывают как некий фантом. Наиболее существенными факторами, формируют интеллект человека, считает Ж.Пиаже (264), являются те структуры, с которыми ребенок рождается, то есть набор инстинктивных и безусловно-рефлекторных актов. Именно на них и опирается все последующее развитие психической сферы. По мнению Ж.Пиаже, человеку генетически передаются не определенные психические функции, а лишь способ функционирования интеллекта, то есть техника. Конечно, какие бы-то ни было сложные навыки человека не могут быть записаны в его генах, они у каждого человека формируются заново под влиянием воспитания и опыта. В самом деле, сколько бы поколений не училось читать, детям каждого поколения приходится проходить этот путь заново. Однако, если человек не попадает в надлежащую социальную среду, то эта техника может быть и не востребована. Примером тому является эксперимент, приведенный В.Т.Бахуром в книге "Это неповторимое “Я”. В середине 17 века индийский падишах Акбар, поспоривший со своими придворными мудрецами, утверждающими будто каждый ребенок автоматически научится говорить на языке его родителей, собрал маленьких детей разных национальностей и в течении 7 лет содержал их в полной изоляции друг от друга и от речевого общения с другими людьми (прислуживали им немые слуги). Когда участники спора через 7 лет вошли к этим детям, то вместо человеческой речи услышали бессмысленные звуки, вопли, вой, но не человеческую речь. Дети. прошедшие через этот жестокий эксперимент, не были включены в полнокровную социальную среду и существенная часть их природных задатков не была актуализирована. Поскольку личность является силой созидающей социальный организм и саму себя, то процесс ее социализации должен рассматриваться как разрешение противоречия системы "индивид социальная среда", характеризуемого единством социальных сущностных свойств человека, которые, с одной стороны, находят воплощение в предметах культуры, с другой. участвуя в процессе социальной деятельности, определенные свойства человека влияют на его собственное развитие, на изменение его способностей, потребностей, навыков, умений, то есть всей его субъективности. Разрешение этого противоречия и есть процесс социализации, совершающийся непрерывно, осуществляющийся по законам диалектического развития как процесс саморазвития личности. Основополагающее, фундаментальное значение здесь имеет наследственность, но под какое именно здание будет подведен этот Фундамент определяет среда, в которой формируется и развивается человек. Известный этнограф Маргарет Мид (219) обнаружила на одном из островов Тихого океана племя туземцев, жившее совершенно изолированно от остального мира. Быт этого племени оказался весьма своеобразным: ни дети, ни взрослые не знали кукол. Привезенные этнографом и розданные ребятам куклы в равной степени заинтересовали и девочек и мальчиков. Они начали с ними играть так же, как играют в куклы дети всех народов мира: нянчить, одевать, укладывать спать, наказывать за проступки. Логично подумать, что в девочках заговорил биологически инстинкт материнства, а мальчики временно увлеклись игрой в куклы из подражания девочкам. Действительно, у половины детей увлечение куклами было временным, и вскоре они перестали играть. У другой половины интерес не проходил, а, наоборот, усиливался, и дети придумывали все новые и новые игры с куклами. Но, вопреки, казалось бы, логике быстро охладели к куклам... девочки, в то время как мальчики продолжали играть с ними. Своеобразие быта этих островитян состояло, между прочим, и в том. что главные заботы по уходу за детьми и их воспитание обычаем возлагались на более свободных мужчин, в то время как женщины всегда были заняты добыванием и приготовлением пищи. То есть, именно культурная среда предопределила устойчивые отношения детей к куклам. Среда выражается не только в устоявшихся, вымеренных и отшлифованных нормах, традициях и т.п., но и в приметах, поверьях и другой социальной шелухе за которой, впрочем, иногда остается последнее слово. Так, во Франции, существует поверье преступник рождается в среду. Большинство преступников отбывающих наказанье в тюрьме действительно родились в среду. Почему? Да потому, что установка родителей и более широкого окружения (причем с самого рождения) таковы: "от этого нечего ждать хорошего, все одно окажется за решеткой, так на роду написано". Такое "особое отношение" к родившимся в среду автоматически превращает их в виновников проступков совершенных не ими. Для оптимизации процесса социализации подрастающего поколения важно знать, какие именно особенности человеческого поведения, какие общественные явления могут быть предметом культурной преемственности. Например, исследование Айзенка (370, с. 443) с помощью вопросника наследования такого свойства характера как "радикализм", дает основание полагать, что это свойство, по крайней мере отчасти, передается от родителей детям посредством механизма культурной преемственности. Напротив, анализ на близнецах таких особенностей личности, как психотизм, неврастения, экстраверсия и склонность ко лжи, показывает, что влияние родителей в отношении этих свойств не играет сколько-нибудь существенной роли. Более всего достоверно ответить на вопрос о влиянии средового Фактора на социализацию человека может анализ ситуаций с воспитанием приемных детей. Подобные исследования основаны на сопоставлении приемных детей с их родителями-усыновителями, с которыми у них одинаковые средовые условия при отсутствии общих генов, с одной стороны, с другой, с их биологическими родителями, с которыми у них есть общие гены, но нет общего средового общения. Так, по данным наиболее представительного исследования 214 семей, проведенного Б.Берксоном (287,с. 190), корреляция интеллекта приемных детей с интеллектом усыновивших их матерей и отцов оказалась равной соответственно 0,19 и 0,07. Аналогичные показатели 105 семей контрольной группы биологических родителей и детей равны 0,46 и 0,45. При этом связи с особенностями одинаковой среды у приемных детей были в 2 раза ниже, чем у детей, живущих со своими родителями (соответственно 0,21 и 0,42). В этой связи Б.Беркс пришла к выводу, что до 70% вариативности общего интеллекта детей связано с генотипом и около 20% обусловлено домашней средой. Одновременно с этим было отмечено, что начиная с 7-летнего возраста усиливается сходство интеллекта детей с интеллектом их биологических родителей и снижается сходство с интеллектом приемных родителей, причем, независимо от социально экономического статуса исследуемых семей. То есть, культурная среда наиболее активно воздействует на ребенка до семи лет. а после этого возраста ее воздействие несколько ослабевает, уступая место генетическому фактору, не исчезая при этом совсем. Как показано выше, в человеке заложено множество свойств и качеств, но они, в зависимости от среды в которой он пребывает, развиваются либо в одном, либо в другом направлении. Сложнейшие психические свойства человека формируются, а в след за этим и проявляются в социуме, на основе совокупности биологических и социальных факторов. Как замечает С.Л.Рубинштейн "...На базе одних и тех же свойств высшей нервной деятельности у людей формируются существенно-различные характеры, и практически однородный характер может сформироваться на базе более или менее различных свойств нервной системы". (289) Передающаяся генетическим путем повышенная возбудимость нервной системы может затем проявлять себя не одинаково у разных членов одной и той же семьи, отличающихся между собой уже по ряду других качеств и задатков. У одних она будет способствовать расцвету их творческих задатков, а у других проявляться лишь патологическими чертами характера. Так, в одной и той же семье один из братьев станет выдающимся ученым, другой заурядным психопатом. Основные интеллектуальные процессы происходят на основе чувственного познания, осуществляющегося с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), имеющих бесконечное множество биологических вариаций, а также на основе динамической стороны функционирования мозга, которая зиждется на практике. Отсюда, интеллект есть результат соединения генетического и социального в человеке. Феномен Маугли является ярким подтверждением того, что человеческий мозг, как система, нормируется только в условиях социальной среды. Вне ее запрограммированные на генетическом уровне функции мозга могут быть в существенной степени не востребованы, как это происходит в случае с необучающимися слепоглухонемыми людьми. В человеке никогда не исчезает биологическое, вообще природное. На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется также и биологическим закономерностям. Отнюдь не отсутствие биологического отличает его от животного. Биологическое есть и в человеке, и в животном, но в обоих этих случаях оно существенно разное, поскольку человеческая биология опосредована социальным. Развиваются только те способности, для Формирования которых создаются условия. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми ребенок может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие. Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то в таких условиях замедляется его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Как справедливо указывает С.А.Рубинштейн, "...биологическое и социальное не является самодовлеющими факторами, каждый из которых имел бы самостоятельное представительство в психике человека. В характере человека нет свойств, которые были бы однозначно определены биологическими особенностями его организма, безотносительно к той социальной ситуации, в которой человек развивается, как нет в нем и реально отдельных компонентов, которые были бы однозначно определены социальными отношениями в абстрактном отрыве от биологических особенностей данного конкретного индивидуума". (289, с. 470). Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры. Конечно же, культура передается на поведенческом уровне, но (!) опираясь на преобладающие над социальным генетические задатки человека. И если усердное воспитание и обучение ребенка, что называется "не идет впрок", то посеянное зерно, не взошедшее на этой почве, обязательно взойдет в душах грядущих поколений. То есть семя процесса социализации лишь всходит у объекта воздействия, но расцветает и плодоносит в следующих поколениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.160 (0.017 с.) |