Игра как метод социализация детей, подростков и юношества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра как метод социализация детей, подростков и юношества.



 

Особое место в процессе социализации подрастающего поколения занимает игровая деятельность. С целью стимулирования творческой активности детей, формирования у них навыков социального поведения мудрая природа избрала игру. Еще задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве основного средства социальной интеграции детей. Развивающая игровая деятельность продуктивно используется в воспитании подрастающего поколения на протяжении всей истории педагогики, что позволяет детям относительно легко и непринужденно познать себя и окружающий их мир, органично войти в него. Игра сопровождает все этапы становления личности. Без игры немыслимо "очеловечивание” человека. Почти все ученые, занимающиеся исследованием игр детей повторяют в равной форме мысли Дж.Селли о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь социальной роли.

Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией и религией, спортивными и военными тренировками, воспитанием и развлечениями, искусством и великими научными открытиями.

Подходы к природе игры самые разнообразные и подчас противоречивые. Г. В. Плеханов связывает происхождение игры с магико-культовыми потребностями, с трудовыми процессами; английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление “избытка сил”; австрийский психолог К.Бюлер видит причину игры в функциональном удовольствии, а З.Фрейд рассматривает игру как реализации вытесненных из жизни желаний и т.п.

Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Игра выступает в самых разнообразных проявлениях (М. С. Каган)

- активность природы, не зависимая человека (играют волны, ветер свищет);

- специальная деятельность человека (игра актера, игра спортсмена и т.п.);

- развитие физических и творческих сил человека (игра воображения художника, конструктора, гонщика и т.п.);

- самостоятельная форма деятельности (суть ее собственно игра: игра в биллиард, игра в шахматы, деловая игра и пр.).

Существует ряд видов игровой деятельности:

а) спортивные, способствующие развитии физических и интеллектуальных сил человека;

б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.;

в) художественные, природы, настроение и пр.;

г) дидактические, формирующие навыки;

д) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида деятельности;

е) военные, прогнозирующие ход сражения.

Все обозначенные виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринужденно познать самого себя и окружающий их мир, органично войти в него.

Игра полифункциональна. Одна и та же игра способна удовлетворить многие социальные потребности детей. С глубокой проницательностью художника отмечает это обстоятельство А.П. Чехов в рассказе "Детвора". У Гриши к игре исключительно материальный интерес, для Али игра - вопрос самолюбия. Соне нравится сам процесс, Алеша играет ради недоразумений, возникающих между игроками, Андрей пытается постичь философию игры.

В практике организации досуга подрастающего поколения используется огромный арсенал игр, которые оказывают на играющих особое эмоциональное воздействие, способствуют активизации процесса творческого развития формирующейся личности.

В процессе исторического развития детского досуга накоплен огромный арсенал форм игровой деятельности. Это игра-путешествие (во времени, географическое, событийное и пр.), когда, например, участники игры садятся в 'машину времени" и под звуки органа и демонстрации слайдов с видами Германии ХУ11- XVIII вв. "отправляются к великому И. С. Баху. Игра-путешествие вызывает интерес к получению новой информации, расширяет кругозор играющих.

Игра-викторина (игра-загадка, игра-ребус и т.п.), имеющая множество модификаций с возможным ее применением как специально подготовленной многоэтапной игры и как игры-экспромта. Слова: ”кто больше?" - поистине волшебные, это стимулятор и активизатор деятельности детей. "Кто больше назовет слов с двумя шипящими?" - спрашивает руководитель драматического кружка. "Кто выше прыгнет?" - обращается к детям руководитель хореографического объединения. "Кто быстрее заправит пленку в фотоаппарат?" - задает вопрос руководитель фотостудии и этот вопрос звучит как задорный старт. Игры-викторины, проникнутые духом состязательности, вырабатывают самостоятельность и смелость решений, формируют настойчивость и выдержку, т.е. те качества, которые ведут к успеху, к победе.

Игра-инсценировка может органично вписываться в самые разнообразные виды досуговой деятельности, сделав их более творческими, пробудив инициативу детей. Так, при работе над постановкой танца запорожцев, участникам самодеятельного объединения можно предложить "оживить” какую-нибудь картину в хореографической миниатюре. И вот дети творят, спорят и, как результат, хореографическая картинка "Запорожская сечь", которая есть не что иное, как инсценировка картины И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Игра-импровизация должна сопровождать каждое детское мероприятие, ибо оно выводит детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, приводит к остроумным и оригинальный находкам. “Изобразите мячик “,- обращается педагог к детям, и они начинают скакать, прыгать, кататься и т.п.,”а теперь кто больше поз покажет сидя, стоя или лежа на стуле” и детской выдумке нет предела.

Игра-фантазия. "Мы в лесу, - обращается руководитель фотостудии к детям, - но сегодня я прошу Вас снимать таким образом, чтобы муравей, стоящий рядом с человеком, был больше его и казался бы страшным гигантом; обычный осенний лист был бы похож на извергающуюся лаву, словом, каждый снимок должен быть необычным, фантастическим, сделанным на другой планете". Такое охранение превращает сложную техническую съемку в легкий и удивительный труд.

Игра-диспут (с конкретной личностью или направлением в искусстве, собственной системой или эпохой) побуждает играющих. к обдумыванию, сравнению, сопоставлению, к аргументированным выводам, поиску решения проблемы, выработке собственного решения.

Сюжетно-ролевая игра способна подчинить себе все мероприятие или определить лейтмотив деятельности самодеятельного объединения. "У нас не просто хор, - говорит руководитель вновь принятым мальчикам, - у нас флотская команда - парусник с кубриком, палубой и штурвалом, а ребята - юнги на корабле, которые вступают на палубу в форме, выполняют все правила морского устава и поем мы в основном морские песни". Условия игры приняты, роль понятна, сюжет отныне будет развиваться также и при их, новичков, участии.

Сюжетно-ролевая игра "Пеппи принимает гостей” создает, воображаемые условия действия, побуждает участников игры к перевоплощению и, в конкретных условиях, научает детей нормам и правилам общественного поведения.

Игра-драматизация - очень близка к сюжетно-ролевой игре, но она как бы конкретнее, локальнее. Она представляет собой некий синтез восприятия художественного произведения и ролевой игры. Это разыгрывание театрального действия на сюжет художественного произведения или какого-либо события в лицах. К примеру, рассказать о творчестве В. Высоцкого, можно в форме литературно-музыкальной композиции, но можно и в форме игры-драматизации, когда поэт творит и спорит в кругу других героев вечера. Игра-драматизация выстраивается на основе литературно-художественного материала, допуская при этом отступления, привнесение своего личного отношения играющих к герою или явлению.

Посредством игры -драматизации можно на основа всем известного художественно-литературного материала более пристально познакомиться с биографией и творчеством поэта, писателя, художника, продолжить неразрешенный спор между Микеланджело и Рафаэлем, Моцартом и Сальери.

Игра-драматизация позволяет участнику игры психологически сблизиться с изображаемым героем, пережить его проблемы и поражения, счастье и беду и одновременно обогатить себя новой информацией, насытить новым эмоциональным ощущением.

Игры - аттракционы (набрасывание колец на конусы или булавы, головоломки, занимательные задачи и т.п.) помогают с пользой проводить в коллективе свободные минуты отдыха, при этом способствуют, выработке быстрой реакции, координации движения, сообразительности и решительности действий.

Подвижные игры исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание и т.п. Они несут эмоциональный заряд, а потому разряжают обстановку, снимают усталость, стимулируют активную деятельность.

Массовая работа детских досуговых учреждений строится на основе использования всего многообразия игровых форм. Сами названия таких массовых праздников как "Путешествие с Алисой", “'Лесными тропами индейцев”, “История старого города”, "Команда капитана Врунгеля" говорят об игре как основе мероприятия.

Реже игра используется в повседневной деятельности досуговых объединений. Практика педагогической деятельности показывает, что в детском самодеятельном коллективе, руководитель которого не использует столь разнообразную палитру игр) дети хуже усваивают материал (быстро утомляются, внимание рассеивается, теряется интерес к занятиям). Многочисленные повторы движений, музыкальных фраз и т.п. не приводит к успеху, дети устают, допускают ошибки, теряют веру е себя, интерес к виду деятельности и, как результат, покидают объединение.

Использование разнообразных по виду и форм игр в организации учебно-творческой работы в детском самодеятельном объединении напротив, способствует реализации самых разнообразных запросов и интересов, мобилизации творческой активности, детей, развивает их интеллектуальные и физические способности. В игре легко происходит слияние требований педагога и коллектива с личными потребностями каждого отдельно взятого ребенка. Игра побуждает в человеке созидательные силы.

С игры может начинаться и игрой может заканчиваться занятие в самодеятельном объединении. В одном из детских кукольных театров занятия, а вернее, само вхождение в комнату для занятий начинается со своеобразного пропуска, которым является скороговорка, проговоренная без ошибок, а уходят ребята с занятий, показав маленький этюд в образе одной из кукол, которую они водили. Атмосфера игры и, как следствие, жизнерадостное и творческое настроение являются отличительной чертой этого коллектива.

Существует, бесконечное множество музыкальных игр. Такие игры развивают музыкальную память, пластику движений, чувство ритма, побуждают интерес к музыке. С большим энтузиазмом участниками музыкальных объединений воспринимается игра-викторина, в которой играющие по фрагменту должны угадать все музыкальное произведение.

Участники хореографического коллектива в музыкально-хореографической игре-импровизации “изобрази животное” с завидной точностью под звуки специально написанных музыкальных пьес изображают лисиц, зайцев, волков, ослов и т.п.

Часто игра является не просто методом творческого развития участников самодеятельности, а главным содержанием деятельности объединения. Так, сюжетно-ролевые игры составляют стержень фольклорных ансамблей, ибо их программы посиделки, колядки, масленница и т.п. не что иное, как игровое действо, в контекст которого входят музыка песни, танцы, присказки и т.п.

Кроме того, игра самый активным образом используется при. организации внутриколлективной повседневной жизни самодеятельного объединения. Она используется при проведении в коллективе "капустников", праздников и вечеров отдыха, КВН, различного рода игровых конкурсов и т.п. Во многих самодеятельных объединениях постоянно обыгрываются эмблемы, символика, форма, ритуал, имеются свои законы внутриколлективной жизни, которая превращается в служение идеалам добра, красоты и справедливости.

Богатейший опыт вовлечения в игру и добровольного подчинения ее законам большого коллектива детей принадлежит выдающемуся польскому педагогу Я.Корчаку. Детский дом под руководством Я.Корчака при помощи игры превращался в государство добра и справедливости со своим парламентом, сводом законов, судом, своими праздниками и буднями. И каждый ребенок, живя в таком "государстве”, чувствовал личную причастность к жизни всего коллектива детского дома. Игра облегчала совместное существование сирот в тяжелых условиях Детского дома и побуждает их к коллективной творческой деятельности.

Несмотря на множество приведенных положительных примеров было бы наивно полагать, что игра отправляет свое позитивное воспитательное воздействие автоматически. Это происходит лишь тогда, когда она является результатом продуманной педагогической программы. Ибо есть игры, вырабатывающие грубость, жестокость, вызывающие нездоровый азарт, тщеславие, разрушающие психику ребенка. И есть игры, оказывающие огромное воспитательное воздействие: развивающие чувство добра и справедливости, укрепляющие волю, воспитывающие чувство сопричастности к чужой беде и умение прийти на помощь товарищу в тяжелую минуту.

Для направления игры как педагогического процесса в нужное, полезное для индивида и для всего общества русло, необходимо владеть законами развития игрового действа. Существуют общие требования к играм, выполняемые на определенных этапах их организации и провидения.

Во-первых, необходимо сформулировать педагогическую цель, которая в свою очередь определяет форму, характер и содержание избираемой игры. В процессе учебно-творческой работы в детском самодеятельном объединении или в массовом мероприятии игра может использоваться как игровой фрагмент с целью релаксации. В случае,, когда дети устали, потеряли интерес к происходящему, и на их лицах появилось безразличие, скука, равнодушие к занятиям - это сигнал к тому, что необходимо перейти к игре с целые снятия психологического и физического напряжения. Для таких ситуаций у организатора детского досуга должна быть целая серия игр-экспромтов. Без всякой подготовки (при условии, что эта игра детям уже знакома) педагог объявляет: "Внимание, пошел сильный дождь", и каждый участник игры ведет себя в заданных условиях в соответствии с настроением и отношением к этому явлению природы. Кто-то натягивает на голову куртку, кто-то прячется под какой-то предмет, а кто-то выплясывает, "бегая по лужам'. Или другой экспромт, звучит предостережение: "Тигр вырвался из клетки “ и все дети прячутся так, чтобы их не нашел, не достал разъяренный зверь. Подобные игры могут проводиться в любой детской возрастной группе. При этом после игры-экспромта педагог должен отметить наиболее остроумное решение и творческие находки играющих.

Игра может быть использована как педагогический прием для выработки или развития тех или иных качеств, умений и навыков. Так, с целью выработки музыкальной памяти у участников оркестра народных инструментов одна группа коллектива дважды исполняет другой группе один и тот же музыкальный фрагмент, но с небольшим изменением. Необходимо найти различие. А для выработки зрительной памяти участников изо-студии на столе раскладываются предметы, играющие выходят из комнаты, предметы частично, но незаметно меняют по месту положения, цвету, количеству и т.п. Нужно найти все изменившиеся детали. С целью выработки смены нестроения, изменения динамики движений у членов театрального или циркового объединения играющим предъявляются аншлаги со словами:”Карнавал”, “Осторожно, камнепад” и др. и предлагается соответствующая условиям линии поведения, способ общения. В процессе игры громко веселящиеся на карнавале дети почти мгновенно переходят на шепот и передвигаются на цыпочках, так как по условиям игры с карнавала они по мановению волшебной палочки попали в горы, где при малейшем шуме на их обрушится лавина камней.

Кроме того, игра может использоваться, как собственно дидактическая, нацеленная на восприятие и закрепление нового знания, проверку и ознакомление со способами реализации этого знания как в художественной действительности, так и в повседневной жизни. Дидактическую игру следует отличать от игровых приемов, выступающих лишь как средства побуждения, стимулирования детей к определенным видам деятельности, в то время как весь процесс протекает не в игровой деятельности. Дидактическая игра предполагает и протекание всего процесса, и достижение педагогически значимого результата в игровой деятельности. Вот пример такой игры. Важной составной частью во всех жанрах является разбор этюда, произведения и т.п. Обычно дети делают это неумело и плохо. Использование при этом дидактической деловой игры превращает детей в заядлых критиков.

В драматическом коллективе дети перешли к самостоятельным инсценировкам басен. Необходимо дать анализ очередной инсценировки. С этой целью учреждается высший художественный совет, в который входят судьи и присяжные заседатели, прокурор-обвинитель, защитник, критик-пессимист, критик-оптимист, друг постановщика, конкурент постановщика, может быть реальные герои басни, выражающие свое отношение к интерпретации их образа и т.п., причем каждый исполняет свою роль.

Совет должен решить: быть или не быть данной инсценировке в репертуаре коллектива. Обсуждение в игре проходит живо, заинтересованно, но творчески и без обид.

На втором этапе организации игр формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить в данных условиях с данной аудиторией (учитывая возраст и количество играющих, их психологические и физические особенности, уровень общего развития, знания, умения, навыки и уровень интереса к данному виду художественной деятельности.)

Формулировка и решение поставленных задач должны быть нацелены на формирование у детей направленности на социальные ценности. Ибо именно направленность, характеризующаяся доминирующими у индивида интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, указывает на социальную активность.

Важной задачей игровой деятельности является формирование направленности на осознание принадлежности к социально-исторической общности (изучение и сохранение своих корней, традиций своего этноса).

Во всех странах, во все эпохи дети отражают в своих играх быт семьи, детского сада и школы, труд взрослых и события общественной жизни. Яркой иллюстрацией этому служат строки А.С.Пушкина из “Евгения Онегина”: “С послушной куклою дитя приготовляется шутя к приличию, закону света, и важно повторяет ей уроки маменьки своей”.

Одной из центральных задач игровой деятельности является формирование у детей направленности на усвоение и соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей. По выражению Д.Б.Эльконина, игра способна стать источником развития морали ребенка, более того, школой морали, причем не морали в представлении, а морали в действии.

Игры, построенные на моделировании жизненных ситуаций, могут обеспечить реальную жизненную значимость полученных знаний, умений, навыков, их экстраполяцию в новые ситуации. Ибо беря на себя в игре роли положительных героев, “присваивая” себе их качества, отождествляясь с ними, дети и в повседневной жизни стараются быть похожими на них, происходит рост их нравственного самосознания. Таким образом, значительно облегчается процесс социальной адаптации.

Ярким примером этого могут служить игры в “тимуровцев”.В 1940 г. газета “Пионерская правда” еще не завершила публикацию повести А.Гайдара “Тимур и его команда”, а дети буквально всей страны уже играли в “тимуровцев” игру романтическую, гуманную, творческую, патриотическую. Каждый мальчишка и каждая девчонка изо всех сил пытались походить на Тимура и его друзей не только в игре, но и в будничной жизни, культивируя в своем поведении такие качества как доброта, 'отзывчивость, сострадание, преданность и т.п.

Другой, не менее важной задачей игровой деятельности является формирование направленности на проявление социальной инициативы.

Игровая деятельность в любом ее проявлении зиждется на инициативе, оказании помощи слабым, беззащитным, творческой импровизации в осуществлении общественно-полезной деятельности и в этом ее ценность. В качестве непременного условия игры выступает деятельность по преобразованию реальной ситуации в воображаемую, игра приподнимает над обыденностью, всеобщая “зараженность" игрой переносит детей в необычную фантастическую обстановку. Даже замкнутым и застенчивым детям игра помогает включиться в активную творческую деятельность, вскрыть их сущностные силы, ибо атмосфера непринужденности, свободной игры творческих сил, отсутствие боязни выглядеть смешным, создает ощущение легкости и веры в себя. Игра важное средство творческого социального самовыражения, проба сил.

Формирование направленности на природу, на сохранение экологической среды - вот еще одна задача, успешно решаемая в пронесся игровой деятельности.

В игре дети в процессе взаимодействия с окружающей средой исследуют мир природы, осознают себя его составляющей. Множество детских игр построено на обратном перевоплощении в растения и животных, на знании флоры и фауны, умении ориентироваться в лесу и на море.

Одной из основных задач игровой деятельности является формирование направленности на искусство.

В игре ребенок может попробовать свои силы в самых разных сферах искусства. Даже в раннем детском возрасте играя в "Дочки-матери” дети рассказывают куклам стихи и сказки, поют колыбельные песни. Дети постарше испытывают огромное удовольствие от возможности проявить в игре свои способности в рисовании, лепке, вокале, музыке и т.п., а среди подростков и юношества, пожалуй самыми увлекательными, являются игра-импровизация и игра-драматизация.

Еще одна задача игровой деятельности - формирование направленности на учение.

В классификации детских игр есть раздел - познавательные игры типа "Что изменилось?”, "Чего здесь не хватает?", "Что? Где? Когда?” и др. Такие игры способствуют расширению кругозора, получению и закреплению знаний, развитию смекалки и находчивости, побуждению интереса к различным областям науки, техники, искусства, содействуют перерастанию детского любопытства в любознательность, а любознательности в установку на учение. Игра - это детский путь обучения. Игра вбирает в себя огромное информационное поле об исторических событиях и бытовых сторонах повседневной жизни, разнообразных формах предметов и явлениях природы. Причем, все эти новые, подчас сложные для детского восприятия сведения, в игре ребенок получает легко и свободно, без нажима и насилия, так как игры всегда строятся на эмоционально окрашенной личной заинтересованности играющего и сопровождаются получением удовольствия от самого процесса игры.

В игровой деятельности осуществляется также задача формирования направленности на труд.

Игра является ступенью в подготовке к труду, причем к труду творческому. Даже неинтересную рутинную работу с помощью игры можно превратить в увлекательный творческий акт. Так, достаточно “превратить" комнату для занятий изостудии в художественное ателье, где вместе с ребятами незримо присутствуют Суриков, Репин, Крамской, чтобы уборка помещения стала интересной и даже почетной работой. В игре приобретаются навыки без которых невозможна никакая трудовая деятельность. В игре ребенок учится планировать и определять последовательность действий, распределять обязанности и взаимодействовать, достигать поставленной цели и т.п. Играя в летчиков, продавцов, врачей ребенок подражает трудовым действиям взрослых, получает информацию о реальных трудовых операциях.

Игровая деятельность, осуществляемая в процессе группового взаимодействия, решает важнейшую социальную задачу формирования направленности на других.

В игре концентрируется опыт и формируется культура межличностных отношений. В игре ребенок учиться жить, ориентируясь на других, пытаясь соответствовать общественным нормам, приучается к соблюдению правил, умению объективно оценивать поступки своих сверстников. Сама структура игры, ее порядок и правила являются источником положительных эмоциональных переживаний порождающих взаимопомощь, чувства дружбы, товарищества, сотрудничества, успеха в достижении общего дела. Игра дает детям возможность почувствовать себя взрослыми, проникнуть в "большой мир", научиться принимать решения в сложных ситуациях, с которыми в реальной жизни они еще не сталкивались, строить "ролевые" взаимоотношения со сверстниками. Это увлекательно для детей и это необходимо для дальнейшей их жизни в обществе.

Неотъемлемой задачей игровой деятельности является формирование направленности на себя. В игре каждый ребенок имеет возможности ярчайшего проявления своей индивидуальности, своих самых лучших качеств настойчивости, самостоятельности, выдержки, ответственности за выполняемое дело и т.п. Игра это всегда проверка самого себя, своих возможностей. В игре переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером происходит естественно. В игре возможны высшие достижения ребенка. (Л.С.Выготский).

Третий этап организации игр заключается в осуществлении подготовки к игре (ее название, игровое оборудование, место проведения, состав аудитории и временные рамки игры).

Игра более эффективно воздействует на детей тогда, когда она оснащена технически. В арсенале игры непременно должны находиться диапозитивы. Фильмы, звуковые эффекты, музыкальное оформление, светомузыка, разнообразные эмблемы, символика и т.п. Куда интереснее проходит, скажем, игра-путешествие на занятиях хореографического коллектива, когда знакомства с индийскими национальными костюмами сопровождается музыкальным фоном, проецируются слайды с живописными видами Индии и т.п.

С одной стороны, игра, как бы не имеет возрастных границ, с другом при организации игровой деятельности каждая возрастная группа отличается своей спецификой.

Игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста обязательно должны быть динамичными, непродолжительными по времени. Следует помнить о быстрой утомляемости детей и неустойчивости их внимания. Тихие игры следует чередовать с подвижными. Музыкальное и художественное оформление игры придает ей особый колорит веселья и задора. Непременным условием для организации игровой деятельности детей этого возраста является введение их в сюжетно-ролевые игры. Страсть к подражанию растениям, животным, людям, огромные потенции творческого воображения, повышенная эмоциональность увлекает детей, заставляют разрешить проблемные ситуации, побуждая тем самым к творчеству.

Психолого-физиологические свойства и качества подросткового

 

стр.137 ОТСУТСТВУЕТ

 

Четвертый этап организации игр осуществление игрового действия (знакомство с правилами игры, краткая характеристика хода игры и соблюдение условий ее проведения).

Успешное применение игры происходит лишь при соблюдении ряда условий: игра должна несет положительный эмоциональный заряд в самых разнообразных игровых ситуациях; в ней должны быть задействованы все участники мероприятия и осуществляться сменность ролей играющих; она должна предусматривать преодоление определенных трудностей, усложняющихся в процессе игры; в игру необходимо вводить элемент состязательности.

И, наконец, пятый, заключительный этап игры - анализ полученных итогов и оценка результатов. При этом следует отметить, что без тщательной проработки всех этапов игры ее педагогическая результативность сводится к минимуму.

В качестве критериев оценки результатов выступают: а) выполнение условий проведения игры; б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре; в) степень решения поставленных задач; г) уровень достижения поставленной цели. Оценка этих параметров, охарактеризованных выше, определит педагогическую результативность игры в целом.

Таким образом, социализация детей, подростков и юношества в процессе досуговой деятельности осуществляется тем успешнее, чем активнее используется игра как метод воздействия. Игра в руках опытного педагога является тем инструментом, с помощью которого осуществляется изящный переход от детского любопытства, удовольствия и, даже может быть каприза, к целенаправленной и систематической творческой деятельности по социальной интеграции подрастающего поколения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.255.150 (0.051 с.)