Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика сотворчества, как механизм обратной связи между индивидом и обществом в процессе социализации детей, подростков и юношества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общеизвестно важнейшее положение психологии: личность развивается в процессе деятельности, (см. 243, с.147) Таким образом, социализация, как личностное свойство, возникает в процессе деятельности; она выступает как результат этой деятельности. Следовательно, формирование и развитие детей. подростков и юношества может осуществляться лишь в процессе социальной деятельности. Социальная деятельность детей, подростков и юношества представляет собой двуединый процесс, где, с одной стороны. субъект в результате деятельности, "отдавая свои сущностные силы" и способности, объективирует себя в них, с другой стороны, само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия, "присвоения" свойств объекта, который был создан предшествующими поколениями, другими людьми до него". (16,с. 169-172). Такое "присваивание" социальных знаний, умений и навыков, выработанных другими людьми и зафиксированных в обществе, успешно и самым активным образом осуществляется в условиях досуга. Так, по данным нашего исследования именно в сфере досуга дети, подростки и юношество знакомятся с искусством (100%), природой (100%), трудом (94%), нормами и правилами межличностного общения (86%), нравственно этическими ценностями (84%), общественно политическими проблемами (61%), социально исторической информацией (51%), учебной деятельностью (24%). В процессе" присвоения" ценностей общества, их накопления, происходит социализация индивида. Всякая деятельность предполагает активность, возникающую в результате отношений субъекта деятельности с предметом этой деятельности. Характеризуя человеческую деятельность Э.С.Маркарян пишет: "вообще деятельность это направленная активность людей, выражающаяся в их действиях. Это процесс в целом координированно осуществляемых действий, которые возникают на основе взаимодействия людей с внешней средой". (205, с. 209). В процессе социальной деятельности дети, подростки и юношество, входя во взаимодействия с социальными явлениями, проявляют активность, направленную на освоение норм и законов общества. При рассмотрении социальной деятельности детей, подростков и юношества нельзя не разделять ее на деятельность как естественную необходимость индивида или самостоятельную деятельность и деятельность, как социальную обязанность. Такое разделение необходимо нам по той причине, что мы рассматриваем социальную деятельность, как личностную потребность, то есть как естественную необходимость, с одной стороны, но с другой, социальную деятельность мы обязаны рассматривать и рассматриваем, как деятельность общественно полезную, то есть как социальную обязанность. На практике же эти виды социальной деятельности часто находятся в антогонистическом противоречии. Для разрешения этого противоречия многое делают досуговые социальные институты. В процессе свободной творческой досуговой деятельности трансформируется и активизируется внутренняя убежденность детей и обязательное для общества превращается в их личную установку. Более того, превращаясь в личную установку, та или иная социальная акция приобретает созидательную направленность. В результате, социальная деятельность детей, подростков и юношества приобретает самые разнообразные формы общественно-полезной деятельности. Полнота, эффективность любых формирующих процессов, в том числе процесса социализации подрастающего поколения, во многом зависят от средств и методов педагогического воздействия, но более всего от подхода в использовании этих средств и методов. Оптимальным подходом в решении любых педагогических процессе» является совместная дискуссионно-эвристическая деятельность педагога и воспитанника, наличие обратной связи между ними, носящей исследовательско-творческий характер (Сократ, Л.Толстой, Н.Винер, Ш.Амонашвили). В современной педагогике такая деятельность обозначается как педагогика сотворчества. Каким же требованиям должна отвечать педагогика сотворчества в процессе социализации подрастающего поколения? П е д а г о г и к а с о т в о р ч е с т в а, совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника, периодически меняющихся ролями, и ведущая к их взаимному обогащению и развитию; во-первых, возможна лишь на основе знаний объективно существующих законов, норм и правил межличностного общения, без соблюдения которых вообще невозможна никакая конструктивная совместная деятельность. Стало быть деятельность по научению общению должна пронизывать все сферы взаимоотношений педагога и воспитанника. В процессе этих взаимоотношений следует формировать уважительное отношение к партнеру по общению (обучать ведению беседы, спора, умению слушать). Необходимо вырабатывать установку на интерес к предмету общения, то есть раскрывать познавательный характер общения, ведь именно в общении человек получает новую информацию об окружающей его действительности. Общение носит коммуникативный характер. В межличностном общении осуществляется восприятие, понимание и узнавание другого лица, формирование для себя его образа. При этом не следует забывать эмоциональное проявление общения. Культура выражения своих чувств привлекает, отсутствие - отталкивает. В процессе общения осуществляется воздействие на сознание и поведение другого человека, а также формируется собственное мировоззрение, вырабатывается единая стратегия, т.е. общение носит также воспитательный характер. В процессе общения следует раскрывать механизмы воздействия на окружающих; умение нравиться, расположить к себе, то есть необходимость следить за своей внешностью, проявлять искренний интерес к окружающим, уметь слушать и воодушевлять на разговор и др.; умение склонить на свою сторону посредством уважительного отношения к мнению собеседника, терпимости к его недостаткам и критичности к себе, аргументированности своей точки зрения и др.; умение повести за собой, делая акцент на достоинствах человека и помогая ему создать положительную репутацию в глазах его окружения, показав при этом, что его недостатки легко исправить. На основе усвоенных знаний, умений и навыков общения целесообразно обучать экстраполяции приемов общения из одной ситуации в другую, конструированию новых способов общения. Во взаимоотношениях педагог - воспитанник в качестве основы межличностного общения выступает стимулирование социальной активности детей. Подростков и юношества. Развитие социальной активности подрастающего поколения требует побуждения, воздействия, обуславливающего динамику их психических состояний, взглядов, чувств, настроений, интересов, творческих устремлений, то есть постоянного и целенаправленного стимулирования социальной деятельности детей, подростков и юношества. Одним из факторов, стимулирующих социальную деятельность, является многообразие ее содержания. Социальную деятельность отличает познавательная новизна, вызывающая у детей, подростков и юношества радость узнавания нового, ранее неизвестного. Для познавательной деятельности однообразие, поверхностное знание предметов и явлений недопустимы. Для развития творческой социальной активности недостаточно только одного назидательного повествования, необходимо, чтобы познавательные процессы восприятие, мышление, воображение, творчество несли детям удивление, новизну, вводили в ситуацию противоречий каких-то явлений, раскрывали значимость какой-либо информации, факта, сообщения для жизнедеятельности ребенка, для достижения им жизненных целей. Элемент новизны, внесенный в процесс социальной деятельности, оказывает свое побуждающее действие. В любом виде социальной деятельности скрыто то новое, что может поразить, удивить, озадачить. Это множество новых факторов, сведений, теорий, о существовании которых большинство детей ранее и не подозревало. Открытие общества не может оставить равнодушным ребенка, подростка, юношу. Овладевая системой знаний они шаг за шагом поднимаются на новый уровень освоения богатого и удивительного мира социальных отношений. Стимулирующее воздействие может быть усиленно закреплением и обновлением уже усвоенных знаний, умений и навыков. Стало быть, в процессе социализации значительная часть времени должна отводиться закреплению уже усвоенного материала. Ведь новый аспект при рассмотрении уже известного, новый взгляд на прежние, уже сложившиеся и ставшие привычными знания, новые грани, новые повороты, новые стороны озадачивают и производят более сильное впечатление, позволяют поднимать более глубинные слои социальных отношений, чем при восприятии совсем нового, неизвестного. Закрепление и обновление прежних знаний, умений и навыков это важнейший стимул социальной деятельности. По данным исследования, удельный вес этого стимула значительно возрастает при переходе от младшего к старшему возрасту. И это понятно: ведь знания, умения и навыки социальной деятельности год от года становятся богаче, а умственная зрелость уже не довольствуется находками явной новизны. Проникновение же в глубь социальных явлений приносит больше интеллектуальной радости. Таким образом, ценность стимула закрепления и обновления уже освоенных знаний, умений и навыков именно в том, что он помогает подняться на новую ступень в овладении социальными знаниями, умениями и навыками. Важный стимул социальной деятельности рассмотрение социального опыта в историческом аспекте; новые неизвестные факты из истории, из биографии выдающихся людей и др. С большим интересом воспринимаются детьми исторические сведения об искусстве. Таким образом, социальный опыт и связанные с ним факторы (новизна материала, закрепление усвоенного материала, исторический аспект) оказывают значительное стимулирующее воздействие на социальную деятельность. Другой, не менее важный источник стимулирования социальной деятельности заложен в самом процессе социализации подрастающего поколения. Исследования психологов, педагогов, дидактиков, методистов показывают, что основной элемент стимуляции постановка проблем в повседневной деятельности детей, подростков и юношества. В этой связи в процессе социализации особое внимание целесообразно обращать на объективно ценные стороны этого процесса, способствующие появлению у детей таких состояний, как удивление, озадаченность, интеллектуальная активность, эмоциональная приподнятость, стремление к более глубокому познанию предмета своего интереса, творчества» В результате проблемные ситуации, возникшие в обыденной жизни или на специально организованном мероприятии, порождают у детей вопросы, на которые они активно идут ответ, проявляя тем самым ориентировочно-исследовательскую реакцию. С процессом социального становления подрастающего поколения тесно связан еще один стимулирующий фактор наглядность, которая служит ярким подтверждением того или иного тезиса. Благодаря наглядности у детей повышается интерес к предмету деятельности, к рассматриваемым вопросам, они испытывают прилив новых сил, позволяющих преодолеть утомляемость. Практика показывает, что огромное стимулирующее воаде^ствие на процесс социализации детей, подростков и юношества оказывает порученная им самостоятельная деятельность. Успешно протекающая, она оказывает благотворное влияние на детей, потому что с этим связаны значимые для личности положительные переживания, увеличивающие активность протекания творческих процессов и помогающие осознать необходимость преодоления трудностей. Детей воодушевляет введение в их социальную деятельность элементов самостоятельной работы, особенно, если они при этом имеют необходимые умения и навыки для ее успешного выполнения. Самостоятельная работа создает простор для творчества, которое, в свою очередь, активизирует эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствует реализации творческих возможностей детей, подростков и юношества. Огромное стимулирующее влияние на процесс социальной деятельности детей, подростков и юношества в коллективе оказывает личность его руководителя. Характер отношений между руководителем и членами коллектива, стиль этих отношений вызывают интерес ребенка к предмету деятельности н способствуют укреплению этого интереса. Социальная деятельность стимулируется доверительным отношением руководителя к членам детского коллектива, что создает в нем благоприятную эмоциональную атмосферу. Детям очень импонирует, когда руководитель коллектива в процессе какой-либо работы как-бы "перекладывает" на них часть поисково-творческой деятельности, включая их В активную самостоятельную творческую деятельность. Такая ситуация способствует самоутверждению членов коллектива. Наряду с доверительным отношением большое значение имеет и близкий к нему стимул поддержки руководителем членов коллектива. При решении самостоятельных творческих задач, например, когда руководитель оказывает поддержку инициативе членов коллектива, помогая своевременно увидеть затруднения и преодолеть их, лети приобретают уверенность в себе, в избранном подходе. Благодаря таким отношениям между руководителем и членами коллектива их интерес к социальной деятельности постоянно подкрепляется. Среди стимулов социальной деятельности особую роль играют поощрения, при широком использовании которых у детей наблюдается эмоциональный подъем, прилив творческих и моральных сил. Положительные, особенно аргументированные оценки, суждения педагога в адрес воспитанника или его работы пробуждают энергию детей. Заметим при этом, что каждый стимул выступает не обособленно, не изолированно один от другого, а во взаимной обусловленности. Поэтому эффективность процесса социализации детей, подростков и юношества зависит от взаимосвязи стимулов между собой, от места стимулов в структуре социальной деятельности подрастающего поколения. Стиль подобных взаимоотношений, сама атмосфера дружеского общения обостряют восприятие, побуждают к свободной творческой деятельности, помогают усваивать общечеловеческие ценности, познавать себя как человека, самоутверждаться. В процессе общения подрастающее поколение приобретает индивидуальный социальный опыт, осваиваются нормы социально типического поведения, реализуются типичные и индивидуальные стороны человека, то есть общение выступает как способ и средство социального утверждения детей, подростков и юношества. В т о р ы м у с л о в и е м педагогики сотворчества является индивидуальный подход в осуществлении помощи социальной деятельности детей, подростков и юношества. Учет половозрастных и физических, психических и интеллектуальных, региональных и национальных особенностей, социального происхождения, способностей и наклонностей детей, подростков и юношества во многом определяют эффективность процесса социализации. В свою очередь, задачей процесса социализации является нормирование в личности определенных потребностей. Социализация есть нормирование отношения человека к обществу, то есть нормирование социально значимых потребностей. При этом удовлетворение существующих и формирование новых потребностей возможно лишь на основе изучения индивидуальных особенностей человека. Потребность же обнаруживает себя в мотивах поведения, которые побуждают человека к деятельности, выступая двигателем поведения. Стало быть, организация социальной деятельности на основе индивидуального подхода не мыслима без научения мотивов этой деятельности и умения управлять ими. Только зная мотивы социальной деятельности, можно осуществлять их корректировку, направлять действия детей в нужное русло, сделав их лично и социально значимыми. Наше исследование позволило выявить три основных блока мотивов социальной деятельности. К ним относятся блок мотивов самовыражения и самоутверждения, когнитивный (познавательный) блок и блок общения. Мотивация самовыражения и самоутверждения. Самовыражение и самоутверждение детей, подростков и юношества проявляется в стремлении заявить о себе посредством поступков, заслуживающих признания и поощрения друзей, знакомых, в стремлении к самореализации, к получению удовлетворения от выполнения поставленных целей, от творческого общественно полезного труда. Стремление к самовыражению и самоутверждении» как бы интегрирует все остальное, поскольку все сводится в конечном счете к самореализации личности. В качестве доминирующего мотива этого блока выступает стремление добиваться успеха у друзей и знакомых. Реализация притязаний на признание одна из форм социальной активности, обеспечивающая ребенку определенные перспективы дальнейшего развития. Наше исследование показало, что притязание, выступая в качестве механизма социального развития детей, будучи значительно преуменьшено или преувеличено, выступает как отрицательный компонент в их развитии. При угрозе потери престижности такой ребенок становится тревожным, агрессивным и, следовательно, трудновоспитуемым. У детей, занимающих низкое статусное место, притязания на признания или не реализовывались совсем, или были связаны с тревожностью, а их поведение отличалось пассивностью. Формирование сильной, волевой личности, способной справиться как с внутренними психологическими препятствиями, так и c внешними, в значительной степени становится самоцелью деятельности ребенка е подростковом возрасте. Вот почему так важно именно на этом этапе возрастного развития воспитывать положительные, общественно значимые мотивы самоутверждения и самовыражения. Положительные мотивы самоутверждения и самовыражения проявляются в стремлении детей, подростков и юношества утвердить себя через положительную оценку родителей, учителей, сверстников и более широкого окружения. А их целенаправленное нормирование осуществляется в процессе совместной общественно полезной деятельности. Для формирования положительных мотивов самовыражения и Самоутверждения в процессе общественно полезной деятельности, в первую очередь, необходимо выработать цель совместной работы, поставить конкретные задачи, показать значимость выполняемой работы и указать на роль каждого члена коллектива в осуществлении поставленных задач, а стало быть, и в выполнении социально значимой деятельности. При такой постановке вопроса в процессе общественно полезной деятельности у детей нормируются мотивы социальной отдачи, ощущается причастность к 'жизни и деятельности коллектива, города, всей страны. М о т и в а ц и я к о г н и т и в н о й д е я т е л ь н о с т и (стремление к познанию в социальной сфере). Проявляется в любознательности, в стремлении к знаниям, приобретении новых умений и навыков. Эта деятельность является как-бы ключевой, так как в ней основа, и без нее невозможно удовлетворить другие виды деятельности. Основным резервом нормирования мотивов социально познавательной деятельности является активизация этой деятельности. В процессе опытно-экспериментальной работы активизация социально-познавательной деятельности осуществлялась в равных нормах. Во-первых, это обогащение детей новой информацией. 14, во-вторых, это самообразовательная деятельность. Для того, чтобы всякая самообразовательная деятельность была в поле зрения родителей и педагогов в интеллектуальных беседах, в различного рода обсуждениях, диспутах и т.д., следует выявить круг вопросов, которыми интересуются дети, объединять их в группы и превращать, таким образом, индивидуальную самообразовательную деятельность в групповую, что позволит, во-первых, оценивать и направлять эту деятельность, во-вторых, объединять детей для достижения поставленной цели и, в-третьих, обучать их приемам самостоятельной работы, нормирование которых желательно для развития положительной мотивации социальной деятельности. Это-выделение основных идей и принципов, проверка своей работы, поиск дополнительной информации» постановка целей и задач социально-познавательной деятельности. М о т и в а ц и я о б щ е н и я. Проявляется е стремлении к поддержании) межличностных отношений с положительной эмоциональной окраской, к контактам, которые устанавливаются для получения удовлетворения от самого процесса общения. Общение в сфере досуга отличается избирательностью, непринужденностью. Большое значение здесь имеют неформальные отношения детей, подростков и юношества, личные симпатии и интересы, дружеские связи, взаимное уважение. В процессе досуговой деятельности детей возрастает потребность в непосредственном эмоциональном общении, что дает возможность превратить процесс социализации в педагогически направленную среду их эмоционального общения. Формирование положительных мотивов общения требует выработки у детей уважительного отношения к партнеру по общению чему способствуют публичные обсуждения социальных проблем. В результате организации такой деятельности, и особенно, благодаря обучению детей умению вести спор, у них появляется ответственность перед другими членами общества, возможность выслушать оценку собственного суждения, соизмерить свои мысли и действия с мыслями и действиями других, и развивается стремление к достижении более высоких результатов. Формирование у детей положительных мотивов общения предполагает развитие умения экстраполировать приемы общения из одной ситуации в другую, а также, на основе уже известных приемов и Форм общения, конструировать новые способы общения. Формирование положительных мотивов социальной деятельности оказывает действенное влияние на направленность личности, определяет жизненную позицию в со»ере искусства, в учебной, трудовой, общественной и т.п. деятельности детей, подростков и юношества. Т р е т ь и м у с л о в и е м педагогики сотворчества является свободный выбор детьми, подростками и юношеством видов, форм и содержания социальной деятельности. Опыт показывает, что навязывание, равно как и запреты определенных видов социальной деятельности, не ведет к позитивным результатам. Длительное время запрещающиеся брейк-танец и металлическая музыка все же пробили себе дорогу в молодежную среду, но вот парадокс, при снятии запретов интерес к ним резко снизился. Представляется, что содержание социальной деятельности может быть. самым разнообразным, если оно не противоречит интересам общества в целом и каждого индивида в отдельности. В противном случае должно выдвигаться альтернативное суждение, система взглядов, научно обоснованная теория, развенчивающая, показывающая несостоятельность, вредность, убогость и т.п. того или иного явления. Запрету же могут быть подвергнуты (при условии глубокой гласной аргументированности) лишь откровенно антигуманные, разлагающие явления: садизм, порнография и т.п. Вместе с тем, свобода социальной деятельности детей, подростков и юношества должна быть сопряжена с ответственностью, которая, в свою очередь, становится внутренней основой мотивации ответственного повеления индивида лишь под воздействием внешних требований, которые к нему предъявляет общество, коллектив, при условии творческого их освоения. В этой связи ч е т в е р т ы м у с л о в и е м педагогики сотворчества в процессе социализации выступает простор свободному творчеству индивида и его сочетание с творчеством коллективным. Социальная деятельность характеризуется как деятельность репродуктивная, направленная на получение уже известного результата известными же средствами, и продуктивную деятельность или творческую. Если под детским творчеством (в нашем случае творчеством детей, подростков и юношества) мы будем понимать новые оригинальные преобразования известного, комбинации, имеющиеся в их опыте художественных образов, идей и т.д., то всякая программа, осуществляемая в любом виде социальной деятельности, имеет право на существование лишь в качестве ствола дерева, у которого есть ветви и листья продукт самостоятельного свободного творчества детей, подростков и юношества. Втискивание же их в жесткие рамки программы, регламента и т.д. есть не что иное, как подавление их творческих потенций. Для обеспечения свободной социальной деятельности детей, подростков и юношества необходимо, чтобы творческие процессы: восприятие, мышление, воображение несли ребенку удивление, новизну, вводили в ситуацию противоречий каких-то явлений, раскрывали значимость какой-либо социальной информации, факта, сообщения для жизнедеятельности человека» для достижения им жизненных целей. Вместе с тем, педагогическая результативность творческой деятельности особенно велика тогда, когда творческий процесс отдельно взятого индивида обогащается, “запитывается" творчеством других людей, то есть в процессе коллективной творческой деятельности. Ибо коллектив "интегрируя” (П.П.Яблонский) знания, умения, навыки и опыт своих членов представляет художественно-воспитательную среду этого коллектива» которая, в свою очередь, оказывает действенное влияние на творческое развитие каждого члена этого коллектива. Воспитание в коллективе и через коллектив важнейший принцип педагогики, ибо коллектив как совокупность индивидуальностей, объединенных общими целями, есть модная сила, способная сформировать и развить все важнейшие качества личности. В сфере досуга создаются особого рола коллективы, основой жизнедеятельности которых является общность интересов и их удовлетворение в процессе исключительно добровольного общения. И тем не менее, здесь также срабатывает модель развития коллектива, разработанная А.С.Макаренко. Согласно такой модели построения коллектива, на первоначальном этапе его развития руководитель должен разработать лишь ближайшую программу жизнедеятельности коллектива. Причем первые требования должны быть предъявлены к коллективу в целом. При этом не целесообразно выдвигать трудно выполняемые требования. На первых порах они должны логически вытекать из предмета деятельности, обеспечивать элементарную жизнедеятельность членов группы, привлекая в качестве авангарда наиболее инициативных, отзывчивых, заинтересованных, которые в свою очередь, могут стать потенциальным активен. В качестве первых требований руководителя коллектива может быть разработка программы деятельности объединения, то есть те, которые представляют собой естественные, и вместе с тем, необходимые шаги в жизнедеятельности группы единомышленников. Второй этап нормирования коллектива предполагает, во-первых, создание широкого выборного актива, и, во-вторых, привлечение к организации работы коллектива всех без исключения его участников, посредством разделения коллектива на микрогруппы в 3-5 человек (по личным симпатиям, по интересу к определенным видам деятельности, по характерологическим особенностям и т.п.), чтобы каждая из них занималась конкретным видом деятельности. При таком распределении обязанностей в коллективе каждый его участник одновременно является и организатором, и исполнителем того или иного вида деятельности, а руководитель предъявляет свои требования не ко Всему коллективу, а к группе, ответственной за определенный вид деятельности, которая в iow очередь, в случае принятия требований руководителя предъявляет эти требования всему коллективу. В такой ситуации рождается инициатива, критический подход к решению проблемы, о6и.ественное мнение и сознательная дисциплина. Следует отметить, что в микрогруппы целесообразно объединять детей разных возрастов, что обеспечивает обоюдную помощь и поддержку младших и старших членов коллектива. В процессе деятельности в каждой микрогруппе выкристаллизовывается свой лидер, совокупность которых и представляет добровольно признанный всем коллективом актив. Такая организация выводит коллектив на новый качественный уровень, уровень творческого расцвета коллектива, где все, начиная от регулирования межличностных отношений и кончая осуществлением внешних связей коллектива, выполняются всеми его членами. Это уже не формальное, хотя заинтересованное и добровольное объединение, а внутренне организованная, сплоченная группа со зрелым общественным мнением, где царят взаимопомощь, творческое сотрудничество, взаимная ответственность. На этом этапе каждый отдельно взятый член коллектива предъявляет к самому себе об1аественные требования и выдвигает эти требования к другим членам коллектива. На этом этапе изменяется роль и место руководителя коллектива, он превращается в равноправного члена коллектива, осуществляя, однако, свои педагогические функции опосредованно через коллектив, через конвентивное принятие решения. Гармоническое развитие коллектива возможно лишь при соблюдении ряда УСЛОЕ^ИЙ, выработанных и обоснованных А.С.Макаренко (203, т. 5-е. 7-100, 345-357) 1. Дисциплина и режим, 6es которых невозможно осуществление любого дела, включая творческую деятельность, невозможна результативность. 2. 2. Систематичность и целенаправленность в осуществлении воспитания и обучения, недопустимость их разрыва. 3. Мажорный тон проявление внутреннего спокойствия, чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах» в силах коллектива и в его будущем. 4. Дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения и каждого члена коллектива. Чувство гордости за коллектив. Недопустимость уединенности личности. 5. Присутствие е коллективе идеи защищенности, поддержки в достижении истины. Чуткий подход друг к другу. 6. Активность коллектива, каждого его члена, но упорядоченная, разумная и полезная. 7. Привычка торможения, сдержанность в движении, в слове, в критике и т.д. (особая форма торможения это проявление вежливости). Истинным стимулом творческой социально-досуговой деятельности служит ожидание " завтрашней радости", видение "перспективы пути". А.С.Макаренко выделяет три перспективные линии: - близкая перспектива (т.е. общее стремление к завтрашнему дню); - средняя перспектива (заключается в проекте события несколько отодвинутого во времени); - далекая перспектива (более широкая, крупномасштабная перспектива, рассчитанная на достижение возвышенной цели). Близкая перспектива связана с реализацией сиюминутных, наиболее актуальных и при этом доступных запросов и интересов участников коллектива, например, исследование истории своей семьи, города, края. Средняя перспектива отодвинута во времени, требует качественно и количественно более значительных усилий для достижения поставленных целей и обязательно зиждется на выполнении ранее поставленных задач. Это может быть подготовка и проведение массового этнографического праздника. Дальняя перспектива зовет участников коллектива к большим и сложным делам, требующим незаурядных способностей, фантазии, творческого полета. Это может быть организация постоянно действующей выставки, рассказывающей о прошлом, настоящем и будущем города, края. Но, так как всякий творческий коллектив развивается, решая поставленные задачи, то и дальняя перспектива по своей природе динамична. В нашем примере едва освоена близкая перспектива, как средняя уже превращается в близкую, а дальняя - в среднюю, стало быть, коллективу необходимо сформулировать для себя, увидеть дальнюю перспективу. Это может быть создание его участниками краеведческого этнографического музея. Дальняя перспектива беспредельна, если она содействует нормированию социально значимых потребностей личности, их сочетанию с общественными потребностями. Данное условие выполнимо лишь при обязательном и всеобщем добровольном включении членов коллектива в единую стройную систему разнообразных видов общественно полезной деятельности, приобретающей на практике самые различные формы. Таким образом, можно сформулировать п я т о е у с л о в и е педагогики сотворчества. Процесс социальной деятельности должен содействовать формированию общественно значимых потребностей личности, их сочетанию с общественными потребностями. Данное условие выполнимо лишь при обязательном и всеобщем добровольном включении членов коллектива в единую стройную систему разнообразных видов общественно полезной деятельности. В процессе целенаправленной, педагогически организованной, общественно полезной деятельности трансформируется н активизируется внутренняя убежденность детей, подростков и юношества, и обязательное для общества превращается в их личную установку. При организации этой деятельности важно, чтобы она не носила случайного характера, а была систематической, чтобы была преемственность в осуществлении разнообразных по форме, содержанию и сложности дел. Непременное условие реализации общественно-полезной деятельности - единство интересов членов коллектива, их творческое взаимодействие, осознанная причастность к делам коллектива, искреннее желание внести свой личный вклад в дела коллектива. Опыт показывает, что участие детей, подростков и юношества в специально организованной общественно полезной деятельности укрепляет творческий коллектив на основе единого общественного мнения, относительно тех или иных социальных ценностей, включает детей в активную творческую жизнь общества. Опытно-экспериментальная работа выявила, что в процессе коллективной социальной деятельности у детей с возрастанием стажа совместной деятельности меняется отношение друг к другу и к коллективу в целом. В ходе исследования подростковых самодеятельных объединений респондентам были предложены три суждения о коллективе. Первое: "В нашем кружке часто бывают разногласия и ссоры, в основном каждый занят только собой» мы лишь вместе занимаемся". Такую характеристику своему коллективу дали 13% подростков, занимающихся первый год, 4% - второй, а из подростков, занимающихся 3-4 года, таким образом свой коллектив не охарактеризовал никто. Второе суждение: "В нашем кружке нет разногласий и ссор, у нас хорошая дисциплина, но наше общение не выходит за рамки кружка, мы почти ничего не знаем друг о друге". Таким образом охарактеризовали свой коллектив 55% подростков, занимающихся первый год, 17% - второй, 11% - третий, 6% - четвертый. И, наконец, третье суждение:”Наш коллектив очень дружный. У нас по-настоящему "один за всех и все за одного" не только в кружке, но и за пределами клуба (Дома, Дворца культуры)". Такую характеристику своему коллективу дали 32% подростков, занимающихся в коллективе первый год, 79% - второй год, 89% - третий и четвертым год. Приведенные данные убедительно показывают, что с возрастанием стажа занятий е коллективе, где методично осуществляется деятельность по его целенаправленному нормировании» и развития, отношение к нему его участников, а стало быть, и оценка этого коллектива носят более положительный характер. Это продиктовано тем, что воспитание в коллективе и черва коллектив обеспечивает каждому его участнику активную позицию в коллективе, стимулирует инициативу, обеспечивает переплетение общественного и личного, укрепляя и облагораживая таким образом сам коллектив. Высокая жизнеспособность коллектива достигается лишь в том случав, когда обеспечивается единство воспитания и самовоспитания личности и коллектива, когда каждый участник коллектив выступает не только в качестве объекта, но и субъекта воспитания. Идея А.С.Макаренко воспитания в коллективе и через коллектив полностью реализуется лишь при условии полного самоуправления. При этом педагогическая сущность самоуправления выражается в том, что пребывая в коллективе функционирующем на основе самоуправления ребенок, подросток, юноша "присваивает" cебе понятия, образы, идеи, критерии оценок, в конце концов мировоззренческую позицию этого коллектива. Отсюда следующее - ш е с т о е у с л о в и е педагогики сотворчества творческое самоуправление. Творческое самоуправление возможно лишь при совместно выработанных нормах, регулирующих поведение и деятельность каждого члена коллектива;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.45 (0.012 с.) |