Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегия и тактика досуговых социальных институтов в социализации детей, подростков и юношества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь, детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направлено на "сплочение" индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения: спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество. Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. (В этом заключены его прогрессивные возможности.) Но досуг может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и лаже к таким проявлениям асоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению.чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах его деятельности в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть поседения кино, театра, выставки, выбор литературы для чтения и музыки для прослушивания и т.п. Случайным может оказаться окружение и дела осуществляемые в этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к асоциальным явлениям. Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям. Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, где нормируется основа для развития собственно человеческих потенций, а также специфические роли и отношения в макро- и микрогруппах, могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие подрастающего поколения. Однако следует отметить, что при относительно больших показателях стремления родителей к совместному времяпрепровождению с детьми (с целью нормирования и развития последних) время, уделяемое на это детям, остается предельно низким. По данным Института социологических исследований матери на воспитание детей затрачивают от 1,1 до 1,7 часа (включая субботние и воскресные дни), а временные затраты отцов составляют в среднем лишь 0,9 часа (см. 210, с.15,36). Кроме того, уровень качественного воздействия на.детей зависит от уровня развития самих родителей, их образования и социального положения. По данным исследования родителей, обнаруживших уровень знаний достаточный для воспитания своих детей оказалось лишь 18%. Кроме того, необходимо учитывать, что родители получили в свое время неодинаковое образование, часто требующее восполнения в области педагогики, психологии и физиологии. В этой связи большинство семей не в состоянии полноценным образом осуществлять социализаторские функции. А это значит, что многие дети неизбежно остаются вне сферы семейного влияния. В результате функция социализации детей, подростков и юношества в значительной степени перекладывается на плечи других социальных институтов. Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и юношества имеет школа, где на различных •>.-.и;з программу образования включены предметы (правильнее говорить о фрагментах), способствующие осуществлению этого процесса. В отдельных школах факультативно преподаются предметы "человековедение", "основы этики и эстетики", "риторика", "этика и психология семейных отношений", "основы психологии" и др., способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается "внедрением" в школу специальных учебных телепередач, однако всего этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекциями и беседами на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и другие темы охвачены все учащиеся средних школ. По нашим данным, только об искусстве слушали лекции в школе около 80% старшеклассников, в то время когда по телевидении слуш-'.пн 26%, по радио - ^&%, во Дворцах культуры 16%, в филармонии - 4%. Несмотря на широкое развитие средств массовой информации, школа стойко сохраняет за собой роль перемог о источника информации для учащихся. Другим каналом социализации учащихся во время внеклассных занятий являются самодеятельные объединение. По нашим данным в школьных самодеятельных: объединениях: различной направленности занимаются 17% учащихся. Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся. Указанное выше во многом способствует процессу социализации подрастающего поколения в условиях школы. Однако, внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и метолов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеет массового характера по причине слабой оснащенности школы и недостатка (а порой и полного отсутствия) специалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков и юношества. Важным и рекрективным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуг свое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество. Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Так, по данным нашего исследования, на встречах с писателями, поэтами, композиторами, артистами, на утренниках и тематических вечерах самой разной направленности, организованных в досуговых учреждениях, бывает 87% от всех школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших нормах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в органическом сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения. Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если посетителю будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку у посетителей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность. Однако, в современных социально-экономических условиях, когда детский досуг недопустимо коммерциализируется и включенность в сферу деятельности досуговых учреждений в силу отсутствия материальных средств становится уделом избранных, говорить о масштабности стеры их влияния не приходится. В результате, в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот не терпит и все в большей и большей степени в источник социальной информации превращается улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный "кодекс нравственности", диктуя свои условия общественного становления и выживания. В конечном итоге улица все больше и больше (со своими плюсами и минусами) превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат - безудержный рост детской преступности и страстное желание детей разбогатеть, не прикладывая при этом ни физических, ни интеллектуальных усилий. Таким образом, сложившаяся на протяжении десятилетий система социализации подрастающего поколения сегодня не работает и требует пересмотра ее тактики и стратегии. Представляется, что все без исключения дети должны быть включены в такую досуговую систему, которая бы гарантировала получение минимума социальной информации, необходимого для вхождения человека в конкретную социально-политическую и социально-экономическую структуру. В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, исходя из посылки вредоностности "растаскивания" личности ребенка по ведомствам и сферам влияния, а также опираясь на международный опыт организации детского досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей, подростков и юношества в детских садах и учебных заведениях, в результате чего, все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности. Вместе с тем, параллельно с всеобщей системой может существовать специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию подрастающего поколения в сфере досуга. То есть, могут существовать два типа моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга - общая и специальная, каждая со своим наполнением.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.008 с.) |