Тема 1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет (4 Ч. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет (4 Ч. )



Социальная педагогика

методические рекомендации

К семинарским занятиям

 

 

Воронеж

 

Структура курса

Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследую­щая воспитание всех возрастных групп и социальных катего­рий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых вос­питание не является основной функцией (предприятия, во­инские части, общественные организации и др.).

Предмет социальной педагогики — исследование воспи­тательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государствен­ных и частных организаций в целях повышения культурно­го уровня народа.

Исходя из предложенного Мудриком А.В. понимания социальной педагогики и ее предмета, структура этой отрасли педаго­гического знания выглядит следующим образом.

Социология воспитания исследует воспитательные силы общества, процесс и факторы социализации человека, воспитание как социальный институт. Эти знания создают возможность поиска путей и способов использования по­тенций общества как воспитывающей человека среды, ни­велирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации, а в целом знания, полученные социологией воспитания, мо­гут стать основой поисков путей интеграции воспитатель­ных сил общества.

Социально-педагогическая виктимология — раздел, в рамках которого исследуется развитие и воспитание тех категорий людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, и определяются направления социальной и педагогической помощи им.

Философия социального воспитания. На основе зна­ний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-педаго­гической виктимологией, в разделе философии воспитания ставится ряд фундаментальных вопросов, предлагаются ва­рианты их решения, которые и могут сделать успешной интеграцию воспитательных сил общества с целью повы­шения культурного уровня народа.

Теория социального воспитания, базируясь на данных социологии воспитания и социально-педагогической викти-мологии, исходя из положений философии социального вос­питания, описывает, объясняет и прогнозирует функциони­рование воспитания как социального института.

Методика социального воспитания конструирует способы интеграции воспитательных сил общества, органи­зацию взаимодействия индивидуальных, групповых и со­циальных субъектов социального воспитания.

 

Цель и задачи курса

Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей целью дать научную картину социально-педагоги­ческой действительности всем тем, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в каче­стве социальных педагогов, социальных работников, психологов, организаторов и руководите­лей человеческих общностей в бытовой, производственной, коммерческой, досуговой, военной и иных сферах жизнеде­ятельности человека и общества.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания социальной педагогики:

- дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходи­мом для реализации ими профессиональной социально-педагогической деятель­ности;

- развить у обучаемых умение видеть и решать про­блемы, возникающие в сфере социального воспитания;

- сформировать у обучаемых гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социаль­ного воспитания.

 

Тематика и содержание семинарских занятий

Тема 1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет (4 ч.)

План:

1. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, её становление и современное состояние.

2. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Объект и предмет социальной педагогики.

3. Задачи и функции социальной педагогики.

4. Взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей человеко - и общество - знания.

6. Основные категории социальной педагогики: социализация, факторы социализации, механизмы социализации, социальное воспитание, социально-педагогическая инфраструктура, институты социализации.

7. Методы социально-педагогического исследования.

 

Литература:

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Книга для социальных педагогов и социальных работников. – М., 1995.

4. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. //Избр. пед. соч. – М., 1982.

5. Луначарский А.В. О социальном воспитании //О воспитании и образовании. – М., 1976.

6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.

8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

9. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 29.

10. Пирогов Н.И. Школа и жизнь //Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 209.

11. Предмет и функции социальной педагогики /Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998.

12. Словарь иностранных слов. – М., 1979.

13. Социальная педагогика (курс лекций) /Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.

14. Социальное управление. Словарь /под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. – М., 1994. - С. 66.

15. Толстой Л.Н. Чем люди живы. //Собр. соч. в 12 томах – М.., 1987. – Т.9. – С. 232 – 239.

16. Черняк Е.М. Социализация. Российская энциклопедия социальной работы. – М., 1997.

17. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М., 1995. - С. 196 – 203.

18. Наторп П. Социальная педагогика. СПб. 1911.

19. Семёнов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбуг, 1995.

20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М, 2004.

21. Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. – М.: Прометей, 2003. – С. 55

22. Просветова Т.С. Становление социальной педагогики в России в начале ХХ века: предпосылки и факторы. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 153

Проблемные задания к теме № 1.

1. Каковы особенности социальной педагогики, как отрасли научного знания?

2. Какова главная задача социальной педагогики? Обоснуйте свой ответ.

Тема № 2 Концепции социализации (4 ч.)

1. Социализация как социально-педагогическое явление

2.Субъектно-объектный подход: к социализации теории Т. Парсонса.

3. Субъектно-субъектный подход к социализации: основные положения теории Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида, У.М. Уэнтворта, Дж. Коулмена, И. Таллмана, У. Брофенбреннера и др.

4.Идея социализации в трудах Л.С. Выготского.

5.Концепция социализации Д.Б. Эльконина.

6. Концепция социализации Л.И. Божович.

7. Концепция социализации И.С. Кона.

8. Разработка проблем социализации в трудах А.В. Петровского.

 

Литература.

1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие. Ч. 1.-Пенза, 1994.

2. Кон И.С. Ребенок и общество.-М.,1988.

3. Кон И.С. Социология личности. –М., 1968.

4. Харчев А.Г. Социология воспитания. -М., 1990.

5. Социология и идеология. – М., 1969.-С. 196-302.

6. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы /Под ред. Т.Парсонса.-М., 1979.

7. Пер Монсон. Современная западная социология. – СПб., 1992.

8. Современная западная социология: словарь. -М., 1990.

9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.-Л., 1956.

10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

12. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1979.-"№2, №4.

13. Социальная психология /Под ред. А.В. Петровского.-М., 1986.

14. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. - М., 1992.

15. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982.

16. Давыдов В.В. Научные достижения Д.Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии //Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. С.5-24.

17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

Проблемное задание к теме № 2: Сравнить две концепции социализации отечественных теоретиков.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Крат. истор. очерк.- М., 1993

2. Благотворительные организации социальной направленности. - М., 1998.

3. Егошина В.Н., Ефимова Н.В. Из истории презрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993.

4. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный Закон РФ.- М., 1995.

5. Лафарг П. Благотворительность. - М., 1988.

6. Милосердие: учебное пособие. М., 1998.

7.Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. – М.: Прометей, 2003. – С. 55

8. Просветова Т.С. Становление социальной педагогики в России в начале ХХ века: предпосылки и факторы. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 153

Проблемные задания к теме № 5:

1. Может ли существовать милосердие без благотворительности и благотворительность без милосердия? Как взаимосвязаны эти понятия?

2. Чем объясняется внимание Петра I к социальной сфере? Свою точку зрения докажите.

Права социального педагога

Представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти,

Вести государственную или частную социальную прак­тику при наличии сертификата по специальностям «Со­циальный педагог», «Социальный работник» или специ­ального диплома

Собирать информацию, связанную с нуждами детей и взрослых, проводить социологические опросы населения, диагностические обследования.

Делать официальные запросы в общественные органи­зации и государственные учреждения с просьбой о реше­нии личных и социальных проблем.

Информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности.

Вносить предложения на предприятия, в организации и учреждения, коммерческие структуры и общественные формирования о поощрении родителей, семей, добровольных помощников за социальные инициативы и активность.

Вести активную работу по пропаганде опыта семейно­го воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации.

Возглавлять общественные движения граждан, направ­ленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, работы и учебы.

Способствовать правовому регулированию взаимоотно­шений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.

 

 

Вопросы к экзамену по курсу социальной педагогики

 

 

Социальная педагогика

методические рекомендации

К семинарским занятиям

 

 

Воронеж

 

Структура курса

Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследую­щая воспитание всех возрастных групп и социальных катего­рий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых вос­питание не является основной функцией (предприятия, во­инские части, общественные организации и др.).

Предмет социальной педагогики — исследование воспи­тательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государствен­ных и частных организаций в целях повышения культурно­го уровня народа.

Исходя из предложенного Мудриком А.В. понимания социальной педагогики и ее предмета, структура этой отрасли педаго­гического знания выглядит следующим образом.

Социология воспитания исследует воспитательные силы общества, процесс и факторы социализации человека, воспитание как социальный институт. Эти знания создают возможность поиска путей и способов использования по­тенций общества как воспитывающей человека среды, ни­велирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации, а в целом знания, полученные социологией воспитания, мо­гут стать основой поисков путей интеграции воспитатель­ных сил общества.

Социально-педагогическая виктимология — раздел, в рамках которого исследуется развитие и воспитание тех категорий людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, и определяются направления социальной и педагогической помощи им.

Философия социального воспитания. На основе зна­ний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-педаго­гической виктимологией, в разделе философии воспитания ставится ряд фундаментальных вопросов, предлагаются ва­рианты их решения, которые и могут сделать успешной интеграцию воспитательных сил общества с целью повы­шения культурного уровня народа.

Теория социального воспитания, базируясь на данных социологии воспитания и социально-педагогической викти-мологии, исходя из положений философии социального вос­питания, описывает, объясняет и прогнозирует функциони­рование воспитания как социального института.

Методика социального воспитания конструирует способы интеграции воспитательных сил общества, органи­зацию взаимодействия индивидуальных, групповых и со­циальных субъектов социального воспитания.

 

Цель и задачи курса

Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей целью дать научную картину социально-педагоги­ческой действительности всем тем, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в каче­стве социальных педагогов, социальных работников, психологов, организаторов и руководите­лей человеческих общностей в бытовой, производственной, коммерческой, досуговой, военной и иных сферах жизнеде­ятельности человека и общества.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания социальной педагогики:

- дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходи­мом для реализации ими профессиональной социально-педагогической деятель­ности;

- развить у обучаемых умение видеть и решать про­блемы, возникающие в сфере социального воспитания;

- сформировать у обучаемых гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социаль­ного воспитания.

 

Тематика и содержание семинарских занятий

Тема 1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет (4 ч.)

План:

1. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, её становление и современное состояние.

2. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Объект и предмет социальной педагогики.

3. Задачи и функции социальной педагогики.

4. Взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей человеко - и общество - знания.

6. Основные категории социальной педагогики: социализация, факторы социализации, механизмы социализации, социальное воспитание, социально-педагогическая инфраструктура, институты социализации.

7. Методы социально-педагогического исследования.

 

Литература:

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Книга для социальных педагогов и социальных работников. – М., 1995.

4. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. //Избр. пед. соч. – М., 1982.

5. Луначарский А.В. О социальном воспитании //О воспитании и образовании. – М., 1976.

6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.

8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

9. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 29.

10. Пирогов Н.И. Школа и жизнь //Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 209.

11. Предмет и функции социальной педагогики /Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998.

12. Словарь иностранных слов. – М., 1979.

13. Социальная педагогика (курс лекций) /Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.

14. Социальное управление. Словарь /под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. – М., 1994. - С. 66.

15. Толстой Л.Н. Чем люди живы. //Собр. соч. в 12 томах – М.., 1987. – Т.9. – С. 232 – 239.

16. Черняк Е.М. Социализация. Российская энциклопедия социальной работы. – М., 1997.

17. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М., 1995. - С. 196 – 203.

18. Наторп П. Социальная педагогика. СПб. 1911.

19. Семёнов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбуг, 1995.

20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М, 2004.

21. Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. – М.: Прометей, 2003. – С. 55

22. Просветова Т.С. Становление социальной педагогики в России в начале ХХ века: предпосылки и факторы. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 153

Проблемные задания к теме № 1.

1. Каковы особенности социальной педагогики, как отрасли научного знания?

2. Какова главная задача социальной педагогики? Обоснуйте свой ответ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.062 с.)