Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет (4 Ч. )↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная педагогика методические рекомендации К семинарским занятиям
Воронеж
Структура курса Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части, общественные организации и др.). Предмет социальной педагогики — исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях повышения культурного уровня народа. Исходя из предложенного Мудриком А.В. понимания социальной педагогики и ее предмета, структура этой отрасли педагогического знания выглядит следующим образом. Социология воспитания исследует воспитательные силы общества, процесс и факторы социализации человека, воспитание как социальный институт. Эти знания создают возможность поиска путей и способов использования потенций общества как воспитывающей человека среды, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации, а в целом знания, полученные социологией воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества. Социально-педагогическая виктимология — раздел, в рамках которого исследуется развитие и воспитание тех категорий людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, и определяются направления социальной и педагогической помощи им. Философия социального воспитания. На основе знаний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-педагогической виктимологией, в разделе философии воспитания ставится ряд фундаментальных вопросов, предлагаются варианты их решения, которые и могут сделать успешной интеграцию воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Теория социального воспитания, базируясь на данных социологии воспитания и социально-педагогической викти-мологии, исходя из положений философии социального воспитания, описывает, объясняет и прогнозирует функционирование воспитания как социального института. Методика социального воспитания конструирует способы интеграции воспитательных сил общества, организацию взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов социального воспитания.
Цель и задачи курса Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей целью дать научную картину социально-педагогической действительности всем тем, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в качестве социальных педагогов, социальных работников, психологов, организаторов и руководителей человеческих общностей в бытовой, производственной, коммерческой, досуговой, военной и иных сферах жизнедеятельности человека и общества. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания социальной педагогики: - дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходимом для реализации ими профессиональной социально-педагогической деятельности; - развить у обучаемых умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; - сформировать у обучаемых гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социального воспитания.
Тематика и содержание семинарских занятий Тема 1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет (4 ч.) План: 1. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, её становление и современное состояние. 2. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Объект и предмет социальной педагогики. 3. Задачи и функции социальной педагогики. 4. Взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей человеко - и общество - знания. 6. Основные категории социальной педагогики: социализация, факторы социализации, механизмы социализации, социальное воспитание, социально-педагогическая инфраструктура, институты социализации. 7. Методы социально-педагогического исследования.
Литература: 1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994. 2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999. 3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Книга для социальных педагогов и социальных работников. – М., 1995. 4. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. //Избр. пед. соч. – М., 1982. 5. Луначарский А.В. О социальном воспитании //О воспитании и образовании. – М., 1976. 6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997. 7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. 8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001. 9. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 29. 10. Пирогов Н.И. Школа и жизнь //Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 209. 11. Предмет и функции социальной педагогики /Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998. 12. Словарь иностранных слов. – М., 1979. 13. Социальная педагогика (курс лекций) /Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. 14. Социальное управление. Словарь /под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. – М., 1994. - С. 66. 15. Толстой Л.Н. Чем люди живы. //Собр. соч. в 12 томах – М.., 1987. – Т.9. – С. 232 – 239. 16. Черняк Е.М. Социализация. Российская энциклопедия социальной работы. – М., 1997. 17. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М., 1995. - С. 196 – 203. 18. Наторп П. Социальная педагогика. СПб. 1911. 19. Семёнов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбуг, 1995. 20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М, 2004. 21. Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. – М.: Прометей, 2003. – С. 55 22. Просветова Т.С. Становление социальной педагогики в России в начале ХХ века: предпосылки и факторы. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 153 Проблемные задания к теме № 1. 1. Каковы особенности социальной педагогики, как отрасли научного знания? 2. Какова главная задача социальной педагогики? Обоснуйте свой ответ. Тема № 2 Концепции социализации (4 ч.) 1. Социализация как социально-педагогическое явление 2.Субъектно-объектный подход: к социализации теории Т. Парсонса. 3. Субъектно-субъектный подход к социализации: основные положения теории Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида, У.М. Уэнтворта, Дж. Коулмена, И. Таллмана, У. Брофенбреннера и др. 4.Идея социализации в трудах Л.С. Выготского. 5.Концепция социализации Д.Б. Эльконина. 6. Концепция социализации Л.И. Божович. 7. Концепция социализации И.С. Кона. 8. Разработка проблем социализации в трудах А.В. Петровского.
Литература. 1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие. Ч. 1.-Пенза, 1994. 2. Кон И.С. Ребенок и общество.-М.,1988. 3. Кон И.С. Социология личности. –М., 1968. 4. Харчев А.Г. Социология воспитания. -М., 1990. 5. Социология и идеология. – М., 1969.-С. 196-302. 6. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы /Под ред. Т.Парсонса.-М., 1979. 7. Пер Монсон. Современная западная социология. – СПб., 1992. 8. Современная западная социология: словарь. -М., 1990. 9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.-Л., 1956. 10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. 11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. 12. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1979.-"№2, №4. 13. Социальная психология /Под ред. А.В. Петровского.-М., 1986. 14. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. - М., 1992. 15. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982. 16. Давыдов В.В. Научные достижения Д.Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии //Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. С.5-24. 17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. Проблемное задание к теме № 2: Сравнить две концепции социализации отечественных теоретиков. ЛИТЕРАТУРА. 1. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Крат. истор. очерк.- М., 1993 2. Благотворительные организации социальной направленности. - М., 1998. 3. Егошина В.Н., Ефимова Н.В. Из истории презрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993. 4. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный Закон РФ.- М., 1995. 5. Лафарг П. Благотворительность. - М., 1988. 6. Милосердие: учебное пособие. М., 1998. 7.Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. – М.: Прометей, 2003. – С. 55 8. Просветова Т.С. Становление социальной педагогики в России в начале ХХ века: предпосылки и факторы. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 153 Проблемные задания к теме № 5: 1. Может ли существовать милосердие без благотворительности и благотворительность без милосердия? Как взаимосвязаны эти понятия? 2. Чем объясняется внимание Петра I к социальной сфере? Свою точку зрения докажите. Права социального педагога Представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти, Вести государственную или частную социальную практику при наличии сертификата по специальностям «Социальный педагог», «Социальный работник» или специального диплома Собирать информацию, связанную с нуждами детей и взрослых, проводить социологические опросы населения, диагностические обследования. Делать официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем. Информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности. Вносить предложения на предприятия, в организации и учреждения, коммерческие структуры и общественные формирования о поощрении родителей, семей, добровольных помощников за социальные инициативы и активность. Вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации. Возглавлять общественные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, работы и учебы. Способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.
Вопросы к экзамену по курсу социальной педагогики
Социальная педагогика методические рекомендации К семинарским занятиям
Воронеж
Структура курса Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части, общественные организации и др.). Предмет социальной педагогики — исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях повышения культурного уровня народа. Исходя из предложенного Мудриком А.В. понимания социальной педагогики и ее предмета, структура этой отрасли педагогического знания выглядит следующим образом. Социология воспитания исследует воспитательные силы общества, процесс и факторы социализации человека, воспитание как социальный институт. Эти знания создают возможность поиска путей и способов использования потенций общества как воспитывающей человека среды, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации, а в целом знания, полученные социологией воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества. Социально-педагогическая виктимология — раздел, в рамках которого исследуется развитие и воспитание тех категорий людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, и определяются направления социальной и педагогической помощи им. Философия социального воспитания. На основе знаний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-педагогической виктимологией, в разделе философии воспитания ставится ряд фундаментальных вопросов, предлагаются варианты их решения, которые и могут сделать успешной интеграцию воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Теория социального воспитания, базируясь на данных социологии воспитания и социально-педагогической викти-мологии, исходя из положений философии социального воспитания, описывает, объясняет и прогнозирует функционирование воспитания как социального института. Методика социального воспитания конструирует способы интеграции воспитательных сил общества, организацию взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов социального воспитания.
Цель и задачи курса Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей целью дать научную картину социально-педагогической действительности всем тем, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в качестве социальных педагогов, социальных работников, психологов, организаторов и руководителей человеческих общностей в бытовой, производственной, коммерческой, досуговой, военной и иных сферах жизнедеятельности человека и общества. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания социальной педагогики: - дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходимом для реализации ими профессиональной социально-педагогической деятельности; - развить у обучаемых умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; - сформировать у обучаемых гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социального воспитания.
Тематика и содержание семинарских занятий Тема 1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет (4 ч.) План: 1. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, её становление и современное состояние. 2. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Объект и предмет социальной педагогики. 3. Задачи и функции социальной педагогики. 4. Взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей человеко - и общество - знания. 6. Основные категории социальной педагогики: социализация, факторы социализации, механизмы социализации, социальное воспитание, социально-педагогическая инфраструктура, институты социализации. 7. Методы социально-педагогического исследования.
Литература: 1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994. 2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999. 3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Книга для социальных педагогов и социальных работников. – М., 1995. 4. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. //Избр. пед. соч. – М., 1982. 5. Луначарский А.В. О социальном воспитании //О воспитании и образовании. – М., 1976. 6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997. 7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. 8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001. 9. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 29. 10. Пирогов Н.И. Школа и жизнь //Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 209. 11. Предмет и функции социальной педагогики /Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998. 12. Словарь иностранных слов. – М., 1979. 13. Социальная педагогика (курс лекций) /Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. 14. Социальное управление. Словарь /под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. – М., 1994. - С. 66. 15. Толстой Л.Н. Чем люди живы. //Собр. соч. в 12 томах – М.., 1987. – Т.9. – С. 232 – 239. 16. Черняк Е.М. Социализация. Российская энциклопедия социальной работы. – М., 1997. 17. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М., 1995. - С. 196 – 203. 18. Наторп П. Социальная педагогика. СПб. 1911. 19. Семёнов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбуг, 1995. 20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М, 2004. 21. Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. – М.: Прометей, 2003. – С. 55 22. Просветова Т.С. Становление социальной педагогики в России в начале ХХ века: предпосылки и факторы. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 153 Проблемные задания к теме № 1. 1. Каковы особенности социальной педагогики, как отрасли научного знания? 2. Какова главная задача социальной педагогики? Обоснуйте свой ответ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.69 (0.01 с.) |