![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет (4 Ч. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная педагогика методические рекомендации К семинарским занятиям
Воронеж
Структура курса Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части, общественные организации и др.). Предмет социальной педагогики — исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях повышения культурного уровня народа. Исходя из предложенного Мудриком А.В. понимания социальной педагогики и ее предмета, структура этой отрасли педагогического знания выглядит следующим образом. Социология воспитания исследует воспитательные силы общества, процесс и факторы социализации человека, воспитание как социальный институт. Эти знания создают возможность поиска путей и способов использования потенций общества как воспитывающей человека среды, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации, а в целом знания, полученные социологией воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества. Социально-педагогическая виктимология — раздел, в рамках которого исследуется развитие и воспитание тех категорий людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, и определяются направления социальной и педагогической помощи им. Философия социального воспитания. На основе знаний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-педагогической виктимологией, в разделе философии воспитания ставится ряд фундаментальных вопросов, предлагаются варианты их решения, которые и могут сделать успешной интеграцию воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Теория социального воспитания, базируясь на данных социологии воспитания и социально-педагогической викти-мологии, исходя из положений философии социального воспитания, описывает, объясняет и прогнозирует функционирование воспитания как социального института.
Методика социального воспитания конструирует способы интеграции воспитательных сил общества, организацию взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов социального воспитания.
Цель и задачи курса Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей целью дать научную картину социально-педагогической действительности всем тем, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в качестве социальных педагогов, социальных работников, психологов, организаторов и руководителей человеческих общностей в бытовой, производственной, коммерческой, досуговой, военной и иных сферах жизнедеятельности человека и общества. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания социальной педагогики: - дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходимом для реализации ими профессиональной социально-педагогической деятельности; - развить у обучаемых умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; - сформировать у обучаемых гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социального воспитания.
Тематика и содержание семинарских занятий Тема 1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет (4 ч.) План: 1. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, её становление и современное состояние. 2. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Объект и предмет социальной педагогики. 3. Задачи и функции социальной педагогики. 4. Взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей человеко - и общество - знания. 6. Основные категории социальной педагогики: социализация, факторы социализации, механизмы социализации, социальное воспитание, социально-педагогическая инфраструктура, институты социализации. 7. Методы социально-педагогического исследования.
Литература: 1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994. 2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999. 3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Книга для социальных педагогов и социальных работников. – М., 1995.
4. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. //Избр. пед. соч. – М., 1982. 5. Луначарский А.В. О социальном воспитании //О воспитании и образовании. – М., 1976. 6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997. 7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. 8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001. 9. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 29. 10. Пирогов Н.И. Школа и жизнь //Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 209. 11. Предмет и функции социальной педагогики /Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998. 12. Словарь иностранных слов. – М., 1979. 13. Социальная педагогика (курс лекций) /Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. 14. Социальное управление. Словарь /под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. – М., 1994. - С. 66. 15. Толстой Л.Н. Чем люди живы. //Собр. соч. в 12 томах – М.., 1987. – Т.9. – С. 232 – 239. 16. Черняк Е.М. Социализация. Российская энциклопедия социальной работы. – М., 1997. 17. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М., 1995. - С. 196 – 203. 18. Наторп П. Социальная педагогика. СПб. 1911. 19. Семёнов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбуг, 1995. 20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М, 2004. 21. Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. – М.: Прометей, 2003. – С. 55 22. Просветова Т.С. Становление социальной педагогики в России в начале ХХ века: предпосылки и факторы. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 153 Проблемные задания к теме № 1. 1. Каковы особенности социальной педагогики, как отрасли научного знания? 2. Какова главная задача социальной педагогики? Обоснуйте свой ответ. Тема № 2 Концепции социализации (4 ч.) 1. Социализация как социально-педагогическое явление 2.Субъектно-объектный подход: к социализации теории Т. Парсонса. 3. Субъектно-субъектный подход к социализации: основные положения теории Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида, У.М. Уэнтворта, Дж. Коулмена, И. Таллмана, У. Брофенбреннера и др. 4.Идея социализации в трудах Л.С. Выготского. 5.Концепция социализации Д.Б. Эльконина. 6. Концепция социализации Л.И. Божович. 7. Концепция социализации И.С. Кона. 8. Разработка проблем социализации в трудах А.В. Петровского.
Литература. 1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие. Ч. 1.-Пенза, 1994. 2. Кон И.С. Ребенок и общество.-М.,1988. 3. Кон И.С. Социология личности. –М., 1968. 4. Харчев А.Г. Социология воспитания. -М., 1990. 5. Социология и идеология. – М., 1969.-С. 196-302. 6. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы /Под ред. Т.Парсонса.-М., 1979. 7. Пер Монсон. Современная западная социология. – СПб., 1992. 8. Современная западная социология: словарь. -М., 1990. 9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.-Л., 1956. 10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. 11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. 12. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1979.-"№2, №4. 13. Социальная психология /Под ред. А.В. Петровского.-М., 1986. 14. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. - М., 1992. 15. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982. 16. Давыдов В.В. Научные достижения Д.Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии //Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. С.5-24.
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. Проблемное задание к теме № 2: Сравнить две концепции социализации отечественных теоретиков. ЛИТЕРАТУРА. 1. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Крат. истор. очерк.- М., 1993 2. Благотворительные организации социальной направленности. - М., 1998. 3. Егошина В.Н., Ефимова Н.В. Из истории презрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993. 4. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный Закон РФ.- М., 1995. 5. Лафарг П. Благотворительность. - М., 1988. 6. Милосердие: учебное пособие. М., 1998. 7.Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. – М.: Прометей, 2003. – С. 55 8. Просветова Т.С. Становление социальной педагогики в России в начале ХХ века: предпосылки и факторы. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 153 Проблемные задания к теме № 5: 1. Может ли существовать милосердие без благотворительности и благотворительность без милосердия? Как взаимосвязаны эти понятия? 2. Чем объясняется внимание Петра I к социальной сфере? Свою точку зрения докажите. Права социального педагога Представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти, Вести государственную или частную социальную практику при наличии сертификата по специальностям «Социальный педагог», «Социальный работник» или специального диплома Собирать информацию, связанную с нуждами детей и взрослых, проводить социологические опросы населения, диагностические обследования. Делать официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем. Информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности. Вносить предложения на предприятия, в организации и учреждения, коммерческие структуры и общественные формирования о поощрении родителей, семей, добровольных помощников за социальные инициативы и активность. Вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации. Возглавлять общественные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, работы и учебы. Способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.
Вопросы к экзамену по курсу социальной педагогики
Социальная педагогика методические рекомендации К семинарским занятиям
Воронеж
Структура курса Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части, общественные организации и др.). Предмет социальной педагогики — исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях повышения культурного уровня народа. Исходя из предложенного Мудриком А.В. понимания социальной педагогики и ее предмета, структура этой отрасли педагогического знания выглядит следующим образом. Социология воспитания исследует воспитательные силы общества, процесс и факторы социализации человека, воспитание как социальный институт. Эти знания создают возможность поиска путей и способов использования потенций общества как воспитывающей человека среды, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации, а в целом знания, полученные социологией воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества. Социально-педагогическая виктимология — раздел, в рамках которого исследуется развитие и воспитание тех категорий людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, и определяются направления социальной и педагогической помощи им. Философия социального воспитания. На основе знаний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-педагогической виктимологией, в разделе философии воспитания ставится ряд фундаментальных вопросов, предлагаются варианты их решения, которые и могут сделать успешной интеграцию воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Теория социального воспитания, базируясь на данных социологии воспитания и социально-педагогической викти-мологии, исходя из положений философии социального воспитания, описывает, объясняет и прогнозирует функционирование воспитания как социального института. Методика социального воспитания конструирует способы интеграции воспитательных сил общества, организацию взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов социального воспитания.
Цель и задачи курса Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей целью дать научную картину социально-педагогической действительности всем тем, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в качестве социальных педагогов, социальных работников, психологов, организаторов и руководителей человеческих общностей в бытовой, производственной, коммерческой, досуговой, военной и иных сферах жизнедеятельности человека и общества.
Достижение этой цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания социальной педагогики: - дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходимом для реализации ими профессиональной социально-педагогической деятельности; - развить у обучаемых умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; - сформировать у обучаемых гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социального воспитания.
Тематика и содержание семинарских занятий Тема 1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет (4 ч.) План: 1. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, её становление и современное состояние. 2. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Объект и предмет социальной педагогики. 3. Задачи и функции социальной педагогики. 4. Взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей человеко - и общество - знания. 6. Основные категории социальной педагогики: социализация, факторы социализации, механизмы социализации, социальное воспитание, социально-педагогическая инфраструктура, институты социализации. 7. Методы социально-педагогического исследования.
Литература: 1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994. 2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999. 3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Книга для социальных педагогов и социальных работников. – М., 1995. 4. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. //Избр. пед. соч. – М., 1982. 5. Луначарский А.В. О социальном воспитании //О воспитании и образовании. – М., 1976. 6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997. 7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. 8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001. 9. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 29. 10. Пирогов Н.И. Школа и жизнь //Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 209. 11. Предмет и функции социальной педагогики /Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998. 12. Словарь иностранных слов. – М., 1979. 13. Социальная педагогика (курс лекций) /Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. 14. Социальное управление. Словарь /под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. – М., 1994. - С. 66. 15. Толстой Л.Н. Чем люди живы. //Собр. соч. в 12 томах – М.., 1987. – Т.9. – С. 232 – 239. 16. Черняк Е.М. Социализация. Российская энциклопедия социальной работы. – М., 1997. 17. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М., 1995. - С. 196 – 203. 18. Наторп П. Социальная педагогика. СПб. 1911. 19. Семёнов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбуг, 1995. 20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М, 2004. 21. Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. – М.: Прометей, 2003. – С. 55 22. Просветова Т.С. Становление социальной педагогики в России в начале ХХ века: предпосылки и факторы. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 153 Проблемные задания к теме № 1. 1. Каковы особенности социальной педагогики, как отрасли научного знания? 2. Какова главная задача социальной педагогики? Обоснуйте свой ответ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.54.186 (0.012 с.) |