Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: влияние социокультурной среды на формирование творческой личности.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Подготовить рассказ о творческой личности по плану: 1. Имеют ли взаимоотношения творческой личности и социума форму прямой зависимости? 2. Что в большей степени влияет на судьбу творческой личности: природа и масштаб дара или свойства характера? 3. Какие социальные факторы сформировали данную творческую личность? 4. Социальные катаклизмы или социальное благополучие были фоном деятельности и творчества? 5. Что стало, по-вашему, итогом взаимодействия личности и социума?
Рекомендации по выбору творческой личности для подготовки рассказа – анализа. 1. Выберете яркую творческую личность из наиболее интересной для вас сферы творчества: литература, музыка, кинематография, театр, изобразительное искусство и др. 2. Желательно, чтобы вы хорошо представляли социокультурную среду того исторического периода, к которому относится избранная вами личность. 3. Возможные варианты: А. Ахматова, М. Цветаева, И. Бунин, В. Высоцкий, Н. Рерих, Н. Гумилев, А. Венецианов, А. Павлова, Рембрандт ван Рейн, Б. Пастернак, В.В. Маяковский, А.Эйнштейн, М. Ломоносов, Н.В. Гоголь, Цезарь Кюи, С.В. Рахманинов, М.Л. Ростропович.
Тема № 1 предполагает рассмотрение объекта, предмета, функций, задач и истории возникновения социальной педагогики. Термин «социальная педагогика» был введен в обращение немецким педагогом А. Дистервегом в середине XIX в. Возникновение социальной педагогики как отдельной отрасли научного знания относят к рубежу XIX—XX вв. и увязывают ее с научной деятельностью немецкого философа Пауля Наторпа (1854—1924 гг.)- Наряду с Наторпом большой вклад в формирование этой отрасли педагогического знания внесли ученые разных стран. В их числе: Щ. Фурье (Франция), И.Г. Песталоцци (Швейцария), Д. Дьюи (США), К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой (Россия) и другие. Так что же такое социальная педагогика? В чем ее сущность? Что является объектом и предметом ее исследования? Каковы ее функции? Опираясь на точки зрения разных ученых, изложенные в различных учебниках по социальной педагогике на семинарских занятиях необходимо ответить на эти вопросы. Среди исследователей отсутствует единство в трактовке понятия «социальная педагогика». Так, немецкий ученый Е.Молленхауер сводит смысл социальной педагогики к помощи молодежи в адаптации к социальной среде, противостоянию негативным отклонениям от норм поведения. По мнению В.Д. Семенова (Екатеринбург), социальная педагогика — это наука о воспитательных влияниях социальной среды. Известный российский ученый в области социальной педагогики А.В. Мудрик считает, что «в самом общем виде социальную педагогику можно рассматривать как науку, изучающую социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни». В книге «Социальная педагогика: вопросы теории и практики» (Арнольдов Л.И., Бочарова В.Г. и др.), социальная педагогика рассматривается как наука, которая как бы «очеловечивает», педагогизирует социальную работу, наука, которая рассматривает человека в личностно-средовом контексте, в органическом единстве индивидуально-психологического и социально, как открытую постоянно меняющуюся систему. Однако «социальная педагогика» и «педагогика социальной работы» — понятия неравнозначные. Понятия «социальная педагогика» и «педагогика социальной работы» перекрещиваются, но не совпадают. Во всяком случае педагогика социальной работы - только часть социальной педагогики» (Предмет и функции социальной педагогики / Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998. С. 13) В большинстве своем мнения ученых сходятся: в том, что социальная педагогика охватывает проблемы связанные с социальным воспитанием всех членов общества, с социальной работой и социальной полилитикой. Социальная педагогика — наука комплексная, интегративная, имеющая выходы в практику на разных уровнях и в разных сферах. В обобщенном плане социальную педагогику можно рассматривать, как отрасль педагогического знания об отношениях человека и социума, о факторах, средствах и методах социализации личности и ее адаптации в среде обитания, о выявлении, умножении и использовании, педагогического потенциала социума (семьи, учреждений, организаций, предприятий, ведомств, частных лиц, об условиях развития личности и гармонизации отношений субъектов социальной среды). «Объектом, т.е. той областью действительности, которую изучает данная наука, является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий» (Предмет и функции социальной педагогики / Под ред. Г.Н. Филонова С. 9). Социальная педагогика рассматривает процесс формирования личности в широком социальном аспекте, под влиянием всей совокупности социальных факторов и опирается на положение о том, что образование — часть социальной среды, а социально-педагогическая инфраструктура — часть социальной структуры общества. Предметом социальной педагогики выступают педагогические аспекты социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в общество. Социальная педагогика изучает цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы социального воспитания, условия и способы, стимулирующие социальное становление личности, взаимодействие человека и социума, его становление как полноценного члена общества, развитие его сущностных сил, дарований, способностей к интеграции в общество и адаптации в меняющихся условиях социальной среды. Социальная педагогика воспринимает человека, независимо от возраста и социального положения, как данность, обладающую определенными личностными характеристиками (качествами) и способную в пределах физических и интеллектуальных возможностей к мобилизации своего потенциала, к самодвижению в социально значимом направлении, самореабилитации и адаптации в новых условиях жизнедеятельности, к переходу в новое качественное состояние. Социальная педагогика рассматривает человека в единстве и взаимосвязи физического, психического и социального. Обобщенно можно определить следующие задачи, стоящие перед социальной педагогикой: - научное обеспечение социализации личности в гармоническом единстве с ее индивидуальным развитием; - педагогическое регулирование отношений, влияющих на процессы социализации и развития личности; - преобразование социально-педагогической действительности в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности личности, ее социализации, развития и успешной интеграции в общество; - исследование возможностей многопланового влияния педагогической науки на социум и процесс социализации личности; - изучение способов и условий использования и умножения педагогического потенциала социума.
В теме № 3 необходимо рассмотреть понятие, цели, функции, содержание социального воспитания как составной части процесса социализации. Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии и др.)- Взаимосвязь субъектов социального воспитания (индивидуальных — воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых — коллективов; социальных ~ организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. Поскольку в системе образования реализуется социальное воспитание, остановимся на его характеристике особо. Социальное воспитание — взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание осуществляется в процессе взаимодействия различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления воспитанием). Социальные взаимодействия, в которых происходит социальное воспитание человека, можно представить в виде множества «цепочек»: общество -коллектив — личность, государство — воспитательные организации — человек, коллектив — микрогруппа — личность, воспитатель — коллектив, воспитатель-микрогруппа, воспитатель — воспитанник и т. д. В одних «цепочках» взаимодействие непосредственное, в других — опосредованное. Существует понятие асимметричности взаимодействия в процессе воспитания, проявляющейся в различной мере активности субъектов воспитания. Очевидно, что она объективно значительно больше во взаимодействии государства, воспитательных организаций и человека, чем воспитателя и воспитанника. Содержание и характер взаимодействия общества, коллективов и личностей в процессе воспитания обусловлены социальными ценностями, идеологией и общественной психологией. Идеи, представления данного общества определяют жизнедеятельность различных типов и видов социальных общностей, в том числе групп и коллективов, а в конечном счете отношения людей к миру и самим себе. Взаимодействие государства с воспитательными организациями определяется особенностями конкретной социально-политической системы и государственной политикой в сфере воспитания. Социально-экономическая политика государства объективно определяет престиж воспитания, что отражается как в деятельности отдельных типов воспитательных организаций, так и в социальном поведении конкретных людей. В то же время деятельность воспитательных организаций оказывает обратное влияние на государственную политику в сфере воспитания. Взаимодействие между воспитательными организациями, а также между ними и органами управления воспитанием обусловлено их функциями и объективно выражается во взаимодополнении в процессе воспитания различных возрастных и социально-профессиональных групп людей. В воспитании подрастающего поколения оно проявляется, например, таким образом: школа необходимый минимум воспитания всех детей, подростков и юношей; профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения обеспечивают профессиональную подготовку; внешкольные учреждения создают дополнительные условия для удовлетворения индивидуальных интересов и развития творческих задатков; предприятия, учреждения и т. д. помогают в создании благоприятных условий воспитания. Отсутствие между воспитательными организациями различного типа достаточно отработанной и четкой системы связей делает процесс социального воспитания дискретным (прерывным), в отличие от непрерывности процесса стихийной социализации. Это приводит к неоднозначности и относительной противоречивости воспитывающих влияний на человека в каждом конкретном случае. В конкретной воспитательной организации условия для развития человека, его духовно-ценностной ориентации создаются в процессе взаимодействия групповых и индивидуальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных аспектах: - организации социального опыта человека, - образования - индивидуальной помощи.
1. Организация социального опыта осуществляется через: организацию жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия и обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы. Социальный опыт — в широком смысле — единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний; взаимодействия с людьми; опыт адаптации и обособления в процессах самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. 2. Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование как основное, так и дополнительное); просвещение, т. е. Пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование образования. 3. Индивидуальная помощь человеку реализуется через: оказание человеку содействия в решении проблем; создание ситуаций, в которых человек может позитивно реализоваться, утвердиться, и т. д., стимулирование саморазвития. проблемам; в развитии чувства причастности и к социуму.
В процессе подготовки к семинару по теме № 7 нужно обратить внимание на актуальность проблем гендерной социализации. Изучая предложенную литературу, студентам рекомендуется выделить и сформулировать проблемные вопросы и положения для дискуссии на семинаре.
Тема № 8 предполагает рассмотрение основных направлений социально-педагогической деятельности должностных обязанностей социального педагога, его прав, а также профессиональных знаний и умений социального педагога. Должность социального педагога в образовательных учреждениях была введена в 1990 г. специальным решением коллегии Гособразования СССР «О введении института социальных педагогов». Квалификационная характеристика социального педагога утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г, и содержит три части: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования», В первой части указаны основные виды помощи, которые социальный педагог оказывает детям. Для оказания детям всех перечисленных в должностных обязанностях видов помощи социальному педагогу необходимо овладеть профессиональными знаниями и умениями Должностные обязанности социального педагога 1. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг. 2 Социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам. 3 Социально-реабилитационная помощь, направленная 4. Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов. 5 Медико-социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-сопиальный патронаж детей из семей труппы риска. 6 Социально-психологическая помощь направлена на создание благоприятного микроклимата в семье и микосоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднении во взаимоотношениях с окружающими; и в профессиональном и личном самоопределении 7 Социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей в семьях группы риска
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.235 (0.009 с.) |