Тема: влияние социокультурной среды на формирование творческой личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: влияние социокультурной среды на формирование творческой личности.



Подготовить рассказ о творческой личности по плану:

1. Имеют ли взаимоотношения творческой личности и социума форму прямой зависимости?

2. Что в большей степени влияет на судьбу творческой личности: природа и масштаб дара или свойства характера?

3. Какие социальные факторы сформировали данную творческую личность?

4. Социальные катаклизмы или социальное благополучие были фоном деятельности и творчества?

5. Что стало, по-вашему, итогом взаимодействия личности и социума?

 

Рекомендации по выбору творческой личности

для подготовки рассказа – анализа.

1. Выберете яркую творческую личность из наиболее интересной для вас сферы творчества: литература, музыка, кинематография, театр, изобразительное искусство и др.

2. Желательно, чтобы вы хорошо представляли социокультурную среду того исторического периода, к которому относится избранная вами личность.

3. Возможные варианты:

А. Ахматова, М. Цветаева, И. Бунин, В. Высоцкий, Н. Рерих, Н. Гумилев, А. Венецианов, А. Павлова, Рембрандт ван Рейн, Б. Пастернак, В.В. Маяковский, А.Эйнштейн, М. Ломоносов, Н.В. Гоголь, Цезарь Кюи, С.В. Рахманинов, М.Л. Ростропович.

 

 

Тема № 1 предполагает рассмотрение объекта, предмета, функций, задач и истории возникновения социальной педагогики.

Термин «социальная педагогика» был введен в обращение немецким педагогом А. Дистервегом в середи­не XIX в. Возникновение социаль­ной педагогики как отдельной от­расли научного знания относят к рубежу XIX—XX вв. и увязывают ее с научной деятель­ностью немецкого философа Пауля Наторпа (1854—1924 гг.)- Наряду с Наторпом большой вклад в формирование этой отрасли педагогического знания внесли ученые раз­ных стран. В их числе: Щ. Фурье (Франция), И.Г. Песталоцци (Швейцария), Д. Дьюи (США), К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой (Россия) и другие.

Так что же такое социальная педагогика? В чем ее сущность? Что является объектом и предметом ее ис­следования? Каковы ее функции? Опираясь на точки зрения разных ученых, изложенные в различных учебниках по социальной педагогике на семинарских занятиях необходимо ответить на эти во­просы.

Среди исследователей отсутствует единство в трак­товке понятия «социальная педагогика».

Так, немецкий ученый Е.Молленхауер сводит смысл социальной педагогики к помощи молодежи в адапта­ции к социальной среде, противостоянию негативным отклонениям от норм поведения. По мнению В.Д. Се­менова (Екатеринбург), социальная педагогика — это наука о воспитательных влияниях социальной среды.

Известный российский ученый в области социаль­ной педагогики А.В. Мудрик считает, что «в самом об­щем виде социальную педагогику можно рассматривать как науку, изучающую социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни».

В книге «Социальная педагогика: вопросы теории и практики» (Арнольдов Л.И., Бочарова В.Г. и др.), социальная педагогика рассматривается как наука, которая как бы «очеловечивает», педагогизирует социальную работу, наука, которая рассматривает человека в личностно-средовом контексте, в органическом единстве индивидуально-психологического и социально, как открытую постоянно меняющуюся систему.

Однако «социальная педагогика» и «педагогика социальной работы» — понятия неравнозначные. Понятия «социальная педагогика» и «педагогика социальной работы» перекрещиваются, но не совпадают. Во всяком случае педагогика социальной работы - только часть социальной педагогики» (Предмет и функции социальной педагогики / Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998. С. 13)

В большинстве своем мнения ученых сходятся: в том, что социальная педагогика охватывает проблемы связанные с социальным воспитанием всех членов общества, с социальной работой и социальной полилитикой. Социальная педагогика — наука комплексная, интегративная, имеющая выходы в практику на разных уровнях и в разных сферах.

В обобщенном плане социальную педагогику можно рассматривать, как отрасль педагогического знания об отношениях человека и социума, о факторах, средствах и методах социализации личности и ее адаптации в среде обитания, о выявлении, умножении и использовании, педагогического потенциала социума (семьи, учреждений, организаций, предприятий, ведомств, частных лиц, об условиях развития личности и гармонизации отношений субъ­ектов социальной среды).

«Объектом, т.е. той областью действительности, которую изучает данная наука, является процесс раз­вития человека в социуме на основе всей совокупнос­ти его социальных взаимодействий» (Предмет и функ­ции социальной педагогики / Под ред. Г.Н. Филонова С. 9). Социальная педагогика рассматривает процесс формирования личности в широком социальном аспек­те, под влиянием всей совокупности социальных фак­торов и опирается на положение о том, что образова­ние — часть социальной среды, а социально-педагоги­ческая инфраструктура — часть социальной структуры общества.

Предметом социальной педагогики выступают педаго­гические аспекты социализации человека, его адапта­ции в социуме и интеграции в общество. Социальная педагогика изучает цели, содержание, сущность, прин­ципы, методы и формы социального воспитания, ус­ловия и способы, стимулирующие социальное станов­ление личности, взаимодействие человека и социума, его становление как полноценного члена общества, развитие его сущностных сил, дарований, способнос­тей к интеграции в общество и адаптации в меняющих­ся условиях социальной среды.

Социальная педагогика воспринимает человека, не­зависимо от возраста и социального положения, как данность, обладающую определенными личностными характеристиками (качествами) и способную в преде­лах физических и интеллектуальных возможностей к мо­билизации своего потенциала, к самодвижению в со­циально значимом направлении, самореабилитации и адаптации в новых условиях жизнедеятельности, к пе­реходу в новое качественное состояние. Социальная пе­дагогика рассматривает человека в единстве и взаимо­связи физического, психического и социального.

Обобщенно можно определить следующие задачи, стоящие перед социальной педагогикой:

- научное обеспечение соци­ализации личности в гармоничес­ком единстве с ее индивидуальным развитием; - педагогическое регулирование отношений, влияю­щих на процессы социализации и развития личнос­ти;

- преобразование социально-педагогической действи­тельности в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности личности, ее социализации, развития и успешной интеграции в общество;

- исследование возможностей многопланового влия­ния педагогической науки на социум и процесс со­циализации личности;

- изучение способов и условий использования и ум­ножения педагогического потенциала социума.

 

 

В теме № 3 необходимо рассмотреть понятие, цели, функции, содержание социального воспитания как составной части процесса социализации.

Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в орга­низациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии и др.)- Взаимосвязь субъек­тов социального воспитания (индивидуальных — воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых — коллективов; социальных ~ организа­ций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер.

Поскольку в системе образования реализуется социальное воспитание, остановимся на его характеристике особо.

Социальное воспитание — взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-цен­ностной ориентации.

Социальное воспитание осуществляется в процессе взаимодействия раз­личных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллек­тивов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления вос­питанием).

Социальные взаимодействия, в которых происходит социальное воспита­ние человека, можно представить в виде множества «цепочек»: общество -коллектив — личность, государство — воспитательные организации — человек, коллектив — микрогруппа — личность, воспитатель — коллектив, воспитатель-микрогруппа, воспитатель — воспитанник и т. д.

В одних «цепочках» взаимодействие непосредственное, в других — опосре­дованное. Существует понятие асимметричности взаимодействия в процессе воспитания, проявляющейся в различной мере активности субъектов воспита­ния. Очевидно, что она объективно значительно больше во взаимодействии государства, воспитательных организаций и человека, чем воспитателя и вос­питанника.

Содержание и характер взаимодействия общества, коллективов и личнос­тей в процессе воспитания обусловлены социальными ценностями, идеологи­ей и общественной психологией. Идеи, представления данного общества опре­деляют жизнедеятельность различных типов и видов социальных общностей, в том числе групп и коллективов, а в конечном счете отношения людей к миру и самим себе.

Взаимодействие государства с воспитательными организациями определя­ется особенностями конкретной социально-политической системы и государ­ственной политикой в сфере воспитания. Социально-экономическая политика государства объективно определяет престиж воспитания, что отражается как в деятельности отдельных типов воспитательных организаций, так и в соци­альном поведении конкретных людей. В то же время деятельность воспита­тельных организаций оказывает обратное влияние на государственную поли­тику в сфере воспитания.

Взаимодействие между воспитательными организациями, а также между ними и органами управления воспитанием обусловлено их функциями и объек­тивно выражается во взаимодополнении в процессе воспитания различных возрастных и социально-профессиональных групп людей. В воспитании подрастающего поколения оно проявляется, например, таким образом: школа необходимый минимум воспитания всех детей, подростков и юношей; профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения обеспечивают профессиональную подготовку; внешколь­ные учреждения создают дополнительные условия для удовлетворения инди­видуальных интересов и развития творческих задатков; предприятия, учреж­дения и т. д. помогают в создании благоприятных условий воспитания.

Отсутствие между воспитательными организациями различного типа до­статочно отработанной и четкой системы связей делает процесс социального воспитания дискретным (прерывным), в отличие от непрерывности процесса стихийной социализации. Это приводит к неоднозначности и относительной противоречивости воспитывающих влияний на человека в каждом конкрет­ном случае.

В конкретной воспитательной организации условия для развития человека, его духовно-ценностной ориентации создаются в процессе взаимодействия групповых и индивидуальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных аспектах:

- организации социального опыта человека,

- образования

- индивидуальной помощи.

 

1. Организация социального опыта осуществляется через: организацию жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия и обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

Социальный опыт — в широком смысле — единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний; взаимодействия с людьми; опыт адаптации и обособления в процессах самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

2. Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование как основное, так и дополнительное); просвещение, т. е. Пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование образования.

3. Индивидуальная помощь человеку реализуется через: оказание человеку содействия в решении проблем; создание ситуаций, в которых человек может позитивно реализоваться, утвердиться, и т. д., стимулирование саморазвития. проблемам; в развитии чувства причастности и к социуму.

 

В процессе подготовки к семинару по теме № 7 нужно обратить внимание на актуальность проблем гендерной социализации. Изучая предложенную литературу, студентам рекомендуется выделить и сформулировать проблемные вопросы и положения для дискуссии на семинаре.

 

Тема № 8 предполагает рассмотрение основных направлений социально-педагогической деятельности должностных обязанностей социального педагога, его прав, а также профессиональных знаний и умений социального педагога.

Должность социального педагога в образовательных учреждениях была введена в 1990 г. специальным решени­ем коллегии Гособразования СССР «О введении инсти­тута социальных педагогов». Квалификационная харак­теристика социального педагога утверждена приказом Го­сударственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г, и содержит три части: «Должностные обязаннос­ти», «Должен знать» и «Квалификационные требования», В первой части указаны основные виды помощи, которые социальный педагог оказывает детям.

Для оказания детям всех перечисленных в должност­ных обязанностях видов помощи социальному педагогу необходимо овладеть профессиональными знаниями и умениями

Должностные обязанности социального педагога

1. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности со­циальных служб и спектра оказываемых ими услуг.

2 Социально-правовая помощь, направленная на со­блюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.

3 Социально-реабилитационная помощь, направленная
на оказание реабилитационных услуг в центрах, комп­лексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального со­стояния и здоровья нуждающихся в ней детей.

4. Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на мате­риальную поддержку сирот, выпускников детских домов.

5 Медико-социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику здоровья, профилак­тику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-сопиальный патронаж детей из семей труппы риска.

6 Социально-психологическая помощь направлена на создание благоприятного микроклимата в семье и микосоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднении во взаимоотношениях с окружающими; и в про­фессиональном и личном самоопределении

7 Социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права ро­дителей на воспитание детей, преодоление педагогичес­ких ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих бес­призорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей в семьях группы риска

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.021 с.)