ТОП 10:

Последние годы жизни и творческое наследие



Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенная в 1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969 г. в Чикаго.

 


 

Доп_вопр_Каф_Теор_Арх_37

Творчество Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier; настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере-Гри (фр. Charles Edouard Jeanneret-Gris); 6 октября 1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария — 27 августа 1965, Рокебрюн — Кап-Мартен, Франция) — французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.

Ле Корбюзье 1887Швейцария.

1908-09 работал в маст Перре-понимание ж/б конструкций. У Беренса в Берлине.

5 правил совр.арх. 1920:

1)Первый эт. на столбах

2)Плоская крыша.Сад на крыше.

3)Свободный план.

4)Свободное решение фасада.Несущ-констр.

распол. с отступом от фасадной плоскости.

5)Ленточные окна.

Модулор - 1942.

-Вилла Савой в Пуасси 28-30.

-дворец Лиги Наций в Женеве 27. ;

-Дом Ситроен 20,

- общ Швейцорск. студ.Париж 30.

-План Вуазен 25

- капелла в Роншане 1950

-монастырь ла Туретт 60

-Жилая ед. в Марселе. 50

-правительств.комплекс в Чиндигархе Инд.50

 

Алвар Аалто

А́лвар Ху́го Хе́нрик А́алто (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto, 3 февраля 1898, Куортане — 11 мая 1976, Хельсинки) — финский архитектор и дизайнер, «отецмодернизма» в Северной Европе, один из основоположников современной школы дизайна.

В 1916 году поступил в Политехнический институт города Гельсингфорса, где учился у Армаса Линдгрена. В 1918 году его учёба была прервана войной за независимость Финляндии. Аалто принимал участие в этой войне как солдат финской армии. В 1921 году закончил институт и получил диплом архитектора.

Испытал влияние неоклассицизма Гуннара Асплунда и эстетики европейского архитектурного авангарда, на основе которой стала складываться его индивидуальная манера. В поисках новых конструктивных форм отдавал предпочтение природным материалам (эксперименты с гнутой древесиной: мебель, беспредметные композиции). В 1933 году он переехал в Хельсинки, где открыл собственную фирму «Артек», которая начала выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. Благодаря поддержке лесоперерабатывающих концернов продемонстрировал возможности деревянной архитектуры в проектах для Всемирных выставок в Париже(1937) и в Нью-Йорке (1939); гибко сочетал традиции народного зодчества с новизной авангардных приёмов, свободу пространственных композиции с красотой северного пейзажа (вилла).

Библиотека в Выборге: актовый зал

В довоенное время Аалто построил санаторий в Паймио (1929—1933) и городскую библиотеку в Выборге (1930—1935), виллу «Майреа» в Нормаркку (1939). В 1940—1948 годах Аалто работал и преподавал в США, где осуществил ряд проектов, таких как общежитие MIT в Бостоне. В 1949 году умерла его супруга и постоянный партнёр по проектной работе Айно Марсио-Аалто. Вернувшись в Финляндию, Аалто сотрудничал с Элиссой Мякиниеми; они поженились в 1952 году.

Концертный зал «Финляндия» в Хельсинки.

Аалто осуществил ряд проектов крупных общественных зданий: муниципальный центр в Сяюнятсало (1950—1952), Управление пенсионного обеспечения (1952—1956), Дом культуры рабочих (1955—1958) и дворец «Финляндия» (1967—1971; все в Хельсинки), Дом северных стран в Рейкьявике (1965—1968). Автор многих проектов церковной архитектуры, в том числе церкви Трёх крестов в Вуоксенниска (1958), приходских центров в Вольфсбурге (1963) и в местечке Риола подБолоньей (1966, построен в 1975—1980 годах). Создатель промышленных сооружений в Топпиле (1931), Суниле (1936—1939), Оулу (1951—1957), жилых домов в Бремене (1958—1963), вилл, выставочных павильонов. Выступал и как градостроитель в Рованиеми (1946—1948) и Сяйнятсало (1949—1952).

Театр в Эссене

От строго геометрических форм ранних построек пришёл к самобытному сочетанию национальных традиций, принциповфункционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду. В постройках Аалто богато используется дерево. Некоторые из его градостроительных замыслов, отличавшиеся свободной композицией объёмов и живописной ландшафтной планировкой, были реализованы посмертно в Рованиеми и в Сейняиоки.

Своё представление о достоинстве творческого труда Аалто воплотил в проекте собственной мастерской близ Хельсинки (1955) с внутренним двором в форме амфитеатра (лекционный зал под открытым небом).

Был президентом Союза финских архитекторов (1943—1958) и Академии Финляндии (1963—1968). Аалто оказал значительное влияние на поколение молодых архитекторов разных стран.

 

 


 

Доп_вопр_Каф_Теор_Арх_39

Творчество братьев Весниных.

Братья Веснины — выдающиеся советские архитекторы-конструктивисты, работавшие совместно над рядом проектов.

Братья

Веснин, Александр Александрович (1883—1952)

Веснин, Виктор Александрович (1882—1950)

Веснин, Леонид Александрович (1880—1933)

Детство

 

Родиной братьев Весниных был волжский городок Юрьевец, расположенный недалеко от Нижнего Новгорода. Там в купеческой семье в небольшом имении, принадлежавшем матери, прошли первые годы жизни братьев. Виктор родился 28 марта 1882 г., Леонид-28 ноября 1880 г., Александр — 16 мая 1883 г. С раннего возраста мальчики были увлечены рисованием и живописью. Родители поддерживали интересы сыновей и всячески способствовали их художественному развитию.

Работы

 

В 1923—1925 гг. в советской архитектуре развивалось новое направление — конструктивизм и сплочение сторонников нового направления вокруг лидеров, которыми стали братья Веснины. В проектах общественных сооружений братьев Весниных, участвовавших в первых конкурсах 20-х годов, было зафиксировано появление новой архитектуры, отвечающей духу времени.

 

Однако, на одном из первых конкурсов 1923 г., проект Весниных крупного общественного здания в центре Москвы — Дворца труда, получила третью премию.

 

В наши дни в учебниках архитектуры наряду с Дворцом труда упоминаются проекты братьев Весниных зданий Московского отделения «Ленинградской правды» и акционерного общества «Аркос».

 

В 1930 г. Виктор Александрович вместе с братьями принимал участие в международном конкурсе на сооружение Театра массового музыкального действа в Харькове (в то время столице Украины). В Театре должны были проходить массовые народные действа, в которых могли бы принять участие тысячи человек. Устроители конкурса заявили о необходимости создания театрального помещения нового типа, в котором наряду с обычными драматическими постановками, могли бы проведены митинги, демонстрации, спортивные и цирковые представления. Ядром композиции авторы сделали большой овальный зал, вместимость которого варьировалась за счёт трансформаций от 4 до 6 тыс. зрителей. Столицу перенесли из Харькова в Киев, и работа над проектом прекратилась.

 

Среди работ Весниных 30-х — начала 40-х годов заслуживает внимания эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934), проекты здания Наркомтяжпрома (1935, 1936) и принятый, но не реализованный из-за войны проект Второго дома Совнаркома в Зарядье (1941).

 

Работали над домами в поселке Сокол.

Леонидов, Иван Ильич

Ива́н Ильи́ч Леони́дов (9 февраля 1902 — 6 ноября 1959), русский архитектор, представитель русского авангарда, конструктивизма, мастер «бумажной архитектуры».

Родился 9 февраля 1902 года на хуторе Власиха Старицкого уезда Тверской губернии в семье сторожа-лесника. Окончил четырёхклассную сельскую школу. Некоторое время был учеником у деревенского иконописца. Часто выезжал в Петроград, где работал сезонным рабочим.

В 1921 году был направлен для продолжения учёбы в Москву на живописный факультет ВХУТЕМАСа. Через год перешёл в архитектурную мастерскуюАлександра Веснина.

В 1925—1926 был премирован за конкурсные проекты улучшенной крестьянской избы, жилых домов Гостекстильтреста в Иванове, здания Государственного Белорусского университета в Минске, типовых рабочих клубов на 500 и 1000 человек. В 1926 году начал издавать свои проекты в журнале «Современная архитектура» (СА). 1927—1930 годы — время самой плодотворной и творческой активности архитектора. Он активно участвует в деятельности «Объединения современных архитекторов» (ОСА), выступает на дискуссиях, выполняет множество конкурсных проектов, а с 1928 года начинает преподавательскую деятельность.

В 1929—1930 годах творчество русского архитектора Ивана Леонидова было подвергнуто резкой критике. В журнале «Искусство в массы» (№ 12, 1930) была опубликована статья «Леонидовщина и ее вред», где архитектора обвиняли во вредительстве. Ответ на критику был опубликован в журнале «Современная архитектура» (№ 5, 1930), в котором Леонидов возглавлял редакционную коллегию. Журнал был закрыт, а Леонидов был вынужден уйти из института.

В 1931 году поступает на работу в Государственный институт по проектированию городов (Гипрогор), и на полгода уезжает в Игарку на строительство. После возвращения разрабатывает проект-предложение реконструкции Москвы вместе со своими бывшими учениками. В 1932—1933 годах возглавляет одну из мастерских Моспроекта. В 1934 году переходит на работу в мастерскую Моисея Гинзбурга, где возглавляет творческую бригаду.

В 1941 году был призван в армию. На фронте в составе саперного батальона участвовал в оборонительных боях под Воронежем. В 1943 году был контужен и демобилизован из армии.

После войны вынужденно занимался оформлением выставок. Под впечатлением ужаса войны архитектор работает над проектом Города Солнца, где главная тема — счастье людей.

Иван Леонидов скончался 6 ноября 1959 года от острой сердечной недостаточности на лестнице знаменитого московского универмага Военторг[1]. Похоронен на сельском кладбище около санатория «Мцыри» на станции Фирсановка. На надгробном памятнике в форме куба написано: «Архитектор Иван Леонидов».

Основные архитектурные работы

· Конкурсный проект улучшенной крестьянской избы (третья премия)

· Конкурсный проект жилых домов для рабочих и служащих Гостекстильтреста в Иванове (третья премия)

[править]1926

· Конкурсный проект здания Государственного Белорусского университета в Минске (рекомендован к приобретению)

· Конкурсный проект больницы в Самарканде

· Типовой проект рабочего клуба на 500 человек

· Типовой проект рабочего клуба на 1000 человек

· Преддипломный проект типографии газеты «Известия» в Москве

Проект типографии вполне определенно передает черты индивидуальности молодого архитектора. Динамичный остекленный фасад пропорционален и выразителен. Впервые используется прием вынесения наружу несущих неметаллических конструкций. Тем не менее имеет место некая ограниченность, свойственная раннему конструктивизму.

[править]1927

· Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах

Институт библиотековедения имени Ленина в Москве на Ленинских горах

Проект был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 г. Он произвел на публику огромное впечатление. Этот проект считается творческим кредо архитектора и своеобразным манифестом всей советской архитектуры конца 20-х годов XX века.

Проект имеет сложную объемно-пространственную композицию. Шарообразный объём большой аудитории на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата. Одноэтажные корпуса уходят в трех направлениях от центрального объёма в парковую зону. Здание и статично и динамично одновременно. В проекте использовались все новые достижения того времени. Шар стоит на одной опоре, но опора не спрятана в фундамент, а запроектирована шарнирной, что снимает дополнительные напряжения. опора принимает вертикальные нагрузки от шара, а все остальные напряжения передаются на ванты. Стены книгохранилища максимально тонкие, что достигается путем введения в конструкцию металлических ферм, соединенных растяжками с вершиной и основанием.

Проект института Ленина обошёл архитектурные издания многих стран и продолжает печататься в различных альманахах и обзорах об архитектуре XX века. Он оказал влияние на многие проекты и постройки, например на проект памятника Колумбу Алексея Щусева (1929), центральный ансамбль всемирной выставки в Нью-Йорке (1939), проект ратуши в Торонто Вильо Ревелла (1958—1965), правительственный центр в Бразилиа Оскара Нимейера (1959—1960).

· Конкурсный проект кинофабрики в Москве на Ленинских горах

Состав помещений — ателье, правление, гараж, мастерские, подстанция. В основе проекта лежит функция — технология кинопроизводства. Размещая проект на участке архитектор располагает здания между двумя парками, одного вытянутого в направлении север-юг, второго — с большими площадками для размещения декораций. Главное здание фабрики — ателье. Одна сторона открывается, для проведения съемок. Все корпуса фабрики создают единое пространство. В отдельности их представить нельзя. Очень гармонична прорисовка генплана. Все на своих местах, ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. Это законченное произведение, напоминающее композиции Казимира Малевича.

[править]1928

· Проект клуба нового социального типа (варианты А и Б)

Эти проекты Леонидов выполнил по собственной инициативе для иллюстрации доклада о новом типе клуба на Первом съезде ОСА в 1929 году. Вообще тема клубов и их архитектуры была одной из любимых тем Леонидова. По его мнению клуб в условиях социалистического строительства должен предоставить максимальные возможности для всестороннего развития человека, а отдых должен иметь активный, а не пассивный характер. Поэтому вместо традиционного театрального зала он ввел новый тип зала, который предоставлял возможность трансформации для проведения любых действ (лекции, кино, собрания, и другие), а также использовать в качестве планетария. Состав помещений — большой зимний сад научного типа, спортзал, детские клубные комнаты. Обязательное устройство большого парка, спортивных площадок и большого демонстрационного поля.

· Конкурсный проект Дома правительства в Алма-Ате

· Конкурсный проект Дома Центросоюза в Москве

[править]1929

· Конкурсный проект Дома промышленности в Москве

· Конкурсный проект памятника Колумбу в Санто-Доминго

· Проект Института статистики

[править]1930

· Проект социалистического расселения при Магнитогорском химико-металлургическом комбинате

· Конкурсный проект Дворца культуры на месте бывшего Симонова монастыря в Москве (I—II туры)

[править]1931—1933

· Проект планировки и застройки площади Серпуховской заставы в Москве

· Проект планировки и застройки г. Игарки

· Проект клуба комбината газеты «Правда» в Москве

· Оформление интерьеров Центрального дома инженеров в Москве

· Конкурсный проект реконструкции Москвы

· Проект перепланировки сада «Эрмитаж» в Москве

[править]1934—1936

Проект здания Наркомтяжпрома

· Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади

· Проект планировки и застройки жилого комплекса «Ключики» в Нижнем Тагиле

· Проект планировки и застройки поселка Усолье но Урале

· Проект планировки и застройки поселка Лазоревское под Москвой

· Проект Тверского бульвара в Москве (перепланировка и озеленение)

· Конкурсный проект типового колхозного клуба на 180 человек

· Интерьеры Московского дома пионеров и октябрят (осуществлено)

· Интерьер парткабинета Комакадемии в Москве (осуществлено)

· Проект санатория «Чайгрузия»

· Экспериментальный проект колхозного Дворца культуры с залом на 800 человек

· Проект клуба Военпроекта в Москве

[править]1937—1941

· Проект планировки и застройки Южного берега Крыма

· Проект Большого Артека в Крыму

· Лестница и ряд интерьеров санатория им. Серго Орджоникидзе в Кисловодске (осуществлено)

· Конкурсный проект комбината «Известия» в Москве

· Проект фонтана «Кристалл»

· Интерьеры Дворца пионеров в Калинине (осуществлено)

· Проект парка отдыха Наркомцветмета

[править]1943—1959

· Проект «Остров цветов» — парк на Трухановом острове в Киеве

· Проект набережной в Сталинграде

· Конкурсный проект монумента «Победа»

· Конкурсный проект монумента «Спутник»

· Проект реконструкции улицы Пушкина

· Проект фасада типового театра

· Проект типового сельского дома

· Проект монумента Победы на Манежной площади

· Проект Дворца Советов

· Новые типы мебели (проекты и образцы)

· Новые типы осветительной арматуры (проекты и образцы)

· Проект комплекса зданий ООН

· Проект Всемирной выставки в Москве

· Проект Форума искусств на месте фундаментов Дворца Советов

· Проект бассейна на месте фундаментов Дворца Советов

· Проект Города Солнца

· Интерьеры Музея Советской Армии в Москве

 

 

Константи́н Степа́нович Ме́льников (22 июля (3 августа) 1890, Москва — 28 ноября 1974, Москва) — русский и советский архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров направления авангарда в советской архитектуре в 1923—1933 годах.

Константин Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм»; архитектор по сути был отлучён от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом).[1]

Столетний юбилей архитектора ЮНЕСКО отметила тем, что объявила 1990 год годом Константина Мельникова. По результатам опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук, проводившегося в 2001 году, К. С. Мельников занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов XX века и третье — в мировом списке.[1]

 

«Махорка»

Основная статья: Павильон «Махорка»

В начале 1920-х годов Мельников резко порывает с различного рода традиционалистскими стилизациями. Вместе с тем, Мельников не присоединяется ни к каким архитектурным группам и не участвует в публичных дискуссиях, напротив, чётко дистанцируясь от группы архитекторов-конструктивистов, лидерами которой были братья Веснины и Моисей Гинзбург. Отказавшись от неоклассики, Мельников создаёт первые произведения в новом стиле.

Константин Мельников у винтовой лестницы «Махорки», фото 1923 г.

Павильон «Махорка» наВсероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке

Деревянный павильон «Махорка» Всероссийского махорочного синдиката на Всероссийской и кустарно-промышленной выставке1923 года в Москве стал первым осуществлённым сооружением Мельникова в новаторском духе. Из одноэтажного сооружения, которое мыслилось заказчиками, «Махорка» превратилась в концептуальное сооружение с консольными свесами, большими плоскостями рекламных плакатов, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением, не имеющим в углах конструктивных опор — всё это резко выделяло проект из многочисленных построек выставки.

Проект «Махорки» был резко негативно встречен заказчиками, однако Мельникова поддержал главный архитектор выставки А. В. Щусев, за что Константин Степанович до конца жизни был ему благодарен, несмотря на резкие необъективные выступления Щусева против Мельникова в 1930-х годах.

Всем хором партнёров по выставке проект хотели уничтожить — защитил талант, поддержанный Алексеем Викторовичем Щусевым. Ему он шлёт свою признательность[2].

Мельников оказался не только самым молодым из архитекторов, получивших заказ на проектирование павильона, но и сам павильон среди своих коллег он получил самый незначительный — один из десятков ведомственных павильонов, для проектирования большинства которых даже не приглашали автора-архитектора. Несмотря на то, что в проектировании других выставочных сооружений приняли участие такие известные и заслуженные архитекторы и художники как А. В. Щусев,А. В. Кузнецов, И. В. Жолтовский, П. А. Голосов, А. К. Буров и В. И. Мухина, по многим оценкам самым оригинальным и свежим на выставке был павильон «Махорка»[3].

При проектировании «Махорки» Мельников применил принципиально новый подход к художественному образу выставочного павильона, который был затем развит в принесшем ему мировую славу советском павильоне на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже 1925 года. Павильон оказался одним из самых первых примеров подлинного обновления языка архитектуры, тем более знаменательного, что постройка была выполнена в традиционнейшем и, казалось бы, уже не поддающемся какому-либо новому осмыслению материале, — в дереве[3].

В «Махорке» наметились архитектурно-конструктивные приёмы, определившие облик архитектуры XX века[5] и которые до сих пор являются актуальными и активно применяются в современном строительстве[2].

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.196 (0.019 с.)