ТОП 10:

Древнеегипетские пирамиды. Материалы, конструкции, художественный образ.



Древнеегипетские пирамиды. Материалы, конструкции, художественный образ.

Еги́петские пирами́ды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса и почётный кандидат «новых семи чудес света» - Пирамиды Гизы. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид[1] (на ноябрь 2008 года).

Предшественники пирамид

В период первых династий появляются специальные «дома после жизни» — мастабы — погребальные здания, состоявшие из подземной погребальной камеры и каменного сооружения над поверхностью земли. Сам термин относится уже к арабскому времени и связан с тем, что форма этих похожих в разрезе на трапецию гробниц напоминала арабам большие скамьи, называвшиеся «мастаба».

Мастабы строили для себя и первые фараоны. Древнейшие царские мастабы, относящиеся ко временам I династии, сооружались из адобов — необожженных кирпичей из глины и/или речного ила. Они строились в Нагаде и Абидосе в Верхнем Египте, а также в Саккаре, где находился главный некрополь Мемфиса, столицы правителей первых династий. В наземной части этих построек находились молельни и помещения с погребальным инвентарем, а в подземной — собственно погребальные камеры.

Самые большие пирамиды Египта

Пирамида Хеопса (IV династия) : 230 м (146,6 м) ;

Розовая пирамида, Снофру (IV династия) : 219 м (105 м)

Пирамида Хефрена (IV династия) : 215 м (143 м) ;

Ломаная пирамида, Снофру (IV династия) : 189 м (105 м

Пирамида в Мейдуме, Снофру (IVдинастия) :144 м (94м)

Пирамида Джосера (III династия) : 121 x 109 м (62 м) ;

Пирамида Джосера

Это первая пирамида ступенчатого типа, называется пирамидой Джосера. Постройка датируется приблизительно 2670 годом до нашей эры, с виду напоминает несколько поставленных друг на друга мастаб уменьшающегося размера. Скорее всего, именно таков и был замысел архитектора этой пирамиды, Имхотепа. Имхотеп разработал способ кладки из тёсаного камня. Впоследствии египтяне глубоко почитали зодчего первой пирамиды, и даже обожествили его. Он считался сыном бога Птаха, покровителя искусств и ремёсел.

Пирамида Джосера расположена в Саккаре, к северо-востоку от древнего Мемфиса, в 15 км от Гизы. Её высота составляет 62 м.

Самой большой является пирамида Хеопса. Первоначально её высота составляла 146,6 м, однако из-за того, что сейчас отсутствует облицовка пирамиды, её высота к настоящему времени уменьшилась до 138,8 м. Длина стороны пирамиды — 230 м. Постройку пирамиды датируют XXVI веком до н. э. Предположительно, строительство длилось более 20 лет.

Пирамида сложена из 2,3 миллионов каменных блоков, которые были подогнаны друг к другу с непревзойдённой точностью. При этом не использовался цемент или другие связующие вещества. В среднем блоки весили 2,5 тонн, но в «Камере Царя» есть гранитные блоки массой до 80 тонн[2]. Пирамида является практически монолитным сооружением — за исключением нескольких камер и ведущих к ним коридоров.

По мнению Геродота, который первым подробно описал пирамиды Гизы, на строительстве пирамиды Хеопса были заняты 100 000 рабов, однако эти данные представляются очень сомнительными[3][4]. Возможно, пирамиды возводили крестьяне, свободные во время разливов Нила от полевых работ. Возведение пирамид было, видимо, своего рода трудовой повинностью — в виде государственного налога. Строители получали оплату за свой труд. За последние двадцать лет археологами было откопано поселение, в котором жили строители пирамиды. Оно было отделено от сакральной части плато Гизы, где расположены великие пирамиды, стеной. В деревне имелось две хлебопекарни, сушильня для рыбы и даже пивоварня. А также в руинах вокруг пирамид были обнаружены тысячи фрагментов крупного рогатого скота. Строители были не рабами, о них очень хорошо заботились.

Найденные на кладбище этого поселения останки умерших строителей свидетельствуют о том, что при жизни они занимались тяжёлым физическим трудом. Но однако кости рабочих свидетельствуют о том, что многие успешно перенесли различные травмы благодаря высокому уровню медицинского обслуживания.[5]

Обнаруженные в начале января 2010 года новые захоронения строителей пирамид позволили ученым подтвердить теорию о том, что пирамиды возводили вольнонаемные рабочие. Также делается вывод, что на стройке одновременно было занято до 10 тысяч человек, при этом рабочие трудились сменами по три месяца[6]

 

Доп_вопр_Каф_Теор_Арх_02

Храмы Нового царства в Египте.

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив, слава его сохранилась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Ворота Луксоркского храма

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилон а, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

 

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

 

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари.

 

Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей».

 

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горезонталей террас с вертикалями коллоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Храм великолепно сочетался с местностью, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.

 

После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.

 

Доп_вопр_Каф_Теор_Арх_03

Форумы Рима.

Римский Форум (лат. Forum Romanum) — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции.

Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.

Форум Цезаря (лат. Forum Cæsari, также Forum Iulium) — первый из императорских форумов Рима. Цезарь поручил Цицерону в 54 году до н. э. купить участок земли на сумму 60 — 100 миллионов сестерциев. На этом участке Гаем Юлием Цезарем в 54 — 46 годах до н. э. был построен новый форум как расширение Римского Форума. В северной части форума располагались храм Венеры-Прародительницы (Venus Genetrix) и Серебряная базилика (basilica Argentaria), своего рода античная биржа. Вдоль Clivus Argentarius сохранились руины магазинов и мастерских времен правления Адриана. В античных источниках говорится также о величественной конной статуе Цезаря и статуе Клеопатры из позолоченной бронзы. Во II веке при императоре Траяне форум полностью перестроили, а после пожара в 283 году при Диоклетиане отстроили заново.

Форум занимал территорию 170 на 75 м, сегодня находится частично под сквером и Виа деи Фори Империали. В настоящее время форум представляет собой прямоугольную площадь, окружённую с трёх сторон арочной галереей, в центре находятся руины храма Венеры (три колонны коринфского ордера с балками), а также бронзовая скульптура Цезаря (копия одной из мраморных статуй императора).

Форум Августа (лат. Forum Augusti) — второй из четырех императорских форумов Рима (125 м в длину и шириной 118 м.).

Форум был построен по заказу императора Октавиана Августа. Самым важным сооружением форума стал храм, посвященный Марсу Мстителю (лат. Mars Ultor); освящен во 2 г. н. э. Храм был построен из каррарского мрамора, по плану похожему на храм Venus Genetrix на форуме Юлия Цезаря; в центре находилась статуя Марса, окруженная статуями Венеры и обожествлённого Цезаря. Также там хранился меч Цезаря и знамена побеждённых парфян.

Форум служил для восхваления императора, восстановившего старые традиции. С этой целью в полукруглых нишах (экседрах) были выставлены статуи Энея, несушего своего отца на плечах, и Ромула, по преданию сына Марса, а также статуи важных мужей республики (summi viri). На постаменте каждой статуи была отображена информация о жизни и деяниях этого человека (Elogium). В центре плошади перед храмом находилась статуя Августа на колеснице.

На сегодняшний день сохранилась лишь часть форума Августа: несколько колонн храма и лестница; Коллеция артефактов, а также чась полукруглой ниши (экседра) с Форума Августа находятся в Casa dei Cavalieri di Rodi (Дом рыцарей Родоса). При Муссолини переднюю часть форума перестроили в Виа деи Фори Империали; археологические исследования при этом не проводились.

Форум Нервы (лат. Forum Nervæ) — третий из четырёх императорских форумов Рима, также назывался Forum Transitorium. Строительство этого форума было начато при императоре Веспасиане или Домициане, однако закончено лишь в 98 году при Нерве и назван в его честь.

Форум располагался между Форумом Августа и Храмом Мира императора Веспасиана, отсюда название Forum Transitorium: форум — «проход» или «пассаж» (120 на 45 метров). Форум также соединял Аргилет (Argiletum, улица или жилой район Древнего Рима) и Римский Форум.

На форуме Нервы находился небольшой храм, посвященный Минерве, который был разрушен в 1606 году по приказу папы Павла V для строительства фонтана Acqua Paola и капеллы Борджа в Санта Мария Маджоре), а также колонного зала. До наших дней сохранились лишь 2 гранитные колонны (так называемые Colonacce — Огромные колонны), часть стены и рельеф с изображением Минервы. Большая часть этого форума также погребена под улицей Виа деи Фори Империали.

Форум Траяна (лат. Forum Traiani) — хронологически последний из императорских форумов Рима[1], сконструированный архитектором Аполлодором из Дамаска.

Форум был построен по приказу императора Траяна и был украшен трофеями, привезёнными после завоевания Дакии в 106 году[1]. Согласно римскому альманаху Fasti Ostiensi, форум был открыт в 112 году, колонна Траяна в 113 году.

Для постройки такого огромного сооружения был необходим труд большого числа людей: рабочие срыли склоны Квиринала и Капитолийского холма, которые закрывали долину, занятую императорскими форумами в направлении Марсового поля. Возможно, что земляные работы были начаты еще при императоре Домициане, но архитектурный проект целиком и полностью принадлежал Аполлодору из Дамаска[1], который также сопровождал императора Траяна в дакийской кампании.

Во время строительства форума в Риме были сооружены рынок Траяна, Форум Цезаря (где была построена Базилика аргентариев), а также отреставрирован Храм Венеры- Прародительницы.

Форум представлял собой многочисленные крытые колоннады размером 200 на 120 метров с экседрами (полукруглыми глубокими нишами с местами для сидения вдоль стен) с двух сторон. Главный вход на форум на южной стороне, триумфальная арка увенчана колесницей, запряжённой шестёркой лошадей. Базилика Ульпия находится на северном конце колоннады, вымощенной белым мрамором и украшенной большой конной статуей Траяна.

К северу от базилики располагалась меньшая колоннада и храм, посвящённый божественному Траяну. Строго на севере от базилики Ульпия располагались две библиотеки, одна с латинскими документами, другая с греческими. Между двумя библиотеками стояла 38 метровая колонна Траяна.[1]

В середине IV века император Констанций II во время посещения Рима был восхищён конной статуей Траяна и окружающими зданиями. Визит императора и здания форума были описаны древнеримским историком Аммианом Марцеллином.

До нашего времени сохранились только части рынков и колонна Траяна.

 

Доп_вопр_Каф_Теор_Арх_04

Пантеон в Риме.

Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем Богам, от др.-греч. πάντεζ — все и θεόζ — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности.

Кирпично-бетонная ротонда Пантеона, перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Ранее поверхность купола украшали звезды, но позже их растащили.

Отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

1 ноября 609 года языческий храм был переосвящён как церковь всех мучеников[источник?]. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.

В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В период полдня проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

 

 

Доп_вопр_Каф_Теор_Арх_06

Первые постройки

Собор был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I[3]. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II[4]. По мнению Н. П. Кондакова Констанций лишь расширил постройку Константина[5]. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»[6]. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году[8]. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Константиновский и Феодосивский храмы были большими пятинефными базиликами.[9] Скудное представление о ней дают только археологические находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Доп_вопр_Каф_Теор_Арх_06

Франция

Собор Парижской Богоматери 1163 г. — XIV в.

Реймсский собор, Франция

1211—1330 гг., где короновались французские короли.

Собор в Шартре, XII—XIV вв.

Германия

Кёльнский собор, 1248 г. — XIX в.

Мюнстерский собор в Ульме, 1377—1543 гг.

Англия

Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства

Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне

Собор в Солсбери 1220—1266 гг.

Собор в Эксетере 1050 г.

Собор в Линкольне к. XI в.

Собор в Глостере XI—XIV вв.

Италия

В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии.

Палаццо Дожей, (Palazzo Ducale). Венеция.

Миланский собор, 1386—XIX в

Ка д’Оро (итал. Ca' d’Oro — Золотой дом) в Венеции

 

 

Доп_вопр_Каф_Теор_Арх_07

НОВГОРОД

Новгородский кремль

На месте Новгородского детинца в X—XI веках существовали жилые усадьбы Людина конца. Деревянный детинец был заложен при князе Владимире Ярославиче — сыне Ярослава Мудрого.

В 1045 году князь Владимир начал возведение в Детинце Софийского собора — главного храма Господина Великого Новгорода, который строили 7 лет. Освящение его состоялось в 1052 году. После освящения святой князь прожил менее месяца и похоронен был в церкви Святой Софии.

Архитектура

Башни Детинца

Спасская (1297 год)

Дворцовая

Княжая

Башня Кокуй (Кукуй) — перестроена при Петре I.

Покровская (1305 год)

Златоустовская

Митрополичья — названа по близлежащему митрополичьему двору.

Фёдоровская

Владимирская

Соборы и церкви

Софийский собор (1045—1050 гг.

Церковь Андрея Стратилата (XIV—XVII вв.)

Церковь Сергия Радонежского. 1463 год.

Церковь Входа Господня в Иерусалим. 1759 год, на месте храма XIV века. Повреждена во время ВОВ и приспособлена в настоящее время под лекторий.

Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.

Зво́нница Софийского собора (Софийская звонница) — памятник архитектуры XV—XVIII веков в Новгородском детинце. Представляет собой многопролётное стенообразное подколоколенное сооружение.

 

ПСКОВ

Псковский Кром (Кремль) — историко-архитектурный центр Пскова. Расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую. Занимает площадь 3 га.

конец XI в. — начало XII в.

Начальное поселение в мысовой части городища датируется серединой первого тысячелетия. В X—XII веках здесь существовали земляные, а возможно, и каменные укрепления, и деревянный Троицкий собор. В период Псковской республики (XIV — начало XVI веков) Кремль с его собором, вечевой площадью и кромскими клетями был духовным, юридическим и административным центром псковской земли.

Троицкий собор

Современное, четвёртое по счёту, здание Троицкого собора строилось на протяжении 17 лет и было закончено в 1699 году. Храм возводился на основе предыдущего строения, но при этом существенно вырос в высоту, простираясь вверх на 72 метра. Кроме того, большое влияние на его внешний вид оказали традиции московской архитектуры XVII века, в частности главной частью выделен вытянутый шестистолпный четверик, увенчанный пятью главами, символизирующими Христа и четырех Евангелистов.

Храмы Пскова

Средний город

Петра и Павла с Буя (1540 г.)

Василия на Горке. XVI—XIX вв.

Николы со Усохи. (1535 г.)

Михаила Архангела с Городца (1462 г.)

 

 

Доп_вопр_Каф_Теор_Арх_08

Древние памятники Московского Кремля.

Здания

Успенский собор

Государственная Оружейная палата

Архангельский собор

Благовещенский собор

Церковь Положения риз Пресвятой Богородицы

Патриаршие палаты

Ансамбль колокольни Ивана Великого

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Долгое время считалось, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Оруже́йная пала́та — московский музей-сокровищница — является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.

Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлёвских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлёвских казнохранилищ.

Арха́нгельский соборв Кремле — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.

Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном.

Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы).

Благове́щенский собо́р

Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV - начала XV веков (оставшегося от старого собора) и изначально был трёхкупольным. Собор серьёзно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского.

Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Иконостас собора содержит иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.

Церковь Ризположения

Возведена в 1484—1485 годах на месте одноимённой церкви 1451 года постройки артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова.

Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Кубической формы основной объём покрыт по закомарам. Своды опираются на четыре квадратных в плане столба. Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану решен без парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Снаружи стены членятся на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо.

Русские шатровые храмы.

Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Деревянные шатровые храмы

В русском деревянном зодчестве шатёр является распространеной, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями.

В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик (по мысли С. В. Заграевского — аналог барабана для купола). Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше сделать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру.

Успенская церковь в Кондопоге. Карелия. 1774 год.

Церковь Успения из села Курицко 1595 год.

Сретенско-Михайловская церковь. Красная Ляга. 1655 год.

Ансамбль погоста Кижи.

В ансамбль входят:

Церковь Преображения Господня

Покровская церковь

Шатровая колокольня

Церковь Воскрешения Лазаря

Часовня Михаила Архангела 1961 год

Восьмикрылая ветряная мельница

Построена в 1928 году. Реставрирована в 1976-м году.

 

Церковь Преображения Господня(1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля.

Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тесом в начале XIX века, главки покрыты луженым железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова

Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.

Шатровая колокольня

Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни

В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.

 

Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.

 

Доп_вопр_Каф_Теор_Арх_12

Ансамбль Красной площади в Москве (от древности до 1930-х годов).

История Средние века

Будущая Красная Площадь была устроена перед стенами Кремля (конец XV—начало XVI века) как полоса простреливаемого пространства шириной около 110 саженей (240 м). Первоначально называлась «Торг» или «Пожар», а со второй половины XVII века — «Красная» (красивая).

В 1508—16 вдоль кремлёвских стен был вырыт ров шириной более 36 м и глубина 10—12 м, заполненный водой из реки Неглинная, и получивший название «Алевизов ров» (по имени архитектора Алевиза Фрязина); от проездных башен через ров были перекинуты мосты. Расположенная на границе между Кремлём и посадом (сюда выходили три главные посадские улицы — Никольская, Ильинка, Варварка), вблизи пристаней на Москве-реке площадь служила торговым центром Москвы, но долговременных торговых сооружений здесь не было. С постройкой Китайгородской стены (1535—1538) Красная площадь оказалась в границах Китай-города. После пожара 1547 году Иван Грозный приказал построить на восточной стороне площади деревянные торговые ряды; в 1595 году по повелению Бориса Годунова они были заменены каменными, выходившими фасадом на площадь и тянувшимися параллельно Кремлёвской стене: Верхние (между улицами Никольской и Ильинкой), Средние (между улицами Ильинкой и Варваркой), Нижние (между Варваркой и Мытным двором, близ Москворецких ворот Китай-города). В это время на площади находились пушечные раскаты — площадки для установки орудий. На раскате у Лобного места стояла Царь-пушка.

В начале Никольской улицы был возведён Казанский собор (1636—1637) в память об избавлении Москвы от польских интервентов. В 1624—1625 годах надстроена высоким шатром и украшена скульптурой Фроловская (Спасская) башня, через ворота которой совершались торжественные выходы царей и патриархов. Одна из наиболее пышных процессий — «Шествие на осляти» в Вербное воскресенье (в память о входе Иисуса Христа в Иерусалим) — направлялась из Успенского собора Кремля через Спасские ворота к собору Покрова на Рву; в шествии участвовали патриарх, царь, многочисленная знать, духовенство, стрельцы, певчие, дети.

Новое время

В 1679—80 площадь была расчищена из-за опасности пожаров, деревянные церкви сломаны, их престолы перенесены в собор Покрова что на Рву. Тогда же были надстроены кремлёвские башни (кроме Никольской). В 1689 надстроены Воскресенские ворота, возведены каменное здание Земского приказа и каменный Монетный двор. В 1702—03 близ Никольских ворот была установлена «Комедийная хоромина» — общедоступный театр, деревянное здание которого просуществовало до 1720—30-х гг. К Главной аптеке был пристроен питейный дом — «Казанская австерия». В 1707—08 в связи с угрозой шведского вторжения перед Кремлёвской стеной насыпан земляной вал с бастионами (на Красной площади был вырыт ров и сооружён земляной вал; см. статью бастионы XVIII века). Победа в Северной войне 1700—21 ознаменовалась устройством на Красной площади триумфальных ворот. В 1730-х было построен новый корпус Монетного двора, впоследствии известный как Губернское правление (там, в частности, в эпоху Екатерины содержались под стражей Пугачев и Радищев). В 1780-х гг. началась реконструкция Красной площади (убраны деревянные постройки, переделаны фасады Верхних торговых рядов, вдоль рва построены двухэтажные торговые лавки; 1786). Лобное место расчищено от пристроек и перенесено на современное место (восточнее прежнего). Замкнутая между двухэтажными аркадами рядов Красная площадь получила выраженную продольную направленность. В 1804 замощена булыжником.

После разрушений во время нашествия войск Наполеона I (1812) Верхние торговые ряды были восстановлены в 1814—15 по проекту архитектора О. И. Бове; торговые лавки вдоль рва снесены, сам ров засыпан, у Кремлёвской стены посажены два ряда деревьев. В 1818 перед центральным портиком Верхних торговых рядов установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому. Красная площадь постепенно утратила торговую функцию; здесь проходили различные торжества и народные гулянья. Значительные изменения застройка Красной площади претерпела в последней четверти X







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.032 с.)