Развитие творческого потенциала школьника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие творческого потенциала школьника



Категория "потенциал" относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых чрезвычайно важно для педагогики.

Потенциал (от лат. - возможность, мощность, сила) рассматривается как средство, запас, источник, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. (БСЭ, Т. 20, с. 428)

Потенциал указывает на степень мощности (скрытых возможностей) в каком - либо отношении, на совокупность существующих ресурсов для определенной деятельности. Под потенциальным в самом общем виде понимаются свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условиях. С другой стороны, потенциальное выступает как результат развития, как сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы дальнейшего развития личности.

Сущность потенциала по вертикали включает три уровня связей и отношений ("глубина" потенциала):

1) Отражающих прошлое. "Потенциал" близок к "ресурсу" и представляет из себя совокупность свойств, возможностей, способностей, накопленных системой в процессе ее становления и обеспечивающих ее развитие.

2) Представляющих настоящее. "Потенциал" близок к "резерву", позволяет задействовать неиспользованный "запас прочности", актуализировать и практически применить наличные способности.

3) Ориентирующих на будущее. Потенциал выступает как основа для будущего развития, в процессе деятельности не только используются наличные силы и способности, но и рождаются новые. (Мерзлякова М.Г.)

Выделим подходы к анализу и изучению творческого потенциала личности:

способностный. который отождествляет творческий потенциал с

• творческими способностями человека и рассмотреть его как интеллектуально-творческую предпосылку к творческой деятельности (А.В. БрушлинскиЙ, Е.Л. Яковлева и др.)

• деятельностно-организационный, раскрывающий меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера (Н.Громова, В.А.Моляко, В.Д.Путилин, В.Г.Рынлак и др.);

• развивающий (О.С.Анисимов, В.В.Давыдов, Г.Л. Пихтовников и др.);

• аксиологический, характеризующий творческий потенциал как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способности к действию и меру их реализации в определенной сфере деятельности и общения (В.И. Гинсцинский, М.С. Каган. А.В.Кирьякова и др.);

• онтологический, рассматривающий творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (В.Н.Николко, М.В.Колосова и др.)

• энергетический подход, в рамках которого творческий потенциал отождествляется с психоэнергетическими ресурсами и резервами личности (Н.В. Кузьмина, Л.Н. Столович и др.).

Творческий потенциал рассматривается и как интегративное качество личности, которое отражает меру возможностей актуализации ее сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике; определяет потребность, готовность и возможность творческой самореали­зации и саморазвития; выражает отношение (позиции, установку, направленность) человека к творчеству; обеспечивает эффективное взаимодействие личности с другими людьми и продуктивность ее деятельности. (A.M. Матюшкин. Я.Л. Пономарев, А.И. Санникова, В.В. Сериков и др.).

В рамках интегративного подхода творческий потенциал личности характеризуется:

Во-первых, как общеличностная, интегративная характеристика человека, данная ему в потенции в силу принадлежности к человеческому роду и развиваемая в деятельности, которая, однако, может остаться на низком уровне или не проявиться совсем, пребывая в «свернутом» виде;

Во-вторых, как интегративная способность человека к творению нового,
как в окружающем мире, так и в себе самом. Эта общая способность к
творчеству выражается в особенностях: мышления (критичность, гибкость,
оригинальность, системность, любознательность); перцепции

(впечатлительность, фантазия, интуиция, воображение); характера (стремление добиваться успеха, упорство, самостоятельность, уверенность в своих силах, эмоциональная стабильность, склонность к риску); проектирования личностью идеальных эталонов деятельности на основе социокультурных и общечеловеческих ценностей (А.И.Санникова);

В-третьих, как способность к творчеству, органически присущая человеческой психике, степень раскрытия которой зависит как от качеств самой личности, так и от характера организации познавательной деятельности, в которую она включена в течение своей жизни.

Творческий потенциал - совокупность фундаментальных свойств личности, которые интегрируются в се возможности. Актуализируясь при определенных условиях, они способны обеспечить эффективное протекание продуктивной деятельности, в которую включается личность. Творческий потенциал предопределяет "степень мощности" в отношении самореализации личности, совокупность возможностей, необходимых для ее осуществления. Именно в его сущности: и динамике развертывания скрыты условия, способствующие активней реализации учащимися своей творческой сущности.

Творческий потенциал характеризует меру возможностей личности и проявляется как способность к продуктивному изменению и созданию субъективно качественно нового, определяя этим творческий стиль самой деятельности. Таким образом, творческий потенциал является детерминантой творческого процесса, необходимой предпосылкой и результатом деятельности творческого характера.

Творческий потенциал школьника мы рассматриваем как динамическое интегративное личностное свойство (в совокупности личностных способностей, знаний, умений, убеждений, направленности, отношений), определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития.

Он выступает как основа индивидуальной программы человека, жирующейся и функционирующей под воздействием единого информационного потока генетической и социальной программ во взаимодействии с реальной средой. Генетические изменения в силу своей природы консервативны, поэтому в течение длительного периода эволюции человечества "генетический потенциал" остается величиной сравнительно постоянной. Социальная программа является функцией общественной среды и создается под воздействием общественных условий. Творческий потенциал развивается на основе социального фактора, претерпевая определенные исторические периоды, качественные скачки (Н.П.Дубинин, В. Момов, В.Ф. Овчинников).

Развитие творческого потенциала - процесс саморегулирующийся. Это есть внутренне необходимое движение, "самодвижение" от имеющихся творческих потенций до высших уровней развития творческого потенциала, при этом внешнее (среда, образование) всегда действуют через внутреннее (личностные способности, знания, умения, убеждения, потребности). Развитие процесса в этом смысле есть процесс усвоения опыта через общение, социально детерминированную собственную творческую деятельность.

Творческий потенциал личности, как результат и предпосылка каждого
нового этапа качественного изменения индивида, требует рассмотрения его
развития как неотъемлемой части общего процесса развития личности. Сила и частота проявления творческих потенций ребенка определяется
генетическим фактором (врожденным творческим потенциалом), процессами социализации, обучения и воспитания, а также личностной потребностью индивида в развитии. Характерной чертой творческого потенциала личности является его избыточность по отношению к реализации, наличие "запаса" возможностей. Это является условием, позволяющим индивиду результативно решать новые проблемы.

Структурные элементы творческого потенциала личности и их соотношение видоизменяются в зависимости от понимания авторами сущности изучаемого понятия. В структуру, качественную характеристику, признаки творческого потенциала исследователи (Л.Б.Ермолаева-Томина, А.Ю.Козырева, А.Н.Лук, Г.Л.Пихтовников, В.А.Моляко и др.) включают: открытость опыту, широту категоризации, гибкость и беглость мышления, его оригинальность; зоркость поиска, способ кодирования информации, способность к свертыванию мыслительных операций, способность к переносу, боковое мышление, цельность восприятия, готовность памяти, гибкость интеллекта, способность к оценочным действиям, легкость генерирования идей, беглость речи, способность к сцеплению, к доведению начатого до конца; любознательность, веру в себя, постоянство, амбициозность, стремление быть независимым, способность абстрагироваться, степень сосредоточенности; социально приобретенные способности личности, творческий тип мышления, знания, умения и навыки, необходимые для творческой деятельности и другие черты.

Несколько отличной от вышеобозначенных взглядов является точка зрения представителей онтологического подхода. Творческий акт рассматривается ими как результат активности иррациональной, эмоциональной и рациональной сфер субъекта творчества. Исходя из этого, идеальную модель творческого потенциала личности они представляют как единство трех взаимосвязанных компонентов:

1.Иррационального (проявления подсознания и сверхсознания).

2.Эмоционального (эмоции, чувства, эмоциональные состояния),

3. Рационального, включающего: а) собственно потенциальную составляющую (индивидуальные психические процессы, задатки, способности); б) побудительно-мотиванионную составляющую (потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы); в) когнитивную составляющую (приобретенные в результате обучения, воспитания, индивидуального жизненного опыта, включения в процессы социализации знания, умения, навыки, способы деятельности и самовыражения).

В основе творческого потенциала лежат фундаментальные свойства личности, определяющие ее отношение к миру, к собственной деятельности:

• интеллектуальный компонент (интуиция, фантазия, дар предвидения,
обширность знаний);

• способность к общению, творческая мотивация, особенности
перцепции (напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость),
характера;

• личностные характеристики (настойчивость, активность,
агрессивность в защите своей точки зрения, организаторские способности,
нонконформизм, самостоятельность, инициативность, эмоциональная сензитивность и мобильность и др.). (А.В.Брушлинский, Я.А.Пономарев, Н. Ю. Посталюк и др.).

Таким образом, творческий потенциал имеет многоплановую, многоэлементную структуру, включающую комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую обеспеченность.

Вместе с тем творческий потенциал человека не есть простая совокупность его личностных черт. Это качественное образование, вкладывающееся в результате взаимосвязи репродуктивных и продуктивных характеристик, огюзиционно сопрягающих деятельные свойства личности. Именно в этой качественной динамике свойств личности, характере их взаимосвязи, направленности и степени напряжения следует видеть важнейшие критерии зрелости (развитости) творческого потенциала человека (В.Ф.Овчинников и др.).

Структуру творческого потенциала мы представляем в виде горизонтальной и вертикальной составляющих. Горизонтальная структура включает:

1) Собственно-потенциальную составляющую (индивидуальные
психические процессы, способности).

2) Мотивационную составляющую (убеждения, готовность, механизмы,
социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил
индивида - потребностей, ценностных ориентации, мотивов).

3) Когнитивную составляющую (приобретенные в результате образования, творческой деятельности, социализации знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения).

Вертикальная структура творческого потенциала состоит из двух взаимосвязанных компонентов:

а) "предактуального" (данность в невыделенном виде"- Аристотель) -ограниченное развитие элементов творческого потенциала преимущественно за счет социо-биологических (природных) механизмов;

б) "постакту алыюго"- предполагаемое наличие уже сформированных характеристик, не проявляющихся или не функционирующих в данных конкретных условиях (15, с. 36-37).

Согласно современным представлениям, наиболее существенными и сущностными характеристиками творческого потенциала являются:

/. Многоуровневость содержания, имеющего уровни:

•широкий: данное потенциальное образование рассматривается как
всеобщее свойство развивающихся психических сил;

•промежуточный: за основу берется максимально возможный уровень
развития данного свойства, детерминированный, с одной стороны, анатомо-физиологическими, психическими характеристиками человека, с другой стороны, - конкретным состоянием развития общества, принятой в нем нормой творческой самореализации и самоосуществления, транслируемой, в том числе, через систему образования;

•узкий: на первый план выступает уровень развития анализируемого
потенциального образования, характерный для статистического большинства проявлений данной социально-исторической ситуации.

2. Циалогичностъ. Реализация творческого потенциала есть диалог
потенциального и актуального личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой.

3. Социальность. Наряду с природой (изменение с возрастом
психофизических показателей человека) и индивидуально-личностной динамикой (усложнение с возрастом внутренней жизненной, обогащение когнитивной сферы, потребностно-мотивационной сферы, развитие сознания и т.п.), процесс развития творческого потенциала личности имеет социально- историческую динамику (изменения, продиктованные развитием общества, в частности, наличием "социального запроса" на творческое самоосуществление человека, принятой "социальной нормой" данного самоосуществления). Такие потенции превращаются в нечто реальное лишь постольку, поскольку проявляется способность по-разному воспринимать и усваивать социальный опыт,

4. Системность. Творческий потенциал имеет системный характер, в
силу чего он обладает всеми атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремленным, саморазвивающийся системам (устойчивость, потребность в развитии и самореализации), и имеет собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы ее подсистем (элементов), логике развития каждой полсистемы в отдельности. (12)

Эффективность развития творческого потенциала школьника, как любой процесс, нуждается в объективной оценке соответственно следующим показателям:

способности (критичность ума, изобретательность, развитое воображение, открытость ко всему новому, быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности, чувствовать эмоцио­нальное состояние другой личности, понимать и принимать уникальность любой личности), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями;

знания (о рефлексии, сущности творческого потенциала и процессе его развития, о философских, социологических, психологических и педагогических теориях человека, общества и творчества, их генезисе, о содержании и технологии образования в социальном, историческом и методическом аспектах, о технологии и методике организации процесса обучения, формирующих творческое мышление, обеспечивающих трансляцию знании и способов творческой деятельности, о технологии и методике организации пространства жизнедеятельности, способствующих становлению творческой личности, о валеологии, о познавательных процессах - память, внимание, воображение, мышление, о сущности импровизации как вида и компонента творчества, специфике, структуре и видах педагогической импровизации; о сущности научного творчества и условиях его развития, о сущности педагогического исследования, его логике, методах, об эксперименте как методе исследования, его логике, о сущности педагогического предвидения и прогнозирования);

умения (рефлексивной деятельности, конструировать процесс обучения, нацеленный на развитие творческой личности, раскрытие ее дарований в учебном творчестве, организовать деятельность учащихся в соответствии с их способностями, потребностями, обеспечивая раскрытие индивидуальности личности, развивать гибкость, нестереотипность, оригинальность мышления, включаться в познавательную деятельность, организовывать "открытие" новых знаний, самостоятельный поиск проблем и путей их решения, генерировать идеи, развивать воображение, интуицию, творческое вдохновение, фантазию, импровизировать, организовать педагогическое исследование, эксперимент);

убеждения, что взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала, повышения уровня профессиональной компетентности. основ творческой доминанты, педагогической импровизации, эвристической деятельности осознанны одновременно как личностно-необходимые, и, следовательно, внутренне принимаются, становятся убеждениями;

отношения (увлеченность, активный поиск оригинальных идей, нестандартных решений, сотрудничество, сотворчество, осознанность, самореализация);

направленность (на рефлексию педагогической деятельности, создание личностной установки на овладение сущностью творческой» потенциала и процесса его развития, повышение уровня профессиональной компе­тентности, создание основ творческой доминанты, педагогической импровизации, определяющих результаты деятельности; новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности, в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию).

Творческое саморазвитие личности – это особый вид творческой деятельности субъекта – субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов "самости", среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности.

Законы творческого саморазвития:

l. Закон неравномерности творческого саморазвития личности, равномерность творческого саморазвития отдельных способностей и качеств личности порождает противоречия, разрешение которых и создает внутренние условия для становления творческой личности.

2. Закон целостного творческого саморазвития личности. Прогрессивные изменения в одном из компонентов "самости" (самопознании, творческом самоопределении, самоуправлении, творческой самореализации, самосовершенствовании) с неизбежностью ускоряют процесс творческого саморазвития личности в целом.

3. Закон свободы творчества. Чем большей свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает и в творческом саморазвитии.

4. Закон самоусложнения творческих задач и проблем. Процесс творческого саморазвития личности осуществляется тем эффективнее, чем более сложные, трудные и вместе с тем посильные для себя творческие задачи личность выбирает и решает.

5. Закон периодической мобилизации и релаксации (уменьшение напряжения, его снятие после сильных переживаний или физических усилий),

6. Закон ускорения творческого саморазвития в условиях конкуренции и стремления к лидерству.

Процесс творческого саморазвития существенно ускоряется, если личность достаточно мотивирована к лидерству в конкретной борьбе с сильным и достойным соперником.

7. Закон сотворчества. Творческое саморазвитие личности осуществляется тем эффективнее, чем большей продуктивности она достигает в процессе сотворчества и кооперации в решении творческих задач.

Творческие способности – способность индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки (Я.А. Пономарёв, Дж. Гилфорд).

Т.С. относятся к особому типу генерализованных способностей, сочетающих в себе познавательный, мотивационный и коммуникативный компоненты. В исследовании феномена «Т.С.» наиболее сложной является проблема соотношения творческих способностей, интеллекта и креативности. В ранних исследованиях (Р. Кэттелл, Дж. Равен, Р. Амтхауэр и др.) эти понятия отождествлялись, однако к концу 50-х гг. начался новый этап исследования креативности как интегративной личностной характеристики, способности генерировать оригинальные идеи, находить нестандартные решения проблемных задач (Л. Термес, Е. Торренс). Отечественные психологи (Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева, Б.М. Теплов и др.) рассматривают творческие способности как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к миру.

Творческая ситуация – ситуация, требующая разрешения некоторого диалектического противоречия. Она провоцирует поиск нового метода, приёма, средства деятельности, которые одновременно стимулируют и развитие творческого потенциала личности.

Тематическая программа – общее содержание деятельности многопрофильных объединений, реализуемое на основе возвышающей цели, единой темы, комплексного формотворчества, обеспечивающих поэтапность развития стойких интересов, открывающих перед ребёнком значимость социальных ценностей, преобразующихся в личностный смысл для ребёнка, а также функций самого ребёнка, непосредственно выводящих его на активные взаимодействия с окружающей действительностью.

Тематический вечер – 1) многожанровая форма культурно-массовой работы, представляющая собой цепь устных выступлений, действий, зрительных образов, организованных сценарием в единое целое.

2) массовая культурно-просветительная акция, отличающаяся особой социальной значимостью затрагиваемых проблем и органическим слиянием документального, жизненного материала с произведениями искусства или их фрагментами и предполагающая полную или частичную театрализацию. Борьба за мир и международную солидарность трудящихся, утверждение здорового образа жизни, исторический путь Вооруженных Сил РФ, трудовые подвиги народа – таков круг тем, освещаемых на Т. в. Подготовка их начинается с разработки сценария, состоящего из ряда дополняющих друг друга фрагментов. Здесь, как и в любом другом театрализованном мероприятии, присутствуют все композиционные элементы: пролог, экспозиция, завязка, событийный ряд, кульминация и финал. Отдельные эпизоды Т. в. могут быть представлены выступлением хора, демонстрацией фильма героическим танцем, выступлением чтеца, массовой пантомимой и т. п. Каждый фрагмент Т. в. логически связан с предыдущим и последующим таким образом, что, взятые в целом, они образуют единое целое логически развивающееся повествование, которое будучи воплощенным на сцене или какой-то иной площадке, становится развернутым театрализованным представлением. Исключительно велико жанровое разнообразие Т. в. Если, скажем, повествование ведется в хронологической последовательности свершившихся или грядущих событий, рождается вечер-хроника. В другом случае за основу повествования берется конкретная человеческая судьба и тогда формируется другой жанр – вечер-портрет. В случае смещения двух этих подходов и объединения их какой-либо общей идеей создается вечер-рассказ, вечер-размещение. Группировка событий в связи с местом их протекания или определенным временем подводит постановщиков к вечеру-репортажу. Выделяются также вечера-митинги, вечера-диспуты, вечера-обозрения и др. Практически каждый Т. в. предполагает непосредственное вовлечение в происходящее действие реальных людей, присутствующих в зале. Одни поднимаются на сцену и рассказывают о себе и своих товарищах, другие подходят с вопросами к установленному в зале микрофону, третьи вносят в зал знамена или гирлянды, четвертые поют песни, скандируют лозунги, голосуют предлагаемые решения и т. п. Это, собственно, и превращает людей, пришедших на Т. в., из посетителей в участников, что является непреложным правилом в проведении мероприятий подобного рода. В то же время, в программу таких вечеров включаются литературно-художественные фрагменты, в которых участники говорят от имени героев популярных литературных произведений, спектаклей, художественных кинофильмов. Общими методическими требованиями к таким вечерам являются: своевременное планирование и проведение подготовительных работ; яркое и убедительное рекламирование и афиширование предстоящего мероприятия; тщательный отбор высокохудожественных произведений искусства или их фрагментов; заботливое и участливое отношение к почетным гостям вечера, их психологическая подготовка к возможным выступлениям; обеспечение Т. в. исправными техническими средствами, их органичное включение в программу будущего представления; коллективность творчества, привлечение как можно большего числа активистов к подготовке и проведению мероприятий такого рода.

Теория культурно-досуговых учреждений – прикладная отрасль научного знания о закономерностях, принципах, направленности, содержании, способах и формах организации социально-культурной деятельности личности и социума в условиях свободного времени

Тесты – стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений, навыков по определённым параметрам. Тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, компьютерными, вербальными и невербальными. По содержанию тесты могут быть выделены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и личностные тесты.

Техника педагогическая – совокупность навыков и приемов педагогической деятельности, необходимых для инструментовки избираемых методов обучения и воспитания с целью повышения их эффективности. Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует специальных знаний по педагогике, психологии и особой практической подготовки педагога.

Технология активного обучения – такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит количество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

Драматизация в обучении – инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках (ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний).

Инверсия (от лат. inversio – переворачивание, перестановка) – перестановка слов, нарушающая их обычный порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан.

Метод групповой дискуссии – 1) организация совместной коллективной деятельности, цель которой интенсивное и продуктивное решение групповой задачи; 2) приём, позволяющий в процессе непосредственного общения путём логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.

Метод морфологического анализа – один из методов активного обучения, когда вначале выделяются главные характеристики объекта – оси, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число возможных вариантов, порой и самых неожиданных.

Метод фокальных объектов – метод, заключающийся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психол. инерцию и косность. Рассматривая возникающие сочетания (например, «толстолистая личность», «мощная личность», «вечная личность», получившиеся при наложении случайного объекта «фикус» на фокальный – «личность»), можно прийти к оригинальным идеям.

Метод эвристических вопросов – применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идёт от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Если эти вопросы в определённой последовательности соединить между собой (1, 1-2, 1-3 и т.д. до 1-7; 2, 2-2…2-7 и т.д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов.

Мозговая атака (брейншторминг) (от англ. brain storminq) – метод активизации мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы, предложенной американским психологом А. Осборном. В процессе М.а. обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринуждённой, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.

Театрализация в обучении – инсценировка разножанровых театральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени с декорациями и т.п. атрибутами.

Технология игрового общения — это искусство, мас­терство использования совокупности методов и средств воздействия на духовный мир участников игр. В момент проведения игры аниматор ведет жесткий расчет — усло­вий игрового поля, настроений собравшихся, их интел­лектуальных и физических возможностей, интересов и много другого.

Для того чтобы осуществлять технологию игрового общения, аниматору необходимо знать все об игре. И прежде всего то, что любая организованная игра состоит из составляющих ее элементов, расположенных в опреде­ленной последовательности. Рассмотрим это.

1. Все начинается с появления ведущего на игровом поле. Его костюм, грим, пластика, речь соответствуют определенному сценическому образу. Он приветствует со­бравшихся, пока просто зрителей, не проявляющих ин­тереса к играм.

2. Как сломить стену отчуждения, создать условия активного игрового общения?

Необходимо действие. Нужен конфликт, решить кото­рый могут только присутствующие. Для создания такой ситуации аниматор всегда работает с группой ассистен­тов. Например, аниматор — юморист, ассистент — чело­век без юмора (ЧБЮ), или другой прием — Ржевский и Эллочка-людоедка. Возможен вариант сказочных персонажей — вечно ссорящиеся Лиса Алиса и Кот Базилио, Баба Яга и Кикимора и т. п. Ведущий с ассистентом спорят, присутствующие уже вовлечены в круговорот проблем, они уже соучастники разворачивающихся со­бытий.

3. Для игры необходимо конкретное число участни­ков. Как их вызвать, минуя просьбы, объяснения, воз­можные препирательства?

На помощь приходит манок — прием незаметного для присутствующих вовлечения в игровое действо.

Например, загадывание загадок; предложение продол­жить известное стихотворение; повторить скороговорку... Это все «крючки», на которые цепляются желающие вза­имодействовать с ведущим, становящиеся сразу участ­никами предлагаемой игры или конкурса.

4. Появившиеся на игровом поле участники становят­ся артистами. Им присваиваются роли, устанавливаются правила игры, определяется арена их действий. Участ­ников игрового соревнования необходимо мизансценировать, т. е. удобно расставить для взаимодействия друг с другом, с реквизитом, ведущим и зрителями.

5. Игровое действие для ее участников — всегда на­ стоящее соревнование. Поэтому необходимо усвоить пра­вила игры. С этой целью часто применяется «пробная» игра, как репетиция предстоящего игрового состязания.

6. Соревнование проходит до полного выполнения ус­ловий игры. Заканчивается игра определением победите­ля по решению жюри или зрительской симпатии.

7. Награждением для соревнующихся может быть ра­зыгрываемый приз, зрительские овации, предоставление возможности взять с «лавки призов» приглянувшуюся безделушку, получить в подарок концертный номер...

Зная все перечисленные этапы игрового действия, ани­матор (ведущий) осознанно разворачивает игровое пред­ставление.

Технология педагогическая (Т.) – рациональное (стабильное) сочетание нескольких последовательно применяемых операций для получения какого-либо продукта. Т. может восприниматься как воспроизводимое ядро методики, причем воспроизводимое логически операционально, а не буквально содержательно. Признаки Т. – постановка целей, оценивание педагогических систем, обновление планов и программ на альтернативной основе, операционные компоненты, средства и способы организации деятельности, постоянный рост эффективности процесса, потенциально воспроизводимые педагогические результаты.

Типы культурно-досуговых учреждений – центры культурной досуговой деятельности, отличающиеся друг от друга условиями, формами и средствами организации свободного времени трудящихся (клубы, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, выставочные, танцевальные залы, центры досуга, национально-культурные центры и т. п.)

Типы педагогического творчества:

Модель первая – «Лидер». Педагог, который способен выдвинуть яркую, интересную, оригинальную педагогическую идею и повести за собой весь педагогический коллектив.

Модель вторая – «Генератор педагогических идей». К такому типу творческой личности в педагогике можно отнести учителя, который создаёт новые и новые педагогические гипотезы, рождённые в собственном опыте, и немедленно проверяет их в практике обучения и воспитания. Способность самостоятельно вырабатывать свою педагогическую позицию, находить оригинальные педагогические ходы, применять и готовые педагогические решения в самых различных ситуациях.

Модель третья – «Энтузиаст». Учитель увлечён своей деятельностью, не знает ни начала, ни конца своего рабочего дня, буквально захвачен своим поиском и увлекает им ребят. Сила влияния его педагогического энтузиазма и подвижничества весьма значительна.

Модель четвертая – «Исследователь». Педагог – исследователь склонен к постоянному изучению, анализу фактов педагогической действительности. Он многократно проверяет себя, создаёт свои модели решения проблем. В результате, когда он начинает говорить о своих идеях, они выступают уже не просто как гипотеза, интересная находка, приём, оригинальное решение, а как сложившиеся педагогические положения, за которыми стоит длительный исследовательский поиск.

Типы проявления творчества:

- стимульно-продуктивный – деятельность может иметь продуктивный характер, но это каждый раз определяется действием какого-либо внешнего стимула. Высшие проявления на этом уровне отражают высокую степень развития умственных способностей;

- эвристический – деятельность принимает творческий характер. Имея достаточно надёжный способ решения, человек продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых, оригинальных, внешне более остроумных способов решения. Каждая найденная закономерность переживается самим субъектом деятельности как открытие, творческая находка. В то же время она оценивается тольк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.062 с.)