Методическое обеспечение деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое обеспечение деятельности



культурно-досуговых учреждений

Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.

Основными функциями методической службы являются:

- Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

- Повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;

- Организация участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;

- Создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;

- Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

- Разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений;

- Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;

- Сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений.

Узким местом в структуре методических служб остается муниципальный уровень. Методическая служба здесь обычно представлена двумя (тремя) методистам, но ведь именно здесь решаются основные вопросы методического сопровождения деятельности всех учреждений культуры клубного типа муниципального района. Однако возможны и другие формы организации методической работы такие, как научно-методический совет.

Микрофакторы социализации личности – условия, в которых происходит социализация больших или меньших групп людей, выделяемых по различным признакам. Это те институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует: семья, детский сад, школа, внешкольные детские учреждения, религиозные организации, общество сверстников, средства массовой коммуникации и др. институты.

Министерство культуры (лат. – служба, должность) – федеральный или территориальный орган государственного руководства культурой как своеобразной отраслью духовного производства (Министерство культуры и массовых коммуникаций России, Министерство культуры Татарстана, Башкортостана, Свердловской области и др.)

Младший школьный возраст – это период с 7 до 9 лет, в котором происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирование основных социально-нравственных качеств личности. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному называют малым кризисом, которым открывается весь период школьных возрастов. Ему свойственны проблемы готовности ребенка к обучению в школе. Готовность, по мнению А. Запорожца, представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д.

Существуют различные методики формирования различных видов готовности к учению младших школьников через досуговую деятельность. Различные типы и виды досуговых объединений могут помочь в развитии интеллектуальной готовности (расширение кругозора, развитие памяти, формирование произвольного внимания, умственная активность„развитие речи, словарного запаса); нравственной (развитие этических знаний, умений, навыков); эстетической (формирование эстетического восприятия природы, отношений между людьми, развитие эстетических суждений, оценок образцов литературы и искусства, воображения, фантазии, художественных способностей, вкуса, эстетических чувств„ навыков эстетической культуры быта); физической (укрепление здоровья, привитие физической культуры, развитие волевых качеств личности); трудовой (формирование психологической и практической подготовки к труду через внедрение самообслуживания, формирование навыков коллективного труда, создание положительной атмосферы общественно значимого коллективного труда).

Младшие школьники имеют свои предпосылки для освоения специфики творческой деятельности. Зона реального развития восприятия искусства и творчества в этот период включает:

1. Игровую деятельность ребенка как особую форму переживаний путем его вынесения вовне. Это мир значимых для ребенка переживаний и их активного выражения. Игра не просто переживание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Главный компонент в игре - оценочные действия со стороны взрослых и участников. Мотивы игровой деятельности приобретают общественный характер.

2. Эмоциональную отзывчивость на чувственные впечатления, которая обусловлена яркостью, остротой и Свежестью восприятия, наглядной образной памятью, богатством воображения.

3. Восприятие словесного художественного образа на "невербальном" уровне – познание содержания через звукоритмический уровень. Самостоятельное сенсорное освоение детьми качеств и звуков и форм становится материалом для их комбинаций и видоизменений.

Младший школьник потенциально способен выразить в художественной деятельности индивидуальное отношение к явлениям действительности. Характерные психологические особенности детей - эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Ведущими методами организации досуговой деятельности являются игра, театрализация, художественное иллюстрирование. Эффективные формы – массовый утренник, праздник, игры, игровые программы, конкурсы, кружки.

К 8-9 годам у детей формируется готовность к учебе, занятия вызывают положительные эмоциональные переживания, но появляется необходимость в общественной организации впервые появившегося у них свободного времени. Досуговая деятельность должна строиться на основе свободного, нестеснённого рамками условностей, товарищеского общения школьников. Клубная атмосфера даёт возможность максимальной раскованности и необычности деятельности ребёнка, которая проявляется в следующем:

!. Личностная готовность. Она проявляется в интересе к прекрасному. Ее определяет оценка детей своих возможностей.

2. В развитии творческого воображения. Способность к созданию образа, раскрывающая содержание в адекватной чувственно-воспринимаемой форме. Восприятие художественно-творческой деятельности.

3. В развитии качеств, благоприятствующих овладению средствами того или иного вида досуговой деятельности, совокупностью специальных знаний, умений, навыков.

Моделирование – воспроизведение каких-либо объектов, которые по своей сложности и габаритам не поддаются исследованию и изучению в натуре. Моделированием занимаются дети на занятиях по трудовому обучению и в сфере досуга, оно помогает развитию способностей, углублению знаний по основам наук.

Мораль (фр. morale) – форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей, согласования их действий во всех сферах жизни – в труде, быту, политике, семье и т. д.

Мотив – осознанная причина поступка, действия, отношения или высказывания, их внутренняя побудительная сила. Мотив определяется ответом на вопросы зачем? ради чего что- то совершает человек? Мотивом могут быть цели, интересы, эмоции, установки, оценки. Мотивировка человеком своих действий, слов, чувств - это их обоснование приведение доводов в их пользу. Важнейшими внутренними мотивами являются убеждения, стремления, интересы. Внешние мотивы - это угроза, требование, наказание, награда, похвала, соревнование, давление группы и др.

Музей (греч. – храм муз) – научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, осуществляющее комплектование, учет, хранение, изучение, популяризацию памятников истории и культуры, природных объектов, достижений различных отраслей производства.

Навык –действие, характеризующееся высокой мерой освоения более сложной деятельности. На этой ступени действие становится автоматизированным, так как сознательный контроль настолько свернут, что возникает иллюзия его полного отсутствия. При этом действие выполняется слитно, как единое целое, легко и быстро. Высокая степень освоения отличает навык от умения, которое предполагает такую меру освоения, когда для правильного выполнения действия необходим в большей или меньшей степени развёрнутый сознательный самоконтроль. Умение - это осознанное использование системы навыков и знаний о них в деятельности в целом.

«Народное творчество» - научно-популярный иллюстративный журнал, учрежденный Министерством культуры РФ и Государственным республиканским центром русского фольклора.

Национально-культурный центр – разновидность культурно-досуговой организации, реализующая задачи культурной консолидации определенного этноса, возрождения, развития и трансляции его традиционной культуры.

Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Непрерывное образование – целенаправленная систематическая познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений, навыков, получаемых в общих и специальных учебно-воспитательных, культурно-досуговых учреждениях, учреждениях дополнительного образования, а также путем самообразования.

Неформальные самодеятельные объединения молодёжи – группы молодых людей, которые возникают стихийно, на основе общего, объединяющего их увлечения музыкой, танцами или иной деятельностью. Они существуют более или менее длительное время, отличаются определенной направленностью интересов, деятельности, общения, сотрудничества, условиями, атрибутами, символикой.

Ниша – это определённое пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворять те или иные потребности (Ю.С. Мануйлов).

Норма нравственная – система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие.

Норма социальная – система представлений, составляющая определённый шаблон поведения, разделяемый членами социальной группы и необходимый для совершения совместных согласованных действий.

Нравственное воспитание – 1) одно из направлений культурно-досуговой работы, способствующее формированию у личности принятых в обществе нравственных качеств, чувств, норм;

2) это формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе, что во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.

Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Известно, что сочувствие, сострадание, готовность приходить на помощь, утверждать новое вырабатываются не в спокойном, чисто интеллектуальном усвоении моральных норм и правил, а в борьбе со злом за утверждение передового и справедливого. Вот почему нет ничего важнее такой организации жизни и деятельности ребенка, при которой он на практике ощутит значимость и необходимость моральных требований, самостоятельно откроет их для себя и реализует во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Это выдвигает на первый план практическую деятельность детей и прежде всего труд, приносящий общественную пользу.

Главнейшая задача – воспитать человека, отличающегося ясно видимой целью, готового ради нее действовать. Как бы ни были основательны убеждения человека они приобретают силу, лишь претворяясь в поступок. Здесь особенно важен личный пример воспитателей, ибо личность формируется только под воздействием личности. Ведь следование убеждениям – не врожденное качество, оно вырабатывается воспитанием. Человек, не воспитанный в родном доме на любви к труду, преданности долгу, честности, не подготовлен к борьбе с жизненными трудностями. Не случайно наши предки руководствовались правилом: люди сильны правдой своих отцов. Вот почему нравственное воспитание – задача не только государства и школы, но и обязанность родителей.

Обозрение – драматургическая основа для сценического представления, а также само это представление. О. называют также цикл взаимосвязанных мероприятий, объединенных одной темой или местом проведения. В культурно-просветительной работе с О. на местные темы и сюжеты выступают агитбригады. Каждый взятый из жизни факт подвергается литературно-художественной обработке и становится таким образом фрагментом будущего О. Для того, чтобы агитбригадное выступление выглядело завершенным по форме, специалисты и режиссеры придумывают тот или иной сюжетный ход – путешествие, поиск неиспользованных резервов, перекличка трудовых коллективов и т. п. Отдельные же фрагменты увязываются друг с другом «мостиками», в результате чего получается логически развивающееся во времени и пространстве сценическое представление. В жанре О. решаются и многие эстрадные концерты, выступления цирковых коллективов. Известны также рок-О., представляющие собой несколько показываемых одна вслед за другой программ рок-групп различных стилей и направлений. Еще одним примером О. может служить кинопанорама – показ отрывков из репертуара предстоящего месяца с аналитическими комментариями к ним. Такие кино-О. проводятся как телевидением, так и непосредственно в кинотеатрах и клубных учреждениях. Это одна из распространенных форм работы со зрителями с целью их психологической подготовки к просмотру запланированных к показу кинолент, особенно если речь идет о кинопремьерах, тематическом кинопоказе или фильмах, получивших противоречивые оценки со стороны профессиональных кинокритиков.

Образ жизни – 1) целостная совокупность форм жизнедеятельности людей, обусловленных исторически конкретными условиями и факторами их взаимодействия; 2) это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определённой среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в микро- и макросреде, быт и обустройство своего жилища. (Б.Н. Чумаков).

Образование – неотъемлемая и в то же время относительно обособленная часть системы образования в целом. Приоритетная задача О. – обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для его полноценной жизни в современном динамически изменяющемся обществе. О. призвано помочь человеку адаптироваться к этим изменениям, сохранить и приумножить свои духовные и жизненные силы, свой творческий потенциал.

О. – это создание условий каждому для выращивания творческого потенциала. О. должно способствовать развитию всех видов творческой деятельности. О 21 века предполагает устойчивое развитие, развитие в интересах человека.

Всякое образование есть самообразование, оно непрерывно и тем результативнее, чем осознаннее. Развитие творческого потенциала проявляется через осознание необходимости в этом, через формирование убежденности в этом, через упражнение в способности к этому, что и составляет сущность самообразования.

Образовательная деятельность – самостоятельный или специально организованный процесс, форма проявления активности, социальной мобильности, порождаемых ее потребностями, и направленная на познание и преобразование жизнедеятельности.

В О.Д. учащийся осваивает предметный мир, постигает диалектику его развития; «наследует опыт прошлого», «достраивает» этот предметный мир, переделывает природу, обогащает общественную жизнь; обретает себя; выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, «деятель».

Сущностные свойства О.Д. – это: целеполагание; преобразующий характер (с перспективой развития своего творческого потенциала); предметность деятельности человека, выражающего ее объективно материальную основу, ее связь с процессом развития творческого потенциала; осознанный характер образовательной деятельности, раскрывающий ее субъект, проявляющийся в целеполагании, в прогнозировании деятельности, в перспективных устремлениях личности.

О.Д. – результат и одновременно важное условие развития творческого потенциала учителя, так как:

- творческое начало в непрерывной О.Д. есть то искомое, которое способно вскрыть внутренние резервы образования, вывести процесс развития творческого потенциала на качественно новый уровень;

- способствует рождению нового;

- позволяет творчески самоопределяться;

- является механизмом развития творческого потенциала;

- только в творчестве и через творчество человека поднимается над своим природным состоянием;

- выступает в качестве диалектического единства «внутреннего» (сотворения себя» и «внешнего» (творчество окружающей деятельности); способствует творческой самореализации;

- обеспечивает построение динамического образа мира культуры в его всеобщности и универсальности;

- требует осознания собственной творческой индивидуальности;

- личность свободна в своём выборе (содержания, технологии образования и др.). Это свободная деятельность, неразрывно связанная с интуицией, эмоциональным подъемом, непрерывным поиском;

- у каждого возникает свой, присущий лишь ему, «ансамбль» сочетаний, совокупность личностных качеств и способов деятельности;

- требует эрудированности, чувства нового, способности к анализу и самоанализу, гибкости мышления, развитой фантазии, профессионально-личностной мотивации.

Обряд – форма культурно-досуговой работы; совокупность установленных обычаем действий людей, связанных с общественными или бытовыми традициями, выступающая как символическая, эмоциональная форма выражения общественного мнения.

Общение – вид связи между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене между людьми результатами их деятельности: информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, установками. Общение есть вид человеческой деятельности, приносящий его участникам не только взаимообогащение, но и эмоциональное удовлетворение. Общение как взаимодействие двух людей может осуществляться на трех уровнях: когнитивном (познавательном), эмоциональном и поведенческом. Через общение педагогом-организатором планируется совместная деятельность коллектива как взрослых, так и детей, он управляет деятельностью и поведением исполнителей.

Общественные функции культурно-досуговой деятельности – выражение свойств, способности и предназначенности культурно-досуговой работы, ее отношения к потребностям общества и личности.

Общность – представляет собой совокупность (объединение, множество) индивидов, которой свойственны:

1. Органический характер (тип целостности, обладающей внутренней структурой).

2. Определенность и устойчивость границ.

3. Способность осуществлять многообразные виды деятельности.

4. Выраженная гомогенность (однородность).

5. Вхождение в более широкие общности в качестве их структурного образования.

Одаренность — 1) качественно своеобразное сочетание спо­собностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности; 2) общие способности или общие моменты способностей, обус­ловливающие широту возможностей человека, уровень и своеоб­разие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интел­лект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задат­ков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талант­ливость; наличие внутренних условий для выдающихся достиже­ний в деятельности. Многозначность термина О. указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. О. как наиболее общая характеристика сферы способно­стей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологопедагогического.

Одаренность умственная — общая способность человека созна­тельно направить свое мышление на новые требования, приспо­собить его к решению новых задач и к новым условиям жизни. Направленность на новое отличает О. у. от памяти; признак при­способления — от гениальности (сущность которой состоит в само­произвольном творчестве); признак всеобщности отличает О. у. от таланта (к-рый у человека проявляется, как правило, в к.-л. оп­ределенном виде деятельности). Термин разработан В. Штерном.

Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку перво­степенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше дру­гих можно обнаружить художественную одаренность детей (в об­ласти музыки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычай­но ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрез­вычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундер­киндами.

Олигофрения — врожденное или рано приобретенное недоразвитие психической деятельности, которое по степени вы­раженности дефекта делится на дебильность, имбецильность и иди­отию.

Дебильность — наиболее легкая (по сравнению с идиотией и имбецильностью) степень умственной отсталости. Усвоение учебно­го материала по любому предмету школьной программы для де­билов чрезвычайно трудно. Нуждаются в специальном обучении. Выделяются: легкая, средняя и выраженная Д. Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. У де­тей-идиотов не развивается мышление, вследствие чего им недо­ступно осмысление окружающего, медленно развивается речевая функция, нарушена моторика, координация движений, ориен­тировка в пространстве, формирование элементарных навыков са­мообслуживания и гигиены.

Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — вы­раженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении. Дети-имбецилы обладают определенными возмож­ностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных тру­довых навыков, но из-за грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоци­онально-волевой сферы они практически необучаемы даже во вспо­могательных школах.

Опорный сигнал — средство наглядности (схема, рису­нок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для дол­говременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания).

Организаторские способности - способности к организаторской дея­тельности. В структуру О.с. входят коммуника­тивные способности, практический ум, способ­ность заражать и активизировать других, кри­тичность, инициативность, тактичность, требо­вательность к себе и другим, самообладание, настойчивость.

Основные закономерности соотношения репродуктивной и творческой деятельности:

- продуктивное и творческое познание соотносятся между собой как два самостоятельных звена единого целого, причём репродуктивное познание выступает как подготовительное звено, а творческое – как основное;

- репродуктивное и творческое познание соотносятся между собой как целое с элементом в каждом звене: в первом звене в качестве целого выступает репродукция, а в качестве его элементов – творчество; во втором звене – наоборот;

- репродуктивное и творческое познание соотносятся между собой диалектически динамично, с взаимным переходом друг в друга.

Отдел учреждения культуры – наиболее крупное структурное подразделение учреждения культуры высшего типа, выполняющее возложенные на него функции (культурно-массовый отдел, художественный отдел, отдел по работе с детьми и т. д.)

Отдых – определяемый социальными условиями психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстанавливающий и развивающий физические, психические, интеллектуальные силы человека.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Парадигма педагогическая (от греч. paradeigma - при­мер, образец) — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным пед. сообществом на каж­дом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в ка­честве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем; определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «пара­дигма» введено амер. историком Т. Куном, выделившим различ­ные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), этап кризиса в научной революции, заключающийся в смене П., переходе от одной П.к др.

Педагогическая импровизация – фрагмент педагогической деятельности, в котором учитель в процессе решения предварительно не планируемой педагогической задачи экспромтом осуществляет творческую трансформацию педагогических знаний, умений и способностей.

П.И. имплицитно создаёт условия для творческого саморазвития учителя.

В условиях П.И. идёт процесс самоактуализации и мобилизации творческих сил и способностей учителя, происходит некоторое приращение его профессиональных умений и его способностей, т.е. творческое саморазвитие учителя.

Педагогическая поддержка – это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребёнка, и взрослого, поскольку они гибко меняют своё поведение и сообща строят пространство сотрудничества. Это педагогика глубинного общения, суть которого состоит не столько стимулировать философское размышление ребёнка по поводу ситуации, сколько подкрепить рефлексию, в которой он обретает своё новое «Я» и изменяет свои взгляды. Её долг – благо ребёнка, забота о другом.

Педагогическая ситуация - 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникаю­щих спонтанно в пед. процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в обществен­ной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (груп­пой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся вза­имоотношений.

Педагогическая техника – это владение психофизическим аппаратом, это система большого количества умений, позволяющих педагогу использовать своё тело как инструмент воздействия: голосом, пластикой, мимикой, ритмикой, лексикой, костюмом создать облик своего личностного «Я», рисовать реальный и честный образ отношений, проживаемых педагогом и восприимчивых детьми в силу того, что этот образ ярок и пленителен.

Педагогическая технология – это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Педагогический процесс – целенаправленное, сознательно организуемое, развивающееся взаимодействие субъекта и объекта, решающее воспитательные и образовательные задачи.

Педагогическое воздействие – влияние субъекта воспитания на сознание, волю, эмоции воспитуемого, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования определенных качеств личности.

Педагогическое творчество – создание новых способов воздействия на воспитуемых. Педагогические изобретения могут быть как в области отбора композиции содержания информации в учебной и внеучебной деятельности, так и в области отбора и организации различных видов деятельности, создании новых форм и методов обучения и воспитания, в способах решения педагогических задач, в изобретении технических средств обучения. П.Т. у Гегеля совпадает со всей совокупностью социальных воздействий на человека, и степень этого творчества зависит от того, насколько развиваются в ходе деятельности сущностно-идеальные силы человека.

Периодизация детства – А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов разработали общую схему периодизации детства и для каждого периода выделили присущий ему вид деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущая деятельность – это деятельность, которая обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребёнка в данный период его развития, в связи с этим авторы выделяют следующие периоды детства:

- Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми присуще младенцу с первых недель его жизни и до года. Благодаря такому общению у младенца формируется потребность в общении с другими людьми, психическая общность с ними, эмоциональное отношение к ним, хватание как основа человеческой деятельности с вещами, ряд перцептивных действий.

- Предметно-манипуляторная деятельность характерна для ребёнка с одного года до трёх лет. Осуществляя эту деятельность (первоначально в сотрудничестве со взрослыми), ребёнок воспроизводит общественно выработанные способы действий с вещами: у него возникает речь, смысловое обозначение вещей, обобщённо-категориальное восприятие предметного мира и наглядно действенное мышление. Центральным новообразованием этого возраста является возникновение у ребёнка сознания, выступающего для других в виде собственного детского «Я».

- Игровая деятельность наиболее характерна для ребёнка от трёх до шести лет. В процессе её осуществления у него развиваются воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, а также формируется обобщённое сопереживание, осмысленная ориентация в них.

- Учебная деятельность формируется у детей от шести до десяти лет. На её основе у школьника возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения.

- Общественно-полезная деятельность, присуща детям от пяти до пятнадцати лет, включает в себя такие её виды, как трудовая деятельность, общественно-организационная, спортивная и художественная. В процессе выполнения этих видов общественно-полезной деятельности у подростка возникает стремление участвовать в любой общественно-необходимой работе, умение строить общение в различных коллективах с учётом принятых в них норм общения, рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возможности своего «Я», то есть самосознание.

- Учебно-профессиональную деятельность выполняют старшеклассники и учащиеся ПТУ в возрасте от 15 до 17-18 лет. Благодаря ей у них развивается потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы, идейно-нравственные и гражданские качества личности и устойчивое мировоззрение, в этом возрасте юноши и девушки приобретают первоначальную квалификацию по одной из массовых профессий.

Перенос — влияние ранее сформированного действия (навы­ка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем ов­ладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в вы­делении человеком (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире П. и возмож­ность выполнения усвоенного способа действия в изменившихся ус­ловиях. Учителя часто забывают об этом феномене. В процессе обу­чения необходимо формировать у учащихся осознанные установки на связь осваиваемых действий с ранее усвоенными, на П. действий, выработанных при изучении одного учебного предмета, в др.

Пилотажное педагогическое исследование («зондаж», поисковый эксперимент) – пробно-поисковое исследование, которое проводится до начала активного применения какого-либо методического аппарата. В процессе П.п.и. устанавливается необходимый объем выборки, уточняются детали анкет, тестов, организационные формы проведения исследования и т.д. П.п.и. – важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического и педагогического исследования: оно помогает определить главное направление, принципы организации и методы основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. Более употребительным является термин «поисковый эксперимент».

Поведение – система действий и поступков человека, в которой проявляются его взаимоотношения с социальной средой.

Подростковый возраст – период развития детей от 10 до 15 лет (периодизация Д.Б. Эльконина), что соответствует приблизительно среднему школьному возрасту (учащиеся 5-8 классов). В предложенной Д.Б.Элькониным периодизации онтогенеза подросткового возраста, в отличие от других, акцент делается Не на физическом развитии организма, а на появлении психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В основе лежит деятельностный подход, рассматривающий формирование личности как процесс, движущей силой которого является разрешение внутренних противоречий, смена типов деятельности, обусловливающая перестройку сложившихся потребностей и зарождение новых,

Исследуемый возраст, отдельные его стадии относятся к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость, причем противоречивый характер проявляется не только в физическом и психосексуальном развитии, но и в развитии интеллекта, а также в социальном развитии, Личность подростка дисгармонична, т.к. свертывается установившаяся система интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями с другими детьми, и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности, качественно меняющей свой характер вследствие направленности на новые формы отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.064 с.)