Методическая работа. Понятие, цели, задачи, функции М. Р. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая работа. Понятие, цели, задачи, функции М. Р.



Однозначных и четких определений того, что есть методическая работа, найти довольно трудно. Поэтому вначале дадим определения часто встречающихся в процессе изучения данного вопроса базовых понятий таких, как метод, методика, методический.

Метод – от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение.

Методика – от греч. Methodike – совокупность методов.

Метод – способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде

общих правил.

Методический – порядочный, правильный, основательный, постепенный;

– составленный по известному порядку, способу, правилу (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля)

Метод – правильный путь, способ, план для достижения определенной цели: в науке – способ и порядок исследования предмета для получения наиболее полного и соответствующего истине результата.

Главные виды логических и научных методов: анализ, синтез, индукция, дедукция. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Методика (в социологии) – система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа. Методика включает:

- способы сбора первичной информации;

- правила выборочных исследований;

- способы построения социологических показателей;

плюс другие специализированные процедуры эмпирического исследования; плюс методику анализа данных и другие техники, разрабатываемые в иных областях знания и используемые в социологии.

М. р. – это целенаправленный, целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионализма и квалификации работников как показателя качества кадрового потенциала организации.

Целостность и непрерывность – главные характеристики методической работы, подчеркивающие подчинение всех ее составляющих единой цели, последовательность и непрерывность мер по ее достижению.

Современная методика должна основываться на поставленных целях культуры в общегосударственном масштабе в данном месте, в данное время и учитывать традиции, сложившиеся в этой местности, структуру населения и его потребности. Эта задача выполнима только в результате тщательного анализа всех составляющих процесса.

Наступило время создания методики поиска новых форм социально-культурной деятельности. Расширения зоны поиска не внутри самой деятельности, а в формировании деятельности, в изучении, анализе.

На основании точного анализа, вытекающего из детального изучения потребителя услуг культуры и содержания самой услуги, может родиться креативное решение дальнейшего развития социально-культурных предложений.

Главная цель М. р. - это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала, эрудиции и компетентности, а конечная цель методического обеспечения – оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в

отдельности.

М. р. должна иметь четко обозначенные задачи, которые отражают ее отношение к организации в целом, к коллективу, к руководителям творческих коллективов и к участникам коллективов, к посетителям.

По отношению к учреждению М. р. решает следующие задачи:

- нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;

- совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов социально-культурной деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;

- информационное обеспечение.

По отношению к специалистам методическая работа решает следующие задачи:

- повышение уровня профессионализма (профессионализма знаний, общения и самосовершенствования);

- ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик, приемов и способов;

- совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;

- обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг;

- поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

- организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;

- организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;

- внедрение в практику работы основ научной организации труда.

По отношению к коллективу М. р. решает такие задачи, как:

- согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам социально-культурной деятельности;

- сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;

- способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;

- организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;

- создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространения передового опыта (внешнего и внутреннего).

По отношению к участникам творческих коллективов М. р. обеспечивает оказание учебно-методической помощи по конкретным видам творчества.

Таким образом, мы дали общее представление о М. р. как объекте управления. Рассмотрим теперь сущность и функции методической работы в учреждении культуры.

Функции М. р. в учреждении культуры

  Осуществление связи с "внешней средой" - осмысление и своевременное доведение до каждого члена коллектива социального заказа, современных тенденций, нормативно-правовых и программно-методических требований вышестоящих органов культуры; - внедрение в систему деятельности работников достижений и рекомендаций науки и передовой практики; - трансляция лучшего опыта специалистов учреждений
  Повышение эффективности деятельности коллектива диагностика, коррекция и повышение уровня профессионализма и квалификации сотрудников; - выявление, обобщение и распространение передового опыта; - стимулирование инновационной деятельности, творчества и инициативы сотрудников; - развитие экспериментальной работы
  Повышение индивидуального профессионального мастерства руководителей - диагностика, коррекция и развитие профессионализма знаний каждого руководителя; - развитие и совершенствование прогностических, аналитических, организационных и пр. умений руководителей; - повышение культуры общения, эмоций и волевых проявлений руководителей, саморегуляции деятельности; - формирование и развитие социально значимых мотивов деятельности, нравственных качеств личности; - повышение готовности к профессиональному самосовершенствованию

 

Опираясь на иерархию менеджмента можно выделить следующие уровни управления М. р.:

Стратегический уровень - определение целей системы методической работы в целом и координация деятельности учреждений культуры. Этот уровень представлен органами управления культуры (федеральных, субъектов Российской Федерации, муниципальных); научно-исследовательскими институтами; институтами (факультетами, курсами) повышения квалификации; научно-методическими (учебно-методическими) центрами, кабинетами и т. п.

Тактический уровень - управление процессом методической работы в учреждении культуры в целом и координация деятельности работников, осуществляемые администрацией учреждения и методической службой.

Оперативный уровень - непосредственное управление методической работой в каждый момент времени со стороны руководителей методических объединений.

Управление М. р-ой осуществляется методической службой, которая решает широкий спектр вопросов. Это:

- Образовательные: создание системы непрерывного повышения квалификации руководителей и специалистов по основным направлениям деятельности; повышение управленческой культуры руководителей.

- Информационные: обеспечение профессиональной информацией по различным направлениям социально-культурной и культурно-досуговой деятельности; информационно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности коллектива.

- Консультативные: консультации по различным профессиональным проблемам, оказание помощи творческим коллективам.

- Проектировочные: участие в разработке программ, проектов и др.

- Экспертные: экспертиза разработанных специалистами инновационных форм, методов и средств культурно-досуговых технологий.

- Аналитические: анализ итогов деятельности учреждений.

- Прогностические: прогнозирование направлений деятельности учреждений; перспектив развития методической работы.

Цель планирования м. р. заключается в обеспечении единства действий органа(ов) управления культуры, коллектива(ов) учреждений в определении приоритетов м. р., ее содержания, форм и методов.

При составлении плана необходимо оценивать:

- степень соответствия содержания планируемых мероприятий основным требованиям концепции развития отрасли культуры на долгосрочную перспективу;

- степень соответствия оперативных, тактических, годовых планов стратегическим, перспективным планам развития отрасли культуры, конкретного учреждения(ий);

- степень выполнения и эффективности проведенных за предыдущий период мероприятий;

- конкретность, четкость и персональную ответственность исполнителей и организаторов всех мероприятий;

- глубину и системность планируемых мероприятий.

Планирование м. р. необходимо проводить на диагностической основе. Такое планирование позволяет включить в план те мероприятия, которые необходимы на данный момент времени и на перспективу.

Основными источниками планирования и формирования содержания методической работы являются:

- законы Российской Федерации;

- нормативные документы, инструкции, приказы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяющие цели и задачи отрасли культуры;

- программы развития учреждений;

- учебники, учебные пособия, позволяющие расширить, обновить традиционное содержание м. р.;

- новые методические исследования, повышающие уровень методической службы;

- инновации, нововведения, новшества, раскрывающие по-новому содержание м. р.;

- пролонгированная диагностика и прогнозирование уровня подготовки специалистов, помогающих определить основные проблемы, задачи методической работы, ее тематику;

- диагностика и анализ слабых звеньев в методической работе и их причин, а также затруднений работников;

- использование информации о массовом и передовом опыте методических служб в отрасли культуры, в городе, регионе, республике.

В целом планируемое содержание м. р. включает в себя следующее:

- углубленное изучение основ теории и практики социально-культурных процессов в обществе;

- изучение новых методов работы на основе теории и опыта специалистов-новаторов, творчески работающих в России и за рубежом;

- изучение нормативных документов органов культуры, вносящих коррективы в финансово-экономические и правовые аспекты деятельности учреждений культуры;

- изучение и обобщение передового опыта работы коллег учреждений культуры, района, города, области и т.д.

Выделение этих компонентов содержания методической работы условно и может меняться в зависимости от конкретных условий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.017 с.)