Разработка методических проблем в работах В.Ракутя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка методических проблем в работах В.Ракутя.



Разработка методических проблем в работах В.Ракутя.

4. Методика преподавания истории как научная дисциплина.

Методика обучения истории – это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.

Предметом методики является педагогический процесс обучения – преподавание учителем и изучение учениками истории.

Объектом является содержание, организация, формы и методы обучения.

Основные факторы обучения истории:

· цели, определяемые государством и обществом;

· содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках;

· научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения);

· познавательные возможности учащихся;

· результаты обучения.

1. Цели обучения истории:

· овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней;

· развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания;

· формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;

· развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.

2. Содержание обучения истории в школе. Оно меняется с развитием исторической науки. Методика помогает отобрать основные факты, важнейшие события и явления отечественной и всеобщей истории; теоретические определения и обобщения. Содержание истории, отобранное для изучения в школе, оформляется в виде: государственного образовательного стандарта, программ и учебников. Оно усваивается учениками посредством определенной методической организации обучения, включающей в себя классные, внеклассные и внешкольные занятия.

3. Методы (способы деятельности) могут быть, например, словесными, печатно-рукописными (в работе с текстами), наглядными, практическими. Хорошо продуманная методическая организация обучения позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся исторические знания и познавательные умения, научные взгляды и убеждения, развивать их способности.

С методами и приемами тесно связаны формы обучения (общеклассная, групповая, индивидуальная), типы уроков (повторительно-обобщающий, семинар, лабораторное занятие, урок-экскурсия), средства учебной работы учителя и учащихся на уроке. К средствам учебной работы относится все то, что обеспечивает учебный процесс: учебники, рабочие тетради, исторические карты, учебные картины, диафильмы, учебные фильмы и т.д.

4. Познавательные возможности учащихся связаны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений. В процессе обучения развиваются способности учащихся понимать, усваивать и применять исторические знания.

5. Результаты обучения напрямую связаны с реализацией поставленных целей и отражают достигнутый уровень знаний и умений учащихся, их интеллектуальный, мотивационно-волевой и эмоциональный уровни развития. Знания выражаются в умении доказывать и обосновывать, выделять существенное, выявлять причинно-следственные связи, использовать нужные знания для решения возникших проблем.

Методы исследования методики:

1. Педагогическое наблюдение – изучение практики преподавания истории без воздействия на процесс обучения. Педагогическое наблюдение и организация процесса обучения предполагает:

· обязательное посещение занятий, внеклассовое мероприятие и их анализ;

· анализ собственного педагогического опыта;

· изучение документов, отражающих результаты обучения (журналы, текстовые задания, контрольные срезы, конспекты учеников).

2. Экспериментальное (опытное) исследование:

· альтернативные учебные планы и программы и на их основе опытное преподавание, в т.ч. и вновь вводимых курсов;

· пробные учебники и их экспериментальная проверка;

· экспериментальные уроки;

· экспериментальные внеурочные занятия.

В методике используются основные принципы дидактики:

· системность;

· доступность;

· наглядность;

· развивающий принцип;

· воспитательный характер обучения;

· активность.

Руководящее значение программы средней школы и об объяснительной записке к ней для практической работы учителя. Основные компоненты программы.

Программа – краткое изложение основного учебного содержания, цели изучения предмета и способы их достижения.

Программа – основной руководящий документ в работе учителя, кот. определяет примерный объем знаний, обязательно для учителя сохранение тематики, а также понятийного минимума.

Программа служит ориентиром в разработке календарных, тематических и поурочных планов, в выборе форм и методов обучения, его дифференциации.

Программа состоит:

1. Объяснительная записка содержит:

· указание на распределение часов по курсам и в неделю;

· характеризуются образовательно-воспитательные задачи всех курсов;

· рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

· подчеркивается единство урочной и внеурочной работы по предмету.

2. Основная часть определяет:

· распределение часов на курсы, разделы, темы и последовательность их изучения;

· содержание каждого курса, каждой темы и проблематику, раскрываемую в них;

· по каждому курсу выделены основные понятия;

· требования к основным умениям учащихся по годам обучения;

· определяет образовательные типы уроков (вводный, уроки обобщения, итоговые занятия).

Целесообразно также включить в программу указания по межпредметным и внутрипредметным связям. В приложение можно включить список основной методической литературы и перечень учебно-наглядных пособий по курсу.

Место и значение школьного учебника в учебно-воспитательном процессе. Функции учебника истории.

Учебник – это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.

Часто учебник выступает в качестве основы построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль или бывает вообще не нужен.

Выделяют следующие функции школьного учебника:

· информационная – раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся;

· систематизирующая – обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его;

· воспитательная – способствует реализации воспитательных целей обучения истории;

· контрольная (обучающая) – облегчает усвоение и закрепление знаний.

 


Классификация методов обучения по источнику получения знаний.

Методы обучения по источнику получения знаний делятся на:

1. Словесный.

2. Метод наглядности.

3. Практический метод.

Словесный метод применяется в устном обучении, когда учитель и ученики работают совместно и общаются друг с другом при помощи слова. Печатно-словесный способ предполагает использовании в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом.

Метод наглядности предполагает, например, демонстрацию и разбор схем, таблиц, рисунков, исторических карт, применение классной доски и мела, экранных пособий. При любом приеме этот метод состоит из различных элементов. Так, использование исторической картины включает предварительную постановку вопросов, рассматривание и анализ учащимися ее содержания, проведение заключительной беседы.

Практический метод включает в себя действия с учебными предметами (изготовление макетов, моделей, вычерчивание схем).


Беседа на уроках истории.

Беседа – диалогическая форма устного изложения материала; обсуждение материала с учащимися в целях его осмысления, систематизации, закрепления знаний, проверки их усвоения.

а). вводная беседа – подводит учащихся к усвоению нового материала, проводится в начале изучения курса или темы, часто практикуется особенно в младших и средних классах, способствует систематизации и обобщению знаний учащихся.

б). контрольная беседа – проверяет степень усвоения материала, выполнение домашнего задания, самостоятельной работы; проводится практически на каждом уроке и в ходе текущего опроса учащихся, и при изложении нового материала.

в). аналитическая беседа – направлена на осмысление изучаемого исторического материала на основе анализа документов или средств наглядности. Например, в 4 классе с целью подведения учащихся к пониманию того, что греческая культура была создана свободным населением за счет жесточайшего угнетения рабов можно провести следующий вариант аналитической беседы:

- кем были созданы замечательные памятники древнегреческой культуры?

- почему свободные греки могли создать эти замечательные произведения литературы, искусства?

- кто освобождал свободным грекам время для занятий наукой и искусством, выполняя тяжелый физический труд?

г). эвристическая беседа (от слова «эврика» - нашел) используется для углубления и расширения знаний школьников, подводит учащихся к необходимым выводам.

д). итоговая или повторительно-обобщающая беседа помогает подвести итоги по теме или разделу, систематизировать изученный материал, проверить степень его понимания и усвоения.

Беседа помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Удельный вес элементов беседы на каждом отдельном уроке зависит от содержания и цели урока, объема материала, методического замысла учителя.

Требования к формулированию вопросов беседы:

1. План беседы составляется заранее. Вопросы беседы должны быть логически взаимосвязаны и целенаправленны (подводить к выводу).

2. Точность, конкретность, доступность формулировок вопросов, их логическая однородность. В вопросе должны быть указаны место и время событий. Не ставить сдвоенных вопросов. (Например: «Кто в это время напал на Русь?», «Кто еще оказывал помощь завоевателям и в борьбе против него?»). Нецелесообразно задавать вопросы: «Ну, кто еще что-нибудь добавит?», «Ну, что ты еще знаешь?». Целесообразно поставить вопрос по той части материала, которая еще не раскрыта в ответе ученика.

3. Вопросы должны стимулировать мышление, касаться существенных сторон изучаемых событий и явлений (не только Что? Где? Когда?, но и Почему? Причины? Характер? Значение события?). Например: не «Что вы знаете о революции 1905г.?», а «Каковы причины 1 буржуазной революции в России?» или «Каковы особенности революции 1905г. в России?».

4. Нецелесообразны вопросы, требующие однозначного ответа, подсказывающие ответ. Например: «Могла ли быть предотвращена раздробленность на Руси?», «Был ли пролетариат гегемоном революции 1905г. в России?».

5. Важно, чтобы учащиеся не только воспроизводили материал, но и высказывали свои суждения, делали выводы и обобщения, анализировали исторический материал. Поэтому вопросы должны начинаться со слов: «Докажите», «Объясните», «Как вы думаете» и т.д.

6. Провести плодотворную беседу – это искусство. Необходимо помнить:

- сначала вопрос формулируется всему классу, а затем называется фамилия ученика, который будет на него отвечать;

- доброжелательно и терпеливо выслушать ответ ученика;

- целесообразно возрастание трудности вопросов беседы;

поощрять рациональные зерна в ответе ученика;

поощрять одобрением, оценивать даже за краткий ответ, но на теоретически сложный вопрос.

Подготовка учителя к преподаванию школьного курса истории.

Основные этапы подготовки учителя к преподаванию курса истории:

1. Знать хорошо исторический материал, а для этого необходимо познакомиться с источниками по изучаемому курсу, изучить периодику, следить за изменениями концепций в истории.

2. Подобрать и изучить необходимую методическую литературу:

  • по общим проблемам методики;
  • по отдельным методическим проблемам;
  • методические пособия по курсам с поурочными разработками;
  • хрестоматии;
  • книги для чтения (для учителя; для учащихся);
  • для организации самостоятельной работы учащихся (рабочие тетради, тестовые задания и др.).

3. Подобрать необходимые средства обучения по курсу (карты, картины, слайды, аппликации и др.).

4. Изучить программу на текущий год, проверить соответствие учебника программе.

5. Составить календарно-тематический план:

№ п/п Название раздела и темы урока Кол-во часов Срок проведения урока § Осн. понятия по каждой теме урока Умения и навыки Меж-предметные связи Ср-ва обуче-ния, оборудо-вание Тип уро-ка Литература Внеклассная работа
                       

29.Значение перспективного тематического планирования программного материала для повышения качества работы учителя.

Календарно-тематический план – это краткое или расширенное поурочное перечисление основных занятий и их понятий, умений, учебных пособий, форм проверки и контроля в рамках учебных тем или разделов с указанием календарных сроков их проведения.

№ п/п Название раздела и темы урока Кол-во часов Срок проведения урока § Осн. понятия по каждой теме урока Умения и навыки Меж-предметные связи Ср-ва обуче-ния, оборудо-вание Тип уро-ка Литература Внеклассная работа
                       

Календарно-тематический перспективный план позволяет учителю осмыслить, проанализировать логическую структуру курса, его теоретические проблемы, понять какой вклад конкретно программный материал вносит в научное мировоззрение учащихся.

 

Подготовка учителя к уроку истории.

При подготовке к уроку учитель изучает программу, учебник, источники, литературу и составляет свой педагогический замысел предстоящего урока.

После этого можно составить тематическое планирование уроков – систему их объединения с учетом исторических и логических связей, форм и типов занятий. Учитель определяет темы, содержание которых будет раскрыто самим учителем, и темы, доступные для самостоятельного изучения учащимися. Лишь выяснив познавательные возможности учеников конкретного класса, учитель на базе тематического планирования составляет поурочные планы.

Подготовка к новому уроку включает анализ домашнего задания предыдущего урока. Именно по нему будет строиться опрос учащихся. Вопросы и задания рассчитаны на осмысление, углубление и систематизацию знаний. Вопросы по предыдущему материалу должны быть связаны с материалом опроса или с содержанием нового материала.

На первом этапе учитель для каждого класса подготавливает свой вариант урока. Он продумывает, как будет объяснять новое и что в это время будут делать ученики; планируется ли опрос, если да, то как и в какой части урока; составляются или подбираются познавательные задания в зависимости от уровня обучаемости учеников класса; какая будет организация повторения; что и как задать на дом. Учитель заранее намечает, кого надо опросить, какие вопросы поставить с учетом предыдущих знаний, каков будет ход беседы.

Требования к уроку истории.

Требования к уроку истории заключаются в следующем:

· полноценность исторического содержания, педагогического замысла урока, его соответствие поставленным задачам;

· научность знаний;

· достоверность исторических фактов;

· применение разнообразных источников знаний;

· отбор главного для формирования базовых знаний, ключевых проблем;

· мотивация и дифференцированность обучения;

· высокая степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, их познавательной активности;

· охват работой всех учащихся;

· воспитание интереса к истории;

· правильный выбор типа урока, средств и методов его проведения;

· соответствие приемов учебной работы педагогическому замыслу, содержанию и познавательным возможностям учащихся;

· единство деятельности учителя и учащихся.

 

Образовательно-воспитательные и развивающие задачи школьных курсов истории.

Образовательные задачи – это овладение глубокими и прочными знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения; образовательные задачи каждого курса конкретны и обусловлены содержанием программного материала.

Развивающие задачи – формирование умений учащихся в соответствии с программой, а также развитие творческого и логического мышления, способностей учащихся, культуры речи.

Воспитательные задачи – вытекают из содержания каждой темы урока и обусловлены социальным заказом.

Основные направления воспитательной работы на уроках истории:

· формирование научного мировоззрения, убеждений, ценностных ориентаций личности;

· патриотическое, эстетическое, нравственное воспитание;

· экономическое воспитание;

· правовое воспитание;

· экологическое воспитание.

 

Подготовка и проведение в школе исторического вечера.

Разработка методических проблем в работах В.Ракутя.

4. Методика преподавания истории как научная дисциплина.

Методика обучения истории – это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.

Предметом методики является педагогический процесс обучения – преподавание учителем и изучение учениками истории.

Объектом является содержание, организация, формы и методы обучения.

Основные факторы обучения истории:

· цели, определяемые государством и обществом;

· содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках;

· научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения);

· познавательные возможности учащихся;

· результаты обучения.

1. Цели обучения истории:

· овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней;

· развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания;

· формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;

· развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.

2. Содержание обучения истории в школе. Оно меняется с развитием исторической науки. Методика помогает отобрать основные факты, важнейшие события и явления отечественной и всеобщей истории; теоретические определения и обобщения. Содержание истории, отобранное для изучения в школе, оформляется в виде: государственного образовательного стандарта, программ и учебников. Оно усваивается учениками посредством определенной методической организации обучения, включающей в себя классные, внеклассные и внешкольные занятия.

3. Методы (способы деятельности) могут быть, например, словесными, печатно-рукописными (в работе с текстами), наглядными, практическими. Хорошо продуманная методическая организация обучения позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся исторические знания и познавательные умения, научные взгляды и убеждения, развивать их способности.

С методами и приемами тесно связаны формы обучения (общеклассная, групповая, индивидуальная), типы уроков (повторительно-обобщающий, семинар, лабораторное занятие, урок-экскурсия), средства учебной работы учителя и учащихся на уроке. К средствам учебной работы относится все то, что обеспечивает учебный процесс: учебники, рабочие тетради, исторические карты, учебные картины, диафильмы, учебные фильмы и т.д.

4. Познавательные возможности учащихся связаны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений. В процессе обучения развиваются способности учащихся понимать, усваивать и применять исторические знания.

5. Результаты обучения напрямую связаны с реализацией поставленных целей и отражают достигнутый уровень знаний и умений учащихся, их интеллектуальный, мотивационно-волевой и эмоциональный уровни развития. Знания выражаются в умении доказывать и обосновывать, выделять существенное, выявлять причинно-следственные связи, использовать нужные знания для решения возникших проблем.

Методы исследования методики:

1. Педагогическое наблюдение – изучение практики преподавания истории без воздействия на процесс обучения. Педагогическое наблюдение и организация процесса обучения предполагает:

· обязательное посещение занятий, внеклассовое мероприятие и их анализ;

· анализ собственного педагогического опыта;

· изучение документов, отражающих результаты обучения (журналы, текстовые задания, контрольные срезы, конспекты учеников).

2. Экспериментальное (опытное) исследование:

· альтернативные учебные планы и программы и на их основе опытное преподавание, в т.ч. и вновь вводимых курсов;

· пробные учебники и их экспериментальная проверка;

· экспериментальные уроки;

· экспериментальные внеурочные занятия.

В методике используются основные принципы дидактики:

· системность;

· доступность;

· наглядность;

· развивающий принцип;

· воспитательный характер обучения;

· активность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.073 с.)