Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция – одна из форм урока по истории.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В последнее время учителя увлечены чтением лекций в старших классах. Однако школьная лекция – не форма изложения, а разновидность урока истории, особый метод его проведения. Поэтому школьная лекция требует особой методики проведения, поскольку простое слушание лекций под диктовку весьма непродуктивно. Лекция должна сопровождаться примерно такой же работой, как при чтении и конспектировании книги. Цель лекции – развить умение слушать, анализировать, выделять главное, конспектировать. Вначале целесообразно начать обучение школьников конспектированию учебника истории. Затем их обучают конспектированию устной речи. Перед объяснением нового учитель диктует краткий план, который вносит четкость и последовательность в запись учащихся. Изложив часть материала, учитель вместе с учениками выясняет главную мысль рассказанного, составляет примерный текст записи. При изложении материала надо следить за скоростью записывания. В зависимости от содержания и дидактических задач школьные лекции могут быть: · вводные по первичному ознакомлению учащихся с основными проблемами тем и разделов курса; · тематические, содержащие теоретический материал и основные факты; · повторительно-обобщающие для восстановления в памяти учащихся основных вопросов разных курсов истории. Иногда содержание лекции позволяет ученикам заполнять таблицу, куда нужно по ходу лекции занести новые исторические факты, понятия, имена. 40. Методика подготовки и поведения семинара по истории. Одним из распространенных занятий, характерных для старших классов, является семинар. Этот вид занятия способствует развитию диалогической речи учащихся, формирует самостоятельность в работе с первоисточниками. Семинары обычно целиком посвящают изучению нового материала. За неделю до семинара учитель объявляет ученикам тему, дает план, перечень вопросов для обсуждения и список литературы. Сильным ученикам предлагает подумать над наиболее сложными вопросами, подготовить небольшие сообщения. На семинаре освещаются и обсуждаются основные вопросы плана, заслушиваются сообщения. В заключение учитель обобщает главное, объявляет оценки. 41. Повторение программного исторического материала. Необходимым условием успешного формирования глубоких и прочных знаний учащихся по истории является систематическое повторение в процессе обучения важных исторических фактов, научной периодизации исторических процессов. Правильно организованное повторение помогает, во-первых, закреплению в памяти учащихся изучаемого материала, во-вторых, развитию мышления и необходимых умений и навыков самостоятельной работы. Повторение – это воспроизведение ранее усвоенных знаний и умений в целях их углубления и совершенствования. Виды повторения: 1. Вводное (к курсу, теме). 2. Текущее (в связи с изучаемой темой урока). 3. Обобщающее (после изучения большой темы, раздела). 4. Итоговое (после изучения курса истории). Методические требования к организации повторения:
42.Методические варианты, формы и приемы закрепления знаний и умений учащихся. Закрепление программного материала – это первичное повторение на уроке. Первичное закрепление – это повторное восприятие и дальнейшее осмысление и углубление знаний учащимися, а также совершенствование умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Организация первичного закрепления вызывается особенностями высшей нервной деятельности. Согласно учению И.П.Павлова, незакрепленные «следы» временных связей в коре больших полушарий мозга от вновь полученных знаний теряют свою силу. Особенно быстро забывание происходит после первичного усвоения материала. Отсюда необходимость систематического проведения первичного закрепления. Особенно в нем нуждаются учащиеся 5-7 классов. Это обусловлено: - сложностью материала; - пространственной и временной отдаленностью событий курсов истории, о которых учащиеся не имеют представления; - неустойчивостью внимания учащихся данного возраста; - необходимостью постоянного и действенного контроля. Значение первичного закрепления: 1. Повторно фиксирует в сознании и памяти учащихся учебный материал, устанавливает связи нового материала с ранее изученным, способствует развитию умений и навыков письменного и графического оформления исторического материала. 2. Анализ результатов первичного закрепления позволяет учителю оценить эффективность выбранных методов и приемов изучения нового материала и организации познавательной деятельности учащихся на уроке. 3. Систематически проводимое первичное закрепление повышает внимание и чувство ответственности учащихся при изучении нового материала. При планировании и проведении закрепления необходимо определить: - что закреплять? (содержание и объем); - когда закреплять? - как, какими приемами целесообразно провести закрепление? Содержание первичного закрепления и характер исторического материала определяет место закрепления в структуре урока. Существует два вида закрепления: а). сопровождающее (используется в процессе изучения нового материала, когда материал несет большую теоретическую нагрузку и делится на самостоятельные, логически законченные части; более эффективно); б). последующее (после изучения нового материала, когда содержание яркое, эмоциональное). В практике возможны уроки, в которых сочетаются оба вида первичного закрепления. Одно из условий эффективности первичного закрепления – соблюдение рационального соотношения теоретического и фактического материала. По форме первичное закрепление может быть: 1. Устное закрепление – наиболее распространенная форма, чаще всего проводится в виде фронтальной беседы (хотя возможно и необходимо включение развернутых ответов учащихся, особенно в 5-7 классах). В ходе беседы используются вопросы различного характера и объема: - воспроизводящие. Например: «Рассказать о природных условиях Древнего Египта»; - вопросы на сравнение и сопоставление вновь изучаемого материала с ранее изученным материалом; на установление сходства и различия новых знаний с аналогичными знаниями, усвоенными ранее. Например: «Что общего и различного в природных условиях Пелопоннеса и Аттики?»; - познавательные задания (максимально активизируют познавательную работу учащихся). Например: «Почему в Афинском государстве ремесло и торговля достигла большего расцвета нежели в Спарте?»; - вопросы, требующие самостоятельной оценки событий и явлений прошлого. Например: «В чем историческое значение возникновения средневековых городов в Зап. Европе?». 2. Письменное закрепление. Основные методические приемы следующие: - составление плана (простого плана, развернутого плана) в процессе изложения материала учителем или работы над печатным текстом (учебника, документа); - составление тезисов – умение не только выделить главное, но и раскрыть в лаконичной форме содержание главных вопросов темы; - составление конспекта в процессе изложения учителем нового материала (10-11 классы); - составление различных таблиц: хронологических, синхронистических, текстовых (систематизирующих таблиц, сравнительных, обобщающих); - работа над новыми словами и терминами (ведение словаря); - написание сочинения-миниатюры (5-7 классы). Например: «На рынке рабов», «В средневековом замке». 3. Графические работы: - составление различных схем (схема государственного устройства или социального состава населения, схема военного сражения); - вычерчивание графиков, диаграмм; - зарисовки учащимися макетов, иллюстраций учебника, схематических рисунков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.153 (0.006 с.) |