Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога
Похожие статьи вашей тематики
ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Материал подготовила кандидат психологических наук Марина БИТЯНОВА
МОДЕЛЬ «КОНСУЛЬТАНТ»
Общее описание модели
Данная модель предназначена для массовых школ, не реализующих экспериментальные или инновационные образовательные программы и имеющих в штатном расписании одну ставку педагога-психолога. Деятельность психолога организуется, прежде всего, по запросу и на основании плана, утвержденного администрацией школы. Центральным направлением является работа с детьми, имеющими психологические трудности в обучении и развитии. Деятельность психолога в рамках данной модели разворачивается, если можно так сказать, на «периферии» образовательной системы школы. Психолог занят профилактической работой в ее самых простых формах и преимущественно ориентирован на работу с теми, кому трудно удержаться в рамках общих школьных требований. Частично он самостоятельно оказывает помощь (в рамках своих возможностей и компетенции), частично — организует работу с ребенком и его семьей тех специалистов, которые могут оказать квалифицированную и специализированную помощь. В силу последнего обстоятельства диспетчерская деятельность становится очень важным направлением работы психолога-консультанта. Он должен хорошо представлять себе, к какому специалисту необходимо переадресовать ребенка с данным типом проблемы и где такой специалист имеется.
Цель деятельности психолога
Сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной среде школы.
Задачи деятельности психолога
1. Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2. Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития. 3. Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы. 4. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ
Задачи
1. Выявление уровня актуального психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2. Оказание психологической помощи учащимся (в рамках профессиональных возможностей психолога), имеющим проблемы в обучении и развитии. 3. Создание условий для психологического развития и повышения психологической компетентности учащихся. 4. Создание условий для комплексного решения медико-психолого-педагогических проблем развития учащихся.
Виды деятельности и их краткая характеристика
1. Психолого-педагогическая диагностика Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. Плановые диагностические мероприятия проводятся в определенные периоды обучения (по выбору школы), а также в связи с мониторингами экспериментальных или инновационных образовательных программ. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.
2. Коррекционно-развивающая и консультативная работа Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. В основном связана с оказанием помощи детям, имеющим трудности в обучении и психологическом развитии. Может быть ориентирована и на работу с детскими коллективами (коррекцию межличностных отношений). Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся детей, организуется в виде факультативов или игр по запросу самих детей или классных руководителей.
3. Диспетчерская работа Реализуется в ситуациях, требующих привлечения к работе с ребенком или семьей других специалистов или служб: медицинской, социальной и т.д.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| Запрос со стороны педагога, родителя или самого учащегося (в старшей школе) Адаптация новых детей, пришедших в уже сложившийся коллектив Плановая диагностика, проводящаяся А) в определенные периоды обучения, Б) в связи с общешкольными мониторингами образовательной среды
| Психолого-педагогическая диагностика
| Консультирование родителей Консультирование самого учащегося Организация коррекционно-развивающей работы с ребенком или группой учащихся Совместное с автором запроса проектирование системы работы по решению имеющихся проблем
| Запрос учащихся (прежде всего — на развивающую работу и профориентационное консультирование) Запрос классного руководителя, связанный с определенной задачей его работы с классным коллективом или отдельным учеником Результаты психологической диагностики
| Коррекционно-развивающая и консультативная работа
| Консультации с классным руководителем Повторная психологическая диагностика Консультирование родителей по итогам проведенной с ребенком работы По необходимости — консультирование самого автора запроса
| Выявление психологических проблем, лежащих вне функционала или профессиональной компетенции школьного психолога Необходимость получения консультаций у «смежных» специалистов: логопеда, психоневролога, психиатра и др. Необходимость перевода ребенка в школу другого типа Необходимость включения в ситуацию социальных работников и специалистов по охране прав ребенка
| Диспетчерская работа
| Информирование администрации школы Консультации с классным руководителем и педагогами-предметниками Консультирование родителей Работа с детским коллективом Сопровождение ребенка и поддержка семьи во время работы со специалистами Получение рекомендаций по организации дальнейшей работы от смежных специалистов
|
II. РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи
1. Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей. 2. Сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.
Задачи
1. Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся. 2. Организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
МОДЕЛЬ «МЕТОДИСТ»
Общее описание модели
Два обстоятельства могут с большой вероятностью служить причиной реализации данной модели психологической деятельности в школе: А) наличие у школы реально действующей образовательной программы, ориентированной на развитие учащихся (собственная концепция развития школы, экспериментальная программа, участие в реализации общегородской или региональной образовательной программы, проекта). В этом случае психологическое обеспечение образовательного процесса становится объективно необходимым; Б) наличие в школе социального педагога, организующего работу с семьями учащихся и выполняющего диспетчерские функции. В этом случае психолог освобождается от ряда консультативных функций и может включиться в деятельность по психологическому обеспечению образовательных программ и проектов школы. Модель довольно специфична и с точки зрения статуса, который приобретает психолог (близкий к статусу завуча), и по требованиям к квалификации специалиста (глубокие, серьезные знания в области психологии образования и педагогики), и по содержанию его деятельности (методическая и экспертная работа прежде всего). Запрос на такую модель в образовании сформировался, а вот специалистов, способных его реализовать, пока немного...
Цель деятельности психолога
Участие в проектировании и реализации школьной образовательной развивающей среды в соответствии с программой развития школы.
Задачи
1. Психологическая экспертиза проектируемых и реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения задач возрастного и индивидуального развития школьников. 2. Участие в конструировании образовательных ситуаций. 3. Психологическое проектирование и экспертиза конкретных учебно-воспитательных мероприятий с учетом задач возрастного и индивидуального развития школьников.
Виды деятельности
1. Участие в проектировании образовательной среды школы. 2. Участие в разработке общешкольного плана работы (внесение своих предложений, психологическая оценка планируемой работы). 3. Сотрудничество с завучами школы по проблемам реализации поставленных задач, отслеживание промежуточных итогов и внесение корректив в реализуемые психолого-педагогические программы. 4. Совместная разработка сценариев значимых мероприятий. 5. Консультативное участие в решении проблем расстановки кадров и приема новых сотрудников.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| Изменение образовательных условий, контингента детей или педагогов Внедрение экспериментальных образовательных программ Запрос вышестоящих организаций
| Участие в проектировании образовательной среды школы
| Подготовка рекомендаций Написание психологического блока модели
| Составление плана работы школы
| Участие в разработке общешкольного плана работы (внесение своих предложений, психологическая оценка планируемой работы)
| Разработка (на основе общешкольного плана работы психолога Согласование собственных планов с планами других школьных структур Разработка мониторинговых процедур для отслеживания эффективности плановых мероприятий
| Плановое сотрудничество Экстренные ситуации (изменение педагогической ситуации, ухудшение показателей качества, конфликты) Итоги мониторинга
| Сотрудничество с завучами школы по проблемам реализации поставленных задач, отслеживание промежуточных итогов и внесение корректив в реализуемые программы
| Участие в заседаниях предметных методических объединений Реализация программ, направленных на решение экстренных проблем Консультирование администрации и председателей методических объединений
| Плановое мероприятие Мероприятие, разрабатываемое для решения экстренной проблемы
| Совместная разработка сценариев значимых мероприятий
| Анализ проведенного мероприятия (совместно с другими разработчиками) Создание и реализация мониторинговых программ (при необходимости)
| Запрос администрации на участие в ситуациях приема новых сотрудников или расстановки педагогических кадров
| Консультативное участие в решении проблем расстановки кадров и приема новых сотрудников
| Составление и утверждение программы работы с молодым специалистом Подготовка рекомендаций по подбору и расстановке кадров
| II. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Задачи
1. Повышение психологической компетентности педагогов школы. 2. Оптимизация психологических условий взаимодействия педагогов и учащихся. 3. Проектирование и участие в реализации психолого-педагогических программ. 4. Анализ образовательных ситуаций, обобщение психолого-педагогического опыта. 5. Психологическая адаптация молодых специалистов в школе.
Виды деятельности
1. Технологическая поддержка проектировочной деятельности педагогического коллектива. 2. Тематические выступления на педагогических советах и семинарах. 3. Участие (при необходимости — инициирование) в различных формах работы, ориентированных на решение образовательных проблем учащихся. 4. Проектирование и совместная с педагогами реализация психолого-педагогических программ и проектов, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся. 5. Работа с молодыми специалистами: помощь в психологической адаптации к новой профессиональной ситуации и новому коллективу. 6. Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с конкретными детьми (определенного возраста, по определенной программе, с определенными индивидуальными психологическими особенностями). 7. Психолого-педагогическая диагностика учащихся.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| Запрос администрации на участие педколлектива в разработке стратегических вопросов развития школы Запрос кафедры или творческой группы педагогов на разработку и проведение проектного семинара
| Технологическая поддержка проектировочной деятельности педагогического коллектива
| Проведение тренингов, мастер-классов Участие в реализации созданных проектов Разработка тематических рекомендаций
| Запрос на теоретическую информацию Итоги мониторинга
| Тематические выступления на педагогических советах и семинарах
| Подготовка справки по итогам мониторинга Разработка психологических рекомендаций для методических объединений и отдельных педагогов по применению результатов мониторинга в педагогической деятельности
| Запрос одного из участников образовательного процесса Результаты психолого-педагогического мониторинга
| Участие (при необходимости — инициирование) в различных формах работы, ориентированных на решение образовательных проблем учащихся
| Подготовка заключения и психологических рекомендаций Совместная с педагогами программа действий, направленных на решение проблем Методическое консультирование педагогов
| Плановая работа, осуществляемая в сложные периоды школьного обучения Научно-методическая работа педагогов по освоению новых образовательных технологий Введение экспериментальных учебных программ и курсов дополнительного образования Внедрение новых форм внеурочной образовательной деятельности или воспитательной работы
| Проектирование и совместная с педагогами реализация психолого-педагогических программ и проектов, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся
| Организация работы самого психолога в рамках разработанной программы Разработка психолого-педагогических рекомендаций по применению технологии, нового метода или подхода Участие в проведении модельных семинаров с демонстрацией новых технологий и подходов Проведение мониторинга
| Приход в школу новых педагогов (прежде всего — молодых специалистов)
| Работа с молодыми специалистами: помощь в психологической адаптации к новой профессиональной ситуации и новому коллективу
| Участие в разработке программы профессионального развития молодого специалиста и реализация психологической части данной программы
| Запрос любого участника образовательного процесса Результаты психологических наблюдений
| Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работыс конкретными детьми
| Рекомендации по организации обучения и воспитания детей с определенного типа трудностями и проблемами Участие в работе по корректировке, развитию выбранной программы
| Мониторинг реализуемых образовательных программ и проектов Проверка запроса, адресованного психологу со стороны педагогов, администрации или самих учащихся
| Психолого-педагогическая диагностика учащихся
| Выступления на педсоветах и методобъединениях Проведение консилиумов и мини-педсоветов Индивидуальные консультации педагогов и родителей
|
Задача
Оптимизация работы органов школьного соуправления (в контексте психологических задач возрастного и индивидуального развития учащихся).
Виды деятельности
1. Участие в проектировании и анализе деятельности органов соуправления и их конкретных мероприятий. 2. Участие в проведении различных мероприятий, связанных с деятельностью органов соуправления. Участие в работе «конфликтной комиссии» (или другого органа, занимающегося разбором и решением внутришкольных конфликтов).
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| Управленческие ситуации
| Участие в проектировании и анализе деятельности органов соуправления и их конкретных мероприятий
| Внесение в план работы психолога вопросов, касающихся взаимодействия с органами соуправления школой Предоставление аналитического отчета, справки, рекомендаций по развитию того или иного органа соуправления
| План работы Проблемная ситуация, требующая участия в ее разрешении специалиста-психолога Запрос проектировщиков или участников мероприятия
| Участие в проведении различных мероприятий, связанных с деятельностью органов соуправления
| Проведение анализа и подготовка психологических рекомендаций по совершенствованию работы
|
Задачи
1. Повышение уровня психологической компетентности родителей. 2. Оптимизация детско-родительских отношений. 3. Включение родителей учащихся в образовательные проекты и программы, в частности — в мониторинги эффективности.
Виды деятельности
1. Психологическое просвещение и информирование родителей. 2. Консультирование по вопросам, связанным с психологическими аспектами реализующихся в школе образовательных программ.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| Плановые тематические выступления на внутриклассных или общешкольных родительских собраниях Информирование об итогах проведенных мониторингов Разовый запрос классного руководителя, администрации или самих родителей.
| Психологическое просвещение и информирование родителей Консультирование по вопросам, связанным с психологическими аспектами реализующихся в школе образовательных программ
| Индивидуальные консультации родителей Подготовка просветительских материалов и рекомендаций
| Необходимая управленческая поддержка деятельности психолога в рамках данной модели
1. Предоставление психологу с функциями методиста статуса и полномочий завуча. 2. Включение психолога-методиста в систему управленческих шагов по сопровождению молодого специалиста. 3. Предоставление психологу фиксированного времени для проведения диагностических мероприятий (скринингов, мониторингов, диагностики по запросу). 4. Включение психолога в аттестационную комиссию школы. 5. Организационная поддержка просветительской и обучающей работы психолога с родителями и педагогическим коллективом: родительских собраний и семинаров, мастер-классов для педагогов и т.д. 6. Создание управленческих условий для «вхождения» родителей в образовательную среду школы. 7. Формирование административного и педагогического заказа к психологу на проектировочную и аналитическую деятельность. 8. Создание условий для повышения квалификации психолога, прежде всего — в сфере педагогической психологии.
Требования к методическому обеспечению деятельности психолога в рамках данной модели
1. Обеспечение методической библиотеки по вопросам дидактики, новых педагогических технологий, психологии управления и организационного консультирования, проектирования и анализа педагогической деятельности. 2. Обеспечение всеми необходимыми нормативными документами. 3. Пакет диагностических методик для проведения работы со школьниками и родителями в рамках скринингов и мониторингов. 4. Материально-техническое обеспечение, кабинет. 5. Предоставление методического дня для проведения аналитической и методической работы.
Требования к уровню квалификации психолога в рамках данной модели
1. Наличие квалификационной категории не ниже 2-й. 2. Опыт работы в образовании не менее трех лет. 3. Навыки управленческой деятельности. 4. Навыки организационного консультирования, проектировочной и аналитической деятельности. 5. Навыки работы с аудиторией. 6. Навыки научно-методической и исследовательской работы.
СХЕМА 1
Участие (при необходимости — инициирование) в различных формах работы, ориентированных на решение образовательных проблем учащихся (методические объединения, мини-педсоветы, консилиумы)
СХЕМА 2
Работа с молодыми специалистами: помощь в психологической адаптации к новой профессиональной ситуации и новому коллективу
СХЕМА 3
Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с конкретными учащимися и ученическими коллективами
МОДЕЛЬ «КУРАТОР»
Общее описание модели
Основной принцип организации работы — осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения определенной группы учащихся (не более пяти-шести классов). Соответственно, в школе либо существует служба психологов-кураторов, либо курируются определенные классы (КРО, профильные, гимназические, экспериментальные, др.). При данном варианте организации психологической работы в школе психолог имеет возможность осуществлять сопровождение конкретного ребенка и классного коллектива в полном смысле этого слова: отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Психолог становится полноправным участником образовательного процесса. У него появляется возможность тесно сотрудничать с педагогами в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов, прежде всего — с классными руководителями. В силу того что образуется служба психологов-кураторов, появляется возможность осуществлять серьезную методическую работу, психологические проекты, оказывающие влияние на образовательную среду школы в целом. Вместе с тем появление в школе службы психологов-кураторов существенно влияет на управленческую ситуацию и расширяет функциональные обязанности многих специалистов: завучей, классных руководителей, педагогов-предметников. Без соответствующих управленческих шагов и нововведений деятельность психологов-кураторов будет сильно затруднена.
Цели деятельности психолога
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся и ученических коллективов в образовательном процессе.
Задачи
1. Отслеживание психического развития конкретных детей и социально-психологического развития ученических коллективов. 2. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей учащихся в образовательном процессе. 1. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии. 3. Развитие психологической компетентности учащихся. 4. Создание условий для социально-психологического развития ученических коллективов.
Виды деятельности
1. Психолого-педагогическая диагностика. 2. Развивающая работа со всем ученическим коллективом. 3. Психологическое обучение и просвещение школьников. 4. Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися. 5. Диспетчерская работа.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| А) в определенные периоды обучения; Б) в связи с общешкольными мони-торингами образовательной среды; В) регулярно, в процессе взаимодействия с учащимися курируемых классов
| Психолого- педагогическая диагностика
| 1. Обсуждение результатов с классным руководителем и на основе данных — проектирование совместной работы по решению выявленных проблем Консультирование родителей учащихся Выступление на консилиуме или педсовете по итогам диагностики Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом
| 2. Запрос педагога (классного руководителя или предметника)
| 2. Обсуждение результатов с педагогом и на основе данных — проектирование совместной работы по решению выявленных проблем Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом Информирование администрации
| 3. Запрос родителя или самого учащегося
| 3. Консультирование «автора» запроса Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом
| Плановая развивающая работа По результатам психологической диагностики По запросу классного руководителя или в рамках совместного психолого-педагогического проекта
| Развивающая работа с ученическим коллективом
| Мониторинг успешности реализованной программы Обсуждение результатов и дальнейших шагов с классным руководителем Обсуждение программы с коллегами (на методическом объединении психологов) и доработка программы Обсуждение результатов работы с завучем, курирующим деятельность психолога Выступление на мини-педсовете
| Плановая работа Запрос классного руководителя или администрации
| Психологическое обучение учащихся
| Обсуждение итогов с классным руководителем Мониторинг успешности реализованной программы Обсуждение программы с коллегами (на методическом объединении психологов) и доработка программы
| По результатам диагностики По запросу педагога, родителей или самого учащегося
| Коррекционно- развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися
| Консультации с классным руководителем Повторная психологическая диагностика (мониторинг результатов работы) Консультирование родителей по итогам проведенной с ребенком работы Рекомендации педагогам-предметникам
| По результатам диагностики либо другой работы, проведенной с ребенком
| Диспетчерская работа
| Информирование администрации школы Консультации с классным руководителем и педагогами-предметниками Консультирование родителей Работа с детским коллективом Сопровождение ребенка и поддержка семьи во время работы со специалистами Организация коррекционно-развивающей работы с ребенком по рекомендациям специалиста
|
Задачи
1. Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся. 2. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса в целом.
Виды деятельности
1. Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей. 2. Информирование и просвещение родителей. 3. Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| По запросу или на основе результатов проведенной диагностики Консультации в процессе проведения коррекционно-развивающих мероприятий с ребенком
| Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей
| Подготовка рекомендаций для родителей Организация сотрудничества педагогов-предметников и родителей ребенка Разработка совместно с родителями программы помощи ребенку Диспетчерская работа
| По итогам плановой диагностики Плановые встречи с родителями (родительские собрания, просветительские семинары) Запрос классного руководителя, администрации, самих родителей
| Информирование и просвещение родителей
| Подготовка рекомендаций для родителей; По необходимости — организация индивидуальных консультаций для родителей
| Плановая ситуация или запрос классного руководителя
| Совместная развивающая работа с детским коллективом
| Обсуждение результатов работы на родительских собраниях
|
Виды деятельности
1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов. 2. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов. 3. Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом. 4. Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.
Сотрудничество с педагогами-предметниками:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| Итоги различных видов психологической работы с детьми (диагностика, коррекционно-развивающая и консультативная работа) Решение психолого-педагогического консилиума Запрос педагога
| Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием школьников
| Создание и реализация педагогом и психологом совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей Индивидуальная психологическая работа с самим педагогом
| Итоги психологической диагностики Запрос педагога, администрации, классного руководителя
| Проведение психолого- педагогических консилиумов
| Разработка и реализация программы совместных действий, направленных на решение поставленных на консилиуме задач Мониторинг результатов реализации программы Повторная встреча (по необходимости)
| Сотрудничество с классными руководителями:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| Решение консилиума или мини-педсовета Инициатива классного руководителя или психолога основывающаяся на результатах наблюдений за классом или отдельными учащимися Совместный план деятельности, составленный на основе мониторинга предыдущего этапа работы с классом или отдельными учащимися
| Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом
| Мониторинг результатов работы Информирование родителей Консультирование педагогов-предметников и администрации
| Запрос классного руководителя
| Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями
| Обсуждение итогов, отслеживание результатов проведенной работы Подготовка методических материалов
| Сотрудничество с другими специалистами:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| Плановые ситуации Результаты диагностики Запрос одного из специалистов Решение психолого-педагогического консилиума
| Совместное планирование работы с отдельными детьми, реализация общих коррекционно-развивающих программ
| Выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям Проведение совместных мониторингов эффективности реализации программ
|
IV. РАБОТА С АДМИНИСТРАЦИЕЙ
Задачи
1. Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой школы, концепцией развития. 2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.
Виды деятельности
1. Консультации с администрацией по вопросам деятельности психолога. 2. Информирование администрации по психологическим вопросам. 3. Совместное планирование.
V. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ
Задачи
1. Повышение эффективности деятельности службы. 2. Повышение квалификации сотрудников службы. 3. Создание научно-методических продуктов деятельности службы.
Виды деятельности
1. Разработка нового и адаптация существующего методического инструментария деятельности психолога. 2. Осуществление совместной методической и практической работы, профессиональная супервизия сотрудников службы.
Необходимая управленческая поддержка деятельности психолога в рамках данной модели
1. Внесение в план школы диагностических, развивающих и обучающих мероприятий психологической службы (психолога). 2. Создание условий для реализации сотрудничества педагогов и психологов (организация и поддержка управленческими решениями работы психологических консилиумов, контроль за выполнением решений консилиумов и проведением запланированных психолого-педагогических мероприятий и т.д.). 3. Создание общешкольной концепции сотрудничества с родителями. 4. Урегулирование вопросов, связанных со сверхурочной работой (в выходные дни, на выезде и т.д.). 5. Получение согласия родителей на проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с их детьми. 6. Рассмотрение и утверждение планов и программ психологической работы. 7. Обеспечение возможностей для привлечения других специалистов к работе с трудными случаями (логопеда, психоневролога, нейропсихолога, нарколога и т.д.). 8. Предоставление времени для методической работы и обработки данных диагностики.
Требования к методическому обеспечению деятельности психолога в рамках данной модели
1. Обеспечение психолога диагностическими материалами для проведения скрининговых исследований уровня психического развития, диагностики возрастных особенностей учащихся на всех этапах обучения, изучения социально-психологических особенностей детских коллективов, уровня психологической адаптации школьников 1, 5 и 10-х классов. 2. Научно-методическое обеспечение диагностики, проводимой психологом в рамках мониторингов образовательных программ и отслеживания результатов собственной деятельности. 3. Обеспечение методическими материалами для организации профориентационной работы в старшей школе. 4. Обеспечение коррекционно-развивающими программами для организации помощи детям всех школьных возрастов. 5. Обеспечение обучающими психологическими программами для ведения развивающей работы с детьми разных возрастов. 6. Обеспечение методической литературой и методическими разработками для просветительской работы с родителями и педагогами. 7. Обеспечение необходимыми методическими материалами для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы (игрушки, развивающие материалы, музыкальное сопровождение и др.). 8. Обеспечение методическими материалами для организации с
|