Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы психологического исследования.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Существует 4 группы методов (классификация Ананьева): организационные (как будет орг. иссл-ние?), эмпирические (эмпирио -опыт), методы обработки инф-ции, методы интерпретации данных. Организационные методы включают лонгитюдный метод - изучение одного объекта на протяжении длительного времени; поперечных срезов (в разные классы); сравнительный (сравнительно-патологический: есть детали, без образа; близнецовый: 2 чел. сравнив.)- то есть сравнение одного явления, проявляющегося у разных объектов; комплексный. Самыми распространенными эмпирическими методами (сбор инф-ции) являются наблюдение, эксперимент, метод опроса (беседа, анкетирование, интервью). С помощью беседы психолог может получить необходимые ему данные о человеке в общении с ним. Преимущества этого метода состоят в том,что психолог может наблюдать за реакцией испытуемого, его эмоциями, что дает дополнительную информацию о нем. Тем не менее, этот метод является субъективным и зависит от личного мнения психолога.Наблюдение также является субъективным методом психологической науки. Его суть заключается в том, что наблюдаемая личность не знает,что за ней наблюдают. Для метода наблюдения существует целая методика его правильного использования. К методам сбора эмпирических данных относят: обзервационные методы - то есть интроспекция и наблюдение со стороны; экспериментальные методы - психолог сам меняет ситуацию, вслед за изменением ситуации меняется фактор, на который психолог не может повлиять прямо. Различается лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, при котором используется как можно меньше приборов и нелабораторный эксперимент, при котором человек находится в естественной для него среде. Также к эмпирическим методам относятся психодиагностические методы (стандартизированное и проективное тестирование); праксиметрические методы (изучение продуктов деятельности личности); моделирование; беседа. Методы обработки инф-ции включают в себя качественный (контент-анализ = анализ сод-ния) и количественный анализ (статистика, средн. арифм.). В методы интерпретации данных входят генетический метод (генезис – развитие; выводы, исходя из развития) и структурный метод (психолог наблюдает за деятельностью испытуемого, составляя структуру его психической активности). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ. Общение – процесс обмена информацией, процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (труд, учения, коллективная игра). Процесс взаимодействия чел. с чел., осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия (вербальное - речь письм. и устн. и невербальное – движения, мимика, выражение глаз, лица и т.д). В повседневной жизни чел. учиться общению с детства и овладевает различными его видами в зависимости от среды, в которой живет, людей, с которыми взаимодействует. Общение чрезвычайно многогранно. Различают межличностное (контакт в группах или парах постоянных по составу) и массовое общение (множество контактов незнакомых людей, СМИ). Также межперсональное (участники конкр.личности, обладающие индив. качествами которые раскрыв. по ходу общения) и ролевое (участники выступ. как носители ролей учитель-ученик, покупатель-продавец, выполн. роль соц. единицы, выполн. опред. функции); общение м.б. личным (обмен неофиц. информ.) и деловым (процесс взаимодействия людей выполн-х одну деятельность); и прямое (непосредств.) общение и опосредованное – взаимодействие при помощи дополнит. средств- письма, аудио, видео. Общение имеет три стороны с точки зрения психологич. характеристики: 1) Коммуникативная сторона – обмен информацией (речевое, неречевое, речь без неречевых компонентов не имеет смысла – интонация, паузы – казнить нельзя помиловать!); 2) восприятие общения (перцептивный компонент) – проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, а затем уже поступков, действий человека и их истолкований. Представление о человеке в этом случае очень субъективно, что и проявляется в не всегда правильном понимании целей партнера по общению («встречают по одежке, провожают по уму», сначала студент работает на зачетку, потом она на него – «ореол»). 3) интерактивная сторона (взаимодействие сторон) – состоит не только в обмене знаниями, но и влиянием, взаимными побуждениями, действиями. Позиция: сверху (хам), снизу (мямля), рядом – ситуация на скамейке. Общение со стороны сотрудничества и конфликта. Педагогическое общение – направлено на развитие личности ребенка. Пед. общение - целостная система (приемы и навыки) соц.-психол. взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Важную роль здесь играет стиль общения: авторитарный, попустительский, демократический, общение-дистанция, общение-устрашение, заигрывание (молодые учителя). Общение представляет многостороннее и многофункциональное явление, характер которого определяет и само взаимодействие. На основе анализа различных подходов к рассмотрению общения наиболее адекватным оказывается деятельностный демократический, дружеский стиль общения. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деят-ти и включающий в себя обмен инф-ей, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого ч-ка. Специфика педагогического общения прежде всего проявляется в его полиобъектной направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуетсяпо меньшей мере тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения). В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель (преподаватель), работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. Второе качество педагогического общения обусловливается прежде всего его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. При анализе педагогического общения необходимо разграничивать понятия педагогической и собственно коммуникативной единиц общения. При всей их нерасторжимости это разные явления: первое реализуется посредством второго. Педагогическая задача связана с освоением обучающимися определенного учебного материала (например, объяснения, интерпретации, систематизации этого материала, организации выработки обобщенных способов действий и т.д.), тогда как коммуникативная задача — это ответ на вопрос, как, какими средствами воздействия на обучающихся это можно осуществить эффективнее. ПОНЯТИЕ О ГРУППЕ. Общение людей происходит в разнообразных реальных группах. Под группой понимается совокупность индивидов, имеющих нечто общее. Существование любой группы имеет общие закономерности: 1) группа неизбежно структурируется; 2) группа развивается. Это может быть прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе обязательно происходят. Положение человека в группе может неоднократно меняться. Разновидности групп: - Условные группы – выделяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и никогда не встречаться. - Реальные группы – существуют как общности в определенном пространстве и времени. Они характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной значимости. - Контактные группы – объединяют людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. - Малые группы – это достаточно устойчивые немногочисленные (от3 до 15-20 человек) объединения людей, связанных взаимными контактами, общей социальной деятельностью, которая характеризуется возникновением эмоциональных отношений, выработкой групповых норм и развитием групповых процессов. Виды групп. 1)Неорганизованная и случайно организованная группа (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства. 2)Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей). 3)Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности. 4)Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух в трудовых или учебных группах может приобретать черты группового эгоизма. 5)Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений. Настоящий сплоченный коллектив, например учебный, возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. - На первом этапе (организационном) группа учащихся не представляет собой коллектива. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения. - Второй этап развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, т.е. члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. - Третий этап развития коллектива характеризуется наличием высокого уровня сплоченности – ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов крупы по отношению к объектам (лицам.событиям, задачам, идеям) наиболее значимым для группы в целом. Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат – совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руководителю. ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС. Конечно, он представляет собой устойчивое объединение людей с постоянным составом общающихся между собой. Стало быть, одному условию школьный класс вполне отвечает. Чего нельзя сказать о втором — наличии общих целей. Однако, прежде чем обсуждать эту тему, зададимся более общим вопросом: откуда в принципе «берутся» в группах общие цели? Вариантов ответа несколько. 13. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ. Необходимо знать и о таком явлении, как взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если ее выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным будет его положение в системе межличностных отношений. Группы значительно различаются между собой по взаимности выбора их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то в ней будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворенность ее членов межличностными отношениями. Межличностные отношения в группе включают отношения межличностного предпочтения. Малая группа делится на микрогруппы, и чем больше малая группа, тем большее количество микрогрупп в ней существует. Каждая микрогруппа имеет свою социометрическую структуру. Часто микрогруппа представляет собой компанию друзей, имеющих общие интересы. Иногда объединение людей в микрогруппы может быть вызвано другими причинами, например, принадлежностью к определенному социальному слою и т. д. Выявление системы отвержений в группе необходимо для прогноза ее действий в ситуации конфликта. Отвержения в группе могут быть сгруппированы в три типа. Первый тип — нормативный, свидетельствующий о благополучии отношений в целом, когда отвержения ярко не выражены, нет лиц, получивших большое количество отрицательных выборов, и все отвержения распределены относительно равномерно. Нет и людей, у которых отвержения преобладали бы над предпочтениями. Второй тип — поляризация отвержений, при которой выделяют две основные микрогруппы, отвергающие друг друга. Третий тип — наиболее неблагоприятный для группы, когда отверженным будет только один, выступающий в качестве ответчика за все недоразумения, так называемый "стрелочник". Иногда в группе негативное отношение к одному человеку со стороны большинства может быть вполне оправданно. Однако такие случаи рассматриваются как исключительные. Если же группа выбирает "стрелочника" всегда, то можно сделать вывод о неблагоприятном характере межличностных отношений в ней. Даже если отвергаемый покинет группу, будет найден новый "виноватый" на соответствующую роль. Групповые привычки в системе межличностных отношений формируются точно так же, как и любые другие групповые действия. Привычка относится к форме социального контроля и направляет поведение конкретных людей и группы в целом. Важнейшими характеристиками системы внутригрупповых предпочтений выступают: социометрический статус, взаимность выбора, наличие устойчивых групп межличностных предпочтений и система отвержений. Несмотря на равную значимость всех характеристик, особое внимание уделяется статусу субъекта. Это обусловлено тем, что, во-первых, статус имеет относительную социальную устойчивость, и субъект часто переносит его из одной группы в другую. Во-вторых, именно динамика статусной иерархии влечет за собой и соответствующие изменения в системе отвержений и отношениях между микрогруппами. Кроме того, понимание человеком своего статуса в системе межличностных отношений оказывает существенное влияние на самооценку личности. ТЕОРИЯ ВЫГОТСКОГО. Стадии развития хар-ся возр. новообразованиями – кач-вами или св-вами, кот.не было раньше в готовом виде. Источник развития – соц. среда. Возникновение возр. новобр-нийопред-сявзаимод. ребёнка со своим соц. окружением, воспитыв. и обучающим его. Выготский вводит пон-е «соц. ситуация развития» -специф. для каждого возраста отн-е между реб. и окр. средой. Соц. ситуация развития мен.в самом начале возр. периода. К концу периода появляются новообразования, среди кот.особое место занимает центр. новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на след. стадии. Выготский также рассм. динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выд. стабильные и кризисные стадии развития, которые чередуются. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ: - кризис новорождённости – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет. СПЕЦИАЛЬНЫЕ. 1) * объективные (научная подготовка учителя) * дидактические (диалектические) - спос. передавать инф. - экспрессивно-речевая - академическая - распределения внимания 2) *субъективные (личный учит.талант) *организационно-коммуникативные - коммуник. - пед. такт - организ. спос. - суггестивные (предъявление требований и добив.их) 2.ЛИЧНОСТНЫЕ (нравственно-волевые качества) – осущ. восп. функции - перцептивные (умение понимать и принимать людей) - пед. воображение - саморегуляция - выдержка и самообладание ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА: - пед. напр-сть (+система ценностей) - компетентность профес. (сочетание всех 3): деятельностная, коммуникативная, личностная - гибкость (эмоц. уст-сть, интеллект., поведенческая !!! Особ-сти восприятия и понимания учителем уч-ся проявл. в типах отн-я учителя к ним и в уровнях понимания. ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ: - активно-положительный (ориентир.на лучшее) - пассивно-положительный (временами излишняя категоричность и жестокость) - ситуативный (эмоц. нестабильность) - активно-отрицательный (открытая отрицательность) - пассивно-отрицательный (безразличие, равнодушие, отчуждённость) УРОВНИ ПОНИМАНИЯ: - верхний (высокий): учитель основат. знает своих уч-ся, понимает их. Его суждения объективны. В пед. д-сти успешен. - средний: учитель видит только отд. проявления учеников и не замеч. их сущ. качеств. Субъективизм. Полная зависимость от успехов в учёбе. - низкий: учитель видит только внешние проявления уч-ся и не замечает их причин. Нет положительного отношения ни к пед. д-сти, ни к детям. Педагогическая деятельность учителя (преподавателя), как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления. Стили педагогической деятельности подразделяются на три общих: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием. Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты. В педагогической деятельности затруднения в процессе взаимодействия между учителем (преподавателем) и учениками (студентами) и между учениками (студентами) внутри класса (группы) исследуются достаточно интенсивно с целью определения факторов, влияющих на них, вызывающих их причин. Затруднение в общении (в деятельности) — это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения. Затруднения: 1.Этно-социокультурнаяобластьзатруднений.2.Статусно-позиционно-ролеваяобластьзатруднений.Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. 3. Возрастнаяобластьзатруднений. Также барьеры бывают личностные (барьеры неправильной установки сознания: стереотипы, предвзятость, отсутствие внимания и интереса друг к другу, пренебрежение фактами), социально-психологические, физические. СПЕЦИАЛЬНЫЕ. 1) * объективные (научная подготовка учителя) * дидактические (диалектические) - спос. передавать инф. - экспрессивно-речевая - академическая - распределения внимания 2) *субъективные (личный учит.талант) *организационно-коммуникативные - коммуник. - пед. такт - организ. спос. - суггестивные (предъявление требований и добив.их) 2.ЛИЧНОСТНЫЕ (нравственно-волевые качества) – осущ. восп. функции - перцептивные (умение понимать и принимать людей) - пед. воображение - саморегуляция - выдержка и самообладание ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА: - пед. напр-сть (+система ценностей) - компетентность профес. (сочетание всех 3): деятельностная, коммуникативная, личностная - гибкость (эмоц. уст-сть, интеллект., поведенческая) !!! Особ-сти восприятия и понимания учителем уч-ся проявл. в типах отн-я учителя к ним и в уровнях понимания. ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ: - активно-положительный (ориентир.на лучшее) - пассивно-положительный (временами излишняя категоричность и жестокость) - ситуативный (эмоц. нестабильность) - активно-отрицательный (открытая отрицательность) - пассивно-отрицательный (безразличие, равнодушие, отчуждённость) УРОВНИ ПОНИМАНИЯ: - верхний (высокий): учитель основат. знает своих уч-ся, понимает их. Его суждения объективны. В пед. д-сти успешен. - средний: учитель видит только отд. проявления учеников и не замеч. их сущ. качеств. Субъективизм. Полная зависимость от успехов в учёбе. - низкий: учитель видит только внешние проявления уч-ся и не замечает их причин. Нет положительного отношения ни к пед. д-сти, ни к детям. 30. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ. Оценка – определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях педагога о степени усвоения учащимися знаний, навыков, умений, установленных программой, об уровне прилежания и состояния дисциплины. Педагогическая оценка бывает нескольких видов: предметная и персональная, материальная и моральная, результативная и процессуальная, количественная и качественная. Предметная оценка касается результата деятельности ребенка, а не его лично. Персональная оценка относится к субъекту деятельности к его старательности, к умению и т.д. Материальная – содержит в себе порицание и похвалу, характеризуя действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали. Результативная оценка – относится к конечному результату, а процессуальная – характеризует сам процесс деятельности. Количественная оценка соотносится с объемом выполняемой работы, а качественная – касается качества выполнения, точности, аккуратности. Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль. Очень важно, чтобы оценка была объективной, т.к. этот фактов оказывает стимулирующее влияние на уровень учебной активности. Однако есть категория учащихся, у которых завышенная оценка играет стимулирующую роль. Т.о. педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений, навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности. Эффективная педагогическая оценка та, которая поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Главное, чтобы оценка была персонально значима для ученика. К способам повышения персональной значимости оценки относятся: систематическое изучение и учет индивидуальных интересов и потребностей ребенка; актуализация интересов. При выставлении оценки педагогу необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. с возрастом изменяется значимость педагогической оценки. Основные тенденции изменения заключаются в следующем: повышается понимание необходимости знаний, умений, навыков, возрастает роль социально-психологических стимулов, о также происходит постепенный переход от ориентации на внешние стимулы к учету внутренних. В младенческом возрасте должна преобладать эмоционально-экспрессивная оценка, в младшем дошкольном – стимулирование деятельности может быть дополнено социально-психологическими факторами, в старшем дошкольном – дополняются оценки, связанные с соблюдением правил поведения, а также демонстрацией знаний, умений, навыков. В младшем школьном возрасте для детей важны оценки, которые дают значимые для них люди. В подростковом – дети больше реагируют на оценки сверстников. В старшем школьном – возрастает роль оценки взрослых, которую школьники преломляют через самооценку.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Существует 4 группы методов (классификация Ананьева): организационные (как будет орг. иссл-ние?), эмпирические (эмпирио -опыт), методы обработки инф-ции, методы интерпретации данных. Организационные методы включают лонгитюдный метод - изучение одного объекта на протяжении длительного времени; поперечных срезов (в разные классы); сравнительный (сравнительно-патологический: есть детали, без образа; близнецовый: 2 чел. сравнив.)- то есть сравнение одного явления, проявляющегося у разных объектов; комплексный. Самыми распространенными эмпирическими методами (сбор инф-ции) являются наблюдение, эксперимент, метод опроса (беседа, анкетирование, интервью). С помощью беседы психолог может получить необходимые ему данные о человеке в общении с ним. Преимущества этого метода состоят в том,что психолог может наблюдать за реакцией испытуемого, его эмоциями, что дает дополнительную информацию о нем. Тем не менее, этот метод является субъективным и зависит от личного мнения психолога.Наблюдение также является субъективным методом психологической науки. Его суть заключается в том, что наблюдаемая личность не знает,что за ней наблюдают. Для метода наблюдения существует целая методика его правильного использования. К методам сбора эмпирических данных относят: обзервационные методы - то есть интроспекция и наблюдение со стороны; экспериментальные методы - психолог сам меняет ситуацию, вслед за изменением ситуации меняется фактор, на который психолог не может повлиять прямо. Различается лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, при котором используется как можно меньше приборов и нелабораторный эксперимент, при котором человек находится в естественной для него среде. Также к эмпирическим методам относятся психодиагностические методы (стандартизированное и проективное тестирование); праксиметрические методы (изучение продуктов деятельности личности); моделирование; беседа. Методы обработки инф-ции включают в себя качественный (контент-анализ = анализ сод-ния) и количественный анализ (статистика, средн. арифм.). В методы интерпретации данных входят генетический метод (генезис – развитие; выводы, исходя из развития) и структурный метод (психолог наблюдает за деятельностью испытуемого, составляя структуру его психической активности).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.90.61 (0.017 с.) |