Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «лидерство» и «руководство».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛИДЕР – личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и хар-р д-сти всей группы. В отличие от РУКОВОДИТЕЛЯ, заним. официальной организацией всей д-сти группы и управлением ею, лидер возникает спонтанно в рез.психол. отношений. Лидер м.б., а может и не быть офиц. рук-лем группы. В психологическом словаре сказано:«СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА) (от греч stylos — букв.стержень для письма и англ. leader — ведущий, руководитель) — типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены три С. л.: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. п.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. п.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.). В советской социальной психологии показано, что С. л. является предпосылкой и следствием уровня группового развития. Он зависит также от содержания совместной деятельности, которая лежит в основе межличностных отношений в группе. Типичным для групп высшего уровня развития является коллективистский стиль руководства, предполагающий ответственность руководителя перед коллективом и сознательное подчинение руководителю, полновластие и самодеятельность трудового коллектива, адекватное возложение ответственности, максимальная демократичность во взаимоотношениях руководителя и подчиненных, способности руководителя к децентрации. Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, личном большом капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»). Демократический стиль основан на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший «политик», «дипломат», «стратег», «хитрая лиса», просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения. Это доброжелательный и открытый человек, как правило, не поддающийся соблазнам: деньги, женщины и власть), т.к. они крайне раздражают завистников и способствуют росту оппозиции. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета. Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, "сталкивает" их между собой, пытается быть "добрым шефом", но иногда, невольно, становится марионеткой в руках "серого кардинала" или всемогущей "Марии Ивановны", которые фактически управляют предприятием. Преимущество либерального стиля заключается в. групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства, происходящий от охлократии. Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта. Президент СССР М. С. Горбачев и Президент РФ Б. Н. Ельцин в разное время проявляли все три стиля руководства.
15. ФАКТОРЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 16. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Основные зарубежные психологические теории: Психоанализ ( Фрейд, Карл Г.Юнг, Альфред Адлер, К.Хорни ): существует большое противоречие между бессознательными психическими силами и социумом; из бессознательных сил главной силой выступает «либидо» - сексуальное влеыение; структуру психики составляет 3 компонента: ид (оно), я (эго), сверх я (супер эго); важнейшая роль в формировании мотивации принадлежит детству, которое во многом определяет установки и характер человека. Бихевиоризм ( Дж.Уотсон, К.Лешли, Б.Скиннер ): все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным; за единицу поведения принимается связь стимула и реакции; внутренние процессы не должны изучаться, т.к. они не доступны прямому наблюдению, не поддаются научному анализу; поведение человека пассивно, т.к. является «ответом» на внешние воздействия. Гештальт психология (М.Вертгеймер, В. Кёлер, К.Левин, К.Коффка): внутренняя, системная организация целого (гештальта) определяет свойства и функции образующих его частей; целостное, структурное объединение (гештальт) стремится к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям; в процессе познания происходит преобразование психических структур, их реорганизация в новое динамическое целое. Гуманистическая психология ( Маслоу, Роджерс, ФРанкл, Олпорт ): человек должен изучаться в целостности; каждый чел.уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек, активное и творческое существо, обладающее определенной степенью свободы благодаря своим внутренним смыслам и ценностям; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Основные отечественные психологические теории: Культурно-историческая ( Выготский, Леонтьев, Лурия ): главная закономерность формирования психики состоит в переходе во внутренний план психики ребенка его внешней, социально-символической (т.е. совместно со взрослыми и опосредствованной знаками) деятельности; в процессе усвоения культурного опыта «натуральные» (низшие) психические функции становятся «культурными» (высшими), приобретая черты осознанности и произвольности; в качестве фактора, изменяющие психические функции, выступает языковой знак – слово. Деятельностный подход ( Рубинштейн, Леонтьев ): психическое развитие происх. в процессе деятельности; на каждом возрастном этапе существ.ведущий вид деятельности, который определяет содержание и интенсивность развития; в процессе деятельности происходит усвоение общественно-исторического опыта; деятельность имеет сложную структуру и включает собственно деятельность, действия, операции, психофизиологические функциональные системы; единицами строения личности выступает система мотивов и личностных смыслов, которые организованы иерархично. Теория установки ( Узнадзе, Прангишвили, Бжалова, Норакидзе ): в основе психической жизни индивида лежит понятие установки; установка возникает в результате взаимодействия двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребностей; при удовлетворении потребностей в одних и тех же условиях происходит формирование и закрепление установки, она становится фиксированной; установки определяют направленность любых проявлений психики и поведения субъекта (осознаваемых и неосознаваемых). 17. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Отличительными особенностями многих П. п. р. являются их односторонний характер (отрыв развития личности от развития интеллекта) и натуралистический подход к психическому развитию в онтогенезе, что находит выражение в игнорировании исторически изменчивого характера периодов развития. Примерами таких периодизаций являются периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже, психосексуального развития З. Фрейда, развития личности Э. Эриксона, сенсомоторного развития А. Гезелла, морального развития Л. Кольберга. Широкое распространение получили также П. п. р. по педагогическому принципу, где критериями периодизации выступают ступени обучения и воспитания в социально-образовательной системе. Современные периодизации детского развития, как правило, не включают период пренатального развития. Периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже рассматривает когнитивное развитие как последовательность стадий: стадию сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет), стадию дооперационального интеллекта (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (от 7 до 11—12 лет) и стадию формально-логических операций (от 12 до 17 лет). Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет). В отечественной психологии принципы периодизации были разработаны Л.С. Выготским, исходя из представления о диалектическом социально детерминированном характере психического развития в онтогенезе. Единицей анализа онтогенетического развития и основанием для выделения периодов развития, согласно Л.С. Выготскому, является психологический возраст. Соответственно, устанавливаются два критерия построения периодизации: 1) структурный — возрастные новообразования, тот "новый тип строения личности и ее деятельности, которые возникают на данной возрастной стадии впервые и которые определяют сознание ребенка и его отношение к среде... и весь ход его развития в данный период"; 2) динамический — закономерное чередование стабильных (литических) и критических периодов. Идеи Л.С. Выготского получили развитие в концепции Д.Б. Эльконина, положившего в основу периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. Все типы деятельности Д.Б. Эльконин подразделяет на 2 группы: 1) деятельности в системе "ребенок — общественный взрослый" и 2) деятельности в системе "ребенок — общественный предмет. В основе психического развития лежит периодически возникающее противоречие между операционно-техническими возможностями личности, с одной стороны, и задачами и мотивами деятельности — с другой. Разрешение этого противоречия осуществляется через изменение социальной ситуации развития и переход к соответствующей деятельности, обеспечивающей необходимое ускоренное развитие либо мотивационно-потребностной, либо интеллектуально-познавательной сфер личности. Противоречия порождают кризисы, как необходимые переломные точки развития. Согласно Д.Б. Эльконину, периодизация психического развития в детском возрасте включает три эпохи, каждая из которых состоит из двух связанных между собой периодов, причем в первом происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, а во втором — интеллектуально-познавательной. Эпохи разделены между собой кризисами перестройки отношения личность—общество, а периоды — кризисами самосознания. Эпоха раннего детства начинается кризисом новорожденности (0—2 мес.) и включает младенчество, ведущей деятельностью которого является ситуативно-личностное общение, кризис первого года и ранний возраст, где ведущей является предметная деятельность. Эпоха детства, отделенная от эпохи раннего детства кризисом трех лет, включает дошкольный возраст (ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра), кризис семи лет и младший школьный возраст (ведущей является учебная деятельность). Кризис 11—12 лет разделяет эпохи детства и подростничества, в котором младший подростковый возраст с интимно-личным общением как ведущей деятельностью сменяется старшим подростковым возрастом, где ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. По мнению Д.Б. Эльконина, указанная схема периодизации соответствует детскому и подростковому возрасту, а для периодизации зрелых возрастов необходимо разработать иную схему при сохранении общих принципов периодизации.
ТЕОРИЯ ВЫГОТСКОГО. Стадии развития хар-ся возр. новообразованиями – кач-вами или св-вами, кот.не было раньше в готовом виде. Источник развития – соц. среда. Возникновение возр. новобр-нийопред-сявзаимод. ребёнка со своим соц. окружением, воспитыв. и обучающим его. Выготский вводит пон-е «соц. ситуация развития» -специф. для каждого возраста отн-е между реб. и окр. средой. Соц. ситуация развития мен.в самом начале возр. периода. К концу периода появляются новообразования, среди кот.особое место занимает центр. новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на след. стадии. Выготский также рассм. динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выд. стабильные и кризисные стадии развития, которые чередуются. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ: - кризис новорождённости – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.008 с.) |