Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика воспитания.

Поиск

Воспитание – планомерное, целенаправленное и организованное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных качеств, обеспечивающих необходимые условия для его развития, успешной деятельности и жизни в социуме.

Воспитание, как и учение, представляет собой двусторонний процесс, в котором участвуют два субъекта – педагог и учащийся. Участие педагога не сводится только к воздействию на воспитуемого, но предполагает познание его как личности и как субъекта самосовершенствования, проектирование его развития, организацию его поведения и деятельности (прежде всего мобилизацию соответствующих мотивов ребенка), выбор средств и методов воспитания и многие другие действия. В свою очередь, поведение учащегося в процессе воспитания не сводится только к послушанию, исполнению указаний и требований воспитателя и других лиц, но предполагает осуществление максимума самостоятельных и глубоко мотивированных поступков, управление своим поведением в сложных ситуациях. В воспитании реализуются не одна, а две цели – цель воспитателя и цель воспитуемого, которые могут не совпадать (учитель ставит цель стимулировать развитие общительности у подростка, поручает ему шефствовать над младшими школьниками, то для подростка целью будет не развитие своей общительности, а выполнение именно этой задачи).

Понимание воспитания как двустороннего процесса сложилось сравнительно недавно. Долгое время оно рассматривалось односторонне, как процесс воздействия воспитателя на ребенка, а сам ребенок рассматривался как пассивное существо, не способное к самоизменению.

Сущность воспитания – процесс формирования личности.

Воспитание обеспечивает становление ребенка как личности. В конечном счете, воспитывает учеников то, что они сами делают, а не то, что делает учитель. Только через свою деятельность ученика воспитываются, изменяются. Воспитание – это формирование общественно ценных потребностей. Учитель должен быть внимателен к внутреннему содержанию действий ребенка (мотив).

29. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА. К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьёзных психологических требований: умение руководить, учить, воспитывать, слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая культура; душеведческаянапр-сть ума; проектировочный подход к чел-ку (чел-к может всегда стать лучше); сп-сть сопереживания; наблюдательность; «служение людям – это здорово» (убеждение в этом); умение решать нестандартные ситуации; высокая степень саморегуляции. Педагогическая профессия сложна, так как относится к системе «человек-человек». Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к пед.деят-сти. Дополнительные требования: общительность, артистичность, весёлый нрав, хороший вкус и др. Одним из важнейших компонентов педагогической деятель­ности является ее мотивация. В педагогической деятельности вы­деляются те же мотивационные ориентации, что и в учебной. Это внешние мотивы, например мотив достижения, и внутренние мотивы, например ориентация на процесс и резуль­тат своей деятельности. Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекват­ности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации. Вместе с тем в педагогической деятельности как специфической форме взаи­модействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти.

СПОСОБНОСТИ:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ.

1) * объективные (научная подготовка учителя)

* дидактические (диалектические)

- спос. передавать инф.

- экспрессивно-речевая

- академическая

- распределения внимания

2) *субъективные (личный учит.талант)

*организационно-коммуникативные

- коммуник.

- пед. такт

- организ. спос.

- суггестивные (предъявление требований и добив.их)

2.ЛИЧНОСТНЫЕ (нравственно-волевые качества) – осущ. восп. функции

- перцептивные (умение понимать и принимать людей)

- пед. воображение

- саморегуляция

- выдержка и самообладание

ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА:

- пед. напр-сть (+система ценностей)

- компетентность профес. (сочетание всех 3): деятельностная, коммуникативная, личностная

- гибкость (эмоц. уст-сть, интеллект., поведенческая)

!!! Особ-сти восприятия и понимания учителем уч-ся проявл. в типах отн-я учителя к ним и в уровнях понимания.

ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ:

- активно-положительный (ориентир.на лучшее)

- пассивно-положительный (временами излишняя категоричность и жестокость)

- ситуативный (эмоц. нестабильность)

- активно-отрицательный (открытая отрицательность)

- пассивно-отрицательный (безразличие, равнодушие, отчуждённость)

УРОВНИ ПОНИМАНИЯ:

- верхний (высокий): учитель основат. знает своих уч-ся, понимает их. Его суждения объективны. В пед. д-сти успешен.

- средний: учитель видит только отд. проявления учеников и не замеч. их сущ. качеств. Субъективизм. Полная зависимость от успехов в учёбе.

- низкий: учитель видит только внешние проявления уч-ся и не замечает их причин. Нет положительного отношения ни к пед. д-сти, ни к детям.

30. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ. Оценка – определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях педагога о степени усвоения учащимися знаний, навыков, умений, установленных программой, об уровне прилежания и состояния дисциплины. Педагогическая оценка бывает нескольких видов: предметная и персональная, материальная и моральная, результативная и процессуальная, количественная и качественная.

Предметная оценка касается результата деятельности ребенка, а не его лично.

Персональная оценка относится к субъекту деятельности к его старательности, к умению и т.д.

Материальная – содержит в себе порицание и похвалу, характеризуя действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

Результативная оценка – относится к конечному результату, а процессуальная – характеризует сам процесс деятельности.

Количественная оценка соотносится с объемом выполняемой работы, а качественная – касается качества выполнения, точности, аккуратности. Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль. Очень важно, чтобы оценка была объективной, т.к. этот фактов оказывает стимулирующее влияние на уровень учебной активности. Однако есть категория учащихся, у которых завышенная оценка играет стимулирующую роль. Т.о. педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений, навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности. Эффективная педагогическая оценка та, которая поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Главное, чтобы оценка была персонально значима для ученика.

К способам повышения персональной значимости оценки относятся: систематическое изучение и учет индивидуальных интересов и потребностей ребенка; актуализация интересов. При выставлении оценки педагогу необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. с возрастом изменяется значимость педагогической оценки. Основные тенденции изменения заключаются в следующем: повышается понимание необходимости знаний, умений, навыков, возрастает роль социально-психологических стимулов, о также происходит постепенный переход от ориентации на внешние стимулы к учету внутренних. В младенческом возрасте должна преобладать эмоционально-экспрессивная оценка, в младшем дошкольном – стимулирование деятельности может быть дополнено социально-психологическими факторами, в старшем дошкольном – дополняются оценки, связанные с соблюдением правил поведения, а также демонстрацией знаний, умений, навыков. В младшем школьном возрасте для детей важны оценки, которые дают значимые для них люди. В подростковом – дети больше реагируют на оценки сверстников. В старшем школьном – возрастает роль оценки взрослых, которую школьники преломляют через самооценку.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.119 (0.007 с.)