Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование знаний и понятий в процессе обучения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теория поэтапного формирования умственной деятельности разработана П. Я. Гальпериным. Основана она на ряде допущений: - перед выполнением нового действия необходимо активная ориентировка субъекта в условиях действия; - построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудие психической деятельности (эталоны, знаки, примеры); - восприятие и мышление являются интериоризированными внешними предметными действиями. Определяют 4 группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: -Формирование мотивации действий ученика; -Обеспечение правильного выполнения нового действия;-Воспитание (отработка) его желаемых свойств;-Превращение действия в умственное путем его поэтапной отработки. Эти условия были конкретизированы Гальпериным в 6 этапов формирования умственной действий и памяти: 1)создание и поддержание мотивационной основы действия;2)создание ориентировочной основы действия (ООД) и уяснение ее испытуемыми; 3)этап формирования действия материальной или материализованной формы;4)формирование действия громкой социализованной речи;5)формирование действия «во внешней речи про себя»; 6) формирование действия во внутренней речи. Теория В. В. Давыдова о формировании у детей системы научных понятий: Мышление как способность ребенка к конкретизации и обобщениям. Переход в научении от частного к общему и от общего к частному. Необходимость приоритетного формирования у школьников младших классов общих понятий, основные этапы этого пути: выделение системы формируемых теоретических Понятий, составляющих основу науки; формирование у учащихся специальных предметных действий, направленных на выделение существенного в учебном материале; изучение предмета на базе знания основных теоретических понятий. Концепции проблемного обучения. Понятие проблемного обучения. Принцип высокого уровня трудности. Представление о проблемной ситуации и задаче. Характеристика учебной ситуации как проблемной. Условия формирования научных понятий. 1. Особенности личности и мотивация. Формирование понятий управляется определенной целью и возникают под влиянием соответствующих мотивов. Восприятие и мышление ребенка начинает искать и выделять в объектах соответствующие функции, тогда как функции объектов, отображаемые понятия заинтересуют его. 2. Направленные усилия, поиски и многократные попытки сопровождаемые проверкой результатов. Такие поиски приводят к осознанию все новых отношений и свойств объектов, пока среди них не обнаруживаются существенные для решения задачи. В ходе решения задачи на каждом этапе обнаруживаются новые отношения элементов. 3. Наличие соответствующих знаний и умений. Прежде чем обучать понятиям, учащихся следует ознакомить со свойствами, отношениями и функциями объектов на которые опираются изучаемые понятия. 4. Предварительный анализ сущности мыслительной задачи и оценки возможных ее решений. Понятия образуются быстрее, если учащийся осознает, для чего оно нужно, какие задачи позволяет решать, и каким областям действительности относятся. 5. Направленность мышления. Желания и прилежание недостаточно для образования понятий. Поэтому необходимо чтобы мышление было направлено на соответствующие функции и свойства объекта. Главный путь формирования научных понятий - обучение, ведущим является содержание обучения. Знания, которые ребенок получает, задачи которые он решает в ходе обучения - вот, что определяет содержание и форму понятий, также характер практических, перцептивных и умственных действий ребенка. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЕД. Д-СТЬ – воспитывающие и обучающие воздействия учителя на учеников, напр. на их личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие; основа саморазвития и самосовершенствования. Предмет ПД – организация уч. д-сти. Продукт ПД – формируемый у ученика инд. опыт. Двуединство объекта ПД – ученик и учебный предмет. Структура ПД – мотивы, цели пед. д-сти, её планирование, принятие решений. К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьёзных психологических требований: умение руководить, учить, воспитывать, слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая культура; душеведческая напр-сть ума; проектировочный подход к чел-ку (чел-к может всегда стать лучше); сп-сть сопереживания; наблюдательность; «служение людям – это здорово» (убеждение в этом); умение решать нестандартные ситуации; высокая степень саморегуляции. Педагогическая профессия сложна, так как относится к системе «человек-человек». Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к пед.деят-сти. Дополнительные требования: общительность, артистичность, весёлый нрав, хороший вкус и др. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. В педагогической деятельности выделяются те же мотивационные ориентации, что и в учебной. Это внешние мотивы, например мотив достижения, и внутренние мотивы, например ориентация на процесс и результат своей деятельности. Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации. Вместе с тем в педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти. СПОСОБНОСТИ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ. 1) * объективные (научная подготовка учителя) * дидактические (диалектические) - спос. передавать инф. - экспрессивно-речевая - академическая - распределения внимания 2) *субъективные (личный учит.талант) *организационно-коммуникативные - коммуник. - пед. такт - организ. спос. - суггестивные (предъявление требований и добив.их) 2.ЛИЧНОСТНЫЕ (нравственно-волевые качества) – осущ. восп. функции - перцептивные (умение понимать и принимать людей) - пед. воображение - саморегуляция - выдержка и самообладание ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА: - пед. напр-сть (+система ценностей) - компетентность профес. (сочетание всех 3): деятельностная, коммуникативная, личностная - гибкость (эмоц. уст-сть, интеллект., поведенческая !!! Особ-сти восприятия и понимания учителем уч-ся проявл. в типах отн-я учителя к ним и в уровнях понимания. ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ: - активно-положительный (ориентир.на лучшее) - пассивно-положительный (временами излишняя категоричность и жестокость) - ситуативный (эмоц. нестабильность) - активно-отрицательный (открытая отрицательность) - пассивно-отрицательный (безразличие, равнодушие, отчуждённость) УРОВНИ ПОНИМАНИЯ: - верхний (высокий): учитель основат. знает своих уч-ся, понимает их. Его суждения объективны. В пед. д-сти успешен. - средний: учитель видит только отд. проявления учеников и не замеч. их сущ. качеств. Субъективизм. Полная зависимость от успехов в учёбе. - низкий: учитель видит только внешние проявления уч-ся и не замечает их причин. Нет положительного отношения ни к пед. д-сти, ни к детям. Педагогическая деятельность учителя (преподавателя), как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления. Стили педагогической деятельности подразделяются на три общих: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием. Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты. В педагогической деятельности затруднения в процессе взаимодействия между учителем (преподавателем) и учениками (студентами) и между учениками (студентами) внутри класса (группы) исследуются достаточно интенсивно с целью определения факторов, влияющих на них, вызывающих их причин. Затруднение в общении (в деятельности) — это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения. Затруднения: 1.Этно-социокультурнаяобластьзатруднений.2.Статусно-позиционно-ролеваяобластьзатруднений.Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. 3. Возрастнаяобластьзатруднений. Также барьеры бывают личностные (барьеры неправильной установки сознания: стереотипы, предвзятость, отсутствие внимания и интереса друг к другу, пренебрежение фактами), социально-психологические, физические.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.006 с.) |