Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема. Диагностика по запросу

Поиск

МОДЕЛЬ «МЕТОДИСТ»

Общее описание модели

Два обстоятельства могут с большой вероятностью служить причиной реализации данной модели психологической деятельности в школе:
А) наличие у школы реально действующей образовательной программы, ориентированной на развитие учащихся (собственная концепция развития школы, экспериментальная программа, участие в реализации общегородской или региональной образовательной программы, проекта). В этом случае психологическое обеспечение образовательного процесса становится объективно необходимым;
Б) наличие в школе социального педагога, организующего работу с семьями учащихся и выполняющего диспетчерские функции. В этом случае психолог освобождается от ряда консультативных функций и может включиться в деятельность по психологическому обеспечению образовательных программ и проектов школы.
Модель довольно специфична и с точки зрения статуса, который приобретает психолог (близкий к статусу завуча), и по требованиям к квалификации специалиста (глубокие, серьезные знания в области психологии образования и педагогики), и по содержанию его деятельности (методическая и экспертная работа прежде всего).
Запрос на такую модель в образовании сформировался, а вот специалистов, способных его реализовать, пока немного...

Цель деятельности психолога

Участие в проектировании и реализации школьной образовательной развивающей среды в соответствии с программой развития школы.

Задачи деятельности психолога

1. Проектирование и участие в реализации образовательных программ и проектов и экспертиза их психологической адекватности и эффективности (с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития школьников).
2. Оптимизация психологических аспектов учебно-воспитательного процесса.
3. Оптимизация условий взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. РАБОТА ПСИХОЛОГА В АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОМАНДЕ

Задачи

1. Психологическая экспертиза проектируемых и реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения задач возрастного и индивидуального развития школьников.
2. Участие в конструировании образовательных ситуаций.
3. Психологическое проектирование и экспертиза конкретных учебно-воспитательных мероприятий с учетом задач возрастного и индивидуального развития школьников.

Виды деятельности

1. Участие в проектировании образовательной среды школы.
2. Участие в разработке общешкольного плана работы (внесение своих предложений, психологическая оценка планируемой работы).
3. Сотрудничество с завучами школы по проблемам реализации поставленных задач, отслеживание промежуточных итогов и внесение корректив в реализуемые психолого-педагогические программы.
4. Совместная разработка сценариев значимых мероприятий.
5. Консультативное участие в решении проблем расстановки кадров и приема новых сотрудников.

Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности Вид деятельности психолога Основные следствия проведения данных мероприятий
Изменение образовательных условий, контингента детей или педагогов Внедрение экспериментальных образовательных программ Запрос вышестоящих организаций Участие в проектировании образовательной среды школы Подготовка рекомендаций Написание психологического блока модели
Составление плана работы школы Участие в разработке общешкольного плана работы (внесение своих предложений, психологическая оценка планируемой работы) Разработка (на основе общешкольного плана работы психолога Согласование собственных планов с планами других школьных структур Разработка мониторинговых процедур для отслеживания эффективности плановых мероприятий
Плановое сотрудничество Экстренные ситуации (изменение педагогической ситуации, ухудшение показателей качества, конфликты) Итоги мониторинга Сотрудничество с завучами школы по проблемам реализации поставленных задач, отслеживание промежуточных итогов и внесение корректив в реализуемые программы Участие в заседаниях предметных методических объединений Реализация программ, направленных на решение экстренных проблем Консультирование администрации и председателей методических объединений
Плановое мероприятие Мероприятие, разрабатываемое для решения экстренной проблемы Совместная разработка сценариев значимых мероприятий Анализ проведенного мероприятия (совместно с другими разработчиками) Создание и реализация мониторинговых программ (при необходимости)
Запрос администрации на участие в ситуациях приема новых сотрудников или расстановки педагогических кадров Консультативное участие в решении проблем расстановки кадров и приема новых сотрудников Составление и утверждение программы работы с молодым специалистом Подготовка рекомендаций по подбору и расстановке кадров

II. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Задачи

1. Повышение психологической компетентности педагогов школы.
2. Оптимизация психологических условий взаимодействия педагогов и учащихся.
3. Проектирование и участие в реализации психолого-педагогических программ.
4. Анализ образовательных ситуаций, обобщение психолого-педагогического опыта.
5. Психологическая адаптация молодых специалистов в школе.

Виды деятельности

1. Технологическая поддержка проектировочной деятельности педагогического коллектива.
2. Тематические выступления на педагогических советах и семинарах.
3. Участие (при необходимости — инициирование) в различных формах работы, ориентированных на решение образовательных проблем учащихся.
4. Проектирование и совместная с педагогами реализация психолого-педагогических программ и проектов, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся.
5. Работа с молодыми специалистами: помощь в психологической адаптации к новой профессиональной ситуации и новому коллективу.
6. Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с конкретными детьми (определенного возраста, по определенной программе, с определенными индивидуальными психологическими особенностями).
7. Психолого-педагогическая диагностика учащихся.

Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности Вид деятельности психолога Основные следствия проведения данных мероприятий
Запрос администрации на участие педколлектива в разработке стратегических вопросов развития школы Запрос кафедры или творческой группы педагогов на разработку и проведение проектного семинара Технологическая поддержка проектировочной деятельности педагогического коллектива Проведение тренингов, мастер-классов Участие в реализации созданных проектов Разработка тематических рекомендаций
Запрос на теоретическую информацию Итоги мониторинга Тематические выступления на педагогических советах и семинарах Подготовка справки по итогам мониторинга Разработка психологических рекомендаций для методических объединений и отдельных педагогов по применению результатов мониторинга в педагогической деятельности
Запрос одного из участников образовательного процесса Результаты психолого-педагогического мониторинга Участие (при необходимости — инициирование) в различных формах работы, ориентированных на решение образовательных проблем учащихся Подготовка заключения и психологических рекомендаций Совместная с педагогами программа действий, направленных на решение проблем Методическое консультирование педагогов
Плановая работа, осуществляемая в сложные периоды школьного обучения Научно-методическая работа педагогов по освоению новых образовательных технологий Введение экспериментальных учебных программ и курсов дополнительного образования Внедрение новых форм внеурочной образовательной деятельности или воспитательной работы Проектирование и совместная с педагогами реализация психолого-педагогических программ и проектов, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся Организация работы самого психолога в рамках разработанной программы Разработка психолого-педагогических рекомендаций по применению технологии, нового метода или подхода Участие в проведении модельных семинаров с демонстрацией новых технологий и подходов Проведение мониторинга
Приход в школу новых педагогов (прежде всего — молодых специалистов) Работа с молодыми специалистами: помощь в психологической адаптации к новой профессиональной ситуации и новому коллективу Участие в разработке программы профессионального развития молодого специалиста и реализация психологической части данной программы
Запрос любого участника образовательного процесса Результаты психологических наблюдений Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работыс конкретными детьми Рекомендации по организации обучения и воспитания детей с определенного типа трудностями и проблемами Участие в работе по корректировке, развитию выбранной программы
Мониторинг реализуемых образовательных программ и проектов Проверка запроса, адресованного психологу со стороны педагогов, администрации или самих учащихся Психолого-педагогическая диагностика учащихся Выступления на педсоветах и методобъединениях Проведение консилиумов и мини-педсоветов Индивидуальные консультации педагогов и родителей


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.98 (0.008 с.)