МОДЕЛЬ «МЕТОДИСТ»
Общее описание модели
Два обстоятельства могут с большой вероятностью служить причиной реализации данной модели психологической деятельности в школе:
А) наличие у школы реально действующей образовательной программы, ориентированной на развитие учащихся (собственная концепция развития школы, экспериментальная программа, участие в реализации общегородской или региональной образовательной программы, проекта). В этом случае психологическое обеспечение образовательного процесса становится объективно необходимым;
Б) наличие в школе социального педагога, организующего работу с семьями учащихся и выполняющего диспетчерские функции. В этом случае психолог освобождается от ряда консультативных функций и может включиться в деятельность по психологическому обеспечению образовательных программ и проектов школы.
Модель довольно специфична и с точки зрения статуса, который приобретает психолог (близкий к статусу завуча), и по требованиям к квалификации специалиста (глубокие, серьезные знания в области психологии образования и педагогики), и по содержанию его деятельности (методическая и экспертная работа прежде всего).
Запрос на такую модель в образовании сформировался, а вот специалистов, способных его реализовать, пока немного...
Цель деятельности психолога
Участие в проектировании и реализации школьной образовательной развивающей среды в соответствии с программой развития школы.
Задачи деятельности психолога
1. Проектирование и участие в реализации образовательных программ и проектов и экспертиза их психологической адекватности и эффективности (с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития школьников).
2. Оптимизация психологических аспектов учебно-воспитательного процесса.
3. Оптимизация условий взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. РАБОТА ПСИХОЛОГА В АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОМАНДЕ
Задачи
1. Психологическая экспертиза проектируемых и реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения задач возрастного и индивидуального развития школьников.
2. Участие в конструировании образовательных ситуаций.
3. Психологическое проектирование и экспертиза конкретных учебно-воспитательных мероприятий с учетом задач возрастного и индивидуального развития школьников.
Виды деятельности
1. Участие в проектировании образовательной среды школы.
2. Участие в разработке общешкольного плана работы (внесение своих предложений, психологическая оценка планируемой работы).
3. Сотрудничество с завучами школы по проблемам реализации поставленных задач, отслеживание промежуточных итогов и внесение корректив в реализуемые психолого-педагогические программы.
4. Совместная разработка сценариев значимых мероприятий.
5. Консультативное участие в решении проблем расстановки кадров и приема новых сотрудников.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
|
Изменение образовательных условий, контингента детей или педагогов Внедрение экспериментальных образовательных программ Запрос вышестоящих организаций
| Участие в проектировании образовательной среды школы
| Подготовка рекомендаций Написание психологического блока модели
|
Составление плана работы школы
| Участие в разработке общешкольного плана работы (внесение своих предложений, психологическая оценка планируемой работы)
| Разработка (на основе общешкольного плана работы психолога Согласование собственных планов с планами других школьных структур Разработка мониторинговых процедур для отслеживания эффективности плановых мероприятий
|
Плановое сотрудничество Экстренные ситуации (изменение педагогической ситуации, ухудшение показателей качества, конфликты) Итоги мониторинга
| Сотрудничество с завучами школы по проблемам реализации поставленных задач, отслеживание промежуточных итогов и внесение корректив в реализуемые программы
| Участие в заседаниях предметных методических объединений Реализация программ, направленных на решение экстренных проблем Консультирование администрации и председателей методических объединений
|
Плановое мероприятие Мероприятие, разрабатываемое для решения экстренной проблемы
| Совместная разработка сценариев значимых мероприятий
| Анализ проведенного мероприятия (совместно с другими разработчиками) Создание и реализация мониторинговых программ (при необходимости)
|
Запрос администрации на участие в ситуациях приема новых сотрудников или расстановки педагогических кадров
| Консультативное участие в решении проблем расстановки кадров и приема новых сотрудников
| Составление и утверждение программы работы с молодым специалистом Подготовка рекомендаций по подбору и расстановке кадров
|
II. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Задачи
1. Повышение психологической компетентности педагогов школы.
2. Оптимизация психологических условий взаимодействия педагогов и учащихся.
3. Проектирование и участие в реализации психолого-педагогических программ.
4. Анализ образовательных ситуаций, обобщение психолого-педагогического опыта.
5. Психологическая адаптация молодых специалистов в школе.
Виды деятельности
1. Технологическая поддержка проектировочной деятельности педагогического коллектива.
2. Тематические выступления на педагогических советах и семинарах.
3. Участие (при необходимости — инициирование) в различных формах работы, ориентированных на решение образовательных проблем учащихся.
4. Проектирование и совместная с педагогами реализация психолого-педагогических программ и проектов, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся.
5. Работа с молодыми специалистами: помощь в психологической адаптации к новой профессиональной ситуации и новому коллективу.
6. Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с конкретными детьми (определенного возраста, по определенной программе, с определенными индивидуальными психологическими особенностями).
7. Психолого-педагогическая диагностика учащихся.