Задачи деятельности психолога
Похожие статьи вашей тематики
1. Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся. 2. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии. 3. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса. 4. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ И УЧЕНИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ
Задачи
1. Отслеживание психического развития конкретных детей и социально-психологического развития ученических коллективов. 2. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей учащихся в образовательном процессе. 1. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии. 3. Развитие психологической компетентности учащихся. 4. Создание условий для социально-психологического развития ученических коллективов.
Виды деятельности
1. Психолого-педагогическая диагностика. 2. Развивающая работа со всем ученическим коллективом. 3. Психологическое обучение и просвещение школьников. 4. Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися. 5. Диспетчерская работа.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| А) в определенные периоды обучения; Б) в связи с общешкольными мони-торингами образовательной среды; В) регулярно, в процессе взаимодействия с учащимися курируемых классов
| Психолого- педагогическая диагностика
| 1. Обсуждение результатов с классным руководителем и на основе данных — проектирование совместной работы по решению выявленных проблем Консультирование родителей учащихся Выступление на консилиуме или педсовете по итогам диагностики Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом
| 2. Запрос педагога (классного руководителя или предметника)
| 2. Обсуждение результатов с педагогом и на основе данных — проектирование совместной работы по решению выявленных проблем Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом Информирование администрации
| 3. Запрос родителя или самого учащегося
| 3. Консультирование «автора» запроса Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом
| Плановая развивающая работа По результатам психологической диагностики По запросу классного руководителя или в рамках совместного психолого-педагогического проекта
| Развивающая работа с ученическим коллективом
| Мониторинг успешности реализованной программы Обсуждение результатов и дальнейших шагов с классным руководителем Обсуждение программы с коллегами (на методическом объединении психологов) и доработка программы Обсуждение результатов работы с завучем, курирующим деятельность психолога Выступление на мини-педсовете
| Плановая работа Запрос классного руководителя или администрации
| Психологическое обучение учащихся
| Обсуждение итогов с классным руководителем Мониторинг успешности реализованной программы Обсуждение программы с коллегами (на методическом объединении психологов) и доработка программы
| По результатам диагностики По запросу педагога, родителей или самого учащегося
| Коррекционно- развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися
| Консультации с классным руководителем Повторная психологическая диагностика (мониторинг результатов работы) Консультирование родителей по итогам проведенной с ребенком работы Рекомендации педагогам-предметникам
| По результатам диагностики либо другой работы, проведенной с ребенком
| Диспетчерская работа
| Информирование администрации школы Консультации с классным руководителем и педагогами-предметниками Консультирование родителей Работа с детским коллективом Сопровождение ребенка и поддержка семьи во время работы со специалистами Организация коррекционно-развивающей работы с ребенком по рекомендациям специалиста
|
II. РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи
1. Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся. 2. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса в целом.
Виды деятельности
1. Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей. 2. Информирование и просвещение родителей. 3. Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| По запросу или на основе результатов проведенной диагностики Консультации в процессе проведения коррекционно-развивающих мероприятий с ребенком
| Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей
| Подготовка рекомендаций для родителей Организация сотрудничества педагогов-предметников и родителей ребенка Разработка совместно с родителями программы помощи ребенку Диспетчерская работа
| По итогам плановой диагностики Плановые встречи с родителями (родительские собрания, просветительские семинары) Запрос классного руководителя, администрации, самих родителей
| Информирование и просвещение родителей
| Подготовка рекомендаций для родителей; По необходимости — организация индивидуальных консультаций для родителей
| Плановая ситуация или запрос классного руководителя
| Совместная развивающая работа с детским коллективом
| Обсуждение результатов работы на родительских собраниях
|
III. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ШКОЛЫ
Задачи (в отношении педагогов-предметников):
1. Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития учащихся. 2. Предоставление педагогам психологической информации о процессе развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
Задачи (в отношении классных руководителей):
1. Анализ и проектирование социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию учащихся.
Задачи (в отношении других специалистов школы):
1. Оказание комплексной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.
Виды деятельности
1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов. 2. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов. 3. Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом. 4. Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.
Сотрудничество с педагогами-предметниками:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| Итоги различных видов психологической работы с детьми (диагностика, коррекционно-развивающая и консультативная работа) Решение психолого-педагогического консилиума Запрос педагога
| Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием школьников
| Создание и реализация педагогом и психологом совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей Индивидуальная психологическая работа с самим педагогом
| Итоги психологической диагностики Запрос педагога, администрации, классного руководителя
| Проведение психолого- педагогических консилиумов
| Разработка и реализация программы совместных действий, направленных на решение поставленных на консилиуме задач Мониторинг результатов реализации программы Повторная встреча (по необходимости)
| Сотрудничество с классными руководителями:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| Решение консилиума или мини-педсовета Инициатива классного руководителя или психолога основывающаяся на результатах наблюдений за классом или отдельными учащимися Совместный план деятельности, составленный на основе мониторинга предыдущего этапа работы с классом или отдельными учащимися
| Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом
| Мониторинг результатов работы Информирование родителей Консультирование педагогов-предметников и администрации
| Запрос классного руководителя
| Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями
| Обсуждение итогов, отслеживание результатов проведенной работы Подготовка методических материалов
| Сотрудничество с другими специалистами:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
| Плановые ситуации Результаты диагностики Запрос одного из специалистов Решение психолого-педагогического консилиума
| Совместное планирование работы с отдельными детьми, реализация общих коррекционно-развивающих программ
| Выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям Проведение совместных мониторингов эффективности реализации программ
|
IV. РАБОТА С АДМИНИСТРАЦИЕЙ
Задачи
1. Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой школы, концепцией развития. 2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.
Виды деятельности
1. Консультации с администрацией по вопросам деятельности психолога. 2. Информирование администрации по психологическим вопросам. 3. Совместное планирование.
V. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ
Задачи
1. Повышение эффективности деятельности службы. 2. Повышение квалификации сотрудников службы. 3. Создание научно-методических продуктов деятельности службы.
Виды деятельности
1. Разработка нового и адаптация существующего методического инструментария деятельности психолога. 2. Осуществление совместной методической и практической работы, профессиональная супервизия сотрудников службы.
Необходимая управленческая поддержка деятельности психолога в рамках данной модели
1. Внесение в план школы диагностических, развивающих и обучающих мероприятий психологической службы (психолога). 2. Создание условий для реализации сотрудничества педагогов и психологов (организация и поддержка управленческими решениями работы психологических консилиумов, контроль за выполнением решений консилиумов и проведением запланированных психолого-педагогических мероприятий и т.д.). 3. Создание общешкольной концепции сотрудничества с родителями. 4. Урегулирование вопросов, связанных со сверхурочной работой (в выходные дни, на выезде и т.д.). 5. Получение согласия родителей на проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с их детьми. 6. Рассмотрение и утверждение планов и программ психологической работы. 7. Обеспечение возможностей для привлечения других специалистов к работе с трудными случаями (логопеда, психоневролога, нейропсихолога, нарколога и т.д.). 8. Предоставление времени для методической работы и обработки данных диагностики.
Требования к методическому обеспечению деятельности психолога в рамках данной модели
1. Обеспечение психолога диагностическими материалами для проведения скрининговых исследований уровня психического развития, диагностики возрастных особенностей учащихся на всех этапах обучения, изучения социально-психологических особенностей детских коллективов, уровня психологической адаптации школьников 1, 5 и 10-х классов. 2. Научно-методическое обеспечение диагностики, проводимой психологом в рамках мониторингов образовательных программ и отслеживания результатов собственной деятельности. 3. Обеспечение методическими материалами для организации профориентационной работы в старшей школе. 4. Обеспечение коррекционно-развивающими программами для организации помощи детям всех школьных возрастов. 5. Обеспечение обучающими психологическими программами для ведения развивающей работы с детьми разных возрастов. 6. Обеспечение методической литературой и методическими разработками для просветительской работы с родителями и педагогами. 7. Обеспечение необходимыми методическими материалами для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы (игрушки, развивающие материалы, музыкальное сопровождение и др.). 8. Обеспечение методическими материалами для организации сотрудничества педагогов и психологов школы (консилиумов, совместных психолого-педагогических программ и проектов и т.д.)
Требования к уровню квалификации психолога в рамках данной модели
1. Навыки проведения индивидуальной и групповой психологической диагностики, анализа и представления данных. 2. Навыки работы с детским коллективом. 3. Навыки психологического консультирования детей и взрослых. 4. Навыки проектирования совместной деятельности, направленной на решение психологических проблем ребенка. 5. Знание основ педагогики, умения и навыки преподавания. 6. Навыки работы с аудиторией. 7. Наличие представлений о деятельности смежных специалистов (логопедов, психиатров, наркологов и др.). 8. Умение работать со справочной литературой. 9. Коммуникативные навыки, навыки ведения групповой работы с детьми и взрослыми. 10. Знание основ семейного консультирования.
СХЕМА 1
Отслеживание психического развития конкретных детей и социально-психологического развития ученических коллективов
СХЕМА 2
Организация и проведение развивающей работы в ученическом коллективе
СХЕМА 3
Организация и проведение развивающей работы с отдельными детьми
СХЕМА 4
Система курирующей работы психолога на примере конкретного класса
Функциональные обязанности и направления деятельности различных специалистов школы, возникающие при реализации данной модели психологической работы
Новые функциональные обязанности и направления работы специалистов школы в рамках модели психологической работы «Куратор»
Классный руководитель
| Администрация
| Социальный педагог
| Педагог-предметник
| 1. Совместное с психологом планирование различных программ и отдельных мероприятий в работе с классом, отдельными детьми и родителями
| 1. Организация условий для работы психолога с детьми, родителями и педагогами
| 1. Совместное с психологом планирование различных программ и отдельных мероприятий в работе с детьми и их семьями
| 1. Формулирование запросов к психологу на консультацию, совместное проектирование работы, работу с отдельными детьми
| 2. Совместная с психологом разработка и реализация развивающих и просветительских программ работы с детьми и родителями
| 2. Участие в планировании основных психологических программ и мероприятий
| 2. Организация взаимодействия психолога с семьей по запросу одной из сторон
| 2. Участие в разработке и реализации совместных психолого-педагогических программ работы с отдельными детьми и классными коллективами
| 3. Организация условий (время, помещение, организация встречи) для проведения психологом работы с детьми и родителями
| 3. Согласование и утверждение программ работы психолога с детьми, педагогами и родителями
| 3. Участие в проведении мониторингов эффективности психологической работы
| 3. Участие в мониторингах эффективности психологических программ
| 4. Участие в мониторингах реализуемых на классе и с отдельными детьми психологических программ
| 4.Контроль за применением психологических рекомендаций другими специалистами школы, за деятельностью самого психолога
| 4. Участие в консилиумах, сбор необходимой информации
| 4. Применение в собственной деятельности психологических рекомендаций, касающихся класса и отдельных детей
| 5. Участие в консилиумах, сбор необходимой информации
| 5. Организация взаимодействия различных специалистов школы в решении психологических проблем и задач развития отдельных детей и ученических коллективов
| 5. Применение в собственной деятельности психологических рекомендаций, касающихся класса и отдельных детей и их семей
| 5. Участие в консилиумах, сбор необходимой информации
| 6. Применение в собственной деятельности психологических рекомендаций, касающихся класса и отдельных детей. Формулирование запроса психологу на работу с психологическими проблемами детей и их родителями
| с
| 6. Сопровождение семьи в процессе работы с другими специалистами
| с
|
|