1. Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся.
2. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
3. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
4. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ И УЧЕНИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ
Задачи
1. Отслеживание психического развития конкретных детей и социально-психологического развития ученических коллективов.
2. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей учащихся в образовательном процессе.
1. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
3. Развитие психологической компетентности учащихся.
4. Создание условий для социально-психологического развития ученических коллективов.
Виды деятельности
1. Психолого-педагогическая диагностика.
2. Развивающая работа со всем ученическим коллективом.
3. Психологическое обучение и просвещение школьников.
4. Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.
5. Диспетчерская работа.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
|
А) в определенные периоды обучения; Б) в связи с общешкольными мони-торингами образовательной среды; В) регулярно, в процессе взаимодействия с учащимися курируемых классов
| Психолого- педагогическая диагностика
| 1. Обсуждение результатов с классным руководителем и на основе данных — проектирование совместной работы по решению выявленных проблем Консультирование родителей учащихся Выступление на консилиуме или педсовете по итогам диагностики Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом
|
2. Запрос педагога (классного руководителя или предметника)
| 2. Обсуждение результатов с педагогом и на основе данных — проектирование совместной работы по решению выявленных проблем Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом Информирование администрации
|
3. Запрос родителя или самого учащегося
| 3. Консультирование «автора» запроса Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом
|
Плановая развивающая работа По результатам психологической диагностики По запросу классного руководителя или в рамках совместного психолого-педагогического проекта
| Развивающая работа с ученическим коллективом
| Мониторинг успешности реализованной программы Обсуждение результатов и дальнейших шагов с классным руководителем Обсуждение программы с коллегами (на методическом объединении психологов) и доработка программы Обсуждение результатов работы с завучем, курирующим деятельность психолога Выступление на мини-педсовете
|
Плановая работа Запрос классного руководителя или администрации
| Психологическое обучение учащихся
| Обсуждение итогов с классным руководителем Мониторинг успешности реализованной программы Обсуждение программы с коллегами (на методическом объединении психологов) и доработка программы
|
По результатам диагностики По запросу педагога, родителей или самого учащегося
| Коррекционно- развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися
| Консультации с классным руководителем Повторная психологическая диагностика (мониторинг результатов работы) Консультирование родителей по итогам проведенной с ребенком работы Рекомендации педагогам-предметникам
|
По результатам диагностики либо другой работы, проведенной с ребенком
| Диспетчерская работа
| Информирование администрации школы Консультации с классным руководителем и педагогами-предметниками Консультирование родителей Работа с детским коллективом Сопровождение ребенка и поддержка семьи во время работы со специалистами Организация коррекционно-развивающей работы с ребенком по рекомендациям специалиста
|
II. РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи
1. Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся.
2. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса в целом.
Виды деятельности
1. Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей.
2. Информирование и просвещение родителей.
3. Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
|
По запросу или на основе результатов проведенной диагностики Консультации в процессе проведения коррекционно-развивающих мероприятий с ребенком
| Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей
| Подготовка рекомендаций для родителей Организация сотрудничества педагогов-предметников и родителей ребенка Разработка совместно с родителями программы помощи ребенку Диспетчерская работа
|
По итогам плановой диагностики Плановые встречи с родителями (родительские собрания, просветительские семинары) Запрос классного руководителя, администрации, самих родителей
| Информирование и просвещение родителей
| Подготовка рекомендаций для родителей; По необходимости — организация индивидуальных консультаций для родителей
|
Плановая ситуация или запрос классного руководителя
| Совместная развивающая работа с детским коллективом
| Обсуждение результатов работы на родительских собраниях
|
III. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ШКОЛЫ
Задачи (в отношении педагогов-предметников):
1. Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития учащихся.
2. Предоставление педагогам психологической информации о процессе развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
Задачи (в отношении классных руководителей):
1. Анализ и проектирование социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию учащихся.
Задачи (в отношении других специалистов школы):
1. Оказание комплексной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.
Виды деятельности
1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов.
2. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
3. Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом.
4. Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.
Сотрудничество с педагогами-предметниками:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
|
Итоги различных видов психологической работы с детьми (диагностика, коррекционно-развивающая и консультативная работа) Решение психолого-педагогического консилиума Запрос педагога
| Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием школьников
| Создание и реализация педагогом и психологом совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей Индивидуальная психологическая работа с самим педагогом
|
Итоги психологической диагностики Запрос педагога, администрации, классного руководителя
| Проведение психолого- педагогических консилиумов
| Разработка и реализация программы совместных действий, направленных на решение поставленных на консилиуме задач Мониторинг результатов реализации программы Повторная встреча (по необходимости)
|
Сотрудничество с классными руководителями:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
|
Решение консилиума или мини-педсовета Инициатива классного руководителя или психолога основывающаяся на результатах наблюдений за классом или отдельными учащимися Совместный план деятельности, составленный на основе мониторинга предыдущего этапа работы с классом или отдельными учащимися
| Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом
| Мониторинг результатов работы Информирование родителей Консультирование педагогов-предметников и администрации
|
Запрос классного руководителя
| Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями
| Обсуждение итогов, отслеживание результатов проведенной работы Подготовка методических материалов
|
Сотрудничество с другими специалистами:
Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности
| Вид деятельности психолога
| Основные следствия проведения данных мероприятий
|
Плановые ситуации Результаты диагностики Запрос одного из специалистов Решение психолого-педагогического консилиума
| Совместное планирование работы с отдельными детьми, реализация общих коррекционно-развивающих программ
| Выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям Проведение совместных мониторингов эффективности реализации программ
|
IV. РАБОТА С АДМИНИСТРАЦИЕЙ
Задачи
1. Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой школы, концепцией развития.
2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.
Виды деятельности
1. Консультации с администрацией по вопросам деятельности психолога.
2. Информирование администрации по психологическим вопросам.
3. Совместное планирование.
V. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ
Задачи
1. Повышение эффективности деятельности службы.
2. Повышение квалификации сотрудников службы.
3. Создание научно-методических продуктов деятельности службы.
Виды деятельности
1. Разработка нового и адаптация существующего методического инструментария деятельности психолога.
2. Осуществление совместной методической и практической работы, профессиональная супервизия сотрудников службы.
Необходимая управленческая поддержка
деятельности психолога в рамках данной модели
1. Внесение в план школы диагностических, развивающих и обучающих мероприятий психологической службы (психолога).
2. Создание условий для реализации сотрудничества педагогов и психологов (организация и поддержка управленческими решениями работы психологических консилиумов, контроль за выполнением решений консилиумов и проведением запланированных психолого-педагогических мероприятий и т.д.).
3. Создание общешкольной концепции сотрудничества с родителями.
4. Урегулирование вопросов, связанных со сверхурочной работой (в выходные дни, на выезде и т.д.).
5. Получение согласия родителей на проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с их детьми.
6. Рассмотрение и утверждение планов и программ психологической работы.
7. Обеспечение возможностей для привлечения других специалистов к работе с трудными случаями (логопеда, психоневролога, нейропсихолога, нарколога и т.д.).
8. Предоставление времени для методической работы и обработки данных диагностики.
Требования к методическому обеспечению
деятельности психолога в рамках данной модели
1. Обеспечение психолога диагностическими материалами для проведения скрининговых исследований уровня психического развития, диагностики возрастных особенностей учащихся на всех этапах обучения, изучения социально-психологических особенностей детских коллективов, уровня психологической адаптации школьников 1, 5 и 10-х классов.
2. Научно-методическое обеспечение диагностики, проводимой психологом в рамках мониторингов образовательных программ и отслеживания результатов собственной деятельности.
3. Обеспечение методическими материалами для организации профориентационной работы в старшей школе.
4. Обеспечение коррекционно-развивающими программами для организации помощи детям всех школьных возрастов.
5. Обеспечение обучающими психологическими программами для ведения развивающей работы с детьми разных возрастов.
6. Обеспечение методической литературой и методическими разработками для просветительской работы с родителями и педагогами.
7. Обеспечение необходимыми методическими материалами для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы (игрушки, развивающие материалы, музыкальное сопровождение и др.).
8. Обеспечение методическими материалами для организации сотрудничества педагогов и психологов школы (консилиумов, совместных психолого-педагогических программ и проектов и т.д.)
Требования к уровню квалификации психолога
в рамках данной модели
1. Навыки проведения индивидуальной и групповой психологической диагностики, анализа и представления данных.
2. Навыки работы с детским коллективом.
3. Навыки психологического консультирования детей и взрослых.
4. Навыки проектирования совместной деятельности, направленной на решение психологических проблем ребенка.
5. Знание основ педагогики, умения и навыки преподавания.
6. Навыки работы с аудиторией.
7. Наличие представлений о деятельности смежных специалистов (логопедов, психиатров, наркологов и др.).
8. Умение работать со справочной литературой.
9. Коммуникативные навыки, навыки ведения групповой работы с детьми и взрослыми.
10. Знание основ семейного консультирования.
СХЕМА 1
Отслеживание психического развития конкретных детей
и социально-психологического развития ученических коллективов
СХЕМА 2
Организация и проведение развивающей работы
в ученическом коллективе
СХЕМА 3
Организация и проведение развивающей работы
с отдельными детьми
СХЕМА 4
Система курирующей работы психолога
на примере конкретного класса
Функциональные обязанности и направления деятельности
различных специалистов школы, возникающие при реализации
данной модели психологической работы
Новые функциональные обязанности и
направления работы специалистов школы
в рамках модели психологической работы «Куратор»