Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Понятия «психологический диагноз и психологический прогноз.
Психологический диагноз (от греч. – «распознание») (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.
Предмет психологического диагноза (ПД) – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. По мере обогащения психологического знания этиологический элемент в ПД, вероятно, не будет иметь столь существенного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, практической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности.
Такой уровень диагностики Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский отмечает, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.
Второй ступенью в развитии психологического диагноза является тиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.
Высший уровень – типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологического диагноза в настоящее время является одной из наиболее важных задач психодиагностики.
Основные этапы психолого-педагогического обследования.
24. Задачи и структура психологической службы в общеобразовательных коррекционных учреждениях.
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.
Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для'решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.
Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь нуждающимся в ней людям. Основные цели психологической службы - оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи. Итак, целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба - это широкое обобщение психологической помощи. Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
Прообразом психологической службы являлись психотехнические и педологические лаборатории, существовавшие на предприятиях и в учреждениях в 20-х - начале 30-х годов XX столетия.
Современный этап становления психологической службы в нашей стране ведет отчет с начала 70-х годов XX века. Появление психологической службы было обусловлено как потребностями общественной практики, так и определенным уровнем развития фундаментальных и прикладных исследований в области социальной, медицинской, педагогической, возрастной психологии, психологии труда. Таким образом, психологическая служба является эффективным инструментом соединения теории и практики, приложения фундаментальных знаний к практическим проблемам человеческих судеб. В организационном отношении психологические службы действуют либо как самостоятельные профессиональные учреждения, получившие названия «Психологическая консультация», «Служба семьи и брака», «Служба "Телефон доверия"», «Центр психологической помощи» и т. п., либо как специализированные психологические подразделения в структуре отдельных организаций, например школьная психологическая служба, психологическая служба промышленного предприятия. В настоящее время некоторые психологические службы в организациях, так называемые ведомственные психологические службы, входят как составная часть в службы социального развития или социальной помощи персоналу, которые включают, наряду с психологами, и других специалистов: социальных работников, педагогов, врачей, юристов, социологов. Деятельность ведомственной психологической службы подчиняется идее управления развитием персонала, профессионального потенциала кадров конкретного учреждения. Объектами деятельности ведомственной психологической службы являются организация как таковая, группы, ее составляющие, и отдельные личности. Другая форма психологической службы - региональная психологическая служба, которая обычно действует в системе социального обслуживания населения. В отличие от обычной психологической службы, которая не затрагивает социальных проблем своих клиентов, работа психосоциальной службы направлена на комплексное решение одновременно и психологических, и социальных проблем тех людей, которые попали в трудные жизненные ситуации и испытывают в связи с этим психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, и требует привлечения разных специалистов, не только психологов. Подобного рода службы часто существуют в виде отделений психолого-педагогической помощи центров социальной помощи семье и детям, а также как самостоятельные учреждения.
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под термином «психологическая служба»? 2. Чем было обусловлено появление психологической службы в 70-е годы XX века? 3. Какова цель психологической службы? 4. Что понимается под термином «психологическая помощь»?
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка - с дошкольного возраста до окончания школы. В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина. Развитие детской практической психологии приходится на начало 20-х годов. В это время были сформулированы задачи и направления деятельности педолога и практического психолога в дошкольных заведениях и школе, очерчен круг их прав и обязанностей. Но в 1936 году Постановлением ЦК ВКП(б) педологи-практики были изгнаны из школ. И только в конце 60-х годов в нашей стране возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Это было обусловлено потребностями школы и общества в связи с возросшими требованиями к личности, ее нравственному и творческому потенциалу. В 1989 году вышло Инструктивное письмо Государственного Комитета СССР по народному образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога. С этого момента служба развивается во всех регионах страны и начинает охватывать всю систему воспитания и обучения - от дошкольного возраста (детские сады и детские дома) до ранней юности (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, ПТУ и пр.). Соответственно меняется название службы - не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования. В 1990 году Приказом Государственного Комитета по народному образованию было утверждено «Положение о психологической службе в системе образования», которое определило ее статус, структуру, права и обязанности работников этой службы, содержание их деятельности и продолжительность различных видов работы школьного психолога. Согласно данному положению, необходимость функционирования психологической службы в системе образования определяется насущностной потребностью учебно-воспитательных учреждений в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Психологическая служба должна способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы, формированию социально активной личности. Работники этой службы обязаны руководствоваться интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.
Деятельность психологической службы образования должна быть направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений. Деятельность психологической службы осуществляется специалистами, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-педагогического обучения и психологического консультирования. Педагоги, привлеченные к работе психологической службы, должны пройти специальную подготовку для получения соответствующей квалификации. Квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломом или свидетельством соответствующего высшего учебного заведения. Руководство деятельностью практического психолога осуществляется по профессиональной линии. В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется: - необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей.на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию; - важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей; - задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.
Современные концепции школьной психологической службы
Существует несколько концепций деятельности школьной психологической службы. Наиболее известные из них - это концепция И. В. Дубровиной и концепция Л. М. Фридмана. С точки зрения Л. М. Фридмана, цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе - воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т. е. - организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности учащихся.
Школьный психолог является членом педколлектива и напрямую участвует в реализации воспитательных целей школы через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление.
Концепция Л. М. Фридмана предполагает следующие виды работы школьного психолога: 1) организацию приема детей в школу и комплектование ученических классов; 2) налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей; 3) изучение процесса личностного развития учащихся; 4) оценку воспитанности учащихся. Согласно другой концепции, концепции И. В. Дубровиной, здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Утверждается, что главная функция психологической службы образования - профессиональная забота о психологическом здоровье детей. Сущностная характеристика психологического здоровья - человечность индивида - понимается как становление и манифестация субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, созидательное преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. Иными словами, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой- обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Обеспечение психологического здоровья детей является целью психологической службы образования. Основное средство достижения указанной цели - создание психолого-педагогических условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка. Ориентация на развитие ребенка, с точки зрения И. В. Дубровиной, определяет основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей - их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется организацией продуктивного общения детей со сверстниками и взрослыми и созданием для каждого ребенка ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так их родителям и педагогам.
Итак, единая концепция деятельности школьной психологической службы пока не сложилась. Но сформировалась новая профессиональная генерация - практические психологи образования, которые должны быть вооружены знанием «что делать?» (специфика профессиональных задач), «каким образом?» (масштаб методологической рефлексии и уровень технологической оснащенности специалиста, формы организации работы), «на каких основаниях?» (система базовых представлений) и «ради чего?» (система исходных профессиональных ценностей и целей).
|