Детская психология как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детская психология как наука



ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

План

Предмет и задачи детской психологии.

Связь детской психологии с другими науками.

Методологические проблемы детской психологии.

 

Литература:

 

1.Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. М., 2001.

2.Коломинский Я.Л., Е.А. Панько, Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – Питер, 2004.

3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2013.

4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. – М., 2005.

5. Каменская В.Г. Детская психология с основами психофизиологии. –М., 2005.

6.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. –М., 2004.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2013.

 

Детская психология - сравнительно молодой раздел психологии, интенсивное развитие которого в конце XIX и начале XX века было обусловлено запросами общественной системы образования. Переход на всеобщее начальное обучение вызвал многочисленные вопросы о специфике психического склада детей и подростков, особенностей восприятия интеллектуальных и предметно-практиче­ских заданий. Возникла существенная проблема разработки праро­дителей современных образовательных стандартов, ибо требовалось определить, чему и как можно и нужно учить детей. Кроме того, важно было установить, с какого возраста следует организованно и целенаправленно начинать обучение. Домашняя система образова­ния, предшествовавшая государственной, не порождала подобных вопросов, так как для каждого ученика находила свои способы обу­чения, она в полной мере была индивидуализирована. Развитие промышленности и социально-демографические изменения, увели­чившие городское население, положили начало государственной общеобразовательной системе в странах Европы и России. Государ­ственное образование стандартизировано и поэтому требует опреде­ленного нормирования учебных нагрузок на возрастных этапах развития ребенка. Решение этой задачи способствовало формирова­нию новых предметных областей психологии — детской и педаго­гической.

В связи с исторической зависимостью детской психологии от запросов образования ее развитие происходило в единстве с педаго­гикой и педагогической психологией. Однако современные учебни­ки нередко рассматривают детскую психологию как один из част­ных разделов возрастной психологии. Детская психология, изучая психические и поведенческие особенности детей разных возрастов, причинно связана и с психологией развития, так как возраст от ро­ждения до 9—10 лет отличается большим числом качественных но­вообразований и стремительным изменением всех психических и физиологических функций. В детском возрасте проявляются наибо­лее отчетливо все принципы и особенности развития основных функций и систем человека.

Менее изучены, и поэтому мало известны, взаимосвязи детской психологии с психогенетикой и психофизиологией. Детский возраст-характер изучается наиболее тесной зависимостью от природных фак­торов, лежащих в основе индивидуального развития, и прежде всего от конституции и темперамента. Ребенок раннего возраста скорее биосоциальное существо, ему еще предстоит стать личностью, то есть социальным субъектом. Поэтому целесообразно рассматривать основные линии психического и социального развития ребенка как интегрированные с психофизиологическими и психогенетическими закономерностями.

Межпредметные связи и современное состояние детской психо­логии как экспериментальной науки отражены в структуре учебни­ка, в котором хронологические разделы предваряются анализом ос­новных положений о психическом и социальном развитии приме­нительно к дошкольному возрасту. Кроме того, в каждой главе приведены необходимые сведения по психофизиологии и психоге­нетике, которые помогут понять логику временных изменений в их необратимости в возрастном диапазоне от рождения до 10—12 лет.

 

ПРЕДМЕТ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Историю развития психики человека можно рассматривать в двух основных аспектах: 1) от начального этапа проявления сознания у первобытных людей до его современного уровня (филогенез психики) и 2) от рождения ребенка до зрелости (онтогенез психики). Младенец по своим физическим, физиологическим и психологическим признакам резко отличается от ребенка, дошкольник — от подростка, подросток — от юноши, юноша — от зрелого человека и старика. Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости изучает особая психологическая наука — возрастная психология. В соответствии с основными эпохами жизни человека она делится на детскую психологию (включая психологию младшего школьника), психологию подростка, психологию юности, психологию взрослости и геронтопсихологию (психология старческого возраста).

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка на разных возрастных этапах, а также закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой. По словам Д.Б. Эльконина, детская психология изучает закономерности развития ребенка как члена общества. В поле внимания детской психология психика, сознания, психическое развитие ребенка от момента рождения до зрелости.

Детская психология изучает основные закономерности психического развития ребенка.

Стремительно проносятся годы детства, но за этот короткий срок происходят поистине грандиозные прогрессивные изменения в психике человека. Из самого беспомощного среди всех живых существ ребенок превращается в сознательную личность, которая постигает законы развития природы, общества и собственной психики, становится активной преобразующей силой окружающей действительности.

К ключевым понятиям детской психологии относятся категории «возраст», «детство», «развитие», «рост» «детерминизм», «гетерохронность», «системность», «социальная ситуация развития», «ведущий тип деятельности» и целый ряд других понятий, введенных в детскую психологию основными ее направлениями как в зарубежной, так и отечественной психологии. Процесс изучения детской психологии – это процесс усвоения ее категориального аппарата. Первостепенное значение в процессе обучения Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Придавали именно усвоению учащимися понятий.

Детство – это период усиленного развития, изменения обучения. Но это еще и период парадоксов, противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.

Детство - это период, включающий начальные периоды онтогенеза от рождения до младшего школьного возраста от до 10-11 лет.

Развитие

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие ребенка – от момента появления на свет и до зрелости – есть формирование его как члена общества, есть процесс становления его как личности (Д.Б. Эльконин).

В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством. Носителем этого опыта на первых порах является близкий взрослый.

Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

В психологии различают возраст хронологический и возраст психологический. Хронологический возраст выражает длительность существования индивида с момента рождения.

Психологический возраст обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловленную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно – историческое происхождение.

В психологии возраст психологический чаще всего рассматривают как возраст умственный. Он определяется по результатам специального организованного исследования (тестирования). Каждое тестовое задание имеет определенный вес, измеряемый в днях и месяцах. В зависимости от количества решенных задач ребенок набирает определенную сумму баллов. Их количество покажет, каков умственный возраст ребенка. Он может быть как ниже так и выше возраста хронологического. Соотношение хронологического и умственного возраста позволяет говорить об особом показателе детского развития – коэффициенте интеллектуального развития. Этот показатель обозначается английскими буквами IQ.

IQ= Умственный возраст/хронологический возраст х 100%

 

Предмет детской психологии был неоднократно сформулирован во многих учебниках и учебных пособиях, причем у каждого автора имеется свое конкретное представление о самых важных его мо­ментах

Как отмечает Л.Ф. Обухова, предмет детской психологии исторически менялся. В настоящее время предмет детской психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Предметом изучения детской психологии являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирование различных типов деятельности (игра, труд, учение), качеств его личности, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Задачи детской психологии

1. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин.

2. Описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

3. Активизация процессов обучения и воспитания.

4. Контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать: правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.

Расширение предмета детской психологии происходит за счет попыток ввести в поле исследования детской психологии период внутриутробного развития ребенка. Одной из таких работ, в которой проводятся веские доказательства необходимости такого шага, является исследование Г.Г. Филипповой.

Целью своего исследования Г.Г. Филиппова определила построение концептуальной модели материнства для обеспечения целостного научного исследования данного явления в психологии.

МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

План

Планирование и построение исследования

Планирование и построение исследования

Психологическое исследование, как и всякая другая творческая деятельность, на­чинается с осознания общественной необходимости решить определенную про­блему. Проблемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих теоретических и практических задач, стоящих перед детской психологией. Например, всегда актуальными являются задачи изучения влияния тех или иных видов деятельности ребенка и его общения со взрослыми и сверстниками на развитие отдельных сторон психики и становле­ние его личности. Задачи исследования могут диктоваться новыми условиями воспитания и обучения детей, связанными с потребностями определенного этапа развития общества.

На основе общих проблем и анализа опубликованных исследований в соот­ветствующей области детской психологии определяются задачи конкретного ис­следования, его объект и предмет.

Объект исследования — это тот детский контингент, который будет изучаться. Следовательно, для характеристики объекта исследования необходимо ответить на вопрос: кого изучают? Определяется возраст испытуемых, их пол, социальные условия воспитания (воспитанники детского сада или дети, воспитывающиеся дома), состояние здоровья и т. д. Для характеристики предмета исследования нужно установить, что именно изучается. Например, если изучается влияние иг­ры на взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста, то здесь предмет исследования — психологические особенности формирования взаимоот­ношений в группе сверстников.

После того как определены объект и предмет исследования, поставлены его задачи и цели, исследователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, формулирует гипотезу.

Гипотеза — это предположение, возможный ответ на вопрос, который заклю­чен в проблеме. Чаще всего гипотеза устанавливает возможную связь между оп­ределенными психическими явлениями или между этими явлениями, с одной сто­роны, и теми или иными условиями жизни детей — с другой стороны. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, возникающие в ходе самого исследования, Выдвигая гипотезы, необходимо учитывать результаты ранее проведенных ис­следований, общие законы развития психики ребенка и, в определенной мере, педагогический опыт. Все это обеспечивает правдоподобность гипотезы. Другое важное качество правильной гипотезы — доступность проверке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность.

Приведем пример,

В ходе изучения взаимоотношений между детьми в дошкольной группе выяснилось, что положение сверстников неодинаково; одних любят, всегда приглашают в игру, охотно вступают с ними в общение, делятся игрушками и лакомствами и т. д. Другие за­нимают не столь благоприятное положение, третьи оказываются в своеобразной психо­логической изоляции. Возникает проблема: от чего зависит положение ребенка в группе сверстников? Данная проблема определила задачи исследования: выяснить, какие фак­торы определяют взаимоотношения сверстников. На основе предыдущих исследований была выдвинута гипотеза: положение ребенка в группе зависит от степени соответствия психологических особенностей и поведения ребенка уровню нравственных представле­ний, требованиям, которые дети данной группы предъявляют друг к другу. В результате проведенного исследования гипо­теза подтвердилась.

В ходе психологического исследования используются такие основные методы, как наблюдение, эксперимент в различных его формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические методы. Чаще всего в конкретных исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. При этом, исходя из особенностей объек­та, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты ос­новных методов — методика изучения тех или иных сторон развития психики ре­бенка.

 

§ 4. Методы изучения психики ребенка

Методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. Основные – наблюдение, эксперимент – дают достоверную информацию о специфике детского развития. Вспомогательные методы исследования – тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности – дают информацию иллюстративного плана. На основе полученных данных можно лишь строить гипотезы и предположения.

Наблюдение-—это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результа­ты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.

Возможность использования этого метода естественных наук в психологии вообще и детской психологии в частности основана на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Поскольку психика ребенка формируется и проявляется в его деятельности — действиях, словах, мимике и т. д., мы можем на основании этих внешних проявлений, на основании актов поведения судить о внутренних психических процессах и состояниях.

Главной особенностью наблюдения как метода психологического исследова­ния является то, что здесь исследователь не вмешивается в ход психических про­явлений испытуемых и они протекают естественно, «как в жизни». Эта «невмешательская» позиция наблюдателя имеет не только положительные, но и отрица­тельные последствия.

Не всякое даже специально зафиксированное восприятие поведения детей можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом научно-то исследования, наблюдение должно быть правильно построено. Требования к проведению наблюдения:

1. Постановка четкой цели наблюдения. Требуется определить, какие именно стороны поведения, деятельности и психики ребенка необходимо наблюдать.

2. Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. До проведения основных, серий, сеансов наблюдения необходи­мо составить подробную программу того, какие дети или группы детей будут наблюдатъся, в какие часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни детей будут наблюдаться.

Результаты заносятся в протокол, а затем подвергаются математической обработке.

На основе такой или подобной схемы разрабатывается форма протокола, в ко­торый заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осу­ществления количественной статистической обработки полученных данных. Опасность субъективизма возрастает в том случае, если исследователь-наблюда­тель не столько фиксирует в протоколе то, что он воспринимает, сколько выска­зывает свое мнение о происходящем.

3. Наблюдение должно быть объективным. В ходе наблюдения необходимо фиксировать лишь наличие того или иного процесса, но никак не подменять его «необоснованным истолкованием субъективных состояний ребенка».

4. Наблюдение проводится таким образом, чтобы ребенок о нем не знал.

5. Исследователь должен владеть техникой быстрой записи наблюдаемых фактов. В настоящее время для достижения точности и объективности наблюдения используются технические средства: киносъемка, магнитофон, фотография. Для уточнения результатов наблюдения используется и шкала, па которой отмечает­ся интенсивность протекания того или иного психического явления

Различают наблюдения: а) внутреннее, внешнее, включенное; б)стандартизированное и свободное; в) сплошное и выборочное.

Сплош­ные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача — описать общую картину пове­дения. Конечно, фиксировать все движения и слова ребенка не­возможно. Фиксируется только то, что представляется наблю­дателю наиболее важным и значимым, в особенности то новое, что можно увидеть в ребенке в момент наблюдения. Но что именно окажется новым и главным, исследователь заранее не знает (или не формулирует).

В отличие от этого, выборочные наблюдения фиксируют ка­кую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. На­пример, выражение эмоций у ребенка, его действия с игрушка­ми, особенности слов ребенка и пр. При этом фиксируется поведение ребенка в каких-либо специальных естественных си­туациях или в определенные отрезки времени (во время игры, общения со взрослыми и пр.).

При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не должна привлекать к себе его внимания. Для этого используют специальный прибор - зер­кало, обладающее односторонней проницаемостью – «зеркало Гезелла». Его помещают между комнатой, в которой находится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь. В первой комнате на стене висит обыч­ное зеркало, а во второй проделано окно, через которое можно наблюдать за ребенком. В настоящее время для скрытого наблю­дения используют телевизионные установки и кинокамеры. Его может осуществлять также привычный и незаметный для ребен­ка взрослый. Главное, чтобы он не нарушал непринужденности и естественности поведения ребенка.

Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрослый не только является видимым, заметным для ребенка, но и участвует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и пр.) Он включен в деятельность ребенка. В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение за малышом (отмечает для себя его реакции, иници­ативные и ответные действия, эмоции, высказывания и пр.), по­том описывает свои наблюдения

Наблюдение может быть одноразовым (срезовым)

Пролонгированное (лонгитюдное) наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осу­ществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей).

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследо­вать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предва­рительных фактов. Но этот метод имеет и ряд недостатков, глав­ный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и ог­ромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получе­ния новых фактов. Исследователь вынужден ждать, пока инте­ресующие его явления возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему не известно, проходит мимо его внимания. Поэтому более эффективным оказывается другой, более активный и це­ленаправленный метод - эксперимент.

 

Эксперимент

Психологический эксперимент позволяет психологу целенап­равленно вызывать интересующие его явления психики. В экс­перименте психолог специально создает и видоизменяет усло­вия, в которых находится ребенок. Поведение ребенка в разных экспериментальных условиях (его качественный и количествен­ный анализ) позволяет делать некоторые выводы о его психоло­гических характеристиках. Например, чтобы выяснить, какую форму общения со взрослым предпочитают дошкольники, экс­периментатор организует различные ситуации общения с ребен­ком. В одной из них взрослый играет с ним в игрушки, в другой читает книжки или беседует о чем-то познавательном, в третьей — разговаривает на личностные темы: о его отношениях с друзья­ми, разных человеческих качествах и пр. Затем экспериментатор сравнивает характер поведения ребенка в этих ситуациях и выяс­няет, какая из них является для дошкольника предпочтительной. Этот эксперимент позволяет констатировать главную форму об­щения ребенка. Подобные эксперименты называют констати­рующими, поскольку они позволяют зафиксировать (или конста­тировать) какие-либо особенности развития ребенка.

 

Эксперимент

— это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей между собой и обстоятельствами жизни ребенка.

Рассмотрим вытекающие из приведенного определения основные признаки эксперимента, которыми он отличается от наблюдения.

1. Наиболее существенной отличительной особенностью эксперимента, которая определяет все остальные, является активная позиция самого исследователя. Он может вызвать интересующее его явление столько раз, сколько это необходимо для доказательства или проверки выдвинутой гипотезы.

2. В эксперименте специально создаются условия, при которых обнаруживается закономерная связь между психическими явлениями и психологическими и непсихологическими условиями их возникновения и протекания.

Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах. Наиболее точным и доказательным считается лабораторный эксперимент, который осуществляется в специально оборудованном помещении, с помощью различных приборов и приспособлений.

Для того что­бы придать лабораторным опытам естественность, используется один из главных методических приемов детской психологии — игровое моделирование экспери­ментальных и жизненных ситуаций. Так, при исследовании движений глаз ре­бенка и других реакций, для регистрации которых необходимо было закреплять на теле ребенка датчики, эксперимент организовывали, как игру в космонавты: специальные очки и другие приборы входили в космическое снаряжение — ска­фандр, средства связи и т. д,

Наиболее продуктивным и распространенным в детской психологии являет­ся естественный эксперимент.

Естественные эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности детей. Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния напряжения и преднамеренности ответной реакции.

В виде естественных экспериментов проводятся исследования по изучению межличностных отношений и общения между детъми. Игровое моделирование ситуаций позволяет исследователям при сохранении требований экспериментирования добиться жизненной убедительности получаемых результатов.

Требования к организации экспериментального исследования:

1. определить цель исследования;

2. определить выборку исследования (состав участников исследования;

3. тщательно продумать и прописать методики проведения эксперимента;

4. определить условия, в которых будет проходить эксперимент (место и время проведения);

5. Необходимо эти условия создать заранее, до того, как начнется процедура эксперимента

Также выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

На этапе констатирующего эксперимента фиксируется некоторый показатель детского развития: в сфере эмоциональной, интеллектуальной, волевой.

1. Например, вы хотите исследовать, в какой мере супружеские конфликты оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка – дошкольника. В таком случае вам необходимо на этапе констатирующего эксперимента выяснить, имеет ли место конфликт в семьях детей, посещающих вашу группу; как дети переживают и воспринимают конфликтную ситуацию, сложившуюся дома; каково их эмоциональное состояние.

2. Как уже отмечалось, игровое моделирование используется и для изучения взаимоотношений в дошкольной группе. Один из вариантов — эксперименталъная игра «Поздравь товарища» проводится следующим образом. На каждого ребенка заготавливается по три поздравительных открытки и конверт, которые раскладываются на столах, где дети обычно сидят на занятиях. Дети по одному входят в групповую комнату. Экспериментатор (в его роли чаше всего выступает воспитатель) говорит ребенку: «Мы поиграем в интересную игру. Вот тебе три открытки. Положи их по одной в конверты тех детей, которых ты хочешь поздравить с наступающим праздником. Себе класть нельзя». После того как ребенок -распределит открытки (при этом экспериментатор фиксирует его слова и другие реакции), ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положил или еще положит открытку?» Для соблюдения чистоты эксперимента он должен быть организован так, чтобы дети, которые уже осуществили выбор, не встречались с теми, кому это предстоит.

На основе учета количества открыток, полученных каждым ребенком, делается вывод об их положении среди сверстников. Подсчитываются взаимные выборы, число выборов, которое ожидает ребенок, персональное совпадение ожидавшихся и полученных выборов и т. д.

В формирующих экспериментах гипотеза проверяется в процессе активного воздействия, которое приводит к возникновению новых психологических качеств или к изменению ранее существовавших. Это воздействие может включать созда­ние специальных условий, применение таких методов обучения и воспитания, ко­торые должны принести согласно предположению исследователя к определенным изменениям психики ребенка. Если запланированные новообразования действи­тельно возникают, это означает, что мы научились управлять определенной сто­роной психического развития.

На данном этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойст­ва в процессе специально организованного экспериментального обучения и вос­питания.

1. Пример. Если в качестве фактора, определяющего эмоциональное благополучие, вы избрали отсутствие супружеских конфликтов, то формирующий этап исследования будет состоять в том, чтобы сформировать гармонию внутрисемейных отношений.

На контрольном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагно­стические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходя­щих изменений и измеряем результаты.

1. Пример. На данном этапе необходимо вернуться к измерению уровня конфликтности супружеских отношений и степени эмоционального благополучия, переживаемого ребенком. Если в большинстве семей, принявших участие в исследовании, изменение уровня конфликтности повлекло за собой повышение степени эмоционального благополучия, переживаемого ребенком, то есть основания говорить, что гипотеза подтвердилась: действительно формирование гармонично и бесконфликтных форм внутрисемейных отношений способно повлиять на эмоциональное благополучие ребенка.

2. Пример

При изучении причин, по которым дети в дошкольной группе занимают различное положение среди сверстников, мы предположили и, что большое значение имеет субъективная информативность ребенка. Иными словами, не выбирают ли дети для общения тех сверстников, которые обладают какими-либо интересными для многих знаниями и умеют ими поделиться. Для доказательства этой гипотезы было проведено специальное исследование. На первом этапе изучались межличностные предпочтения в группах детей в том числе и описанным выше социометрическим методом («Поздравь товарища») и устанавливался статус, уровень положения каждого ребенка. На втором этапе детей, которые занимали и группе неблагоприятное положение, «наделяли» новой интересной информацией (рассказывали им незнакомые другим сказки, обучали новым играм и т.д.) и учили приемам ее передачи товарищам. После того как дети стали применять полученные знания в повседневном общении со сверстниками, был проведен контроль­ный социометрический эксперимент, результаты которого свидетельствовали о правильности гипотезы; положение детей, ранее находившихся в неблагоприятном поло­жении, значительно улучшилось (исследование Я. Л. Коломинского).

Беседа

В конкретном психологическом исследовании почти всегда применяется несколько методов. Каждый этап изучения психики ребенка требует своего метода или сочетания нескольких. Обычно в психологических исследованиях с детьми, уже владеющими речью, используется беседа, которая дает возможность установить, как сам ребенок понимает ту или иную ситуацию, что он о ней думает, как относится к определенным событиям и т. д. При этом ответы детей рассматриваются не как окончательный результат, а скорее как материал, нуждающийся в дальнейшем анализе.

Беседа как метод детской психологии – это выяснение при помощи системы специально подобранных вопросов тех или иных особенностей психического развития ребенка.

Беседа используется при изучении интересов ребенка, его отношения к другим людям, самому себе, мотивам его деятельности, уровня развития речи и т.д. Однако материал, полученный таким образом, не всегда достоверен и точен, поэтому его сопоставляют с данными эксперимента.

Основные требования к беседе

1. Необходимо заранее продумать цель беседы, ее предмет, составить план, определить участников.

2.Четко сформулировать вопросы. Они должны быть понятны, но не следует придавать им наводящий характер.

3. В процессе беседы надо соблюдать естественность условий, расположить ребенка к себе, быть тактичным, доброжелательным.

4. Ответы испытуемого обязательно фиксируются в протоколе или опросном листе с сохранением максимальной их точности.

В некоторых исследованиях метод беседы выступает одним из основных. Мастером этого метода (клиническая беседа) был выдающийся швейцарский психолог Пиаже. Нередко беседа и его исследованиях сочеталась с введением игровых экспериментальных ситуаций. Вот как проходило исследование, посвященное изучению отношения детей к правилам игры. В данном случае это была игра в шарики.

Экспериментатор говорит ребенку: «Вот шарики (шарики и мел лежали на большом столе). Покажи мне, как в них играют. Я много играл в них, когда был маленьким, но теперь уже почти все забыл. А сейчас мне опять захотелось поиграть. Давай играть вместе. Ты научишь меня правилам, и я буду играть с тобой».

Обратим внимание на особый прием, примененный исследователем: он ставит себя в положение ученика, которого надо обучить. «Все, что требуется, — замечает Пиаже, — это показывать свое полное незнание игры и даже сознательно делать ошибки, чтобы

При массовых исследованиях, результаты которых затем подвергаются стати­стической обработке, используется стандартизированная беседа с точно сформули­рованными вопросами. Каждый вопрос при этом имеет четкую целевую установ­ку, которая затем даст возможность осуществить содержательную интерпретацию ответов. Приведем в качестве примера программу такой беседы, направленной на изучение отношений шести-семилетних детей к школе и учению.

1. Хотел ли ты идти в школу? (Этот вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе.)

2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (Осоз­наваемые мотивы желания или нежелания идти в школу.)

3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили)? (Выявляет, ка­кие собственные действия или действия с ним ребенок запомнил и расценива­ет как подготовку к школе.)

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Выявляет элементы школьно-учебной действительности, наиболее привле­кательные для детей.)

5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (Отсутствие или наличие у ребенка учебной ориентации в си­туации необязательности посещения школы.)

6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока, о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (Место школьных интересов в услови­ях свободного выбора.)

Обратим внимание на два последних вопроса. Здесь в ткань беседы вводятся элементы проективной методики исследования. Суть ее заключается в том, что детям предлагается несколько неопределенная ситуация, исход которой они должны сами выбрать. Считается, что в этом случае ребенок как бы проецирует свои собственные мысли и чувства на сюжет предложенной ситуации или картин­ки.

Для изучения желаний, стремлений, ценностных ориентации ребенка исполь­зуется проективная беседа по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик». Читается сказка, а потом у каждого ребенка спрашивают: «Как бы ты распорядился, если бы у тебя был такой волшебный цветок? Что бы ты сделал с первым лепестком?» и т. д.

К опросным методикам относятся и такие проективные приемы, как дополне­ние незаконченных рассказов и предложений, рассказы детей по картинке и т. д.

Метод беседы можно использовать в работе с детьми, начиная с 4-х лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речью, но в весьма ограниченных пределах. Дошкольники еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы бывают краткими, формальными воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы – большое искусство. Они должны быть понятны и интересны детям и не содержать подсказки.

1. Каждый вопрос должен преследовать достижение определенной цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 10934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.069 с.)