Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ТЕСТЫ: ИХ ИСТОРИЯ, ВИДЫ Первые объективные методы диагностики психического развития детей появились в начале XX века. До этого для исследования психики детей применяли только наблюдения и анкеты. Недостатком этих методов является их субъективность. Новые методы, получившие название тестов, отличались объективностью и возможностью использования для работы с детьми любого возраста. Первыми были разработаны интеллектуальные тесты. Их появление связано с именем французского психолога Альфреда Бине. Бине разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов детей определял уровень их интеллекта. Далее он создает тесты для общей диагностики интеллектуального развития детей от 3 до 18 лет. Эти тесты практически не пересматривались во Франции до 60-х годов. Позднее были разработаны популярные и в настоящее время тесты Векслера, преимущество которых заключалось в способах исследования не только вербального, но и невербального (образного мышления). Методики тестов Равена или Венгера позволяют выявить не только уровень знаний, но и способности, обучаемость ребенка, что не менее значимо при составлении его психологической характеристики. Несколько позднее, уже в середине века, появились тесты для исследования не логического, но творческого мышления детей, их креативности. Эти тесты были разработаны американскими психологами Гилфордом и Торренсом. Существует два основных подхода к изучению интеллектуально-творческого потенциала личности. Первый - изучение с помощью стандартизированных методик (тестов). Второй - изучение с помощью проблемных ситуаций (задач), т.е. непосредственно в деятельности. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки и используется в зависимости от задач, проводимой работы. ВИДЫ ТЕСТОВ Тесты бывают нескольких видов: нормативные, по критериям, стандартные. Нормативное тестирование - это такое, при котором результаты, полученные одним тестируемым, сравниваются со средним результатом определенной группы тестируемых. Нормативные тесты являются наиболее подходящими в тех случаях, когда: • делается попытка определить общую способность детей по предмету; • определяется диапазон варьирования способностей в большой группе; • отбираем наилучших кандидатов. Тестирование по критериям - это такой вид тестирования, при котором результат сравнивается с постоянным, неизменным стандартом. Тесты по критериям измеряют мастерство по очень специфическим целям. Они показывают учителю, точно то, что ученики могут делать и чего не могут. Стандарт выбирается произвольно. Тесты по критерию наиболее пригодны, когда: • Измеряется мастерство выполнения элементарных умений, например, определяется имеет ли учащийся необходимые знания для начала изучения новой темы. • Определяются эмоциональные и психомоторные состояния. • Группируются учащиеся для обучения. Стандартные тесты: Такие тесты проводятся по общим постоянным правилам. Стандартный тест может быть набором заданий, подогнанных под стандартные программы и предназначенных для определения некоторых аспектов знаний, умений и личных качеств учеников. Первая группа методик; Г.Ю. Айзен, Р. Амтхауэр, А. Бипе, Д.Б. Богоявленская, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, К.М. Гуревич, Р. Мейли, Дж. Равен, П. Торренс, Л. Термен и многие другие. У отечественных психологов адаптированы и получили распространение методики Векслера, Равена, Торренса и др.). Разработаны и разрабатываются собственные отечественные варианты аналогичных методик (Д.Б. Богоявленская, К.М. Гуревич и др.). Виды стандартных тестов: • тест достижений; • тест способностей (включая интерес); • диагностический тест. Тесты достижений - это стандартизированные тесты, измеряющие то количество знаний, которые ученик усвоил в данной области. Они могут использоваться индивидуально и для всего класса. Диагностические тесты применяются, чтобы обозначить проблемы в обучении. Тесты способностей предусматривают будущие успехи школьников. СПЕЦИФИКА ДИАГНОСТИКИ Комплекс задач, стоящих перед преподаванием предметов искусства должен быть обеспечен системностью критериев оценки художественного развития детей, связанной с разработкой на каждом возрастном этапе индивидуальной диагностики творческих и художественных способностей подрастающего поколения. Тестирование помогает выявить: • творческий потенциал человека; • индивидуальный темп развития его художественных способностей; • глубину постижения программы по изобразительному искусству, ее отдельных тем; • профессиональную ориентацию подростка, глубину его интересов к изобразительному искусству; • служить для самооценки учеником и педагогом своей художественной культуры; • показатели и критерии анализа творческой активности - это оценка эффективности создания учителем творческой ситуации на уроках изобразительного искусства и др. Метод анализа детских рисунков, в зависимости от цели, может иметь разные формы: это - проверка всех возможных вариантов графического или живописного решения задачи какого-либо теста; сравнение результатов двух-трех текущих учебных заданий у всех учеников в одном классе; анализ многих рисунков, сделанных одним ребенком. Следует помнить, что развитие приводит к стабильным, а не случайным или временным изменениям в поведении и деятельности детей, поэтому его невозможно определить, рассматривая результаты изобразительного творчества ребенка за короткий промежуток времени. Для диагностики важно то, что детские рисунки - это отражение природы детей, ступеней их развития через изменение образов, рожденных в ситуациях повседневных, привычных для ребенка. Правильная диагностика -это еще и первый шаг в организации коррекции - от помощи ребенку до устранения ошибок в педагогической деятельности. И здесь еще важно запомнить несколько основных правил, без которых работа не будет успешной: 1. Для составления общей характеристики развития ребенка необходимо использовать не менее 10-15 разных тестов. Не существует универсальной методики. 2. Строго следовать инструкции, которая приведена в каждой методике. 3. Не забывать о том, что каждая методика рассчитана на детей определенного возраста. Существуют методики, которые можно использовать в разных возрастных группах. 4. Результаты не могут быть одинаково значимы для разного возраста. Помнить о том, что по данным только одной методики нельзя сделать вывод о «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если результаты всех тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы. 5. Для работы по многим методикам необходим специальный «стимуль-ный материал», т.е. карточки, тексты, картинки и т.п., которые предлагают ребенку. Инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны. 6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, а качественной интерпретации. При работе с ними надо быть особенно внимательными и сверять их результаты с показателями, полученными с помощью других тестов. 7. Никогда не пытаться работать с ребенком через силу, без его добровольного желания. Методика «Композия» Цель проведения: Методика направлена на выявление способов, которыми испытуемые строят многоэлементные и разноэлементные по значению и внешнему виду образы событий разного, самостоятельно задуманного ими содержания рисунка. Различаются два вида расположения рисунков: типичное и нетипичное. Типичное - отражает возрастные изменения образного мышления ребенка, нетипичное - его художественное проявление. Каждое из типичных расположений рисунка на листе бумаги строится одним и тем же способом при разном содержании рисунков. Изображение на листе располагаются в случайном порядке, или как-то связываются только между собой, но не с пространством рисунка. Содержание рисунка при всех этих способах частично или совсем не выражается в изобразительной форме. Здесь нет места проявлениям художественной выразительности. Нетипичный вид расположения рисунков отличается прежде всего тем, что до начала процесса рисования у ребенка создается замысел-образ, выраженный в изобразительной форме. Это, как правило, два-три взаимосвязанных компонента чего-то самого важного для задуманного рисунка. Состав порождающих рисунок образов бесконечно разнообразен. Картинное пространство - не копия пространства натурального. Картинное пространство должно быть замкнуто рамкой-краями. Только размещаясь внутри них, картина может не только изображать реальность, но и что-то выражать: идеи, мысли, чувства, движение и неподвижность, разное пространство и разное время события и многое другое. Для этого в картинном пространстве организуются связи и отношение между изображениями, выразительность которых зависит, кроме того, и от места в структуре рабочего поля листа. Действуя таким способом, художник создает неповторимые по содержанию и внешнему виду картины. Этот способ - художественная композиция. Своевременное выявление среди текущих рисунков детей тех, что построены композиционным способом, чрезвычайно важно для регулирования педагогического руководства уроками изобразительного искусства. Если рисунки, построенные таким способом редки для всех учеников какого-либо класса, значит надо что-то менять в обучении: содержание, методику, организацию уроков или взаимоотношение учитель-ученик. Если редки у отдельно нормально развитых детей, то надо искать другие формы индивидуального отношения к ним. Объясняется это тем, что композиционный способ построения образов рисунков всегда является показателем потенциально более высоких возможностей художественного развития ребенка, чем те, которые ему удается реализовывать на уроках. Процедура эксперимента • Изобразительные материалы Каждому испытуемому выдается: 1. По 6 листов белой бумаги размером 6 см xl4 см (у экспериментатора запас не менее, чем по 3 таких же листа на каждого испытуемого для последующей раздачи, если ранее выданных не хватило. 2. Графитный (простой) карандаш мягкостью 2м. 3. Ластик. Инструкция испытуемым. Экспериментатор зачитывает текст сказки «Сказочный город художников». Текст сказки 1. В большом-большом городе жили ребята, которые очень любили рисовать. Рисовали ребята много: дома, в школе, во дворе... А им хотелось делать цветные рисунки. Но цветные рисунки учили делать только в другом городе, который находился недалеко, но был обнесен высокой стеной. Пройти за нее было очень трудно. Это был город Художников. Туда вели только одни ворота (другие были всегда закрыты). У ворот стоял огромный Великан. В руках у него был большущий карандаш, похожий на копье, а вместо щита -большой ластик. 2. У ребят, которым хотелось посмотреть на город Художников, Великан требовал вместо пропуска какие-то особенные рисунки.* Какие? Никто не знал. А Великан, посмотрев на рисунки, всегда говорил: «Эти не подходят» или «Рисунков мало!» Ребята у него спрашивали, за какие рисунки он их пропустит. Он отвечал: «Это секрет!» 3. Однажды ребята решили: «Не уйдем от ворот и будем рисовать до тех пор, пока не узнаем, какие надо показать рисунки, чтобы нас впустили в этот город!» Сели аж у ворот и стали рисовать. Нарисуют, покажут Великану. Но он опять всем говорит «Рисунок не подходит» или «Рисунков мало». Наконец, одна девочка Маша сделала много рисунков и показала Великану. Он их внимательно просмотрел и про четыре рисунка сказал, что они подходят, и пропустил Машу через ворота. «Ага, - догадался кто-то из ребят, - рисунков должно быть не меньше четырех, а еще лучше, е сли их будет больше. 4. Первым догадался мальчик Петя. Он сделал шесть рисунков, а своему другу Васе сказал: «Видишь в стене маленькие дырочки? Если меня пропустят, то в эту дырочку я тебе скажу, какие надо сделать рисунки». Великан Петю пропустил. Он подошел к дырочке стене и прошептал Васе: «Подходят рисунки только про людей и животных. И такие, которые придумал сам, а не такие, как у других ребят. И еще: чтобы не просто что-то было нарисовано, например, дин человек или заяц, а чтобы на рисунке показать какое-то инте р есное событие, чтобы люди и животные что-то делали. А не подходят узоры и такие рисунки, где что-нибудь одно нарисовано: дерево, дом, цветок или еще что-нибудь такое. Рисунок надо делать простым карандашом, а цветными, фломастерами или ручкой - нельзя! И каждый ри сунок надо сд елать на о тдельном листке. 5. Как только Вася узнал все это, так сразу и рассказал всем ребятам. Они обрадовались. Засели за работу. Сделали много интересных рисунков, Великан их пропустил, а рисунки обещал показать художнику. Цифрами отмечены разделы сказки, между которыми экспериментатор делает небольшие паузы. Подчеркнутые слова и цифры в тексте составляют обязательные условия задачи каждого текста. На них надо акцентировать внимание детей интонацией голоса, а при необходимости и повторением текста. Задание испытуемым 1. Ребята! Попробуйте и вы сделать такие рисунки, которые Великан примет и покажет художнику. 2. Вспомните, какие рисунки ему подходят. Должно быть больше 4-х рисунков: про людей или про животных. Рисунки каждый придумает сам -свои, а не такие как у других. Нарисовать надо какие-то интересные события. Рисунки надо сделать карандашом. Каждый рисунок надо сделать на отдельном листе и на первом рисунке поставить - «1», на втором - «2», на третьем -«3» и т.д. 3. Вспомните, какие рисунки Великан не принимал: сделан цветными карандашами, фломастерами, ручкой; узоры или когда на листке нарисовано что-то одно - дом, дерево, цветок или что-то другое; если рисунок будет похож на те, которые Великан видел у других ребят. 4. Я буду за Великана. Каждый из Вас, как только сделает четыре рисунка подойдет ко мне, и мы решим, пропустят автора в город Художников или нет. Если рисунки «подходят», то я их принимаю, а если «не подходят», то-, гда надо рисовать что-то другое и опять мне показать. Выполнение задания Работа детей над рисунками должна быть максимально самостоятельной. Экспериментатор не обсуждает с детьми ни содержания, ни количества рисунков. Он несколько раз по ходу работы обязательно напоминает ученикам условия задания. Тем, кто (судя по рисункам) их забыл, можно напомнить условия в форме вопросов: «Что на рисунке происходит?», «Разве узоры подходят?» и т.п. По ходу занятий детей надо подбадривать похвалой за сосредоточенность при рисовании, за интересные рисунки, за хороший темп работы, но не излишнюю поспешность. Но хвалить надо обязательно за то, что действительно хорошо сделано ребенком. Прием рисунков Рисунки принимаются у каждого испытуемого отдельно. Отказ в приеме обязательно мотивировать. При приеме у первых испытуемых комментировать громко, чтобы все дети услышали, что принимаются рисунки точно по условиям задания. Детям, у которых 1 или 2 рисунка не приняты, надо предложить нарисовать другие. Тем, у кого приняты 4, предложить нарисовать еще что-нибудь интересное. Все принятые и не принятые рисунки должны быть подписаны на оборотной стороне листа (на стороне рисунка надписей делать нельзя). Надпись содержит: Ф.И., класса, дату проведения и порядковый номер исполнения. Рисунки сложить вместе. Процедура группового обследования по этой методике отличается от выше описанной только тем, что: 1. Испытуемые рассаживаются по одному на более значительное расстояние друг от друга. 2. По ходу изложения задания испытуемые могут активно включаться в перечисление и толкование «разрешительных» и «запретительных» условий (при фронтальном это делает только экспериментатор). При индивидуальном обследовании - мотивации и успешному выполнению задания оказывается более низкой, чем в предыдущих двух методиках. ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта, о которых говорилось выше. Креативность, то есть способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разными материалом - преимущественно словесным при вербальной креативности образным (предметами или изображениями) при образной. Американские психологи Гилфорд и Торренс разработали различные методики для исследования креативности детей разного возраста. Для исследования образной креативности может быть использован тест «Дорисовывание», имеющий несколько модификаций в зависимости от возраста детей. Тест для детей 6-10 лет Стимульный материал: листы белой бумаги, в середине которого простым или черным карандашом нарисованы контуры. Инструкция. Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать и не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться и закончи, пожалуйста, рисунок. Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано (можно подписать). Диагноз результатов. При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость, оригинальность полученных ответов. Беглость связывают с обшим количеством ответов (например, дети делают не одно, а два, три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д. Максимальное количество баллов - 3, минимальное - 0 (если ребенок отказывается рисовать). Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания - 0 баллов, максимальное количество баллов - 3 (при использовании нескольких категорий). Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 - звери, пища, транспорт; 2 - игрушки, человек; 3 - герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 - мебель, рыбы; 5 - насекомые, техника; 6 - предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности. Кроме беглости, гибкости, оригинальности оценивают и характер рисунка - важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, прикрепление овала к бумаге без названия рисунка и дорисовывание - 0 баллов. Дорисовывание минимальным количеством линий, при котором обыгрывает-ся традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны) -1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду - 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) - 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, вырастает некоторое действие - 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром - 5 баллов. В норме дети должны набрать 6-9 баллов, получив по 1-2 балла за беглость, гибкость, оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение сти-мульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2-3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень. Тест «Эскизы» Задача: в каждом квадрате теста даны одинаковые фигуры - круги. Каждый круг превратить в изображение предмета. Инструкция: добавь любые детали к основному изображению так, чтобы получились различные предметы. Пример: Время выполнения - 5 мин. Результаты теста оцениваются следующим образом: а) беглость (Б) nl - число категорий рисунков (лица, животные и т. д.), (1 категория - 1балл), п2 - число рисунков, где не используется крут (1 рис. - 1 балл) Б = сумма nl - сумма п2. б) оригинальность(О) ml - число оригинальных рисунков (1 рис. - 5 баллов) т2 - 2 число оригинальных подходов к исполнению необычных по форме и расположению изображений (1 изображение - 3 балла) О = суммат1 + суммат2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Данные тестовые задания по изобразительному искусству и архитектуре направлены на выявление динамики творческого развития учащихся, их художественных увлечениях, уровне художественной интуиции. Тесты предназначены для учащихся 5-11 классов. Содержание тестовых заданий разработано на основе действующих школьных программ по предмету. При разработке данных материалов авторы опирались на существующую в мировой и отечественной практике методологию проектирования многоуровневых оценочных средств, стараясь сохранить при этом художественно-образную специфику искусства. Тесты имеют развивающий и познавательный характер, ориентированы на художественно-творческую реализацию личности. Они составлены таким образом, что могут выполнять контрольные функции входной, промежуточной и выходной диагностики как в процессе занятий на уроках, так и при дополнительном художественном образовании детей. Это первый отечественный опыт создания тестовых оценочных средств по художественным дисциплинам. Главная цель тестовых заданий - способствовать формированию в отечественной системе народного образования новой культуры объективной оценки и самооценки качества знаний учащихся. Если использовать предложенные вопросы тестирования в той системе и структуре, которую предлагают авторы, то тестирование будет иметь развивающий характер как для ученика, так и для педагога, формируя в данном процессе их эстетическое сознание. Тестами выявляются способности участника к образному мышлению, импровизации, развивать его интуицию, готовность к художественному процессу, дар сопереживание и т.д. Многие ответы на поставленные вопросы имеют уникальную ценность для учителя с точки зрения совершенствования его методической оснащенности и реализации принципов педагогики сотрудничества, художественной педагогики. Таблица подсчета баллов
Общий подсчет баллов по уровням (условно): I уровень........................ меньше 21 II уровень....................... от 21 до 26 III уровень...................... от 27 до 32 IV уровень...................... от 32 до 37 баллов Часть В. Накапливаю знания. Тест выявляет умение анализировать и различать понятия по их содержательному объему, классифицировать их, выявить степень осознанности участником собственных умений в художественной деятельности, наличие интереса к определенным видам искусства, широту этого интереса. При подведении итогов выявляются две позиции: 1. Неточность ответа, которая оценивается как 0 баллов. 2. Точность ответа - 1 балл. I уровень (художественный) Интерес к искусству выражен слабо. IV уровень (творческий). V тестируемого проявилась в полной мере предрасположенность к ин Вижу и слышу сердцем
Часть А. В музеях искусства. Предполагает открытые вопросы, позволяющие выяснить знания учеником «золотого фонда» изобразительного искусства и архитектуры, уровень сформированности его художественного вкуса. Ответы могут быть разнообразны: богатство художественного наследия мира допускает их вариативность. Часть Б. В мире художественных образов. Связана с восприятием учеником произведений искусства. Здесь воспроизводится сам живой процесс восприятия, идет обращение к эстетическим чувствам собеседника. Вопросы связаны с новым пониманием законов построения художественного образа и направлены на выявление эмоциональной чуткости ученика к прекрасному. Ответы открытые. Оценивается не их правильность, т.к. ответы носят исповедальный характер, а искренность и активность тестируемого. В этой части присутствуют также творческие задания, ориентированные на создание самостоятельных художественных образов. Задания необычны: предлагается перевести выразительность одного вида искусства на язык другого; создать образ, передающий их эмоциональное состояние в любом художественном выражении. Тест дает возможность выявить у собеседника дар импровизации. Главная цель в том, чтобы дать возможность участнику практически реализовать свой творческий потенциал, познавательные и аналитические способности. У эксперта же будет представление о развитии образного мышления ученика, интуиции, чувства сопереживания, эмоциональной отзывчивости, художественной активности. Подведение итогов и анализ результатов Часть А. В музеях искусства. Проверяется зрительная память, знания участником образного языка искусства и художественного наследия, а также направленность и прочность интереса к данному виду деятельности. Оценивается участие собеседника, а не абсолютная точность или полнота ответа. Поэтому в приложении для эксперта даются только примерные ответы-ориентиры, основанные на материале программ по Изобразительному искусству. Возможны замены названия произведения, фамилии художника или термина на аналогичные. Наличие ответа оценивается в 1 балл, отсутствие его или явная ошибка - 0 баллов. Ожидать знаний от тестируемого в полном объеме невозможно: что-то он знает лучше; что-то хуже, а что-то ему совсем неизвестно. Тест подскажет на что необходимо обратить внимание. Для подведение итогов тестированных предлагается два подхода. 1. Первый подход - простой подсчет правильных ответов по количеству I уровень....................................................... меньше 19 баллов II уровень........ 1/3 ответов на вопросы.......... от 19 до 31 балла III уровень.... 1/2 ответов на вопросы.......... от 31 до 41 балла IV уровень..... 2/3 ответов на вопросы......... от 41 до 63 баллов 2. Второй подход - подсчет ведется по тематическим блокам. Это дает выявить направленность интересов тестируемого. Подсчет баллов
Оценка знаний по тематическим блокам
Первый тип заданий Порождение новых знаний Позиция 1а. Решение нетрадиционных задач, которые можно решить, опираясь на свой художественный опыт и знания. За формальный ответ............. 1 балл за содержательный ответ с примерами............. 2 балла. Позиция 16. Собеседник ставится в позицию искусствоведа. Ему предлагается провести сравнение нескольких художественных явлений, среди которых есть известные ему и неизвестные: за поверхностных ответ (сравнение идет по формальным признакам) за содержательный ответ, свидетельствующий о понимании сути явле В этой позиции возможен образный ответ. Он отличается особо, оценивается дополнительно в 1 балл и приплюсовывается к общему итогу. Общий подсчет баллов по первому типу заданий: I уровень....................................................... меньше 30 баллов II уровень....................................................... от 30 до 40 баллов III уровень................................................... от 40 до 50 баллов IV уровень................................................... от 50 до 60 баллов Выводы по первому типу заданий / уровень (дохубожественный). Интерес к искусствоведению выражен слабо. Уровень (фрагментарно-исполнительский). Тестируемый еще не имеет собственной эстетической позиции и не полностью владеет знаниями по истории культуры и искусства, они у него фрагментарны и не складываются в определенную систему, но сами художественные произведения находят у него эмоциональный отклик. III уровень (художественного мастерства). Тестируемый имеет достаточные знания внепрограммного материала, он опирается на них при встрече с незнакомой постановкой искусствоведческой проблемы в данной области, хотя о системе взглядов на искусство говорить еще рано. У него развиты эстетические чувства. IV уровень (творческий). Тестируемый готов к решению нетрадиционных задач, легко проводит аналоги в силу хорошего знания истории культуры, что помогает ему успешно выполнять искусствоведческие задания, связанные со способностью и обобщением в этой области, к порождению новых знаний, налицо системность его взглядов на искусство. ВТОРОЙ ТИП ЗАДАНИЙ Решение эмоционально-образной задачи при восприятии искусства Позиция 2а. Проявление собственного отношения собеседника к предмету разговора, его нравственно-эстетической позиции: за формальный ответ............................................................................. 1 балл; за содержательный, искренний и обстоятельный............................... 2 балла. Максимальное количество баллов - 30 Минимальное количество баллов - 15 Позиция 26. Собеседнику предлагается провести сравнение художественных образов, поискать художественные и эмоциональные аналоги: за формальное, поверхностное сравнение.......................................... 1 балл за содержательное сравнение, при котором собеседник объясняет свою позицию, при водит убедительные примеры из изобразительного искусства........................................................... 2 балла за рождение неожиданного словесного образа, метафоры............... 3 балла. Максимальное количество баллов за ответы - 45; Минимальное количество баллов за ответы - 15. Общий подсчет баллов по второму типу заданий: I уровень.......................... меньше 30 II уровень........................... от 30 до 45 III уровень...................... от 45 до 60 IV уровень...................... от 60 до 75 баллов третий тип задании Создание художественного образа; поиск поэтических или живописных аналогий для выражения своего эстетического восприятия, перевод его с одного языка искусства на другой; проявление интуиции Позиция За. В изображении (рисунок, живопись): за репродуктивный образ (заемный сюжет, привычная композиция).......................................... 1 балл за яркий, самобытный образ............................................................... 3 балла Максимальное количество баллов - 45 Минимальное количество баллов - 15 (Примеры ответов на вопросы и их оценку смотри в приложении). Позиция 36. В словесном выражении за подмену метафорического об за яркий самобытный образ, неожиданный по смыслу и силе воздейст
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.107.57 (0.017 с.) |