ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПО ИХ РИСУНКАМ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПО ИХ РИСУНКАМ



ТЕСТЫ: ИХ ИСТОРИЯ, ВИДЫ

Первые объективные методы диагностики психического развития детей появились в начале XX века. До этого для исследования психики детей при­меняли только наблюдения и анкеты. Недостатком этих методов является их субъективность.

Новые методы, получившие название тестов, отличались объективно­стью и возможностью использования для работы с детьми любого возраста.

Первыми были разработаны интеллектуальные тесты. Их появление свя­зано с именем французского психолога Альфреда Бине. Бине разработал се­рию вопросов разной степени сложности и на основании ответов детей опре­делял уровень их интеллекта. Далее он создает тесты для общей диагностики интеллектуального развития детей от 3 до 18 лет. Эти тесты практически не пересматривались во Франции до 60-х годов.

Позднее были разработаны популярные и в настоящее время тесты Векслера, преимущество которых заключалось в способах исследования не только вербального, но и невербального (образного мышления).

Методики тестов Равена или Венгера позволяют выявить не только уро­вень знаний, но и способности, обучаемость ребенка, что не менее значимо при составлении его психологической характеристики.

Несколько позднее, уже в середине века, появились тесты для исследо­вания не логического, но творческого мышления детей, их креативности. Эти тесты были разработаны американскими психологами Гилфордом и Торрен­сом.

Существует два основных подхода к изучению интеллектуально-творческого потенциала личности. Первый - изучение с помощью стандарти­зированных методик (тестов). Второй - изучение с помощью проблемных си­туаций (задач), т.е. непосредственно в деятельности. Каждый из этих подхо­дов имеет свои преимущества и недостатки и используется в зависимости от задач, проводимой работы.

ВИДЫ ТЕСТОВ

Тесты бывают нескольких видов: нормативные, по критериям, стандарт­ные.

Нормативное тестирование - это такое, при котором результаты, полу­ченные одним тестируемым, сравниваются со средним результатом опреде­ленной группы тестируемых.

Нормативные тесты являются наиболее подходящими в тех случаях, когда:

• делается попытка определить общую способность детей по предмету;

• определяется диапазон варьирования способностей в большой группе;

• отбираем наилучших кандидатов.

Тестирование по критериям - это такой вид тестирования, при котором результат сравнивается с постоянным, неизменным стандартом. Тесты по критериям измеряют мастерство по очень специфическим целям. Они пока­зывают учителю, точно то, что ученики могут делать и чего не могут. Стан­дарт выбирается произвольно.

Тесты по критерию наиболее пригодны, когда:

• Измеряется мастерство выполнения элементарных умений, например, определяется имеет ли учащийся необходимые знания для начала изу­чения новой темы.

• Определяются эмоциональные и психомоторные состояния.

• Группируются учащиеся для обучения.

Стандартные тесты:

Такие тесты проводятся по общим постоянным правилам. Стандартный тест может быть набором заданий, подогнанных под стандартные программы и предназначенных для определения некоторых аспектов знаний, умений и личных качеств учеников.

Первая группа методик; Г.Ю. Айзен, Р. Амтхауэр, А. Бипе, Д.Б. Богояв­ленская, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, К.М. Гуревич, Р. Мейли, Дж. Равен, П. Торренс, Л. Термен и многие другие. У отечественных психологов адаптиро­ваны и получили распространение методики Векслера, Равена, Торренса и др.). Разработаны и разрабатываются собственные отечественные варианты аналогичных методик (Д.Б. Богоявленская, К.М. Гуревич и др.).

Виды стандартных тестов:

• тест достижений;

• тест способностей (включая интерес);

• диагностический тест.

Тесты достижений - это стандартизированные тесты, измеряющие то количество знаний, которые ученик усвоил в данной области. Они могут ис­пользоваться индивидуально и для всего класса.

Диагностические тесты применяются, чтобы обозначить проблемы в обучении.

Тесты способностей предусматривают будущие успехи школьников.

СПЕЦИФИКА ДИАГНОСТИКИ

Комплекс задач, стоящих перед преподаванием предметов искусства должен быть обеспечен системностью критериев оценки художественного развития детей, связанной с разработкой на каждом возрастном этапе инди­видуальной диагностики творческих и художественных способностей под­растающего поколения.

Тестирование помогает выявить:

• творческий потенциал человека;

• индивидуальный темп развития его художественных способностей;

• глубину постижения программы по изобразительному искусству, ее отдельных тем;

• профессиональную ориентацию подростка, глубину его интересов к изобразительному искусству;

• служить для самооценки учеником и педагогом своей художествен­ной культуры;

• показатели и критерии анализа творческой активности - это оценка эффективности создания учителем творческой ситуации на уроках изобразительного искусства и др.

Метод анализа детских рисунков, в зависимости от цели, может иметь разные формы: это - проверка всех возможных вариантов графического или живописного решения задачи какого-либо теста; сравнение результатов двух-трех текущих учебных заданий у всех учеников в одном классе; анализ мно­гих рисунков, сделанных одним ребенком.

Следует помнить, что развитие приводит к стабильным, а не случайным или временным изменениям в поведении и деятельности детей, поэтому его невозможно определить, рассматривая результаты изобразительного творче­ства ребенка за короткий промежуток времени.

Для диагностики важно то, что детские рисунки - это отражение приро­ды детей, ступеней их развития через изменение образов, рожденных в ситуациях повседневных, привычных для ребенка. Правильная диагностика -это еще и первый шаг в организации коррекции - от помощи ребенку до уст­ранения ошибок в педагогической деятельности. И здесь еще важно запом­нить несколько основных правил, без которых работа не будет успешной:

1. Для составления общей характеристики развития ребенка необходимо использовать не менее 10-15 разных тестов. Не существует универсальной методики.

2. Строго следовать инструкции, которая приведена в каждой методике.

3. Не забывать о том, что каждая методика рассчитана на детей опреде­ленного возраста. Существуют методики, которые можно использовать в разных возрастных группах.

4. Результаты не могут быть одинаково значимы для разного возраста. Помнить о том, что по данным только одной методики нельзя сделать вывод о «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод мо­жет быть сделан только в том случае, если результаты всех тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

5. Для работы по многим методикам необходим специальный «стимуль-ный материал», т.е. карточки, тексты, картинки и т.п., которые предлагают ребенку. Инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого мате­риала обязательны.

6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количест­венной, а качественной интерпретации. При работе с ними надо быть осо­бенно внимательными и сверять их результаты с показателями, полученными с помощью других тестов.

7. Никогда не пытаться работать с ребенком через силу, без его добро­вольного желания.

Методика «Композия»

Цель проведения:

Методика направлена на выявление способов, которыми испытуемые строят многоэлементные и разноэлементные по значению и внешнему виду образы событий разного, самостоятельно задуманного ими содержания ри­сунка.

Различаются два вида расположения рисунков: типичное и нетипичное.

Типичное - отражает возрастные изменения образного мышления ребен­ка, нетипичное - его художественное проявление.

Каждое из типичных расположений рисунка на листе бумаги строится одним и тем же способом при разном содержании рисунков. Изображение на листе располагаются в случайном порядке, или как-то связываются только между собой, но не с пространством рисунка. Содержание рисунка при всех этих способах частично или совсем не выражается в изобразительной форме. Здесь нет места проявлениям художественной выразительности.

Нетипичный вид расположения рисунков отличается прежде всего тем, что до начала процесса рисования у ребенка создается замысел-образ, выра­женный в изобразительной форме.

Это, как правило, два-три взаимосвязанных компонента чего-то самого важного для задуманного рисунка. Состав порождающих рисунок образов бесконечно разнообразен. Картинное пространство - не копия пространства натурального. Картинное пространство должно быть замкнуто рамкой-краями. Только размещаясь внутри них, картина может не только изображать реальность, но и что-то выражать: идеи, мысли, чувства, движение и непод­вижность, разное пространство и разное время события и многое другое. Для этого в картинном пространстве организуются связи и отношение между изображениями, выразительность которых зависит, кроме того, и от места в структуре рабочего поля листа. Действуя таким способом, художник создает

неповторимые по содержанию и внешнему виду картины. Этот способ - ху­дожественная композиция.

Своевременное выявление среди текущих рисунков детей тех, что по­строены композиционным способом, чрезвычайно важно для регулирования педагогического руководства уроками изобразительного искусства. Если ри­сунки, построенные таким способом редки для всех учеников какого-либо класса, значит надо что-то менять в обучении: содержание, методику, орга­низацию уроков или взаимоотношение учитель-ученик. Если редки у отдель­но нормально развитых детей, то надо искать другие формы индивидуально­го отношения к ним. Объясняется это тем, что композиционный способ по­строения образов рисунков всегда является показателем потенциально более высоких возможностей художественного развития ребенка, чем те, которые ему удается реализовывать на уроках.

Процедура эксперимента

• Изобразительные материалы

Каждому испытуемому выдается:

1. По 6 листов белой бумаги размером 6 см xl4 см (у экспериментатора запас не менее, чем по 3 таких же листа на каждого испытуемого для после­дующей раздачи, если ранее выданных не хватило.

2. Графитный (простой) карандаш мягкостью 2м.

3. Ластик.

Инструкция испытуемым.Экспериментатор зачитывает текст сказки «Сказочный город художни­ков».

Текст сказки

1. В большом-большом городе жили ребята, которые очень любили ри­совать. Рисовали ребята много: дома, в школе, во дворе... А им хотелось де­лать цветные рисунки. Но цветные рисунки учили делать только в другом го­роде, который находился недалеко, но был обнесен высокой стеной. Пройти за нее было очень трудно. Это был город Художников. Туда вели только од­ни ворота (другие были всегда закрыты). У ворот стоял огромный Великан. В руках у него был большущий карандаш, похожий на копье, а вместо щита -большой ластик.

2. У ребят, которым хотелось посмотреть на город Художников, Вели­кан требовал вместо пропуска какие-то особенные рисунки.* Какие? Никто не знал. А Великан, посмотрев на рисунки, всегда говорил: «Эти не подхо­дят» или «Рисунков мало!» Ребята у него спрашивали, за какие рисунки он их пропустит. Он отвечал: «Это секрет!»

3. Однажды ребята решили: «Не уйдем от ворот и будем рисовать до тех пор, пока не узнаем, какие надо показать рисунки, чтобы нас впустили в этот город!» Сели аж у ворот и стали рисовать. Нарисуют, покажут Великану. Но он опять всем говорит «Рисунок не подходит» или «Рисунков мало».

Наконец, одна девочка Маша сделала много рисунков и показала Вели­кану. Он их внимательно просмотрел и про четыре рисунка сказал, что они подходят, и пропустил Машу через ворота. «Ага, - догадался кто-то из ребят, - рисунков должно быть не меньше четырех, а еще лучше, если их будет больше.

4. Первым догадался мальчик Петя. Он сделал шесть рисунков, а своему другу Васе сказал: «Видишь в стене маленькие дырочки? Если меня пропус­тят, то в эту дырочку я тебе скажу, какие надо сделать рисунки». Великан Петю пропустил. Он подошел к дырочке стене и прошептал Васе: «Подходят рисунки только про людей и животных. И такие, которые придумал сам, а не такие, как у других ребят. И еще: чтобы не просто что-то было нарисовано, например, дин человек или заяц, а чтобы на рисунке показать какое-то инте­ресное событие, чтобы люди и животные что-то делали. А не подходят узоры и такие рисунки, где что-нибудь одно нарисовано: дерево, дом, цветок или еще что-нибудь такое. Рисунок надо делать простым карандашом, а цветны­ми, фломастерами или ручкой - нельзя! И каждый рисунок надо сделать на отдельном листке.

5. Как только Вася узнал все это, так сразу и рассказал всем ребятам. Они обрадовались. Засели за работу. Сделали много интересных рисунков, Великан их пропустил, а рисунки обещал показать художнику.

Цифрами отмечены разделы сказки, между которыми экспериментатор делает небольшие паузы. Подчеркнутые слова и цифры в тексте составляют обязательные условия задачи каждого текста. На них надо акцентировать внимание детей интонацией голоса, а при необходимости и повторением тек­ста.

Задание испытуемым

1. Ребята! Попробуйте и вы сделать такие рисунки, которые Великан примет и покажет художнику.

2. Вспомните, какие рисунки ему подходят. Должно быть больше 4-х рисунков: про людей или про животных. Рисунки каждый придумает сам -свои, а не такие как у других. Нарисовать надо какие-то интересные события. Рисунки надо сделать карандашом. Каждый рисунок надо сделать на отдель­ном листе и на первом рисунке поставить - «1», на втором - «2», на третьем -«3» и т.д.

3. Вспомните, какие рисунки Великан не принимал: сделан цветными карандашами, фломастерами, ручкой; узоры или когда на листке нарисовано что-то одно - дом, дерево, цветок или что-то другое; если рисунок будет по­хож на те, которые Великан видел у других ребят.

4. Я буду за Великана. Каждый из Вас, как только сделает четыре рисун­ка подойдет ко мне, и мы решим, пропустят автора в город Художников или нет. Если рисунки «подходят», то я их принимаю, а если «не подходят», то-, гда надо рисовать что-то другое и опять мне показать.

Выполнение задания

Работа детей над рисунками должна быть максимально самостоятель­ной. Экспериментатор не обсуждает с детьми ни содержания, ни количества рисунков. Он несколько раз по ходу работы обязательно напоминает учени­кам условия задания. Тем, кто (судя по рисункам) их забыл, можно напом­нить условия в форме вопросов: «Что на рисунке происходит?», «Разве узоры подходят?» и т.п. По ходу занятий детей надо подбадривать похвалой за со­средоточенность при рисовании, за интересные рисунки, за хороший темп работы, но не излишнюю поспешность. Но хвалить надо обязательно за то,что действительно хорошо сделано ребенком.

Прием рисунков

Рисунки принимаются у каждого испытуемого отдельно. Отказ в приеме обязательно мотивировать.

При приеме у первых испытуемых комментировать громко, чтобы все дети услышали, что принимаются рисунки точно по условиям задания. Де­тям, у которых 1 или 2 рисунка не приняты, надо предложить нарисовать другие. Тем, у кого приняты 4, предложить нарисовать еще что-нибудь инте­ресное.

Все принятые и не принятые рисунки должны быть подписаны на обо­ротной стороне листа (на стороне рисунка надписей делать нельзя).

Надпись содержит: Ф.И., класса, дату проведения и порядковый номер исполнения. Рисунки сложить вместе.

Процедура группового обследования по этой методике отличается от выше описанной только тем, что:

1. Испытуемые рассаживаются по одному на более значительное рас­стояние друг от друга.

2. По ходу изложения задания испытуемые могут активно включаться в перечисление и толкование «разрешительных» и «запретительных» условий (при фронтальном это делает только экспериментатор).

При индивидуальном обследовании - мотивации и успешному выполне­нию задания оказывается более низкой, чем в предыдущих двух методиках.

ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ

Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способно­стями человека. В то же время творческие способности личности откладыва­ют отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательно­го, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта, о которых говорилось выше.

Креативность, то есть способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разными материалом - преимущественно сло­весным при вербальной креативности образным (предметами или изображе­ниями) при образной.

Американские психологи Гилфорд и Торренс разработали различные методики для исследования креативности детей разного возраста.

Для исследования образной креативности может быть использован тест «Дорисовывание», имеющий несколько модификаций в зависимости от воз­раста детей.

Тест для детей 6-10 лет

Стимульный материал: листы белой бумаги, в середине которого про­стым или черным карандашом нарисованы контуры.

Инструкция. Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать и не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться и закончи, пожалуйста, рисунок.

Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы де­тей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения).

После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно на­рисовано (можно подписать).

Диагноз результатов. При интерпретации полученных данных обра­щают внимание на беглость, гибкость, оригинальность полученных ответов. Беглость связывают с обшим количеством ответов (например, дети делают не одно, а два, три возможных названия картинок, предлагают несколько вари­антов дорисовывания и т.д.

Максимальное количество баллов - 3, минимальное - 0 (если ребенок от­казывается рисовать).

Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содер­жании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и жи­вотных, и разнообразные предметы). Отказ от задания - 0 баллов, максималь­ное количество баллов - 3 (при использовании нескольких категорий).

Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 - звери, пища, транспорт; 2 - игрушки, человек; 3 - герои сказок, одежда, птицы, рас­тения; 4 - мебель, рыбы; 5 - насекомые, техника; 6 - предметы туалета, све­тильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности.

Кроме беглости, гибкости, оригинальности оценивают и характер ри­сунка - важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе ри­совать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, при­крепление овала к бумаге без названия рисунка и дорисовывание - 0 баллов. Дорисовывание минимальным количеством линий, при котором обыгрывает-ся традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны) -1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с ос­новным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду - 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) - 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, вырастает некоторое дейст­вие - 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром - 5 баллов.

В норме дети должны набрать 6-9 баллов, получив по 1-2 балла за бег­лость, гибкость, оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка.

Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение сти-мульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно го­ворить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2-3 баллов, фактически не обладают творческими спо­собностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

Тест «Эскизы»

Задача: в каждом квадрате теста даны одинаковые фигуры - круги. Каждый круг превратить в изображение предмета.

Инструкция: добавь любые детали к основному изображению так, чтобы по­лучились различные предметы.

Пример:

Время выполнения - 5 мин.

Результаты теста оцениваются следующим образом:

а) беглость (Б)

nl - число категорий рисунков (лица, животные и т. д.), (1 категория - 1балл), п2 - число рисунков, где не используется крут (1 рис. - 1 балл) Б = сумма nl - сумма п2.

б) оригинальность(О)

ml - число оригинальных рисунков (1 рис. - 5 баллов)

т2 - 2 число оригинальных подходов к исполнению необычных по форме и расположению изображений (1 изображение - 3 балла)

О = суммат1 + суммат2

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Данные тестовые задания по изобразительному искусству и архитектуре направлены на выявление динамики творческого развития учащихся, их ху­дожественных увлечениях, уровне художественной интуиции. Тесты предна­значены для учащихся 5-11 классов.

Содержание тестовых заданий разработано на основе действующих школьных программ по предмету. При разработке данных материалов авторы опирались на существующую в мировой и отечественной практике методо­логию проектирования многоуровневых оценочных средств, стараясь сохра­нить при этом художественно-образную специфику искусства.

Тесты имеют развивающий и познавательный характер, ориентированы на художественно-творческую реализацию личности. Они составлены таким образом, что могут выполнять контрольные функции входной, промежуточ­ной и выходной диагностики как в процессе занятий на уроках, так и при до­полнительном художественном образовании детей.

Это первый отечественный опыт создания тестовых оценочных средств по художественным дисциплинам.

Главная цель тестовых заданий - способствовать формированию в оте­чественной системе народного образования новой культуры объективной оценки и самооценки качества знаний учащихся.

Если использовать предложенные вопросы тестирования в той системе и структуре, которую предлагают авторы, то тестирование будет иметь разви­вающийхарактер как для ученика, так и для педагога, формируя в данном процессе их эстетическое сознание.

Тестами выявляются способности участника к образному мышлению, импровизации, развивать его интуицию, готовность к художественному про­цессу, дар сопереживание и т.д.

Многие ответы на поставленные вопросы имеют уникальную ценность для учителя с точки зрения совершенствования его методической оснащен­ности и реализации принципов педагогики сотрудничества, художественной педагогики.

Таблица подсчета баллов

 

 

 

 

 

Номер вопроса Ответ Номер позиции
Да Нет
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.  
7.    
8. ■у    
9. 2    
10. 2    
11. 2    
12. *)    
13. 2    
14. 2    
15.  
16.  
Номер вопроса Ответ Номер позиции  
Да Нет  
17. Z      
18.      
19.    
20.    
21.      
Итого 37 (макс, к-во баллов) 21 (мин. к-во баллов)    
               

Общий подсчет баллов по уровням (условно):

I уровень........................ меньше 21

II уровень....................... от 21 до 26

III уровень...................... от 27 до 32

IV уровень...................... от 32 до 37 баллов

Часть В. Накапливаю знания.

Тест выявляет умение анализировать и различать понятия по их содер­жательному объему, классифицировать их, выявить степень осознанности участником собственных умений в художественной деятельности, наличие интереса к определенным видам искусства, широту этого интереса.

При подведении итогов выявляются две позиции:

1. Неточность ответа, которая оценивается как 0 баллов.

2. Точность ответа - 1 балл.

I уровень (художественный)

Интерес к искусству выражен слабо.

IV уровень (творческий).

V тестируемого проявилась в полной мере предрасположенность к ин­
туитивному мышлению. Он умеет не только различать составные части во­
проса, но и объединять их в ответе, чтотребует от него выхода за рамки уз­
кологического мышления; есть глубина представлений о природе художест­
венной выразительности языка изобразительного искусства, его жанров, тех­
нологий, материалов. Есть интерес к различным видам искусства.РАЗДЕЛ II

Вижу и слышу сердцем

 

 

Направленность тестовых заданий Раздел И. Вижу и слышу сердцем
Часть А. В музеях искусства Часть Б. В мире художественных образов
Цель тестирования Проверить прочность инте­реса к ИЗО. знание художе­ственного наследия Дать возможность для инди­видуальной реализации творческого потенциала
  «Погружение» в историю культуры
Вид мыслительной работы, заложенной в тесте Воспроизведение по памяти Синтез художественных впе­чатлений и перевод его в об­разную форму
Форма ответа Вопросы открытия (с при­мерными ответами для экс­перта) Выполнение творческих за­даний по трем позициям: ис­кусствоведа, зрителя, творца
Критерии оценки Активность участия, умение собеседника прочувствовать суть вопроса, искренность ответов, их развернутость, образ­ность, аргументированность, самостоятельность и ориги­нальность суждений
Ожидаемые свойст­ва художественных способностей Прочность зрительной памя­ти, направленность художе­ственных предпочтений, сформированность вкуса Способность порождать но­вые знания, эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, развитость образного мышления, интуи­ции, дар импровизации, творческая активность

Часть А. В музеях искусства.Предполагает открытые вопросы, позво­ляющие выяснить знания учеником «золотого фонда» изобразительного ис­кусства и архитектуры, уровень сформированности его художественного вкуса.

Ответы могут быть разнообразны: богатство художественного наследия мира допускает их вариативность.

Часть Б. В мире художественных образов.Связана с восприятием учеником произведений искусства. Здесь воспроизводится сам живой про­цесс восприятия, идет обращение к эстетическим чувствам собеседника.

Вопросы связаны с новым пониманием законов построения художест­венного образа и направлены на выявление эмоциональной чуткости ученика к прекрасному.

Ответы открытые. Оценивается не их правильность, т.к. ответы носят исповедальный характер, а искренность и активность тестируемого.

В этой части присутствуют также творческие задания, ориентированные на создание самостоятельных художественных образов.

Задания необычны: предлагается перевести выразительность одного ви­да искусства на язык другого; создать образ, передающий их эмоциональное состояние в любом художественном выражении.

Тест дает возможность выявить у собеседника дар импровизации.

Главная цель в том, чтобы дать возможность участнику практически реализовать свой творческий потенциал, познавательные и аналитические способности. У эксперта же будет представление о развитии образного мыш­ления ученика, интуиции, чувства сопереживания, эмоциональной отзывчи­вости, художественной активности.

Подведение итогов и анализ результатов

Часть А. В музеях искусства.Проверяется зрительная память, знания участником образного языка искусства и художественного наследия, а также направленность и прочность интереса к данному виду деятельности.

Оценивается участие собеседника, а не абсолютная точность или полно­та ответа. Поэтому в приложении для эксперта даются только примерные от­веты-ориентиры, основанные на материале программ по Изобразительному искусству. Возможны замены названия произведения, фамилии художника или термина на аналогичные. Наличие ответа оценивается в 1 балл, отсутст­вие его или явная ошибка - 0 баллов.

Ожидать знаний от тестируемого в полном объеме невозможно: что-то он знает лучше; что-то хуже, а что-то ему совсем неизвестно. Тест подскажет на что необходимо обратить внимание.

Для подведение итогов тестированных предлагается два подхода.

1. Первый подход - простой подсчет правильных ответов по количеству
вопросов.

I уровень....................................................... меньше 19 баллов

IIуровень........ 1/3 ответов на вопросы.......... от 19 до 31 балла

IIIуровень.... 1/2 ответов на вопросы.......... от 31 до 41 балла

IV уровень..... 2/3 ответов на вопросы......... от 41 до 63 баллов

2. Второй подход - подсчет ведется по тематическим блокам.

Это дает выявить направленность интересов тестируемого.

Подсчет баллов

Номера вопросов Тематические блоки
1. 1-6 Искусство, человек, природа. Природа и постройка
1.7-12 Декоративно-прикладное искусство, народное искусство
3. 13-28 Станковые искусства, живопись
4. 29-35 Графика
5. 36-45 Скульптура
6. 46-57 Архитектура как синтез искусств
7. 58-63 Современное искусство и человек

Оценка знаний по тематическим блокам

 

Уровни Тематические блоки Итого баллов
     
I - - - - - - - Меньше 19
II От 19 до 31
III От 31 до 41
IV *> От 41 до 63

Первый тип заданий

Порождение новыхзнаний

Позиция 1а. Решение нетрадиционных задач, которые можно решить, опираясь на свой художественный опыт и знания.

За формальный ответ............. 1 балл

за содержательный ответ с примерами............. 2 балла.

Позиция 16. Собеседник ставится в позицию искусствоведа.

Ему предлагается провести сравнение нескольких художественных яв­лений, среди которых есть известные ему и неизвестные:

за поверхностных ответ (сравнение идет по формальным признакам)
..... 1 балл;

за содержательный ответ, свидетельствующий о понимании сути явле­
ния или вопросы.......... 2 балла;

В этой позиции возможен образный ответ. Он отличается особо, оцени­вается дополнительно в 1 балл и приплюсовывается к общему итогу.

Общий подсчет баллов по первому типу заданий:

I уровень....................................................... меньше 30 баллов

II уровень....................................................... от 30 до 40 баллов

III уровень................................................... от 40 до 50 баллов

IV уровень................................................... от 50 до 60 баллов

Выводы по первомутипу заданий

/ уровень (дохубожественный). Интерес к искусствоведению выражен слабо.

Уровень (фрагментарно-исполнительский). Тестируемый еще не имеет собственной эстетической позиции и не полностью владеет знаниями по ис­тории культуры и искусства, они у него фрагментарны и не складываются в определенную систему, но сами художественные произведения находят у не­го эмоциональный отклик.

III уровень (художественного мастерства). Тестируемый имеет доста­точные знания внепрограммного материала, он опирается на них при встрече с незнакомой постановкой искусствоведческой проблемы в данной области, хотя о системе взглядов на искусство говорить еще рано. У него развиты эс­тетические чувства.

IV уровень (творческий). Тестируемый готов к решению нетрадицион­ных задач, легко проводит аналоги в силу хорошего знания истории культу­ры, что помогает ему успешно выполнять искусствоведческие задания, свя­занные со способностью и обобщением в этой области, к порождению новых знаний, налицо системность его взглядов на искусство.

ВТОРОЙ ТИП ЗАДАНИЙ

Решение эмоционально-образной задачи при восприятии искусства

Позиция 2а. Проявление собственного отношения собеседника к пред­мету разговора, его нравственно-эстетической позиции:

за формальный ответ............................................................................. 1 балл;

за содержательный, искренний и обстоятельный............................... 2 балла.

Максимальное количество баллов - 30

Минимальное количество баллов - 15

Позиция 26. Собеседнику предлагается провести сравнение художест­венных образов, поискать художественные и эмоциональные аналоги:

за формальное, поверхностное сравнение.......................................... 1 балл

за содержательное сравнение, при котором собеседник объясняет свою позицию, при водит убедительные примеры

из изобразительного искусства........................................................... 2 балла

за рождение неожиданного словесного образа, метафоры............... 3 балла.

Максимальное количество баллов за ответы - 45;

Минимальное количество баллов за ответы - 15.

Общий подсчет баллов по второму типу заданий:

I уровень.......................... меньше 30

II уровень........................... от 30 до 45

III уровень...................... от 45 до 60

IV уровень...................... от 60 до 75 баллов

третий тип задании

Создание художественного образа; поиск поэтических или живопис­ных аналогий для выражения своего эстетического восприятия, перевод его с одного языка искусства на другой; проявление интуиции

Позиция За. В изображении (рисунок, живопись):

за репродуктивный образ

(заемный сюжет, привычная композиция).......................................... 1 балл

за яркий, самобытный образ............................................................... 3 балла

Максимальное количество баллов - 45

Минимальное количество баллов - 15

(Примеры ответов на вопросы и их оценку смотри в приложении).

Позиция 36. В словесном выражении за подмену метафорического об­
раза описанием.................................................................................... 2 балла

за яркий самобытный образ, неожиданный по смыслу и силе воздейст­
вия ........................................................................................................ 3 б





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.013 с.)